Как поднять холостые обороты на инжекторе


Почему не падают обороты двигателя на холостом ходу: причины

Ситуация эта довольно часто встречается, причем от этого не застрахованы ни карбюраторные движки, ни более современные инжектора. Правда, причины неисправности у них будут разными. Но, на практике все можно диагностировать самостоятельно, а также практически на всех моделях автомобилей проблема устранима своими руками без особых сложностей. Тут самое главное правильно поставить диагноз, это значительно ускорит процесс ремонта, и избавит вас от дополнительных проблем и сложностей.

 

data-ad-client="ca-pub-6218718921722770"data-ad-slot=""data-ad-format="auto">

Для нормальной работы двигателя и приемлемого расхода топлива необходимо, чтобы все системы силового агрегата работали исправно. При этом двигатель должен нормально работать как под нагрузкой, так и в режиме холостого хода.

На практике достаточно часто водители сталкиваются с проблемой, когда после сброса газа обороты двигателя не падают или падают с большой задержкой. Вполне очевидно, что завышенные холостые обороты указывают на неполадки и являются причиной увеличенного расхода горючего.

В этой статье мы поговорим о том, почему не падают обороты мотора, а также рассмотрим основные причины, по которым возникают подобные проблемы на карбюраторных и инжекторных авто.

При сбросе газа обороты повышены или «зависают»: распространенные неисправности

Начнем с того, что на многих автомобилях с инжектором во время прогрева ДВС обороты поднимает ЭБУ. Это необходимо для того, чтобы силовой агрегат стабильно работал после холодного пуска.

Однако после повышения температуры блок управления понижает обороты ХХ, доводя их до нормы. На многих машинах с карбюратором водитель самостоятельно увеличивает обороты во время прогрева, используя так называемый «подсос».

При этом после того, как двигатель прогрет, в норме холостой ход составляет, в среднем, 650-950 об/мин. Если нажать на газ и отпустить акселератор, обороты должны повышаться, после чего снова понижаться до указанных значений.

Также нередко возникает ситуация, когда медленно сбрасываются обороты или постоянно держатся на отметке 1.5 тыс. об/мин, 2 тыс. оборотов и т.д. Естественно, в подобных случаях увеличивается расход и сильнее изнашивается ДВС, что указывает на необходимость проведения диагностики.

• Итак, начнем с частых проблем карбюратора. Зачастую обороты двигателя не сбрасываются по причине проблем с дроссельной заслонкой. Например, когда водитель давит на газ, заслонка должна быть открыта шире, чтобы в цилиндры попадало больше воздуха для сжигания топлива. После того, как педаль газа отпускается, заслонка закрывается, обороты уменьшаются.

Если же заслонка не закрывается до конца, в цилиндры поступает переобогащенная смесь, обороты повышены. Причиной может быть сильное загрязнение дроссельного узла или повреждения самой заслонки (деформация). Для начала следует почистить заслонку, в качестве очистителя подходит жидкость для очистки карбюратора.

Еще отметим, что неплотно заслонка закрывается и в том случае, когда изношен трос привода. В таком случае трос подлежит замене. На карбюраторных машинах не падают обороты двигателя часто и в том случае, если прокладка между карбюратором и ГБЦ вышла из строя. Также виновником может оказаться впускной коллектор, который имеет повреждения.

Следует отметить, что после чистки карбюратора и топливной системы медленно падают обороты двигателя по причине сбоя регулировок самой системы холостого хода. Другими словами, после каких-либо манипуляций с данными узлами следует отдельно настраивать и регулировать карбюратор.

Главной задачей становится найти правильное соотношение количества топлива и воздуха. Нередко высокий уровень горючего в поплавковой камере карбюратора также приводит к повышенным оборотам. Проверку следует начинать с игольчатого клапана.

• Теперь перейдем к инжектору. Обратите внимание, на многих инжекторных авто после чистки дроссельной заслонки узел также нужно дополнительно «обучать». Что касается неполадок, сама инжекторная система сложнее, то есть причин высоких оборотов больше по сравнению с карбюратором.

Как правило, проблемы с оборотами могут быть вызваны неполадками как механических элементов, так и электронных компонентов. В списке основных неисправностей специалисты выделяют нарушения работы датчика температуры ОЖ, который установлен в системе охлаждения.

Простыми словами, если указанный датчик подает неверный сигнал, ЭБУ считает, что двигатель холодный и задействует режим прогрева. В этом случае блок управления поднимает обороты, чтобы силовой агрегат работал стабильно и быстрее вышел на рабочую температуру.

Также проблемы с оборотами могут начаться по причине неполадок и сбоев в работе РХХ (регулятор холостого хода). Бывает и так, что трос дроссельной заслонки заедает и подклинивает. Еще пружина, которая закрывает дроссельную заслонку, может растянуться или оказаться поврежденной.

Отдельное внимание следует уделять прокладкам, так как подсос воздуха может приводить к тому, что нарушается смесеобразование. Это значит, что нужно отдельно осматривать прокладки коллекторов, уплотнители форсунок и т.д.

Плавающие обороты: причины

Отметим, что в некоторых случаях обороты не просто медленно падают или держатся на одно уровне, а «плавают». В таком случае двигатель может работать нестабильно. Плавающие обороты сначала падают, затем резко возрастают и все повторяется. Частой причиной такого явления становится подача лишнего воздуха, что и приводит к «скачкам» оборотов на ХХ.

Такие проблемы возникают в случае выхода из строя датчика подачи воздуха (ДМРВ), который позволяет ЭБУ рассчитать, сколько воздуха поступило и сколько топлива подать для приготовления необходимой смеси.

Если же возникают сбои, блок управления не может приготовить «правильную» смесь для режима ХХ, что и вызывает скачки оборотов после отпускания педали газа или при работе мотора на холостых.

Помимо всего перечисленного, всегда следите за расположением коврика в автомобиле, иногда он попадает под педаль, и не дает ей оптимально работать.

Заключение

Проблемы с работой системы питания хоть раз встречались каждому автолюбителю. Поэтому, такой вопрос, почему не падают обороты двигателя на холостом ходу, не является удивительным. К сожалению, однозначно ответить на него практически невозможно. Причин для такого поведения автомобиля довольно много. Чтобы выявить и устранить поломку, придется провести подробную диагностику.

avtoviraj.ru

Вопросы по работе инжекторного двигателя на холостом ходу (ХХ)

ВОПРОС: Купил машину(ВАЗ 21099 инжектор), проехал 10000 км без всяких проблем, а затем началась зима, а вместе с ней и проблемы. Заводится хорошо, но пока прогревается обороты скачут от 800 до 1500. После прогрева ( 90С ) обороты колеблются 800-1000, т.е. работает нестабильно на холостом ходу. Далее при езде постоянно появляются провалы. При набирании скорости она просто не тянет, такое ощущение, что ее кто-то тянет назад. Съездил на диагностику инжектора – проверили и сказали что из-за свечей, я поменял свечи и эта проблема исчезла на один день.Поехал снова на диагностику, спецы посмотрели, пожали плечами (мол не знаем). Что делать?ОТВЕТ: Что делать - это трудный вопрос. Похожие проявления могут быть при соверешнно различных видах неисправности. Слишком общая информация.Попробуем рассмотреть все возможные глобальные причины:1. Система зажигания, это не только свечи, но высоковольтные провода и модуль зажигания. Только не следует искать причину банальным перебором, значительно практичней найти СТО, где есть обычный мотор-тестер, который умеет измерять форму и величину вторичного напряжения на свечах.2.ДМРВ, здесь вариант пожалуй только временная замена, как правило на нормальных СТО всегда есть эталонный датчик.3.Система топливоподачи, это и замятые шланги, забитые фильтры топлива, неисправность бензонасоса, и наличие воды(льда) в топливе, неисправность регулятора давления топлива, неисправные форсунки(контакты, провода).4.Ну и конечно масса чисто механических причин, неисправности ГРМ, поршневая группа.5.Наличие подсоса воздуха в системе впуска.Дмитрий Дударь,ДР АО "АвтоВАЗ".

ВОПРОС: Двигатель 2112. При пуске холодного двигателя иногда секунд через 5-15 обороты двигателя начинают плавно падать, и двигатель глохнет. После повторного пуска такого не бывает ( пока, во всяком случае ). Если в момент падения оборотов добавить газ, то после увеличения они опять падают, так сказать, пока движок не заглохнет - не успокоится. Имеет такой случай место быть раз в три - пять холодных пусков, на горячую не бывает. ОТВЕТ:   Сразу оговорюсь, что для лечения вашего двигателя необходим специалист по впрыску с диагностическим прибором ДСТ-2. Приведенной вами информации недостаточно для однозначного ответа. Вот несколько (но далеко не все) возможных причин такого поведения: 1. Слишком малое количество шагов на шаговом двигателе регулятора холостого хода. 2. Применение бензина с низким давлением насыщенных паров. Следует заметить, что 2112-й двигатель весьма чувствителен к качеству топлива и, особенно, при запуске. Применяйте только 95-й бензин, соответствующий стандарту. 3. Попадание и накапливание масла снаружи (сверху) в свечные колодцы из расположенных выше механизмов. Это ведет к шунтированию свеч и выключению цилиндров. Крышку, чтобы посмотреть, можно снять самостоятельно. 4. Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости или провода, идущего к нему. В этом случае из выхлопной трубы должен идти сизый или черный дым (переобогащение смеси). 5. Сбой или неисправность контроллера. В этом случае может загораться контрольная лампа "check engine". Даже если этого не происходит, рекомендуем специалистам взглянуть на коды неисправностей в памяти контроллера. Диагностика подобных неисправностей ведется по большому числу косвенных признаков. Попрошу впредь вас или других клиентов Ladaonline в вопросах, связанных с двигателем приводить как можно больше информации. Температуру при запуске, тип контроллера, условия эксплуатации, внешние признаки, и т.д. Надеюсь, что у вас все получится при первом же визите на СТО. Неустранимых неисправностей нет но много зависит от компетентности персонала станции. А.Яковлев.

ВОПРОС: Вечером вышел с работы, завел, обороты как положено 1300-1500, погрел минуты две, выжал сцепление, включил передачу, вдруг обороты сами поднялись до 6000 и вроде даже собирались дальше расти, ну представьте, ночь, и такой рев, как будто взлетаю. Я скорее заглушил, подождал, опять повернул ключ, стартер крутнул и опять - в желтую зону, за 6000, и так раза 2. Потом пару раз стартер не включился. Подождал минуты 3 завелся, - опять 6000, тем не менее включил передачу и тронулся, обороты сразу упали до рабочих 900-1100, и потом сколько раз пробовал, все нормально.Машина 21099 инжекторная новая (3400 на спидометре). Контроллер Bosh, температура воздуха -13°С, лампочка CHECK ENGINE не горит и не горела. Остальное все нормально. Что это такое? Как себя вести в такой ситуации? ОТВЕТ: Скорее всего по какой-то причине не закрылась дроссельная заслонка (например попал посторонний предмет, или заедает трос привода заслонки). Дело в том, что при закрытой дроссельной заслонке, посредством регулятора ХХ невозможно получить обороты больше чем 2500 об/мин. Дмитрий Дударь.ДР АО "АвтоВАЗ".

ВОПРОС У меня проблема. ВАЗ-21102 инжектор. Завожу холодный двигатель, по мере прогрева обороты приходят в норму. Стоит нажать на акселератор - обороты холостого хода 1500 и выше и не уменьшаются. Если заглушить и завести снова, то всё в норме. Датчик температуры проверял, ДХХ тоже. Ошибку контроллер не выставляет.ОТВЕТЭто возможно в двух случаях:1. Механическое заедание дроссельной заслонки или ее привода2. Износ ДПДЗ.Как следствие и того и другого, ДПДЗ "показывает" блоку управления чуть открытую дроссельную заслонку. Поэтому обороты столь высоки.Если заглушить двигатель, то при следующем запуске происходит обновление логики определения нулевого положения дросселя и значение которое раньше соответствовало чуть открытому дросселю, принимается за нулевое, закрытое положение дросселя и следовательно нормальные обороты ХХ.Выход из положения:Прооверить отсутсвие мех. заедания дроссельной заслонки. В случае отсутсвия - менять ДПДЗ.Дмитрий Дударь,ДР АО "АвтоВАЗ".

ВОПРОС:У меня убедительная просьба дать консультацию по следующему вопросу:В моём 21103 (1999 г., пробег 15 тыс. км, контроллер Январь-4.1, без нейтрализатора) возникла следующая неисправность:при движении "накатом" на холостом ходу, на нейтральной передаче обороты двигателя при скорости движения больше 10 км/час повышаются до 1000 об./мин. Если автомобиль не находится в движении, то обороты - 800 об/мин. Это происходит, так же, если автомобиль начинает движение с заведённым двигателем на нейтральной передаче (например, с горки).Комментарий Д.Д.: Все что здесь описано выше было всегда, обороты ХХ на двигающемся и стоящем авто всегда разные. На двигающемся авто обороты ХХ выше. Т.е. это совершенно штатные режимы.ВОПРОС: При таком повышении оборотов, двигатель на холостом ходу, вместо 0,6 л/час (когда автомобиль в покое) начинает потреблять 1,5 - 2 л/ч ( по показаниям маршрутного компьютера и ДСТ-2).Комментарий Д.Д.: Вполне возможно, выше обороты выше расход. ВОПРОС: Средний расход бензина (в городе) стал около 12л /100км (это я замерял и доливкой в бак и по маршрутному компьютеру).Комментарий Д.Д.: Скорее всего это связано с зимними условиями. Возможно старые или закопченые свечи зажигания. ВОПРОС: На СТО "ПИТЕРЛАДА" проводили диагностику тестером ДСТ-2, в том числе и в движении, но ничего выявить не смогли. Говорят, что по тестеру все О"К". Во всяком случае регулятор Х.Х. с тестера управляется - сам видел (слышал). У Вас на сайте прочитал о неисправности датчика скорости, когда "обороты на принудительном ХХ зависают где-то в районе 1000 об/мин". Датчик скорости менял, и, даже, дважды, но безрезультатно. Видимо причина не в нем.Комментарий Д.Д.: Если определяется ошибка датчика скорости, то обороты ХХ всегда остаются равными как раз тем 1000 об/мин, вне зависимости от того движется автомобиль или стоит(именно потому что теперь мы не можем знать точно движется авто или стоит по причине выхода из строя датчика скорости). ВОПРОС:Кстати, попутно вопрос, что такое принудительный Х.Х. и чем он отличается от просто Х.Х.?Комментарий Д.Д.: Принудительный ХХ - это когда двигатель прокручивается колесами авто при закрытой дроссельной заслонке.ВОПРОС:Еще одно замечание, если при движении накатом на нейтральной, включить не нажимая педаль газа, например, 4-ю или 5-ю (другое не пробовал) передачу, то по показаниям маршрутного компьютера текущий расход бензина становиться - 0 л/ч.Комментарий Д.Д.: Это естественно, принудительный ХХ подразделяется на много подрежимов, одним из которых является принудительных ХХ с отсечкой топлива (топливо не подается), вполне естественно что в этом случае МК показывает расход равный 0.ВОПРОС: Я заезжал и на другие СТО, но так же безрезультатно. Так что Вы моя последняя надежда починить автомобиль.Комментарий Д.Д.: Нечего чинить, у Вас совершенно исправный автомобиль.Удачи!Дмитий Дударь, ДР АО "АвтоВАЗ".

ВОПРОС: При эксплуатации нового (декабрь 2000 г.) 21102 с бошевской М1.5.4 системой впрыска с обратной связью я столкнулся со следующей проблемой: при прогреве двигателя с 55 до 80 град. происходят существенные скачки оборотов двигателя с 850 до 500 и ниже, вследствие чего он глохнет при этом загорается лампа "СЕ", которая к концу дня сама гаснет, а утром после ночной стоянки загорается снова. В результате проведенной диагностики ДСТ-2 показывал сначала, что не было обратной связи с датчиком лямбда-зонда, который я в последствии заменил, результата нет, затем тестер показывал обедненный состав смеси. По этой проблеме я общался с Дмитрием Дударем, который считает, что где-то все-таки есть подсос воздуха в обход ДРВМ, хотелось бы услышать Ваше мнение, так как я читал, где Вы советовали владельцу карбюраторной 21099 правильно отрегулировать холостой ход, поскольку там включался и выключался вакуум-корректор распредилителя зажигания. Я понимаю, что карбюратор и инжектор разные вещи, но может быть это какая-то механическая неисправность. Визуально никакого подсоса воздуха в обход ДРВМ нет (сегодня еще раз подтянул хомуты). Очень надеюсь на Вашу помощь, поскольку мне не могут помочь на 2 СТО, находящимся в нашем городе. И еще при покупке машины у меня не стоял адсорбер (из переписки с Дмитрием Дударем я понял, что это не может быть причиной такой работы двигателя).ОТВЕТ: Рекомендую обратиться на СТО, чтобы там поставили вам заведомо исправный контроллер с обратной связью, а это Январь 5.1.1 или Бош M1.5.4N. . Предполагаю, что калибровки вашего экземпляра контроллера имеют отклонение по работе датчика кислорода. Подсоса воздуха при этом может и не быть.Поставьте заведомо исправный датчик кислорода. Коррекции топливоподачи может не быть также в том случае, если он не прогрет(не работает подогрев). Засоренный, неисправный датчик, датчик с попаданием масла в воздушный зазор требуется менять, он не подлежит чистке или восстановлению. Может также быть неисправность в провОдке от контроллера впрыска до датчика кислорода. Адсорбер в вашей комплектации должен быть. При нормальной работе системы контроллер включает клапан продувки адсорбера и пары бензина из него поступают в двигатель. Таким образом в калибровках заранее учитывается воздух с парами топлива из адсорбера. Впрочем в вашем случае отсутствующий адсорбер не является причиной неисправности, т.к. смесь была наоборот обеднена.А.Яковлев, УПД

ВОПРОС:На ходу при включении нейтрали двигатель иногда глохнет - ну как минимум бороты резко падают чуть ли не до нуля. Если машина стоит, то всё нормально. На сервисе (типа приличный официальный ВАЗовский) сначала что-то прочистили (не слишком помогло), потом заставили поменять датчик холостого хода (вообще никак). В третий к ним заезд после долгих и упорных высматриваний чего-то в компьютере мне дали совет поменять массометр и датчик положения дросселя.Эти два датчика в сумме тянут ближе к 2 тыс рублей. Хочется всё-таки понять, поможет ли это, или я в итоге поменяю все датчики, какие там только найдутся.ОТВЕТ:Маловероятно, что замена датчиков что-либо даст.Причина такого поведения двигателя в недостаточном кол-ве воздуха проходящего через закрытую дроссельную заслонку. Дело я том что утечки через закрытую дроссельную заслонку нормируются и на этапе испытаний автомобилей, подбор параметров управления двигателем (мы называем этот процесс калибровкой) отталкивается от этих нормированных значений. Если воздуха не хватает, то заряд смеси попадающий в цилиндры также недостаточен, чтобы обеспечить стабильную работу двигателя.В серийном производстве корпуса дроссельных заслонок поступают в собранном виде от одного из поставщиков (ДААЗ) и именно там выставляется закрытое положение дроссельной заслонки.Пути решения:1. Самый простой и быстрый, подобрать иную прошивку для EPROM блока управления. Это можно сделать на , там же в форуме можно поспрашивать тех кто уже делал такую замену.2. Отрегулировать закрытое положение дроссельной заслонки. Сделать это непросто, потому как на ДААЗе регулировочный винт посажен на мастику. Здесь есть одно непреложное правило, после регулировки датчик положения дроссельной заслонки должен показывать 0%, когда заслонка закрыта. Проверяется это при помощи диагностического тестера. 3. Просверлить небольшое отверстие в дроссельной заслонке(предварительно сняв корпус др.заслонки с автомобиля). Начинать надо с малых диаметров (0,8) и увеличивать диаметр сверла постепенно до достижения стабильной работы двигателя. Успехов, Дмитрий Дударь.

avtotrec.ru

Плавают обороты двигателя: причины и способы ремонта

Мотор – «сердце» автомобиля, и как у сердца человека, в работе этого «органа» иногда случаются перебои. О проблемах с двигателем нам становится известно по ритму его «сердцебиений» — оборотам. Если обороты силового агрегата начали плавать – мотор дает нам сигнал о том, что с ним что-то неладно. В нашем сегодняшнем материале мы расскажем, на какие поломки намекают скачущие обороты мотора, как их правильно диагностировать и ремонтировать.

Плавающие обороты Hyundai

Причина появления плавающих оборотов

О том, что у мотора что-то не так с оборотами, водитель может узнать, взглянув на тахометр. При нормальной работе силового агрегата на холостом ходу стрелка этого прибора держится на одном уровне (обычно в пределах 750-800 об/мин), а если у двигателя проблемы, то стрелка то падает, то поднимается (диапазон от 500 до 1 500 об/мин и выше). Если в машине нет тахометра, то плавающие обороты можно уловить на слух: рокот двигателя то возрастает, то уменьшается. А еще – по нарастающим и ослабевающим вибрациям, проникающим в салон машины из моторного отсека.

Как правило, нестабильные обороты двигателя проявляются на холостом ходу. Но и на промежуточных оборотах работы мотора можно зафиксировать провалы или взлеты стрелки тахометра – это характерно для дизельных двигателей. Рассмотрим эти два случая отдельно, чтобы понять, по каким причинам эти явления происходят.

Скачки оборотов на холостом ходу

Плавающие обороты на холостом ходу наиболее часто проявляются на инжекторных двигателях. Связано это с особенностью регулирования работы системы холостого хода электронным блоком управления двигателя (ЭБУ). Электронные «мозги» автомобиля постоянно считывают информацию о работе холостого хода, и если она нарушается, то дают команду ответственным за корректное функционирование системы датчикам исправить положение. Нарушаться работа холостого хода может по причине попадания лишнего воздуха в топливную систему, а конкретно – в цилиндры двигателя. В таком случае датчик массового расхода воздуха сигнализирует ЭБУ о поступлении в камеру сгорания излишка воздуха. Чтобы выровнять количество воздуха и горючего, образующего вместе топливовоздушную смесь, «мозги» дают команду клапанам инжектора открыться и впустить в цилиндры больше топлива. В этот момент обороты двигателя резко возрастают. Затем ЭБУ «понимает», что подал в цилиндр слишком много топлива, и ограничивает его подачу – в этот момент обороты резко падают.

Вторая причина плавания оборотов на холостом ходу – выход из строя регулятора холостого хода (РХХ).

Сняли регулятора холостого хода (РХХ)

Он представляет собой электродвигатель, в конструкцию которого входит конусная игла, а функция его – стабилизировать обороты мотора, когда тот работает вхолостую. Основная причина его поломки – износ элементов РХХ (обрыв провода, изнашивание направляющих или привода конусной иглы и прочие) вследствие длительной эксплуатации автомобиля на некачественном топливе. Когда регулятор ломается, двигатель, оставшись без «стабилизатора», начинает непроизвольно повышать или понижать обороты.

Третья причина скачков оборотов – неисправность клапана вентиляции масляного картера.

клапан вентиляции масляного картера

В процессе работы мотора в картере скапливаются отработавшие газы (их еще называют картерными). Если двигатель новый, то объем таких газов в картере сравнительно небольшой, а у мотора с большим пробегом количество картерных газов повышенное. Избыток этих газов выводится через систему вентиляции к впускному коллектору и дроссельной заслонке, где они участвуют в образовании топливовоздушной смеси в камерах сгорания двигателя. Если клапан вентиляции картера заклинивает (обычно это случается из-за отложения на его стенках остатков масла, содержащихся в составе газов картера), во впускной коллектор поступает меньшее количество картерных газов, ТВЗ не обогащается в полной мере, обороты двигателя начинают плавать – от средних (1100 — 1200) к низким (750-800).

Четвертая причина появления плавающих оборотов на холостом ходу – выход из строя датчика массового расхода воздуха (ДМРВ).

датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) Лада 2110

Он, как и клапан вентиляции картера, может в процессе длительной эксплуатации покрываться грязной масляной пленкой, что, в конце концов, приводит к его поломке. Довольно редко в ДМРВ ломается термоанемометр — элемент, ответственный за измерения объемов воздуха, поступающих в камеру сгорания двигателя. ЭБУ в этом случае не получает корректных данных о массовом расходе воздуха и требует его подачи в цилиндры, что отзывается на скачках оборотов мотора.

Пятая причина – некорректная работа дроссельной заслонки, функция которой состоит в регулировании давления воздуха, подающегося в цилиндры мотора.

дроссельная заслонка

Она может заклинивать по двум причинам: на внутренней поверхности «пятака» заслонки появляется масляный налет, не дающий заслонке нормально закрываться и открываться, а также из-за неисправности привода дроссельной заслонки. Отметим, что это наиболее часто встречающаяся причина работы мотора с плавающими оборотами на холостом ходу, характерная и для карбюраторных двигателей.

Говоря о карбюраторных двигателях, перечислим причины, по которым у них могут возникать скачки оборотов на холостом ходу. Это а) некорректная регулировка холостого хода мотора; б) поломка электромагнитного клапана карбюратора; в) засорение жиклера холостого хода продуктами сгорания топлива.

Скачки оборотов на промежуточном ходу

У дизельных двигателей плавающие обороты на промежуточном ходу в основном возникают по причине образования ржавчины на лопастях в топливном насосе высокого давления. Коррозия этих деталей насоса возникает из-за наличия в составе топлива воды. Кстати, по этой же причине обороты дизельного мотора скачут и на холостом ходу.

У всех перечисленных выше причин появления нестабильных оборотов двигателя имеется несколько последствий: повышенный расход топлива, выброс в атмосферу выхлопных газов с высоким содержанием СО, износ элементов топливной системы и системы подачи воздуха двигателя. Чтобы не допустить этого, необходимо периодически проверять работу перечисленных выше систем и датчиков, а если беда все же случилась, и обороты «лихорадит» — немедленно чинить все поломки.

Исправляем плавающие обороты мотора

1. Подсос воздуха в цилиндры двигателя. Нужно проверить герметичность магистралей системы подачи воздуха к впускному коллектору. Для этого можно снимать каждый шланг в отдельности и продувать его при помощи компрессора или насоса (трудоемкий процесс), а можно обработать шланги WD-40. На том месте, где «вэдэшка» быстро испарится, можно будет обнаружить трещину. В этом случае рекомендуем не заклеивать ее изолентой, а заменить изношенный шланг на новый.

2. Замена регулятора холостого хода. Состояние РХХ проверяется при помощи мультиметра, которым замеряем его сопротивление. Если мультиметр показывает сопротивление в диапазоне от 40 до 80 Ом, то регулятор вышел из строя и его придется заменить.

3. Чистка клапана вентиляции картера. Здесь не обойтись без разборки масляного картера – только так можно добраться к его вентиляции и извлечь клапан. Промываем его в керосине или любом средстве для очистки деталей двигателя от следов масляного шлама. Затем просушиваем клапан и устанавливаем его на место.

4. Замена датчика массового расхода воздуха. ДМРВ – деталь деликатная и в большинстве случаев ремонту не подлежит. Так что если причиной плавающих оборотов на холостом ходу стал именно он, его лучше заменить, а не ремонтировать. Тем более, что исправить вышедший из строя термоанемометр невозможно.

5. Промывка дроссельной заслонки с последующей установкой ее правильного положения. Есть два способа очистить дроссельную заслонку от масляных отложений – со снятием заслонки и промывка ее без снятия с автомобиля. В первом случае отсоединяем все шланги и провода, ведущие к заслонке, ослабить ее крепления и вынуть. Затем положить в емкость и залить специальным аэрозолем (например, Liqui Moly Pro-line Drosselklappen-Reiniger).

Промывка дроссельной заслонки

Если масляный шлам на ее поверхности застарел, его можно аккуратно очистить при помощи щетки. Затем поверхности заслонки промокнуть чистой сухой ветошью и установить ее на место, подсоединив все шланги и провода. Во втором случае промывка дроссельной заслонки проводится на горячем двигателе таким же аэрозолем. Перед нанесением чистящего средства заслонку нужно обесточить. Сначала заливаем аэрозоль внутрь заслонки, ждем пару минут и заводим двигатель. При работающем моторе продолжить обработку заслонки аэрозолем. Если при этом от нее повалит белый дым – не страшно, это удаляется масляный шлам. По окончании процедуры подсоединяем провода, и при помощи компьютера перепрограммируем алгоритм ее работы, устанавливая нужный зазор открытия заслонки.

6. Регулировка холостого хода двигателя. Эту операцию можно провести при помощи отвертки, регулируя винты количества и качества оборотов.

Регулировка холостого хода двигателя

7. Замена электромагнитного клапана карбюратора. При поломке этого клапана двигатель может работать только на подсосе воздуха. Поэтому для устранения скачков оборотов рекомендуем заменить электромагнитный клапан на новый.

Проверка электромагнитного клапана карбюратора

8. Чистка жиклера холостого хода. Лет двадцать назад очистка жиклера от масляного налета была трудоемкой операцией. Сегодня не нужно извлекать жиклер из системы – достаточно влить в него специальный аэрозоль для чистки карбюраторов и оставить средство там на пять минут. По прошествии этого времени следует очистить жиклер от остатков грязи сжатым воздухом.

Извлекли жиклер холостого хода

9. Обработка лопастей ТНВД от коррозии. Для этого понадобится средство от коррозии (например, XADO VeryLube), которое можно просто распылить в горловину топливного бака перед заправкой. Очистку лопастей насоса от коррозии это средство выполнит самостоятельно. Для профилактики коррозии лопастей насоса можно залить в бак 200 мл моторного масла, которое в процессе езды создаст на поверхностях лопастей защитную пленку.

Запомните: при появлении скачков оборотов двигателя на холостом ходу необходимо обратиться на СТО и провести детальную проверку работы указанных систем двигателя. Своевременная диагностика избавит вас от серьезных поломок узлов мотора.

avtoexperts.ru

Высокие обороты двигателя на холостом ходу: причины

Режим холостого хода (ХХ) является таким режимом работы ДВС, который необходим для поддержания процесса сгорания топлива в цилиндрах на минимальном уровне, то есть чтобы двигатель продолжал работу и не глох. На разных моторах обороты холостого хода могут отличаться, а также зависят от температуры ДВС. В случае повышения указанных оборотов ХХ двигатель начинает расходовать больше топлива, выхлоп в таком режиме становится более токсичным. Понижение холостых оборотов приводит к нестабильной работе силового агрегата, а также к тому, что мотор начинает глохнуть после отпускания педали газа. В этой статье мы поговорим о том, какой может быть причина высоких оборотов двигателя на холостом ходу, почему высокие обороты холостого хода на прогретом двигателе встречаются на многих авто, а также рассмотрим основные способы диагностики данной неисправности.

Высокие обороты двигателя на холостом ходу: инжектор 

Обороты и работа мотора на ХХ фактически означает, что воздух подается в двигатель в обход дроссельной заслонки. Другими словами, на холостых указанная заслонка перекрыта. Отметим, что в норме холостой ход для разных агрегатов составляет около 650-950 об/мин. Параллельно с этим частой неисправностью является то, что на прогретом двигателе обороты ХХ держатся на отметке около 1500 об/мин и выше. Такой показатель является признаком неисправности, которую следует устранить.

data-ad-client="ca-pub-6218718921722770"data-ad-slot=""data-ad-format="auto">

Также следует отметить такое явление, когда «плавают» обороты холостого хода, то есть, например, повышаются до 1800 об/мин, после чего понижаются до 750 и снова повышаются. Очень часто повышенные обороты ХХ и плавающие обороты являются результатом одних и тех же поломок. Давайте взглянем на бензиновый агрегат с инжектором в качестве примера. В таком ДВС обороты двигателя зависят от количества всасываемого воздуха. Получается, чем сильнее открывается дроссельная заслонка, тем большее количество воздуха поступает во впускной коллектор. Затем ЭБУ определяет количество поступающего воздуха, параллельно учитывает угол открытия дросселя (положение дроссельной заслонки) и ряд других параметров, после чего подает соответствующее количество бензина.

Если ЭБУ не будет иметь точной информации о количестве воздуха по причине неполадок, тогда будет происходить следующее: контроллер сначала будет поднимать обороты, обогащая смесь (подается больше топлива). Затем при таком количестве горючего и дополнительном объеме воздуха, о котором не знает ЭБУ, смесь будет обедняться, и мотор начнет работать неустойчиво или может почти заглохнуть. Другими словами, обороты начнут падать на слишком бедной смеси. Снижение оборотов означает, что количество всасываемого агрегатом воздуха также уменьшается. В определенный момент состав смеси (соотношение топлива и воздуха) снова будет оптимальным, в результате чего обороты снова поднимутся и затем начнут падать или «плавать». Причиной такой работы ДВС может быть вышедший из строя или работающий с перебоями ДПДЗ, ДМРВ. Также следует учесть возможный подсос воздуха на впуске.

Еще одним случаем является такой, когда двигатель держит обороты холостого хода около 1500—1900 об/мин, при этом работает ровно, обороты не плавают. В этом случае можно предположить, что инжектор подает столько топлива в режиме ХХ, что его достаточно для работы на таких высоких оборотах. Другими словами, имеет место перерасход горючего. Данные особенности могут быть характерны для одних двигателей и отсутствовать на других, так как имеется зависимость от устройства конкретной системы впрыска (агрегаты с воздухорасходомером, моторы с датчиком давления во впускном коллекторе). Очевидно то, что подсос воздуха является частой причиной увеличения оборотов двигателя или плавающих оборотов на ХХ.

Теперь давайте разберемся, откуда лишний воздух может поступать во впуск. Искать неполадку следует в четырех основных направлениях:

1. дроссельная заслонка;

2. канал ХХ;

3. устройство для поддержания «прогревочных» оборотов;

4. серводвигатель принудительного повышения оборотов ХХ;

Что касается первого случая, открытием дроссельной заслонки управляет педаль газа. На холостом ходу мотор должен работать без нажатия на акселератор. Стоит учитывать, что на многих автомобилях педаль газа механическая, то есть соединяется с механизмом открытия заслонки обычным тросиком. Если этот тросик закис, заломлен или перетянут, а также возникли проблемы с самим механизмом, тогда может иметь место банальный эффект нажатия на педаль газа. В этом случае двигатель будет держать повышенные обороты, так как ЭБУ считает, что водитель жмет на акселератор и заслонка немного приоткрыта.

Во втором случае лишний воздух может проходить по каналу холостого хода. Такой канал имеется на подавляющем большинстве инжекторных ДВС. Указанный воздушный канал идет в обход дроссельной заслонки и называется каналом холостого хода. В реализации схемы имеется специальный регулировочный винт. При помощи данного винта можно изменить сечение канала, увеличив или уменьшив тем самым количество поступающего в мотор воздуха и отрегулировать обороты ХХ.

Еще одним местом, где возможен подсос воздуха, является устройство, которое поддерживает повышенные обороты на холостых во время прогрева ДВС. Если просто, имеется отдельный воздушный канал, в котором присутствует решение для его перекрытия после прогрева мотора (шток или заслонка). В самом устройстве для перекрытия имеется чувствительный термоэлемент. На многих агрегатах указанный элемент взаимодействует с антифризом в системе охлаждения, подобно термостату. На горячем моторе устройство срабатывает таким образом, что шток выдвигается полностью или заслонка поворачивается на такой угол, чтобы полностью перекрыть канал для подачи дополнительного воздуха.

В результате ЭБУ обсчитывает количество воздуха, уменьшает количество подаваемого топлива и обороты понижаются. Если мотор холодный, данный канал изначально открыт. В этом случае ЭБУ получает показания от датчика температуры и обогащает топливную смесь. Проблемы с оборотами могут возникать как в результате выхода из строя данного устройства, так и после сбоев работе температурного датчика.

Завершает список особое сервоустройство — регулятор холостого хода, который установлен в отдельный воздушный канал. Данное решение способно принудительно повышать холостые обороты. В различных схемах это может быть электродвигатель, соленоид, вариант электромагнитного клапана и т.п. Главной задачей такого регулятора является обеспечение плавности перехода двигателя в режим ХХ после отпускания педали газа. Другими словами, двигатель не резко сбрасывает обороты после закрытия дросселя, а постепенно. Еще одной функцией устройства является повышение холостых оборотов в момент запуска двигателя, а потом их плавное снижение до необходимых. Также регулятор поднимает обороты после увеличения нагрузки на ДВС в режиме холостого хода (включение климатической установки, подогрева сидений или зеркал, дальнего или ближнего света фар, габаритных огней и т.п.). Выход из строя данного устройства закономерно повлечет увеличение или плавание оборотов в режиме холостого хода.

Повышенные обороты ХХ на моторах с карбюратором

В самом начале отметим, что повышение оборотов ХХ на карбюраторных двигателях зачастую связано с самим дозирующим устройством. Если отмечены высокие обороты двигателя на холостом ходу в случае с карбюраторным мотором, тогда причин может быть несколько.

• Первой причиной является сбитая регулировка холостого хода. Такая регулировка осуществляется при помощи регулировочного винта, который позволяет обогатить или обеднить смесь. Для решения задачи следует правильно отрегулировать холостой ход на карбюраторе.

• Также следует обратить внимание на то, что воздушная заслонка может не полностью открываться на карбюраторных авто.

• Еще одним местом, которому следует уделить внимание, является заслонка первой камеры в карбюраторе. Указанная заслонка может не до конца закрываться по причине дефектов самой заслонки или неправильно отрегулированного привода.

• Напоследок добавим, что в поплавковой камере карбюратора может наблюдаться заметное повышение уровня горючего, что также приводит к повышению холостых оборотов.

Что в итоге

Необходимо отметить, что проблема холостого хода на двигателе с инжектором диагностируется путем проверки основных систем, которые отвечают за поступление воздуха в ДВС, а также изменение состава смеси с учетом количества поступающего воздуха. Получается, следует учитывать и то, что выход из строя отдельных датчиков ЭСУД может привести к повышению или плавающим оборотам ХХ.

В общем списке основных причин, по которым холостые обороты могут повышаться на инжекторе, выделяют: регулятор холостого хода, ДПДЗ, датчик температуры силового агрегата, проблемы с механизмом управления открытием дроссельной заслонки, подсос воздуха на впуске. Добавим, что перед углубленной диагностикой следует для начала осуществить процедуру чистки дроссельной заслонки, так как грязный дроссель является частой причиной повышенных оборотов или неустойчивой работы мотора на холостом ходу.

avtoviraj.ru