Неисправности генератора и способы их устранения


Генератор - основные неисправности

Генератор - самый активно нагруженный компонент электрики

Во время движения автомобиля частота оборотов вала генератора достигает 10-14 тысяч оборотов в минуту. Это самая большая скорость вращения среди всех узлов автомобиля, в 2-3 раза превышающая частоту оборотов двигателя.

Срок службы у генератора примерно в два раза меньше, чем у двигателя: примерно 160 тыс.километров пробега.

Генераторы бывают двух видов:

  • генератор переменного тока (используется на большинстве легковых автомобилей)
  • генератор постоянного тока (используется на большинстве автомобилей, работающих в автохозяйствах)

Генератор переменного тока

Генератор переменного тока состоит из двух основных частей: статора с неподвижной обмоткой, в которой индуцируется переменный ток, и ротора, создающего подвижное магнитное поле, а также крышек, приводного шкива с вентилятором и встроенного выпрямительного блока.

Переменный ток генератора выпрямляется двухполупериодным трехфазным выпрямителем с полупроводниковыми диодами.

Генераторы переменного тока имеют ряд преимуществ по сравнению с генераторами постоянного тока. Ротор генератора переменного тока может вращаться с большей частотой, чем якорь генератора постоянного тока.

При большой частоте вращения якоря генератора постоянного тока ухудшается контакт между щетками и ламелями коллектора вследствие колебаний щеток при скольжении их по коллектору. Кроме того, под действием центробежных сил возможен выход обмоток из пазов якоря.

Для того чтобы напряжение при увеличении частоты вращения якоря не изменялось, необходимо пропорционально уменьшать магнитный поток возбуждения. При применении в генераторе электромагнитов это можно обеспечить, уменьшая силу тока в обмотках возбуждения. На этом принципе основано регулирование напряжения автомобильных генераторов. Оно осуществляется с помощью электромагнитных вибрационных реле, называемых реле-регулятором.

Диагностика реле-регулятора генератора осуществляется с помощью диагностических стендов, где определяют напряжение включения генератора и зарядный ток. Напряжение, регулируемое реле-регулятором должно быть в пределах 13,9 - 14,5 В.

Следует проверять натяжение ремня привода генератора. При проскальзывании ремня генератор не развивает полной мощности, что приводит к разряду аккумуляторной батареи.

В генераторах также проверяют износ щеток, усилие пружин щеткодержателей и состояние контактных колец и подшипников ротора.

Высоту щеток измеряют при снятом щеткодержателе. Если щетки износились до высоты 8 - 10мм, их заменяют.

Усилие пружин щеткодержателей должно соответствовать нормам марки Вашего автомобиля, например, для ВАЗ - 4,2± 0,2 Н (420±20гс).

Контактные кольца должны быть чистыми, без следов масла.

Состояние подшипников можно проверить, вращая вал ротора от руки при снятых щетках. Вал должен вращаться легко, без заеданий, шумов и стуков.

Основные неисправности генератора и способы их устранения

Генератор не дает зарядного тока (амперметр показывает разрядный ток при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя)
Пробуксовка приводного ремня Натянуть ремень, убедившись в исправности подшипников
Зависание щеток Очистить щеткодержатель, щетки от грязи, проверить усилие щеточных пружин
Подгорание контактных колец Зачистить и при необходимости проточить контактные кольца
Обрыв цепи возбуждения Устранить обрыв цепи
Задевание ротора за полюса статора Проверить подшипники, места посадки. Поврежденные детали заменить
Неисправность регулятора напряжения Заменить регулятор напряжения
Обрыв в цепи "генератор-аккумулятор" Устранить обрыв
Генератор дает зарядный ток, но не обеспечивает хорошего заряда аккумуляторной батареи
Плохой контакт "массы" генератора с "массой" регулятора напряжения Проверить целостность провода, идущего на "массу", и надежность контакта
Срабатывание реле защиты регулятора напряжения из-за замыкания в цепи возбуждения генератора на "массу" Найти место замыкания и устранить неисправность
Износ щеток Заменить щетки новыми
Зависание щеток
Очистить щеткодержатель, щетки от грязи
Загрязнение и замасливание контактных колец Протереть кольца тканью, смоченной бензином
Неисправность регулятора напряжения Проверить и при необходимости заменить регулятор напряжения
Витковое замыкание или обрыв цепи одной из фаз статорной обмоткиНеисправность (пробой) диодов выпрямительного блока Разобрать генератор, проверить состояние статорной обмотки (отсутствие обрыва и замыкания). Статор с неисправной обмоткой заменить
Слабое натяжение ремня Отрегулировать натяжение ремня
Повышенная шумность генератора
Износ или разрушение подшипников
Заменить подшипники
Ослабление гайки шкива генератора Подтянуть гайку
Износ посадочного места подшипника Заменить крышку генератора
Межвитковое замыкание обмотки статора ("вой" генератора) Заменить статор

www.mazdaworld.ru

Неисправности генератора и способы их устранения. Основные причины и их решения

Каждому водителю полезно знать неисправности генератора и способы их устранения. Ведь это довольно важный элемент электросистемы автомобиля. От его правильной работы во многом зависит адекватное функционирование автомобиля. Но, далеко не все способны определить, в чем причина неисправности этого узла. Однако, опытный автолюбитель просто обязан разбираться в проблемах, возникающих с генератором. На самом деле большая часть неисправностей легко ремонтируется в условиях обычного гаража. Для этого только следует поставить правильный диагноз. Проверка генератора также не должна вызывать проблем, для этого требуется минимум приборов.

Неисправности генератора и способы их устранения, по большей части обусловлены особенностями его строения. Механику, для успешного ремонта, следует знать, из каких элементов состоит этот узел.

Строение его довольно простое. Для начала нужно уточнить, что бывает 2 типа генераторов:

  • Переменного тока;
  • Постоянного тока.

Владельцев легковых автомобилей интересует только генератор переменного тока. Приборы, производящие постоянный ток, можно встретить только на некоторых грузовиках. Генератор переменного тока состоит из статора, имеющего неподвижную обмотку, именно в ней индуцируется ток. А так же из ротора, который создает магнитное поле. В конструкции присутствует вал с приводным шкивом.

Вырабатываемый переменный ток подвергается выпрямлению, которое происходит с помощью диодного моста, так в просторечье называют трехфазный двухполупериодный выпрямитель. Имеются щетки, обычно собранные в щеточный узел. Для нормализации напряжения используется реле-регулятор, с его помощью в системе поддерживается напряжение 13,5-14,5 В.

НеисправностиПроблемы с генератором могут возникать по самым разным причинам. Существуют определенные признаки, по которым можно определить источник неисправности. Зная эти признаки, и правильно проводя диагностику, можно легко найти поломку. Ниже мы рассмотрим самые распространенные проблемы. На большей части автомобилей они примерно одинаковы, могут отличаться только небольшими нюансами. При проявлении любых признаков проблемы следует в первую очередь проверять соединения. В некоторых случаях оказывается достаточным просто их зачистить.

Не горит лампа заряда, часть приборов не работает?Самой частой причиной такой неисправности является перегоревший предохранитель. В первую очередь, следует проверять именно его. Для определения какой из предохранителей относится к генератору, можно посмотреть схему на крышке монтажного блока.

Проблема с цепью питания. Проверьте провода, идущие к монтажному блоку и от него. Делается это помощью замера сопротивления. Также проверьте на работоспособность сам блок. Иногда проблема возникает из-за отказа контактной группы в замке зажигания. При необходимости замените контактную группу и прочие поврежденные детали.

Контрольная лампа не загорается, приборы работают?В первую очередь проверьте саму лампу, скорее всего она перегорела. Замените ее. Неисправность может быть вызвана проблемами с проводом, соединяющим лампу и генератор, проверьте его. В случае необходимости поменяйте. Также неплохо зачистить контакты на генераторе, часто причина именно в них. На моделях со щеточным узлом, выполненным отдельно от реле регулятора, возможно отсоединение проводов от щеточного узла.

Отдельно нужно обсудить неисправность реле-регулятора. Этот элемент крайне важен для работы всего генератора. При подозрении на его поломку, его нужно проверить. Для этого, его снимают и подключают к аккумулятору. Исправное реле должно выдавать нормальное (13,5-14,5 В) напряжение. Любое отклонение от этой нормы свидетельствует об отказе данного реле.

Контрольная лампа ярко горит, генератор не заряжается?На некоторых моделях машин она будет гореть в полнакала, это зависит от особенностей электрической схемы. Но, в любом случае, в первую очередь следует проверять ремень. При его проскальзывании генератор работает не в полную мощь. Попробуйте натянуть его. Если это не получается, то придется заменить ремень. Опытные водители всегда возят в машине запасной ремень.

Также это признак отказа реле регулятора. Обязательно проверьте работу регулятора напряжения. Как это сделать описано выше. Но, перед проверкой мультиметром, обязательно обратите внимание на состояние щеточного узла. Часто щетки оказываются изношенными, что приводит к отсутствию зарядки. В большей части случаев одна из щеток оказывается заметно меньше другой. Если они одинаковы, то имеет смысл замерить их длину. У большей части генераторов щетки не должны быть короче 15 миллиметров.

Низкий заряд также может быть вызван проблемами с диодным мостом. Для проверки придется снять выпрямитель с генератора. Исправные диоды пропускают ток в одном направлении. Вам понадобится тестер, его ставят в режим 1 кОм. Далее проверяем все диоды по одному. Сначала щупы прикладываются к диодам по концам, потом меняются местами. Исправный диод будет показывать в одном направлении 400-600 Ом, в другом этот показатель будет стремиться к бесконечности.

Если он не пропускает ток в обоих направлениях или наоборот, то искомая неисправность найдена. Следует заменить диодный мост полностью, или отремонтировать его. Для ремонта достаточно поменять поврежденные диоды.

Проблема с конденсатором также может быть причиной неисправности. Вообще их пробивает сравнительно часто, поэтому желательно иметь в гараже один конденсатор в запасе. Связана такая склонность к поломкам с чувствительностью к влажности.

Статья по теме «Как проверить диодный мост генератора мультиметром».

Замыкание статора. Тут все сложнее, придется менять поврежденную деталь. Это довольно сложно, многие водители предпочитают приобрести новый стартер. Такая неисправность встречается довольно редко.

Перезаряд аккумулятора. Происходит это по причине замыкания в реле регуляторе. Диагностируется по приборам, а также нагреву батареи. Нужно заменить этот узел. Если этого не сделать, аккумулятор придет в негодность. ШумЕсли при работе генератора раздается свист или стуки, то причина в подшипниках. Чаще всего из строя выходит передний подшипник. Непосредственно на заряд аккумулятора эта проблема не влияет, но в итоге, генератор может заклинить, что сделает дальнейший путь невозможным. Поэтому, при малейших признаках проблемы, обязательно замените неисправный подшипник. Для этого придется разобрать генератор.

В некоторых случаях вой может означать замыкание статора. В таком случае, к неприятному звуку добавится отсутствие зарядки. Для устранения, генератор разбирают, и удаляют причину замыкания. Треск может свидетельствовать о замыкании в выпрямительном блоке. Эта неисправность лечится с помощью замены поврежденной детали.

Заключение. Энергосистема автомобиля состоит из нескольких важных узлов, генератор один из них. Для обеспечения нормальной работы автомобиля, желательно знать все неисправности генератора и способы их устранения. Это позволит максимально точно и быстро восстанавливать нормальное энергоснабжение машины. Не забывайте, что его работа положительно сказывается на состоянии аккумулятора.

www.lituri.ru

Возможные неисправности генератора и способы их устранения

Возможные неисправности генератора и способы их устранения

Причина неисправности

Способ устранения

При работе двигателя на средних оборотах указатель напряжения показывает ниже 12 В

Неисправен регулятор напряжения

Заменить регулятор напряжения

Слабо натянут ремень привода

Натянуть ремень

Обрыв проводов от выводов <+> или <Ш>

Произвести ремонт проводов

Отсутствует или ненадежный контакт между щетками и контактными кольцами

Очистить щеткодержатель от грязи, проверить усилие щеточных пружин, зачистить или проточить контактные кольца

Обрыв цепи возбуждения

Устранить обрыв цепи, особенно тщательно проверить места пайки выводов катушки возбуждения к контактным кольцам и исправность выводов катушки

Межвитковое замыкание или обрыв в цепи одной из фаз статорной обмотки генератора

Разобрать генератор, проверить статорную обмотку на отсутствие обрыва и замыкания. Статор с неисправной обмоткой заменить

Выход из строя одного из диодов выпрямительного блока

Проверить диоды с помощью приборов или контрольной лампы. Блок с неисправными диодами заменить

Быстрый износ щеток и контактных колец

Увеличение биения контактных колец

Проточить и отшлифовать контактаые кольца

Попадание масла на контактные кольца

Протереть контактные кольца и щетки салфеткой, смоченной в бензине

Повышнное или пониженное давление щеточных пружин

Проверить давление щеточных пружин

Повышенный шум генератора

Недостаточное количество смазки в подшипниках

Заменить подшипники

Задевание ротора за полюса стартера

Заменить крышку генератора

Износ подшипников

Заменить подшипники

Заедание подшипников

Заменить подшипники

Выработка посадочного места под подшипник

Заменить крышку генератора

Ослабла затяжка стяжных винтов крышек генератора

Произвести затяжку стяжных винтов моментом 0,5 кгс·м

Поломка кронштейна и лап крепления генератора. Частое ослабление крепления генератора

Неправильный монтаж генератора на кронштейнах

Установить генератор (см. <Установка генератора на двигатель>)

Увеличенный дисбаланс шкива или ротора

Проверить динамическую балансировку шкива и ротора. Если дисбаланс превышает 10 гс·м, произвести балансировку деталей

Повышенный дисбаланс двигателя

Проверить динамическую балансировку двигателя

manual.countryauto.ru

Неисправности генератора и способы их устранения. Основные причины и их решения — Все о авто

Каждому водителю полезно знать неисправности генератора и способы их устранения. Ведь это довольно важный элемент электросистемы автомобиля. От его правильной работы во многом зависит адекватное функционирование автомобиля. Но, далеко не все способны определить, в чем причина неисправности этого узла. Однако, опытный автолюбитель просто обязан разбираться в проблемах, возникающих с генератором. На самом деле большая часть неисправностей легко ремонтируется в условиях обычного гаража. Для этого только следует поставить правильный диагноз. Проверка генератора также не должна вызывать проблем, для этого требуется минимум приборов.

Неисправности генератора и способы их устранения, по большей части обусловлены особенностями его строения. Механику, для успешного ремонта, следует знать, из каких элементов состоит этот узел.

Строение его довольно простое. Для начала нужно уточнить, что бывает 2 типа генераторов:

  • Переменного тока;
  • Постоянного тока.

Владельцев легковых автомобилей интересует только генератор переменного тока. Приборы, производящие постоянный ток, можно встретить только на некоторых грузовиках. Генератор переменного тока состоит из статора, имеющего неподвижную обмотку, именно в ней индуцируется ток. А так же из ротора, который создает магнитное поле. В конструкции присутствует вал с приводным шкивом.

Вырабатываемый переменный ток подвергается выпрямлению, которое происходит с помощью диодного моста, так в просторечье называют трехфазный двухполупериодный выпрямитель. Имеются щетки, обычно собранные в щеточный узел. Для нормализации напряжения используется реле-регулятор, с его помощью в системе поддерживается напряжение 13,5-14,5 В.

НеисправностиПроблемы с генератором могут возникать по самым разным причинам. Существуют определенные признаки, по которым можно определить источник неисправности. Зная эти признаки, и правильно проводя диагностику, можно легко найти поломку. Ниже мы рассмотрим самые распространенные проблемы. На большей части автомобилей они примерно одинаковы, могут отличаться только небольшими нюансами. При проявлении любых признаков проблемы следует в первую очередь проверять соединения. В некоторых случаях оказывается достаточным просто их зачистить.

Не горит лампа заряда, часть приборов не работает?Самой частой причиной такой неисправности является перегоревший предохранитель. В первую очередь, следует проверять именно его. Для определения какой из предохранителей относится к генератору, можно посмотреть схему на крышке монтажного блока.

Проблема с цепью питания. Проверьте провода, идущие к монтажному блоку и от него. Делается это помощью замера сопротивления. Также проверьте на работоспособность сам блок. Иногда проблема возникает из-за отказа контактной группы в замке зажигания. При необходимости замените контактную группу и прочие поврежденные детали.

Контрольная лампа не загорается, приборы работают?В первую очередь проверьте саму лампу, скорее всего она перегорела. Замените ее. Неисправность может быть вызвана проблемами с проводом, соединяющим лампу и генератор, проверьте его. В случае необходимости поменяйте. Также неплохо зачистить контакты на генераторе, часто причина именно в них. На моделях со щеточным узлом, выполненным отдельно от реле регулятора, возможно отсоединение проводов от щеточного узла.

Отдельно нужно обсудить неисправность реле-регулятора. Этот элемент крайне важен для работы всего генератора. При подозрении на его поломку, его нужно проверить. Для этого, его снимают и подключают к аккумулятору. Исправное реле должно выдавать нормальное (13,5-14,5 В) напряжение. Любое отклонение от этой нормы свидетельствует об отказе данного реле.

Контрольная лампа ярко горит, генератор не заряжается?На некоторых моделях машин она будет гореть в полнакала, это зависит от особенностей электрической схемы. Но, в любом случае, в первую очередь следует проверять ремень. При его проскальзывании генератор работает не в полную мощь. Попробуйте натянуть его. Если это не получается, то придется заменить ремень. Опытные водители всегда возят в машине запасной ремень.

Также это признак отказа реле регулятора. Обязательно проверьте работу регулятора напряжения. Как это сделать описано выше. Но, перед проверкой мультиметром, обязательно обратите внимание на состояние щеточного узла. Часто щетки оказываются изношенными, что приводит к отсутствию зарядки. В большей части случаев одна из щеток оказывается заметно меньше другой. Если они одинаковы, то имеет смысл замерить их длину. У большей части генераторов щетки не должны быть короче 15 миллиметров.

Низкий заряд также может быть вызван проблемами с диодным мостом. Для проверки придется снять выпрямитель с генератора. Исправные диоды пропускают ток в одном направлении. Вам понадобится тестер, его ставят в режим 1 кОм. Далее проверяем все диоды по одному. Сначала щупы прикладываются к диодам по концам, потом меняются местами. Исправный диод будет показывать в одном направлении 400-600 Ом, в другом этот показатель будет стремиться к бесконечности.

Если он не пропускает ток в обоих направлениях или наоборот, то искомая неисправность найдена. Следует заменить диодный мост полностью, или отремонтировать его. Для ремонта достаточно поменять поврежденные диоды.

Проблема с конденсатором также может быть причиной неисправности. Вообще их пробивает сравнительно часто, поэтому желательно иметь в гараже один конденсатор в запасе. Связана такая склонность к поломкам с чувствительностью к влажности.

Статья по теме «Как проверить диодный мост генератора мультиметром».

Замыкание статора. Тут все сложнее, придется менять поврежденную деталь. Это довольно сложно, многие водители предпочитают приобрести новый стартер. Такая неисправность встречается довольно редко.

Перезаряд аккумулятора. Происходит это по причине замыкания в реле регуляторе. Диагностируется по приборам, а также нагреву батареи. Нужно заменить этот узел. Если этого не сделать, аккумулятор придет в негодность. ШумЕсли при работе генератора раздается свист или стуки, то причина в подшипниках. Чаще всего из строя выходит передний подшипник. Непосредственно на заряд аккумулятора эта проблема не влияет, но в итоге, генератор может заклинить, что сделает дальнейший путь невозможным. Поэтому, при малейших признаках проблемы, обязательно замените неисправный подшипник. Для этого придется разобрать генератор.

В некоторых случаях вой может означать замыкание статора. В таком случае, к неприятному звуку добавится отсутствие зарядки. Для устранения, генератор разбирают, и удаляют причину замыкания. Треск может свидетельствовать о замыкании в выпрямительном блоке. Эта неисправность лечится с помощью замены поврежденной детали.

Заключение. Энергосистема автомобиля состоит из нескольких важных узлов, генератор один из них. Для обеспечения нормальной работы автомобиля, желательно знать все неисправности генератора и способы их устранения. Это позволит максимально точно и быстро восстанавливать нормальное энергоснабжение машины. Не забывайте, что его работа положительно сказывается на состоянии аккумулятора.

www.devover.ru

. 2705, 33021 ""

 
2705, 33021 ""
 
AudiBMWCheryChevroletCitroenDaewooFordHondaHyundaiInfinitiIsuzuJeepKIALexusMazdaMercedes-BenzMitsubishiNissanOpelPeugeotRenaultSaabSkodaSubaruSuzukiToyotaVolkswagenVolvo

12

<+> <>

, ,

,

, .

.

,

0,5

.

(. < >)

. 10 ,

www.autoprospect.ru