Издательство за рулем ваз 2121


Нива ВАЗ-2121 — история легендарного внедорожника — журнал За рулем

Ровно сорок лет спустя после запуска культового ВАЗ-2121 в серийное производство у нашей редакции припарковались Лада 4×4, Нива 1983 года выпуска и несколько их ближайших родственников. Что приобрела и чего лишилась легендарная модель?

Для меня Нива — культ. Один из лучших автомобилей нашей страны (если не лучший). Ее я полюбил еще в детстве. Помню, отец дачного друга купил васильковый ВАЗ‑2121 1986 года. Я не мог налюбоваться им и мечтал посидеть за рулем. Вскоре в моем собственном гараже-коллекции появилась моделька Нивы. Разумеется, цвет тоже выбрал синий — как у соседа!

Материалы по теме

К тому моменту Нива уже стала культовой в СССР и за его пределами. А началось всё 5 апреля 1977 года, когда в семье Жигулей случилось пополнение. Новая модель разительно отличалась от старших сестер, хотя фамильные черты определенно просматривались. Новенькой дали имя Нива и даже не подозревали, какое будущее ее ждет. Ничего подобного мир еще не видел: постоянный полный привод и легковой несущий кузов. Предтеча компактных кроссоверов!

Дизайн оказался прорывным — во всяком случае, для советских автомобильных стилистов. В отличие от Жигулей, тяготевших к итальянской моде, Нива и внешностью, и характером была нашей, советской «девушкой» — с миленькой мордашкой и наивно приподнятыми бровками-надфарниками. Она не боялась грязной работы. Делала ее не хуже грубоватого вояки УАЗ‑469. На бездорожье не уступала брутальным «мужикам-иностранцам», среди которых выделялись Defender и Land Cruiser. При этом на асфальте демонстрировала прямо-таки нежность к водителю — во всяком случае, на фоне неотесанных вездеходов того времени.

Формула сработала: тольяттинская простушка влюбила в себя массу людей. И не только у нас: более полумиллиона машин ушло за границу — четверть общего объема выпуска!

У Нивы была революционная для того времени трансмиссия: постоянный полный привод и межосевой дифференциал с возможностью принудительной блокировки. Вот откуда растут ноги у компактных кроссоверов.

У Нивы была революционная для того времени трансмиссия: постоянный полный привод и межосевой дифференциал с возможностью принудительной блокировки. Вот откуда растут ноги у компактных кроссоверов.

Передние ступичные подшипники — двухрядные шариковые вместо роликовых. Теперь они не требуют регулировки, и эту большую гайку больше не надо расконтривать.

Передние ступичные подшипники — двухрядные шариковые вместо роликовых. Теперь они не требуют регулировки, и эту большую гайку больше не надо расконтривать.

Один из кронштейнов крепления редуктора переднего моста. Теперь он «отвязан» от двигателя, и количество вибраций от трансмиссии практически свелось к нулю.

Один из кронштейнов крепления редуктора переднего моста. Теперь он «отвязан» от двигателя, и количество вибраций от трансмиссии практически свелось к нулю.

В 2009 году модернизирована задняя подвеска. Амортизаторы переехали на переднюю часть балки, их установили почти вертикально и ближе к колесам. Карданные передачи всех валов заменили ШРУСами.

В 2009 году модернизирована задняя подвеска. Амортизаторы переехали на переднюю часть балки, их установили почти вертикально и ближе к колесам. Карданные передачи всех валов заменили ШРУСами.

У Лады 4×4 изменены точки крепления нижних шаровых опор. А еще у нее иные пружины и амортизаторы.

У Лады 4×4 изменены точки крепления нижних шаровых опор. А еще у нее иные пружины и амортизаторы.

Годы шли, Нива потихоньку устаревала. Но она — как хороший фильм или песня, любовь к которым не уходит, а лишь усиливается. Легенды не умирают. И вот ровно спустя сорок лет после запуска в серийное производство у нашей редакции припарковалась Лада 4×4 — пафосный Range Rover и надменный Jaguar безропотно потеснились, а Volkswagen Polo и Hyundai Solaris словно вжались в асфальт.

Оставим формулу 4×4 в названии свидетельству о регистрации. Для нас с вами она всё равно Нива.

Загадочная история

История Нивы напоминает персонажа Бенджамина Баттона. Через сорок лет она стала чуточку моложе. Чтобы прочувствовать весь ее жизненный путь, нужно найти оригинальный автомобиль.

Оригинальный интерьер ВАЗ‑2121 куда харизматичнее нынешнего. Оплетка руля и набалдашник с розочкой, сохранившиеся с советских времен, лишь добавляют шарма.

Оригинальный интерьер ВАЗ‑2121 куда харизматичнее нынешнего. Оплетка руля и набалдашник с розочкой, сохранившиеся с советских времен, лишь добавляют шарма.

Оригинальные приборы от ВАЗ‑2106 снабжены индивидуальными колодцами. Стрелка уровня топлива отклоняется на поворотах и при резких ускорениях.

Оригинальные приборы от ВАЗ‑2106 снабжены индивидуальными колодцами. Стрелка уровня топлива отклоняется на поворотах и при резких ускорениях.

Управление светом и вентилятором отопителя на старой Ниве — рядом с панелью приборов. Тут же контрольные лампы блокировки дифференциала (оранжевая) и уровня тормозной жидкости (красная).

Управление светом и вентилятором отопителя на старой Ниве — рядом с панелью приборов. Тут же контрольные лампы блокировки дифференциала (оранжевая) и уровня тормозной жидкости (красная).

Кнопка слева управляет щеточным очистителем передних фар.

Кнопка слева управляет щеточным очистителем передних фар.

К нам на тест приехала охристая Нива 1983 года выпуска. Ее хозяин Денис — насто­ящий фанат. Запал на машину сразу же, купил и постепенно приводит ее в первозданный вид. Дело почти завершено. В образе не хватает лишь хромированных молдингов на порогах да оригинальных «зубастых» шин ВлИ‑5. Хороша! Глаз радует оригинальный декор вроде хромированной окантовки решетки радиатора или фирменной ладьи на рубиновом фоне.

Передние сиденья от ВАЗ‑2106 скорее можно назвать стульями: спинка едва доходит до лопаток.

Передние сиденья от ВАЗ‑2106 скорее можно назвать стульями: спинка едва доходит до лопаток.

Доступ к заднему ряду сносный — во всяком случае, для машины таких габаритов.

Доступ к заднему ряду сносный — во всяком случае, для машины таких габаритов.

Материалы по теме

Нынешняя Лада 4×4 выглядит иначе. Она надела массивную хипстерскую оправу на фары, покрасилась в модный цвет — металлик «кориандр». Уже нет ни форточек в дверях, ни хрома. И ручки дверей почернели. Стало ли хуже? Оба варианта смотрятся интересно, ибо дизайн Нивы — маленький шедевр.

А вот интерьер оригинальной Нивы явно харизматичнее. Посмотрите на эти жигулевские приборы в бездонных колодцах. Огромные лампы индикации блокировки дифференциала и уровня тормозной жидкости, плетенка на руле и набалдашник рычага коробки передач с розочкой отправляют в путешествие во времени. Инстинктивно перекладываю ключ в левую руку и безошибочно нахожу замок зажигания. Рука по привычке качает длиннющий рычаг — надо же убедиться, что коробка в «нейтрали». Я уже не я, а тот мальчишка, который исследовал вдоль и поперек соседскую синюю Ниву!

Чтобы сесть назад, нужно откинуть всё сиденье целиком.

Чтобы сесть назад, нужно откинуть всё сиденье целиком.

Фонари от ВАЗ‑2106 обусловили высокий порог багажника.

Фонари от ВАЗ‑2106 обусловили высокий порог багажника.

В новой машине нет того ностальгического настроения. Голый металл салона с годами оброс пластиком. Появились новые сиденья от «восьмерки» и относительно современные приборы от «десятки». Но посадка! Она про­ткнула десятилетия и осталась катастрофически неудобной. Как ни выставляй сиденья, ноги согнуты, а руки вытянуты. Правая рука у водителя Нивы в идеале должна быть длиннее левой — чтобы третью передачу включать. А эти маркированные красным и синим ползунки отопителя — они всё те же! Передвинешь один, за ним потянутся и остальные. Зато сколько современных атрибутов появилось с годами: обогрев сидений, электростеклоподъемники, кондиционер! И не беда, что кнопка включения кондици­онера спряталась где-то внизу, а регулировка интенсивности его работы — справа от руля. Главное, что «холодильник» есть и работает. В жару его эффективности вполне хватает на небольшой салончик.

Для того чтобы оценить прогресс Нивы за сорок лет, нужно прокатиться на старой. Вибрации, зуд, «пустой» и «длинный» руль.

Для того чтобы оценить прогресс Нивы за сорок лет, нужно прокатиться на старой. Вибрации, зуд, «пустой» и «длинный» руль.

Крылья и ноги

Под лаком кузова тоже шла эволюция. Динамических возможностей это коснулось в меньшей степени. С годами Нива обрела пятую передачу в коробке, рабочий объем мотора увеличился на сто кубиков, появились распределенный впрыск и электронная педаль газа. Нива прибавила десять километров максималки и восемь лошадиных силенок. Но мощности не хватало и сорок лет назад, а теперь и подавно. «Подкрутить» мотор несложно, но тут же придется взяться и за всё остальное — мосты, коробку, раздатку. Перетряхнешь полмашины — и цена подскочит так, что ее не будут брать.

Все недостатки забываются, когда попадаешь на тяжелое бездорожье.

Все недостатки забываются, когда попадаешь на тяжелое бездорожье.

Потому даже нынешняя Лада 4×4 берет большинство препятствий ходом. Внатяг ей месить грязь тяжело. Зато можно шпарить не только по бездорожью, но и по изрядно разбитой дороге. Конечно, и оригинальная Нива убитых дорог не боялась и регулярно доказывала это в профессиональном спорте, едва появившись на свет. Причем ее потенциал быстро оценили не только у нас. Участие в супермарафоне «Дакар» 1981 года закончилось на подиуме, почти одновременно машина победила в Ралли Туниса и Ралли Фараонов. Через год Нива взяла серебро на «Дакаре», а подиум Ралли Фараонов того года был просто оккупирован Ладами.

По сегодняшним меркам интерьер, появившийся в 1993 году, смотрится хиппово. Но зачем нужен большой «жигулевский» руль, если на Ниве давно внедрен усилитель? «Восьмерочные» сиденья далеки от идеала. Подушка короткая, спина ощущает каркас. Но на фоне жигулевских сидений это придирки.

По сегодняшним меркам интерьер, появившийся в 1993 году, смотрится хиппово. Но зачем нужен большой «жигулевский» руль, если на Ниве давно внедрен усилитель? «Восьмерочные» сиденья далеки от идеала. Подушка короткая, спина ощущает каркас. Но на фоне жигулевских сидений это придирки.

Ура! На Ниве появи­лся кондиционер. Правда, кнопка его включения находится далеко от регулировки интенсивности. Ну хоть так.

Ура! На Ниве появи­лся кондиционер. Правда, кнопка его включения находится далеко от регулировки интенсивности. Ну хоть так.

Артиллерия выстроенных в ряд тумблеров выглядит неплохо. А вот блок отопителя за сорок лет можно было бы и сменить. Дело не в устаревших ползунках, а в непомерном усилии на них.

Артиллерия выстроенных в ряд тумблеров выглядит неплохо. А вот блок отопителя за сорок лет можно было бы и сменить. Дело не в устаревших ползунках, а в непомерном усилии на них.

И всё же родная Нива заметно «козлит» на крупных ухабах — то подбросит вверх, то заставит сморщиться от пробоя подвески. Современная Лада 4×4 благороднее, хотя тоже скачет резиновым мячиком. Пробой подвески? Никогда. Она скорее оторвется от земли.

Подтянулась машина и в рулежных дисциплинах. Конечно, с высокопрофильными шинами и зависимой задней подвеской она не сможет тягаться в отточенности реакций с современными кроссоверами. Зато проста, понятна и стабильна на прямой, чего сорок лет назад так не хватало. Нива требовала регулярного подруливания, а Лада 4×4 — если только чуточку, причем это можно списать на те же шины и большой руль.

Кстати, какого черта у машины до сих пор огромная баранка? Ведь давно усилитель есть!

Забираться на сиденья заднего ряда в общем удобно, но мéста здесь мало, втроем не сядешь.

Забираться на сиденья заднего ряда в общем удобно, но мéста здесь мало, втроем не сядешь.

С годами багажник не изменился в размерах. Но низкий порог и доработанный механизм складывания сделали машину практичнее.

С годами багажник не изменился в размерах. Но низкий порог и доработанный механизм складывания сделали машину практичнее.

В чем Нива заметно прибавила, так это в тормозах. Денис ради интереса проехал на новой машине, и первые несколько торможений — «в пол»! Понимаю. Когда я пересел в старую Ниву, давил на педаль изо всех сил, чтобы добиться интенсивного замедления.

Эволюция Нивы сопровождалась не только «ездовым воспитанием». Уникальная для своего времени платформа с постоянным полным приводом породила огромное количество модификаций. Помните удлиненную на 500 мм версию Тайга ВАЗ‑2129? А длиннобазную Фору ВАЗ‑21218 с увеличенными боковыми дверями?

Ход подвески огромен, и даже в глубокой колее колёса сохраняют контакт с дорогой.

Ход подвески огромен, и даже в глубокой колее колёса сохраняют контакт с дорогой.

Материалы по теме

Самый известный отпрыск — Нива второго поколения с индексом ВАЗ‑2123. Наследница оказалась настолько сырой, что спасти ее можно было только серьезной переделкой всего и вся. Чем и занялось совместное предприятие GM-АВТОВАЗ. Тогда же, а было это при Владимире Каданникове, американцам отписали все права на торговую марку «Нива» — и ВАЗ‑2123 переименовали в Chevrolet Niva. Теперь «шнива» даже популярнее Лады 4×4. И это правильно: дети должны быть лучше родителей.

А что осталось нам — тем, кто любит и помнит самую первую Ниву? Только память. И множество машин, которые до сих пор колесят по всему миру. Собрать все серийные и штучные автомобили, созданные на шасси Нивы, невозможно. Мы расскажем о нескольких интересных экземплярах, каждый из которых стал в какой-то мере олицетворением своего времени.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

ВАЗ-2121 1983 — ретротест — журнал За рулем

Продолжаем отмечать юбилей Нивы. На этот раз тестируем оригинальную Ниву ВАЗ-2121 1983 года выпуска.

ВАЗ-2121 Нива и Лада 4х4

ВАЗ-2121 Нива и Lada 4x4. К сожалению, оригинальная трехдверная Нива потеряла свое имя, когда АВТОВАЗ и GM заключили соглашение о совместной сборке новой Нивы — ВАЗ-2123. Вместе с новой моделью американскому концерну отошел и легендарный бренд Нива.

ВАЗ-2121 Нива и Lada 4x4. К сожалению, оригинальная трехдверная Нива потеряла свое имя, когда АВТОВАЗ и GM заключили соглашение о совместной сборке новой Нивы — ВАЗ-2123. Вместе с новой моделью американскому концерну отошел и легендарный бренд Нива.

Материалы по теме

Ох и нелегко сейчас найти Ниву, собранную в СССР, да еще в хорошем состоянии!.. Но нам повезло. Отличный экземпляр 1983 года оказался недалеко от Москвы, в городе Жуковском.

Яркая Нива цвета «охра» цепляла любопытные взгляды на протяжении всего тест-драйва. Да, сейчас такие автомобили встретишь не каждый день. Честно говоря, оригинальная ВАЗ-2121, тем более ранних лет выпуска, мне нравится больше современной Лады 4х4. Правда, нашему экземпляру не хватает хромированных молдингов, но они у хозяина есть и в ближайшее время займут свое законное место. Еще одно допущение во внешности — шины Kama Flame вместо оригинальных ВлИ-5. Но это мелочи. Зато хромированная окантовка вокруг решетки радиатора, стильная эмблема с ладьей на рубиновом фоне — все на месте.

Заднее стекло, как и положено Ниве этого года выпуска, лишено и стеклоочистителя, и обогрева. Задок с «шестерочными» фонарями симпатичный, но высокий порог осложняет погрузку. Зато до модернизации, когда Нива обрела индекс 21213 и большую, до бампера, третью дверь, у нее была одна приятная особенность: крышку багажника можно было открыть ключом. Позже от этой «роскоши» избавились, а роль кнопки на двери багажника стала исполнять рукоятка, расположенная внутри, позади сиденья водителя.

ВАЗ-2121 Нива

Старая Нива едет по разбитой дороге не так уверенно, как современная 4х4, а на ровной прямой требует постоянных подруливаний.

Старая Нива едет по разбитой дороге не так уверенно, как современная 4х4, а на ровной прямой требует постоянных подруливаний.

ВАЗ-2121 Нива

Салон Нивы первых лет выпуска выглядит интереснее нынешнего варианта. Приборы в индивидуальных колодцах, крупные сигнальные лампы в хромированных окантовках. Плюс советский «фетиш» в виде оплетки руля и набалдашника КП с розочкой.

Салон Нивы первых лет выпуска выглядит интереснее нынешнего варианта. Приборы в индивидуальных колодцах, крупные сигнальные лампы в хромированных окантовках. Плюс советский «фетиш» в виде оплетки руля и набалдашника КП с розочкой.

ВАЗ-2121 Нива

«Шестерочные» приборы сегодня не отнесешь к эталону информативности — стрелки иногда отклоняются в сторону во время прохождения поворотов или при торможении. Но выглядит такой инструментарий здорово.

«Шестерочные» приборы сегодня не отнесешь к эталону информативности — стрелки иногда отклоняются в сторону во время прохождения поворотов или при торможении. Но выглядит такой инструментарий здорово.

ВАЗ-2121 Нива

Оранжевая лампа сигнализирует о заблокированном межосевом дифференциале. Красная — о низком уровне тормозной жидкости.

Оранжевая лампа сигнализирует о заблокированном межосевом дифференциале. Красная — о низком уровне тормозной жидкости.

ВАЗ-2121 Нива

Крышка вещевого ящика по сегодняшним меркам открывается непривычно — вверх. Емкость бардачка небольшая. Впрочем, у современной Лады 4х4 ситуация не лучше.

Крышка вещевого ящика по сегодняшним меркам открывается непривычно — вверх. Емкость бардачка небольшая. Впрочем, у современной Лады 4х4 ситуация не лучше.

Материалы по теме

История с салоном та же — он гораздо харизматичнее нынешнего варианта. И дело не только в неприкрытом металле на дверях или форточках на передних стеклах. Посмотрите на эти «шестерочные» приборы в индивидуальных колодцах! Хороши и круглые жигулевские дефлекторы вентиляции, и «теплые» лампочки индикации включенной блокировки или уровня тормозной жидкости в хромированных окантовках. Советская плетенка на руле и «розочка» вместо набалдашника рычага коробки лишь добавляют уюта.

Посадка обычная, жигулевская со всеми ее плюсами и минусами. «Шестерочные» сиденья похожи на стулья. Спинка едва дотягивается до лопаток седока, а подголовник выполняет скорее декоративную функцию. Боковая поддержка? Нет и в помине. Зато у таких маленьких сидушек есть одна приятная особенность. Если сдвинуть их передние сиденья вперед и откинуть спинки на максимальный угол, можно получить два полноценных спальных места.

ВАЗ-2121 Нива

Высокий борт осложняет загрузку тяжелых вещей. Зато раньше багажник можно было открыть снаружи, тогда как современный автомобиль позволяет сделать это лишь из салона.

Высокий борт осложняет загрузку тяжелых вещей. Зато раньше багажник можно было открыть снаружи, тогда как современный автомобиль позволяет сделать это лишь из салона.

ВАЗ-2121 Нива

Сложенная спинка заднего дивана образует ровную грузовую площадку. Совсем недавно владелец обновил покрытие пола, разыскав для этого оригинальный материал.

Сложенная спинка заднего дивана образует ровную грузовую площадку. Совсем недавно владелец обновил покрытие пола, разыскав для этого оригинальный материал.

Материалы по теме

Стоило начать движение, как сразу понимаешь, что долгая борьба с шумами и вибрациями не прошла бесследно. После поездки на современной Ладе 4х4 в салоне очень шумно. Помимо традиционного воя раздатки я слышу работу всей трансмиссии. Но еще больше заметна вибронагруженность. На рычагах трансмиссии и сиденье водителя зуд и вибрации — это «передают привет» карданные передачи на валах и привязанный к двигателю редуктор переднего моста.

Старая Нива лишь немногим дольше набирает скорость, но сколько-нибудь существенная разница в динамике ощущается лишь ближе к отметке в 100 км/ч на спидометре. Зато при первом же торможении я сразу почувствовал работу старого усилителя тормозов и потрепанных жизнью тормозных механизмов. Усилие на педали приличное, да и сама информативность привода, как и эффективность всей тормозной системы, остались в 70-х.

ВАЗ-2121 Нива

Жигулевские сиденья с механизмом откидывания спинки далеки от идеала. Сидеть на них долго не хочется. Зато если их сложить, то получатся удобные спальные места.

Жигулевские сиденья с механизмом откидывания спинки далеки от идеала. Сидеть на них долго не хочется. Зато если их сложить, то получатся удобные спальные места.

ВАЗ-2121 Нива

Пробираться на задний ряд довольно удобно, но места тут только на двоих.

Пробираться на задний ряд довольно удобно, но места тут только на двоих.

Но самое большое отличие ощущается в ходовой части. Там, где Лада 4х4 с легкостью проглатывает асфальтовые заплатки, оставленные дорожниками после небрежного ямочного ремонта, советская Нива транслирует изрядное количество толчков и вибраций на кузов и водительское сиденье. В рулевом управлении принципиальных отличий нет. Разве что усилитель отсутствует, но это заметно лишь на малых скоростях. А то, что старая Нива плохо держит прямую, можно списать не только на отличия в кинематике подвески, но и на изношенность рулевого управления.

И все же, даже несмотря на все недостатки, из этого автомобиля выходишь с улыбкой. Эта желтая Нива и сейчас выглядит отлично, но хозяин намерен вернуть ей стопроцентно оригинальный вид. Я искренне желаю ему удачи. Да и сам давно подумываю над приобретением советской «классики». 21-я Нива в списке кандидатов на первом месте.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

Инструкция по эксплуатации и руководство по ремонту ВАЗ 2121-2131 Нива

Устройство и диагностика ЭСУД с контроллером М7.9.7.

Описание устройства и диагностика системы управления двигателями автомобилей семейств Lada Kalina/110/Niva с контроллером М7.9.7 ЕВРО-3.

 

Автор: -Издательство: АВТОВАЗГод издания: 2009Страниц: 229Формат: PDFРазмер: 2,7 Mb

Руководство по ТО и ремонту ЭСУД ВАЗ-2111/21214-11.

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту системы управления двигателями ВАЗ-2111 и ВАЗ-21214-11 с распределенным впрыском топлива под нормы токсичности ЕВРО-2 (контроллер М7.9.7).

 

Автор: -Издательство: АВТОВАЗГод издания: 2004Страниц: 175Формат: PDFРазмер: 1,5 Mb

Руководство по эксплуатации Lada 4x4.

Инструкция по эксплуатации автомобиля Lada 4x4 и его модификаций.

 

Автор: -Издательство: АВТОВАЗГод издания: -Страниц: 76Формат: PDFРазмер: 1,3 Mb

Устройство, обслуживание, диагностика, ремонт Lada 4x4.

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля Lada 4x4.

 

Автор: -Издательство: За РулемГод издания: 2011Страниц: 322Формат: PDFРазмер: 33,0 Mb

Легковые автомобили ВАЗ.

Цветной иллюстрированный альбом с описание конструкции и рекомендациями по техническому обслуживанию автомобилей ВАЗ классической компоновки, а также ВАЗ-2121 Нива.

 

Автор: Б.В. Ершов, М.А. ЮрченкоИздательство: Вища школаГод издания: 1979Страниц: 169Формат: PDFРазмер: 23,7 Mb

Автомобиль Нива ВАЗ-2121.

Учебное пособие с описанием конструкции автомобиля ВАЗ-2121 Нива.

 

Автор: В.К. ВахламовИздательство: ТранспортГод издания: 1984Страниц: 81Формат: DjVuРазмер: 4,1 Mb

Руководство по ремонту ВАЗ-2121/21213.

Руководство по ремонту и каталог запчастей автомобилей ВАЗ-2121/21213.

 

Автор: -Издательство: Арго-АвтоГод издания: -Страниц: 280Формат: -Размер: -

Руководство по ремонту ВАЗ-2121/21212/21219.

Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту + каталог запчастей автомобилей ВАЗ-2121/21212/21219 с двигателями объемом 1,6/1,7 л.

 

Автор: -Издательство: ЛиврГод издания: 1995Страниц: 151Формат: DjVuРазмер: 14,5 Mb

Эксплуатация, обслуживание, ремонт Lada 4x4 Нива.

Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей Lada 4x4 Нива с двигателями объемом 1,6/1,7/1,8 л.

 

Автор: -Издательство: Мир АвтокнигГод издания: -Страниц: 352Формат: -Размер: -

Эксплуатация, обслуживание, ремонт Lada 4x4 Нива.

Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту + каталог запчастей автомобилей Lada 4x4 Нива с двигателями объемом 1,6/1,7/1,8 л.

 

Автор: -Издательство: Мир АвтокнигГод издания: -Страниц: 400Формат: -Размер: -

Ремонт и эксплуатация ВАЗ-21213.

Мультимедийное руководство по эксплуатации и ремонту автомобиля ВАЗ-21213.

 

Автор: -Издательство: -Год издания: -Страниц: -Формат: -Размер: 104,7 Mb

Руководство по эксплуатации, ТО и ремонту ВАЗ-21213 Нива.

Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобиля ВАЗ-21213 Нива и его модификаций.

 

Автор: -Издательство: Астрель-АСТГод издания: 2005Страниц: 241Формат: DjVuРазмер: 13,8 Mb

Ремонтируем ВАЗ-21213/21214 Нива.

Руководство по ремонту автомобилей ВАЗ-21213/21214 Нива.

 

Автор: -Издательство: За РулемГод издания: -Страниц: 292Формат: DjVuРазмер: 16,7 Mb

Ремонтируем ВАЗ-21213/21214 Нива.

Мультимедийное руководство по ремонту автомобилей ВАЗ-21213/21214 Нива.

 

Автор: -Издательство: За РулемГод издания: -Страниц: -Формат: -Размер: 413,9 Mb

Альбом плакатов ВАЗ-21213/21214.

Плакаты по устройству автомобилей ВАЗ-21213/21214.

 

Автор: -Издательство: АВТОВАЗГод издания: 2001Страниц: 40Формат: DjVuРазмер: 5,2 Mb

Ремонт без проблем Lada Niva/Lada 4x4.

Руководство по эксплуатации и ремонту + каталог запчастей автомобилей ВАЗ-21213/21214 Нива с 1994 года выпуска с карбюраторными и инжекторными двигателями объемом 1,7 л.

 

Автор: -Издательство: Третий РимГод издания: -Страниц: 340Формат: -Размер: -

Руководство по эксплуатации, ремонту и ТО ВАЗ-21213/21214/2129/2131.

Руководство по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию автомобилей ВАЗ-21213/21214/2129/2131 Нива с бензиновыми и дизельными двигателями.

 

Автор: -Издательство: Арго-АвтоГод издания: -Страниц: 286Формат: -Размер: -

Руководство по ремонту и ТО ВАЗ-2131/2131i Нива.

Руководство по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей ВАЗ-2131 Нива с 1995 года выпуска с бензиновыми двигателями объемом 1,7/1,8 л.

 

Автор: -Издательство: Легион-АвтодатаГод издания: -Страниц: 370Формат: -Размер: -

 

ПОИСК ПО САЙТУ:

autoinfo24.ru

ВАЗ-2121 1983 — ретротест — журнал За рулем

Продолжаем отмечать юбилей Нивы. На этот раз тестируем оригинальную Ниву ВАЗ-2121 1983 года выпуска.

ВАЗ-2121 Нива и Лада 4х4

ВАЗ-2121 Нива и Lada 4x4. К сожалению, оригинальная трехдверная Нива потеряла свое имя, когда АВТОВАЗ и GM заключили соглашение о совместной сборке новой Нивы — ВАЗ-2123. Вместе с новой моделью американскому концерну отошел и легендарный бренд Нива.

ВАЗ-2121 Нива и Lada 4x4. К сожалению, оригинальная трехдверная Нива потеряла свое имя, когда АВТОВАЗ и GM заключили соглашение о совместной сборке новой Нивы — ВАЗ-2123. Вместе с новой моделью американскому концерну отошел и легендарный бренд Нива.

Материалы по теме

Ох и нелегко сейчас найти Ниву, собранную в СССР, да еще в хорошем состоянии!.. Но нам повезло. Отличный экземпляр 1983 года оказался недалеко от Москвы, в городе Жуковском.

Яркая Нива цвета «охра» цепляла любопытные взгляды на протяжении всего тест-драйва. Да, сейчас такие автомобили встретишь не каждый день. Честно говоря, оригинальная ВАЗ-2121, тем более ранних лет выпуска, мне нравится больше современной Лады 4х4. Правда, нашему экземпляру не хватает хромированных молдингов, но они у хозяина есть и в ближайшее время займут свое законное место. Еще одно допущение во внешности — шины Kama Flame вместо оригинальных ВлИ-5. Но это мелочи. Зато хромированная окантовка вокруг решетки радиатора, стильная эмблема с ладьей на рубиновом фоне — все на месте.

Заднее стекло, как и положено Ниве этого года выпуска, лишено и стеклоочистителя, и обогрева. Задок с «шестерочными» фонарями симпатичный, но высокий порог осложняет погрузку. Зато до модернизации, когда Нива обрела индекс 21213 и большую, до бампера, третью дверь, у нее была одна приятная особенность: крышку багажника можно было открыть ключом. Позже от этой «роскоши» избавились, а роль кнопки на двери багажника стала исполнять рукоятка, расположенная внутри, позади сиденья водителя.

ВАЗ-2121 Нива

Старая Нива едет по разбитой дороге не так уверенно, как современная 4х4, а на ровной прямой требует постоянных подруливаний.

Старая Нива едет по разбитой дороге не так уверенно, как современная 4х4, а на ровной прямой требует постоянных подруливаний.

ВАЗ-2121 Нива

Салон Нивы первых лет выпуска выглядит интереснее нынешнего варианта. Приборы в индивидуальных колодцах, крупные сигнальные лампы в хромированных окантовках. Плюс советский «фетиш» в виде оплетки руля и набалдашника КП с розочкой.

Салон Нивы первых лет выпуска выглядит интереснее нынешнего варианта. Приборы в индивидуальных колодцах, крупные сигнальные лампы в хромированных окантовках. Плюс советский «фетиш» в виде оплетки руля и набалдашника КП с розочкой.

ВАЗ-2121 Нива

«Шестерочные» приборы сегодня не отнесешь к эталону информативности — стрелки иногда отклоняются в сторону во время прохождения поворотов или при торможении. Но выглядит такой инструментарий здорово.

«Шестерочные» приборы сегодня не отнесешь к эталону информативности — стрелки иногда отклоняются в сторону во время прохождения поворотов или при торможении. Но выглядит такой инструментарий здорово.

ВАЗ-2121 Нива

Оранжевая лампа сигнализирует о заблокированном межосевом дифференциале. Красная — о низком уровне тормозной жидкости.

Оранжевая лампа сигнализирует о заблокированном межосевом дифференциале. Красная — о низком уровне тормозной жидкости.

ВАЗ-2121 Нива

Крышка вещевого ящика по сегодняшним меркам открывается непривычно — вверх. Емкость бардачка небольшая. Впрочем, у современной Лады 4х4 ситуация не лучше.

Крышка вещевого ящика по сегодняшним меркам открывается непривычно — вверх. Емкость бардачка небольшая. Впрочем, у современной Лады 4х4 ситуация не лучше.

Материалы по теме

История с салоном та же — он гораздо харизматичнее нынешнего варианта. И дело не только в неприкрытом металле на дверях или форточках на передних стеклах. Посмотрите на эти «шестерочные» приборы в индивидуальных колодцах! Хороши и круглые жигулевские дефлекторы вентиляции, и «теплые» лампочки индикации включенной блокировки или уровня тормозной жидкости в хромированных окантовках. Советская плетенка на руле и «розочка» вместо набалдашника рычага коробки лишь добавляют уюта.

Посадка обычная, жигулевская со всеми ее плюсами и минусами. «Шестерочные» сиденья похожи на стулья. Спинка едва дотягивается до лопаток седока, а подголовник выполняет скорее декоративную функцию. Боковая поддержка? Нет и в помине. Зато у таких маленьких сидушек есть одна приятная особенность. Если сдвинуть их передние сиденья вперед и откинуть спинки на максимальный угол, можно получить два полноценных спальных места.

ВАЗ-2121 Нива

Высокий борт осложняет загрузку тяжелых вещей. Зато раньше багажник можно было открыть снаружи, тогда как современный автомобиль позволяет сделать это лишь из салона.

Высокий борт осложняет загрузку тяжелых вещей. Зато раньше багажник можно было открыть снаружи, тогда как современный автомобиль позволяет сделать это лишь из салона.

ВАЗ-2121 Нива

Сложенная спинка заднего дивана образует ровную грузовую площадку. Совсем недавно владелец обновил покрытие пола, разыскав для этого оригинальный материал.

Сложенная спинка заднего дивана образует ровную грузовую площадку. Совсем недавно владелец обновил покрытие пола, разыскав для этого оригинальный материал.

Материалы по теме

Стоило начать движение, как сразу понимаешь, что долгая борьба с шумами и вибрациями не прошла бесследно. После поездки на современной Ладе 4х4 в салоне очень шумно. Помимо традиционного воя раздатки я слышу работу всей трансмиссии. Но еще больше заметна вибронагруженность. На рычагах трансмиссии и сиденье водителя зуд и вибрации — это «передают привет» карданные передачи на валах и привязанный к двигателю редуктор переднего моста.

Старая Нива лишь немногим дольше набирает скорость, но сколько-нибудь существенная разница в динамике ощущается лишь ближе к отметке в 100 км/ч на спидометре. Зато при первом же торможении я сразу почувствовал работу старого усилителя тормозов и потрепанных жизнью тормозных механизмов. Усилие на педали приличное, да и сама информативность привода, как и эффективность всей тормозной системы, остались в 70-х.

ВАЗ-2121 Нива

Жигулевские сиденья с механизмом откидывания спинки далеки от идеала. Сидеть на них долго не хочется. Зато если их сложить, то получатся удобные спальные места.

Жигулевские сиденья с механизмом откидывания спинки далеки от идеала. Сидеть на них долго не хочется. Зато если их сложить, то получатся удобные спальные места.

ВАЗ-2121 Нива

Пробираться на задний ряд довольно удобно, но места тут только на двоих.

Пробираться на задний ряд довольно удобно, но места тут только на двоих.

Но самое большое отличие ощущается в ходовой части. Там, где Лада 4х4 с легкостью проглатывает асфальтовые заплатки, оставленные дорожниками после небрежного ямочного ремонта, советская Нива транслирует изрядное количество толчков и вибраций на кузов и водительское сиденье. В рулевом управлении принципиальных отличий нет. Разве что усилитель отсутствует, но это заметно лишь на малых скоростях. А то, что старая Нива плохо держит прямую, можно списать не только на отличия в кинематике подвески, но и на изношенность рулевого управления.

И все же, даже несмотря на все недостатки, из этого автомобиля выходишь с улыбкой. Эта желтая Нива и сейчас выглядит отлично, но хозяин намерен вернуть ей стопроцентно оригинальный вид. Я искренне желаю ему удачи. Да и сам давно подумываю над приобретением советской «классики». 21-я Нива в списке кандидатов на первом месте.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

Юбилею Нивы ВАЗ 2121 посвящается — журнал За рулем

У каждого есть свой особенный автомобиль. Для меня это ВАЗ‑2121 Нива. Бежевую красотку в 1981 году, после нескольких лет мучительного ожидания в очереди, купил мой дядя — новенькую, за 10 300 целковых. Это было дорого. «Двадцать четвертая» Волга тогда стоила 15 тысяч, а вазовскую «трешку» можно было взять за 7500 рублей.

Когда я впервые, двенадцатилетним, сел за ее руль, это было абсолютное счастье — наш автопром прежде ничего подобного ни по дизайну, ни по назначению не делал. На ней же учился ездить и устроил первую «аварию»: двигаясь задним ходом, снес огромный мусорный бак.

В астраханских степях вдоль матушки Волги, куда мы ездили на рыбалку, Ниве не было равных в проходимости. С крутого берега на колхозный паром? Легко! Выдернуть засевшую машину? Нет проблем. Спинку заднего сиденья можно было чуть откинуть назад: разложил передние кресла — и вот какая-никакая, а постель.

Материалы по теме

Конечно, Нива не была идеальной ни по конструктиву, ни по сборочному качеству. Тесное заднее сиденье зажато колесными арками, багажник крохотный.

Мы соорудили самодельный прицеп, который весил как чугунный мост и поднимал столько же, - с продольной центральной трубой в качестве несущего элемента (привет грузовикам Tatra!) и мощными рессорами.

Мотор с рождения был слабым, таким и остался на десятилетия. С полной загрузкой да с прицепом Нива безбожно жрала бензин, поскольку двигатель практически всегда работал с предельной нагрузкой — на пологих затяжных подъемах приходилось переключаться с высшей четвертой на третью передачу, а то и на вторую. Чтобы в дальних перегонах реже стоять в очередях за бензином (вы же помните АЗС с перерывами на обед и злыми тетками в окошках?), переложили систему выпуска и разместили под задним свесом кузова дополнительный бензобак.

В самых уязвимых местах (передний фартук, пороги), которые обрабатывала «пескоструйка», кузов довольно быстро покрывался ржавчинками. Пришлось научиться работать с ортофосфорной кислотой. Вместо ненадежных игольчатых подшипников крестовин ставили фторопластовые втулки, а сами крестовины оборачивали брезентом, который затягивали хомутами, - чтобы грязь не набивалась. А когда выяснилось, что из-за некачественной термообработки распредвалы через 20 тысяч километров приказывают долго жить, пришлось обивать пороги фирменных СТО в надежде достать новые…

Материалы по теме

Даже имени своего Нива лишилась — во времена Владимира Каданникова. Но для меня она по-прежнему «старая Нива». Или просто Нива. Та самая — с еще родной эмблемой, высоким бортом багажника, «шестерочными» задними фонарями и непередаваемым запахом нового автомобиля.

И здесь по закону жанра я должен рассказать пару баек от ее создателей. Увы, не расскажу. С Петром Михайловичом Прусовым, который, будучи еще молодым инженером, с 1972 года руководил проектом ВАЗ‑2121 и фактически стал отцом Нивы, я не был близко знаком, а случайные короткие встречи не в счет. До юбилея своего главного детища он не дожил всего две недели… Даже старых фотографий дядькиной Нивы я не нашел — надо перерывать весь домашний архив. За неимением лучшего взял на пару дней нынешнюю конвейерную машину — она заметно посвежела, но по сути осталась той же.

Нива отмечает свое 40‑летие: первая серийная машина сошла с конвейера 5 апреля 1977 года. И я вспоминаю о старой доброй Ниве исключительно с теплотой — несмотря на все ее проблемы и болячки. Спасибо ей за то, что продержалась на конвейере столько лет, а сегодня вернула меня в то удивительное и казавшееся бесконечным время, когда деревья были большими.

И Прусову низкий поклон. За машину.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

Нива ВАЗ-2121 — история легендарного внедорожника — журнал За рулем

Ровно сорок лет спустя после запуска культового ВАЗ-2121 в серийное производство у нашей редакции припарковались Лада 4×4, Нива 1983 года выпуска и несколько их ближайших родственников. Что приобрела и чего лишилась легендарная модель?

Для меня Нива — культ. Один из лучших автомобилей нашей страны (если не лучший). Ее я полюбил еще в детстве. Помню, отец дачного друга купил васильковый ВАЗ‑2121 1986 года. Я не мог налюбоваться им и мечтал посидеть за рулем. Вскоре в моем собственном гараже-коллекции появилась моделька Нивы. Разумеется, цвет тоже выбрал синий — как у соседа!

Материалы по теме

К тому моменту Нива уже стала культовой в СССР и за его пределами. А началось всё 5 апреля 1977 года, когда в семье Жигулей случилось пополнение. Новая модель разительно отличалась от старших сестер, хотя фамильные черты определенно просматривались. Новенькой дали имя Нива и даже не подозревали, какое будущее ее ждет. Ничего подобного мир еще не видел: постоянный полный привод и легковой несущий кузов. Предтеча компактных кроссоверов!

Дизайн оказался прорывным — во всяком случае, для советских автомобильных стилистов. В отличие от Жигулей, тяготевших к итальянской моде, Нива и внешностью, и характером была нашей, советской «девушкой» — с миленькой мордашкой и наивно приподнятыми бровками-надфарниками. Она не боялась грязной работы. Делала ее не хуже грубоватого вояки УАЗ‑469. На бездорожье не уступала брутальным «мужикам-иностранцам», среди которых выделялись Defender и Land Cruiser. При этом на асфальте демонстрировала прямо-таки нежность к водителю — во всяком случае, на фоне неотесанных вездеходов того времени.

Формула сработала: тольяттинская простушка влюбила в себя массу людей. И не только у нас: более полумиллиона машин ушло за границу — четверть общего объема выпуска!

У Нивы была революционная для того времени трансмиссия: постоянный полный привод и межосевой дифференциал с возможностью принудительной блокировки. Вот откуда растут ноги у компактных кроссоверов.

У Нивы была революционная для того времени трансмиссия: постоянный полный привод и межосевой дифференциал с возможностью принудительной блокировки. Вот откуда растут ноги у компактных кроссоверов.

Передние ступичные подшипники — двухрядные шариковые вместо роликовых. Теперь они не требуют регулировки, и эту большую гайку больше не надо расконтривать.

Передние ступичные подшипники — двухрядные шариковые вместо роликовых. Теперь они не требуют регулировки, и эту большую гайку больше не надо расконтривать.

Один из кронштейнов крепления редуктора переднего моста. Теперь он «отвязан» от двигателя, и количество вибраций от трансмиссии практически свелось к нулю.

Один из кронштейнов крепления редуктора переднего моста. Теперь он «отвязан» от двигателя, и количество вибраций от трансмиссии практически свелось к нулю.

В 2009 году модернизирована задняя подвеска. Амортизаторы переехали на переднюю часть балки, их установили почти вертикально и ближе к колесам. Карданные передачи всех валов заменили ШРУСами.

В 2009 году модернизирована задняя подвеска. Амортизаторы переехали на переднюю часть балки, их установили почти вертикально и ближе к колесам. Карданные передачи всех валов заменили ШРУСами.

У Лады 4×4 изменены точки крепления нижних шаровых опор. А еще у нее иные пружины и амортизаторы.

У Лады 4×4 изменены точки крепления нижних шаровых опор. А еще у нее иные пружины и амортизаторы.

Годы шли, Нива потихоньку устаревала. Но она — как хороший фильм или песня, любовь к которым не уходит, а лишь усиливается. Легенды не умирают. И вот ровно спустя сорок лет после запуска в серийное производство у нашей редакции припарковалась Лада 4×4 — пафосный Range Rover и надменный Jaguar безропотно потеснились, а Volkswagen Polo и Hyundai Solaris словно вжались в асфальт.

Оставим формулу 4×4 в названии свидетельству о регистрации. Для нас с вами она всё равно Нива.

Загадочная история

История Нивы напоминает персонажа Бенджамина Баттона. Через сорок лет она стала чуточку моложе. Чтобы прочувствовать весь ее жизненный путь, нужно найти оригинальный автомобиль.

Оригинальный интерьер ВАЗ‑2121 куда харизматичнее нынешнего. Оплетка руля и набалдашник с розочкой, сохранившиеся с советских времен, лишь добавляют шарма.

Оригинальный интерьер ВАЗ‑2121 куда харизматичнее нынешнего. Оплетка руля и набалдашник с розочкой, сохранившиеся с советских времен, лишь добавляют шарма.

Оригинальные приборы от ВАЗ‑2106 снабжены индивидуальными колодцами. Стрелка уровня топлива отклоняется на поворотах и при резких ускорениях.

Оригинальные приборы от ВАЗ‑2106 снабжены индивидуальными колодцами. Стрелка уровня топлива отклоняется на поворотах и при резких ускорениях.

Управление светом и вентилятором отопителя на старой Ниве — рядом с панелью приборов. Тут же контрольные лампы блокировки дифференциала (оранжевая) и уровня тормозной жидкости (красная).

Управление светом и вентилятором отопителя на старой Ниве — рядом с панелью приборов. Тут же контрольные лампы блокировки дифференциала (оранжевая) и уровня тормозной жидкости (красная).

Кнопка слева управляет щеточным очистителем передних фар.

Кнопка слева управляет щеточным очистителем передних фар.

К нам на тест приехала охристая Нива 1983 года выпуска. Ее хозяин Денис — насто­ящий фанат. Запал на машину сразу же, купил и постепенно приводит ее в первозданный вид. Дело почти завершено. В образе не хватает лишь хромированных молдингов на порогах да оригинальных «зубастых» шин ВлИ‑5. Хороша! Глаз радует оригинальный декор вроде хромированной окантовки решетки радиатора или фирменной ладьи на рубиновом фоне.

Передние сиденья от ВАЗ‑2106 скорее можно назвать стульями: спинка едва доходит до лопаток.

Передние сиденья от ВАЗ‑2106 скорее можно назвать стульями: спинка едва доходит до лопаток.

Доступ к заднему ряду сносный — во всяком случае, для машины таких габаритов.

Доступ к заднему ряду сносный — во всяком случае, для машины таких габаритов.

Материалы по теме

Нынешняя Лада 4×4 выглядит иначе. Она надела массивную хипстерскую оправу на фары, покрасилась в модный цвет — металлик «кориандр». Уже нет ни форточек в дверях, ни хрома. И ручки дверей почернели. Стало ли хуже? Оба варианта смотрятся интересно, ибо дизайн Нивы — маленький шедевр.

А вот интерьер оригинальной Нивы явно харизматичнее. Посмотрите на эти жигулевские приборы в бездонных колодцах. Огромные лампы индикации блокировки дифференциала и уровня тормозной жидкости, плетенка на руле и набалдашник рычага коробки передач с розочкой отправляют в путешествие во времени. Инстинктивно перекладываю ключ в левую руку и безошибочно нахожу замок зажигания. Рука по привычке качает длиннющий рычаг — надо же убедиться, что коробка в «нейтрали». Я уже не я, а тот мальчишка, который исследовал вдоль и поперек соседскую синюю Ниву!

Чтобы сесть назад, нужно откинуть всё сиденье целиком.

Чтобы сесть назад, нужно откинуть всё сиденье целиком.

Фонари от ВАЗ‑2106 обусловили высокий порог багажника.

Фонари от ВАЗ‑2106 обусловили высокий порог багажника.

В новой машине нет того ностальгического настроения. Голый металл салона с годами оброс пластиком. Появились новые сиденья от «восьмерки» и относительно современные приборы от «десятки». Но посадка! Она про­ткнула десятилетия и осталась катастрофически неудобной. Как ни выставляй сиденья, ноги согнуты, а руки вытянуты. Правая рука у водителя Нивы в идеале должна быть длиннее левой — чтобы третью передачу включать. А эти маркированные красным и синим ползунки отопителя — они всё те же! Передвинешь один, за ним потянутся и остальные. Зато сколько современных атрибутов появилось с годами: обогрев сидений, электростеклоподъемники, кондиционер! И не беда, что кнопка включения кондици­онера спряталась где-то внизу, а регулировка интенсивности его работы — справа от руля. Главное, что «холодильник» есть и работает. В жару его эффективности вполне хватает на небольшой салончик.

Для того чтобы оценить прогресс Нивы за сорок лет, нужно прокатиться на старой. Вибрации, зуд, «пустой» и «длинный» руль.

Для того чтобы оценить прогресс Нивы за сорок лет, нужно прокатиться на старой. Вибрации, зуд, «пустой» и «длинный» руль.

Крылья и ноги

Под лаком кузова тоже шла эволюция. Динамических возможностей это коснулось в меньшей степени. С годами Нива обрела пятую передачу в коробке, рабочий объем мотора увеличился на сто кубиков, появились распределенный впрыск и электронная педаль газа. Нива прибавила десять километров максималки и восемь лошадиных силенок. Но мощности не хватало и сорок лет назад, а теперь и подавно. «Подкрутить» мотор несложно, но тут же придется взяться и за всё остальное — мосты, коробку, раздатку. Перетряхнешь полмашины — и цена подскочит так, что ее не будут брать.

Все недостатки забываются, когда попадаешь на тяжелое бездорожье.

Все недостатки забываются, когда попадаешь на тяжелое бездорожье.

Потому даже нынешняя Лада 4×4 берет большинство препятствий ходом. Внатяг ей месить грязь тяжело. Зато можно шпарить не только по бездорожью, но и по изрядно разбитой дороге. Конечно, и оригинальная Нива убитых дорог не боялась и регулярно доказывала это в профессиональном спорте, едва появившись на свет. Причем ее потенциал быстро оценили не только у нас. Участие в супермарафоне «Дакар» 1981 года закончилось на подиуме, почти одновременно машина победила в Ралли Туниса и Ралли Фараонов. Через год Нива взяла серебро на «Дакаре», а подиум Ралли Фараонов того года был просто оккупирован Ладами.

По сегодняшним меркам интерьер, появившийся в 1993 году, смотрится хиппово. Но зачем нужен большой «жигулевский» руль, если на Ниве давно внедрен усилитель? «Восьмерочные» сиденья далеки от идеала. Подушка короткая, спина ощущает каркас. Но на фоне жигулевских сидений это придирки.

По сегодняшним меркам интерьер, появившийся в 1993 году, смотрится хиппово. Но зачем нужен большой «жигулевский» руль, если на Ниве давно внедрен усилитель? «Восьмерочные» сиденья далеки от идеала. Подушка короткая, спина ощущает каркас. Но на фоне жигулевских сидений это придирки.

Ура! На Ниве появи­лся кондиционер. Правда, кнопка его включения находится далеко от регулировки интенсивности. Ну хоть так.

Ура! На Ниве появи­лся кондиционер. Правда, кнопка его включения находится далеко от регулировки интенсивности. Ну хоть так.

Артиллерия выстроенных в ряд тумблеров выглядит неплохо. А вот блок отопителя за сорок лет можно было бы и сменить. Дело не в устаревших ползунках, а в непомерном усилии на них.

Артиллерия выстроенных в ряд тумблеров выглядит неплохо. А вот блок отопителя за сорок лет можно было бы и сменить. Дело не в устаревших ползунках, а в непомерном усилии на них.

И всё же родная Нива заметно «козлит» на крупных ухабах — то подбросит вверх, то заставит сморщиться от пробоя подвески. Современная Лада 4×4 благороднее, хотя тоже скачет резиновым мячиком. Пробой подвески? Никогда. Она скорее оторвется от земли.

Подтянулась машина и в рулежных дисциплинах. Конечно, с высокопрофильными шинами и зависимой задней подвеской она не сможет тягаться в отточенности реакций с современными кроссоверами. Зато проста, понятна и стабильна на прямой, чего сорок лет назад так не хватало. Нива требовала регулярного подруливания, а Лада 4×4 — если только чуточку, причем это можно списать на те же шины и большой руль.

Кстати, какого черта у машины до сих пор огромная баранка? Ведь давно усилитель есть!

Забираться на сиденья заднего ряда в общем удобно, но мéста здесь мало, втроем не сядешь.

Забираться на сиденья заднего ряда в общем удобно, но мéста здесь мало, втроем не сядешь.

С годами багажник не изменился в размерах. Но низкий порог и доработанный механизм складывания сделали машину практичнее.

С годами багажник не изменился в размерах. Но низкий порог и доработанный механизм складывания сделали машину практичнее.

В чем Нива заметно прибавила, так это в тормозах. Денис ради интереса проехал на новой машине, и первые несколько торможений — «в пол»! Понимаю. Когда я пересел в старую Ниву, давил на педаль изо всех сил, чтобы добиться интенсивного замедления.

Эволюция Нивы сопровождалась не только «ездовым воспитанием». Уникальная для своего времени платформа с постоянным полным приводом породила огромное количество модификаций. Помните удлиненную на 500 мм версию Тайга ВАЗ‑2129? А длиннобазную Фору ВАЗ‑21218 с увеличенными боковыми дверями?

Ход подвески огромен, и даже в глубокой колее колёса сохраняют контакт с дорогой.

Ход подвески огромен, и даже в глубокой колее колёса сохраняют контакт с дорогой.

Материалы по теме

Самый известный отпрыск — Нива второго поколения с индексом ВАЗ‑2123. Наследница оказалась настолько сырой, что спасти ее можно было только серьезной переделкой всего и вся. Чем и занялось совместное предприятие GM-АВТОВАЗ. Тогда же, а было это при Владимире Каданникове, американцам отписали все права на торговую марку «Нива» — и ВАЗ‑2123 переименовали в Chevrolet Niva. Теперь «шнива» даже популярнее Лады 4×4. И это правильно: дети должны быть лучше родителей.

А что осталось нам — тем, кто любит и помнит самую первую Ниву? Только память. И множество машин, которые до сих пор колесят по всему миру. Собрать все серийные и штучные автомобили, созданные на шасси Нивы, невозможно. Мы расскажем о нескольких интересных экземплярах, каждый из которых стал в какой-то мере олицетворением своего времени.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

Lada 4x4 — что изменилось в Ниве за 40 лет — журнал За рулем

Сорок лет назад, 5 апреля 1977 года, с конвейера ВАЗа сошли первые товарные ВАЗ-2121 Нива. И вот в нашей редакции на несколько месяцев прописалась трехдверная Lada 4x4. Что роднит ее с «дедушкой»? Разбираемся в ходе нашего теста.

Lada 4x4

Lada 4x4

Нива с детства засела у меня в голове. Помню, как в начале 90-х отец моего друга купил синюю Ниву, на которой не раз нас катал. А сколько разных Нив было в моем детском гараже! Позже, уже в 2009-м, судьба снова свела меня с ней — несколько десятков тысяч километров дорог полигона НАМИ за рулем модернизированной Лады 4х4. И вот, 5 апреля 2017-го, когда легенде стукнуло сорок, я забрал Ладу 4х4 цвета «кориандр» из пресс-парка АВТОВАЗа. На несколько месяцев мне предстоит влезть в шкуру нивовода. Впереди много интересного, а пока подведу итоги первой недели совместного проживания!

За сорок лет выпуска число подрулевых переключателей осталось неизменным — за дальний свет все еще отвечает отдельный рычажок.

За сорок лет выпуска число подрулевых переключателей осталось неизменным — за дальний свет все еще отвечает отдельный рычажок.

Сон ли это? В Ниве есть обогрев передних сидений!

Сон ли это? В Ниве есть обогрев передних сидений!

Передняя панель почти не изменилась с 90-х годов. Зато пластик мягкий. А вот руль поставили криво — в нулевом положение он чуть повернут вправо.

Передняя панель почти не изменилась с 90-х годов. Зато пластик мягкий. А вот руль поставили криво — в нулевом положение он чуть повернут вправо.

За эффективность кондиционера отвечает свой собственный регулятор справа от рулевой колонки.

За эффективность кондиционера отвечает свой собственный регулятор справа от рулевой колонки.

Клавиши стеклоподъемников пристроились на задней стороне центрального тоннеля.

Клавиши стеклоподъемников пристроились на задней стороне центрального тоннеля.

Чтобы окунуться в прошлое, не обязательно покупать ретроавтомобиль. У Лады один ключик для зажигания, а другой — для дверных замков.

Чтобы окунуться в прошлое, не обязательно покупать ретроавтомобиль. У Лады один ключик для зажигания, а другой — для дверных замков.

Материалы по теме

Держу я в руках связку из двух ключей и понимаю: есть вещи неизменные. Сколько модернизаций пережила Лада, а для дверного замка и замка зажигания по-прежнему разные ключики полагаются. Вот только качество исполнения упало. Ключ выходит из замка двери буквально со стружкой, а сама дверь захлопывается не с первого раза. Может, разработается? Заодно и едкий запах новой пластмассы салона выветрится? С годами металл в салоне окончательно оброс пластиком. Зато передняя панель все еще мягкая на ощупь — Кретам и Каптюрам привет! На центральной консоли появились новые клавиши — обогрев сидений и, внимание, кондиционер! Поставили бы еще нормальный блок отопителя. Ничего не имею против ползунков, если бы они не заедали. Хотя и вращающиеся рукоятки температуры и напора воздуха уж за сорок лет можно было поставить. Как и заменить подрулевые переключатели. Их все еще три — дальним светом ведает отдельный рычажок. И почему до сих пор стоит эта огромная жигулевская баранка? С гидроусилителем необходимость в большом руле давно отпала. К тому же есть нормальный руль от версии Urban. Ладно, пусть Нива не обижается на ругань. Я ж любя. Ведь не ее вина, что руководство завода на протяжении 90-х и «нулевых», вместо того чтобы вовремя улучшать автомобиль, просто собирало сливки с давно окупившегося проекта.

Потратив впустую время на поиск удобной посадки, я наконец вспомнил, где нахожусь. Поза здесь своя, особенная — согнутые ноги и тянущаяся к рычагу трансмиссии правая рука. А тянуться приходится частенько. Во-первых, чтобы держать динамику в тонусе — под капотом все те же скромные 80 л.с. И до 1500 об/мин тяги кот наплакал. А во-вторых, классическая вазовская коробка всегда радовала четким механизмом переключения. Процесс смены передачи попросту доставляет удовольствие водителю. Каюсь, сначала я опасался езды в московском трафике. Но вскоре боязнь ушла — если не лениться с переключениями, держаться в потоке очень легко. А какой обзор! Ни один современный автомобиль с кучей электронных помощников не даст такой полноты информации, как высокая посадка, тонкие стойки, видимый капот и большие наружные зеркала.

Дверные карты полностью прикрывают металл. Выглядит неказисто, но рукоятка и подлокотник оказались удобными.

Дверные карты полностью прикрывают металл. Выглядит неказисто, но рукоятка и подлокотник оказались удобными.

Багажник по-прежнему отпирается рукояткой на боковой стенке за средней стойкой. Интересно, что мешало развернуть ручку на 180 градусов?

Багажник по-прежнему отпирается рукояткой на боковой стенке за средней стойкой. Интересно, что мешало развернуть ручку на 180 градусов?

Пробираться на задний ряд удобно, но места там мало — для двоих и то с натяжкой.

Пробираться на задний ряд удобно, но места там мало — для двоих и то с натяжкой.

Материалы по теме

Но не в городе Нива раскрывается, а там, где кончаются дороги. Не откладывая в долгий ящик, отправляюсь в леса да поля. Очередная модернизация ходовой вывела энергоемкость на уровень «мастер». По ухабистому проселку можно смело лететь во весь опор, не боясь пробоев. При этом Lada не «козлит» на колдобинах, а именно проглатывает их. На тяжелом бездорожье она в своей стихии и всегда была надежной подругой. Хотя пара острых моментов все же были. Первый раз, когда на очередном буераке колеса вывесились по диагонали. Но, покрутив рулем и немного раскачавшись первой и задней передачей, из ловушки я выбрался. А вот второй момент был куда щекотливее, пошатнув звание «надежной». Дело было на полевой дороге, сильно изрезанной тракторными колеями. Вскоре довольно твердый грунт сменился мягким и дорога превратилась в весеннее месиво. Потеряв ход, я встал. Неужели застрял? Вот чем мне всегда нравился вазовский внедорожник — даже если застрял, всегда есть шанс выбраться самостоятельно. Так и случилось. Раскачавшись взад-вперед с заблокированным «центром», я выбрался из ловушки. Дальше шел ходом, ибо бездорожье на Ниве лучше всего штурмовать именно так. На первом же сухом островке развернулся и поехал обратно.

Штурм бездорожья закончился слетевшим ремнем генератора. Хорошо, что он не порвался. В ближайшем сервисе ремень вернули обратно и отрегулировали его натяжение.

Штурм бездорожья закончился слетевшим ремнем генератора. Хорошо, что он не порвался. В ближайшем сервисе ремень вернули обратно и отрегулировали его натяжение.

Материалы по теме

После очередной смачной пробуксовки на приборной панели зажглась пиктограмма с красным аккумулятором. Неужели ремень генератора оборвало? Выбравшись на твердую дорогу, заглушил мотор и открыл капот. Ремень не порвался, но слетел! Вот тебе раз. Он вообще был натянут? Слава богу, совсем рядом был придорожный сервис, где за 400 рублей мне надели ремень обратно и отрегулировали его натяжение.

Вот так, уже на 2000 км случилась первая поломка. Пусть и маленькая. Пусть и не поломка вовсе. Что ж, вместе со старым рулем и подрулевыми переключателями осталось и качество сборки. И все же, несмотря на устаревшую конструкцию и огрехи сборки, у Нивы есть и всегда будет свой характер и шарм. Равнодушным к этому автомобилю остаться нельзя. Его можно только любить или ненавидеть. Я определенно принадлежу к первой группе. И выстроившаяся очередь из моих коллег, желающих покататься, говорит о том, что я такой не один. В ближайшее время мы по-настоящему отметим юбилей легенды, на который позовем всех ее родственников.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru