Балансировка шин что это
для чего она нужна и как правильно её сделать?
С тем, что существует такая необходимая процедура, как балансировка колёс, вряд ли кто-то будет спорить.
Практически наверняка каждый автомобилист ощущал неприятные подёргивания на руле в такт вращению колёс автомобиля, когда они не были отбалансированы.
Из этой статьи вы узнаете:
В то же время, не каждый механик знает все нюансы балансировки, не говоря уже об обычных автолюбителях. Какие основные моменты необходимо знать об этой процедуре?
Для чего нужна балансировка колес?
Балансировка необходима всем колёсам, которые используются на автомобиле. Она обеспечивает предсказуемое поведение машины при движении, должный уровень комфорта, а также равномерный износ шин.
Если данную процедуру не делать, то серьезно возрастает нагрузка на подвеску и рулевое управление — по ходу движения могут появляться неприятные вибрации (которые увеличиваются с ростом скорости) и биения рулевого колеса, а протектор будет стираться неравномерно, из-за чего покрышка выйдет из строя гораздо быстрее.
Таким образом, основная задача балансировки заключается в равномерном распределении массы колеса.
Вопреки расхожему мнению, что балансировка необходима только передним ведущим и рулевым колёсам, необходимо сказать, что задние колёса нуждаются в балансировке не меньше передних. Ведь, если водитель не ощущает вибраций и биения от задних колёс – это не значит, что они не разрушают заднюю подвеску и не портят задние покрышки.
Как производится балансировка?
Балансировка колёс бывает нескольких видов – динамическая, статическая, финишная и автоматическая.
Динамическая балансировка
Та процедура, которую производят в большинстве шиномонтажных мастерских, называется динамической балансировкой. Сотрудники мастерской устраняют динамический дисбаланс колеса − неравномерное распределение его массы по ширине («боковое» биение). Стоит отметить так же, что чем шире колёсный диск – тем больше шансов получить динамический дисбаланс.
Этот дисбаланс определяется при вращении на особом балансировочном станке, который способен автоматически вычислять места, где необходимо установить грузики при помощи компьютера − в него заносятся масса, размеры и конфигурация колеса.
Если колесо разбалансировано — мастерами крепятся с обеих сторон колесного диска компенсирующие грузики на определенных участках, благодаря чему пропадает неравномерность распределения массы и колесо вращается ровно.
Грузики бывают цинковые или свинцовые. Вес грузов колеблется от 5 до 100 грамм. Кроме того, существует два типа грузиков – набивные (на кронштейнах) и самоклеящиеся. В большинстве шиномонтажных мастерских штампованные диски балансируют набивными грузиками, а литые – самоклеящимися.
Статическая балансировка
Статической балансировкой называется устранение «продольного» дисбаланса, если масса колеса рассредоточена по длине окружности неравномерно (на колесе присутствует «тяжёлое место»), такое возможно из-за брака производителя.
В случае такой разбалансировки участок покрышки оказывается тяжелее, чем все остальные и этот участок во время движения с силой «бьёт» по дороге. Из-за этого покрышка очень быстро выходит из строя именно в «тяжёлом» месте.
Статическая балансировка производится аналогично динамической балансировке — колесо также помещается на специальный станок и тот определяет участки дисбаланса на колесном диске. Устраняется дисбаланс также грузиками, крепящимися с противоположной стороны от «тяжелого» места.
Финишная балансировка
Операция по финишной балансировке весьма нужная, но проводят её крайне редко главным образом из-за её сложности и необходимости использования специального оборудования.
Финишная балансировка является своего рода заключительным этапом после двух других проделанных процедур и в какой то мере определяет, насколько грамотно были проведены статическая и динамическая балансировка.
Так же финишная балансировка определяет насколько точно установлено колесо на ступицу автомобиля. Из-за зазоров между болтами и стенками отверстий в колёсном диске колесо может быть установлено не точно по оси вращения ступицы, из-за чего во время движения автомобиля может появиться вибрация.
Для выполнения этой процедуры отбалансированное на станке колесо крепят на подвешенный автомобиль, а под ним устанавливается специальный балансировочный стенд. После − колесо раскручивается до оборотов, которые соответствуют 90 километрам в час и компьютер делает замеры − определяет участки дисбаланса.
Автоматическая балансировка
Автоматическая балансировка применяется преимущественно на грузовых автомобилях и автобусах. Заключается в том, что внутрь колеса засыпается специальный сыпучий материал – мелкие шарики или гранулы.
Под действием центробежной силы во время движения шарики распределяются по внутренней поверхности покрышки, заполняя собой всю поверхность, тем самым балансируя колесо собственным весом.
На легковых автомобилях такая балансировка не применяется по причине того, что невозможно точно рассчитать количество материала, который нужно засыпать, а так же потому, что из-за засыпанного внутрь материала заметно увеличивается вес колеса. Для мощного и тяжёлого грузового автомобиля это не имеет большого значения, а для легкового – имеет.
Что делать в случае невозможности балансировки колеса?
Невозможность установить правильный баланс колеса может быть вызвана рядом причин:
— Инородный предмет внутри колеса. Пример − между внутренней поверхностью шины и дисков попал какой-нибудь винтик. Решение проблемы − перебортирование колеса.
— Неровный колесный диск. Неидеальной геометрией, как правило, страдают штампованные колесные диски, особенно отечественного производства, в результате чего на стенде колесо начинает вибрировать. Решение проблемы − прокатка диска или его замены на другой.
— Некачественная покрышка. Слои резины могут быть нанесены неравномерно. Проблема решается заменой покрышки или точечной балансировкой всего колеса в сборе.
1tire.ru
Для чего нужна балансировка колес автомобиля, как часто ее делать?
1 Балансировка и типы дисбаланса колес
Балансировкой называется процесс уравновешивания колеса относительно оси вращения до приемлемого уровня. Дело в том, что изначально вес диска и шины не равномерный, т.е. с одной стороны колесо может быть на несколько десятков грамм тяжелее, чем с другой. В результате при вращении образуется центробежная сила, которая вызывает биение. Попросту говоря, балансировка – это устранение центробежной силы, которая вызывает биения колеса.
Выравнивание массы и формы колеса относительно оси вращения
- Защитят ходовую и сэкономят вам деньги, увеличат дорожный просвет на 3 см.
Читать далее >>
Следует отметить, что дисбаланс бывает двух типов:
- статический;
- динамический.
Статический дисбаланс подразумевает продольное биение колеса, т.е. перпендикулярно оси вращения. В итоге при движении колесо начинает подскакивать вверх/вниз под действием центробежной силы. Статический дисбаланс возникает по той причине, что составные части колеса вдоль его продольной линии (поперек оси вращения) имеют разный вес. Такое биение хорошо видно даже невооруженным глазом, нужно лишь вывесить колесо и слегка раскрутить его, можно даже не быстро.
Способ узнать почему горит CHECK!
С помощью универсального автосканера можно самому сделать диагностику за 2 минуты и узнать почему горит CHECK. Подходит для всех машин..." Читать далее >>
Что касается динамического дисбаланса, биение происходит по ширине колеса под определенным углом к оси вращения. Это вызвано тем, что составные части колеса имеют разный вес по линии оси вращения. Чаще всего такой дисбаланс встречается на колесах с широким профилем.
Иногда бывают случаи, когда на колесе присутствуют одновременно статический и динамический дисбаланс. Все виды разбалансировки легко выявляются на специальном оборудовании.
2 Зачем нужна балансировка и как часто ее нужно делать?
Как мы выяснили, дисбаланс колес приводит к появлению центробежных сил, которые действуют в разных направлениях и разных плоскостях. Многие водители не задумываются об этом, однако ударная сила, которая передается на колесо, достаточно мощная. К примеру, дисбаланс четырнадцатидюймового колеса в 20 грамм при скорости в 100 км/ч по возникающей нагрузке равен удару кувалды весом в 3 кг. А теперь представьте, что эти удары происходят по всем направлениям колеса с частотой 800 ударов в минуту.
Это, конечно же, приводит к возникновению вибраций при движении. На небольших скоростях нагрузки практически не передаются на кузов, так как гасятся подвеской. При больших же скоростях, т.е. свыше 110–130 км/ч, вибрация возникает настолько сильная, что продолжать движение в таком режиме становится невозможным и водителю приходится сбрасывать скорость. Правда, в некоторых случаях вибрация может появиться уже после достижения скорости в 60 км/ч.
Появление вибраций в свою очередь приводит к следующим негативным последствиям:
- снижается безопасность движения, так как в результате вибраций ухудшается сцепление с дорогой по причине нестабильности контактного пятна. Это приводит к повышению тормозного пути и ухудшению управляемости автомобиля. На больших скоростях автомобиль начинает "водить" по дороге, в результате чего водителю приходится постоянно подруливать, чтобы удерживать траекторию движения;
- в результате появления нерасчетных нагрузок механизмы начинают быстрее изнашиваться. В первую очередь страдают детали подвески. Имейте в виду, что разрушение некоторых деталей, к примеру шаровой стойки или подшипника ступицы, приводит к потере колеса во время движения, соответственно результат может быть трагичным. Кроме того, вибрации негативно сказываются на всех остальных узлах автомобиля, в том числе и кузове;
- вибрации приводят к повышенному трению протектора, в результате чего шины быстро приходят в негодность. Это приводит не только к лишним финансовым затратам, но и снижает безопасность движения;
- вибрации передаются на руль, что вызывает дискомфорт у водителя и приводит к быстрой его утомляемости.
ВАЖНО ЗНАТЬ!
У каждого автомобилиста должно быть такое универсальное устройство для диагностики своего автомобиля. Сейчас без автосканера просто никуда!
Произвести чтение, сброс, анализ всех датчиков и настройку бортового компьютера автомобиля Вы сможете самостоятельно с помощью специального сканера...
Читать далее.. »
Дисбаланс колес может приводить к появлению центробежных сил, которые действуют в разных направлениях и разных плоскостях и вызывают неприятные вибрации
Как вы видите, балансировать колеса действительно необходимо. Автомобиль и так является источником повышенной опасности, не стоит повышать ее еще больше. К тому же езда на разбалансированных колесах приведет к необходимости дорогостоящего ремонта подвески и других узлов.
Надо сказать, что среди некоторых автолюбителей по какой-то непонятной причине бытует мнение, будто в балансировке нуждаются только передние колеса. Вполне возможно, что на эту мысль наводит отсутствие вибрации, которая передается на руль. Однако если вибрация не ощущается, это не значит, что она не влияет на автомобиль и безопасность движения.
Итак, с необходимостью балансировки колес автомобиля мы разобрались, но как часто выполнять эту процедуру? Четких требований в нормативной литературе на этот счет нет, однако из нашего личного опыта рекомендуем проводить балансировку в следующих случаях:
- после установки на диск покрышек, причем не имеет значения, новых или б/у;
- через каждые 15000 км пробега. Если же водителю свойственна агрессивная манера вождения, срок замены следует уменьшить до 5000 км пробега;
- после сильного удара, к примеру, попадания колесом в глубокую яму, так как в этом случае грузики могут сместиться или вообще потеряться;
- при появлении вибрации на кузове или на руле;
- перед длительным путешествием на автомобиле.
3 Несколько слов о технологии и правилах балансировки
Прежде всего, отметим, что балансировку колес не стоит доверять "кустарным шиномонтажкам", где, как показывает практика, работают на старом списанном оборудовании и постоянно нарушают технологию. Поэтому лучше обратиться в крупный сервисный центр, где балансировка будет произведена с минимальной погрешностью квалифицированными специалистами.
Для проведения процедуры используют специальный балансировочный стенд, на который устанавливают колесо. Компьютер, подключенный к стенду, сам определяет, в каком месте диска должен быть установлен грузик. Масса грузика также подбирается компьютером, вычисляющим величину дисбаланса. При этом погрешность качественного современного оборудования составляет 0,01%.
Если вам пришлось выполнять балансировку в сомнительном сервисе, проследите, чтобы работники строго соблюдали правила выполнения этой процедуры
Надо сказать, что грузики бывают разного типа и подбираются в зависимости от вида диска. Для стальных дисков используют набивные грузики, которые крепятся к ребру диска методом набивки. Для литых же дисков могут использоваться как специальные набивные грузила, так и самоклеящиеся, которые, как не сложно догадаться, приклеиваются к поверхности диска. В народе их еще прозвали "липучками". В отличие от набивных грузиков они устанавливаются чаще всего изнутри, т.е. не портят внешний вид диска.
Правда, бытует мнение, что "липучки" менее надежные. В действительности это зависит от качества самого грузика и соблюдения технологии его приклеивания. Кроме того, многое зависит от особенностей самого диска, поэтому мастер должен подобрать наиболее оптимальный вариант грузика под ваш диск.
Все виды существующих грузиков обычно делаются из свинца или цинка. Но, по сути, нет разницы, из какого материала они выполнены. Что касается веса, то он может варьироваться в пределах от 5 до 100 грамм с шагом в 5 грамм.
Если вам пришлось выполнять балансировку в сомнительной "шиномантажке", проследите, чтобы работники строго соблюдали правила выполнения этой процедуры. Самой распространенной ошибкой является попытка сбалансировать грязное колесо. Перед установкой на стенд его необходимо не только помыть, но и почистить от забившихся в протектор камешков.
Пластиковые колпаки на дисках, особенно если они низкого качества, могут разбалансировать колесо. Поэтому старайтесь избегать установки таких изделий.
Если колесо предварительно разбиралось, покрышка должна быть надета правильно. Для этих целей обод обрабатывают специальной смазкой. Но так как недобросовестные работники зачастую пытаются сэкономить на всем, в том числе и на смазке, за процессом сборки желательно проследить. Если покрышка надета неправильно, в процессе движения она встанет на место, в результате чего вся балансировка пойдет насмарку.
Кроме того, на качество этой процедуры влияет погрешность установки колеса на сам стенд. Поэтому работа должна выполняться аккуратно. Чтобы убедиться в том, что работники сервиса с задачей справились, попросите, чтобы после снятия колеса со стенда они установили его повторно и еще раз проверили балансировку. Отклонение показаний не должно превышать 5 грамм.
Вот, собственно, и все моменты, которые необходимо знать относительно балансировки колес. Как вы видите, даже 20 лишних граммов на колесе могут привести к серьезным проблемам с автомобилем, а иногда и стоить жизни участников дорожного движения.
tuningkod.ru
Балансировка колес - Все, что нужно знать про автомобильные шины и диски
Балансировка колес
Многие автолюбители часто не задумываются о важности такой нехитрой процедуры, как балансировка колес, не уделяя ей должного внимания. Хотя на самом деле, от правильности балансировки шин и дисков зависит правильная работа подвески автомобиля, и, как следствие, ее (подвески) долговечность, а также безопасность и комфорт езды. Врядли сегодня остались еще автолюбители, которых нужно убеждать в том, что балансировку шин делать нужно обязательно. При этом, далеко не все, к сожалению, понимают и осознают ту роль, которую играет балансировка в обеспечении безопасности движения, а потому уделяют слишком мало внимания качеству балансировки (в т.ч. выбору шиномонтажной мастерской), а также качеству шин и дисков, которые предлагаются на рынке. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
avtoshyna.info
Балансировка колес
понедельник, 11 июля 2016 г. 10:38:40 Europe/Moscow
Балансировка шин в сборе – одна из самых часто встречаемых услуг в шинных центрах, а станок, необходимый для выполнения этой операции, как правило, входит в «шинную пару» технического центра вместе со станком для монтажа и демонтажа шин.Иными словами, корректировка дисбаланса шины и диска в сборе – весьма важная операция, но далеко немногие знают, что это такое и зачем применять. Но вначале определимся с понятиями.
Дисбаланс — векторная величина, которая характеризует отсутствие уравновешенности вращающихся частей автомобиля (например, колес). Она возникает при отсутствии совпадения оси вращения колеса с главной осью инерции. Для совмещения этих осей и применяется балансировка, которая уменьшает до допустимого уровень дисбаланса колеса.
Балансировка колеса является очень важной составляющей настройки системы «подвеска-колесо», так как при наличии дисбаланса в распределении веса вращение колеса автомобиля вызывает центростремительные силы, направление момента которых не совпадает с направлением оси вращения самого колеса. А разнонаправленные моменты сил приводят к появлению вибрации, которая может привести к целому комплексу проблем, влияющих на эксплуатацию автомобиля и снижающих безопасность движения.
Негативные последствия в результате вибрации, вызванной дисбалансом
Повреждение подвески автомобиляДействие неучтенных нагрузок на несущие детали и механизмы подвески автомобиля вызывают ускоренный их износ. Так, например, значительно разрушаются подшипники в ступицах. А поломка подшипника может привести к потере колеса в движении, что увеличивает вероятность возникновения дорожного происшествия с тяжёлыми последствиями.
Ухудшение сцепленияВибрация колеса, передаваемая на шины, снижает эффективность сцепления с дорогой, так как пятно контакта становится непостоянным и нестабильным. Это приводит к увеличению тормозного пути и ухудшению управляемости автомобилем, что, в свою очередь, также снижает безопасность движения.
Повышенный (неправильный) износВибрационная механическая нагрузка на протектор шины вызывает быстрый и неравномерный его износ. Это снижает не только его рабочие характеристики (сцепление, комфорт), но и приводит к более частой замене шин.
Снижение комфортаПовышенная вибрация колес при движении, особенно передаваемая на рулевое колесо, вызывает дискомфорт для водителя. Также возможно появление неравномерного гула, сопровождающего движение автомобиля.
Критерии сбалансированности
В настоящий момент четко определенного единого правила не существует. Главный критерий - колесо в сборе должно быть сбалансированно. Рекомендуется устанавливать не более 80 грамм грузов на 1 сторону диска. Превышения данного показателя рекомендуется минимизировать путем оптимизации (прокручивание шины относительно вентиля на диске (сначала на 180 градусов, потом на 90, потом опять на 180 градусов - всего 4 точки на шине). Если дисбаланс не устраняется, то рекомендуется проверить колесо в сборе на другом станке (в случае если калибровка данного станка проводилась давно). Если ничего не помогает и дисбаланс все равно превышает 80 грамм на сторону, то допускается ставить больше. Разницы в балансировке новых и шин с пробегом нет.
Периодичность проведения балансировки
В целом можно можно выделить следующие рекомендации по проведению балансировки колёс:
· при каждой смене шин для водителей, использующих зимние и летние шины в зависимости от сезона· минимум раз в год для одного комплекта при круглогодичном использовании· при каждом внеплановом монтаже-демонтаже шины на диск (например, после ремонта шины)· перед дальней поездкой· каждые 5000 км для водителей, придерживающихся агрессивного способа вождения с частыми разгонами и торможениями· при возникновении вибрации или шума· при появлении первых признаков неравномерного износа шин
tyreplus.ru
для чего нужна, сколько стоит и используемое оборудование
К сожалению, пока что еще определенная часть автолюбителей не знает для чего нужна балансировка колес и скептически относится к данной процедуре.
О том, к каким последствиям приводит езда на неотбалансированных колесах, а также как и с помощью какого оборудования производится балансировка рассказывает данная статья.
Итак, последствия эксплуатации автомобиля с разбалансированными колесами:
- повышенный износ покрышек
- большая нагрузка на детали подвески и ходовой части и, вследствие этого, их ускоренный износ
- ухудшение, а иногда и потеря управляемости автомобилем
- увеличение тормозного пути
- дискомфорт при вождении.
И это только основной перечень…
Для того чтобы было более понятно, разберем все основные пункты по порядку более подробно.
Дисбаланс колеса
Для того, чтобы понять что такое дисбаланс колеса представим, что на свободно вращающийся какой-либо диск прикреплен груз, например кусочек пластилина. Что происходит в этом случае? Естественно, что более тяжелая часть круга будет стремиться принять самое нижнее положение. И даже будучи раскрученным, при остановке, диск будет стремиться занять первоначальное (с грузом в нижней части) положение.
Кстати, в то время, когда диск останавливался, можно было заметить, что замедление вращения происходило с различной скоростью в зависимости от того, в какой точке находился груз — при подъеме вращение замедлялось, при опускании груза, наоборот, увеличивалось.
Видео — балансировка колес в программе Главная дорога:
Принцип этот достаточно хорошо описан в школьном курсе физики и обусловлен тем, что любая масса при движении создает собственную центробежную силу, имеющую собственный вектор приложения. Причем величина образующейся центробежной силы находится в зависимости от скорости, массы и расстояния (в нашем случае — от центра вращения до самого груза).
Что же происходит если не выполнена балансировка колес перед эксплуатацией?
Сразу следует оговориться, что участков, имеющих неуравновешенные массы по окружности колеса достаточно много. Причина — неуравновешенность самого колесного диска, полученная как в процессе изготовления, так и при эксплуатации, а также неизбежные «огрехи» при изготовлении покрышки.
Возникающие моменты инерции, обусловленные наличием этих масс создают как радиальные, так и осевые биения. Проще говоря, при раскручивании колеса, сила, возникающая в результате воздействия неотбалансированной массы, стремится сдвинуть колесо вперед или назад, либо вверх или вниз — в зависимости от того, в какой точке находится излишек массы, а также вправо или влево.
Причем в зависимости от того какая масса и при какой скорости пытается воздействовать на колесо, возникают различные силы, к примеру:
- при скорости 60 км/ч и дисбалансе 10 грамм, возникает сила, равная 0,6 кг;
- для этой же массы, но при скорости 90 км/ч сила будет составлять уже 1,5 кг;
- а при скорости в 120 км/ч — 2,8 кг.
То есть можно сказать, что при скорости 120 км/ч по нему будет стучать гиря в 3 кг весом, если неуравновешенная масса расположена сзади колеса по ходу движения, пытаться прижать колесо к асфальту при расположении этой массы сверху. При достижении передней точки колеса по ходу движения, возникающая сила будет стремиться «дернуть» колесо вперед, а при нахождении в нижней точке — оторвать колесо от дорожного покрытия.
Это, конечно, достаточно упрощенное описание того какие процессы протекают во время эксплуатации неотбалансированного колеса, но общая картина примерно такова, как описано.
Влияние дисбаланса на узлы и агрегаты автомобиля
В первую очередь необходимо отметить, что при отсутствии или неправильной балансировке колес возникающие при движении вибрации передаются на рулевое колесо, что значительно снижает эффективность управления и создает дискомфорт водителю при движении.
Однако, это не самое худшее, к чему приводит эксплуатация неотбалансированных колес. Гораздо более серьезные последствия приведены ниже:
- повышенный износ узлов и компонентов подвески автомобиля, причем наиболее сильно страдают подшипники ступицы, а их разрушение даже на небольшой скорости может привести к серьезной аварии;
- вибрация колеса образует гораздо меньшее эффективное пятно контакта, вследствие чего сцепление «резины» с дорогой снижается, что приводит к снижению эффективности управления, а также увеличению тормозного пути;
- неравномерные нагрузки на различные области покрышки приводят к значительному износу отдельных областей, вследствие чего дисбаланс увеличивается, а истирание резины принимает лавинообразный характер.
Статический и динамический дисбаланс
Для того, чтобы устранить дисбаланс, необходимо определить в первую очередь его тип: статический или динамический.
Суть в том, что статический дисбаланс обусловлен наличием неуравновешенной массы, которая относительно равномерно распределена вдоль средней части колеса. Проще говоря — статический дисбаланс можно сравнивать с вышеописанным примером в котором рассматривался тонкий диск с неуравновешенным грузом.
Действие такого типа дисбаланса распространяется только на середину покрышки, следовательно, что и центробежная сила, образующаяся при вращении колеса будет расположена тоже вдоль средней линии. Отсюда логично предположить, что для нейтрализации дисбаланса необходимо приложить силу обратно направленную возникающей.
Для этого компенсирующие грузики располагают по обеим сторонам на закраины обода диаметрально противоположно неуравновешенной массе. Расположение грузиков достаточно легко определяется на балансировочном стенде.
При выборе и покупке важно учитывать разболтовку колесных дисков, не все диски могут подойти для вашего автомобиля.
Вам может быть интересна подборка эмблем автомобилей со всего света.
Про новые требования к автомобильным шинам http://voditeliauto.ru/novosti/novye-trebovaniya-k-avtomobilnym-shinam-s-1-yanvarya-2015-goda.html с 2015 года.
Можно достаточно легко определить место статической неуравновешенности и самостоятельно. Для этого колесо устанавливается на ось вращения и немного раскручивается. При остановке самая тяжелая часть будет располагаться внизу — следовательно необходимо утяжелять диаметрально противоположную часть расположенную вверху.
Кстати, именно таким образом в большинстве руководств по обслуживанию и эксплуатации автомобилей, выпущенных в 70-80 годах прошлого века советовали как может быть выполнена балансировка колёс своими руками.
Однако, одновременно с этим оговаривалось, что для достижения более точных показателей необходимо при первой возможности обратиться на станцию технического обслуживания.
И дело здесь не в том, что точно подобрать вес грузиков весьма тяжело — терпение и труд, как известно….
Нет, дело в том, что помимо статической неуравновешенности, существует еще и динамическая.
Именно динамический дисбаланс невозможно определить «на глаз», поскольку она представляет собой неуравновешенную массу, смещенную относительно центра вращения к краю.
Причем чем шире колесо, чем более дальше к краю расположен центр неуравновешенной массы, тем больше возникающая центробежная сила, старающаяся отклонить колесо от плоскости вращения.
При расположении таких масс с внешнего края, они будут стараться увести автомобиль на соответствующую сторону — вправо или влево, при расположении изнутри — в сторону, противоположную.
Неправильная или (нарушенная в процессе эксплуатации) балансировка колес «в динамике» приводит к тому, что водитель начинает подозревать систему рулевого управления в уверенности, что она неисправна.
Необходимо отметить также, что динамический дисбаланс может существовать при статически отбалансированных колесах, например, если точки дисбаланса находятся в диаметрально противоположных сторонах колеса, например одна вверху снаружи, а вторая внизу изнутри.
Нужна ли балансировка новых колес?
Даже несмотря на то, что производители авторезины обеспечивают определенные гарантии качества и даже маркируют покрышки для расположения на диске, балансировка новых колес (с новыми покрышками) необходима!
Как уже упоминалось выше, даже небольшой дисбаланс (а при неблагоприятном расположении массы покрышки и диска суммируются) приводит к необратимому результату — как минимум быстрому истиранию покрышки, максимум — к аварии.
Оборудование для балансировки колес
Следуя из всего вышесказанного, балансировку колес все-таки необходимо доверять профессионалам, имеющим соответствующее оборудование.
Что представляет собой стенд для балансировки колес?
В своем составе балансировочный стенд содержит несколько ключевых узлов, обеспечивающих работу в целом:
- приводное устройство, раскручивающие колесо;
- блок измерительных устройств, снимающих показания с колеса;
- балансировочный узел;
- корректирующий узел.
Также большинство моделей содержат некоторые дополнительные устройства, расширяющие стандартный функционал балансировочного станка.
Основным компонентом является балансировочный узел. Он представляет собой систему, содержащую неуравновешенный ротор — именно он снимает показания с колеса и определяет (косвенно, вычисления производит измерительный узел) массу корректирующего груза.
Современные станки могут содержать три основных типа балансировочных узлов:
- зарезонасный;
- дорезонансный;
- резонансный.
Для большинства автолюбителей эти термины ничего не скажут, да, впрочем они и не так важны — качество балансировки у всех примерно одинаковое. Основное отличие — в скорости раскрутки колеса.
Дорезонансные станки в силу своих конструктивных особенностей обеспечивают более точное определение дисбаланса, вплоть до долей грамма. Впрочем, для основной массы автолюбителей это не актуально.
Методика балансировки на стенде
Для определения дисбаланса и его устранения, колесо необходимо в первую очередь максимально очистить от грязи и старых грузиков. Даже небольшие их остатки негативно влияют на точность измерений.
После этого колесо устанавливается на ось балансировочного стенда и центрируется при помощи конуса, входящего в комплект стенда
Видео — балансировка колес на стенде и на что следует обращать внимание:
При необходимости, мастер должен вручную измерить ширину и диаметр колеса, после чего ввести все данные в память балансировочного станка.
Затем колесо раскручивается, а все необходимы для корректировки данные считываются и выносятся на дисплей или экран после остановки.
При выборе стенда, для получения лучшего результата, можно обратить внимание на наличие следующих факторов:
- станок для балансировки оборудован зажимным устройством Power Clamp, которое имитирует ступицу автомобиля, вследствие чего обеспечивается дополнительно (помимо конуса) центрирование колеса;
- наличие программы HSP, позволяющей устанавливать грузики в скрытые места (например, за лопасти диска) для того, чтобы не нарушать эстетическую составляющую;
- станок обладает функцией оптимизации плавности хода, что позволяет компенсировать возможные ошибки, возникающие на начальном этапе определения дисбаланса.
Сколько стоит
Стоимость балансировки складывается из, собственно, работы и стоимости грузиков. Сюда, как правило не входит стоимость снятия-установки колеса, а также сопутствующих работ (мойка — обычно только очистят колесо при помощи щетки), замена вентиля (при необходимости), устранение прокола и т. д.
Стандартная стоимость балансировки одного колеса по России колеблется от 80-90 рублей, если покрышка «надета» на стальной штампованный диск диаметром 13 дюймов, и до 650 рублей на легкосплавном диске с диаметром до 22 дюймов включительно.
Стоимость одного грузика колеблется от 10 до 20 рублей, в зависимости от его исполнения. В среднем на колесо используется 3-7 грузиков, в зависимости от дисбаланса. В идеале — 1-2, хотя это большая редкость.
Отсюда средняя стоимость всей процедуры (с учетом снятия и установки колеса):
- снять-поставить колесо — 80-100 рублей;
- балансировка — 150-200 рублей;
- грузики — 70-140 рублей
Итого: 300-440 рублей за одно колесо или 1200-1760 за комплект.
Необходимо отметить, что сервисы, имеющие более высокоточное оборудование, требующее более квалифицированных специалистов, могут выставлять более дорогой ценник, достигающий 3000-5000 рублей только за работу с комплектом колес.
Балансировка колес своими руками — сомнительная экономия
О том, что балансировка колеса все-таки необходима, скорее всего определились.
В свете же всего вышеизложенного (особенно финансовой составляющей) у кого-то может возникнуть вопрос: «Дешевле балансировка колёс своими руками, тем более, что я не езжу на высокой скорости, где влияние динамического дисбаланса наиболее опасно».
Сомнительная экономия. Движение на разбалансированных колесах даже на небольших скоростях в течение длительного времени неизбежно приведет как минимум к повреждению элементов ходовой части (об этом говорилось выше).
А стоимость даже самого простого ступичного подшипника для отечественного авто вместе с заменой уже составляет ту сумму (в среднем от 1200 рублей), которая необходима для проведения балансировочных работ. Да и удовольствия от управления «прыгающим» и «дергающимся» автомобилем водитель не получит.
Как понять маркировку автомобильных шин — расшифровка букв и чисел.
Советуем прочитать как можно выполнить подбор масла по марке автомобиля.
Про шины для внедорожников — http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/kolesa/vybiraem-shiny-dlya-vnedorozhnikov.html и как их выбирать.
Видео о разных «подходах» в балансировке колес:
Может заинтересовать:
Как быстро избавиться от царапин на машинеДобавить свою рекламу
Защитить автомобиль от грязи поможет жидкое стеклоДобавить свою рекламу
Надоело чистить салон своего авто? Это поможет >>>Добавить свою рекламу
Как защитить себя от слепящего солнца и фар за рулем?Добавить свою рекламу
voditeliauto.ru
Балансировка шин
Балансировка шин – очень важный финишный этап шиномонтажа. Несмотря на то, что колеса и шины изготавливаются с очень высокой точностью, биение колеса при езде возникает довольно часто. Ехать становится неприятно, а в случае сильного биения – даже опасно: можно потерять контроль над автомобилем. Но такое случается редко.
Дисбаланс колеса может проявляться как во всем диапазоне скоростей, так и в определенных режимах. Например, нередки случаи, когда колесо начинает «бить» на скорости 80-100 км/ч, а при дальнейшем разгоне биение пропадает. А иногда можно спокойно ехать со скоростью 100-120 км/ч и почувствовать биение, разогнавшись до 130-140… В любом случае это непорядок – колеса не должны «бить» НИ НА КАКИХ СКОРОСТЯХ. Как определить, какое из колес разбалансировано? Просто вывесив колесо и проворачивая его прямо на автомобиле, вы ничего не увидите. Это можно сделать только в специализированном шинном сервисе на профессиональном оборудовании.
Правда, бывают случаи, когда «баланс» колеса восстанавливается сам собой. Например, вы проехали по грунтовой дороге, и к колесу прилипла грязь. А если это случилось при отрицательной температуре воздуха, грязь могла примерзнуть. Постепенно она, конечно, отлетит, но какое-то время вы будете чувствовать дисбаланс и биение. Если есть подозрение на грязь, колесо нужно снять и вымыть. С качественными колесами такое случается редко: они сделаны так, что при движении самоочищаются. Биение может быть вызвано и повреждением шины, например, если после удара она деформировалась («пошла винтом»), или на ней возникла грыжа (внутреннее расслоение каркаса). Дисбаланс такой шины ничем не исправишь – ее можно только заменить.
Если дисбаланс вызван повреждением диска, следует оценить возможность ремонта. Стальной штампованный диск можно прокатать в специальной мастерской на станке и восстановить его «круглость». С литыми дисками сложнее. Многие мастерские предлагают сделать их ремонт, в том числе даже заварить возможные трещины, однако мы считаем, что при сильном повреждении диск лучше заменить, чем рисковать, используя отремонтированный. Если владелец автомобиля пожелает, мастер шинного центра может отдельно проверить балансировку диска перед установкой шины. Но эту операцию имеет смысл проводить только на дисках, прошедших ремонт. Проверять балансировку новых дисков, как штампованных, так и литых, в подавляющем большинстве случаев совершенно бесполезно: диски выходят с завода выполненными с ОЧЕНЬ высокой точностью, и необходимость балансировки означает простой брак (случающийся с уникальной редкостью). Шины отдельно от колес не балансируются никак.
Итак, для проведения балансировки мастер должен снять колесо с автомобиля, при необходимости вымыть его и тщательно осмотреть на предмет повреждений. Если их не видно, но есть подозрение в дисбалансе колеса, с него снимают все балансировочные грузики, накачивают шину до номинального давления и устанавливают на специальный стенд. Современное балансировочное оборудование способно работать абсолютно с любыми колесами, независимо от размера. Если в какой-либо мастерской вам отказали в балансировке по причине того, что у вас слишком большие или маленькие колеса, смело разворачивайтесь и уезжайте. В шинных центрах «Наколесах» такого быть не может.
Дисплей балансировочного стенда с высокой точностью показывает, на какую из сторон колеса следует установить балансировочные грузики и каким должен быть вес этих грузиков. Свинцовые грузики выпускаются весом от 5 до 100 г. На стальных штампованных колесах они закрепляются на закраине обода с помощью скобок, а на легкосплавные диски – приклеиваются. Устанавливать грузики на скобках на легкосплавные колеса нежелательно: стальные скобки при контакте с алюминием колеса могут вызвать местную коррозию.
Для проведения балансировки разбортировать колесо не требуется. Эта операция становится необходимой только в том случае, если грузиков для балансировки требуется много – свыше 100 г на сторону колеса. В этом случае мастер должен проверить скрытые причины сильного дисбаланса. Ими могут оказаться следы ремонта колеса (сварочные швы на диске) или шины (заплатки на ее внутренней стороне). Такое колесо лучше использовать только в качестве запасного.
Исключение составляют мощные «зубастые» шины для внедорожной езды. Для их балансировки может потребоваться много грузиков. Не следует думать, что шины для бездорожья не нужно балансировать вообще. Не проведя их балансировки, вы можете сильно пожалеть об этом на шоссе. При проведении балансировки всех колес автомобиля (например, при покупке новых шин или колес) мастера шинного центра обязательно установят те из них, на которых оказалось больше грузиков, на заднюю ось автомобиля. Если балансировка вас не удовлетворила, и вы чувствуете биение колес или вибрацию на руле в некоторых диапазонах скоростей, вы можете вернуться в шинный центр и попросить провести перебалансировку. Кстати, в процессе езды балансировочные грузики могут отваливаться – как прикрепляемые скобками, так и приклеиваемые. Если вы заметили исчезновение грузиков, не пытайтесь купить и установить взамен их новые. Не поленитесь провести балансировку колеса в шинном центре.
www.nakolesah.ru
Зачем нужна балансировка и как правильно это делается?
Данная процедура является обязательной при шиномонтаже. Что нужно знать о балансировке и как часто прибегать к ней?
Зачем нужна балансировка колес
Балансировка особенно важна при надевании шины на колесный диск (шиномонтаж). Правильно выполненная процедура избавляет от паразитных стуков, вибраций и биений на рулевом колесе. Также увеличивается устойчивость автомобиля на высоких скоростях и снижается потребность в «подруливании».
Что будет, если не делать: последствия
В случае, если не делать балансировку либо проводить ее неграмотно, то последствия могут быть весьма неприятными. Вот они:
- Повышенная нагрузка на элементы ходовой части. Постоянные вибрации колеса, даже незначительные, приводят к ускоренному износу подвески − ступицы и подшипников, стоек амортизаторов, шаровых опор и прочее. Это ухудшает поведение автомобиля на дороге и может привести к аварии.
- Неравномерный износ покрышек. В основном, стирается протектор шины, что также негативно сказывается на управляемости и торможении. См.статью какой износ шин бывает?
Как часто нужно проводить балансировку
Условия следующие:
- Эксплуатация всесезонных покрышек. Круглогодичное использование универсальных шин требует проведения балансировки минимум один раз в 12 месяцев.
- Процедура проводится всякие раз, когда происходит шиномонтаж на колесный диск. Также необходимо повторение через 500 километров.
- Балансировка требуется в случае замены элементов подвески − рычагов, шаровых опор и прочее.
- Процедуру желательно делать при больших пробегах, когда подвеска уже далеко не новая.
Как проводится балансировка
Процесс осуществления процедуры следующий:
На таком станке происходит балансировка колеса
Шаг 1. Сперва колесо устанавливается на балансировочный станок. Посредством особого конуса оно раскручивается, а затем центруется.
Шаг 2. Станку задается нужная конфигурация для колеса.
Шаг 3. На дисплее стенда появляются данные о необходимости установки грузиков на левую/правую часть колеса и их массы.
Существуют несколько типов балансировочных грузов:
- Набивные, с кронштейном. Предназначены для штампованных и литых колесных дисков.
- Универсальные. Они наклеиваются на внутреннюю сторону диска.
Выбирая между этими двумя грузами, нужно отдавать предпочтение первому варианту, ибо они более надежны в креплении и риск появления дисбаланса колеса минимален. Универсальные грузы могут отделиться от диска при низких температурах, а также при мойки. Все зависит от примененного клеящегося состава.
Так устанавливают грузики..
Шаг 4. Установить грузики. Они должны быть расположены на близком расстоянии относительно друг друга. При этом, их суммарный все не должен быть больше 60-ти граммов. В случае превышения данного показателя необходимо свериться с желтой (белой) меткой на покрышке − она должна совмещаться с вентилем. Совпадение меток, но превышение веса говорит о повреждении колеса. Например, диск может быть деформирован.
Шаг 5. После проведения процедуры необходимо прокрутить колесо по земле и повторно установить его на станок. Это нужно для того, чтобы удостовериться в неизменности показаний. Допустимая погрешность для стальных дисков − до пяти граммов, тогда как для легкосплавных колес показатель уменьшается на два грамма (3) для обоих сторон.
Шаг 6. Существует финальная стадия процесса балансировки, однако используется она только в центрах с высокотехнологичным оборудованием. Для этого имеется специальный станок, который проводит статическое балансирование колеса вместе со ступицей и тормозным диском. Предельно допустимая масса грузиков − 15 граммов.
Возможные проблемы при балансировке
Проблема №1. Неправильное проведение процедуры вследствие налета на шине. Грязь, смола и прочее создают дополнительную массу на шине, в результате чего невозможна правильная балансировка и после проведения работ колесо может вибрировать. Также при установке грузиков на грязный диск, они могут впоследствии отвалиться.
Проблема №2. Установка новых грузиков, без снятия старых. Это приводит к неправильной балансировке.
Проблема №3. Проблематичная установка покрышки на колесный диск. Так называемая «посадка» может быть осложнена из-за недостаточной обработки борта особым раствором либо его отсутствием. Внутреннее давление воздуха не дает шине грамотно «садиться» на колесный диск.
shiny-info.ru