Кпп мтз 2112 схема


схема переключения передачи и устройства

На тракторе "Беларус" устанавливается коробка передач МТЗ-82 (фото показано ниже). Она рассчитана на девять скоростей. В устройстве имеется только одно гнездо подшипника. Вторичный вал у коробки передач применяется небольшой ширины. Также среди особенностей стоит упомянуть о качественных накладках. Чтобы детально разобрать коробку передач, рекомендуется изучить устройство модификации.

Устройство коробки

Коробка передач МТЗ-82 в разрезе представляет собой набор шестерен и картер с нагнетательным механизмом. Ведущий вал устанавливается на блоке. Плунжерный механизм в коробке передач используется с сальником. Коленчатый вал монтируется в нижней части коробки передачи. Шестерни передач фиксируются с втулками. Работа вала обеспечивается нагнетательным механизмом. Для переключения на нейтральную передачу применяется запорный механизм.

Схема переключения

Коробка передач МТЗ-82 (схема переключения показана ниже) рассчитана на девять скоростей. Задняя передача включается с двойным выжимом сцепления. Рычаг у модификации применяется с коленчатым переходником. Первая передача включается без западания. На нейтральную скорость коробка переключается без больших усилий.

Картер модификации

Коробка передач МТЗ 80-82 делается с картером на две шестеренки. Специалисты говорят о том, что модификация обладает прочными опорами. В нижней части картера установлен широкий блок. Периодически его необходимо осматривать. На блоке предусмотрено две накладки. Нижние цилиндры устройства устанавливаются на подставке. Стаканы у модификации фиксируются в боковой части блока. На них установлены широкие втулки. При больших нагрузках накладки могут стираться. Также надо отметить, что заменить шестерню довольно проблематично.

Нагнетательный механизм

Нагнетательный механизм у коробки передач представляет собой набор дисков. Прокладки под них подбираются малой эластичности. Стойки используются с небольшими выступами. Нижняя опора в данном случае надежно зафиксирована. Специалисты говорят, что нагнетатель периодически может забиваться. При этом на нем собирается большое количество машинного масла. Его периодически надо очищать.

Коленчатый вал устройства

Коленчатый вал в устройстве зафиксирован на две опоры. Накладки при этом применяются только в нижней части коробки передач. Если рассматривать верх механизма, то там имеется широкий блок. Опора установлена Г-образной формы. В центральной части модификации установлены две шестерни. Блокиратор применяется с кольцом. Прокладки на блоке используются небольшой ширины. Также надо отметить, что в верхней части механизма имеется шток. Он фиксируется при помощи двух фиксаторов. Переключатель передач используется с втулкой.

В некоторых случаях он может западать. В такой ситуации надо сразу проверить накладки. Промежуточные диски также могу провалиться. Достать их самостоятельно очень сложно. В той ситуации придется воспользоваться помощью друга. Диски у данной коробки передач закрываются крышкой. Она у этой модели фиксируется на узких зажимах. Дополнительно в боковой части крышки установлены винты. Диски снимаются довольно сложно. В данном случае опоры придется немного подбить молотком. После этого появится возможность осмотреть втулки, и оценить целостность накладок на ведомой шестерне.

Плунжерный механизм

Плунжер у данной коробки передач применяется с переключателем. Специалисты говорят, что накладки используются малой толщины. Коробка переключения передач МТЗ-82 делается с редуктор на блокираторе. Диски в плунжере применяются малого диаметра. Стаканы у модификации делаются с накладками. В нижней части плунжера имеется два штока. Для их фиксации применяются зажимные механизмы. Довольно часто проблемы наблюдаются именно с блокиратором.

У него может вылетать планка. Происходит это из-за перегрузок на центральную часть штока. Чтобы поставить планку на место, рекомендуется заранее скрутить крышку плунжера. Дополнительно важно осмотреть гнездо подшипников. Если их не смазывать, на штоки оказывается большое давление. Промежуточный вал в коробке передач не рассчитан на такие нагрузки. Штоки у этой модели достать довольно просто. В данном случае редуктор не требуется снимать. Также надо отметить, что штоки можно отсоединить через крышку блока. Для этого придется отсоединить только верхнюю планку.

Сальник устройства

Коробка передач трактора МТЗ-82 устанавливается с сальником над блоком. По сторонам механизма располагаются шестерни. В центральной части модификации имеется только один диск. Также надо отметить, что упоры выполнены с небольшими стойками. Специалисты говорят о том, что сальник работает от шестерни. Непосредственно соединение с валом осуществляется при помощи штока. В верхней части механизма располагается переходник. Втулки у модификации применяются немалой ширины. При необходимости их можно прочищать. Для этого верхнюю крышку снимать не требуется.

Замена уплотнителя

Уплотнитель в коробке передач поменять довольно просто. Для этого рекомендуется в первую очередь снять картер. Верхняя крышка фиксируется на винтах. Упоры в механизме снимаются по порядку. Также надо отметить, что уплотнитель находится под камерой. Шестерни надо снимать при помощи ключа. Сальник в данном случае не нужен. В нижней части редуктора также имеется уплотнитель. Он фиксируется на крыше блока. Если рассматривать центральный упор, то он выполнен Г-образной формы. С вторичным валом он не соприкасается.

Осмотр седла

Коробка передач МТЗ-82 делается с седлом, которое находится в центральной части блока. Непосредственно зажим располагается под стаканом. Специалисты говорят о том, что механизм очень просто разобрать. Чтобы отсоединить седло, потребуется только один ключ. Крышка седла фиксируется на зажиме. Эксперты указывают на то, что стаканы снимаются довольно просто. При этом зажимные втулки можно не трогать. В верхней части седла располагается вторичный винт. Он является крепежом вала. Чтобы отсоединить шестерню передачи, придется немного подбить молотком стойку. Если сильно шумит коробка передач МТЗ-82, ремонт устройства надо начинать с осмотра блока седла.

Ремонт плунжера

Плунжер в данной коробке передач часто ломается из-за вылетающей опоры. Для того чтобы исправить эту ситуацию, надо сразу осмотреть стойку. Для этого снимается крышка и аккуратно вынимается подкладка. Вторичный вал в данном случае не надо снимать. Если опора находится под углом, значит, защитный штифт отклонился в сторону. Это очень просто исправить. В верхней части блока имеется небольшой фиксатор, и у него есть винт. Блок редуктора необходимо свинтить. Опора регулируется при помощи винта.

Замена кольца

Коробка передач МТЗ-82 не смогла бы работать без кольца, которое находится под стаканом. При больших нагрузках оно может деформироваться. В результате центральный шток запирается. В итоге коробка передач находится в нерабочем состоянии. Как правильно достать кольцо? Сделать это довольно просто. В первую очередь, надо снять защитный редуктор и осмотреть коробку.

Иногда там могут находиться посторонние предмеры. Как правило, речь идет о свинтившихся винтах. Они часто блокируют работу стакана и трутся об кольцо. Втулка возле механизма снимается при помощи ключа. Стакан необходимо подбивать молотком в сторону редуктора. Кольцо снимается довольно просто. После его замены придется заново установить винт и надежно зажать коробку.

Осмотр шестерни второй передачи

Коробка передач МТЗ-82 работает с шестерней второй скорости, а фиксируется она над центральным валом. Диск находится за втулкой. Фиксация детали осуществляется на короткой стойке. Как снять шестерню второй передачи? Сделать это можно, только предварительно зафиксировав коробку передач.

После этого отдвигается крышка и отвинчивается винт. Далее потребуется снять крышку и осмотреть состояние пластины. В данном случае верхнюю пластину не стоит трогать. Шестерню необходимо аккуратно подбивать молотком в сторону редуктора. Далее появится возможность отсоединить зажимной шток. После этого останется только снять шестерню. Чтобы поставить ее на прежнее место, придется попросить помощи у товарища. Установить деталь самостоятельно проблематично. В данном случае важно придерживать боковую втулку.

Ремонт переходника

Коробка передач МТЗ-82 имеет переходник, который находится в нижней части сальника. Порой он загрязняется или летает. С этой целью необходимо заготовить в первую очередь набор ключей. Дополнительно потребуется зажим и молоток. Сначала надо просто отсоединить крышку и затем высунуть прокладку. Вал сальника в данном случае трогать не нужно.

Большинство специалистов говорят, что переходник надо снимать со сторон пластины. На этом этапе важно следить за положением шестеренки. В коробке передач они фиксируется на упоре. Далее придется осмотреть нижнюю часть переходника. Если проблема заключается в загрязнении, то пыль можно удалить при помощи тряпки. При замене переходника важно обращать внимание на диаметр механизма крепления.

fb.ru

МТЗ 1221: технические характеристики

Трактор МТЗ-1221 – это еще одна машина в линейке знаменитого Минского тракторного завода, которую можно назвать народной. Конечно, эта модель не такая массовая как младшие собратья МТЗ-80/82. Но лишь потому, что эта машина более высокого тягового класса и применение ее в маленьких хозяйствах не целесообразно.

«1221» прекрасно справляется со всем перечнем сельскохозяйственных работ. Он одинаково хорош на любых видах почв, в любых климатических зонах. Хороший запас мощности позволяет использовать широкозахватные сельскохозяйственные орудия, позволяющие обрабатывать большие площади в ограниченное время. Так же широко применяется трактор в строительстве, дорожными и коммунальными службами и транспортных работах.

Технические характеристики трактора МТЗ-1221

Традиционно конструкция тракторов МТЗ отличается простотой. Хорошая производительность, ремонтопригодность и многофункциональность, так же стали их визитной карточкой. Но чтобы составить полную картину, разберем подробнее основные узлы и агрегаты трактора.

Габариты и масса:

  • Габариты трактора д/ш/в – 4600/2250/3000 мм.
  • Колея по передним/ задним колесам: 1545-2265/1500-1900 мм.
  • Агротехнический просвет под передним/задним мостом – 620/465 мм.
  • Минимальный радиус разворота – 5,3 м.
  • Масса без доп. грузов /с грузами – 4640/5300 кг.

Двигатель трактора МТЗ-1221

Дизель на трактор устанавливают рядный, 6-и цилиндровый с турбонаддувом. Модель Д260.2 производства Минского моторного завода. Отличается экономичным потреблением топлива и смазки, отвечает всем современным требованиям по экологии. Может без проблем работать как на отечественном, так и импортном топливе.

  • Модель – Д-260.2 турбированный;
  • Мощность – 130/96 л.с./кВт;
  • Номинальные обороты – 2100 об.мин;
  • Расположение и число цилиндров – рядная шестерка;
  • Объем цилиндров – 7,12 л;
  • Диаметр цилиндра/ход поршня – 110/125 мм.
  • Расход топлива – 226 г/кВт.ч.

Коробка передач трактора МТЗ-1221

Коробка передач на «1221» механическая, с постоянным зацеплением шестерен. Переключение происходит ступенчато с помощью синхронизаторов, в 4-х диапазонах при движении вперед и 2-х диапазонах назад. По четыре скорости в диапазоне, в целом кпп обеспечивает 16 скоростей вперед и 8 назад.

Переключение передач может производиться под нагрузкой, без ущерба для крутящего момента и потери мощности.

Ходовая и трансмиссия трактора МТЗ-1221

Трансмиссия трактора имеет ряд существенных отличий от применявшейся, на тракторах предыдущих моделей:

  • Муфта сцепления двухдисковая, усиленная, заключенная в жесткий корпус.
  • Задний мост оснащен колесными, планетарными редукторами. Электрогидравлическая система управления дифференциалом, с возможными режимами: автоматический, включено, выключено.
  • Тормоза сухие, трехдисковые. Возможна комплектация многодисковыми тормозами, которые монтируются на валах ведущих шестерен. Такая конструкция тормозов называется «мокрой», так как работают они в масле.
  • Полуоси конечных передач и заднего моста усилены, что позволяет использовать более тяжелое и мощное навесное оборудование.

Передний мост. Так же является ведущим, может быть планетарного типа, либо балочно-соосный. Оборудован планетарными колесными редукторами, узлами шкворневыми двухопорными, надежной усиленной балкой, а так же гидроцилиндрами рулевого механизма.

Широкие передние колеса, вместе с усиленной балкой моста, служат надежным основанием для крепления переднего навесного оборудования, что значительно расширяет функциональность машины.

Кабина и управление трактором МТЗ-1221

Основные элементы управления трактором расположены справа от тракториста. Ими являются рычаги: управления гидравликой навески и навесного оборудования, ручной подачи дизельного топлива, включения ВОМ, управления ПВМ и прочее…

Так как на МТЗ-1221 возможна работа в режиме реверса, рычаги и переключатели  размещены так, чтоб их использование было удобно в обоих режимах. Рулевое управление полностью гидрофицированно.

Дополнительным плюсом на данной модели трактора является вполне современный салон, с заявкой на комфортную работу. Неплохо оформленный, современный интерьер с использованием обивки из качественных тканей и пластиковых панелей радуют глаз.

Не забыли и о безопасности водителя, надежный металлический каркас защитит водителя при опрокидывании трактора, а ремни безопасности удержат внутри кабины. В крыше имеется люк, он служит в качестве дополнительной вентиляции и в качестве аварийного выхода в чрезвычайной ситуации.

Салон оборудован отоплением и принудительной вентиляцией, что позволяет эксплуатировать машину в любое время года, но очень не хватает кондиционера в базовой комплектации.

Большая площадь остекления дает неплохой обзор. Заднее стекло открывается, обеспечивая дополнительную вентиляцию. Шумоизоляция радует, сказывается применение качественных звукоизоляционных материалов материалов  в обивке и специальная мастика для корпуса кобины.

Гидравлика и навесное трактора МТЗ-1221

Для контроля работы навесного, прицепного и полунавесного оборудования, «Белорус-1221» оборудован системой гидравлики. Система на данной модели представлена в двух вариантах:

  1. Два вертикальных силовых цилиндра встроены в гидроприемник.
  2. Силовой цилиндр автономный, горизонтально расположенный.

Система неприхотлива в эксплуатации, а регулировка температуры рабочей жидкости и ее фильтрация происходит без вмешательства оператора. Расходный бак большого объема и 3 пары выходов, для гидравлических шлангов высокого давления, позволяет работать с гидрообъемным навесным оборудованием.

Задняя система навески 3-точечная. Служит для монтажа навесного оборудования к трактору и регулировки его положения в пространстве с помощью раскосов и растяжек.

Сцепное-тяговое устройство может быть представлено любым из вариантов:

  • Устройство сцепное автоматическое СА-1;
  • Устройство тягово-сцепное «Питон» ТСУ-2Р;
  • Поперечина ТСУ-1Ж-01
  • Устройство сцепное лифтового типа ТСУ-3В

Модификации трактора МТЗ-1221

МТЗ-1221 кроме базовой версии имел еще две основные модификации:

  • МТЗ-1221Л модель, созданная для работ в сфере лесной промышленности. Благодаря вспомогательным устройствам и доработкам, эта версия трактора прекрасно подходит для работ по трелевке, погрузке, посадке и транспортировке леса.
  • МТЗ-1221В.2 от базовой версии его отличает реверсивный пост управления. В Россию эта модель не поставляется с 2011 г.

Эксплуатация трактора МТЗ-1221

Трактора модели «1221» не смотря на свою многофункциональность, в первую очередь трактор сельскохозяйственный, универсально-пропашной, к тому же энергонасыщенный.

А это значит что прямое его назначение работа в поле, с пропашными культурами и не только. Например в пахоте, благодаря хорошему запасу мощности он вполне может заменить Т-150.

Вот приблизительный перечень его работ в растениеводстве:

  • Основная и поверхностная обработка почвы;
  • Удобрение почвы и химическая обработка растений;
  • Возделывание зерновых, кукурузы, картофеля и других овощей, а так же их уборка.
  • Уборка технических культур: льна, рапса и др…;

В животноводстве эта машина так же без дела не останется:

  • Вывоз органических удобрений с животноводческих ферм и внесение их в почву;
  • Полный цикл работ по заготовке кормов: сено, силос, сенаж.
  • Различные транспортные работы.

Нашлась работа нашему герою и во многих других сферах:

  • Коммунальные и дорожные службы;
  • Строительство;
  • Промышленность

Как мы видим из выше перечисленного, область применения трактора действительно весьма широка, и это далеко не весь перечень. Так действительно ли трактор так хорош, как заявляют производители, или есть какие то подводные камни? Предлагаю разузнать об этом из первых рук, а после подвести итог.

МТЗ-1221 на узкой резине

Отзывы владельцев МТЗ-1221:

  1. Поделюсь своим мнением об этой машине. В моей практике 1,5 года эксплуатации «1221», до этого работал на многих отечественных тракторах, в том числе и на Т-150. Пока это лучший трактор в моей практике. Может делать все то, что делает Т-150, но по комфорту и надежности в разы его превосходит. На нашем предприятии их 9 штук, и мужики кто на них работает, все хвалят. Бак вот только маловат, пока заправщик не приобрели приходилось ездить заправляться один, а то и два раза за день.
  2. Когда приобретал, волновался, как трактор поведет себя в междурядье, машина все таки, не маленькая, да и колеса кажутся широкими для такой работы. Оказалось напрасно,колея регулируется под междурядья 70 см, передние шины 14,9R24 задние 18R38 точно входят между растениями, а за счет удлиненной базы идет между рядков очень устойчиво. Производительность гораздо выше МТЗ-82, за смену получается до 50 га на культивации.
  3. Из слабых мест можно выделить, подшипник опорный на первичном валу, при интенсивной эксплуатации неизбежно рассыпается рано или поздно. Передний мост у него вечный, а вот электрогидравлические приводы блокировки дифференциала, как переднего так и заднего моста могут подвести, отгнивают или окисляются контакты.

Большая часть того что заявляет производитель совпадает с мнением трактористов, так что можно смело делать выводы.

Преимущества:

  • Мощная и надежная машина для работы на больших площадях;
  • Нельзя сказать что условия для оператора самые комфортные, но производитель явно работает в этом направлении.
  • В своем классе МТЗ-1221 по экономичности расхода топлива превосходит многие зарубежные аналоги.
  • Ремонтопригодность, доступность запчастей и широкая сеть дилерских центров, отличительная черта всех тракторов МТЗ.

Недостатки:

  • Все же в конструкции трактора есть несколько, пусть не смертельных, но неприятных болячек. Как например часто выходящий из строя ВОМ.

Наличие кондиционера лишь как опции, недопустимо для современного трактора, предельно высокие температуры в летний период непременно скажутся на здоровье тракториста, пусть не сразу, но со временем наверняка.

Покупка трактора МТЗ-1221 б/у. Особенности выбора

Приобретение МТЗ-1221 может стать неплохой заменой дорогущим зарубежным аналогам. Этот энергонасыщенный трактор весьма надежен, но если вы берете машину с рук, нужно быть внимательным. Основные его болячки (такие как привод ВОМ) можно проверить в основном в работе, поэтому придется довериться продавцу. Но следует обратить внимание на внешний вид машины, подтеки масла, коррозию корпуса.

Обязательно прокатиться, пройтись по всем передачам, не должно быть ни каких посторонних шумов ни в коробке ни в двигателе.

Стоимость МТЗ-1221 колеблется в зависимости от года и состояния, составят примерно от 600 тыс. до 2 млн. рублей.

tractorreview.ru

возможные проблемы и методы решения

Трактор МТЗ-82

Содержание:

Коробка передач обеспечивает трактор большим количеством рабочих режимов, благодаря чему машина может выполнять тяжёлые и энергозатратные работы с минимальными затратами топлива. Схема переключения передач МТЗ 82 и МТЗ 80 работает по аналогичному принципу, поэтому эти трактора можно рассматривать вместе.

Порядок переключения режимов

На трактор МТЗ-80 и его аналог МТЗ-82, устанавливается одиннадцатиступенчатая коробка передач. Это даёт машине девять передних и два задних рабочих режима.

Если в базовую комплектацию входит редуктор ходоуменьшителя, то число рабочих режимов увеличивается в два раза. Такая схема нужна для выполнения тяжёлых работ в оптимальном режиме. Это существенно расширяет возможности трактора и снижает расход горючего.

Схема переключения между режимами у трактора МТЗ-80, равно как и у МТЗ-82, выглядит следующим образом:

  1. Переключение передач возможно только на пониженных оборотах двигателя.
  2. После этого выжимается сцепление.
  3. Затем включается нужный рабочий режим, педаль сцепления плавно отпускается.
Схема переключения передач

Бывают моменты, когда коробка заедает и переключение передач становится невозможны. Порядок действий должен быть следующим: рычаг возвращается в исходное положение и процедура повторяется.

Устройство и схема коробки передач

КПП обеспечивает не только переключение передач, но и функционирование навесных механизмов и агрегатов. Для этого предусмотрен ВОМ (вал отбора мощности), который располагается сбоку.

Если рассмотреть коробку передач в продольном разрезе, то можно увидеть два рядом идущих вала: первичный и вторичный. Оба механизма установлены на одной оси и соединяются между собой через опорный подшипник.

Приводные шестерёнки 3-ей, 4-ой и пятой скорости располагаются на первичном валу. Тип соединения – шлицевое. Кроме того, через зубчатое колесо первичный вал подсоединяется к редуктору ходоуменьшителя. Промежуточный вал оснащается шестерёнкой, которая зацепляется зубьями с шестернёй третьей скоростной передачи.

Промежуточный вал вращается за счёт втулки, установленной в обойму подшипника. Втулка соединяется с центральной шестерёнкой второй редукторной ступени. За этим зубчатым колесом размещаются кулачки вала отбора мощности.

Коробка передач МТЗ-80

Кроме этого, над главной шестернёй редуктора трактора МТЗ-80 и последующего аналога  МТЗ-82, установлена система разбрызгивания смазки. Если не смазывать трущиеся детали, трактор быстро выйдет из строя. Это аксиома для любого механизатора.

Трактор МТЗ-80 и модель МТЗ-82 оснащены 2-х ступенчатым понижающим редуктором. Им дополнена коробка передач, схема соединения приводилась выше. На первую редукторную  ступень завязаны 1-5 скорости и один режим заднего хода.

Другие рабочие режимы приходятся на другую ступень редуктора. Первая редукторная ступень включается посредством зацепления ведущего зубчатого колеса с венцом вторичного вала. Вторая ступень включается в результате зацепления шестерни с зубчатым колесом первой ступени.

Возможные проблемы и методы их решения

Коробка передач, которой оснащается трактор МТЗ-80 и его модификация МТЗ 82, считается надёжным узлом. Но как и любой механизм, состоящий из множества трущихся деталей, КПП нуждается в регулярной смазке и техническом обслуживании. Если этим пренебрегать, можно столкнуться со следующими явлениями:

При переключении скоростей раздаётся скрип

Это свидетельствует о дефекте дисков сцепления или неправильно отрегулировано зацепление зубчатых колёс. Необходимо поставить трактор в ремонт и заменить отслужившие свой срок узлы.

Если после замены и регулировки скрип остался, необходимо проверить длину пружины, которая находится в блоке управления кулачками. Её длина не должна превышать 32 миллиметра в состоянии максимального сжатия.

Проверка зазоров

Для накладок тормозкового диска максимально допустимый зазор не должен превышать 1,5 миллиметра. Оптимальный зазор цапфа отводки и вилки включения – 2,2 миллиметра. Если эти показатели превышены, трактор МТЗ-80, как и МТЗ-82, нуждается в замене этих деталей.

Люфт рычага переключения передач

Эта проблема обычно сопровождается непроизвольным включением скоростных режимов или их неполным выключением. Это явление говорит о проблемах с вилками переключения, им не хватает трущего усилия.

Кроме того, такой эффект дают ослабшие пружинные фиксаторы. Чтобы устранить проблему, необходимо демонтировать переключающее устройство и провести полную ревизию деталей.

Особое внимание стоит уделить щёчкам вилок переключения, зазорам между переключающими планками и ширине зева. Все изношенные детали не подлежат ремонту, поэтому нуждаются в полной замене.

Коробка передач МТЗ-82

Посторонний шум в коробке

Скорее всего, износились опорные подшипники или валы. Если не принять своевременных мер, коробка передач может заклинить и трактор отправится на капитальный ремонт.

Чтобы устранить проблему, необходимо вскрыть коробку и проверить надёжность крепления валов. Делают это вручную, при помощи монтировки или небольшого лома.

Если валы не жёстко зафиксированы в местах креплений, они сдвинутся от приложенного усилия. Необходимо проверить затяжную гайку, если с ней всё в порядке, значит, развалились подшипники. Если подшипники и гайка в порядке, стоит замерить зазор оси вторичного вала.

Стук в коробке

Если в коробке передач слышится посторонний стук, который исчезает в момент переключения режимов, значит, изношены приводные шестерёнки. Чтобы устранить проблему, необходимо снять раздаточную коробку и крышку КПП. Трактор МТЗ-80 и аналогичный ему МТЗ-82 ставится на домкрат. После этого нужно прокручивая колесо вручную, выявить дефектные шестерёнки. Для их замены коробку передач придётся разбирать полностью.

Стоит отметить, что трактор МТЗ-80 и его последующая вариация МТЗ-82, относится к разряду «не убиваемой» техники. При своевременном обслуживании, проблем с машиной практически не возникает.

fermerznaet.com

Демонтаж и ремонт коробки передач трактора Беларус — Практическое пособие по текущему ремонту тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 — Продажа тракторов и спецтехники

Демонтаж и ремонт коробки передач трактора Беларус

>> Вернуться к содержанию

Большой свободный ход рычага переключения передач, неполный выход шестерен из зацепления, самопроизвольное выключение передач свидетельствуют об износе поверхностей трения вилок переключения, кулисы, пазов скользящих кареток, потере упругости пружин фиксаторов (рис. 2.6.1).

Рис. 2.6.1. Коробка передач (продолжение): б — взаимное расположение деталей; 1 — ведомая шестерня понижающего редуктора; 2 — стакан первичного вала; 3 — первичный вал; 4, 6, 31, 34, 36, 50, 55, 62, 63, 65, 70, 73 — кольца; 5, 9, 11, 16. 33, 37, 48, 54, 58, 60, 64, 72 — подшипники; 7 — скользящая шестерня IV и V передач; 8 — скользящая шестерня III передачи; 10 — вторичный вал; 12 — распорная втулка; 13 — ведомая шестерня II ступени редуктора; 14 — регулировочная прокладка; 15 — стакан; 17, 27 — шайбы; 18 — шестерня; 19 — корончатая гайка; 20, 41 - крышки; 21, 42 — прокладки; 22 — ведомая шестерня V передачи и заднего хода; 23 — ведомая шестерня IV передачи; 24 — промежуточный вал; 25 — ведомая шестерня III передачи; 26 — промежуточная шестерня; 28 — упор; 29 — ведущая шестерня I ступени редуктора; 30 — внутренний вал; 32 — крыльчатка; 35 — стакан ведущей шестерни II ступени редуктора; 38, 52 — гнезда; 39 — ведущая шестерня II ступени редуктора со втулкой; 40, 51, 57— втулки; 43 — корпус коробки передач; 44 — промежуточная шестерня заднего хода; 45 — ось промежуточной шестерни заднего хода; 46 — планка; 47 — гнездо подшипника; 49 — гайка промежуточного вала; — заглушка; 56 — промежуточная шестерня понижающего редуктора; 59, 61 — маслоотражательные шайбы; 66 — ведомая шестерня включения ходоуменьшителя; 67 — ведомая шестерня I передачи и заднего хода со втулкой;. 68 — вал I передачи и заднего хода; 69 — свертная втулка; 71 — скользящая шестерня I передачи и заднего хода

Если неисправности обнаруживаются при включении или выключении I передачи и заднего хода, то снимают боковую крышку, а затем вилку переключения. При обнаружении следов износа и толщине щек вилки менее 8,0 мм вилку I передачи и заднего хода заменяют. Наряду с этим проверяют техническое состояние сопряжений вилок переключения и скользящих кареток. Для этого снимают вилки и поочередно вставляют их в соответствующие пазы скользящих кареток, проверяя зазор между ними. Если зазор превышает 1,5 мм, вилку заменяют. Блок шестерен заменяют при ширине паза более 10,8 мм.

Появление посторонних шумов в коробке передач, чрезмерный нагрев отдельных участков корпуса указывают на разрушение или заклинивание подшипников валов.

Чтобы выявить и устранить эти дефекты, из коробки передач сливают масло, снимают пол кабины и крышку коробки передач; при необходимости снимают боковые крышки или раздаточную коробку. После этого монтажным ломиком проворачивают все доступные для проверки валы, воздействуя на них в осевом и радиальном направлениях. При проверке обоймы подшипников не должны проворачиваться в своих гнездах, а какие-либо перемещения валов не должны ощущаться. Если обнаруживают следы износа подшипников, их посадочных мест, легко ощутимые перемещения валов, то коробку передач снимают с трактора и разбирают, заменяя изношенные подшипники.

Стуки в коробке передач, исчезающие при переключении на другую передачу, могут свидетельствовать об усталостном разрушении или выкрашивании зубьев отдельных шестерен.

Оценить степень износа или обнаружить дефекты зубьев шестерен можно при снятых крышках коробки передач и снятой раздаточной коробке. Для проверки рекомендуется поддомкратить одно из ведущих колес трактора и, прокручивая его, осмотреть зубья всех видимых шестерен. При обнаружении дефектов шестерен коробку передач разбирают в последовательности, показанной на рис. 2.6.2—2.6.30, изношенные детали заменяют.

После снятия механизма переключения (см. рис. 2.6.2) проверяют наличие следов износа на наконечнике рычага переключения передач и контролируют размеры деталей: толщину щек вилок, зазор между планками переключения (рис. 2.6.31) и т. д.

При наличии видимых следов износа на наконечнике рычаг переключения заменяют. Вилки заменяют при толщине щек менее 8,2 мм. Зазор между планками переключения должен находиться в пределах 0,3— 1,6 мм.

Рис. 2.6.2. Снятие механизма переключения передач: 1 — корпус вилок переключения; 2 — корпус коробки передач; 3 — болт

Рис. 2.6.3. Снятие стопорного кольца Промежуточной шестерни понижающего редуктора: 1- стопорное кольцо; 2 — промежуточная шестерня

Рис. 2.6.4. Выпрессовка промежуточной шестерни понижающего редуктора: 1 — шестерня; 2 — корпус коробки передач; 3 — съемник

Рис. 2.6.5. Снятие стопорного кольца ведомой шестерни понижающего редуктора: 1 — стопорное кольцо; 2 — ведомая шестерня

Рис. 2.6.6. Выпрессовка стакана первичного вала: 1 — стакан первичного вала; 2 — первичный вал; 3 — технологический болт; 4 — болт

Рис. 2.6.7. Снятие стопорного кольца подшипника первичного вала: 1 — стопорное кольцо; 2 — подшипник; 3 — первичный вал; 4 — стакан первичного вала

Рис. 2.6.8. Выпрессовка первичного вала: 1 — первичный вал; 2 — стакан; 3 — съемник

Рис. 2.6.9. Снятие вилки переключения редуктора: 1 — вилка переключения; 2 — валик переключения

Рис 2.6.10. Выпрессовка пружинного штифта внутреннего вала: 1 — гнездо внутреннего вала; 2 — корпус коробки передач

Рис. 2.6.11. Выпрессовка внутреннего вала: 1 — гнездо внутреннего вала; 2 — корпус коробки передач

Рис. 2.6.12. Снятие гнезда внутреннего вала и замена шлицевой втулки: 1 — гнездо внутреннего вала; 2 — болт

Рис. 2.6.13. Выпрессовка стакана подшипника ведущей шестерни II ступени редуктора: 1 — стакан; 2 — крыльчатка; 3 — корпус коробки передач; 4 — технологический болт

Рис. 2.6.14. Выпрессовка ведущей шестерни II ступени редуктора из стакана: 1 — шестерня; 2 — стакан; 3 — съемник

Рис. 2.6.15. Выпрессовка подшипника ведущей шестерни II ступени редуктора: 1 — ведущая шестерня

Рис. 2.6.16. Отворачивание гайки крепления внутреннего вала: 1 — гайка; 2 — гнездо подшипника; 3 — корпус коробки передач

Рис. 2.6,17. Выпрессовка промежуточного вала: 1 — промежуточный вал; 2 — корпус коробки передач; 3 — съемник

Рис. 2.6.18. Выпрессовка подшипника промежуточного вала: 1 — подшипник; 2 — гнездо подшипника; 3 — цанга; 4 — инерционный съемник

Рис. 2.6.19. Снятие стопорной планки оси промежуточной шестерни: 1 — стопорная планка; 2 — ось промежуточной шестерни

Рис. 2.6.20. Выпрессовка вала I передачи и заднего хода

Рис. 2.6.21. Спрессовка подшипника с вала I передачи и заднего хода: 1 — подшипник; 2 — вал I передачи и заднего хода; 3 — съемник

Рис. 2.6.22. Снятие ведущей шестерни главной передачи; 1 — ведущая шестерня; 2 — болт

Рис. 2.6.23. Выпрессовка стакана подшипника вторичного вала: 1 — стакан подшипника; 2 — технологический болт

Рис. 2.6.24. Снятие вторичного вала: 1 — вторичный вал; 2 — ведомая шестерня II ступени редуктора

Рис. 2.6.25. Спрессовка внутренней обоймы подшипника со вторичного вала: 1 — внутренняя обойма; 2— вторичный вал; 3 — съемник

Рис. 2.6.26. Выпрессовка подшипника из вторичного вала; 1 — подшипник; 2 — вторичный вал; 3 — цанга; 4 — инерционный съемник

Рис. 2.6.27 Запрессовка внутреннего вала в корпус

Рис. 2.6.28. Напрессовка промежуточной шестерни понижающего редуктора

Рис. 2.6.29. Запрессовка подшипника во вторичный вал: 1 — подшипник; 2 — вторичный вал; 3 — наставка

Рис. 2.6.30. Напрессовка внутренней обоймы конического подшипника на вторичный вал: 1 — внутренняя обойма подшипника; 2 — вторичный вал; 3 — наставка; 4 — съемник

Рис. 2.6.31. Проверка бокового зазора между планками переключения передач: 1 — планки переключения; 2 — корпус вилок переключения; 3 — щупы

Допустимые размеры деталей механизма переключения передач, мм

Диаметр валика механизма переключения передач.....

24,85

Диаметр сферического наконечника рычага переключения передач

14,85

Диаметр отверстия вилки переключения под валик

25,08

Диаметр пазов в валике переключения под фиксаторы

10,5

Толщина щек вилок переключения

8,2

Ширина кольцевого паза скользящей шестерни под вилку переключения

9,3

Осевой зазор в подшипниках вторичного вала проверяют индикатором. Для этого ножку индикатора упирают в торец зуба шестерни и монтажным ломиком перемещают вторичный вал в осевом направлении (рис. 2.6.32).

Осевой зазор в конических подшипниках вторичного вала не должен превышать 0,3 мм. Следует иметь в виду, что большой осевой зазор может возникнуть не только из-за износа подшипников, но и самопроизвольного отворачивания гайки крепления вторичного вала. Для регулировки осевого зазора отворачивают болты крепления и выпрессовывают стакан подшипника вторичного вала. Изменяя толщину прокладок, устраняют осевое перемещение вала (рис. 2.6.33).

После регулировки осевого зазора проверяют установочную высоту ведущей шестерни главной передачи (рис. 2.6.34). Она должна быть в пределах 57,85—58,15 мм. Если результаты замера отличаются от допустимых значений, то снимают ведущую шестерню и либо шлифованием регулировочной втулки, либо установкой втулки большей толщины добиваются требуемой установочной высоты ведущей шестерни главной передачи.

Рис. 2.6.32. Проверка осевого зазора в подшипниках вторичного вала: 1 — вторичный вал; 2 — индикатор; 3 — монтажный ломик; 4 — корпус коробки передач

Рис. 2.6.33. Регулировка осевого зазора в подшипниках вторичного вала: 1 — стакан вторичного вала, 2 — регулировочные прокладки; 3 — технологические болты

Рис. 2.6.34. Проверка установочной высоты ведущей шестерни главной передачи: 1 — штангенглубиномер; 2 — линейка; 3 — ведущая шестерня

>> Вернуться к содержанию

old.mtzveles.ru

кпп мтз

Коробка передач (КПП) МТЗ 920Трактор МТЗ-920 оснащён механической синхронизированной коробкой передач с семью скоростями для движения вперёд и двумя – для движения назад. Устройство входит в узел трансмиссии трактора и обеспечивает различный диапазон скоростей. Если трактор будет оснащён редуктором, понижающим скорость, то количество скоростей увеличится вдвое: 14 передних скоростей и 4 – задних. (Этот редуктор надо заказывать отдельно, он не входит в комплектацию трактора).В отличие от базовой модели эта модель имеет синхронизированное КПП, обеспечивающее переключение передач без остановки транспорта.

Устройство и схема коробки передач Схема переключения передач МТЗ-920

На схеме представлен порядок переключения скоростей. Синхронизированная коробка передач работает на двух диапазонах. 1-й диапазон (ступень): 1-я, 2-я, 3-я передачи переднего хода и одна заднего. 2-й диапазон (ступень): 1-я, 2-я, 3-я, 4-я скорости переднего хода и одна – назад. 4-я передача включается только на второй ступени. Одновременное включение 4-й скорости и заднего хода не допускается конструкцией, чтобы избежать высоких скоростей при движении заднем ходом трактора.Переключение скоростей осуществляется рычагом, расположенным под рулевой колонкой синхронизированными муфтами. МТЗ 920 имеет функцию блокировки механизма с гидравлическим управлением, который позволяет колёсам двигаться на разных скоростях (дифференциал). Для системы доступны сразу два режима работы: «Выключен» (спокойное состояние) и «Включён принудительно» (работающее состояние). Имеется семь скоростей для переднего хода и два для заднего. При движении вперёд агрегат может двигаться на скорости от 2,4 до 34 км в час, а при движении назад — от 5 до 11,3 км.

В систему трансмиссии также входят дополнительно установленный понижающий скорость редуктор, который может замедлять передачи при движении вперёд и при заднем ходе. Его располагают рядом с коробкой передач. Независимый синхронный вал отбора мощности (ВОМ) расположен в задней части трактора, управляется механическим рычагом, установленным на правом боку пульта кабины водителя. Муфта включения – планетарный шестерённый редуктор с ленточными тормозами.

Координация действий коробки передач

Коробка скоростей управляется двумя рычагами: рычагом переключения диапазонов и рычагом переключения передач. Их выбор и включение показано на схемах переключения. Перед тем, как включить диапазон, необходимо нажать на сцепление, пока не остановится трактор, затем рычагом переключения диапазонов равномерно, без толчков включить необходимый диапазон и медленно отпустить педаль сцепления.Синхронизированная КПП совместно с синхронизированным ходоуменьшителем позволяет получить 14 скоростей переднего хода и 4 – заднего. Переключение передач производится рычагом по схеме переключения. Прежде, чем включить передачу, необходимо подключить требуемую ступень, затем установить рычаг переключения передачи в нейтральное положение и сразу переместить его в крайне левое положение и не отпускать до окончания пуска, а рычаг понижающего редуктора установить в крайнее заднее или переднее положение.

При выборе требуемой передачи необходимо пользоваться схемой КПП. Чтобы тронуться с места, надо полностью выжать педаль сцепления, выбрать необходимый диапазон КП, передвинуть рычаг в крайне левую позицию и движением рычага вперёд-назад установить второй или первый диапазон. Возвратив рычаг в нейтральное положение и дальше вправо, выбрать нужную передачу и двигая рычагом вперёд-назад, выбрать необходимую скорость движения.

Выведя трактор из неподвижного состояния, отключив стояночный тормоз, слегка увеличить подачу топлива и плавно опустить педаль сцепления.Если трактор оборудован редуктором, понижающим скорость, то для начала его движения необходимо установить минимальные обороты холостого хода двигателя, выжать педаль сцепления, установить рычаг передач ходоуменьшителя в нейтральное положение, выбрать необходимую передачу и диапазон. Установить нужную передачу в коробке передач в 1-й ступени. Медленно опустить педаль сцепления.Установить рычаг включения ВОМ в положение «выключено», а рычаг переключения «Синхронный — независимый» в нейтральное состояние.Чтобы скорость была выбрана как надо, кроме равномерного, без толчков включения на выжатом сцеплении, руководствоваться перемещением рычага переключения передач согласно схеме, размещённой в кабине водителя.

Переключение нужных передач на ходу во время грузоперевозок рекомендуется производить только по дорогам с качественным покрытием. Продвижение тракторного агрегата по бездорожью (вспаханное поле, торфяная и песчаная почва), может привести к резкой остановке агрегата и поломке механизма, поэтому переключение передач на ходу не рекомендуется. Надо заранее выбирать необходимую передачу.Если не соблюдать указанную рекомендацию во время езды по бездорожью, тракторный агрегат быстро выйдет из рабочего состояния из-за износа из-за шестерёнок и зубчатых деталей, а также сломанных синхронизаторов.Коробка передач МТЗ 920 хорошо проявила себя, работая на полях. Владельцы трактора остались довольны, особенно им понравилось беззвучное переключение передач.

Обслуживание и ремонт КПП МТЗ

Во время эксплуатации трактора коробка передач подвергается большой нагрузке. Это может стать причиной разрушения подшипников, деталей с зубьями, шестерёнок, разбалансировки сцепления, что становится причиной повышенного износа венца. Неполадки могут возникнуть из-за неисправностей механизма переключения (износ вилок, пружины, фиксации) и т.д.

В КП много деталей, соприкасающихся друг с другом, поэтому необходимо регулярно их смазывать. Для бесперебойной работы деталей узлов необходимо один раз в месяц проводить техосмотр КПП.Если появляется скрежет при переключении скоростей, это может означать износ сцепления трактора. При выжитом сцеплении нарушается рабочее состояние фрикционных дисков, они могут не расходиться до нужного момента и крутящий момент на первичный вал передаётся без остановки инерционного вращения.

При отключении передачи или увеличение хода рычага переключения передач возможно имеются неполадки в работе механизма переключения. В этом случае потребуется снять крышку КПП и проверить состояние вилок. Если зазор составляет более 1 мм, они изношены и их требуется заменить. Изношенные вилки не подлежат восстановлению.

Если КП требует ремонта, её надо демонтировать, очистить и установить в таком месте, чтобы было удобно разобрать. Чтобы не повредить детали, необходимо подготовить такие инструменты, которые позволяют разобрать прибор осторожно, ничего не ломая и не повреждая стыковочные поверхности корпуса коробки.

Извлечённые детали необходимо тщательно вычистить и отобрать детали, которые ещё могут послужить и не усложнять ремонт лишними затратами денежных средств и временем. Отбраковать изношенные детали и подготовиться для предстоящей сборки: довести до необходимого качества отложенные детали, купить новые запчасти.Производить ремонт и обслуживание коробки передач необходимо только при пользовании руководством по ремонту тракторов МТЗ 920, но никакими другими инструкциями, либо прибегнуть к помощи специалистов в данной области. В Москве и Московской области, произвести ремонт коробки передач вашего трактора, возможно в компании «ТракторСервис», специалисты данной компании имеют все необходимое оборудование для ремонта тракторов различных марок, а также весь необходимый опыт.

Чтобы у трактора, был долгий срок службы и коробка работала чётко, без перебоев очень важно соблюдать сроки своевременного проведения профилактических мероприятий по техническому обслуживанию, изложенные в руководстве по эксплуатации тракторов МТЗ.Иногда экономя на ремонте, оставляют старые детали и запчасти. Так поступать не рекомендуется. Старые детали выводят из строя новые, что приводит к сокращению межремонтного срока.

Смотреть видео — Устройство и принцип работы коробки передач

 

Поделиться ссылкой:

Похожее

traktorservice.ru

Коробка передач МТЗ (КПП трактора)

Содержание   

Коробка переключения передач является одним из самых важных конструктивных элементов трансмиссии любого транспортного средства, в частности, трактора, и предназначена для изменения скорости, направления движения, крутящего момента. В соответствии с принципом работы различают такие типы КПП, как механические, автоматические, роботизированные.

На любом тракторе, произведенном Минским тракторным заводом до 1985 года, установлена трансмиссия механического типа. Механика отличается простотой конструкции, возможностью ручного управления во  всех режимах передвижения, надежностью. Давайте подробнее рассмотрим устройство КПП, составные элементы, их распространенные поломки и способы их устранения.

Устройство коробки передач на МТЗ тракторы

Коробка передач трактора – значимый узел машины, который не только отвечает за переключение скоростей, но и функционирование навесного оборудования. Для этого предусмотрен вал отбора мощности (ВОМ), располагающийся сбоку. При рассмотрении КПП в продольном разрезе невооруженным глазом видно идущих рядом два вала – первичный и вторичный. Оба механизма размещены на одной оси, за их соединение отвечает опорный подшипник.

Эта обязательная часть колесной техники, работающей от ДВС, обеспечивает стабильную работу всей системы. Вся конструкция трансмиссии слагается из таких элементов:

  • КПП;
  • раздаточная коробка;
  • тормозок для коробки переключения скоростей;
  • дифференциал;
  • муфта сцепления, система сцепления;
  • тормозная система;
  • карданный привод;
  • приводный шкиф;
  • ведущий передний мост;
  • боковой/задний ВОМы.

Полная схема коробки переключения передач МТЗ

Стандартный агрегат оснащен 9 ступенями для движения вперед и 2 задними ходами, что свидетельствует о возможности КПП переключать 18 скоростей (при движении вперед) и 4 скорости (при движении назад). Удваивать количество передач помогает понижающий редуктор. Если есть необходимость двигаться на скорости ниже, можно установить ходоуменьшитель.

Промежуточный вал расположен параллельно первичному. К этой же части относятся вал заднего хода и вал у первой передачи. Приводные шестеренки 3,4,5-ой скоростей располагается на первичном валу. Шлицевой тип соединения. Промежуточный оснащен шестеренкой, зубьями зацепляемой с шестерней третьей передачи.

Вращающий момент происходит за счет втулки, находящейся в обойме подшипника. Она соединена с центральной шестеренкой второй ступени редуктора. За зубчатым колесом помещены кулачки ВОМ. Над главной деталью зубчато передачи установлена система, разбрызгивающая смазку на трущиеся элементы, чтобы предотвратить быстрый выход из строя техники.

МТЗ коробку передач дополняет 2-ступенчатый понижающий редуктор. На первой ступени завязаны 5 скоростей, один режим заднего хода. Она включается вследствие зацепления шестерни с зубчатым колесом первой ступени. На вторую ступень редуктора приходятся иные рабочие режимы.

Система сцепления оборудована между коробкой передач и двигателем на специальном маховике. Она выполняет следующий комплекс задач:

  • надежная передача от трансмиссии к двигателю крутящего момента;
  • защита мотора и трансмиссии от резких нагрузок;
  • плавное соединение вращающегося коленчатого вала двигателя с неподвижным входным валом;
  • кратковременная легкая остановка трактора во время работы на необходимые небольшие промежутки времени.

Коробка передач МТЗ в сборе

Межосевой дифференциал имеет сложное строение, снабжено прочным разъемным корпусом. Как правило, раздаточная коробка – место трактора КПП, куда устанавливается устройство, отвечающее за распределение крутящего момента (КМ). Его вращение совершается под воздействием роликовых конусовидных подшипников. Крестовина механизма фиксируется между половинами корпуса.к меню ↑

Раздаточная коробка

Раздаточная коробка без проблем передает крутящий момент к переднему ведущему мосту благодаря карданному приводу основными составляющими которого, являются два одинаковых по конструкции и длине вала (полный, открытый), опора. Промежуточную опору составляют: фланец, предохранительная муфта, подшипниковый узел. В КПП на МТЗ тракторах можно встретить несколько разновидностей карданных валов: с защитным кожухом, без дополнительной защиты.

Раздатка необходима для распределения КМ между внутренними деталями, передачи момента от двигателя к приводным механизмам. Ее основными функциями называют:

  1. Увеличение крутящего момента на каждом ведущем колесе, что облегчает преодолевание выступов, крутых подъемов.
  2. Сохранение во время передвижения устойчивости (также при небольших скоростях).
  3. Распределение момента силы между ведущими мостами, благодаря чему повышается проходимость трактора.

Раздаточная коробка имеет такие конструктивные особенности: ведущий вал, вал привода задней/передней оси, межосевой дифференциал с механизмом блокировки, передачи зубчатого понижающего типа.к меню ↑

Устройство коробки передач трактора мтз 80 — 82 (видео)

к меню ↑

Ремонт неисправностей, способы их решения

Коробка скоростей, которой оснащается трактор производства МТЗ на основе гарантий изготовителя и положительных отзывов считается надежным узлом. Однако, как и любой,  состоящий из множества трущихся механизмов агрегат КПП нуждается в техническом обслуживании, регулярной чистке и смазке. Если пренебрегать данными обязательными мероприятиями, появляется риск столкновения с разного рода поломкамик меню ↑

Скрип при переключении передач

Скрип при переключении скоростей, что говорит о дефекте дисков сцепления, неправильной регулировке зацепления зубчатых колес. Следует заменить отслужившие свой эксплуатационный срок узлы. Если после этого резкий звук от трения остался, требуется осуществить проверку длины пружины, расположенной в блоке управления кулачками. Нормальной является длина, не превышающая 3,2 см в состоянии максимального сжатия.

Установка вала в коробку передач

Если предыдущие действия не привели к устранению поломки, придется снять крышку корпуса сцепления, а также крышку понижающего редуктора, проверить зазоры между накладками тормозкового диска, щели между цапфами отводки и вилкой включения. Толщина накладок должна быть меньше 1,5 мм, в противном случае ее заменяют. Относительно отводки и вилки включения те же действия (норма зазора – не более 2,2 мм).

Стоит отметить, что зачастую проблемы возникают с неисправностью вилок переключения, фиксаторов, подшипников, валов коробки. Нередко ключ к разгадке поломки кроется в зацеплении шестерен.к меню ↑

Заклинивание подшипников

Для исправления слейте машинное масло из КПП, снимите ее корпус и пол кабины. Если этого не достаточно, потребуется открыть доступ через извлечение боковых крышек и раздатки. Покрутите насколько возможно с помощью монтажного лома все валы вокруг оси, а затем по радиусу. Если движение вала ощутимо, а подшипники не находятся в своих гнездах, нужно с трактора полностью снять коробку передач, разобрать ее и заменить за счет съемников старые органы.

Иногда причины поломки могут находится во вторичном вале. Специальным прибором обратите внимание на зазор в опорах, содействующих его вращению. Для этого оптыне мехники распологают индикатор ножкой в упор на торец зубца шестерни, после чего проводят проверку вторичного вала по его оси. Щель в оси возникает даже по причине ненадежности крепления гайки вала. Потому, прежде чем делать вывод о стертости подшипников и отправляться за покупкой новых, убедитесь, что гайка находится к крепко затянутом положении.

Схема положения переключателя передач

Возникший осевой зазор исправляют путем разъединения КПП и занего моста, выпрессовании стакана подшипника вторичного вала, выключением передачи, проверкой степени затяжки сборочного узла. Для проверки применябт динамометрический ключ. Замена толщины прокладки вала ведет к исправлению его осевого движения. Исправное состояние характеризуется пределами вращения 7-8 Нм.к меню ↑

Люфт рычага переключения передач

В результате недостаточного трущегося усилия вилок переключения появляется произвольное выключение, неполное отключение. Могли пружинные фиксаторы утратить свою упругость.

Для выяснения загвоздки отсоединяют механизм переключения передач, производят ревизию с замерами щек вилок, ширины зева, зазора между планками переключения. Замена изношенных запчастей ликвидирует проблему.

moezerno.ru

Коробка передач МТЗ 80 (КПП): устройство, регулировка

Содержание   

Трактор МТЗ 80 является технологически сложной сельскохозяйственной машиной, которая состоит из целого ряда различных систем и агрегатов. При этом одним из наиболее важных элементов, который обеспечивает функциональность машины, является коробка передач. Данный узел отвечает за работу техники в разных режимах, исходя из сложности условий работы.

Еще одной важной задачей коробки передач на МТЗ 80 является экономия топлива при энергозатратных работах. К тому же различные передачи МТЗ 80 существенно снимают нагрузку с двигателя и других узлов, продлевая общий срок эксплуатации трактора.

Конструкция коробки передач МТЗ 80

Конструкция коробки передач (КПП) включает в себя целый ряд взаимосвязанных узлов. Именно в ходе их взаимодействия и происходит переключение передачи на МТЗ 80. Все узлы механизма собраны в одном чугунном корпусе, форма которого, в общих чертах, напоминает куб.

Внутри корпуса расположено четыре стальных вала, на каждый из которых установлены шестерни, отвечающие за ту или иную передачу. К этим валам относятся:

Внешний вид коробки передач МТЗ 80

  • первичный;
  • вторичный;
  • промежуточный;
  • вал заднего хода и первой скорости.

Все четыре вала размещаются попарно, параллельно друг другу. Верхнюю ось занимают первичный и вторичный валы. Между собой они соединяются через шариковый подшипник, который крепится на специальную выточку, сделанную в торце вторичной оси. При этом второй торец первичного вала заходит в стакан, вмонтированный в корпус, и фиксируется вторым подшипником.

Основная задача первичного и вторичного вала – приводить в движение, установленные на них, шестерни. На верхнюю ось их установлено три:

  • две подвижные ведущие: 3, 4 и 5 передачи;
  • одна фиксированная ведомая: шестерня редуктора.

Оставшиеся промежуточный и вал задней и первой скорости установлены в КПП ниже первой оси. Данная ось фиксируется при помощи втулки на ведущей шестерне, которая также утоплена в корпус КПП. При этом фиксирующая шестерня дополнительно оборудована кулачком, который обеспечивает передачу крутящего момента на вал отбора мощности, и крыльчаткой по кромке. Крыльчатка обеспечивает более равномерное распределения масла внутри КПП, а также отвечает за включение главной передачи. Обе части оси стыкуются между собой еще одним подшипником.

На нижней оси в фиксированном неподвижном положении установлены три ведомых зубчатых колеса. На крайней шестерне в зацеплении установлена еще одно – промежуточное. Оно соединяет крайнюю ведомую с ведущей шестерней 3 передачи. Благодаря этому обеспечивается возможность работы трактора на пониженных скоростях. Еще одна дополнительная шестерня, которая сцепляется с промежуточной, обеспечивает задний ход машины. На дальнем отрезке оси расположена подвижная ведущая шестерня редуктора.

Люк коробки передач

Зубчатое колесо  второй ступени редуктора (ведомая) расположено на вторичном валу. Здесь же, при помощи гайки, смонтирована шестерня главной передачи. На своей оси вал удерживается при помощи подшипников, выполненных в форме конуса.

По бокам корпуса МТЗ 80 коробки передач выполнены люки, которые открываются на случай обслуживания или ремонта шестеренчатых блоков. Также через эти люки проводится подключение вала отбора мощности, при работе с дополнительным оборудованием. Сюда же встраивается ходоуменьшитель.к меню ↑

Принцип действия коробки передач

При помощи коробки передач на МТЗ 80 производится переключение между 9 передними скоростями и 2 задними. Переключение между режимами проводится при помощи рычага из кабины оператора. Рычаг, в свою очередь, передвигает одну из подвижных шестерен, которая, входя в сцепку с другими шестеренчатыми блоками, включает передачу. При этом КПП работает в двух ступенях переключения передач.

Первая ступень отвечает за 1,3,4,5 передние и 1 задние скорости. Эта ступень включается, когда шестеренчатый элемент нижней оси сцепляется с одним из венцов, установленных на вторичный вал. Когда шестеренка промежуточной оси перемещается в крайнее заднее положение, она входит в сцепку с ведущей шестерней редуктора. При этом включается вторая ступень работы коробки, которая отвечает за 2,6,7,9 передние и 2 заднюю передачи.

Положение рукояти переключателя скоростей

Работая в режиме первой ступени, шестеренчатый блок может двигаться вперед и назад. Смещаясь к переднему краю, он включает 5 передачу. При смещении в крайнее заднее положение, включается 4 передача. Основное зубчатое колесо верхней оси также двигается. Смещаясь в переднее положение, она активирует 3 (на первой ступени) или 6 (на второй ступени) скорость. В крайнем заднем положении шестерня контактирует с зубьями второго венца вторичного вала и включает главную или 9 (на второй ступени) передачу.

В случае смещения вперед скользящей шестерни включается движение назад (1 или 2 скорость – зависит от ступени). Когда этот же элемент смещается назад, включается первая или вторая передача.

Промежуточный шестеренчатый элемент зафиксирован на собственной оси. Он постоянно цепляет ведомую ось заднего хода.к меню ↑

Устройство коробки передач трактора мтз 80 (видео)

к меню ↑

Работа коробки передач с ходоуменьшителем

Отдельное оборудование, на которое передается мощность двигателя техники, не способно выполнять свои функции на таких скоростях. В этом случае используют дополнительный блок, который понижает 1 и 2 передние скорости, а также 1 и 2 задние скорости трактора. Этот блок называется ходоуменьшитель.

Ходоуменьшитель устанавливается с левой стороны на коробку передач. Он состоит из чугунного корпуса, внутри которого расположен редуктор планетарного типа и несколько шестеренчатых блоков.

Когда устройство подключается к КПП, с промежуточной шестеренки вращение передается на ведомую шестеренку задней передачи и первой скорости. Эта шестерня установлена на вал первой скорости и заднего хода. Узлы ходоуменьшителя сдвигают пружинное кольцо в бурт. При этом шестерня включения прибора, выходит из зацепления с шестеренкой первой и задней передачи.

Шестерня включения соединена через вилку с валиком рычага управления устройством. Когда рычаг переводится в крайнее переднее положение, вилка включает шестеренку включения ходоуменьшителя в зацепление с промежуточным шестеренчатым элементом. При этом шестеренка первой передачи разъединяется с валом пониженной передачи.

Шестерня включения ходоуменьшителя

к меню ↑

Ремонт коробки передач МТЗ 80

Стальные и чугунные узлы, а также их компановка внутри коробки представляют собой вполне надежную конструкцию. Все они постоянно двигаются и взаимодействуют между собой.

Вследствие этого, все узлы постоянно должны смазываться и регулярно обслуживаться. Если пренебречь этим моментом, устройство может быстро выйти из строя. Ремонт лучше всего проводить сотрудникам сервисного центра, но отдельные неисправности при должном умении можно решить самостоятельно.к меню ↑

Исправление скрипов во время переключения передачи

Причин у такого явления может быть две:

  • используемые в технике диски сцепления выполнены с браком;
  • шестеренчатый блок отрегулирован неправильно.

В этом случае техника устанавливается на ремонтную яму и дефекты устраняются. Прежде всего, проверяются диски сцепления на наличие деформации. Если диски в порядке, проводится регулировка зубчатых колес.

В этом случае, прежде всего, фиксируются и правильно располагаются подшипники дифференциала. После этого регулируется уже сама коробка. Прямая передача выставляется и фиксируется в таком положении, чтобы боковые зазоры между зубцами колес располагались на расстоянии 0,18-0,4 мм. При помощи резиновых прокладок, ведомые зубчатые колеса устанавливаются на расстоянии 40,7 мм от стенки корпуса.

Во время вращения зубья должны соприкасаться по длине не менее чем на 50 % от общей длины зубца. Все значения выставляются при помощи установки, соответственно вырезанных, прокладок между стаканом шестерни (ведущей) и корпуса. Все расположенные прокладки в обязательном порядке должны быть одинаковыми по размеру.

Коробка раздаточная

Во время разборки агрегата, необходимо также проверить качество шестеренок. Если на одной из них видны следы износа, заменяется, как ведущая, так и ведомая, в паре.

Также минимальные скрипы могут возникать при износе пружины в блоке управления кулачками. В этом случае блок разбирается и проверяется длина пружины в сжатом положении. Эта величина должна составлять не более 32 мм. При наличии большего значения, ее необходимо поменять.к меню ↑

Рычаг переключения болтается в гнезде

Как следствие такого явления – переключение скорости без участия оператора. Основных причин здесь также может быть две:

  • сильное ослабление фиксирующих пружин;
  • деформировались или износились вилки переключения.

В любом случае, необходимо разобрать узел и индивидуально проверить каждое из комплектующих. Особое внимание во время осмотра необходимо уделить расстоянию зева, а также трущим поверхностям вилок. Если вилка или пружина износились, их ремонтировать нельзя. Сразу же необходима замена.к меню ↑

Посторонние стуки внутри агрегата

Стуки внутри трансмиссии возникают в том случае, если износились шестеренки.

Ремонт коробки передач

Решить такую проблему можно следующим образом:

  • трактор выставляет на домкрат или на ремонтную яму;
  • снимается крышка раздаточной коробки и боковой люк коробки переключения;
  • дальше одно из колес постепенно прокручивается вручную, при этом ремонтирующий наблюдает за тем, какое из зубчатых колес работает не правильно;
  • устройство полностью разбирается с извлечением всех узлов;
  • колеса, на которых выявлены признаки деформации или износа заменяются;
  • проводится сбор техники в обратном порядке.

к меню ↑

Шумы внутри блока переключения

Если в случае работы машины, со стороны КПП слышны посторонние шумы, то это свидетельствует об износе креплений валов. В этом случае вал шатается внутри блока и ударяется об стенки и другие запчасти.

Чтобы исправить положение, коробка разбирается. Дальше при помощи лома проверяется жесткость фиксации вала (он поддевается с попыткой потянуть его на себя). Если ось шатается, значит необходимо проверить степень затяжки фиксирующей гайки. Если не помогло – дело в подшипниках. Их необходимо извлечь из стаканов и заменить на новые.

moezerno.ru