Как выгнать воздушную пробку из системы охлаждения


Что такое воздушная пробка в системе охлаждения автомобиля. Как удалить воздушную пробку самостоятельно

В автомобиле есть немало вещей, которые, несмотря на кажущуюся простоту и второстепенность, могут доставлять множество неприятностей. В качестве примера, можно взять такое явление как "воздушная пробка", которая образуется в системе охлаждения, в случае попадания в нее воздуха. Воздушная пробка — это не просто явление, на которое можно не обращать внимание, это серьезная проблема, способная вызвать цепную реакцию, в результате вы можете получить более серьезные проблемы, например, такие как локальный перегрев или полный перегрев двигателя.

Кроме перегрева, воздушная пробка в системе охлаждения может привести к неисправности датчиков двигателя, а также стать причиной увеличения времени прогрева салона автомобиля.

Причины появления воздушной пробки:

  1. Подсос воздуха в местах разгерметизации системы охлаждения, чаще всего это: соединения патрубков, трубок и штуцеров. Во время прохождения охлаждающей жидкости (ОЖ) по трубке, возникает пониженное давление, если на этом участке имеется повреждение, происходит втягивание воздуха, или, проще говоря, подсос воздуха в систему охлаждения из вне.
  2. Иногда воздушная пробка в системе охлаждения возникает, когда вы меняете охлаждающую жидкость или просто доливаете ОЖ до уровня.
  3. Воздушный клапан расширительного бачка также может стать причиной появления воздушной пробки в системе охлаждения двигателя. Если клапан неисправен, то вместо того чтобы стравливать избыточное давление, он начинает работать в режиме "закачки воздуха", в результате образуется скопление воздуха, которое и называется воздушная пробка.
  4. В случае разгерметизации водяной помпы может произойти подхват воздуха снаружи.
  5. Повреждения и дефекты внешней оболочки радиатора охлаждения, подтекание нередко приводят к подсосу воздуха и образованию воздушных пробок.
  6. Разрыв, повреждение прокладки ГБЦ чревато утечкой ОЖ сквозь поврежденный участок, это может сопровождаться выделением белого пара из выхлопной трубы, появлением ОЖ в масляном картере, а также чрезмерным бурлением в расширительном бачке.

Как убрать воздушную пробку из системы охлаждения

Перед тем как приступить к процедуре, необходимо устранить все вышеперечисленные дефекты, для того чтобы работа не была напрасной, в противном случае воздушная пробка появится снова. Если вы устранили все, что могло стать причиной пробки, можно приступать к ее удалению.

  1. Удаление воздушной пробки начинается с того, что машину ставят на поверхность с уклоном, ваша задача сделать так, чтобы горловина радиатора была самой верхней точкой системы охлаждения. Для чего это делается? Как вы знаете, воздух согласно законам физики поднимается вверх, поэтому установив автомобиль под уклоном, воздух сам пойдет вверх, то есть к радиатору.
  2. В некоторых случаях одного поднятия передней части мало, это объясняется тем, что в системе замкнутый цикл, поэтому воздушная пробка не может сдвинуться самостоятельно, поскольку этому будет препятствовать внутреннее давление системы охлаждения. Для того чтобы снизить/сбросить давление в системе, нужно провести "разгерметизацию". С этой целью ослабляют соединение на выходном патрубке радиатора, после чего дожидаются, когда польется ОЖ.
  3. Можно также использовать и такой способ, машина ставится на возвышение передней своей частью, для этого можно использовать что угодно (бордюр, горб, эстакаду и т. д.). В расширительный бак нужно залить антифриз или тосол, в зависимости от того, что вы используете по верхнюю метку. Далее нужно открутить пробку радиатора, которая предназначена для стравливания воздуха, заводится мотор и "на максимум" включается печка. Один человек при этом должен делать перегазовку, а другой — наблюдать за тем идут ли пузырьки в расширительный бачок. Когда печка начинает дуть горячим воздухом в салон, то есть когда она действительно работает "на максимум", можно сделать вывод, что включился термостат, а заслонка открылась максимально. После того как из отверстия для стравливания воздуха начинает идти чистая охлаждающая жидкость (без пузырей), можно закрыть отверстие и долить антифриз в расширительный бак до необходимого уровня.

Теперь, когда вы знаете как удалить воздушную пробку, я думаю вы без труда справитесь с этой проблемой в случае ее возникновения.

На главную

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в соц. сетях сетях:

ford-master.ru

Воздушная пробка в системе охлаждения автомобиля

В статье будет рассказано о том, что такое воздушная пробка в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Но для начала нужно определиться с тем, что такое система охлаждения, с ее назначением, а также составом. При работе двигателя внутреннего сгорания, хоть бензинового, хоть дизельного, происходит нагрев. Повышается температура масла, блока цилиндров, так как в камерах сгорания происходит взрыв топливо-воздушной смеси с выделением тепла. На сегодняшний день большинство двигателей, которые устанавливаются на легковые автомобили, имеют жидкостную систему охлаждения. На самом же деле это гибридная система, так как в процессе охлаждения радиатора участвует встречный поток воздуха либо тот, который создается крыльчаткой вентилятора.

Функции системы охлаждения

При помощи именно системы охлаждения происходит обогрев салона автомобиля. Система отопления включена в контур охлаждения. Именно благодаря системе охлаждения происходит снижение температуры масла в двигателе внутреннего сгорания. И если появляется воздушная пробка в системе охлаждения ВАЗ-2110, вся работа нарушается. Также происходит снижение температуры в камерах сгорания. Выделить среди всех элементов основной очень сложно, так как все, даже самые мельчайшие детали, влияют на эффективную работу все системы. Но все же стоит отметить радиатор охлаждения, который устанавливается в передней части автомобиля, чтобы на него попадал встречный поток воздуха. С его помощью происходит значительное снижение температуры жидкости, которая циркулирует по системе.

Элементы конструкции

Благодаря конструкции радиатора повышается эффективность снижения температуры. На всех современных автомобилях на радиатор устанавливается электрический вентилятор, который включается при помощи датчика. Работает это устройство не постоянно, а только лишь при чрезмерном превышении допустимого уровня температуры. Но он функционирует неправильно, если появляется воздушная пробка в системе охлаждения. "Калина" имеет такую же конструкцию системы охлаждения, как и большинство переднеприводных автомобилей ВАЗ. На некоторых машинах ранее устанавливались крыльчатки с принудительным вращением. В частности, на автомобилях ВАЗ классической серии монтировались такие устройства. Они крепились к ротору водяного насоса. Конечно же, без принудительной циркуляции охлаждение будет происходить очень плохо. Для этой цели в конструкции предусмотрена помпа. С ее помощью происходит перекачивание жидкости в необходимом направлении. Всего в системе два радиатора: один устанавливается в салоне автомобиля, он несколько меньших размеров, но его достаточно для того, чтобы обогревать воздух. Второй, основной, как уже говорилось, - в передней части машины.

Контуры охлаждения

В подкапотном пространстве установлен бачок расширительный. С его помощью происходит компенсация объема охлаждающей жидкости. При нагреве и охлаждении этот параметр постоянно меняется. На большинстве автомобилей заправка жидкостью должна производиться именно в расширительный бачок. Если неправильно будет произведена заправка, то появится воздушная пробка в системе охлаждения ВАЗ-2109. Практически на всех автомобилях система охлаждения имеет два контура, которые переключаются при помощи специального устройства – термостата. Также в конструкцию входят патрубки, трубки из нержавеющих материалов, датчики температуры, которые либо включают принудительный обдув вентилятора, либо подают данные о работе двигателя на электронный блок управления и на индикатор, расположенный в приборной панели. От правильной работы этих датчиков зависит то, как будет вести себя двигатель во всех режимах.

Что случается при поломках?

Самые неприятные неисправности возникают исключительно в системе охлаждения. Это очень привередливая часть всего автомобиля. В частности, очень много хлопот доставляют воздушные пробки. Если таковые имеются, то система отопления работает крайне неэффективно, так как в радиатор печки жидкость практически не подается. Также присутствует чрезмерный нагрев двигателя, теплообмен нарушен значительно. Конечно же, чрезмерный нагрев влияет на эффективность работы двигателя, а самое главное, на его ресурс. В том случае, если имеется пробка, датчики начинают показывать неверные сведения, так как порой они находятся не в жидкости, а в пузыре воздуха. И в случае если имеется воздушная пробка, необходимо сразу же ее удалить.

Причины появления

А теперь о том, почему может появиться воздушная пробка в системе охлаждения ВАЗ-2114 и других автомобилей. Как правило, воздух проникает туда в случае, если есть какой-то подсос извне. Например, плохая затяжка хомутов патрубков. Причем очень сильно засасывается воздух извне в холодный период времени. Когда температура очень низкая, происходит сжатие пластика или резины, поэтому плохая затяжка хомутов приводит к тому, что образуется пробка. Очень часто на всех переднеприводных автомобилях семейства ВАЗ ломается крышка, которая находится на расширительном бачке. В ней имеются два клапана, с помощью которых поддерживается необходимое давление в системе. Порой выходит из строя помпа, нарушается ее герметичность. Появляются трещины на радиаторе печки или охлаждения, либо же имеется протечка.

Серьезные причины

В том случае, если разрушена целостность прокладки под головкой блока цилиндров, также будут появляться воздушные пробки. При засорении системы охлаждения либо же при отказе термостата, поломке крыльчатки на помпе также появляется воздух в системе. Поэтому перед удалением необходимо выявить истинную причину. Для этого проводится полная диагностика, избавление от засоров. Причем желательно даже осуществить промывку системы, а также замену всех элементов, у которых срок службы подходит концу либо же уже прошел. Внимательно осмотрите термостат. Если у него имеются какие-либо повреждения или он засорен, лучше установить новый. И запаситесь охлаждающей жидкостью. Ведь при избавлении от пробки происходит снижение уровня ее в расширительном бачке. И когда выгоняется воздушная пробка в системе охлаждения «Лада Калина», необходимо убедиться, что все элементы в нормальном состоянии.

Как добиться ухода воздуха?

Как правило, на переднеприводных автомобилях, да и на всех остальных, воздух начинает скапливаться исключительно в верхней части всей системы. Самая верхняя точка – это дроссельная заслонка, а именно патрубок, который подключается к ней. На автомобилях ВАЗ-2114 и подобных необходимо от дроссельного узла отсоединить патрубок. А дальше можно пойти двумя путями. Либо завести двигатель и прогревать его до рабочей температуры, при этом добиваясь того, чтобы из патрубка дроссельного узла пошла охлаждающая жидкость. Но можно установить вместо пробки на расширительном бачке переходник для обычного автомобильного насоса. При помощи него создается давление в системе, в результате этого происходит выдавливание жидкости и она поднимается к верхнему краю патрубка, идущего на дроссельный узел. В тот момент, когда начнет выходить охлаждающая жидкость из этого патрубка, необходимо установить его на место. После этого обязательно хорошо затянуть хомут. О том, как выгоняется воздушная пробка в системе охлаждения ВАЗ-2106 и подобных, будет рассказано ниже.

Нюансы, которые нужно учесть

Обратите внимание на то, что в случае, если вы прогреваете двигатель, пытаясь избавиться от воздушной пробки, необходимо защищаться длинными перчатками, чтобы не получить ожог от элементов двигателя. Но есть более продвинутый способ, только выполнить его можно вдвоем. Автомобиль необходимо установить так, чтобы его передняя часть была намного выше, нежели задняя. В расширительный бачок до максимума заливается охлаждающая жидкость. После чего необходимо завести двигатель и прогреть его. Время от времени нужно выжимать педаль газа, повышая обороты до значения «3500». Когда в расширительном бачке перестанет выходить воздух, необходимо заглушить двигатель. На этом прокачка завершена.

ВАЗ классической серии

Что касается классической серии автомобилей, то там несколько иначе должно производиться избавление от воздушных пробок. Желательно, конечно же, установить автомобиль, чтобы его передняя часть была выше задней. Только так воздушная пробка в системе охлаждения ВАЗ-2107 сможет уйти. Это позволит максимально наполнить радиатор печки. Обратите внимание на то, что кран при этом должен быть полностью открыт. Заливается жидкость в расширительный бачок и в радиатор до максимального уровня. Затем заводится двигатель по принципу, приведённому ранее, время от времени повышаются обороты. Только во время прокачки необходимо удостовериться в том, что жидкость ушла в патрубок, идущий к дроссельному узлу. А также, надев перчатку, продавливать длинные патрубки, идущие на радиатор. Это позволит выдавить воздух из системы охлаждения двигателя.

fb.ru

Как выгнать воздух из системы охлаждения на ВАЗ 2114: Воздушная пробка

Система охлаждения автомобильного ДВС предназначена для понижения температуры рабочих деталей, масла, и газов, которые нагреваются в процессе работы силового агрегата. Для большинства ДВС предназначенных к установке на машины сконструирована жидкостная система охлаждения. Кроме основного предназначения эта система выполняет еще ряд функций:

  1. нагревает воздух в системе отопления салона
  2. охлаждает масло в смазочной системе всего двигателя и трансмиссии
  3. понижает температуру газовой смеси в системе рециркуляции выхлопных газов

Как выгнать воздух из системы охлаждения ваз 2114

Конструкция и принцип работы системы охлаждения ВАЗ 2114

Одной из главных составляющих частей СОД является радиатор, потому что циркуляция по нему приводит к значительному понижению температуры проходящего тосола или антифриза, за счет потока встречного воздуха. Трубчатая конструкция радиатора во много раз повышает эффективность процесса охлаждения. В состав СОД входят также:

  • четырехлопастной вентилятор, который вращается с помощью электродвигателя, включающегося при значительном повышении температуры тосола. В результате работы вентилятора увеличивается проток воздуха через радиатор охлаждения, и этот воздух получая ускорение понижает свою температуру еще до прохождения через трубочки устройства и соответственно повышает эффективность работы СОД;
  • насос или помпа, это рабочий механизм, который прокачивает через себя жидкость приводя ее в движение в нужном направлении для нормальной, постоянной работы СОД, поэтому и сама система называется жидкостной, принудительной;
  • радиатор системы отопления, тосол проходящий через его трубчатое тело нагревает воздух, который направляется в салон;
  • расширительный бачок, он компенсирует изменения объема тосола из-за колебаний его температуры. Кроме того, через расширительный бачок производится дополнительный залив жидкости в систему при ее выработке;
  • термостат — регулирует циркуляцию жидкости по большому или малому контуру в зависимости от температуры. Достаточно капризный прибор, часто на ВАЗ 2114 слив тосола надо делать из-за его отказа и необходимости замены;
  • трубки, патрубки и проточенные в блоках каналы по которым осуществляется циркуляция тосола;
  • датчик температуры охлаждающей жидкости, с его помощью автоматика двигателя осуществляет коррекцию в его работе, а также он служит сигнализатором для водителя о состоянии СОД.

Как спустить воздух из системы охлаждения двигателя ВАЗ 2114

Неисправности, возникающие в СОД, могут существенно испортить жизнь водителю. Например, когда образуется воздушная пробка в системе охлаждения, в салон перестает поступать хорошо прогретый воздух по причине того, что в печку отопителя тосол не поступает. Хуже охлаждается двигатель, отсутствует нормальный теплообмен в системе. В результате перегревается весь ДВС или отдельные блоки, что снижает ресурс силового агрегата. Искажается работа некоторых датчиков, что также негативно сказывается на общем состоянии автомобиля.

Почему образовываются воздушные пробки в системе охлаждения. Причин несколько:

  • имеется подсос в системе, из-за неплотно затянутых патрубков. Более интенсивно это происходит зимой. При низких температурах пластик сжимается, и если вовремя не подтянуть хомуты, то пробка в системе охлаждения обеспечена;
  • возможно неисправен клапан на крышке расширительного бачка;
  • нарушена герметичность помпы;
  • появились трещины или протечки на радиаторах охлаждения или отопления;
  • обнаружился пробой прокладки ГБЦ.

Возможны более серьезные причины, такие как:

  1. засорение радиаторов или патрубков, а также какие-то механические повреждения в них;
  2. деформация или поломка крыльчатки помпы;
  3. частичный отказ термостата;

Перед тем как удалить воздушную пробку из системы охлаждения ВАЗ 2114, необходимо тщательно ее продиагностировать на предмет засоров, поломок и негерметичностей. Это нужно сделать для того, чтобы проведенная затем работа не оказалась напрасной. Кроме того, надо обязательно проверить работоспособность термостата. Если он окажется полностью или частично неисправным, можно сколько угодно заниматься очисткой системы от воздуха, лучше работать она не станет.

Перед тем как приступить к работе надо подготовить тосол для долива в систему, если потребуется. Также, ветошь и, желательно, две пары перчаток — хлопчатобумажные, рабочие и хозяйственные, резиновые. Предстоит работать с агрессивной жидкостью, тем более нагретой до 80-90 градусов.

Существует несколько вариантов действий как выгнать воздух из системы охлаждения двигателя.

  • Воздушная пробка образуется в верхней части системы. На ВАЗ 2114 это дроссельный узел. Чтобы до него добраться, требуется убрать накладку закрывающую двигатель сверху. После этого отсоединяется одна из двух трубок системы охлаждения подходящие в ДУ. Хомут надо оставить на ней, с тем, чтобы потом можно было как можно быстрее одеть ее назад и загерметизировать. Снять крышку с расширительного бачка и, закрыв горловину плотной тряпкой, вставить насос и создать давление в бачке, чтобы убрать воздушную пробку в системе охлаждения. После того как из отсоединенной трубки потечет тосол, необходимо быстро поставить ее на место и закрепить.

Некоторые специалисты рекомендуют дуть в горловину бачка для выдавливания тосола, однако делать этого нельзя по двум причинам. Главное, потому что тосол или антифриз для человеческого организма токсичный яд, и второе — для того чтобы эффективно дуть, надо напрягаться, а подобные «упражнения» мало кому полезны и могут вызвать спазмы.

  • Еще один вариант как выгнать воздух из системы охлаждения ВАЗ 2114 заключается в следующем.

Не снимая патрубка с дроссельного узла, и не открывая крышки расширительного бачка, хорошо прогреть двигатель. После этого, предварительно надев перчатки отсоединить патрубок с ДУ и дать возможность выйти воздуху до того, как польется горячий тосол. Сразу же поставить трубку на место и надежно закрепить.

  • И третий вариант, как спустить воздух из системы охлаждения на ВАЗ 2114.

При этом надо взять помощника. Машина ставится на эстакаду или горку передком вверх. Откручиваются крышки радиатора и расширительного бачка. После этого в расширительный бачок до верху заливается тосол. Напарник запускает двигатель и прогревает его периодически подгазовывая до 3500 оборотов. По мере необходимости тосол доливается до тех пор пока не исчезнут пузырьки воздуха. Крышки закрываются. Машина готова к эксплуатации.

nadomkrat.ru

Как выгнать воздушную пробку из системы охлаждения ВАЗ 2114: несколько способов

Возможность для охлаждения автомобильных моторов по праву относят к одной из важных составляющих по обеспечению стабильности его работы и достижении наилучших показателей мощности, крутящего момента, расхода топлива. В ней в качестве теплоносителя используют жидкости, такие как вода, тосол или антифриз. Также существуют моторы, где тепло отбирается от двигателя потоком воздуха нагнетаемого вентилятором.

Наличие воздушной пробки мешает нормальной работе системы охлаждения

Особенности охлаждения мотора ВАЗ 2114

На этом автомобиле, как и машинах ВАЗ 2113, ВАЗ 2115 применяется закрытая жидкостная система охлаждения ВАЗ, теплоносителем в которой используется тосол или антифриз. Теплоноситель по специальным каналам циркулирует в работающем моторе. Его циркуляция обеспечивается  насосом, который приводится во вращение коленчатым валом мотора с помощью приводного ремня.

Регулирует поток охлаждающей жидкости, её направление, устройство, которое называют термостатом. Он сконструирован таким образом, чтобы до прогрева теплоносителя до рабочей температуры, он циркулировал по малому кругу, минуя радиатор. При достижении жидкостью температуры 870С, он открывается, поток жидкости направляется в радиатор для охлаждения.

Радиатор обдувается потоком встречного воздуха, а когда его недостаточно, включается электрический вентилятор. Для этих целей в радиаторе установлен датчик, который выдаёт сигнал для его включения. Также горячая жидкость протекает через радиатор печки и обогревает салон машины в холодное время. Излишек тосола от теплового расширения собирается в дополнительном бачке, который называется расширительным.

Наличие воздуха в системе

Воздух в системе охлаждения двигателя, недопустимое явление. Нарушаются теплообменные процессы в моторе, которые могут вызвать его перегрев, создавая тем самым предпосылки для выхода из строя. В холодное время будет отсутствовать обогрев салона машины, остекления кузова. Датчики, установленные в инжекторных моторах, начинают выдавать искажённую информацию в электронный блок управления, что нарушает рабочий цикл двигателя.

Почему возникают воздушные пробки

Для того чтобы возникла воздушная пробка в системе охлаждения, достаточно одной из нескольких возможных причин её появления. Это могут быть такие нарушения в работе системы:

  1. Недостаточно затянуты хомуты резиновых патрубков, из-за этого возможен подсос воздуха, а это приводит к тому, что появляется воздушная пробка в системе охлаждения ВАЗ 2114. Особенно это актуально для холодного времени года, когда из-за частого перепада температур они многократно расширяются и сжимаются;
  2. Зависание клапана, встроенного в крышку расширительного бачка;
  3. Нарушена герметичность водяного насоса;
  4. Наличие повреждений в виде трещин, протечек в основном радиаторе или дополнительном для печки;
  5. Прогорание прокладки между блоком цилиндров и головкой блока.

Прогорание прокладки

Также могут добавить проблем засорения  радиаторов или каналов в блоке цилиндров, поломка лопастей помпы. Вывод от вышесказанного таков, что необходимо немедленно убрать воздушную пробку.

Как избавиться?

Перед тем как начать работы по избавлению воздуха из системы, необходим её тщательный осмотр. Устраните все, если таковые имеются, протечки, протяните все хомуты на патрубках, иначе вся работа может оказаться напрасной. Убедитесь в работоспособности «главного распределителя» потока охлаждающей жидкости, имеется в виду термостат.

Для того чтобы выгнать воздух из системы охлаждения ВАЗ, есть несколько способов. Давайте рассмотрим их:

  • Первый способ будет заключаться в следующем. Воздушные пузырьки всегда легче любой жидкости, поэтому собираются всегда в верхней точке закрытого сосуда. У ВАЗ 2114 это будет дроссельный узел. Убрать воздушную пробку из этого узла можно так. Снимают декоративную панель двигателя, чтобы получить доступ к дроссельному узлу. Откручивают любую из двух трубок с этого узла. Хомут нужно оставить на трубке для быстрой постановки её на место. Теперь необходимо создать в дополнительном бачке избыточное давление. Это можно сделать, если в расширительный бачок подать любым подручным способом сжатый воздух. Он вытеснит из бачка тосол, который в свою очередь сможет удалить воздух из системы. В некоторых источниках рекомендуют дуть в горловину расширительного бачка. Так делать нежелательно, потому что, тосол или антифриз высокотоксичные вещества, попадание их в организм может нанести серьёзный вред. Как только из трубки или патрубка покажется тосол, или антифриз, быстро ставят всё на место и хорошо затягивают хомут;
  • Удаление воздуха из системы охлаждения вторым способом имеет некоторую схожесть с описанным ранее методом. Стравить воздух можно так. Нужно надеть перчатки и на хорошо прогретом двигателе, отсоединить патрубок с дроссельного узла, открывать пробку на дополнительном бачке не нужно. Выпустить воздух, убедиться, что из патрубка или трубки течёт охлаждающая жидкость, и обратно поставить всё на место;
  • Подошла очередь рассмотреть следующий способ как выгнать воздушную пробку из системы охлаждения мотора. В этом случае нужно поставить машину таким образом, чтобы расширительный бачок оказался наивысшей точкой в системе. При этом способе желательно иметь помощника. Открывают пробку на расширительном бачке и прогревают мотор. При достижении рабочей температуры помощник несколько раз делает перегазовку, а в это время необходимо доливать тосол или антифриз в бачок. Нельзя допускать, чтобы он оставался совсем без жидкости. Делают это  до тех пор, пока не стравиться весь воздух из системы.

Третьим способом хорошо пользоваться владельцам автомобилей с электронной педалью газа. При такой схеме отсутствует охлаждение дроссельного узла, поэтому воздушную пробку удаляют, используя любую доступную возвышенность.

Хочется надеяться, что эта статья окажется полезной владельцам не только вазовских автомобилей и поможет им в избавлении воздушных пробок в системе охлаждения двигателя.

autovaz-2114.ru