Компактный двигатель ЗиД 4.5 для разнообразного применения. Зажигание двигателя зид
Двигатель ЗиД 4,5: характеристики, неисправности и тюнинг
Двигатель ЗиД 4,5 изготовлен заводом имени Дегтярева, и устанавливается на мотоциклы, используется на мотоблоках и легких тракторах.
Этот мотор отличается конструктивной простотой, он не требователен в обслуживании и при этом долговечен, обеспечивая мотоциклам, самодельным мотоблокам и небольшим тракторам отличную надежность.
Технические характеристики
Скачать .xls-файл
Скачать картинку
Отправить на email
Вес двигателя, кг | 65 |
Материал блока цилиндров | чугун |
Система питания | карбюратор |
Тип | рядный |
Рабочий объем, л | 0.52 |
Мощность при 2000 об/мин, л. с. | 4.5 |
Количество цилиндров | 1 |
Количество клапанов на цилиндр | 2 |
Ход поршня, мм | 90 |
Диаметр цилиндра, мм | 86 |
Степень сжатия | 5.3 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 221.4 |
Топливо | бензин |
Расход топлива, л/ч. | 1.5 |
Система смазки | разбрызгиванием (барботажная) |
масло из поддона в лоток подается плунжерным насосом. | |
Масло | Автол 6 и 10 (ниже и выше 5 градусов Цельсия соответственно). |
Расход масла, г/час | 20 |
Сколько масла в двигателе, л | 1.6 |
Замена масла проводится, часы | 40 |
Ресурс двигателя | 500 часов |
Двигатель устанавливается на мотоциклы Восход, а также различные самодельные мотоблоки и трактора.
Описание
Одной из особенностей данного силового агрегата является наличие у него принудительного воздушного охлаждения, что в свою очередь предупреждает перегрев мотора при движении на малых скоростях.
Это четырехтактный одноцилиндровый силовой агрегат, который имеет мощность 4,5 лошадиных силы. Такие показатели мощности достигаются при 2000 оборотах в минуту. Этот силовой агрегат имеет чрезвычайно простую конструкцию и зажигание от магнето.
Фактически двигатель ЗиД 4,5 является аналогом немецкого силового агрегата DKW, который изготавливался ещё в довоенное время. Данная разработка отличалась надежностью, поэтому завод имени Дегтярева взял за основу и фактически скопировал такой долговечный и чрезвычайно простой в обслуживании одноцилиндровый четырехтактный двигатель с рабочим объемом 520 кубических сантиметров.
Одной из отличительных особенностей двигателя ЗиД является его экономичность. Такой мотор расходует за час работы приблизительно полтора литра топлива. При этом он с легкостью работает на низкооктановом топливе, в которое рекомендуется добавить небольшое количество масла для дополнительной смазки силового агрегата.
В то же время необходимо учитывать определенные недостатки, в том числе плохую уравновешенность одноцилиндрового двигателя. В итоге такой мотор имеет существенную вибрацию, при этом его необходимо правильно монтировать на мотоблоке или легком тракторе.
Карбюраторная система (ЗИД 12 типа К-12Ж) у данного силового агрегата также не отличалась надежностью, поэтому автовладельцу требовалось достаточно часто вскрывать карбюратор и проверять поплавковую камеру.
Техническое обслуживание
- Из сервисных работ необходимо проводить замену масла в картере мотора, что выполняется через каждые 40 часов работы силового агрегата. При выполнении такого сервиса промывается бензином поддон, очищается фильтр масляного насоса и лоток. Слив масла выполняется обязательно теплым, в противном случае провести его замену на холодном двигателе не представляется возможным.
- В том случае, если двигатель ЗиД работает с перебоями и отмечается посторонний металлический шум, то рекомендуется выполнить регулировку фаз газораспределения. Подобная работа не представляет особой сложности, что позволяет выполнить ее самому, даже без использования какого-либо сложного специализированного инструмента и оборудования.
- Каждые 100 часов работы двигателя следует проводить регулировку зажигания. На моторе установлен постоянный угол зажигания, но по мере износа упора магнето и контактов такой угол опережения может нарушаться, что приводит к проблемам в работе двигателя. Именно поэтому необходимо с периодичностью раз в 100 часов работы силового агрегата проводить соответствующую регулировку зажигания, для чего зажигание выставляют по соответствующим рискам на коленчатом валу и основании якоря магнето.
Неисправности
У мотора отмечается существенное падение мощности. | В первую очередь необходимо проверить наличие зажигания и при возможности заменить свечу. Далее убеждаемся в наличии качественной подачи топлива в мотор. Достаточно часто приходится вскрывать двигатель и проводить его диагностику с устранением выявленных проблем. |
В работе двигателя отмечаются существенные вибрации. | Как уже было сказано выше, двигатель неуравновешен и такая вибрация является конструктивной особенностью. Если вы используете этот мотор для различных мотоблоков и сельскохозяйственных тракторов, то можно выполнить дополнительную деревянную основу, которая будет поглощать вибрацию силового агрегата. |
Двигатель быстро теряет масло. | Если мотор активно подъедает масло, но при этом следов подтеков не отмечено, то причиной являются кольца, через которые смазка попадает в цилиндры и быстро выгорает. Это свидетельствует об уставшем двигателе ЗиД, которому требуется дорогой капитальный ремонт. |
Двигатель отказывается заводиться. | Причиной подобной поломки являются проблемы с карбюратором и топливной системой. Необходимо убедиться в том, что топливо поступает в цилиндры, для чего снимают подающую магистраль. Также необходимо будет прочистить карбюратор, что и позволит решить проблемы с запуском. |
Тюнинг
Из возможного тюнинга моторов ЗиД можем отметить установку карбюратора от скутера и агрегата с большей мощностью. Это позволит сделать смесь, поступающую в цилиндр, более обогащенной, а показатели мощности могут увеличиться до 5 — 5,5 лошадиных сил.
Подобный тюнинг никоим образом не сказывается на надежности силового агрегата. Не требуется выполнять замену масляного насоса и другого навесного оборудования. Более какие-либо возможности по увеличению мощности этого силового агрегата отсутствуют.
dvigatels.ru
Компактный двигатель ЗиД 4.5 для разнообразного применения
Стационарный двигатель ЗиД 4.5 – это компактный универсальный силовой агрегат, с помощью которого возможно выполнить механизацию разных сельхозработ.
Назначение двигателя
Двигатель внутреннего сгорания ЗиД представляет по своей конструкции одноцилиндровый бензиновый четырехтактный мотор с воздушным охлаждением. Выпускался на заводе имени Дегтярева в городе Коврове с середины 60-х и практически до 90-х годов прошедшего века. Для своего времени являлся самым распространенным мотором для применения в различных агрегатах сельскохозяйственного назначения, таких как насосы, дробилки, различные станки, дисковые пилы, мини-тракторы, транспортеры и т. д.
Широкое распространение двигатель ЗиД 4.5 получил за счет наличия главных достоинств:
- компактность;
- простота конструкции;
- надежность;
- ремонтопригодность;
- высокие технические параметры;
- экономичность.
Кроме того, важным фактором следует считать способность двигателя работать на топливе низкого качества, что немаловажно для сельских регионов.
Из недостатков мотора следует отметить повышенную вибрацию, характерную для всех одноцилиндровых двигателей, которую необходимо было учитывать при установке и креплении агрегата.
Устройство двигателя
Конструкция двигателя ЗиД состояла из следующих основных агрегатов:
- цилиндра с головкой блока;
- коленчатого вала;
- поршня с шатуном;
- корпуса картера;
- поддона;
- клапанной коробки;
- свечи зажигания с высоковольтным проводом;
- масляного насоса с фильтром;
- топливного бачка;
- маховика;
- редуктора;
- вентилятора с кожухом;
- карбюратора;
- глушителя;
- воздухоочистителя;
- стоек для крепления.
Двигатель оснащался специальным понижающим двухступенчатым редуктором для снятия и преобразования энергии. При этом для ременной передачи использовался специальный шкив, установленный со стороны маховика. Кроме того, с помощью шкива и шнура двигатель запускался, причем на любой скорости редуктора. Для эксплуатации мотора в стационарных условиях со стороны редуктора была предусмотрена специальная передаточная звездочка.
Необходимо отметить при производстве узлов двигателя широко использовался алюминий. Из сплава этого металла изготовлены корпус картера, головка блока цилиндров и поршень.
Технические параметры
Эксплуатационные и технические характеристики двигателя ЗиД составляют:
- тип – бензиновый;
- количество цилиндров – 1 шт.;
- объем – 520 см3;
- рабочий процесс – 4-тактный;
- вариант охлаждения – принудительное, воздушное;
- мощность – 4,5 л. с.;
- число оборотов при максимальной мощности – 2000 об./мин.;
- число оборотов на холостом ходу – 700 об./мин.;
- топливная система – карбюратор ЗиД 12;
- вместимость бензобака – 8,0 л;
- способ подачи топлива – верхний самотек из топливного бака;
- марка топлива – бензин А-72, А-76;
- способ смазки – разбрызгивание, подача масла в лоток с помощью плунжерного насоса;
- расход масла – до 20 г/час;
- емкость масляной системы – 1,6 л;
- газораспределение – клапанное;
- количество клапанов – 2 шт.;
- масса двигателя (сухая) – 60 кг;
- габариты:
- длина – 0,63 м,
- ширина – 0,58 м,
- высота – 0,73 м,
- нормативная наработка до капитального ремонта – 500 часов.
Техническое обслуживание двигателя
Правильное и своевременное проведенное техническое обслуживание силового агрегата сохраняет исправную работу мотора, продлевает период безаварийной эксплуатации, позволяет поддерживать заданные технические характеристики ЗиД 4.5. При обслуживании необходимо выполнять следующие простые операции:
- Перед запуском двигателя обязательно проверять наличие и количества масла. В случае необходимости выполнять доливку до требуемого объема.
- Выполнять через 40 часов работы полную смену моторного масла.
- Через каждые 5 часов работы осматривать воздухоочиститель. По потребности менять масло и производить чистку.
- Осуществлять заливку бензина в топливный бак через специальный фильтр.
- Каждые 50 часов эксплуатации выполнять промывку отстойника для топливного бака.
- Через 20 часов работы выполнять проверку и в случае необходимости проводить затяжку резьбовых соединений.
- По мере необходимости, но не более чем через 25 часов эксплуатации выполнять очистку воздушных ребер охлаждения корпуса цилиндра для исключения перегрева.
- В зимний период осуществлять слив масло из картера после окончания работы и длительным перерывом. Перед новым запуском двигателя заливать прогретое до температуры 70˚С масло.
Ремонт двигателя
Двигатель ЗиД обладает простой конструкцией, поэтому в случае необходимости выполнить ремонт сможет практически любой человек, знакомый с техникой. Для уменьшения возможности возникновения неполадок в силовом агрегате необходимо обязательно соблюдать периодичность и полноту проведения технического обслуживания. Кроме того, каждые 300 часов работы необходимо выполнять частичную разборку двигателя ЗиД. При этом нужно подтягивать шатунный подшипник, выполнять притирку клапанов, осуществлять очистку от нагара поршня, клапанов, клапанной коробки, головки цилиндра и производить зачистку контактов прерывателя с одновременной регулировкой зазоров.
Особенности минитракторов с мотором ЗиД
Несмотря на то, что силовой агрегат по своей конструкции, прежде всего, являлся стационарным источником энергии, очень часто сельские рационализаторы изготавливали самодельные минитракторы с двигателем ЗиД 4.5.
В качестве элементов и узлов таких тракторов использовались агрегаты и детали от самой разнообразной техники мотоциклов, мотоколясок, легковых и грузовых автомобилей, иногда от серийных тракторов. Но основой любой конструкции служила крепкая сварная рама, которая обеспечивала установку и надежное крепление мотора.
Изготовленные самодельные тракторы с двигателем ЗиД обеспечивали выполнение разнообразных сельхозработ на небольших участках. Малые затраты на эксплуатацию такой техники подтверждались экономичностью, надежностью и простотой обслуживания силового агрегата.
fb.ru
Система зажигания Зид - Рулевой.kz
Рейтинг: / 1 Подробности Родительская категория: Гараж Категория: На полке Создано 20.10.2011 18:43 Опубликовано 20.10.2011 18:43 Автор: Игорь С. Просмотров: 6572Система зажигания - это взаимосвязанные части устройства, извлекающего искру в необходимый момент. Извлечение должно возникать только в конкретный момент. Этот момент определяется количеством тактов двигателя и его принципиальной схемой работы. Основа зажигания - свечи, которые воспламеняют смесь, состоящую из воздуха и бензина.
Бензиновый двигатель: в нем установлены свечи искрового типа. Во время езды, свеча будет зажигать смесь постоянно. После такта сжатия и ближе к концу каждого полного цикла двигателя - происходит зажигание, которое выполняется с помощью электрического разряда.
Если говорить про мотоциклы, производства Завода имени Дегтярева с мощностью 1 800 оборотов в минуту, то для них - можно применить электронное зажигание конденсаторного типа. Для улучшения КПД - необходимо подобрать калильный тепловой эквивалент свечей. Этот эквивалент - это не что иное, как тип свечи. Для каждого современного двигателя понадобится свеча со своим собственным числом (эквивалентом).
Тип свечи для каждого конкретного двигателя определяют по его количеству тактов, а также с учётом температуры окружающей среды. Если температура составляет -15/+5 градусов Цельсия, то применяют свечи А14В и А11. Если +5/+15, то применяются свечи А17В, А14В и А11. Если же +15/+25, то используют А17В, А14В. Если же более +25 градусов, то применяют свечи А23В и А17В.
Существуют 4 принципиально разных по своей схеме системы зажигания: 1) устройства накопительной энергии в ёмкости, 2) устройства накопительной энергии по принципу индуктивности, 3) устройства внешнего питания, 4)устройства-магнето.
Любую из поломок зажигания можно классифицировать по одному из трех видов: а) стабильное не возникновение искры в любом из цилиндров, б) перебои искры в любом из цилиндров, в) несвоевременное зажигание (заторможенное либо преждевременное)... Глобальная идея системы зажигания - это возникновение искры в воздушной части топливной смеси. На сегодня существуют много видов и подтипов свечей. В том числе и смешанные. Смешанные сочетают в себе разные принципы работы.
- < Назад
- Вперёд >
www.rulevoy.kz
Переборка двигателя ЗиД-50 Пилот | Клуб любителей старых мотоциклов
Для разборки движка удобно воспользоваться простым съемником. Съемник вставляется на место генератора и фиксируется двумя болтами. Если у Вас нет такого приспособления, можно использовать большой гаечный ключ, просверлив соответствующие отверстия.
После разборки промываем все детали в бензине или керосине.
Все стыки валов и картера обмазываем консистентной смазкой (литолом). Это необходимо чтобы не деформировать детали при сборки КПП двигателя. Коренные подшипники коленчатового вала непосредственно перед сборкой обливаем кипятком. Они расширятся и картера будет легко соединить. Смазка не даст проникнуть воде в подшипник.
Обратите внимание на наличие прокладки между картерами двигателя. Ее нужно обязательно поставить, иначе работа коробки может нарушиться. Если прокладка повредилась можно вырезать ее из плотного картона.
Удаляем лишний герметик и торчащие части прокладки кривошипной камеры.
Собираем сцепление и пусковой механизм. При сборке сцепления нужно равномерно затянуть 5 пружинных болтов. Перекос корзины чревата повреждения игольчатого подшипника выжима сцепления.
Перед сборкой ЦПГ засовываем тряпочку в кривошипную камеру.
Новую прокладку нужно подрезать так, чтобы не было выступающих частей кромок продувочной камеры цилиндра.
Как выставить зажигание ЗиД-50 «Пилот».
Для того, чтобы выставить зажигание, необходимо совместить метки на статоре генератора и картера (см. фото — метки под нижним болтом крепления статора генератора). На этом установку зажигания можно считать оконченной.
old-bikes.ru