Подшипник на колесе


Ступица — Словарь автомеханика

Ступица колеса — деталь, предназначена для установки колеса автомобиля на ось, именуемой цапфой. Подшипники ступицы, в таком соединении, являются ключевым элементом не только ступицы, но и всей ходовой части в целом, так как именно они отвечают за управляемость автомобилем и во многом обеспечивают безопасность водителя.

Предназначение ступицы – соединение между собой вала и колесного диска для передачи крутящего момента. С одной стороны ступица авто насаживается на вал, а с другой – она имеет специальное посадочное место для сопряжения с колесным диском. Через ступицу передается вращательное движение с оси коленвала на колесо. Также к ней крепится тормозной диск, поэтому она участвует и в торможении. Вращается колесо благодаря подшипникам ступицы.

Виды ступиц и подшипников

Наибольший груз среди всех автомобильных подшипников испытывает именно подшипник ступицы, который фактически удерживает всю массу автомобиля. Наивысшие значения нагрузки возникают в процессе движения, особенно при ускорении и торможении машины. При этом подшипник практически одновременно испытывает воздействие осевой и радиальной силы, что предъявляет очень высокие требования к его качеству.

Подшипники ступицы

В современных автомобилях подшипник ступицы – это всегда подшипник качения, который состоит из двух колец (наружное и внутреннее) и распределяющего сепаратора, призванного удерживать на траектории и распределять по подшипнику тела качения, которыми выступают шарики, ролики или другие детали. По видам переносимой нагрузки ступичные подшипники бывают:

  1. радиальными;
  2. упорными;
  3. радиально-упорными;
  4. упорно-радиальными.

В современном автомобиле ступица, схема которой не является идентичной для всех моделей, может быть выполнена в различных конфигурациях. Так, в заднеприводных моделях преимущественно применяются стандартные однорядные роликовые подшипники, которых есть по два на каждой ступице. Все большее распространение приобретает схема с шариковыми радиально-упорными подшипниками, являющимися неотъемлемым элементом ступицы.

Устройство ступицы

В новых моделях с электронным управлением системами ступица колеса совмещена с системой ABS, а также датчиками скорости оборотов колес. Такие ступицы изготавливаются полностью закрытыми, они не являются разборными и ремонтопригодными, а их срок эксплуатации равен продолжительности использования автомобиля.

Причины и признаки поломки ступицы

Вывести из строя ступицу можно даже при неправильной замене колеса или в процессе ремонта ходовой. Пример поломки – срыв резьбы при чрезмерном усилии закручивания болтов. Эта проблема определяется сразу, поэтому потенциальной угрозой безопасности движения, как правило, стать не может.

Замену ступичного подшипника рекомендуется производить при помощи специального пресса, поскольку выпрессовка и запрессовка выколоткой и молотком может привести к деформации посадочных мест.

Поломка подшипника ступицы определяется по изменению звука работы подвески. Даже новички чаще всего слышат неладное при возникновении подобных неисправностей. При повороте руля в процессе движения, со стороны поворота будет слышен непривычный гул, если со ступичным подшипником что-то случилось. Также о проблемах с подшипником или ступицей будет свидетельствовать повышенный люфт колеса.

Увеличение износа ступичного подшипника даст о себе знать помимо шумов появлением вибраций через кузов. Если ничего не предпринять, со временем удары настолько усилятся, что локализировать их источник на слух и ощупь уже не получится. Естественно, это крайне пагубно повлияет не только на ходовую часть, но и на весь автомобиль в целом.

Повреждение сальника подшипника приводит к утечке смазки и быстрому выходу из строя, как подшипника, так и ступицы в целом.

В основном ступицы и их подшипники выходят из строя из-за износа. Также причиной может стать сильный удар в процессе движения, например при попадании в яму на скорости. Что касается ремонта, то его тип зависит от модели автомобиля и вида установленных на нем ступиц. Часто подшипники можно поменять отдельно, но нередко они меняются только вместе со ступицей.

etlib.ru

Правильная замена колёсных подшипников в мотоциклах

Пару слов о колёсных подшипниках в принципе.

1. Колёсные подшипники у мотоцилов необслуживаемые! Смазка в них специальная, стеночки несъёмные. Любые манипуляции с самими подшипниками бессмысленны.2. У большинства мотоциклов с обычной вилкой и маятником всего 5 подшипников в колёсах. Два спереди и три сзади. Сзади два для колеса и один для ступицы к которой крепится звезда.3. Пыльники. Спереди два одинаковых пыльника (если показания спидометра снимаются с колеса, то разные). Сзади два разных - один из колёсных подшипников закрыт ступицей.4. Менять подшипники в колесе надо оба. Исключение: подшипник под звезду. Но раз уж всё равно разбирать, то проще менять все сразу.5. Оригинальных подшипников не бывает в принципе. Заказывая оригинал на японский мотоцикл вам приедет KOYO, NSK, NTN и т.п. в пакетике с вашим брендом. Отсюда два варианта: либо не морочиться и заказывать оригинал, либо купить тоже самое или лучше, только намного дешевле и без шильдика. Но тут надо быть внимательным при выборе, так например если у вас подшипники 6004, то существует миллион вариаций на эти размеры, отличаются буквенными символами (по производителям тоже). Правильный выбор заслуживает отдельной статьи.6. Пыльники. Здесь наоборот. Даже если и можно подобрать по размерам, всё равно лучше взять оригинал.7. Колёсные подшипники - это серьёзно. Разрушение или клин подшипника на ходу - очень неприятная ситуация. По мануалу, к примеру хонда на свои мотоциклы предписывает проверять колёса, шины и подшипник вилки раз в 12 тысяч км. с заменой по факту износа. Это означает то, что как минимум раз в 12т км пробега вы должны вывесить колеса, повращать их на предмет легкости и посторонних звуков, а также попробовать покантовать вверх-вниз, если есть хоть малейший люфт, то подшипник требует немедленной замены. Несмотря на мануал, просто будьте внимательны к своей технике, например также можете проверять подшипники при шиномонтаже, на снятом колесе пальцем (вращение, люфт).

История из жизни: когда у меня умер один из передних подшипников, я это услышал закатывая мотоцикл в гараж.

Итак, переходим к делу, для замены нам понадобятся:- Набор новых подшипников и пыльников.- Набор инструментов для снятия колеса.- Отвёртка большая длинная плоская с ручкой рассчитаной под удар.- Молоток.- Набор для запрессовки подшипников или гаечные головки точно в размер внешней обоймы подшипника.

- Смазка литол или любая похожая водостойкая, пойдёт хоть пушечное сало.

- Необязательно, но упростит жизнь съёмник внутренних подшипников.

Переднее колесо.1. Снимаем колесо. Чтобы не повредить тормозные диски и само колесо, все манипуляции лучше проводить, положив колесо на старую покрышку.2. Запоминаем расположение наружных втулок (левая/правая) даже если они одинаковые (рис.1)

3. Отвёрткой выдёргиваем пыльники. очевидно любой пыльник после вынимания приходит в негодность.4. Кладём колесо. Берём длинную отвёртку. Ей смещаем внутреннюю втулку чуть в бок и бьём по внутренней обойме нижнего подшипника, то с одной то с другой стороны. Стараемся делать это так, чтобы подшипник не перекашивало. После нескольких ударов, если есть, то можно уже будет воспользоваться съёмником. Если нет, то так и вышибаем его до конца. На этом этапе есть один момент: если раньше подшипники были установлены неправильно и внутреннюю втулку зажало, то её надо будет сбить вбок, лучше всего для этого подойдёт стальной прут в половину толщины оси. Встляете его до уровня внутренней втулки и бьёте молотком наизлом с точкой опоры о внутреннюю обойму подшипника. При этом может повредится внутренняя поверхность втулки, но это не страшно - она служит только для того, чтобы не перетянуть подшипники при затяжке главной гайки колеса.5. итак, перед нами колесо без пыльников подшипников и втулок. Отвёрточкой, тряпочкой и керосинчиком оттираем всю грязь, ржавчину и т.п там где они находились.6. Берём смазку. Смазываем ей посадочное место подшипника.7. Берём подшипник, берём запрессовщик нужного размера или обычную головку под размер внешней обоймы (заранее только проверьте, чтобы они хоть на микрон, но были меньше посадочного места). И потихоньку без фанатизма заколачиваете подшипник до упора.внимание! бить по внутренней обойме подшипника нельзя! его устройство никак не расчитано на боковые нагрузки тем более ударные. Поэтому любой выбитый подшипник идёт на помойку.8. Переворачиваем колесо, ставим на место внутреннюю втулку.9. Второй подшипник загоняем аналогичным образом, при этом следим, чтобы внутрення втулка не оказалось зажата! упоры в колёсном диске не соответсвуют этим размерам!10. В оригинальных пыльниках обычно уже есть смазка. Если нет, то так же можно воспользоваться любой водостойкой смазкой. Пыльники загоняются до упора таким же образом как и подшипники.11. подшипники-пыльники на месте, всё собираем проверяем и катаемся.

Заднее колесо.С колёсными подшипниками всё тоже самое, разница только в подшипнике под звезду. Обычно он запрессовывается не только сам, но и дополнительная втулка в него. Выбить её можно также подходящей по размеру головкой из набора. А забить и при это не повредить новый подшипник можно используя в качестве подложки старый, а бить по втулке через деревяшку. рис. 2

Tags: замена подшипников, мотоцикл, обслуживание, ремонт

narcissvs.livejournal.com

Подшипник ступицы | разновидности, обслуживание и срок эксплуатации подшипников ступиц

Подшипники ступицы - их не видно и, в основном, становится слышно, когда уже достаточно поздно. Как правило, профессиональные мастера в автосервисах, занимающихся ремонтом автомобилей, обращают внимания на подшипники ступиц лишь тогда, когда клиент приходит  к ним с жалобами на шумы в области колеса автомобиля.

Однако следует всегда помнить,  что в автомобилях подшипники ступицы подвержены экстремальным нагрузкам, на них влияют перепады температур, всевозможные другие влияния окружающей среды – соль на дорогах, удары, которые случаются вследствие неровностей на дорогах, различные динамические нагрузки – со стороны тормозов,  привода и рулевого управления.

Учитывая данные обстоятельства необходимо регулярно осматривать подшипники ступиц. Причем следует обязательно особое внимание обращать на то, что колесо должно вращаться с допустимым шумом, без люфтов и минимальным трением.

Обычно конструкция автомобилей предусматривает применение 2 типов подшипников: подшипников качения и подшипников скольжения. В целом в автомобиле количество различных подшипников достигает нескольких десятков. Во всех автомобильных узлах практически имеются подшипники, которые обеспечивают безупречную и надежную работу ходовой, колес, двигателя, коробки передач.

И все подшипники, которые имеются в автомобиле, практически испытывают серьезную нагрузку. Однако наибольшую нагрузку испытывает подшипник ступицы. На нем нагрузки возникают постоянно - при ускорении, торможении, движении, причем на подшипник ступицы влияют различные силы: радиальные, осевые, комбинированные.  Именно поэтому к подшипнику ступицы предъявляются достаточно строгие требования.

Подшипник качения

В автомобилях подшипник ступицы – это подшипник качения. Подшипник качения, как и все другие подшипники ступицы, состоят из наружного и внутреннего кольца, сепаратора, удерживающего и разделяющего тела качения, и, самих тел качения, которые имеют разные формы. На внешней поверхности внутреннего кольца, а также на внутренней поверхности наружного имеются пазы, дорожки, собственно по ним и происходит движение тел качения.

По форме этих тел различают шариковые подшипники качения и роликовые подшипники качения.

 

В свою очередь, ролики могут быть:

  1. цилиндрическими,
  2. игольчатыми,
  3. коническими или иной формы.

В зависимости от количества рядов расположения тел качения, подшипники бывают:

  1.  однорядными,
  2. двухрядными,
  3. многорядными.  

По типу той нагрузки, которую способны выдерживать подшипники, они разделяются на:

  1. радиальные подшипники,
  2. упорные подшипники,
  3. радиально-упорные подшипники
  4. упорно-радиальные подшипники.  

Передний подшипник ступицы  

В автомашинах с задним приводом подшипник передней ступицы представляет собой подшипник конический однорядный роликовый. В подшипниковом узле ступицы применяются два подшипника такого типа. Подшипники ступицы роликовые конические способны выдержать существенные нагрузки, причем и радиальные, и осевые. Главное при замене ступичного подшипника – соблюсти нужные осевые зазоры. Необходимый зазор выставляется посредством затяжки, также и фиксации регулировочной гайки. Чтобы обеспечить надежное работоспособное состояние ступичного узла, необходимо периодически регулировать люфт, помимо этого следует проводить смазку подшипников.

Конический роликовый подшипник двухрядный  

 На сегодня наиболее популярны и используются в качестве ступичного подшипника более сложные варианты ступичного узла - конические роликовые подшипники двухрядные или шариковые радиально-упорные подшипники. Подобная конструкция применяется как на автомобилях  с передним приводом, так и на машинах с ведущими задними колесами. Естественно, что подшипник ступицы двухрядный стоит значительно дороже однорядного.

Хоть по размерам однорядные и двухрядные подшипники одинаковые, вторые выдерживают в 1,5 – 2раза больше нагрузки. Еще одним преимуществом двухрядных подшипников является то, что  подобная конструкция закрыта, к тому же не требует обслуживания. При этом осевой зазор, который необходимо в первом случае регулировать, точностью обеспечивается при производстве 2-хрядного подшипника ступицы, смазка также закладывается в такой узел на заводе, она рассчитана на весь срок эксплуатации ступичного узла. Чтобы избежать вытекания смазки, подшипник закрывается уплотнителями. В замене подшипника передней ступицы двухрядного типа возникает необходимость лишь тогда, когда смазка начинает вытекать из-под них.

Варианты подшипников ступицы  

Существует и такой вариант ступичного узла, если подшипник составляет неотъемлемой  частью узла общей конструкции, при этом внешнее кольцо подшипника выступает и в роли внутренней стенки ступицы. Этот  вариант организации существенно упрощает, а также ускоряет монтаж или замену подшипника передней ступицы. Такие конструкции являются закрытыми и применяются на ведомых колесах (задних либо передних). При выходе из строя такие конструкции требуют полную замену, естественно, это наиболее дорого, чем замена двухрядных или однорядных подшипников.

Современные конструкции автомобилей таковы, что чаще производители изготавливают узлы ступиц колес, совмещенные с ABS и оснащенные датчиками, которые регистрируют скорость вращения колес. Такие узлы изготавливаются закрытыми, а срок их функционирования рассчитан так, что соответствует сроку эксплуатации самого автомобиля. Но как долго послужит задний либо передний подшипник ступицы, зависит от того, как эксплуатируется автомобиль, каково состояние других узлов. В основном подшипник может долго выдерживать и не выйти из строя, если обеспечить своевременное обслуживание этого узла.

Обслуживание и срок эксплуатации подшипников ступицы  

Как уже говорили выше, на подшипник ступицы влияют значительные нагрузки. К ним относятся и нагрузки, которые вызваны ударами при движении вследствие неровностей дорожного покрытия. Также подшипники ступицы находятся под постоянным воздействием факторов окружающей среды. Самое главное из них - это перепады температуры. Этим и обусловлено особое отношение к таким требованиям, которые предъявляются к осуществлению смазки подшипников. Благодаря смазке не только снижается трение, она позволяет защищать от загрязнений, соответственно и от коррозии. Сегодня в основном используются консистентные смазочные материалы. Чтобы обеспечить успешное сопротивление нагрузкам, подшипники ступицы изготавливаются только из материалов высокого качества.

Именно поэтому ступичные подшипники должны обязательно проверяться при каждой диагностике, не имеет значение, предусмотрено это производителем для данного интервала обслуживания, или нет. Причем такая диагностика займет немного времени. При этом проверяется люфт, помимо этого при пробном вращении колес прислушиваются, нет ли  посторонние металлические шумы. К примеру, если речь идет о диагональных шариковых подшипниках, то они не должны иметь люфта. А если установлены роликовые конические подшипники ступицы, то незначительный люфт даже необходим.

Очень важно своевременно уделять внимания на общее состояние ступичного узла. Когда подшипник передней ступицы однорядный, тогда необходимо периодически проверять осевой зазор, не надо забывать и о замене смазки. Если же установлены подшипники закрытого типа, то необходимо проверить целостность уплотнителей, чтобы установить, не вытекает ли смазка. Правильно, когда ступицы подвергаются осмотру после каждых 20 000 – 30 000 километров пробега, при котором механиками проверяется уровень шума и вибраций, которые возникают при эксплуатации автомобиля. При правильной установке, а также соблюдении должного ухода, средний пробег узла может составить, приблизительно, 100 000 километров.

Срок эксплуатации подшипников ступицы зависит и от их правильного монтажа. Ступичные подшипники достаточно чувствительны и при любых обстоятельствах требуют применение правильных методов монтажа при помощи соответствующих инструментов. Перед тем, как заменить подшипник ступицы самостоятельно, следует ознакомиться с инструкциями производителя, нужно быть предельно аккуратным, чтобы не повредить детали подшипника. Некоторые типы подшипников требуют установку  под сильным давлением, следовательно, необходимо использование специального оборудования для демонтажа старого и монтажа нового.

myfta.ru

Как перебрать подшипники если колесо захрустело

Знаете, как обнаружить почти 90% неисправностей велосипеда? Поднять заднее колесо и крутнуть педали. А потом переднее и крутнуть его рукой. Если вы услышали мелодичный хруст при вращении колеса — значит пора его перебирать.

Для профилактики «ступичные» подшипники на велосипеде можно перебирать раз в год. Туда попадает вода, пыль, грязь, насыпные подшипники ржавеют. Если вы имеете привычку (или имеете возможность) мыть велик Кёрхером (мойкой высокого давления) — то большинству подшипников прийдет быстрый конец так же.

И если вовремя их не перебрать — то начинают ржаветь поверхности качения. Шарики превращаются в квадратики, колесо вращается все хуже и хуже. Если конусные подшипники недотянуты — то они тоже разобьются. Проверить можно просто — беремся за обод колеса, и качаем его поперек (влево-вправо по ходу движения). Если в оси есть люфт  — вы почувствуете такие щелчки под пальцами. В результате можно попасть на замену втулки с переборкой колеса. Вам это надо?

Начинаем разборку колес

Для начала, конечно же, снимем их с велосипеда. Снимаем с колес эксцентрики, с заднего колеса снимаем кассету. Как это сделать я подробно написал здесь.

Откручиваем заднюю кассету при помощи двух специальных съемников.

Готовим инструменты. Чтобы раскрутить конусные гайки нам понадобятся два ключа. В моем случае — это были два ключа на 15. Иногда нужен один ключ на 13, и один на 15. Иногда два по 13. Смотрите на свои оси внимательно

Обычный гаечный ключ на 15 не лезет в гайку передней и задней оси. Здесь очень узкий зазор и нужен специальный «тонкий» ключ.Фирменный ключ Pedros 13 на 15 для снятия конусных гаек колес. В свое время я его приобрел за какие-то бешенные деньги. Работает просто замечательно, своих денег стОит.Доработанный ключ на 15, доработан на наждаке, цена вопроса 50 рублей и 20 минут работы.

Если у вас вдруг не найдется второго (или даже первого) узкого ключа, и вы захотите повторить мой опыт — то:1. Обязательно наденьте защитные очки. В глаза пыль и мелкие осколки от наждачного круга летит только в путь.2. Поставьте рядом ведерко с водой, и почаще макайте туда ключ. Если он почернеет в процессе заужения — то можете его выкидывать.

Сравниваем фирменный ключ Pedros и доработанный ключ на 15 из хозмага.Видим, что ключ на 15, доработанный наждачным кругом, легко садится на гайку

Внимательно откручиваем конусные гайки

С двух сторон сажаем ключи на гайки и откручиваем их. Если вы делаете это совсем в первый раз, или первые разы — то подложите под колесо большую тряпку. Когда вы снимете конус с оси и вытащите его — из открывшегося отверстия могут посыпаться мелкие шарики.

Сразу посчитайте, сколько шариков находится внутри. Это поможет в дальнейших поисках Для складывания этой мелочи заранее приготовьте коробку, или магниты. Вытаскивать шарики из втулки проще всего теми же магнитами. Я использую магнитный лоток для такой мелочевки — очень удобно.

Примерно вот это должно вытащиться из втулок:

Ось, желтые шарики (2х9), гайки, шайбы и пыльники от задней втулкиОсь, шайбы, пыльники, шарики (2х12) и гайки передней втулки. Тут же лежит магнит, которым очень просто можно вытащить шарики из втулки. А так же отыскать упавший при переборке шарик.

«Не ешь желтый снег» — правило альпинистов

Сразу при разборке делаем дефектовку. Шарики складываем группами левой-правой стороны. Конусы тоже. Крайне желательно насыпать шарики с той же стороны, откуда вы их сняли. И закрутить теми же конусами. Потому что они уже друг под дружку притерлись.

Если вы увидели с какой-то из сторон (а может со всех сторон) желтые шарики — то не обнадеживайте себя тем, что они золотые, бронзовые, или, хотя бы, кадмированные Это говорит лишь об одном. С этой стороны под пыльник попала вода и они заржавели.  А если они заржавели, то, скорее всего, они зацепили и покоцали конуса. Как у меня:

Коррозия разъела конусную гайку на подшипнике задней втулки, поэтому он и хрустит

Новые конуса продаются, стоят недорого. При возможности — лучше заменить. Иначе накроются шарики, а потом и втулка.

Удаляем старую смазку

Берем тряпку (в тяжелых случаях — спирт или бензин) и вычищаем все то, что было во втулках.

Передняя втулка, очищенная от старой смазкиВычищенная поверхность задней втулки со стороны фрихабаВычищенная поверхность подшипника задней втулки

Закладываем новую смазку

Я рекомендую не поскупиться (все-таки это ваше время и ваши деньги уходят на покупку запчастей), и купить хорошую качественную смазку для подшипников. Можно НЕвелосипедную, она значительно дешевле, а по качеству не хуже однозначно.

Профессиональная смазка для подшипников синяя. Продается в любом автомаге — подходите к продавцу и говорите «дайте мне качественную смазку для подшипников». Подсказка — в автомагазине можно покупать самую дорогую из ассортимента. В массе своей они возят полное говно, так как большинство людей [не все](автолюбителей) привыкли покупать самое дешевое говно (чтобы только работало, недолго). И те и другие об этом знают. Но 1-2 нормальные смазки у них всегда есть для ассортимента — то есть для нас. Поэтому берем самую дорогую. Стоит рублей 300, хватит на всю жизнь :)Втулка заднего колеса с набитой в нее смазкой. Забивать можно либо пальцем (удобнее), либо каким-нибудь длинным болтом или гвоздем (чище руки).Прилепляем шарики к синей смазке. Желательно с той же стороны, с которой снимали.Прилепляем шарики к синей смазке на передней втулке. Их тут 12 штук — у себя считайте заранее перед снятием.

Подсказка по пыльникам

У вас их 4 штуки. Один из них вставляется внутрь фрихаба (фотка ниже). Остальные — снимите перед установкой, ниже объясню — зачем.

Когда прилепите все шарики — намажьте конуса той же смазкой от души. Излишки — выдавятся, а воде будет попасть сложнее к подшипникам. И после этого аааккурааатно вставляйте ось во втулку. Если вы заденете какой-нибудь шарик — он с вероятностью 99% отлепится от смазки и упадет в неизвестном направлении. У меня так один раз шарик отлепился и упал. Я просто-таки задолбался его искать на полу в радиусе 5 метров от места сборки. Когда от бешенства я уже был готов разбить колесо об стенку, и схватил его — упавший шарик вывалился изнутри втулки колеса на пол и издевательски запрыгал

Задняя ось, установленная со стороны фрихаба с пыльником внутри и набитой под завязку смазкой.Задняя ось со снятым пыльникам с противоположной стороны от фрихаба

Магия затяжки конусных подшипников

Вообще есть еще промподшипники (классические) — они просто вставляются во втулки и протягивать их не нужно. У меня на MTB-шнике так. Правда это стОит дороже, но и дольше ходит, да и геммороя меньше с обслуживанием. Выпрессовал — запрессовал новый и поехал дальше.

На шоссере (да и на большинстве других велов) как раз насыпные подшипники. И вот здесь-то нужно затянуть конуса ровно столько, сколько нужно. Ни меньше, ни больше. Потому что, если перетянете — то шарики будут зажаты, быстро выработаются и колесо будет туго крутиться. Если недотянете — будет люфт — тоже разобьют все поверхности.

Задача — поймать момент, когда исчез люфт. Это 1-2-3 градуса поворота гаечного ключа. Делается это так: затягиваем конус пальцами, чтобы он уперся в шарики. Беремся за ось — и начинаем ее пальцами же шатать поперек оси (т.е. если поставите колесо как обычно, то шатать ось нужно вперед-назад по направлению к ободам). Люфт чувствуется пальцами сразу. Если люфтит — пальцами же чуть подтягиваем конус. Как только люфт исчез — мы нашли нужный момент затяжки.

После этого накидываем на конусную гайку —  шайбу и контрагайку. И затягиваем эту контрагайку, удерживая конусную гайку (ту фигню, которая прилегает к шарикам и навинчивается на ось) вторым ключом.  [Понятно объяснил? :)] Чаще всего тут и именно тут наступает абзац. Конусная гайка проворачивается под усилием ключа — и либо перетягивается, либо ослабляется — и ось начинает люфтить.

Регулировка задних конусных подшипников

Тут можно потратить часы в ловле нужного момента и кучу нервов. Если не использовать маленькую хитрость. Тогда это займет минут 15 на все.

Для задней втулки — сначала всегда затягиваем конусную и контрагайку со стороны фрихаба — жестко и до упора. Они загоняются внутрь фрихаба (вместе с пыльником) — и конусную гайку ключом достать уже невозможно — только контровую.

Регулировку задней втулки производим с другой стороны (там может стоять диск, если дисковые тормоза, если ободные — там пусто). Так вот — с другой стороны подтягиваем конус до шариков как я выше писал, накидываем шайбу и контру и затягиваем их друг относительно друга, почти до максимума (именно почти). Цель этого — возможность их провернуть с большИм усилием ключом. Если сразу затянете намертво — то попросту не провернете.

Скорее всего у вас все либо перетянется (крутите пальцами ось — а она так наощупь — крык-крык-крык), либо залюфтит. И вот тут мы начинаем регулировку на затянутых конусах и контрагайках (вы же не до конца затянули вторую пару, как я написал в предыдущем абзаце?). Итак:

Если ось люфтит вперед-назад, берем два ключа, надеваем их НА КОНТРАГАЙКИ, которые снаружи (с краев), и чуть-чуть затягиваем всю эту систему. Буквально на 1 градус. Проверяем. Люфтит — тянем еще на 1 градус. И так — пока люфт не исчезнет. Затем затягиваем до конца пару конус-контргайка (которую не дотянули до конца), контрольно проверяем люфт — и все, конец.

Если же вы изначально перетянули конуса в момент подтяжки пары — то нужно ослабить зажим. Для этого со стороны фрихаба мы опять надеваем ключ на контрагайку (до конуса там достать невозможно) — именно поэтому там сразу тянем намертво. А с другой стороны ключ накидываем на конус, и ОТКРУЧИВАЕМ (ослабляем) на 1 градус буквально. Проверяем — не появился ли люфт. (Фишка в том, что если вы будете ослаблять за контрагайку с этой стороны — то она у вас открутится). Если люфт не появился — еще на 1 градус. Как только появится люфт — затягиваем все обратно на 1 градус ЗА КОНТРАГАЙКИ. Убираем люфт, протягиваем до конца  пару конус-контрагайка, что недотянули и все. Ура!

На переднем колесе делается точно так же, только ослабляем систему хватаясь за два конуса, они доступны с обеих сторон (вы же не забыли предварительно снять пыльники?)

Одеваем пыльники

Пыльники предварительно набиваем той же смазкой, что и подшипники (у вас их должно остаться три неодетых, фрихабный нужно запихивать сразу же, одновременно с установкой задней оси). Затем тряпкой чистим их снаружи, чистим руку, которой будем надевать этот пыльник, чтобы не проскальзывала. И очень аккуратно натягиваем пыльник через контргайку и шайбу до колеса. Именно рукой. Если вы порвете этот пыльник какой-нибудь отверткой — искать аналогичный будете месяца 3, если вообще найдете. Поэтому немножко сноровки, немножко нервов, немножко мата и он обязательно сядет.

Затем выдавите пальцами излишки смазки, усадите его в пазы, снимите вылезшую смазку и — у вас получится как на фотографии ниже. Все хорошо!

Собранная ось переднего колеса с установленным пыльником. В пыльник забита синяя смазка «под завязку». Излишки выдавлены.

Если вы дочитали до этого места, и даже сделали все сами — я вас искренне поздравляю. По сути — это одна из сложных операций на велике, которую вы только что научились делать

А как раньше вы делали переборку колес? 

Алекс «На Байке» Сидоров

Блюдо дня: Пятилетний боксер-ниндзя — берегись, детвора

Поделиться ссылкой:

Главная » DIY-сам » Как перебрать подшипники если колесо захрустело

alexonbike.ru

Неисправности автомобильных подшипников ступицы колеса и способы их диагностики

Подшипники шариковые однорядные используются во многих отраслях современной промышленности, не исключением является и автомобилестроение. Основным признаком износа подшипниковых устройств в транспортных средствах является появление нехарактерного для работы авто шума. Из этого материала вы сможете узнать, по каким причинам эти детали изнашиваются и как произвести их диагностику на примере устройства ступицы колеса.

Почему подшипники выходят из строя?

Место установки подшипников в машине

Как правило, ресурс эксплуатации у этих деталей достаточно высокий. Но несмотря на то, что они долгое время могут функционировать в сложных условиях, по факту они изнашивают при пробеге 100 тысяч км.

По каким причинам подшипники ступиц колес выходят из строя:

  • естественный износ;
  • длительная эксплуатация авто по бездорожью;
  • некачественное уплотнение;
  • плохая смазка деталей;
  • ошибки, допущенные при установке (автор видео — канал ВАЗ 2101-2107 РЕМОНТ И ОБСЛУЖИВАНИЕ).

Диагностика своими силами

Как мы уже сказали, вышедший из строя подшипниковый элемент приведет к появлению нового шума, нехарактерного для нормальной работы авто.

Есть несколько способов диагностики работоспособности деталей:

  1. Когда автомобиль поворачивает влево, основная нагрузка приходится на правое колесо, и наоборот. Вам нужно поездить на своем авто, поворачивая резко в разные стороны. В том случае, если при повороте на скорости 15 км/ч влево вы слышите, как шум пропадает, это свидетельствует о том, что изношенный подшипник установлен на ступице левого колеса.
  2. Чтобы произвести более точную проверку, вам нужно будет загнать машину на подъемник или приподнять переднюю либо заднюю часть авто домкратом, в соответствии с тем, какой установлен привод. Если привод передний, то поднимается передок транспортного средства. После этого заведите мотор и увеличьте скорость, переключившись на четвертую передачу. Когда спидометр покажет 80 км/ч, нужно выжать сцепление и включить нейтраль — затем выйдите из салона авто и попробуйте определить источник гула на слух. Если же колесо, на которое у вас есть подозрения, не является ведущим, то его можно просто раскрутить руками.Когда колесо остановится, попробуйте раскачать его руками вверх и вниз, а затем вправо и влево. В том случае, если вы заметили, что есть пусть даже небольшой зазор, это свидетельствует об износе подшипникового устройства. Помните — если подшипник работоспособный, то любой люфт исключается.

Фотогалерея «Замена детали в автомобиле ВАЗ»

1. Выкручивание шпилек 2. Демонтаж подшипника

После того, как вы определите вышедшую из строя деталь, ее нужно будет заменить — либо своими руками, либо на СТО. Выполняя ремонтные работы, нужно помнить, что основным требованием является соблюдение чистоты. Также постарайтесь не использовать острые инструменты, поскольку при неосторожном обращении можно повредить уплотнительную часть детали.

Видео «Инструкция по замене своими руками»

Наглядная инструкция по замене представлена на видео ниже (автор ролика — Дмитрий).

 Загрузка ...

avtozam.com

Ступичный подшипник автомобиля — Устройство и работа

Обладатели автомобилей не раз сталкивались с ситуацией, когда ходовая их транспортного средства требовала замены ступичного подшипника. Хорошо, если автолюбитель «сыграл на опережение», гораздо хуже, когда завывающий подшипник становится в конечном итоге причиной тяжелого ДТП со всеми вытекающими последствиями. Сегодняшнюю статью мы посвятим ступичным подшипникам – их назначению, разновидностям, а также причинам, по которым они со временем выходят из строя.

Для чего нужны ступичные подшипники?

Основное назначение ступичных подшипников – обеспечение равномерного вращения колес машины. Как не трудно догадаться из названия, они являются связующим звеном между осью транспортного средства и ступицей, к которой посредством шпилек с гайками закрепляется тормозной диск и непосредственно колесо.

По своему устройству ступичные подшипники являются классическими подшипниками качения. Они состоят из двух металлических колец, между которыми запрессованы конические элементы, отделенные от корпуса специальным изолятором, изготавливаемым из резины повышенной плотности.

Какие бывают ступичные подшипники?

В современном автомобилестроение существует значительное различие между ступичными подшипниками, применяемыми в иномарках, и подшипниками, предназначенными для российских моделей. Иностранные детали имеют значительно более сложную конструкцию, обеспечивающую высочайший уровень надежности. Зарубежные концерны в основном прибегают к применению ступичных подшипников «HUB» 2-го и 3-го поколений. У таких подшипников имеется фланцы для закрепления к тормозным дискам, либо к корпусу колесной ступицы. Зачастую подшипник прикрепляется к обеим названным частям одновременно. Помимо этого подшипники «HUB-2» и «HUB-3» наделены специальным электронным датчиком. Подобное устройство значительно упрощает установку и центровку подшипников, позволяя определять с высокой точностью степень их износа.

С отечественными авто все заметно хуже. Переднеприводные модели марки ВАЗ до сих пор получают морально устаревшие двухрядные закрытые подшипники «HUB-1». На «Нивах» инженеры применяют однорядный конический тип ступичных подшипников. Примерно та же самая история и с другими моделями, включая грузовой коммерческий транспорт. Указанные подшипники достаточно сложно устанавливаются, предъявляют жесточайшие требования к точности момента затяжки и нуждаются в постоянном наличии большого количества смазки. К сожалению, кроме подшипников «HUB» 1го поколения и подшипников нулевого класса, российские производители ничего не выпускают.

Каков ресурс ступичного подшипника, и что влияет на его износ?

Ступичные подшипники не имеют строго регламентированного рабочего ресурса. Исходя из практики эксплуатации, при правильной установке они способны «отходить» более 100 тысяч километров пробега. Согласитесь, ресурс весьма внушительный. Среднестатистическому водителю не требуется производить замену этой детали на протяжении нескольких лет.

Увы, существует множество факторов, негативно влияющих на подшипник. Именно они значительно сокращают продолжительность его бесперебойной работы.

  • Плохое состояние дорог. Это основная причина выхода из строя большинства ступичных подшипников. Дело в том, что находясь в колесе, они принимают на себя всю силу ударных нагрузок, неминуемо возникающих во время поездки. Какое то время силовое воздействие выдерживается, но после достижения определенного уровня «усталости» подшипник начинает разрушаться.
  • Агрессивные среды эксплуатации. Летом данное воздействие выражается в виде попадающей внутрь ступицы дорожной пыли и влаги, зимой ситуация еще больше усложняется из-за химических реагентов, обильно высыпаемых коммунальщиками на дороги.
  • Перегрев. Вращение колес всегда связано с функционированием в режиме повышенных температур. Постоянное чередование нагрева с охлаждением, особенно зимним, влияет на ресурс подшипников, существенно сокращая его.

Как определить неисправность ступичного подшипника?

Главным свидетельством ухудшения работы ступичного подшипника является появляющийся гул, громкость которого возрастает с увеличением скорости движения. Сначала он возникает непостоянно, периодически пропадая. По мере разрушения подшипника, гул становится очень громким, напоминающим звук работы самолетных турбин. Если подшипник издает подобные звуки, его состояние критическое, а водитель рискует в любой момент столкнуться с заклиниванием колеса.

Подведем итоги

В конце статьи порекомендуем автолюбителям относиться к состоянию ступичных подшипников очень внимательно. Малейший посторонний шум должен стать сигналом для водителя, что деталь нужно заменить. Запомните, откладывая ремонт, вы подвергаете себя опасности провокации ДТП. Оно неминуемо возникает при заклинивании колеса, подшипник которого окончательно разрушился.

servicing-auto.ru

Как проверить износ подшипника ступицы колеса. Проверка ступичного подшипника

Примешивание во время движения машины к привычному шуму покрышек неприятного низкочастотного гула — сигнал о необходимости проверки подшипника ступицы колеса.

Чем опасна неисправность подшипника ступицы колеса

В случае, если появившееся гудение игнорировать и не предпринимать никаких действий, оно усилится настолько, что на шум, помимо водителя, станут обращать внимание уже и пассажиры.

Помимо дискомфорта, возникающего из-за повышенной шумности, износ подшипника ступицы колеса опасен тем, что в один (далеко не прекрасный) день уже ставший привычным гул сменится громким треском и хрустом.

Разрушенный подшипник заклинит ступицу колеса, что приведет к выходу из строя шаровой опоры рычага подвески и деформации полуоси.

О том, к чему приведет такая поломка при движении с высокой скоростью, лучше не говорить.

Причины выхода подшипника из строя

Подшипники качения отличаются высокой степенью надежности при работе даже в самых тяжелых условиях, однако, несмотря на заявленный производителями довольно солидный ресурс ступичного подшипника, основная их масса выходит из строя уже после пробега в 100 000 км.

Причин тому несколько: плачевное состояние наших дорог, влекущее за собой повышенную нагрузку на всю подвеску и на ступичный подшипник в частности, естественный износ деталей подшипника вследствие нормального процесса усталости, неудовлетворительное смазывание и неэффективное уплотнение, неправильная установка и связанный с нею чрезмерный натяг в посадке.

Как проверить ступичный подшипник

Как уже было сказано, неисправный подшипник выдает себя избыточным шумом во время движения автомобиля. Более точно определить состояние подшипников ступиц колес можно, выполняя повороты влево-вправо.

Во время поворота налево происходит крен кузова машины в правую сторону. Большая часть нагрузки приходится на правое колесо, левое при этом, наоборот, разгружается. Если на скорости 10-15 км/ч при сравнительно резком повороте руля влево посторонний звук исчезает, значит его источником является левое колесо, вернее — подшипник его ступицы. Если шум исчезает при повороте руля вправо, неисправный подшипник — в правом колесе.

Для более точной диагностики поднимите автомобиль подъемником или подвесьте его при помощи домкрата. Далее запустите двигатель, «разгоните» автомобиль на 4 передаче до скорости 70-80 км/ч, выжав сцепление, выключите передачу и, выйдя из машины, на слух определите колесо — источник шума. Если колесо не является ведущим, его можно раскрутить руками.

После того, как колеса остановятся, возьмитесь одной рукой в верхней, а другой рукой – в нижней части колеса и попробуйте его раскачать в вертикальной плоскости. Наличие даже незначительного люфта колеса прямо укажет на изношенность подшипника. Точно также проверьте наличие люфта колеса в горизонтальной плоскости, взявшись руками за его левый и правый края и пытаясь его раскачать.

Иногда люфт колеса может быть вызван неисправностью деталей подвески или износом системы рулевого управления. Попросите помощника сильно нажать на педаль тормоза, а сами в это время попробуйте раскачать колесо в вертикальной плоскости. Если и при нажатой педали тормоза люфт остался – его причину следует искать в подвеске. Если же люфт исчез, его причиной однозначно является износ ступичного подшипника.

Запомните — у колеса с исправным подшипником никакого люфта быть не должно.

Поставив диагноз, осталось отогнать автомобиль в автосервис или на СТО, доверив замену ступичного подшипника специалистам. При наличии навыков и специального инструмента эту работу можно выполнить и самостоятельно.

Главное при выполнении работ – соблюдать чистоту, правильно выставить зазор при установке конического подшипника, избегать использования острых инструментов, способных повредить его уплотнение, при запрессовке подшипника в отверстие усилие через оправку передавать к его наружному кольцу, а при установке на ось воздействовать оправкой на внутреннее кольцо.

Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!

Понравилась статья? Поделитесь ею в соцсетях и поставьте оценку
Загрузка...

Это может быть вам полезным

goodmaster.com.ua