8.2.1 Электронная бесконтактная система зажигания. Система зажигания матиз


Daewoo Matiz | Электронная бесконтактная система зажигания

8.2. Электронная бесконтактная система зажигания

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
МОДЕЛИ 1,3 И 1,4 Л С КАРБЮРАТОРОМ

На всех моделях 1,3 л используется бесконтактная система зажигания Delco. Система зажигания включает катушку зажигания и распределитель зажигания, привод которого осуществляется от торца распределительного вала.

Распределитель зажигания содержит индуктивный датчик, установленный на валу, и блок зажигания, закрепленный на корпусе. Система работает следующим образом.

При включении зажигания, но неподвижном коленчатом валу двигателя, транзисторы в блоке управления закрыты и не пропускают ток через первичную обмотку катушки зажигания.

При проворачивании коленчатого вала индуктивный датчик перемещается в магнитном поле, созданном блоком. При прохождении датчика около блока создается небольшое переменное напряжение. Блок использует это напряжение, чтобы открыть транзисторы в блоке и подать напряжение на первичную обмотку катушки зажигания.

После прохождения датчика около блока переменное напряжение изменяется и транзисторы закрываются, перекрывая подачу напряжения к первичной обмотке катушки зажигания. При этом индуцируется высокое напряжение во вторичной обмотке катушки зажигания, которое через распределитель и высоковольтные провода подается на соответствующую свечу зажигания.

МОДЕЛИ 1,6 Л (16 SH) И 1,8 Л (18 Е)

На этих моделях устанавливается система зажигания Bosch с датчиком Холла, включающая катушку зажигания, распределитель зажигания и блок зажигания.

Электронный импульс, необходимый для выключения напряжения, подаваемого к первичной обмотке катушки зажигания, формируется магнитным триггером в распределителе зажигания. Зубчатое колесо триггера вращается в постоянном магнитном поле. Величина магнитного поля между выступами статора и зубчатого колеса зависит от воздушного зазора между полюсами. При минимальном воздушном зазоре, когда выступ зубчатого колеса расположен непосредственно перед выступом статора, происходит образование импульса. В связи с тем, что магнитное поле между выступами статора и зубчатого колеса постоянно изменяется, в электромагнитной обмотке триггера, установленной под зубчатым колесом, генерируется напряжение. Это напряжение усиливается блоком и используется для отключения первичной обмотки катушки зажигания. Для каждого цилиндра используется по одному выступу триггера и статора.

Угол опережения зажигания задается распределителем зажигания и корректируется центробежным и вакуумным регуляторами.

Блок зажигания имеет электрическую цепь, которая отключает напряжение от первичной обмотки катушки зажигания, если время между двумя последовательными импульсами превышает 1,5 секунды. Это защищает катушку зажигания и электрические цепи на случай, если зажигание осталось выключенным по неосторожности.

МОДЕЛИ 1,6 Л (16 SV)

Модели до 1988 года

На моделях с 1987 по 1988 годы с двигателями 16 SV устанавливалась электронная система зажигания MZV. В этой системе угол опережения зажигания управляется микропроцессором на основании информации о температуре, оборотах двигателя и нагрузке. Корректировка угла опережения зажигания может быть выполнена также перестановкой заглушки октанового числа. Начальный угол опережения зажигания определяется положением распределителя зажигания. При отсоединении заглушки октанового числа блок управления не регулирует угол опережения зажигания.

Модели с 1989 года

На моделях устанавливается система E1 Plus, которая является модификацией системы зажигания МZV. Элементы систем зажигания очень похожи, но вместо индуктивного датчика устанавливается датчик Холла. Микропроцессор имеет систему самодиагностики для обнаружения неисправностей. Блок управления ограничивает максимальные обороты двигателя, отключая подачу напряжения к первичной обмотке катушки зажигания при оборотах двигателя выше 6 000 об/мин.

МОДЕЛИ 1,8 Л (18 SE)

Система зажигания Е161 (EZ 61) устанавливается на всех двигателях 1,8 л с 1987 года. Также как и система зажигания MZV и E1 Plus, эта система использует блок управления микропроцессора для вычисления динамического угла опережения зажигания на основании сигналов от индуктивного датчика импульсов, установленного с передней стороны блока цилиндров, и сегментированного диска, закрепленного на коленчатом валу.

Распределитель зажигания служит только для распределения высокого напряжения к свечам зажигания и не оказывает никакого влияния на угол опережения зажигания.

МОДЕЛИ 1,4 И 1,6 Л С СИСТЕМОЙ ВПРЫСКА ТОПЛИВА

Система управления двигателем Multec CFi описана в подразделе 6.2.5.1. Электронное контрольное устройство (ECU) управляет системой зажигания и системой впрыска топлива и по сути является системой управления двигателем. Для определения угла опережения зажигания блок ECU получает информацию от различных датчиков о положении коленчатого вала, температуре охлаждающей жидкости и абсолютном давлении во впускном коллекторе. Кроме того, блок ECU получает дополнительную информацию об установленном октановом числе топлива и блоке управления автоматической коробкой передач. Для плавного переключения передач уменьшается угол опережения зажигания при переключении.

МОДЕЛИ 2,0 Л

Система управления двигателем Motronic описана в подразделе 6.2.5.3. Система зажигания подобна системе зажигания Е1 61. Корректировку угла опережения зажигания можно произвести только перестановкой заглушки октанового числа. В системе управления двигателем Motronic M2.5 блок ECU получает дополнительную информацию от датчика детонации, установленного на блоке цилиндров. При появлении детонации блок ECU уменьшает угол опережения зажигания и предотвращает повреждение двигателя.

automn.ru

Daewoo Matiz | Система зажигания

Общие сведения

Электрическое оборудование двигателя включает в себя аккумуляторную батарею, систему зажигания (высокого и низкого напряжения), стартер и генератор.

Для поиска и определения неисправностей в системе электрического оборудования двигателя необходимо использовать диагностические схемы.

Распределитель зажигания

Цепь зажигания состоит из аккумуляторной батареи, распределителя зажигания, выключателя зажигания, свечей зажигания и проводов низкого и высокого напряжения. Информация об аккумуляторной батарее представлена в соответствующей главе.

Распределитель зажигания HEI

Распределитель зажигания оборудован внутренним датчиком, состоящим из постоянного магнита, полюсного наконечника с внутренними зубьями и считывающей катушкой. Зубья сердечника прерывателя вращаются в полюсном наконечнике. Когда зубья сердечника прерывателя совпадают с зубьями полюсного наконечника, в считывающей катушке индуцируется напряжение, которое является сигналом для электронного блока на отключение тока в первичной цепи индукционной катушки зажигания. Первичный ток резко уменьшается и во вторичной обмотке катушки зажигания индуцируется высокое напряжение. Это напряжение через ротор подается по высоковольтным проводам к свечам зажигания. Конденсатор, установленный в распределителе зажигания, обеспечивает подавление помех для радиоприема.

Все изменения в моменте зажигания в распределителе НЕI (EST) осуществляются электронным модулем управления (ЕСМ). Модуль получает информацию от различных датчиков, установленных на двигателе, рассчитывает требуемый угол опережения зажигания и передает сигнал распределителю зажигания на соответствующее изменение угла опережения зажигания. В распределителе зажигания имеется вспомогательная система опережения зажигания для управления блоком зажигания при отказе ЕСМ, при этом не применяются вакуумные или механические системы изменения угла опережения зажигания.

Угол опережения зажигания

При использовании стробоскопа подсоедините переходник между свечой зажигания первого цилиндра и высоковольтным проводом, идущим к этой свече, или воспользуйтесь датчиком индукционного типа. Не прокалывайте изоляцию высоковольтного провода. При появлении повреждения в изоляции высоковольтного провода будет происходить пробой на ближайшую деталь, соединенную с «массой», и свеча не будет работать должным образом. На некоторых двигателях предусмотрено отверстие для магнитного датчика, применяемого совместно со специальным электронным оборудованием, для установки момента зажигания. За сведениями о правилах работы с таким оборудованием следует обращаться к инструкциям производителей.

Высоковольтные провода

Высоковольтные провода, применяемые в системе зажигания, имеют пропитанный углеродистый сердечник, окруженный оболочкой из силиконовой резины диаметром 8 мм. Силиконовая оболочка выдерживает очень высокие температуры и обеспечивает хорошую изоляцию от высокого напряжения в системе зажигания HEI.

Наконечники высоковольтных проводов, изготовленные из силиконовой резины, плотно посажены на свечи. Перед снятием наконечника его необходимо повернуть на половину оборота.

Подсоединение стробоскопа или любого иного измерительного оборудования следует производить с осторожностью.

Не вставляйте щупы между наконечником и проводом или через силиконовую оболочку. Следует выполнять параллельные соединения, пользуясь переходником. Не тяните за высоковольтный провод при снятии его со свечи зажигания, а тяните за наконечник или применяйте приспособление, предназначенное для этой цели.

Свечи зажигания

6.4 Система зажигания Daewoo Matiz

Рис. 6.14. Пример маркировки свечи зажигания: R – резистивный тип; 4 – размер резьбы 14 мм; 6 – тепловой режим; Т – коническая юбка изолятора; S – удлиненный наконечник электрода

На всех двигателях, за исключением двигателей с алюминиевой головкой цилиндров, установлены свечи резистивного типа с конической юбкой изолятора. При установке таких свечей не требуется применение прокладок. Система маркировки свечей зажигания представлена на рис. 6.14.

Первая и последние буквы обозначают конкретный тип свечи. Цифры указывают размер резьбы и тепловой режим.

Первая цифра обозначает размер резьбы:

4 – 14 мм; 2 – конусная часть 1/2 дюйма;

8 –18 мм; 5 – конусная часть 1/2 дюйма;

10 –10 мм; 6 – конусная часть 3/4 дюйма;

12 – 12 мм; 7 – конусная часть 7/8 дюйма.

Вторая цифра означает тепловой режим:

  0–1–2–3–4–5–6–7–8–9

ХОЛОДНАЯ.....ГОРЯЧАЯ.

При обычных условиях эксплуатации двигатель может работать в режиме холостого хода, медленной скорости и высокой скорости движения. Эпизодическое или периодическое движение с высокой скоростью необходимо для улучшения работы свечей зажигания. При этом выделяется большее количество тепла, благодаря чему выгорают углеродистые и прочие отложения, образующиеся при частой работе двигателя на холостом ходу или при движении с частыми остановками. Свечи зажигания защищены изолирующим наконечником, изготовленным из специального теплостойкого материала, закрывающего клемму свечи и частично изолятор. Такие наконечники предотвращают проскакивание искры по свече, вызывающей перебои в работе двигателя. Не следует смешивать коронный разряд с проскакиванием искры или коротким замыканием в изоляторе.

Коронный разряд сопровождается постоянным голубым свечением вокруг изолятора. Коронный разряд является признаком наличия поля высокого напряжения и не оказывает воздействия на поведение системы зажигания. Обычно коронный разряд можно увидеть только в темноте. Такой разряд приводит к отталкиванию частиц грязи, благодаря чему на части изолятора, находящейся непосредственно над корпусом, остается светлое кольцо. Это кольцо иногда ошибочно принимают за доказательство прорыва газов между корпусом свечи и изолятором.

Выключатель зажигания

Механический выключатель зажигания расположен в правой части рулевой колонки под рулевым колесом. Электрическая часть отделена от ключа и замка зажигания, однако, обе части работают синхронно и совместно благодаря соединительной штанге. Полное описание работы ключа и замка зажигания, а также соединительной штанги дано в главе «Рулевое колесо и рулевая колонка».

Диагностика элементов  системы зажигания

Свечи зажигания

Подгоревшие или загрязненные свечи могут удовлетворительно работать на холостом ходу, но при повышении частоты вращения коленчатого вала они могут работать с перебоями. Неустойчивая работа свечей зажигания определяется по многим признакам: увеличенному расходу топлива, уменьшению мощности двигателя, уменьшению скорости, затрудненному пуску и неустойчивой работе двигателя в целом.

Нарушение работоспособности свечей зажигания может быть и из-за отложения нагара, увеличенного межэлектродного зазора и треснутого изолятора. Нагар на свечах представляет собой углеродистые отложения черного цвета. Появление черных отложений обычно является результатом медленной езды и частых остановок, когда необходимая рабочая температура двигателя достигается редко. Износ поршней и колец, неправильная установка угла опережения зажигания, переобогащение топливновоздушной смеси, применение свечей со слишком холодным тепловым режимом – все это также приводит к появлению нагара. Выгорание межэлектродного зазора при малом пробеге обычно указывает на то, что двигатель работает на высоких частотах вращения коленчатого вала, с большой нагрузкой, постоянно превышающей нормальные величины, или что свеча предназначена для более высоких температур. Износ электрода может также быть следствием перегрева свечи в результате утечки отработавших газов через резьбу из-за недостаточной затяжки свечи зажигания. Применение излишне обедненных смесей также приводит к сильному износу электрода свечи зажигания.

Появление трещин в изоляторе обычно является результатом неправильной установки свечи или регулировки межэлектродного зазора. Разрушение верхнего изолятора обычно вызвано применением несоответствующего ключа или ударом. Трещина в изоляторе может быть видна не сразу, а после попадания масла или влаги в трещину. Трещины часто появляются непосредственно под закраиной корпуса и могут быть не видны. Разрушение нижнего изолятора обычно бывает вызвано неправильной регулировкой межэлектродного зазора и, как правило, заметно сразу. Такое разрушение может произойти от перегрева свечи при высоких скоростях движения или при больших нагрузках. При регулировке межэлектродного зазора следует подгибать только боковой (соединенный с «массой») электрод. Свечи зажигания с треснутыми изоляторами подлежат замене.

Техническое  обслуживание

Распределитель зажигания

Описываемые процедуры применимы в целом к большинству модификаций автомобиля. В тех случаях, когда в техническом обслуживании имеются различия или требуется дополнительная информация, см. главу «Обслуживание на автомобиле» для конкретной модификации.

Распределитель HEI

1. При проведении проверки компрессии отсоедините провод от выключателя зажигания у распределителя зажигания. При отсоединении провода не пользуйтесь отверткой для отжатия запорного язычка, так как при этом может произойти повреждение провода.

2. Не требуется периодической смазки распределителя зажигания. Моторное масло смазывает нижнюю втулку, а резервуар с маслом обеспечивает смазку верхней втулки.

3. Клемма тахометра (ТАСН) находится рядом с клеммой выключателя зажигания (ВАТ) на крышке распределителя зажигания.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Ни в коем случае не допускайте замыкания клеммы тахометра на «массу» во избежание повреждения блока и/или катушки зажигания. Некоторые из эксплуатируемых в настоящее время тахометров могут быть несовместимы с данной системой зажигания высокого напряжения (HEI).

4. Продолжительность размыкания в распределителе зажигания регулируется блоком ЕСМ и не может быть отрегулирована техниками.

5. Материал, используемый при изготовлении высоковольтных проводов, очень эластичный, поэтому такие провода выдерживают более высокие тепловые нагрузки и напряжения, но при этом становятся более вероятными задиры и порезы. Высоковольтные провода необходимо прокладывать с осторожностью, чтобы избежать износа и порезов. При отсоединении высоковольтного провода от свечи следует поворачивать наконечник провода на свече и тянуть за него или использовать специальное устройство для снятия наконечников.

Установка угла опережения  зажигания

1. При выключенном зажигании подсоедините сигнальный провод стробоскопа к свече зажигания первого цилиндра. Для подсоединения используйте отдельный провод, подсоединяя его к свече и сигнальному проводу. Не прокалывайте высоковольтный провод и не пытайтесь вставить провод между наконечником и высоковольтным проводом. Питание для стробоскопа подсоединяйте в соответствии с инструкцией.

2. Пустите двигатель и направьте свет стробоскопа на метку для установки угла опережения зажигания. Метка на балансире или шкиве должна совпадать с указателем. Если необходимо изменить угол опережения зажигания, ослабьте болт фиксатора на основании распределителя зажигания и, наблюдая за меткой в свете стробоскопа, поверните распределитель, пока метка не совместится с указателем. Затяните болт крепления фиксатора и проверьте установку угла опережения зажигания.

3. Выключите двигатель и отсоедините стробоскоп и вновь подсоедините высоковольтный провод к свече зажигания.

Высоковольтные провода

Наконечники высоковольтных проводов снимайте со свечей зажигания с осторожностью. Для снятия поверните наконечник на половину оборота, после чего потяните за него и отсоедините от свечи зажигания.

При замене высоковольтных проводов аккуратно прокладывайте провода, пользуясь соответствующими фиксаторами. Неправильная прокладка высоковольтных проводов может привести к появлению радиопомех и неправильному порядку зажигания или же к замыканию проводов на «массу». Следует с особой осторожностью проводить замену наконечников высоковольтных проводов. Необходимо убедиться в том, что металлическая клемма полностью установлена на клемму свечи и наконечник не двигается по проводу.

При перемещении наконечника по проводу может создаться впечатление плотной посадки. Хорошим методом проверки правильности посадки наконечника является покачивание его в стороны. Если он посажен плотно, будет чувствоваться сильное сопротивление покачиванию. В случае недостаточно плотного контакта клеммы провода и клеммы свечи зажигания сопротивление боковому смещению будет обусловлено только жесткостью самого наконечника.

Обслуживание  на автомобиле

Система зажигания

Снятие

1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.

2. Отсоедините центральный и высоковольтные провода с крышки распределителя зажигания.

3. Отсоедините разъемы от катушки зажигания и EST.

4. Выверните обе гайки крепления кронштейна кулачка распределителя зажигания.

6.4 Система зажигания Daewoo Matiz

Рис. 6.15. Распределитель зажигания: 1 – крышка распределителя зажигания; 2 – винт; 3 – ротор распределителя зажигания; 4 – вал; 5 – стопор; 6 – пробка; 7 – винт; 8 – полюсный наконечник и пластина; 9 – блок распределителя зажигания; 10 – уплотнение корпуса; 11 – корпус распределителя зажигания; 12 – кольцо круглого сечения; 13 – пружина; 14 – шайба; 15 – пружина муфты; 16 – муфта; 17 – шпилька; 18 – разъем

5. Снимите распределитель зажигания (рис. 6.15). Промаркируйте шлицевой привод и кулачковый вал для правильной повторной сборки.

Установка

1. Установите распределитель зажигания. Шлицевой привод выставьте в соответствии с ранее нанесенными метками.

2. Вверните гайки крепления кронштейна кулачка распределителя зажигания.

3. Подсоедините разъемы к катушке зажигания и EST.

4. Подсоедините центральный и высоковольтные провода к крышке распределителя зажигания.

5. Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.

Катушка зажигания

Снятие

1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.

2. Отсоедините разъем от распределителя зажигания.

3. Отсоедините центральный провод.

4. Выверните болты и снимите катушку зажигания.

Установка

1. Установите катушку зажигания.

2. Закрепите болтами катушку зажигания.

3. Подсоедините центральный провод.

4. Подсоедините разъем к распределителю зажигания.

5. Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.

Электропроводка  моторного отсека

Общие сведения

6.4 Система зажигания Daewoo Matiz

Рис. 6.16. Электропроводка моторного отсека

Электрическое оборудование моторного отсека включает в себя аккумуляторную батарею, систему зажигания (высокого и низкого напряжения), стартер и генератор с соответствующими проводами (рис. 6.16).

Для определения конкретной неисправности необходимо обращаться к соответствующей главе данного руководства.

automn.ru

Daewoo Matiz | Возможные неисправности системы зажигания, их причины и методы устранения

Причина неисправности

Метод устранения

Двигатель не запускается

1. Ток не проходит через контакты

прерывателя:

1. Проделайте следующее:

- загрязнены, окислены или пригорели контакты прерывателя; увеличенный зазор между контактами;

- зачистите контакты и отрегулируйте зазор между ними;

- ослаблено крепление или окислены наконечники проводов в цепи низкого напряжения, обрыв в проводах или замыкание их с массой;

- проверьте провода и их соединения;

поврежденные провода замените;

- неисправен выключатель (не замыкаются контакты "30/1" и "15") или реле зажигания;

- проверьте, замените неисправную контактную часть выключателя зажигания или реле зажигания;

- пробит конденсатор;

- замените конденсатор;

- обрыв в первичной обмотке катушки зажигания

- замените катушку зажигания

2. Не размыкаются контакты прерывателя:

2. Проделайте следующее:

- нарушена регулировка зазора между контактами прерывателя;

- сильно изношена текстолитовая колодка или втулка рычажка прерывателя;

- отрегулируйте зазор между контактами;

- замените контактную группу;

- вышел из строя подшипник подвижной пластины прерывателя;

- замените подшипник или распределитель зажигания

3. Не подается высокое напряжение к  свечам зажигания:

3. Проделайте следующее:

- неплотно посажены в гнездах, оторвались или окислены наконечники проводов высокого напряжения; провода сильно загрязнены или повреждена их изоляция;

- проверьте и восстановите соединения, очистите или замените провода;

- износ или повреждение контактного уголька, зависание его в крышке распределителя зажигания;

- проверьте и, при необходимости, замените контактный уголек;

- утечка тока через трещины или

прогары в крышке или роторе распределителя зажигания, через нагар или влагу на внутренней поверхности крышки;

- проверьте, очистите крышку от влаги и нагара, замените крышку и ротор, если в них имеются трещины;

- перегорание резистора в роторе распределителя зажигания;

- замените резистор;

- повреждена катушка зажигания

- замените катушку зажигания

4. Замаслены электроды свечей зажигания или зазор между ними не соответствует норме

4. Очистите свечи и отрегулируйте зазор между электродами

5. Повреждены свечи зажигания (трещина на изоляторе)

5. Замените свечи новыми

6. Нарушен порядок присоединения

проводов высокого напряжения к выводам крышки распределителя зажигания

6. Присоедините провода в порядке зажигания 1-3-4-2

7. Неправильная установка момента

зажигания

7. Проверьте, отрегулируйте момент зажигания

8*. На коммутатор не поступают импульсы напряжения от бесконтактного датчика:

8*. Проделайте следующее:

- обрыв в проводах между датчиком распределителем зажигания и коммутатором;

- проверьте провода и их соединения, поврежденные провода замените;

- неисправен бесконтактный датчик

- проверьте датчик с помощью переходного разъема и вольтметра; неисправный датчик замените

9*. Не поступают импульсы тока на первичную обмотку катушки зажигания:

9*. Проделайте следующее:

- обрыв в проводах, соединяющих

коммутатор с реле или катушкой

зажигания;

- проверьте провода и их соединения;

поврежденные провода замените;

- неисправен коммутатор;

- проверьте коммутатор осциллографом; неисправный коммутатор замените

Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу

1. Слишком раннее зажигание в цилиндрах двигателя

1. Проверьте, отрегулируйте момент

зажигания

2. Большой зазор между электродами свечей зажигания

2. Проверьте, отрегулируйте зазор

между электродами

3. Малый зазор между контактами прерывателя

3. Отрегулируйте зазор между контактами

Двигатель неравномерно и неустойчиво работает при большой частоте вращения коленчатого вала

1. Ослабла пружина подвижного контакта прерывателя

1. Замените контактную группу

2. Большой зазор между контактами

прерывателя

2. Проверьте, отрегулируйте зазор

между контактами

3. Ослабли пружины грузиков регулятора опережения зажигания в датчике распределителе зажигания

3. Замените пружины, проверьте работу центробежного регулятора на стенде

Перебои в работе двигателя на всех режимах

1. Повреждены провода в системе зажигания, ослаблено крепление проводов или окислены их наконечники

1. Проверьте провода и их соединения.

Поврежденные провода замените

2. Загрязнены, окислены, пригорели

или смещены контакты прерывателя

2. Зачистите контакты и отрегулируйте

зазор между ними

3. Износ электродов или замасливание свечей зажигания, значительный нагар; трещины на изоляторе свечи

3. Проверьте свечи, отрегулируйте зазор между электродами, поврежденные свечи замените

4. Износ или повреждение контактного уголька в крышке распределителя зажигания

4. Замените контактный уголек

5. Сильное подгорание центрального контакта ротора распределителя зажигания

5. Зачистите центральный контакт

6. Трещины, загрязнение или прогары в роторе или крышке распределителя зажигания

6. Проверьте, замените ротор или крышку

7. Снижение емкости конденсатора или обрыв в нем

7. Замените конденсатор

8. Чрезмерно большое биение валика распределителя зажигания; повышенный износ втулки валика

8. Замените распределитель зажигания

9*. Неисправен коммутатор - форма импульсов на первичной обмотке катушки зажигания не соответствует норме

9*. Проверьте коммутатор с помощью

осциллографа, неисправный коммутатор замените

Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью

1. Неправильная установка момента зажигания

1. Проверьте, отрегулируйте момент

зажигания

2. Заедание грузиков регулятора опережения зажигания, ослабление пружин грузиков

2. Проверьте, замените поврежденные

детали

3. Большой износ втулки подвижного

контакта прерывателя

3. Проверьте, замените контактную

группу

4*. Неисправен коммутатор - форма импульсов на первичной обмотке катушки зажигания не соответствует норме

4*. Проверьте коммутатор с помощью

осциллографа, неисправный коммутатор замените

automn.ru

Daewoo Matiz | Система зажигания

7.1. Общее описание

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Пример маркировки свечи зажигания
8.0 Система зажигания Daewoo Matiz БУКВЕННЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В МАРКИРОВКЕ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮТ ТИП СВЕЧИ, А ЦИФРОВЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ К РАЗМЕРАМ РЕЗЬБОВОГО ХВОСТОВИКА И КАЛИЛЬНОМУ ЧИСЛУ: R – ВСТРОЕННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ДЛЯ ПОДАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОМЕХ 4 – ДИАМЕТР РЕЗЬБЫ 14 MM 3 – КАЛИЛЬНОЕ ЧИСЛО Х – ДЛИНА РЕЗЬБЫ 19 MM S – УДЛИНЕННЫЙ НАКОНЕЧНИК
Расшифровка условных обозначений в маркировке свечей
8.0 Система зажигания Daewoo Matiz

 

Система зажигания включает в себя аккумуляторную батарею, распределитель, замок зажигания, свечи зажигания и цепи низкого и высокого напряжения.

На большинстве двигателей установлен бесконтактный распределитель с электрон ным регулированием угла опережения зажигания, объединяющий в себе все элементы системы зажигания. Катушка зажигания расположена в крышке распределителя и соединена щеткой с бегунком. Некоторые двигатели оборудованы распределителем и катушкой зажигания в раздельном исполнении.

В распределитель зажигания встроен магнитоэлектрический датчик, который формирует управляющие импульсы и подает их на вход электронного блока зажигания. Датчик состоит из ротора с постоянными магнитами и индуктивной катушки. При прохожде нии магнитного полюса ротора мимо индуктивной катушки в последней наводится переменное напряжение. Электрический сигнал от катушки подается на вход полупроводникового блока, который формирует ток в первичной цепи катушки зажигания (высоковольтного трансформатора). В определенные фазы изменения напряжения в цепи индуктивной катушки происходит резкое уменьшение тока в первичной цепи катушки зажигания. При этом во вторичной обмотке катушки зажигания генерируется высокое напряжение, подаваемое распределителем зажигания на свечи в порядке работы цилиндров двигателя. В распределителе расположен конденсатор для уменьшения помех радиоприему. Угол опережения зажигания регулируется ЭБУ двигателя по сигналам от различных датчиков, контролирующих режим работы двигателя. На случай отказа ЭБУ предусмотрена дублирующая система регулирования угла опережения зажигания. В данном распределителе вакуумные и механические регуляторы не используются.

Провода высокого напряжения состоят из проволочного проводника, пропитанного углеродным составом и помещенного в изоляцию из силиконовой резины. Диаметр проводов 8 мм. Материал изоляции проводов хорошо выдерживает высокие температуры и обеспечивает надежную электрическую изоляцию высокого напряжения. На свечи надеты уплотнительные колпачки из силиконовой резины. При демонтаже необходимо отвернуть защитный колпачок на 1/2 оборота. При соединении со свечой контрольной лампа или других датчиков следует проявлять осторожность. Нельзя ничего вставлять с усилием между колпачком свечи и проводом или протыкать изоляцию провода. Все соединения следует выполнять с помощью специальных переходников параллельно основным цепям. Запрещено тянуть за провод высокого напряжения, чтобы снять его с наконечника свечи. Провода следует снимать, прикладывая усилие к колпачку или пользуясь специальным инструментом.

На всех двигателях, кроме двигателей с алюминиевыми головками цилиндров, применяются свечи зажигания с конической уплотнительной фаской (без уплотнитель ных колец). В свечи зажигания встроено сопротивление для уменьшения электромагнитных помех. В обычной эксплуатации автомобиля двигатель работает на различных режимах: на холостом ходу, при низких, средних и высоких оборотах коленчатого вала. Для нормальной работы свечей зажигания необходимо периодически эксплуатировать двигатель с полной нагрузкой при высокой частоте вращения вала. Это обеспечивает удаление со свечей нагара и прочих отложений, которые интенсивно образуются при работе двигателя на холостом ходу или на неустановившихся режимах, характерных для городской эксплуатации автомобиля. Центральный электрод свечи находится в изоляторе, изготовленном из термостойкого керамического материала. Изолятор уплотнен в корпусе свечи и предотвращает пробой заряда на "массу", при котором нарушается зажигание. Не следует ошибочно принимать за пробой или замыкание на `"массу" коронный разряд, который проявляется в устойчивом голубом свечении изолятора около кромки корпуса свечи. Коронный разряд является следствием высокой напряженности электромагнитного поля свечи и никак не сказывается на работе системы зажигания. Обычно коронный разряд становится видимым только в темноте. В результате существования коронного разряда на изоляторе около корпуса свечи может появиться характерный чистый кольцевой участок, иногда ошибочно принимаемый за следствие прорыва газов между изолятором и корпусом свечи.

Механический замок зажигания расположен с правой стороны рулевой колонки под рулевым колесом. Электрическая контактная часть замка зажигания выполнена отдельно от механического цилиндра запирающе го устройства. Электрическая коммутацион ная часть и механизм замка связаны друг с другом и работают синхронно.

automn.ru

Daewoo Matiz | Диагностика системы зажигания

Диагностика системы зажигания

«Отключение» зажигания путем разъединения штекеров (стрелки) на электронных коммутаторах катушек зажигания, слева на примере моделей с 4- и 5-цилиндровыми двигателями, справа на примере 6-цилиндрового двигателя.

15.9 Диагностика системы зажигания Daewoo Matiz

15.9 Диагностика системы зажигания Daewoo Matiz

15.9 Диагностика системы зажигания Daewoo Matiz

На иллюстрации показан пакет катушек зажигания 6-цилиндровых двигателей при снятой защите двигателя. Цифры на высоковольтных разъемах указывают, к какому цилиндру какой провод следует вести.

15.9 Диагностика системы зажигания Daewoo Matiz

На иллюстрации показана проверка системы зажигания на искрообразование. В целях безопасности свечу следует электрически соединить с двигателем посредством вспомогательного кабеля, что здесь не показано ради лучшей наглядности.

На фотографии изображена катушка зажигания моделей, оснащенных 4- и 5-цилиндровыми двигателями, с правильными обозначениями клемм. Рисунок показывает расположение контактов соединительного штекера у электронного коммутатора (важно при проверках).

15.9 Диагностика системы зажигания Daewoo Matiz

15.9 Диагностика системы зажигания Daewoo Matiz

15.9 Диагностика системы зажигания Daewoo Matiz

Некоторые модели с 4-цилиндровыми двигателями оснащены подобными трансформаторами высокого напряжения. Катушка зажигания и электронный коммутатор объединены здесь в одном корпусе. И в этом случае у подсоединений указаны соотвествующие обозначения клемм, причем клеммы 1 и 15 становятся доступными только после открытия небольшой крышечки. На иллюстрации также виден трехполюсный штекер.

Электронный коммутатор (стрелка) катушек зажигания 6-цилиндрового двигателя расположен у задней стенки моторного отсека. Рисунок показывает схему расположения контактов 4-полюсного штекера. Расположение контактов 3-полюсного штекера соответствует показанному на рисунке слева вверху (4- и 5-цилиндровые двигатели).

15.9 Диагностика системы зажигания Daewoo Matiz

15.9 Диагностика системы зажигания Daewoo Matiz

Кто хочет найти неисправность в системе зажигания, должен действовать систематически.

  1. Обычной проверкой вторичного напряжения можно выяснить, создается ли вообще воспламеняющая искра.
  2. Снабжение питанием систем зажигания и впрыска проходит через предохранители 13, 21, 25, 27, 28 и 32 (в зависимости от типа двигателя). При отказе системы зажигания следует проверить эти предохранители (глава Кузовная электросистема).
  3. Точная визуальная проверка системы зажигания помогает обнаружить наиболее частые причины отказов (неисправные провода и штекеры, электрические пробои).
  4. Только теперь следует один за другим проверить катушку зажигания, датчик Холла или датчик частоты вращения либо датчик момента зажигания.
  5. Если это все не привело к успеху, нужно опросить память накопителя неисправностей (в мастерской).

Проверка наличия вторичного напряжения

Непосредственно вначале мы проверяем, дает ли система зажигания воспламеняющую искру:

  1. Отсоединить высоковольтный провод от свечи зажигания, выкрутить свечу.
  2. Снова надеть провод на свечу и положить ее на блок цилиндров таким образом, чтобы у нее был надежный контакт с «массой» (корпусом). Еще лучше – создайте электрическую цепь, соединив с двигателем резьбу свечи зажигания посредством вспомогательного кабеля для «прикуривания».
  3. Попросите помощника провернуть двигатель стартером.
  4. Если происходит мощное искровое перекрытие на электрод свечи, значит, ток в системе зажигания имеется. Возможно, неправильно установлена основная регулировка зажигания (см. соответствующий раздел в этой главе).
  5. Если искрообразования не происходит, повторите проверку со свечой другого цилиндра. В том случае, если и там искрообразование отсутствует, следует полностью проверить всю систему зажигания.

Визуальная проверка системы зажигания

  1. Плотно ли закреплены все клеммы и штекерные контакты на катушке зажигания, блоке управления электронной системой зажигания либо блоке управления зажиганием и впрыском и на распределителе зажигания?
  2. Не отошел ли какой-нибудь контакт в многоконтактном штекере?
  3. Не вытекла ли из катушки зажигания заливочная масса? В этом случае она, вероятно, неисправна.
  4. Нет ли на корпусе катушки зажигания трещин или следов нагара от пробоев искры?
  5. Дополнительно проверьте, надежно ли припаяны основные кабели и высоковольтные провода и цела ли их изоляция. Современные системы зажигания из-за высокого вторичного напряжения более чувствительны к пробоям искры и утечкам тока.
  6. Есть ли повреждения на крышке распределителя? Обратите внимание прежде всего на внутреннюю сторону!
  7. Все ли детали системы зажигания чистые и сухие? Влажная грязь способствует возникновению электрических пробоев.
 border=

 Подсказка: при проведении описанных ниже проверок следите за тем, чтобы подключать и отключать измерительные и контрольные приборы только при выключенном зажигании.

В порядке ли питание системы зажигания?

Наряду с полным отказом системы зажигания из-за отсутствующего питания слишком слабое напряжение тоже может вызвать серьезные неполадки в работе! Поэтому для проверки следует пользоваться вольтметром.

  1. В порядке ли предохранители?
  2. Модели с 4- и 5-цилиндровыми двигателями: разъединить штекеры на электронном коммутаторе рядом с катушкой зажигания.
  3. Подсоединить измерительный прибор к разъединенному штекеру между контактом 1 (клемма 15) и контактом 3 («масса»).
  4. Включить зажигание.
  5. Вольметр должен показывать минимум 11,5 В.
  6. Если прибор не показывает совсем никакого напряжения или слишком слабое, значит, причина в проводке к замку зажигания.
  7. То же самое можно сказать о штекере в автомобиле, оборудованном так называемым трансформатором высокого напряжения.
  8. Модели с 4-цилиндровыми двигателями: провести такой же замер у черно-синего провода блока управления системой Motronic либо Digifant.
  9. Модели с 5-цилиндровым двигателем: провести такой же замер у черно-синего провода блока управления полностью электронной системой зажигания.
  10. И в этих местах показатель должен составлять минимум 11,5 В.
  11. Модели с 6-цилиндровым двигателем: разъединить штекерное соединение белого цвета у задней стенки моторного отсека (снабжение питанием катушек зажигания), подключить измерительный прибор между каждым из трех разъемов клеммы 15 в верхней части штекерного соединения и «массой».
  12. Включить зажигание.
  13. Каждый замер должен показать минимум 11,5 В.
  14. Если прибор не показывает совсем никакого напряжения или слишком слабое, значит, причина в проводке к замку зажигания.
  15. Провести такой же замер у черно-зеленого кабеля блока управления системой MPI/MPFI.
  16. И здесь показатель должен составлять минимум 11,5 В.

Причины неисправностей

  1. Непременное условие: аккумуляторная батарея заряжена, предохранители в порядке.
  2. Неисправен замок зажигания (глава Приборы и вспомогательные устройства).
  3. Разрыв в проводке между замком зажигания и центральным коммутатором и между центральным коммутатором и катушкой(ами) зажигания либо между центральным коммутатором и блоком управления. Проверить прохождение проводов и штекеры на основании электросхем.

Проверка катушки зажигания

Модели с 4- и 5-цилиндровыми двигателями

  1. Визуальная проверка катушки зажигания уже проводилась.
  2. Для проверки сопротивления при выключенном зажигании отсоединить все провода от катушки зажигания. Мы замеряем первичную и вторичную обмотку.
  3. Замерить точным омметром сопротивление между клеммами катушки зажигания 1/- и 15/+.
  4. Нормативное сопротивление: 0,5 – 1,5 Ом.
  5. Следующий замер между клеммами 1/- и 4.
  6. Здесь омметр должен показывать 5—9 кОм.
  7. Если названные показатели не достигнуты, следует заменить катушку зажигания.
  8. С помощью этих замеров нельзя определить короткое замыкание между обмотками. Поэтому, если, несмотря на полученные хорошие результаты, вы все равно считаете катушку зажигания причиной неполадок, необходимо отдать снятую катушку зажигания в мастерскую по автоэлектросистемам для перепроверки.

Проверка электронного коммутатора

Модели с 4- и 5-цилиндровыми двигателями

Нельзя проверить на функционирование только отдельно взятый электронный коммутатор, расположенный рядом с катушкой зажигания. Поэтому следует действовать следующим образом:

  1. Проверка управления: разъединить штекеры на электронном коммутаторе рядом с катушкой зажигания.
  2. Подсоединить вольтметр к разъемам между контактом 2 (управление) и контактом 3 («масса»).
  3. Провернуть двигатель стартером.
  4. Вольтметр должен показывать минимум 2 В.
  5. Проверить снабжение системы зажигания питанием по уже описанной схеме.
  6. Проверить катушку зажигания, см. следующий раздел.
  7. Если в системе зажигания отсутствует искрообразование, несмотря на то, что три названных проверки не выявили никаких неисправностей, значит, дефектен электронный коммутатор. В этом случае нужно заменить электронный коммутатор в комплекте с катушкой зажигания.

Трансформатор высокого напряжения

Модели с 4-цилиндровым двигателем

В некоторых 4-цилиндровых моделях катушка зажигания и электронный коммутатор собраны в один узел (транформатором высокого напряжения). Соединения от клеммы 1 и 15 катушки зажигания расположены под защитной крышкой. Соединение на «массу» (корпус) проходит непосредственно через корпус. По своему образу действия расположение соответствует катушке зажигания с электронным коммутатором.

Проверка трансформатора высокого напряжения

  1. Визуальная проверка уже проведена.
  2. Для проверки сопротивления при выключенном зажигании разъединить трехштырьковый штекер и основной высоковольный провод трансформатора. Мы измеряем первичную и вторичную обмотку элемента с катушкой.
  3. Измерить сопротивление между клеммами трансформатора высокого напряжения 1/- и 15/+.
  4. Нормативный показатель: 0,5–0,7 Ом.
  5. Следующий замер между клеммами 15 и 4.
  6. Нормативные показатели: 3–4 кОм.
  7. Если указанные показатели не достигнуты, следует заменить трансформатор.
  8. При помощи этих замеров нельзя распознать короткого замыкания между обмотками. Поэтому, если, несмотря на полученные хорошие результаты, вы все равно считаете трансформатор высокого напряжения причиной неполадок, необходимо отдать снятый трансформатор в мастерскую по автоэлектросистемам для перепроверки.
  9. Для проверки напряжения вам потребуется вольтметр, а также вспомогательные кабели с испытательными щупами.
  10. Присоединить измерительный кабель к обоим внешним контактам трехштырькового штекера трансформатора высокого напряжения.
  11. Включить зажигание, вольтметр должен показывать примерно 12 В. Если напряжение отсутствует, нужно искать разрыв кабеля в положительной или отрицательной проводке.
  12. Выключить зажигание.
  13. Проверка импульсов: отсоединить наконечники проводов от впрыскной форсунки либо от пускового топливного клапана и от держателя кабелей впрыскных форсунок.
  14. Подсоединить светодиодный вольтметр посредством вспомогательных кабелей и испытательных щупов к контактам 2 и 3 штекера трансформатора.
  15. Попросить помощника привести стартер.
  16. Светодиоды должны замерцать. Если нет, значит, причина в датчике Холла либо неисправен блок управления системы впрыска Mono-Motronic или Digifant.
  17. Выключить зажигание.

Проверка катушек зажигания

Модели с 6-цилиндровыми двигателями

  1. Визуальная проверка катушек зажигания уже проводилась.
  2. Для проверки сопротивления следует отсоединить все высоковольтные провода от катушек зажигания. Проверяем вторичную обмотку катушек.
  3. Замерить точным омметром сопротивление между гнездами высоковольтных проводов системы зажигания первого и шестого цилиндров (первая катушка).
  4. Нормативный показатель: 9—14 кОм.
  5. Такой же замер произвести между гнездами высоковольтных проводов второго и четвертого цилиндров, а также гнездами проводов третьего и пятого цилиндров (вторая и третья катушки).
  6. Если все в порядке, на очереди проверка вторичной обмотки катушек.
  7. Отсоединить штекерное соединение белого цвета возле задней стенки моторного отсека (питание катушек зажигания), подсоединить измерительный прибор по выбору к одному из трех контактов клеммы 15 в верхней части штекерного соединения.
  8. Разъединить трехполюсный штекер электронного коммутатора (также возле задней стенки моторного отсека), подключить второй провод омметра по очереди ко всем трем клеммам в штекере.
  9. Нормативный показатель: при всех трех измерениях должны быть получены 0,5—1,0 Ом.
  10. Если это не так, следует заменить пакет катушек зажигания.

Проверка электронного коммутатора

Модели с 6-цилиндровым двигателем

  1. Снять штекеры со всех шести впрыскных форсунок.
  2. Отсоединить 4-полюсный штекер электронного коммутатора (возле задней стенки моторного отсека).
  3. Подключить светодиодный вольтметр к «массе».
  4. Свободный провод вольтметра подсоединять по очереди к контактам 1, 3 и 4 разъединенного штекера.
  5. Помощник каждый раз при этом проворачивает двигатель стартером.
  6. Светодиодный вольтметр должен вспыхивать при всех трех замерах, в противном случае следует проверить управление либо заменить электронный коммутатор.

Проверка датчика Холла

Модели с 4- и 5-цилиндровыми двигателями

  1. Отсоединить штекеры электронного коммутатора рядом с катушкой зажигания.
  2. Стянуть резиновый колпачок штекера датчика Холла (сбоку у распределителя зажигания) при подсоединенном штекере – для того чтобы стали доступны контакты штекера.
  3. Подсоединить вольтметр к клемме 2 (фиолетовый провод) и 3 (фиолетово-коричневый провод) штекера.
  4. Включить зажигание и медленно провернуть двигатель рукой, для того чтобы провернулась перфорированная диафрагма (триггер) распределителя, вошла в датчик Холла и вышла из него.
  5. Следить за измерительным прибором: он должен показывать 0—0,5 В, если диафрагма находится вне датчика Холла. Когда диафрагма находится внутри датчика Холла, показатель должен составлять минимум 4 В.
  6. Если нет никаких импульсов, значит, следует проверить питание датчика Холла:
  7. Отсоединить штекеры от распределителя и подключить вольтметр к обоим внешним контактам штекера.
  8. Включить зажигание, вольтметр должен теперь показывать минимум 9 В.
  9. В противном случае неисправны блок управления или проводка.

Проверка датчика Холла

Модели с 6-цилиндровым двигателем

Штепсельные соединения сзади в середине моторного отсека у модели с 6-цилиндровым двигателем

15.9 Диагностика системы зажигания Daewoo Matiz
  1. Отсоединить все штекеры впрыскных форсунок.
  2. Стянуть резиновый колпачок штекера позади датчика Холла (штекер остается подсоединенным).
  3. Проверить светодиодным вольтметром наличие напряжения при включенном зажигании между клеммами 1 и 3 штекера (на штекере клеммы обозначены).
  4. Если нет напряжения — проверить проводку.
  5. Подключить светодиодный вольтметр между клеммами 2 и 3.
  6. Попросить помощника провернуть двигатель стартером.
  7. Светодиодный вольтметр должен замигать, в этом случае датчик Холла в порядке.
 border=

 Подсказка: при неисправности датчика Холла вовсе необязательно менять весь распределитель. Датчик Холла можно приобрести отдельно.

Проверка датчика частоты вращения вала двигателя

Модели с 6-цилиндровыми двигателями

15.9 Диагностика системы зажигания Daewoo Matiz

На рисунке показано расположение контактов штекера датчика частоты вращения вала двигателя и момента зажигания.

Датчик частоты вращения расположен над зубчатым венцом маховика. Его штекерное соединение направлено вверх к держателю штекера на задней стенке моторного отсека, так что вовсе не нужно проводить измерения под автомобилем.

  1. Проверить прохождение провода от датчика к держателю на задней стенке моторного отсека, проверить надежность штекерного соединения и изоляцию на проводах.
  2. Электрическая проверка с точным омметром.
  3. Отсоединить черное трехполюсное штекерное соединение и подключить омметр к датчику между контактами 1 и 2.
  4. Омметр должен показывать 1 кОм, в противном случае датчик неисправен.
  5. Третий контакт – это экранирование кабеля.
  6. Подключить омметр для проверки экранирования теперь между контактами 1 и 3, а также между контактами 2 и 3.
  7. Омметр должен показывать 15.9 Диагностика системы зажигания Daewoo Matiz Ом, в противном случае датчик неисправен.
 border=

 Подсказка: дальнейшая проверка – это снятие датчика и очистка его торцевой стороны. Грязь или замасливание на этом месте мешают работе. Учтите: никогда не снимайте держатель датчика, а только сам датчик. Если крепления датчика были ослаблены, его нужно заново регулировать в мастерской специальным инструментом.

Проверка датчика момента зажигания

Модели с 6-цилиндровым двигателем

Датчик момента зажигания установлен слева сзади непосредственно в блоке цилиндров. Проверять его следует через серое трехполюсное штекерное соединение на задней стенке моторного отсека.

Собственно проверка аналогична проверке датчика частоты вращения вала двигателя, которая описана в предыдущем разделе.

Проверка блока управления

Для блока управления (электронной системы зажигания либо системы зажигания и впрыска) не существует никакого метода проверки в обычном смысле этого слова. Однако причину неисправности вы можете найти после опроса памяти накопителя неисправностей (раздел Регулярное техобслуживание). Блок управления электронной системы зажигания расположен под правой обшивкой ножного пространства переднего пассажира. Для снятия нужно вывернуть крепежные винты и оттянуть обшивку вниз.

automn.ru

Daewoo Matiz | Система зажигания

Система зажигания

Датчик-распределитель зажигания 3810.3706

5.27 Система зажигания Daewoo Matiz

Схема проверки бесконтактного датчика на автомобиле

5.27 Система зажигания Daewoo Matiz

Схема бесконтактной системы зажигания

5.27 Система зажигания Daewoo Matiz

Система зажигания – бесконтактная. Состоит из датчика-распределителя, коммутатора, катушки зажигания, свечей, выключателя зажигания и проводов высокого и низкого напряжения. Небольшая часть автомобилей с двигателем 1600 см 3 оснащалась микропроцессорной системой управления двигателем, которая здесь не описана.

Датчик-распределитель зажигания 3810.3706 — четырехискровой, с бесконтактным датчиком управляющих импульсов и встроенными вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания. Начальный угол опережения зажигания при частоте вращения коленчатого вала 750–800 мин –1 должен составлять 11 до ВМТ.

Датчик-распределитель выполняет две основные функции: во-первых, задает момент искрообразования в зависимости от начальной его установки, числа оборотов коленчатого вала и нагрузки на двигатель, а во-вторых, распределяет импульсы высокого напряжения (искру) по цилиндрам в соответствии с порядком их работы — для этого служит ротор (бегунок). Для того чтобы не ошибиться при сборке, бегунок устанавливается на опорную пластину центробежного регулятора только в одном положении. В бегунке имеется помехоподавительный резистор сопротивлением 1 кОм.

Работа бесконтактного датчика основана на эффекте Холла. При включенном зажигании на датчик подается напряжение питания. При вращении валика датчика-распределителя через зазор датчика проходит стальной экран с прямоугольными вырезами. Пока в зазоре находится пластина экрана, с управляющего вывода датчика снимается напряжение, как только в зазоре оказывается вырез, напряжение на управляющем выводе резко падает. Таким образом, бесконтакный датчик за каждый оборот валика датчика-распределителя выдает четыре прямоугольных импульса (по числу вырезов в экране), что соответствует моменту зажигания в каждом из цилиндров двигателя.

Проверить работоспособность бесконтактного датчика можно, собрав схему, показанную на рисунке. Медленно вращая валик датчика-распределителя зажигания, следим за показаниями вольтметра. Напряжение должно резко меняться от минимального (не более 0,4 В) до максимального (не более, чем на 3 В меньше напряжения питания). Неисправный датчик ремонту не подлежит (за исключением обрыва проводов между самим датчиком и колодкой на корпусе датчика-распределителя). Если стальной экран с прорезями задевает за датчик (определяется по легкому заеданию или царапающему звуку при вращении валика, а также визуально, после частичной разборки датчика-распределителя), проверьте осевой люфт валика и посадку экрана. При необходимости замените датчик-распределитель.

Центробежный регулятор увеличивает угол опережения зажигания с ростом числа оборотов двигателя, вступая в работу при 900–1400 мин –1 . При вращении валика датчика-распределителя грузики регулятора под действием центробежных сил расходятся, преодолевая сопротивление пружин, и сдвигают опорную пластину центробежного регулятора по часовой стрелке относительно валика. Для оптимальной работы регулятора пружины имеют разную жесткость. Более жесткая (толстая) пружина вступает в работу позже, примерно на середине полного хода пластины — поэтому она надета на стойку с зазором, тогда как более мягкая (тонкая) пружина всегда натянута. Максимальное перемещение опорной пластины ограничено вырезом в ней и составляет около 12 по распределителю, что соответствует углу опережения зажигания около 24 по коленчатому валу.

При осмотре центробежного регулятора убедитесь, что грузики свободно перемещаются на осях, не потеряны их демпферные пластмассовые колечки, тонкая пружина натянута, и опорная пластина возвращается под действием пружин в исходное положение. При необходимости смажьте валик датчика-распределителя несколькими каплями моторного масла.

Вакуумный регулятор увеличивает угол опережения зажигания в зависимости от нагрузки на двигатель. Он состоит из вакуумной камеры со стальной подпружиненной мембраной, которая тягой соединена с опорной пластиной бесконтактного датчика. Под действием разрежения мембрана прогибается, преодолевая сопротивление пружины, и поворачивает опорную пластину против часовой стрелки. Максимальное перемещение ограничено вырезом на тяге и составляет около 9 по распределителю (18 по коленчатому валу).

Разрежение для работы вакуумного регулятора отбирается от отверстия в смесительной камере карбюратора напротив дроссельной заслонки первой камеры. При частичном открытии заслонки (неполная нагрузка) разрежение за ней велико, и регулятор максимально сдвигает момент искрообразования в сторону опережения. При полном открытии заслонки (полная нагрузка) разрежение за ней падает, и регулятор возвращает опорную пластину бесконтактного датчика в исходное положение.

Грубо оценить исправность вакуумного регулятора можно непосредственно на автомобиле. На работающем двигателе отсоединяем от штуцера карбюратора вакуумный шланг, ведущий к регулятору. Если теперь создать в шланге разрежение (можно ртом), обороты двигателя должны возрасти, а при снятии разрежения – вновь снизиться. Разрежение должно сохраняться по крайней мере несколько секунд, если пережать шланг. Визуально в работоспособности вакуумного регулятора можно убедиться, частично разобрав датчик-распределитель (см. Разборка датчика-распределителя зажигания) и подавая разрежение к впускному штуцеру регулятора. При этом экран датчика-распределителя должен поворачиваться на угол 91, а при снятии разрежения – без заедания возвращаться обратно.

Точную проверку и настройку вакуумного и центробежного регуляторов опережения зажигания производят на специальных стендах. В домашних условиях это делать не рекомендуется. При выходе из строя вакуумного регулятора его следует заменить, при неисправности центробежного – заменить датчик-распределитель.

Коммутатор — типа 3620.3734, или HIM-52, или ВАТ10.2, или 76.3734, или RT1903, или PZE4022 — размыкает цепь питания первичной обмотки катушки зажигания, преобразуя управляющие импульсы датчика в импульсы тока в катушке зажигания. Коммутатор проверяется осциллографом по специальной методике и неремонтопригоден; при подозрении на неисправность рекомендуется его заменять. Запрещается отсоединять разъем коммутатора при включенном зажигании – это может вызвать его повреждение (равно как и других компонентов системы зажигания).

Катушка зажигания — типа 27.3705 или 27.3705-01, или 8352.12, или АТЕ1721 — маслонаполненная, с разомкнутым магнитопроводом. Данные для проверки: сопротивление первичной обмотки при 25С – (0,450,05) Ом, вторичной обмотки – (5,00,5) кОм. Сопротивление изоляции на массу – не менее 50 МОм.

Свечи зажигания – типа А17ДВР или А17ДВРМ, или А17ДВРМ1, или их импортные аналоги (с помехоподавительными резисторами сопротивлением 4–10 кОм). Зазор между электродами – 0,7–0,8 мм.

Высоковольтные провода – с распределенным сопротивлением (2550270) Ом/м. Запрещается прикасаться к высоковольтным проводам на работающем двигателе – это может привести к электротравме. Запрещается также пускать двигатель или позволять ему работать с разорванной высоковольтной цепью (снятыми проводами или крышкой датчика-распределителя) – это может привести к прогару изоляции и выходу из строя электронных компонентов системы зажигания. Как исключение допускается кратковременная проверка системы зажигания на искру, при этом контакт проверяемого высоковольтного провода должен быть надежно закреплен на расстоянии 8–10 мм от массы автомобиля. Запрещается удерживать провод руками или инструментом (даже с изолированными ручками).

Выключатель зажигания – типа 2101-3704000-11, с противоугонным запорным устройством. При повороте ключа в положение зажигание напряжение поступает на управляющий вход дополнительного реле, которое, в свою очередь, подает напряжение на катушку зажигания и коммутатор.

automn.ru

Daewoo Matiz | Принцип работы зажигания

Принцип работы зажигания

15.2 Принцип работы зажигания Daewoo Matiz

Если построить диаграмму зависимости угла опережения от нагрузки и числа оборотов двигателя, то получится так называемая характеристика зажигания. Чем страннее выглядит ее форма, тем точнее зажигание согласовано с соответствующей эксплуатационной ситуацией двигателя.

  • Основной принцип зажигания состоит в том, что ток от аккумуляторной батареи поступает сначала на первичную обмотку катушки зажигания.
  • Эта обмотка состоит из нескольких витков толстой проволоки. Под воздействием электротока вокруг железного сердечника в катушке зажигания возникает мощное магнитное поле – энергия, поступающая в систему для зажигания.
  • Если поршень приближается к точке, в которой поступившая и сжатая смесь должна воспламениться – моменту зажигания, – ток в катушке зажигания прерывается. Это происходит по команде блока управления в электронном коммутаторе системы зажигания.
  • При отключении тока магнитное поле в катушке зажигания прерывается. При этом происходит следующее: во вторичной обмотке, состоящей из очень большого количества витков тонкой проволоки, возникает импульс тока высокого напряжения величиной в несколько десятков тысяч вольт.
  • Это вторичное напряжение системы зажигания поступает через распределитель (у моделей с 6-цилиндровым двигателем непосредственно) на ту свечу зажигания, очередность которой подошла в порядке работы цилиндров двигателя. Смесь воспламеняется, двигатель проворачивается дальше. Электроцепь замыкается, процесс повторяется.

automn.ru