Кто владеет автовазом


как акционеры будут спасать крупнейший российский автозавод :: Бизнес :: РБК

АвтоВАЗ отчитался о рекордных убытках за 2015 год, а его аудитор в своем заключении усомнился в том, что завод продолжит работу. Насколько критично положение крупнейшего автозавода и как его будут спасать на этот раз?

Автомобиль Lada Largus на конвейере завода ​АвтоВАЗ (Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС)

​В пятницу утром АвтоВАЗ опубликовал отчетность по МСФО за 2015 год.​ Завод получил рекордный убыток — 73,9 млрд руб. Это втрое больше, чем за 2014 год. Убыток от операционной деятельности вырос более чем в восемь раз, до 66,8 млрд руб. Аудитор АвтоВАЗа Ernst & Young в заключении к опубликованной отчетности выразил сомнение в том, что предприятие сможет продолжать непрерывную деятельность. «Данные условия наряду с прочими обстоятельствами указывают на наличие существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности ОАО «АвтоВАЗ» и его дочерних организаций продолжать свою деятельность непрерывно», — говорится в заключении.

Что значит заключение аудитора?

Гендиректор аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова отмечает, что эта оговорка означает, что кредиторы компании могут одномоментно предъявить задолженность к выплате, а компания не сможет в короткий срок их погасить. Далее АвтоВАЗу могут быть предъявлены иски о взыскании задолженности. «Учитывая текущую ситуацию на рынке, это не уникальная история. После краха «Трансаэро» аудиторы стали перестраховываться», — говорит Касьянова.

Как АвтоВАЗ оказался в таком плохом финансовом положении?

Основная причина убытка АвтоВАЗа — низкие продажи его основной марки Lada. В 2015 году продажи Lada упали на 30,5% по сравнению с 2014 годом, до 269 тыс. автомобилей. При этом АвтоВАЗ был лидером российского рынка по росту цен на автомобили: по данным PwC, самые популярные модели Lada в 2015 году подорожали в среднем на 13%. В результате самая популярная модель завода — Granta — в прошлом году чуть было не уступила лидерство на рынке корейской Hyundai Solaris: за год в России было продано 120 тыс. Granta и 115,9 тыс. Solaris. В этом же году Granta перестала быть самым дешевым автомобилем на российском рынке. При цене от 348 тыс. руб. по этому показателю вазовская машина проигрывает Lifan Smily (319 тыс. руб.) и Daewoo Matiz (314 тыс. руб.).

АвтоВАЗ рассчитывал исправить ситуацию в конце года за счет взрывного спроса на свою новую модель Vesta, продажи которой стартовали 24 ноября. До конца года завод планировал продать 5–6 тыс. Vesta, но продал только 2,8 тыс. Дилеры объясняли плохой спрос на автомобиль ценой, которая оказалась близка к основным конкурентам в сегменте — Hyundai Solaris, Kia Rio и Volkswagen Polo. В итоге в регионах, которые для АвтоВАЗа являются основным рынком, продажи Vesta оказались ниже ожидаемых.

Еще одна причина убытков — рост цен на материалы и комплектующие, на которые приходится 74% себестоимости АвтоВАЗа. Каждый 1% роста стоимости комплектующих — это примерно 1,6 млрд руб. расходов, раскрывал завод в отчете за 2014 год. Также на убыток оказало влияние снижение среднегодового курса рубля на 33%, рост процентных ставок банков «хуже наших ожиданий», а также бухгалтерские списания и расходы на реструктуризацию бизнеса в размере 42,1 млрд руб., говорится в отчетности АвтоВАЗа.

10 самых продаваемых машин в России в 2015 году Еще 6 фото

Насколько критично положение АвтоВАЗа?

В отчетности АвтоВАЗ указал, что на 31 декабря 2015 года нарушил финансовые условия (ковенанты) по кредитам на 36,6 млрд руб. из 174 млрд руб. общего долга. Нарушение ковенант теоретически позволяет кредиторам требовать досрочного погашения задолженности. Гарантии отказа от досрочного истребования кредитов из этих 36,6 млрд руб. АвтоВАЗ получил только на 2,7 млрд руб. от трех банков — Росбанка, «Гаранти банк Москва» и Societe Generale, говорится в отчетности.

Крупнейшие кредиторы АвтоВАЗа — Сбербанк, ВТБ и Новикомбанк, подконтрольный одному из акционеров автозавода — «Ростеху». «Ситуация возникла не вчера, но пока планов досрочно требовать погашения задолженности нет: если мы потребуем, АвтоВАЗу будет грозить банкротство», — говорит источник в Новикомбанке. Источник в другом крупном банке-кредиторе говорит, что требовать досрочного погашения никогда не разрешит правительство. «АвтоВАЗ является добросовестным заемщиком банка, и в настоящий момент мы не имеем никаких претензий к компании», — сказали РБК в пресс-службе ВТБ.

Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов соглашается с тем, что, несмотря на высокий уровень долга, ситуация для АвтоВАЗа некритична. «Большая часть долга АвтоВАЗа — беспроцентные ссуды, остальная приходится на акционеров и госбанки. АвтоВАЗ неоднократно сообщал о margin call, но никто из кредиторов ни разу не требовал досрочного возврата займов. С такой структурой долга дефолт АвтоВАЗу не грозит», — говорит он. Впрочем, вечно так продолжаться не может. «Пока ситуация под контролем, но если рынок будет падать еще два-три года, все время закрывать убытки станет невозможно», — предупреждает Беспалов.

Что будет делать автозавод, чтобы исправить ситуацию?

В текущих условиях АвтоВАЗу требуется помощь акционеров, считает Владимир Беспалов. В отчетности АвтоВАЗа говорится, что компания уже обратилась к собственникам за помощью: «Группа в настоящее время ведет переговоры о привлечении различных источников финансирования, в том числе за счет получения дополнительных займов от акционеров».

Основной акционер АвтоВАЗа (74,51% акций) — компания Alliance Rostec Auto BV. Она на 67,13% принадлежит альянсу Renault-Nissan, а на 32,87% — госкорпорации «Ростех».

Владельцы АвтоВАЗа уже выразили готовность ему помочь. Renault, завод которой в 2015 году принес €91 млн убытка, в пятницу сообщила, что начала обсуждать с другими акционерами тольяттинского завода его докапитализацию. «В результате займы и дебиторская задолженность будут капитализированы и будут рассматриваться как часть допэмиссии по состоянию на 31 декабря 2015 года», — говорится в сообщении Renault. После этого Renault станет контролирующим акционером АвтоВАЗа. Будет ли участвовать в допэмиссии Nissan, непонятно: представитель концерна от комментариев отказался.

В «Ростехе» подтвердили, что госкорпорация совместно с акционерами альянса планирует участвовать в финансовом оздоровлении АвтоВАЗа. «В качестве возможного сценария поддержки рассматривается докапитализация за счет внесения дополнительных средств в акционерный капитал компании и конвертации части долга», — сказали в «Ростехе». Госкорпорация при этом намерена сохранить свою долю в капитале АвтоВАЗа на уровне 25%.

На самом АвтоВАЗе от комментариев отказались, в альянсе Renault-Nissan на запрос не ответили.

И вот опять

В похожую ситуацию АвтоВАЗ попал в 2009 году, когда его чистый убыток составил 49,2 млрд руб., в два раза превысив показатель предыдущего года. В октябре 2009 года группе нужно было рефинансировать кредиты и займы на 47 млрд руб., подлежащие погашению до 30 июня 2010 года. Тогда завод пришлось спасать за государственный счет.

Весной 2009 года государство выделило «Ростехнологиям» 25 млрд руб., чтобы передать эту сумму в виде беспроцентной ссуды АвтоВАЗу сроком на год. После этого государство предоставило АвтоВАЗу 12 млрд руб. на расчет с кредиторами. В декабре АвтоВАЗу был выдан кредит в размере 28 млрд руб.

Весной 2010 года первый вице-премьер Игорь Шувалов оценивал общий объем господдержки АвтоВАЗа более чем в 70 млрд руб.

Будет ли завод сокращать персонал?

Помимо привлечения дополнительного финансирования менеджменту АвтоВАЗа необходимо сосредоточиться в первую очередь на повышении эффективности производства, отмечает Беспалов. Скорее всего, это значит, что на заводе продолжится оптимизация численности персонала, говорит аналитик. За последние два года численность работников предприятия сократилась почти на 20 тыс. сотрудников, до 50 тыс. человек.

Председатель профкома АвтоВАЗа Сергей Зайцев в начале февраля сообщил, что «излишняя численность на предприятии составляет более 4 тыс. человек из общей численности 44,5 тыс.», то есть невостребованными остаются около 10% работников автозавода.

Придется ли тратить на спасение АвтоВАЗа государственные деньги?

Ни один из акционеров АвтоВАЗа в правительство за помощью пока не обращался, сообщил РБК источник в правительстве.

Нынешняя ситуация не похожа на 2009 год. Тогда АвтоВАЗ спасало правительство, поскольку он был государственным, а сейчас это частная компания, подконтрольная иностранному акционеру. Кроме того, у государства сейчас просто нет на это денег. Сейчас правительство готовится к пересмотру бюджета на 2016 год, в начале года в Белом доме и у президента Владимира Путина обсуждалась возможность сокращения расходных статей минимум на 10%, но окончательных решений так и не было.

Господдержка экономики в этом году будет осуществляться в рамках антикризисного плана, источником финансирования которого называются уже зарезервированные бюджетные средства. Общая стоимость плана пока оценивается в сумму около 900 млрд руб. В первых версиях плана, который обсуждался с президентом Владимиром Путиным 10 февраля, адресная помощь АвтоВАЗу не предусматривалась. В Минэкономразвития РБК не сообщили, будет ли включен АвтоВАЗ в план в результате его доработки до 18 февраля. В Минпромторге на запрос РБК не ответили.

Источники РБК в правительстве говорят, что сообщения о финансовых проблемах АвтоВАЗа не стали неожиданностью. Упреждающие действия для предотвращения роста безработицы в Самарской области пока не предпринимаются и «аврала по этой теме нет», говорит чиновник. АвтоВАЗ специально не разбирался и на последних заседаниях межведомственной комиссии по мониторингу ситуации на рынке труда, которой руководит социальный вице-премьер Ольга Голодец.

www.rbc.ru

«АвтоВАЗ»: Собственник сменился — что осталось?

В апреле Troika Dialog Investment Ltd продала все принадлежавшие ей 20,53% акций «АвтоВАЗа» голландской компании Alliance Rostec Auto B.V. — совместному предприятию «Ростехнологий» и Renault-Nissan, которое в результате сделки получило 74,51% акций «АвтоВАЗа».

Совместное предприятие было создано в декабре 2012 года в рамках договоренности Renault с российскими властями о постепенной передаче до 2014 года контроля над «АвтоВАЗом» альянсу Renault-Nissan. В новом СП альянс должен получить 67,13% акций (из них 50,1% будет у Renault, 17,12% — у Nissan), «Ростехнологии» получат 32,87%. Сейчас Renault-Nissan владеет 52,66% акций, «Ростехнологии» — 47,3%. Свои доли в новом СП оба владельца оплачивали своими акциями «АвтоВАЗа» (сделка состоялась весной 2013 года). Но если у Renault было только 25% акций, а у «Ростехнологий» — 28,98%, то в СП доля российской стороны должна быть больше.

Как Renault-Nissan смог увеличить свою долю до контрольной, не разглашается. Как и то, кто сделал первый платеж за пакет, принадлежащий Troika Dialog. По непроверенной информации, это был Nissan. Вроде бы случайное совпадение, но в начале этой недели, почти сразу после смены собственника на «АвтоВАЗе», на самарских информресурсах появилась информация о том, что завод получит от Nissan финансовую помощь в 2,5 млрд рублей. Помощь будет долгосрочной и беспроцентной. Использовать деньги можно будет только на закупку оборудования.

Практически одновременно стало известно также о том, что Renault планирует до 2020 года вложить в собственные проекты в России 21 млрд рублей. И это не считая 1,3 млрд долларов, потраченных на покупку акций «АвтоВАЗа». По информации «Коммерсанта», эти деньги могут пойти на запуск производства новых легковых моделей Renault и LCV и на развитие производства автокомпонентов. 19 апреля Renault подписал с правительством Москвы меморандум о взаимопонимании, согласно которому автопроизводитель модернизирует мощности «Автофрамоса» и обеспечит там увеличение выпуска автомобилей, а правительство Москвы, со своей стороны, обещает подумать о сохранении для предприятия льгот по налогам на прибыль и имущество до 2017 года.

Тоже, казалось бы, совпадение. По словам гендиректора «Автостата», который комментировал будущую покупку «Авто­ВАЗа» в декабре 2012 года, «им (Renault-Nissan) нужен российский рынок, а на нем самую большую долю занимает «АвтоВАЗ». Если ты получаешь эту долю сразу, то ты можешь постепенно замещать ее новыми продуктами. Таким образом, стратегия замещения на рынке оказывается на порядок проще стратегии отвоевывания доли в конкурентной борьбе» (цитата по «Газете.ru»).

Между тем еще до покупки 25% акций «АвтоВАЗа», в феврале 2008 года, Renault говорил о том, что ему интереснее развивать в России собственные проекты. А в рамках соглашения по «АвтоВАЗу» Renault-Nissan обязуется выпускать в нашей стране пять моделей под тремя брендами: Lada, Renault и Nissan. При этом доля «АвтоВАЗа» на российском рынке не должна быть ниже 25%, а доля в них автомобилей Lada — не ниже 70%. Другими словами, едва ли здесь можно будет развернуть собственные проекты. Но в статусе одного из владельцев «Авто­ВАЗа» договариваться с российскими властями о работе на других заводах будет явно проще. Если, как пишет «Коммерсант», производство Logan перенесут на ВАЗ, то на «Авто­фрамосе» может быть увеличено производство Duster и Sandero. А в качестве одной из площадок для LCV рассматривается московский ЗиЛ. Если проект будет реализован, то он создаст дополнительную конкуренцию уже продукции ГАЗа.

Что касается самого «Авто­ВАЗа», то в декабре 2012 года (когда в Голландии было зарегистрировано СП Alliance Rostec Auto B.V.) руководство завода заявляло, что он, несмотря на операции с акциями, будет придерживаться собственного бизнес-плана, опубликованного в 2010 году. Согласно этому плану до 2020 года завод планирует укрепить свои позиции в качестве лидера российского автопрома, а также занять значительную долю в новых для компании сегментах — за счет расширения линейки кроссоверов, создания легких коммерческих автомобилей и компакт-вэнов. Но пока рынок играет против.

На минувшей неделе, после перехода пакета акций Troika Dialog в новое СП, «АвтоВАЗ» впервые официально заявил о снижении плана производства и продаж на 2013 год. По словам президента завода Игоря Комарова, которого цитируют информ­агентства, «в марте наблюдалось определенное снижение продаж, ожидается, что в апреле также будет отрицательный результат». При этом цифр Комаров не называл, но сообщил, что о них можно будет говорить по результатам апрельских продаж. Аналитики считают, что снижение составит 5–7%.

Сам «АвтоВАЗ» среди причин падения продаж называет снижение интереса населения к бюджетным автомобилям вообще, а участники рынка добавляют к этому тот факт, что в дешевом сегменте интерес покупателя постепенно смещается в сторону недорогих иномарок. В то же время Renault-Nissan заявил о сокращении планов производства своих машин на ВАЗе в 2013 году почти на 30%: со 100 до 70 тысяч автомобилей. При этом планы продаж пока остались на уровне прошлого года.

Но серия совпадений не связанных, на первый взгляд, событий на этом не закончилась. Почти одновременно с этими заявлениями премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минпромторгу, Минэкономразвития и Минфину изучить возможность повторного введения программы субсидирования части процентной ставки по автокредитам для частных лиц — программы, прочно ассоциирующейся с «Авто­ВАЗом» и кризисом на автомобильном рынке.

Эта система уже работала в России в 2009 году: тогда государство возмещало банкам две трети ставки рефинансирования. Сначала такие кредиты выдавались только на машины стоимостью до 350 тысяч рублей при первоначальном взносе не менее 30% их цены, потом льготные кредиты распространились и на модели до 600 тысяч рублей при первоначальном взносе 15%. Программа закончилась в 2012 году. Предложения о том, на каких условиях она может возродиться, чиновники должны представить в правительство до 15 мая.

Тем не менее, если вспоминать события кризиса 2008–2009 годов, когда «Ростехнологии» и Renault пытались реструктурировать долги «АвтоВАЗа», все же возникает ощущение дежавю. Тогда в обмен на финансовую помощь со стороны РФ Renault обещала помочь заводу технологиями Renault-Nissan. В рамках дополнительной поддержки в 2009 году заработала программа льготного кредитования, а весной 2010-го — программа утилизации подержанных автомобилей, изначально задуманная под «АвтоВАЗ».

Сегодня масштаб бедствия не тот, но, учитывая провал инициативы российских властей, касающейся утилизационного сбора в связи со вступлением России в ВТО, и обещания все же защитить иномарочные сборочные производства на нашей территории, есть ощущение, что программа утилизации тоже вернется. Даже несмотря на то, что президент Путин в середине 2012 года сказал об обратном. Да и «перезагрузка» льготного кредитования — тоже форма защиты от дешевого импорта. При этом если утилизационный сбор будут платить все российские предприятия, а компенсацию получат только иностранные в рамках инвестиционных соглашений, то «АвтоВАЗ», судя по всему, тоже войдет в их число — теперь уже как нероссийское предприятие (договоренность о создании СП была подписана в мае 2012 года).

По мнению аналитиков, со сменой собственника на «АвтоВАЗе» текущее управление вряд ли изменится, но в долгосрочной перспективе привлечет в Россию новые технологии, откроет новые рынки сбыта, улучшит на заводе систему качества, повысит уровень финансового менеджмента, поможет войти в мировой автопром. По соглашению сторон бренд Lada будет сохранен: эта схема давно отработана на примере европейских автопроизводителей, часть из которых вошла в мировые концерны. К примеру, Skoda, Audi и частично другие заводы принадлежат VW, Opel и Chevrolet — GM, Alfa Romeo, Ferrari и Maserati — Fiat, Mini и Rolls-Royce — BMW. От того, что автомобили под маркой Lada будет производить Renault-Nissan, российскому покупателю хуже точно не будет. Что касается российского автопрома, то в открытых источниках встречается мнение о том, что властям все равно, что там будет выпускаться, лишь бы что-то выпускалось и тем самым сохранялась социальная стабильность.

Но, несмотря на то что смена собственника произошла, интрига в перспективе осталась: изначально СП обещали 74,51% акций «АвтоВАЗа» — и оно их получило. За кем останется еще 25,49%? Слишком большой это пакет, чтобы разбрасывать его по миноритарным акционерам…

Фото из архива редакции

birzha.ru

«АвтоВАЗ»: Собственник сменился — что осталось?

25.04.2013

Просмотров: 5366

В апреле Troika Dialog Investment Ltd продала все принадлежавшие ей 20,53% акций «АвтоВАЗа» голландской компании Alliance Rostec Auto B.V.

В апреле Troika Dialog Investment Ltd продала все принадлежавшие ей 20,53% акций «АвтоВАЗа» голландской компании Alliance Rostec Auto B.V. — совместному предприятию «Ростехнологий» и Renault-Nissan, которое в результате сделки получило 74,51% акций «АвтоВАЗа», пишет газета "Биржа+АВТО".

Совместное предприятие было создано в декабре 2012 года в рамках договоренности Renault с российскими властями о постепенной передаче до 2014 года контроля над «АвтоВАЗом» альянсу Renault-Nissan. В новом СП альянс должен получить 67,13% акций (из них 50,1% будет у Renault, 17,12% — у Nissan), «Ростехнологии» получат 32,87%. Сейчас Renault-Nissan владеет 52,66% акций, «Ростехнологии» — 47,3%. Свои доли в новом СП оба владельца оплачивали своими акциями «АвтоВАЗа» (сделка состоялась весной 2013 года). Но если у Renault было только 25% акций, а у «Ростехнологий» — 28,98%, то в СП доля российской стороны должна быть больше.

Как Renault-Nissan смог увеличить свою долю до контрольной, не разглашается. Как и то, кто сделал первый платеж за пакет, принадлежащий Troika Dialog. По непроверенной информации, это был Nissan. Вроде бы случайное совпадение, но в начале этой недели, почти сразу после смены собственника на «АвтоВАЗе», на самарских информресурсах появилась информация о том, что завод получит от Nissan финансовую помощь в 2,5 млрд рублей. Помощь будет долгосрочной и беспроцентной. Использовать деньги можно будет только на закупку оборудования.

Практически одновременно стало известно также о том, что Renault планирует до 2020 года вложить в собственные проекты в России 21 млрд рублей. И это не считая 1,3 млрд долларов, потраченных на покупку акций «АвтоВАЗа». По информации «Коммерсанта», эти деньги могут пойти на запуск производства новых легковых моделей Renault и LCV и на развитие производства автокомпонентов. 19 апреля Renault подписал с правительством Москвы меморандум о взаимопонимании, согласно которому автопроизводитель модернизирует мощности «Автофрамоса» и обеспечит там увеличение выпуска автомобилей, а правительство Москвы, со своей стороны, обещает подумать о сохранении для предприятия льгот по налогам на прибыль и имущество до 2017 года.

Тоже, казалось бы, совпадение. По словам гендиректора «Автостата», который комментировал будущую покупку «Авто­ВАЗа» в декабре 2012 года, «им (Renault-Nissan) нужен российский рынок, а на нем самую большую долю занимает «АвтоВАЗ». Если ты получаешь эту долю сразу, то ты можешь постепенно замещать ее новыми продуктами. Таким образом, стратегия замещения на рынке оказывается на порядок проще стратегии отвоевывания доли в конкурентной борьбе» (цитата по «Газете.ru»).

Между тем еще до покупки 25% акций «АвтоВАЗа», в феврале 2008 года, Renault говорил о том, что ему интереснее развивать в России собственные проекты. А в рамках соглашения по «АвтоВАЗу» Renault-Nissan обязуется выпускать в нашей стране пять моделей под тремя брендами: Lada, Renault и Nissan. При этом доля «АвтоВАЗа» на российском рынке не должна быть ниже 25%, а доля в них автомобилей Lada — не ниже 70%. Другими словами, едва ли здесь можно будет развернуть собственные проекты. Но в статусе одного из владельцев «Авто­ВАЗа» договариваться с российскими властями о работе на других заводах будет явно проще. Если, как пишет «Коммерсант», производство Logan перенесут на ВАЗ, то на «Авто­фрамосе» может быть увеличено производство Duster и Sandero. А в качестве одной из площадок для LCV рассматривается московский ЗиЛ. Если проект будет реализован, то он создаст дополнительную конкуренцию уже продукции ГАЗа.

Что касается самого «Авто­ВАЗа», то в декабре 2012 года (когда в Голландии было зарегистрировано СП Alliance Rostec Auto B.V.) руководство завода заявляло, что он, несмотря на операции с акциями, будет придерживаться собственного бизнес-плана, опубликованного в 2010 году. Согласно этому плану до 2020 года завод планирует укрепить свои позиции в качестве лидера российского автопрома, а также занять значительную долю в новых для компании сегментах — за счет расширения линейки кроссоверов, создания легких коммерческих автомобилей и компакт-вэнов. Но пока рынок играет против.

На минувшей неделе, после перехода пакета акций Troika Dialog в новое СП, «АвтоВАЗ» впервые официально заявил о снижении плана производства и продаж на 2013 год. По словам президента завода Игоря Комарова, которого цитируют информ­агентства, «в марте наблюдалось определенное снижение продаж, ожидается, что в апреле также будет отрицательный результат». При этом цифр Комаров не называл, но сообщил, что о них можно будет говорить по результатам апрельских продаж. Аналитики считают, что снижение составит 5–7%.

Сам «АвтоВАЗ» среди причин падения продаж называет снижение интереса населения к бюджетным автомобилям вообще, а участники рынка добавляют к этому тот факт, что в дешевом сегменте интерес покупателя постепенно смещается в сторону недорогих иномарок. В то же время Renault-Nissan заявил о сокращении планов производства своих машин на ВАЗе в 2013 году почти на 30%: со 100 до 70 тысяч автомобилей. При этом планы продаж пока остались на уровне прошлого года.

Но серия совпадений не связанных, на первый взгляд, событий на этом не закончилась. Почти одновременно с этими заявлениями премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минпромторгу, Минэкономразвития и Минфину изучить возможность повторного введения программы субсидирования части процентной ставки по автокредитам для частных лиц — программы, прочно ассоциирующейся с «Авто­ВАЗом» и кризисом на автомобильном рынке.

Эта система уже работала в России в 2009 году: тогда государство возмещало банкам две трети ставки рефинансирования. Сначала такие кредиты выдавались только на машины стоимостью до 350 тысяч рублей при первоначальном взносе не менее 30% их цены, потом льготные кредиты распространились и на модели до 600 тысяч рублей при первоначальном взносе 15%. Программа закончилась в 2012 году. Предложения о том, на каких условиях она может возродиться, чиновники должны представить в правительство до 15 мая.

Тем не менее, если вспоминать события кризиса 2008–2009 годов, когда «Ростехнологии» и Renault пытались реструктурировать долги «АвтоВАЗа», все же возникает ощущение дежавю. Тогда в обмен на финансовую помощь со стороны РФ Renault обещала помочь заводу технологиями Renault-Nissan. В рамках дополнительной поддержки в 2009 году заработала программа льготного кредитования, а весной 2010-го — программа утилизации подержанных автомобилей, изначально задуманная под «АвтоВАЗ».

Сегодня масштаб бедствия не тот, но, учитывая провал инициативы российских властей, касающейся утилизационного сбора в связи со вступлением России в ВТО, и обещания все же защитить иномарочные сборочные производства на нашей территории, есть ощущение, что программа утилизации тоже вернется. Даже несмотря на то, что президент Путин в середине 2012 года сказал об обратном. Да и «перезагрузка» льготного кредитования — тоже форма защиты от дешевого импорта. При этом если утилизационный сбор будут платить все российские предприятия, а компенсацию получат только иностранные в рамках инвестиционных соглашений, то «АвтоВАЗ», судя по всему, тоже войдет в их число — теперь уже как нероссийское предприятие (договоренность о создании СП была подписана в мае 2012 года).

По мнению аналитиков, со сменой собственника на «АвтоВАЗе» текущее управление вряд ли изменится, но в долгосрочной перспективе привлечет в Россию новые технологии, откроет новые рынки сбыта, улучшит на заводе систему качества, повысит уровень финансового менеджмента, поможет войти в мировой автопром. По соглашению сторон бренд Lada будет сохранен: эта схема давно отработана на примере европейских автопроизводителей, часть из которых вошла в мировые концерны. К примеру, Skoda, Audi и частично другие заводы принадлежат VW, Opel и Chevrolet — GM, Alfa Romeo, Ferrari и Maserati — Fiat, Mini и Rolls-Royce — BMW. От того, что автомобили под маркой Lada будет производить Renault-Nissan, российскому покупателю хуже точно не будет. Что касается российского автопрома, то в открытых источниках встречается мнение о том, что властям все равно, что там будет выпускаться, лишь бы что-то выпускалось и тем самым сохранялась социальная стабильность.

Но, несмотря на то что смена собственника произошла, интрига в перспективе осталась: изначально СП обещали 74,51% акций «АвтоВАЗа» — и оно их получило. За кем останется еще 25,49%? Слишком большой это пакет, чтобы разбрасывать его по миноритарным акционерам…

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

www.r52.ru

Новый генеральный директор «АвтоВАЗа» - Больше фактов

Генеральный директор «АвтоВАЗа» Бу Андерсон уходит в отставку. Соответствующее заявление уже подписано. Бу продолжит свою работу в российской компании до 7 апреля, пока не передаст дела новому руководителю.

Новым генеральным директором АвтоВАЗа уже назначен француз Николя Мор, который долгое время руководил румынским автопроизводителем Dacia, входящим в группу Renualt.

«АвтоВАЗ» является публичным акционерным обществом, которым владеет компания Альянс Ростех Авто Б.В. – 74,51% всех акций (25,5% – у миноритарных акционеров) и 81,45% обыкновенных акций. Капитал Ростеха разделен между двумя основными акционерами: ГК «Ростехнологии» –  32,87% обыкновенных акций и Renualt s.a.s. – 50% минус одна обыкновенная акция Ростеха.

По итогам 2015 года по МСФО у компании «АвтоВАЗ» чистый убыток в размере 74 млрд.  руб., что в 3 раза больше , чем в предыдущем году. Также чистый долг компании составил 88 млрд. руб.. Официально именно это считается основной причиной назначения нового генерального директора «АвтоВАЗа». Глава ГК «Ростехнологии» Сергей Чемизов настоял на этом. Несмотря на то, что основной пакет акций у Renualt s.a.s., его желание было удовлетворено. Однако выбор новой кандидатуры остался за французским автомобильным гигантом.

Несмотря на существенные убытки компании «АвтоВАЗ» при работе генерального директора Бу Андерсон модельный ряд компании значительно обновился: вышли новые модели, такие как Lada Granta, Lada Vesta и новый российский кроссовер Lada XRAY. Было значительно улучшено качество автомобилей.

У бывшего топ-менеджера «АвтоВАЗа» уже есть будущее место назначение. По договоренности с автомобильным концерном Renualt Бу Андерсону запрещено комментировать свою отставку.

Бу Андерсон со стороны Сергея Чемизова часто подвергался критике за большие убытки компании, переориентацию производства «АвтоВАЗа» на иностранные комплектующие. По мнению Бу, такое решение было принято так как российские поставщики не могли поставлять комплектующие в срок по более низким ценам. Также, как заявил бывший генеральный директор, российские компании, оставшиеся без заказов со стороны «АвтоВАЗа», пытались надавить на руководство используя правительственные связи. Это также повлияло на решение в сторону иностранных поставщиков.

При этом, по решению Бу  сборка новых моделей Lada Vesta и XRAY была перенесена на новую производственную площадку в Ижевск. Серийный Xray Бу Андерсон решил строить не на российской платформе Vesta, а на принадлежащей компании Renault-Nissan платформе В0, за что также подвергся критике. Ведь зависимость от Renault при этом существенно возрастает при достаточно высоких технических характеристиках Lada XRAY.

При этом складывается ситуация, когда «АвтоВАЗ» вынужден платить Renault-Nissan за использование их платформы и не может свободно экспортировать Lada XRAY, который является конкурентом Renault Duster, в тех странах, где захочет. Теперь компания должна координировать свои решения с Renault-Nissan.

Также Андерсона критиковали за проведение жёсткой кадровой политики. Например, многие работники на заводе в Тольятти были сокращены, что вызвало массовое недовольство. При этом был осуществлен переход с пятидневной на четырехдневную рабочую смену при сокращении зарплаты на 20%. Это также многим не понравилось. При этом, велика вероятность, что такие решения были вызваны вполне объективными причинами.

bolshefaktov.ru

ОАО "АвтоВАЗ": история компании - РИА Новости, 12.12.2012

11:0012.12.2012

(обновлено: 13:29 12.12.2012)

305400

Альянс Renault-Nissan и госкорпорация "Ростехнологии" создали совместное предприятие, которое будет владеть всеми принадлежащими им акциями в уставном капитале ОАО "АвтоВАЗ" и станет стабильным, долгосрочным контролирующим акционером для крупнейшей автомобильной компании в России и владельца бренда LADA.

Открытое акционерное общество "АвтоВАЗ" — автомобилестроительная компания, крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе.

Предыдущие названия — Волжский автомобильный завод (ВАЗ) (1966‑1971), Волжское объединение по производству легковых автомобилей "АвтоВАЗ" (1971‑1993).

Решение о строительстве крупного автомобильного завода в городе Тольятти Куйбышевской области (ныне — Самарская область) было принято советским правительством 20 июля 1966 года.

В 1967 году строительство Волжского автозавода было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

19 апреля 1970 года на главном конвейере Волжского автомобильного завода был собран первый автомобиль ВАЗ‑2101, который послужил базовой моделью для всей последующей гаммы моделей — автомобилей классической компоновки ВАЗ‑2102, ‑2103, ‑2104, ‑2105, ‑2106, ‑2107.

24 марта 1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автозавода.

Является градообразующим предприятием города Тольятти.

В состав производственных объектов ОАО "АвтоВАЗ" входят: производство, ремонт и обслуживания оборудования, металлургическое производство, прессовое производство, сборочно‑кузовное производство, механо‑сборочное производство, производство пластмассовых изделий, корпус вспомогательных цехов, опытно‑промышленное производство, участок окраски кузовов. Процесс сборки автомобилей осуществляется на пяти линиях конвейера. Каждый автомобиль, выпущенный на автозаводе, проходит обкатку на автомобильном треке. Также при "АвтоВАЗе" действует научно‑технический центр.

Ранее предприятие выпускало автомобили марки "ВАЗ" с наименованиями "Жигули", "Нива", "Спутник", "Самара", "Ока". В настоящее время производит автомобили под торговой маркой Lada ("Лада"), которые неофициально по‑прежнему именуются ВАЗами.

На данный момент серийно выпускаются автомобили: LADA Largus (универсал 5 мест, универсал 7 мест, фургон), LADA Granta (седан), LADA Kalina (универсал, хэтчбэк, Sport), LADA Priora (седан, универсал, хэтчбек, Coupe), LADA Samara (хэтчбек, седан), LADA 4x4, LADA-21074 (не на мощностях "АвтоВАЗа").

"АвтоВАЗ" в 2012 году завершил производство классических моделей Lada — 17 сентября с конвейера Ижевского автозавода, находящегося в управлении ООО "Объединенная автомобильная группа", сошла последняя их партия.

Существующий производственный потенциал автомобильного комплекса позволяет выпускать свыше 800 тысяч автомобилей в год.

В Группу "АвтоВАЗ" входят около 270 дочерних предприятий. Предприятия Группы участвуют в таких областях, как телекоммуникации, энергетика, строительство, а также оказывает финансовые и страховые услуги.

Чистая прибыль группы "АвтоВАЗ" по МСФО по итогам 2011 года составила 6,7 миллиарда рублей, чистая прибыль в январе‑сентябре 2012 года сократилась по сравнению с этим же периодом 2011 года в два раза — до 1,2 миллиарда рублей против 2,5 миллиарда рублей.

Выручка акционерного общества в январе‑сентябре 2012 года показала рост на 4,1% — до 133,7 миллиарда рублей (за 9 месяцев 2011 года — 128,4 миллиарда рублей).

Продажи крупнейшего российского производителя легковых автомобилей по итогам 2011 года выросли на 10,6% по сравнению с предыдущим годом — до 578,387 тысячи автомобилей Lada, в январе‑сентябре 2012 года рост составил 1,8% — до 451,77 тысячи автомобилей.

Уставный капитал общества составляет 11 миллиардов 421 миллион 137 тысяч 155 рублей.

Основными акционерами ОАО "АвтоВАЗ" являются альянс Renault‑Nissan (25%), госкорпорация "Ростехнологии" (28,98%) и "Сбербанк КИБ" (ранее — "Тройка Диалог") (20,14%).

Президент — Игорь Комаров.

Председатель совета директоров — Сергей Чемезов (генеральный директор госкорпорации "Ростехнологии").

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Компания «АвтоВАЗ». Досье | Справка | Вопрос-Ответ

«АвтоВАЗ» — крупнейший автопроизводитель в России, который принадлежит альянсу «Рено-Ниссан». Из 46 заводов альянса только «АвтоВАЗ» имеет полный цикл производства автомобилей под 4 брендами (LADA, Renault, Nissan и Datsun).

Технические возможности заводов, которые расположены в Тольятти и Ижевске, предусматривают выпуск до одного миллиона автомобилей в год. Их доля на российском рынке по итогам 2015 года составила 17,9%. Объём производства за этот период автомобилей «Лада», Renault, Nissan и Datsun — 468,5 тыс. шт.

История создания завода

В 60-х годах Советский Союз не обладал технологиями производства современных легковых автомобилей. В связи с этим в 1966 году было принято решение привлечь к проектированию и строительству нового завода крупнейший итальянский концерн Fiat.

15 августа 1966 года в Москве глава Fiat Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом.

Строительство завода было начато в январе 1967 года. Решением ЦК ВЛКСМ строительство ВАЗ было объявлено ударной комсомольской стройкой, что позволило привлечь тысячи молодых специалистов со всей страны. Помимо концерна Fiat, к масштабному проекту были привлечены компании из Великобритании, США, Франции и ФРГ.

Первые модели

19 апреля 1970 года с главного конвейера ВАЗа сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», спроектированные на базе Fiat-124, известные в большинстве зарубежных стран как «Лада». Материалы и комплектующие для автомобилей использовались исключительно советские.

Первая модель ВАЗ была маломощной, объём двигателя составлял 1,2 л, мощность — 62 л. с., максимальная скорость — 140 км/ч. С учётом советских реалий, при проектировании этой модели был увеличен дорожный просвет, а также усилены кузов и подвеска.

ВАЗ-2101 выпускался до 1988 года. За всё время производства с конвейеров завода сошли 4,85 млн этих автомобилей всех модификаций с кузовом седан. В последующие годы на его базе было создано так называемое «классическое» семейство автомобилей ВАЗ, которое производилось до 17 сентября 2012 года. С 1972 года был начат выпуск второй модели — пятидверного универсала ВАЗ-2102, а также модели ВАЗ-2103, прообразом которой стал Fiat-124 Speciale образца 1968 года. Самой популярной советской моделью «Жигулей» стала ВАЗ-2106, производство которой было освоено в 1976 году.

Волжский автомобильный завод (ВАЗ) в городе Тольятти. Художники-конструкторы Владимир Антишин и Геннадий Проскуряков. 01.03.1973 г. Фото: РИА Новости/ Юрий Абрамочкин

Начало экспорта

В 1971 году у модели ВАЗ появилось ещё одно имя — «Лада», предназначенное для зарубежного потребителя. Советские автомобили были довольно популярны в Венгрии, Финляндии, Швеции, Норвегии, Исландии. Экспортные модели можно было также встретить в Азии, Африке, Латинской Америке, Канаде, Австралии и Океании. В целом, в начале 1970-х годов на автомобили, произведённые в СССР, приходилось более 60% всех денежных средств от экспорта продукции отечественного машиностроения. 

Производство первой полноприводной модели

В конце 70-х модельный ряд ВАЗ пополнился полноприводным вездеходом ВАЗ-2121 «Нива». В 1970 году тогдашний председатель Совета министров Алексей Косыгин поручил сразу трём автогигантам — АЗЛК, «АвтоВАЗу» и «Ижмашу» — создать автомобиль «для села», однако ВАЗ справился с этой задачей лучше конкурентов. Внедорожник произвёл фурор как в СССР, так и на мировом рынке. Автопроизводителям удалось создать первый в мире комфортный внедорожник малого класса с полным приводом, независимой подвеской и комфортабельным салоном. Модель была представлена в трёхдверном и пятидверном исполнении, оснащена бензиновым двигателем ёмкостью 1,7 литра и отлично подходила для сложных условий эксплуатации. Большая часть автомобилей уходила на экспорт в Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Великобританию и Германию.

Начало производства переднеприводных моделей

В 1984 году на заводе началось производство переднеприводных моделей — ВАЗ-2108 «Спутник»/Lada. Через три года ВАЗ представил пятидверный вариант этой машины — ВАЗ-2109. Последней моделью, которую «АвтоВАЗ» стал выпускать до развала Советского Союза, была 4-дверная модификация ВАЗ-2109 в кузове седан —ВАЗ-21099 «Спутник/Самара Форма».

Новые модели 2000-х годов

В 2004 году на заводе был налажен выпуск компактного семейства «Калина» (седан, хэтчбек и универсал). А в 2007-м году на ВАЗе выпустили модернизированную «десятку» — Lada Priora. В конце 2011 года на смену седану «Калина» пришла более дешёвая модификация, которую назвали «Гранта». А в 2012 году на конвейер поступил построенный на базе Renault Logan универсал Lada Largus. Все современные модели ВАЗ оснащены бензиновыми двигателями, соответствующими нормам экологического стандарта.

Стратегическое партнёрство с зарубежными автопроизводителями

В феврале 2008 года «АвтоВАЗ» и Renault создали стратегическое партнёрство, в котором Renault принадлежит 25% + 1 акция в уставном капитале завода. В 2010 году это сотрудничество распространилось и на Nissan. Через год на заводе в Тольятти была полностью реконструирована платформа главного сборочного конвейера, и 4 апреля 2011 года было начато совместное производство автомобиля Lada Largus. В мае 2012 года было объявлено, что альянс запланировал довести долю своих акций ОАО «АВТОВАЗ» до 67%, после чего российское предприятие вошло в состав совместного предприятия альянса «АvtoVAZ Renault Nissan». Благодаря партнёрству с зарубежными автопроизводителями, «АвтоВАЗ» начал применять международные стандарты производства, а альянс, в свою очередь, использует опыт специалистов российского рынка.

Новые перспективные разработки

В ноябре 2015 года «АвтоВАЗ» начал продажи седана LADA Vesta на абсолютно новой платформе собственной разработки. Vesta стала первым автомобилем компании, дизайн которого выполнен в новом фирменном стиле. От предыдущих моделей новинку отличают хорошие ездовые характеристики и богатое оснащение. В феврале 2016 года компания вывела на рынок компактный кроссовер LADA XRAY, созданный на базе Renault Sandero. Несмотря на отсутствие полного привода, автомобиль способен передвигаться по лёгкому бездорожью, благодаря геометрическим параметрам и высокому клиренсу.

Спортивные модели

С самого основания «АвтоВАЗ» занимались спортивными автомобилями. Дебют ВАЗ-2101 состоялся в начале 1971 года в Риге на командном первенстве зимнего чемпионата СССР по ралли. А на международных гонках «Тур Европы» в 1971 году ВАЗ завоевал золотые и серебряные кубки. C начала 80-х годов завод начал участвовать в чемпионатах мира и Европы в классических ралли, супермарафонах и ралли-рейдах. В 1995 году на финише супермарафона «Париж – Москва – Улан-Батор – Пекин» LADA SAMARA Т3 и два автомобиля LADA NIVA Т3 заняли второе, десятое и одиннадцатое места в абсолютном зачёте и первое командное место. В последние годы «АвтоВАЗ» участвует в чемпионатах мира по шоссейно-кольцевым гонкам (WTCC).

www.aif.ru

история создания и развития. ОАО «АвтоВАЗ»

Волжский автомобильный завод был создан в 60-х годах прошлого столетия. Это производство было на то время просто необходимо. Правительство с его строительством стремилось удовлетворить потребность советских граждан в персональном авто. ВАЗ изначально планировался как наиболее крупное производство машиностроительной отрасли СССР. За годы своей работы легендарное предприятие знало взлеты и падения. Его легковушки до сих пор встречаются в большом количестве на дорогах нашей страны.

Разработаны также новые модели ВАЗ. История автогиганта богата событиями и интересна для каждого автолюбителя. Ведь по мощи этому производству не было равных на всей территории Советского Союза.

Создание производства

История создания автогиганта начинается в середине 60-х годов прошлого столетия. В 1966 году было принято решение построить машиностроительное производство в г. Тольятти. «АвтоВАЗ» создавался очень быстро.

Оборудование, принимающее участие в технологических циклах, производилось на заводах не только СССР и дружественных ему стран, но и предприятиях Европы и США.

В августе 1966 года руководство страны заключило договор с итальянским «Фиатом». Этот концерн помогал возводить в г. Тольятти легендарное производство. Итальянцы не только принимали активное участие в строительном процессе, но и обучали технологии выполнения технологического цикла персонал.

На этом этапе известна небольшая казусная ситуация. В эмблеме, придуманной советскими художниками, была допущена ошибка. При выпуске ее итальянцы в слове «Тольятти» вместо буквы «Я» написали букву «R». Брак быстро устранили.

Интересные факты

История создания ВАЗ была бы неполной, если бы не было рассмотрено несколько интересных фактов. В период переговоров с представителями итальянской компартии советское руководство разрабатывало план строительства огромного машиностроительного предприятия в городе Ставрополе. В 1964 году его переименовали в Тольятти.

Это решение было принято не случайно. Название города, в котором был построен завод, было дано в честь генсека коммунистической партии Италии П. Тольятти. Его постигла скоропостижная кончина во время посещения его делегации пионерского лагеря «Артека». В этот период советские руководители обговаривали со своими партнерами детали предстоящего совместного предприятия.

Чтобы почтить память генерального секретаря в его честь был назван город, где был возведен первый завод «АвтоВАЗа».

Начало работы

С 1970 года начинается работа знаменитого ВАЗ. Волжский автомобильный завод возводился ударными темпами, поэтому первая партия «Копеек» появилась на свет очень скоро. Это легендарная модель ВАЗ-2101. Она была произведена в количестве 6 штук. Этой машине было присвоено название «Жигули». За первый год работы предприятия было создано 100 тыс. машин, которые распределялись между работниками советских предприятий как поощрения за ударный труд.

Спрос на «Жигули» ограничивался только производственными возможностями ВАЗ. История развития говорит также об экспортном направлении реализации продукции автогиганта. Только для поставок заграницу название «Жигули» поменяли на Lada. Первоя наименование на французском языке звучало, как «жигало», то есть мужчина, танцующий за деньги.

Разработка моделей

После начала производства в Тольятти «АвтоВАЗ» появились новые модели. На мировой рынок вышли ВАЗ-2102 и ВАЗ-2103. Это были модификации уже полюбившейся всем «Копейки».

С 1966 по 1991 год производственные мощности были сконцентрированы на 5 основных заводах. Первый генеральный директор «АвтоВАЗа» Поляков В. Н. (фото представлено далее) и весь трудовой коллектив завода адаптировали первую модель автомобилей под условия отечественных дорог.

«Копейка» была создана по прототипу седана Fiat 124. Только у нее конструкторы увеличили клиренс до 175 мм и усилили подвеску и тормоза. «Тройка» же считалась на то время «люксовой» моделью. Ее отличал от «Копейки» дизайн. «Тройка» обладала 4 фарами, улучшенный вид приборной панели, а также хромированные элементы.

«Классические» модели

В следующие годы было разработано еще несколько «классических» моделей ВАЗ. История выделяет их как самые покупаемые автомобили. К ним относятся ВАЗ-2104, 2105, 2106, 2107. Но наиболее популярной стала именно «Шестерка». За 30 лет ее серийного производства (начиная с 1976 года) было распродано более 4,3 млн автомобилей этой марки.

«Четверка» и «Пятерка» известны как модели эконом-класса. «Семерка» стала улучшенной версией ВАЗ-2105. Дизайнерами были разработаны модная на то время прямоугольная форма фар. Салон каждой последующей модели переделывался и модернизировался.

Улучшения проводились и в области двигателя. Все «классические» модели хорошо продавались. И ныне можно встретить представителей этого поколения легковушек на наших дорогах.

Последующая модернизация

Последующие модели «АвтоВАЗа» разрабатывались в 80-х годах прошлого столетия. Первым представителем этого поколения легковушек стал «Спутник». В народе его сразу же стали называть «Восьмеркой». В индексе эта машина имела соответствующую цифру. ВАЗ-2108 наделялся клиновидной формой передка. За это его также окрестили «Зубилом».

Эта модель обладала улучшенной коробкой передач и обновленным двигателем. Все внутренние компоненты «Восьмерки» компания создала совместно с Porsche. Главный директор «АвтоВАЗа» Исаков В. И. поручил разработку дизайна отечественным художникам. Через некоторое время в продажу поступили пятидверные «Восьмерки» с кузовом типа седан и хэтчбек.

Конец 80-х годов ознаменовался выходом в свет малолитражки под названием «Ока». Прототипом этого авто стал Daihatsu Cuore.

Распад СССР

Кризис коснулся практически всех предприятий. Не исключением стал и ВАЗ. История этого предприятия знала длительный кризис. Причиной тому стало множество внутренних и внешних причин.

В первую очередь, «АвтоВАЗ» столкнулся с таким понятием, как конкуренция. В те годы рынок наводнили импортные подержанные автомобили. Отечественные легковушки на их фоне не выдерживали никакой критики. Спрос на продукцию некогда процветающего предприятия значительно уменьшился.

В 90-х годах автомобили «АвтоВАЗа» стали производиться гораздо меньшими объемами. В это время сокращение рабочих мест достигло 25%. Несмотря на государственные дотации и повышение таможенных пошлин на зарубежные автомобили, спрос катастрофически падал.

Работа в кризисный период

ОАО «АвтоВАЗ» в кризисный период работало над созданием новых моделей. В начале 90-х мир увидела одна из немногих моделей этого периода ВАЗ-2110. «Десятка» представляла собой улучшенную версию «Восьмерки». Эта модель седана обладала более совершенным дизайном салона и оригинальной формой кузова.

В последующие десять лет производство не знало существенных изменений. Только в 2003 году в серийное производство поступила Chevrolet Niva (ВАЗ-2121). Это единственная отечественная модель, которая продавалась в Японии.

Существует интересное утверждение главного конструктора «Нивы» Прусова П. М. о присвоении названия этой модели. Он говорил, что это аббревиатура из первых букв имени его дочерей (Нина, Ирина) и сыновей главного конструктора «GM-АвтоВАЗ» (Вадим, Андрей).

Инвестиции в производство

ОАО «АвтоВАЗ» пользовалось поддержкой госбюджета, но этого было недостаточно, чтобы пробудить предприятие из долгого кризисного состояния. Ситуация усугублялась внутренней борьбой за владение компанией. Были зафиксированы случаи хищения имущества в очень крупных масштабах. Эти суммы равнялись годовой выручке от реализации компании. Поэтому все эти события не способствовали выходу из убыточного состояния.

В 2009 году снижение выручки от реализации достигло рекордного уровня 39%, сравнительно с предыдущим периодом. Такого краха компания не знала за всю свою историю. Чтобы предприятие не прекратило свою работу, требовались кардинальные меры. Для этого в активы вливались огромные инвестиции.

В июле 2009 года уставный капитал предприятия увеличился на 240 млн. евро. При этом компания Renault-Nissan владела 25% акций, а «Ростехнология» - 44%. На должность главного дизайнера был назначен Стив Маттин. Он ранее занимал аналогичную должность в концернах Мерседес, Вольво. С этого времени начался период возрождения.

Музей «АвтоВАЗа»

Несомненно, история «АвтоВАЗа» богата событиями. Его продукция стала настоящим символом той эпохи. Неудивительно, что существует музей «АвтоВАЗа». Он находится в г. Тольятти. Это учреждение посвящается известному не только в нашей стране, но и за рубежом бренду «Лада». Ведь именно он стал известен всему миру, как машина, сделанная в нашей стране.

Здесь представлено множество значимых для автогиганта экспонатов. Здесь можно встретить и первые модели, выпущенные после развала СССР, и самые давние экземпляры. Некоторые из представленных на экспозиции авто сейчас уже не встретить на дорогах. Их не только не выпускают уже много лет, но и полностью изъяли из эксплуатации.

Музей «АвтоВАЗа» готов продемонстрировать своим посетителям первую «Копейку» вишневого цвета, которая была продана через сеть реализации. Ее владелец эксплуатировал свое авто более 19 лет. В 2000 году он подарил его музею. За это «АвтоВАЗ» презентовал меценату новую машину, только что сошедшую с конвейера завода. Это крупнейшее производство легковых автомобилей заслуживает славы и признания.

Предприятие сегодня

После выхода из затяжного, глубочайшего кризиса ВАЗ, история которого испещрена самыми разными событиями, снова наращивает производство. Еще в 2004 году свет увидели универсальные хэтчбеки и седаны «Калина». С этого момента ведутся неустанные разработки нового дизайна и составных компонентов «Лады».

В 2007 году была выпущена новая модель под названием «Приора». Спрос в это время все еще падал. Чтобы его стимулировать, была разработана более дешевая версия «Калины». Ее назвали «Гранта». Это время знаменуется для «АвтоВАЗа» выходом из кризисного состояния. Наращиваются производственные мощности.

В 2012 году на базе автомобиля Renault Logan была разработана «Лада» модели «Ларгус». Для процветания легендарного предприятия требуется грамотный подход, новые, неординарные идеи и достаточное инвестирование. При правильном подходе эта компания снова сможет приносить государству огромную прибыль. Для этого у современного «АвтоВАЗа» есть все возможности. Это производство может стать не только прибыльным, но и вернуть свое звание легендарного предприятия отечественного и мирового машиностроения.

fb.ru