Установка поршня на шатун


Как устанавливать поршня на шатуны

Проверка узла шатун-поршень:

  • после того как шатун и поршень будут сняты, их необходимо первым делом очистить от нагара, который образовался в ходе эксплуатации;
  • если смазочные каналы поршня и шатуна содержат какие-либо отложения, их необходимо немедленно удалить;
  • далее, выполняется бдительный осмотр каждой снятой детали;
  • поршень, его кольца, палец, шатун и его крышка не должны содержать на себе каких-либо трещин;
  • деталь даже с небольшой трещиной подлежит незамедлительной замене;
  • если в ходе износа юбка перестала соответствовать контрольному размеру, в этом случае, выполняется замена поршня.

Примечание. При отклонении в поршни хотя бы одного значения от контрольного значения, он подлежит немедленной замене. Например, если был увеличен зазор между канавкой поршня и компрессионным кольцом.

Пошаговый алгоритм установки узлов шатун-поршень MAN M2000:

  • вначале, необходимо выполнить установку в нижнюю головку шатуна его полувкладышей, затем произвести смазку моторным маслом шейки шатуна и опорной поверхности;
  • далее, поршневые кольца нужно сжать с помощью хомута;
  • следующим шагом, производится поворот поршня таковым образом, чтобы выемка, располагающаяся на камере сгорания, содержащая полость для наконечника форсунки, оказалась противоположно относительно распределительного вала;
  • в верхнюю мертвую точку выполняется установка шейки цилиндра № 1, для этого, в соответствующий цилиндр вводится узел шатун-поршень;
  • после чего, нужно нажать на головку поршня цилиндра выполняя поворот коленчатого вала до тех пор, пока в верхней мертвой точке не окажется поршень;
  • далее, выполняется установка крышки шатуна исходя из отметки, которая была на неё нанесена перед её снятием;
  • затем, заданным моментом выполняется затяжение болтов;
  • описанную выше манипуляцию необходимо повторить для каждого узла поршень-шатун;
  • после чего, производится проверка каждого из поршней относительно плоскости стыка;
  • последним этапом, является установка головки цилиндра, нижнего картера и других элементов, затем заливается охлаждающая жидкость и масло.

Заключительный итог

Выполнить замену своими руками узла поршень-шатун MAN M2000 совершенно реально, более того, здесь нет практический какой-либо технической сложности. Главное, следовать строго представленной выше пошаговой инструкции как устанавливать поршня на шатуны.

Работу под силу выполнить одному человеку. Установка узла шатун-поршень  своими руками позволит сэкономить существенное количество финансовых средств на услугах службы технического обслуживания, которые также диагностируют и ряд других, не существующих неисправностей.

469

trucksbpls.com

Сборка и установка шатунно-поршневой группы - Рекомендации по эксплуатации - Каталог статей

Вам потребуются: торцовые головки «на 14» (шестигранная и двенадцатигранная), оправка для запрессовки поршневого пальца, оправка для сжатия поршневых колец, молоток.

1. Вставьте шатун в поршень, чтобы надпись а и метка б на шатуне были обращены в сторону передней части поршня.

Примечание На передней части днища поршня выполнена метка в виде лунки.

2. Смажьте поршневой палец моторным маслом и запрессуйте его в шатун на винтовом прессе или с помощью молотка и подходящей оправки, вставленной во внутреннее отверстие пальца. Поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки пальца, что позволит ему занять правильное положение. Аналогично соберите остальные поршни с шатунами.

ПримечаниеПалец вставляют в верхнюю головку шатуна с натягом, поэтому для облегчения сборки и сохранения его посадки рекомендуется нагреть шатуны, поместив их верхними головками на 15 мин в нагретую до 240C электропечь, или воспользоваться для этой цели строительным феном. Температуру нагрева шатуна можно проконтролировать с помощью термохромного карандаша. Для правильного соединения пальца с шатуном запрессуйте палец как можно быстрее, так как после его остывания положение пальца изменить нельзя.

3. Установите поршневые кольца. Это рекомендуется делать специальным съемником. Если его нет, установите кольца на поршень, аккуратно разведя замки колец.4. Порядок установки колец: первым устанавливают маслосъемное кольцо (замки дисков кольца должны находиться с противоположной стороны от замка разжимной пружины), затем устанавливают нижнее компрессионное кольцо, последним - верхнее.Рис. 5.12. Расположение замков поршневых колец перед установкой поршня в цилиндр:1 - расширителя маслосъемного и верхнего компрессионного колец; 2 - верхнего кольца маслосъемного кольца; 3 - нижнего компрессионного кольца; 4 - нижнего кольца маслосъемного кольца

5. Сориентируйте кольца, как показано на рис. 5.12. Установите кольца на остальные поршни.

ПримечаниеЗамки верхнего и нижнего колец составного маслосъемного кольца должны быть расположены на расстоянии 25-30 мм соответственно влево и вправо от замка расширителя.

6. Установите вкладыш в шатун, совместив установочный усик вкладыша с выемкой на шатуне.7. Смажьте моторным маслом зеркало цилиндра, поршень, поршневые кольца и шатунный вкладыш.

8. Установите на поршень приспособление для сжатия колец и, вворачивая винт, сожмите кольца.9. Проверните коленчатый вал так, чтобы его шатунная шейка, на которую монтируют шатунно-поршневую группу, установилась в ВМТ. Установите поршень в цилиндр в соответствии с маркировкой номера цилиндра на шатуне, нажмите (например, ручкой молотка) на поршень и сдвиньте его из оправки в цилиндр до момента установки нижней головки шатуна на шатунную шейку коленчатого вала. Аналогично установите поршни в остальные цилиндры.

Примечание При установке поршней в цилиндры метка (лунка) на поршне должна быть обращена к передней части двигателя.

ПредупрежденияПри установке поршня плотно прижимайте приспособление для сжатия поршневых колец к блоку цилиндров, иначе будут сломаны поршневые кольца.Устанавливайте поршень в цилиндр осторожно, чтобы нижней головкой шатуна не повредить шатунную шейку коленчатого вала.

10. Установите шатунные вкладыши в крышки шатунов, совместив установочный усик вкладыша с выемкой на крышке.11. Смажьте моторным маслом шатунные вкладыши в крышках шатунов и шатунные шейки коленчатого вала.12. Установите крышку шатуна, соединив шатун с шейкой коленчатого вала.

Предупреждение Крышку шатуна устанавливайте таким образом, чтобы установочные усики вкладышей в крышке и шатуне были расположены с одной стороны (для наглядности показано на снятом шатуне).

13. Навинтите гайки шатунных болтов, не затягивая их окончательно.14. Затяните гайки шатунных болтов до отказа, не затягивая окончательно; затем отверните их на один оборот и затяните моментом 50-53 Н-м (5,0-5,3 кгс-м). Аналогично установите крышки остальных шатунов.15. Проверьте легкость перемещения шатунов вдоль шатунных шеек. При заедании отверните гайки шатунных болтов и повторно затяните их номинальным моментом.16. Проверьте плоским щупом боковые зазоры между шатунами и щеками кривошипов коленчатого вала, они должны быть 0,06-0,20 мм. Увеличенные зазоры указывают на чрезмерный износ щек кривошипов коленчатого вала. В этом случае замените коленчатый вал.17. Установите масляный картер и вверните болты его крепления (см. «Замена уплотнения масляного картера»). Далее собирайте двигатель в порядке, обратном разборке. Установка головки блока описана в подразделе «Замена прокладки головки блока цилиндров», ремня привода распределительного вала - в подразделе «Замена и регулировка натяжения ремня привода газораспределительного механизма».

Полезный совет После сборки двигателя рекомендуется провести его обкатку на стенде. Поскольку вне специальных ремонтных организаций это сделать невозможно, после установки двигателя на автомобиль обкатайте его по упрощенному циклу следующим образом. 1. Убедитесь в правильности регулировки привода дроссельной заслонки, залейте масло и охлаждающую жидкость, проверьте герметичность всех соединений. 2. Пустите двигатель и дайте ему поработать без нагрузки по следующему циклу:  
Частота вращения коленчатого вала, мин 1 Время работы, мин
820-900 2
1000 3
1500 4
2000 5
Не доводите работу двигателя до максимальных режимов. 3. Во время работы проверьте герметичность двигателя и его систем, давление масла, обратите внимание на наличие посторонних шумов. 4. Если обнаружены посторонние шумы или другие неисправности, остановите двигатель и устраните их причину. 5. Начав эксплуатацию автомобиля, соблюдайте режимы, предусмотренные для периода обкатки нового автомобиля.

avto-tucson.in.ua

4.7.2. Проверка, сборка и установка шатунно–поршневой группы

1. Все детали следует хорошо проверить. Если на деталях видны следы борозд, выемок или износа, их необходимо заменить. Следует произвести следующую проверку поршней: 2. Измерьте зазоры поршневых колец в канавках по высоте, устанавливая кольца по очереди в соответствующие канавки. Зазор между поверхностью кольца и поверхностью канавки поршня определяется с помощью плоского щупа. Если зазор кольца превышает 0.12 мм, значит изношены кольца или поршни. Номинальная величина составляет 0.02–0.07 мм.
3. Вставьте по порядку все поршневые кольца с нижней стороны блока цилиндров в цилиндры. С помощью перевернутого поршня кольца следует вдавить примерно на 15 мм вниз. При этом оба края кольца следует сдвинуть, чтобы измерить зазор в замке кольца. 4. Номинальные значения указаны в Спецификациях. Граница износа также различна для различных поршневых колец. 5. При слишком малом зазоре (например, если кольцо новое), края кольца следует сточить, для этого нужно зажать напильник в тиски. При слишком большом зазоре в замке кольца соответствующее кольцо следует заменить. 6. Поршневые пальцы и втулки шатунов следует проверить на износ и наличие стертых мест. Если хотя бы один шатун непригоден, следует заменить весь комплект.
7. Гайки шатунных подшипников должны быть заменены. 8. Шатуны следует проверить на изгиб и скручивание в специальном приспособлении. 9. Проверьте болты шатунов на наличие повреждений и при необходимости замените. В данном случае применяются растяжные болты, и их следует заменить такими же. Сборка шатунно–поршневой группы 10. Если снималось масляное сопло для охлаждения поршня, его следует завернуть вместе с предохранительным клапаном (27 Н м). Сопла расположены в нижней части цилиндров. 11. Если заменяются поршни, следует проверить, чтобы все поршни были одного типа.
12. Нагрейте поршни до температуры 60°С (положите в горячую воду). Следует позаботиться о наличии подходящего инструмента, который можно приставить к внутренней стороне поршневого пальца. 13. Вдавите пальцы от руки в нагретые поршни и в шатуны. 14. При сборке поршней и шатунов следует выполнить следующее требование:

– Стрелка на днище поршня (или нарисованная или выбитая на новом поршне) должна быть обращена к передней стороне двигателя. – Литые выступы на шатуне и крышке подшипника должны быть обращены к шкиву. – Обозначения номеров цилиндров на шатунах и крышках подшипников должны совпадать.

15. Проверьте, чтобы после сборки поршень мог свободно качаться на шатуне, если перемещать его в направлении стрелки. 16. С помощью плоскогубцев для поршневых колец установите кольца в канавки по очереди. Оба компрессионных кольца можно перепутать, а поэтому необходимо проверить их сечение перед установкой. Кроме того, оба компрессионных кольца помечены с одной стороны словом “Тор” или “Oben” и это обозначение после установки кольца должно читаться сверху. 17. Установите маслосъемное кольцо, состоящее из трех частей, распределив равномерно замки. Установка шатунно–поршневой группы 18. Хорошо смажьте цилиндры. 19. Разложите все шатуны согласно номерам цилиндров. Литые выступы на шатунах и крышках подшипников должны быть обращены к шкиву коленчатого вала. 20. Стрелки на днище поршней должны указывать на переднюю сторону двигателя. 21. Расположите замки поршневых колец на одинаковом расстоянии по окружности поршня, т.е. через 120°. 22. Расположите стяжную ленту для поршневых колец, как изображено на иллюстрации и вдавите поршневые кольца в канавки. Проверьте, чтобы они были хорошо вдавлены. 23. Наденьте короткие отрезки резиновых или пластмассовых трубок на шпильки шатуна, чтобы не поцарапать цилиндры. 24. Проверните коленчатый вал, чтобы две шейки вала находились в положении НМТ. 25. Вдвиньте шатун в цилиндр сверху. Двигатель для этого нужно положить набок, чтобы можно было подвести шатуны к шейкам подшипников и не поцарапать при этом цилиндры или шатунные шейки. Вкладыш шатунного подшипника уже должен при этом находиться в шатуне, выступом в выемке. 26. Вдвиньте поршень, пока кольца одно за другим не вдвинутся в цилиндр, а основание шатуна сядет на шейку коленчатого вала. При этом не поцарапайте шейку подшипника. 27. Уложите вкладыш второго подшипника в крышку, хорошо смажьте вкладыш, оденьте крышку на шпильки шатуна и слегка забейте. Отрезки резиновых трубок нужно предварительно снимите. Обязательно следует обратить внимание на то, чтобы литые выступы на шатуне и крышке шатунного подшипника совпадали, иначе в последний момент можно сделать ошибку. 28. Смажьте поверхности прилегания гаек на крышках шатунных подшипников маслом. 29. Затяните гайки крышек шатунных подшипников попеременно моментом 30 Нм и из этого положения дотяните еще на 90°, т.е. на четверть оборота. 30. После затягивания шатунных подшипников следует еще раз осмотреть каждый подшипник. Из опыта известно, что дефекты шатунных подшипников иногда проявляются после окончания ремонта, когда крышка подшипника и шатун не стянуты безупречно. Цифрой 1 на иллюстрации обозначены оба вышеупомянутых литых выступа, а цифрой 2 – обозначения крышки шатунного подшипника и шатуна, в данном случае для второго цилиндра. Указанные метки должны располагаться на всех шатунах друг напротив друга. Такую проверку следует обязательно произвести перед закрыванием картера двигателя. 31. После установки шатунов коленчатый вал нужно несколько раз провернуть, чтобы определить, нет ли заеданий. Если есть, нужно еще раз проверить, находятся ли поршни в правильном положении, т.е. стрелки на днищах должны быть направлены вперед (в сторону шкива). 32. С помощью измерительного щупа проверьте боковой зазор шатуна к щеке коленчатого вала. При этом следует надавить шатунный подшипник вправо, чтобы измерить зазор измерительным щупом. Это осевой зазор подшипника шатуна, и он не должен превышать 0.37 мм. Установите поддон картера. Момент затяжки болтов крепления для них различный. 33. С передней стороны двигателя ослабьте болты шкива коленчатого вала (демпфера крутильных колебаний), удерживая маховик. 34. На автомобилях с автоматической трансмиссией отверните приводной диск описанным выше способом. 35. Снимите головку цилиндров вместе с впускным трубопроводом и выпускным коллектором. Некоторые детали снимаются уже при снятии двигателя (в зависимости от его типа). 36. Отверните шкив от насоса охлаждающей жидкости и нижнюю крышку зубчатого ремня. 37. Пометьте направление вращения зубчатого ремня краской с внешней стороны. 38. После ослабления гайки натяжения ремня снимите зубчатый ремень с шестерен привода и натяжителя. Распределительный вал (валы) после этого нельзя проворачивать. 39. Отверните поддон картера. 40. Снимите масляный насос. 41. Если необходимо, снимите только коленчатый вал, поршни и шатуны можно оставить в блоке цилиндров. В противном случае нужно снимите поршни и шатуны. Если поршни и шатуны остаются в блоке, следует пометить по порядку крышки шатунных подшипников, снимите их и храните вместе с вкладышами подшипников. Не забывать, что поврежденные растяжные болты следует обязательно заменить. 42. Установите стрелочный измеритель (индикатор) на штативе к передней стороне блока цилиндров или закрепите его с помощью магнитного крепления на блоке цилиндров, приставив измерительный щуп к коленчатому валу. С помощью отвертки надавите коленчатый вал в одну сторону, установите стрелочный измеритель на ноль и надавите вал в другую сторону. Стрелочный измеритель покажет осевой зазор коленчатого вала и эту величину следует записать. Если она превышает 0.25 мм, это должно быть учтено при сборке. Вкладыши средних подшипников снабжены регулировочными полукольцами, определяющими осевой зазор. 43. Если нет в наличии стрелочного измерителя, зазор можно измерить на среднем подшипнике между фланцем подшипника и поверхностью коленчатого вала при помощи измерительного щупа лезвийного типа. Для проверки измерительным щупом (толщиной не более 0.25 мм), вал необходимо отжать в одну сторону. 44. Отверните болты крепления уплотнительного фланца на передней стороне двигателя и снимите фланец с прокладкой. 45. Снимите промежуточную пластину двигателя, отверните болты фланца сальника и снимите фланец с сальником. Промежуточная пластина направляется с помощью направляющих втулок. 46. Ослабьте постепенно крест–накрест болты крышек подшипников коленчатого вала и снимите их по порядку. Проверьте, чтобы номера крышек были хорошо видны. Крышка №1 расположена со стороны шкива. 47. Снимите вкладыши подшипников и коренных шеек и храните их вместе с соответствующими крышками подшипников. Следует иметь ввиду, что одни вкладыши снабжены смазочными канавками, а другие – нет. 48. Осторожно извлечь коленчатый вал из картера двигателя. 49. Выньте оставшиеся вкладыши из картера двигателя и храните их вместе с другими вкладышами и крышками подшипников. Эти вкладыши снабжены смазочными каналами и при сборке должны быть снова установлены в картер двигателя. 50. Снимите нижние полукольца на среднем подшипнике. Их следует пометить на боковой стороне.

carmanz.com

3.1.2.19. Установка шатунно-поршневой группы

1. Cнимите с шатуна первого цилиндра крышку подшипника (ориентируясь по меткам, нанесенным при разборке). Снимите старые вкладыши шатунного подшипника и протрите посадочные поверхности вкладышей в стержне шатуна и в крышке чистой тканью не оставляющей ворса. Эти поверхности должны быть всегда абсолютно чистыми. 2. Протрите тыльную поверхность верхнего шатунного вкладыша и уложите его по месту в шатун. Убедитесь, что выступ на вкладыше зашел в выборку в шатуне и смазочные отверстия совпали. 3. При установке вкладыша недопустимо пользоваться молотком, надо соблюдать крайнюю осторожность, чтобы не повредить рабочую поверхность вкладыша. На данном этапе смазка вкладыша не требуется. 4. Протрите тыльную поверхность нижнего вкладыша и вложите его в крышку шатуна. Снова убедитесь, что выступ на вкладыше совпадает с выборкой на крышке шатуна, вкладыш не смазывайте. Очень важно, чтобы сопрягаемые поверхности вкладыша и шатуна в процессе сборки были абсолютно чистыми, без следов масла. 5. Расставьте стыки поршневых колец в соответствии с рис. Расстановка стыков поршневых колец для двигателей 1,3 л, рис. Расстановка стыков поршневых колец для двигателей 1,6 и 1,8 л. 6. Наденьте на болты крышек шатунов отрезки резиновых шлангов, что предохранит поверхность цилиндра от повреждения. 7. Смажьте поршни и кольца чистым маслом для двигателя, оденьте на поршень оправку для обжатия колец. Длина выступающего из приспособления участка юбки поршня должна быть примерно 6,0 мм, чтобы обеспечить правильный вход поршня в цилиндр. Кольца должны быть заподлицо с поверхностью поршня. 8. Проверните коленчатый вал до нижней мертвой точки в первом цилиндре, смажьте стенки цилиндра маслом для двигателя. 9. Поверните поршень с шатуном так, чтобы метки (1) на шатуне и (2) на днище поршня были обращены в сторону передней части двигателя, осторожно введите поршень с шатуном в первый цилиндр до упора приспособления для обжатия колец в блок цилиндров. 10. Слегка постучите по верхнему краю оправки, чтобы обеспечить равномерный контакт с плоскостью блока цилиндров по всей окружности. 11. Осторожно постучите деревянной рукояткой молотка по днищу поршня, направляя шатун на соответствующую шейку коленчатого вала. Поршневые кольца могут выскочить из оправки непосредственно перед вхождением в цилиндр, поэтому, оправка всегда должна прижиматься к блоку цилиндров. 12. Выполняйте эту операцию осторожно, немедленно прекратите вталкивание поршня при ощущении какого-либо сопротивления при входе в цилиндр. Определите причину заедания поршня и устраните ее, после чего продолжите установку поршня в цилиндр. Предупреждение

Не допускается прилагать усилие при установке поршня в цилиндр, независимо от причины вызвавшей сопротивление вхождению поршня. В противном случае можно поломать кольца или поршень.

13. После установки поршня в цилиндр надо измерить зазор между шатунным подшипниками и шейкой вала, и только после этого окончательно установить крышку шатуна. Проверка зазоров в шатунных подшипниках 14. Приготовьте отрезок калибровочной пластмассовой проволоки, длина которого немного меньше ширины шатунного подшипника, и положите его на шатунную шейку (указана стрелкой) первого цилиндра параллельно оси коленвала. 15. Очистите поверхность крышки шатуна, прилегающую к вкладышу, снимите шланги с болтов крепления крышек и установите крышку. Убедитесь, что метки взаимной ориентации на крышке и на шатуне находятся с одной стороны. Убедитесь, что передняя метка на крышке направлена в сторону зубчатого ремня. 16. Слегка смажьте внутренние поверхности гаек, заверните гайки и затяните их с заданным моментом. Затягивайте гайки торцовой головкой с подобранным наружным диаметром, что позволит избежать неправильного показания момента затяжки в случае задевания головки за крышку шатунного подшипника. 17. Если головка начнет задевать за крышку, то приподнимите головку так, чтобы обеспечить ее свободный поворот. Вращение коленвала при затяжке гаек не допускается. Предупреждение

На двигателях 1,6 и 1,8 л после затяжки гаек доверните их на 90˚.

18. Отверните гайки и осторожно снимите крышки, не повредив пластмассовый калибр. 19. Сравните толщину раздавленной калибровочной проволоки со значением нанесенным на на упаковке калибра и определите величину смазочного зазора (шкала проградуирована в милиметрах и в дюймах). Сравните полученное значение с нормативным. 20. Если зазор не соответствует установленному, то причиной может быть неправильный подбор шатунных подшипников (в этом случае подберите вкладыши подшипников). Перед тем как прийти к решению о необходимости замены вкладышей убедитесь, что при измерении зазора отсутствовали загрязнения или масло между подшипниками и поверхностями шатунов и шатунных крышек. Проверьте также диаметр шатунных шеек. Если ширина раздавленной калибровочной проволоки по концам сильно отличается, то коренная шейка коленвала имеет конусность (см. подраздел 3.1.2.13). Окончательная установка шатунов 21. Осторожно удалите остатки калибровочного материала с шатунных шеек коленвала и/ или с в поверхностей шатунных подшипников. Не допускайте повреждения поверхностей шатунных подшипников, соскабливайте указательным пальцем или краем пластика. 22. Убедитесь в полной чистоте рабочих поверхностей шатунных подшипников, нанесите на вкладыши подшипника тонкий однородный слой консистентной смазки с дисульфидом молибдена или масла для сборки двигателя. Для доступа к поверхности верхнего шатунного вкладыша придется втолкнуть поршень в цилиндр, предварительно одев на болты крышки отрезки шлангов. 23. Притяните шатун к шейке коленчатого вала, снимите шланги с болтов крышек, установите крышки и затяните гайки с моментом, указанным в подразделе 3.1.2.1. 24. Повторите описанную процедуру для поршней и шатунов остальных цилиндров. В процессе сборки следите за чистотой сопрягаемых поверхностей шатуна и наружных поверхностей шатунных вкладышей. Следите за тем, чтобы каждый поршень в сборе с шатуном соответствовал данному цилиндру. При установке поршня в цилиндр выемка или стрелка должны быть обращены в сторону передней части двигателя. Смажьте цилиндр свежим маслом. После измерения зазора смажьте рабочие поверхности шатунных подшипников. 25. После окончательной установки поршней с шатунами, проверьте свободу вращения коленвала, провернув его на несколько оборотов от руки. 26. На последнем этапе сборки надо проверить осевой люфт шатуна. Процедура проверки описана в подразделе 3.1.2.9. 27.Сравните величину осевого люфта со значением указанным вподразделе 3.1.2.1. Если осевой люфт соответствовал норме до разборки двигателя, а в процессе ремонта установлены прежний коленвал и шатуны, то после ремонта осевой люфт также должен быть в пределах нормы. Если установлены новые шатуны и коленвал, то люфт может не соответствовать норме. В этом случае шатуны надо снять и сдать в мастерскую автосервиса для шлифовки.

carmanz.com

Автомобили Hyundai - Hyundai Tucson - Двигатель - Ремонт двигателя

Вам потребуются: торцовые головки «на 14» (шестигранная и двенадцатигранная), оправка для запрессовки поршневого пальца, оправка для сжатия поршневых колец, молоток.1. Вставьте шатун в поршень, чтобы надпись а и метка б на шатуне были обращены в сторону передней части поршня.

Примечание На передней части днища поршня выполнена метка в виде лунки.

2. Смажьте поршневой палец моторным маслом и запрессуйте его в шатун на винтовом прессе или с помощью молотка и подходящей оправки, вставленной во внутреннее отверстие пальца. Поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки пальца, что позволит ему занять правильное положение. Аналогично соберите остальные поршни с шатунами.

ПримечаниеПалец вставляют в верхнюю головку шатуна с натягом, поэтому для облегчения сборки и сохранения его посадки рекомендуется нагреть шатуны, поместив их верхними головками на 15 мин в нагретую до 240C электропечь, или воспользоваться для этой цели строительным феном. Температуру нагрева шатуна можно проконтролировать с помощью термохромного карандаша. Для правильного соединения пальца с шатуном запрессуйте палец как можно быстрее, так как после его остывания положение пальца изменить нельзя.

3. Установите поршневые кольца. Это рекомендуется делать специальным съемником. Если его нет, установите кольца на поршень, аккуратно разведя замки колец.4. Порядок установки колец: первым устанавливают маслосъемное кольцо (замки дисков кольца должны находиться с противоположной стороны от замка разжимной пружины), затем устанавливают нижнее компрессионное кольцо, последним - верхнее.Рис. 5.12. Расположение замков поршневых колец перед установкой поршня в цилиндр:1 - расширителя маслосъемного и верхнего компрессионного колец; 2 - верхнего кольца маслосъемного кольца; 3 - нижнего компрессионного кольца; 4 - нижнего кольца маслосъемного кольца

5. Сориентируйте кольца, как показано на рис. 5.12. Установите кольца на остальные поршни.

ПримечаниеЗамки верхнего и нижнего колец составного маслосъемного кольца должны быть расположены на расстоянии 25-30 мм соответственно влево и вправо от замка расширителя.

6. Установите вкладыш в шатун, совместив установочный усик вкладыша с выемкой на шатуне.7. Смажьте моторным маслом зеркало цилиндра, поршень, поршневые кольца и шатунный вкладыш.8. Установите на поршень приспособление для сжатия колец и, вворачивая винт, сожмите кольца.9. Проверните коленчатый вал так, чтобы его шатунная шейка, на которую монтируют шатунно-поршневую группу, установилась в ВМТ. Установите поршень в цилиндр в соответствии с маркировкой номера цилиндра на шатуне, нажмите (например, ручкой молотка) на поршень и сдвиньте его из оправки в цилиндр до момента установки нижней головки шатуна на шатунную шейку коленчатого вала. Аналогично установите поршни в остальные цилиндры.

Примечание При установке поршней в цилиндры метка (лунка) на поршне должна быть обращена к передней части двигателя.

ПредупрежденияПри установке поршня плотно прижимайте приспособление для сжатия поршневых колец к блоку цилиндров, иначе будут сломаны поршневые кольца.Устанавливайте поршень в цилиндр осторожно, чтобы нижней головкой шатуна не повредить шатунную шейку коленчатого вала.

10. Установите шатунные вкладыши в крышки шатунов, совместив установочный усик вкладыша с выемкой на крышке.11. Смажьте моторным маслом шатунные вкладыши в крышках шатунов и шатунные шейки коленчатого вала.12. Установите крышку шатуна, соединив шатун с шейкой коленчатого вала.

Предупреждение Крышку шатуна устанавливайте таким образом, чтобы установочные усики вкладышей в крышке и шатуне были расположены с одной стороны (для наглядности показано на снятом шатуне).

13. Навинтите гайки шатунных болтов, не затягивая их окончательно.14. Затяните гайки шатунных болтов до отказа, не затягивая окончательно; затем отверните их на один оборот и затяните моментом 50-53 Н-м (5,0-5,3 кгс-м). Аналогично установите крышки остальных шатунов.15. Проверьте легкость перемещения шатунов вдоль шатунных шеек. При заедании отверните гайки шатунных болтов и повторно затяните их номинальным моментом.16. Проверьте плоским щупом боковые зазоры между шатунами и щеками кривошипов коленчатого вала, они должны быть 0,06-0,20 мм. Увеличенные зазоры указывают на чрезмерный износ щек кривошипов коленчатого вала. В этом случае замените коленчатый вал.17. Установите масляный картер и вверните болты его крепления (см. «Замена уплотнения масляного картера»). Далее собирайте двигатель в порядке, обратном разборке. Установка головки блока описана в подразделе «Замена прокладки головки блока цилиндров», ремня привода распределительного вала - в подразделе «Замена и регулировка натяжения ремня привода газораспределительного механизма».

Полезный совет После сборки двигателя рекомендуется провести его обкатку на стенде. Поскольку вне специальных ремонтных организаций это сделать невозможно, после установки двигателя на автомобиль обкатайте его по упрощенному циклу следующим образом. 1. Убедитесь в правильности регулировки привода дроссельной заслонки, залейте масло и охлаждающую жидкость, проверьте герметичность всех соединений. 2. Пустите двигатель и дайте ему поработать без нагрузки по следующему циклу:
Частота вращения коленчатого вала, мин 1 Время работы, мин
820-900 2
1000 3
1500 4
2000 5
Не доводите работу двигателя до максимальных режимов. 3. Во время работы проверьте герметичность двигателя и его систем, давление масла, обратите внимание на наличие посторонних шумов. 4. Если обнаружены посторонние шумы или другие неисправности, остановите двигатель и устраните их причину. 5. Начав эксплуатацию автомобиля, соблюдайте режимы, предусмотренные для периода обкатки нового автомобиля.

www.hyundai-sto.ru

Бензиновые двигатели.Установка шатунно-поршневой группы | AUTOFIZIK.RU / авторемонт

Расстановка стыков поршневых колец для двигателей 1,3 л

1. Верхнее компрессионное кольцо (номер 1) 2. Расширитель маслосъемного кольца 3. К передней части двигателя 4. Нижний диск маслосъемного кольца 5. Нижнее компрессионное кольцо 6. Верхний диск маслосъемного кольца

Расстановка стыков поршневых колец для двигателей 1,6 и 1,8 л

1. Компрессионное кольцо номер 12. Ориентационная метка поршня3. Нижний диск маслосъемного кольца 4. Компрессионное кольцо номер 25. Расширитель маслосъемного кольца6. Верхний диск маслосъемного кольца Перед установкой поршней в сборе с шатунами стенка цилиндра должна быть абсолютно чистой, с кромок цилиндров должна быть снята фаска, а коленчатый вал установлен в блок цилиндров. 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Cнимите с шатуна первого цилиндра крышку подшипника (ориентируясь по меткам, нанесенным при разборке). Снимите старые вкладыши шатунного подшипника и протрите посадочные поверхности вкладышей в стержне шатуна и в крышке чистой тканью не оставляющей ворса. Эти поверхности должны быть всегда абсолютно чистыми.

2. Протрите тыльную поверхность верхнего шатунного вкладыша и уложите его по месту в шатун. Убедитесь, что выступ на вкладыше зашел в выборку в шатуне и смазочные отверстия совпали.

3. При установке вкладыша недопустимо пользоваться молотком, надо соблюдать крайнюю осторожность, чтобы не повредить рабочую поверхность вкладыша. На данном этапе смазка вкладыша не требуется.4. Протрите тыльную поверхность нижнего вкладыша и вложите его в крышку шатуна. Снова убедитесь, что выступ на вкладыше совпадает с выборкой на крышке шатуна, вкладыш не смазывайте. Очень важно, чтобы сопрягаемые поверхности вкладыша и шатуна в процессе сборки были абсолютно чистыми, без следов масла.5. Расставьте стыки поршневых колец в соответствии с рис. Расстановка стыков поршневых колец для двигателей 1,3 л, рис. Расстановка стыков поршневых колец для двигателей 1,6 и 1,8 л.6. Наденьте на болты крышек шатунов отрезки резиновых шлангов, что предохранит поверхность цилиндра от повреждения.7. Смажьте поршни и кольца чистым маслом для двигателя, оденьте на поршень оправку для обжатия колец. Длина выступающего из приспособления участка юбки поршня должна быть примерно 6,0 мм, чтобы обеспечить правильный вход поршня в цилиндр. Кольца должны быть заподлицо с поверхностью поршня.8. Проверните коленчатый вал до нижней мертвой точки в первом цилиндре, смажьте стенки цилиндра маслом для двигателя.

9. Поверните поршень с шатуном так, чтобы метки (1) на шатуне и (2) на днище поршня были обращены в сторону передней части двигателя, осторожно введите поршень с шатуном в первый цилиндр до упора приспособления для обжатия колец в блок цилиндров.

10. Слегка постучите по верхнему краю оправки, чтобы обеспечить равномерный контакт с плоскостью блока цилиндров по всей окружности.

11. Осторожно постучите деревянной рукояткой молотка по днищу поршня, направляя шатун на соответствующую шейку коленчатого вала. Поршневые кольца могут выскочить из оправки непосредственно перед вхождением в цилиндр, поэтому, оправка всегда должна прижиматься к блоку цилиндров.

12. Выполняйте эту операцию осторожно, немедленно прекратите вталкивание поршня при ощущении какого-либо сопротивления при входе в цилиндр. Определите причину заедания поршня и устраните ее, после чего продолжите установку поршня в цилиндр.

Предупреждение Не допускается прилагать усилие при установке поршня в цилиндр, независимо от причины вызвавшей сопротивление вхождению поршня. В противном случае можно поломать кольца или поршень.

13. После установки поршня в цилиндр надо измерить зазор между шатунным подшипниками и шейкой вала, и только после этого окончательно установить крышку шатуна.Проверка зазоров в шатунных подшипниках

14. Приготовьте отрезок калибровочной пластмассовой проволоки, длина которого немного меньше ширины шатунного подшипника, и положите его на шатунную шейку (указана стрелкой) первого цилиндра параллельно оси коленвала.

15. Очистите поверхность крышки шатуна, прилегающую к вкладышу, снимите шланги с болтов крепления крышек и установите крышку. Убедитесь, что метки взаимной ориентации на крышке и на шатуне находятся с одной стороны. Убедитесь, что передняя метка на крышке направлена в сторону зубчатого ремня.

16. Слегка смажьте внутренние поверхности гаек, заверните гайки и затяните их с заданным моментом. Затягивайте гайки торцовой головкой с подобранным наружным диаметром, что позволит избежать неправильного показания момента затяжки в случае задевания головки за крышку шатунного подшипника.

17. Если головка начнет задевать за крышку, то приподнимите головку так, чтобы обеспечить ее свободный поворот. Вращение коленвала при затяжке гаек не допускается.

Предупреждение На двигателях 1,6 и 1,8 л после затяжки гаек доверните их на 90°.

18. Отверните гайки и осторожно снимите крышки, не повредив пластмассовый калибр.

19. Сравните толщину раздавленной калибровочной проволоки со значением нанесенным на на упаковке калибра и определите величину смазочного зазора (шкала проградуирована в милиметрах и в дюймах). Сравните полученное значение с нормативным.

20. Если зазор не соответствует установленному, то причиной может быть неправильный подбор шатунных подшипников (в этом случае подберите вкладыши подшипников). Перед тем как прийти к решению о необходимости замены вкладышей убедитесь, что при измерении зазора отсутствовали загрязнения или масло между подшипниками и поверхностями шатунов и шатунных крышек. Проверьте также диаметр шатунных шеек. Если ширина раздавленной калибровочной проволоки по концам сильно отличается, то коренная шейка коленвала имеет конусность.Окончательная установка шатунов21. Осторожно удалите остатки калибровочного материала с шатунных шеек коленвала и/ или с в поверхностей шатунных подшипников. Не допускайте повреждения поверхностей шатунных подшипников, соскабливайте указательным пальцем или краем пластика.22. Убедитесь в полной чистоте рабочих поверхностей шатунных подшипников, нанесите на вкладыши подшипника тонкий однородный слой консистентной смазки с дисульфидом молибдена или масла для сборки двигателя. Для доступа к поверхности верхнего шатунного вкладыша придется втолкнуть поршень в цилиндр, предварительно одев на болты крышки отрезки шлангов.23. Притяните шатун к шейке коленчатого вала, снимите шланги с болтов крышек, установите крышки и затяните гайки.24. Повторите описанную процедуру для поршней и шатунов остальных цилиндров. В процессе сборки следите за чистотой сопрягаемых поверхностей шатуна и наружных поверхностей шатунных вкладышей. Следите за тем, чтобы каждый поршень в сборе с шатуном соответствовал данному цилиндру. При установке поршня в цилиндр выемка или стрелка должны быть обращены в сторону передней части двигателя. Смажьте цилиндр свежим маслом. После измерения зазора смажьте рабочие поверхности шатунных подшипников.25. После окончательной установки поршней с шатунами, проверьте свободу вращения коленвала, провернув его на несколько оборотов от руки.26. На последнем этапе сборки надо проверить осевой люфт шатуна. Если осевой люфт соответствовал норме до разборки двигателя, а в процессе ремонта установлены прежний коленвал и шатуны, то после ремонта осевой люфт также должен быть в пределах нормы. Если установлены новые шатуны и коленвал, то люфт может не соответствовать норме. В этом случае шатуны надо снять и сдать в мастерскую автосервиса для шлифовки. 

www.autofizik.ru

Проверка, сборка и установка шатунно-поршневой группы.

1. Все детали следует хорошо проверить. Если на деталях видны следы борозд, выемок или износа, их необходимо заменить. Следует произвести следующую проверку поршней: 2. Измерьте зазоры поршневых колец в канавках по высоте, устанавливая кольца по очереди в соответствующие канавки. Зазор между поверхностью кольца и поверхностью канавки поршня определяется с помощью плоского щупа. Если зазор кольца превышает 0.12 мм, значит изношены кольца или поршни. Номинальная величина составляет 0.02–0.07 мм. 3. Вставьте по порядку все поршневые кольца с нижней стороны блока цилиндров в цилиндры. С помощью перевернутого поршня кольца следует вдавить примерно на 15 мм вниз. При этом оба края кольца следует сдвинуть, чтобы измерить зазор в замке кольца. 4. Номинальные значения указаны в Спецификациях. Граница износа также различна для различных поршневых колец. 5. При слишком малом зазоре (например, если кольцо новое), края кольца следует сточить, для этого нужно зажать напильник в тиски. При слишком большом зазоре в замке кольца соответствующее кольцо следует заменить. 6. Поршневые пальцы и втулки шатунов следует проверить на износ и наличие стертых мест. Если хотя бы один шатун непригоден, следует заменить весь комплект. 7. Гайки шатунных подшипников должны быть заменены. 8. Шатуны следует проверить на изгиб и скручивание в специальном приспособлении. 9. Проверьте болты шатунов на наличие повреждений и при необходимости замените. В данном случае применяются растяжные болты, и их следует заменить такими же. Сборка шатунно–поршневой группы 10. Если снималось масляное сопло для охлаждения поршня, его следует завернуть вместе с предохранительным клапаном (27 Н м). Сопла расположены в нижней части цилиндров. 11. Если заменяются поршни, следует проверить, чтобы все поршни были одного типа. 12. Нагрейте поршни до температуры 60°С (положите в горячую воду). Следует позаботиться о наличии подходящего инструмента, который можно приставить к внутренней стороне поршневого пальца. 13. Вдавите пальцы от руки в нагретые поршни и в шатуны. 14. При сборке поршней и шатунов следует выполнить следующее требование:

– Стрелка на днище поршня (или нарисованная или выбитая на новом поршне) должна быть обращена к передней стороне двигателя. – Литые выступы на шатуне и крышке подшипника должны быть обращены к шкиву. – Обозначения номеров цилиндров на шатунах и крышках подшипников должны совпадать.

15. Проверьте, чтобы после сборки поршень мог свободно качаться на шатуне, если перемещать его в направлении стрелки. 16. С помощью плоскогубцев для поршневых колец установите кольца в канавки по очереди. Оба компрессионных кольца можно перепутать, а поэтому необходимо проверить их сечение перед установкой. Кроме того, оба компрессионных кольца помечены с одной стороны словом “Тор” или “Oben” и это обозначение после установки кольца должно читаться сверху. 17. Установите маслосъемное кольцо, состоящее из трех частей, распределив равномерно замки. Установка шатунно–поршневой группы 18. Хорошо смажьте цилиндры. 19. Разложите все шатуны согласно номерам цилиндров. Литые выступы на шатунах и крышках подшипников должны быть обращены к шкиву коленчатого вала. 20. Стрелки на днище поршней должны указывать на переднюю сторону двигателя. 21. Расположите замки поршневых колец на одинаковом расстоянии по окружности поршня, т.е. через 120°. 22. Расположите стяжную ленту для поршневых колец, как изображено на иллюстрации и вдавите поршневые кольца в канавки. Проверьте, чтобы они были хорошо вдавлены. 23. Наденьте короткие отрезки резиновых или пластмассовых трубок на шпильки шатуна, чтобы не поцарапать цилиндры. 24. Проверните коленчатый вал, чтобы две шейки вала находились в положении НМТ. 25. Вдвиньте шатун в цилиндр сверху. Двигатель для этого нужно положить набок, чтобы можно было подвести шатуны к шейкам подшипников и не поцарапать при этом цилиндры или шатунные шейки. Вкладыш шатунного подшипника уже должен при этом находиться в шатуне, выступом в выемке. 26. Вдвиньте поршень, пока кольца одно за другим не вдвинутся в цилиндр, а основание шатуна сядет на шейку коленчатого вала. При этом не поцарапайте шейку подшипника. 27. Уложите вкладыш второго подшипника в крышку, хорошо смажьте вкладыш, оденьте крышку на шпильки шатуна и слегка забейте. Отрезки резиновых трубок нужно предварительно снимите. Обязательно следует обратить внимание на то, чтобы литые выступы на шатуне и крышке шатунного подшипника совпадали, иначе в последний момент можно сделать ошибку. 28. Смажьте поверхности прилегания гаек на крышках шатунных подшипников маслом. 29. Затяните гайки крышек шатунных подшипников попеременно моментом 30 Нм и из этого положения дотяните еще на 90°, т.е. на четверть оборота. 30. После затягивания шатунных подшипников следует еще раз осмотреть каждый подшипник. Из опыта известно, что дефекты шатунных подшипников иногда проявляются после окончания ремонта, когда крышка подшипника и шатун не стянуты безупречно. Цифрой 1 на иллюстрации обозначены оба вышеупомянутых литых выступа, а цифрой 2 – обозначения крышки шатунного подшипника и шатуна, в данном случае для второго цилиндра. Указанные метки должны располагаться на всех шатунах друг напротив друга. Такую проверку следует обязательно произвести перед закрыванием картера двигателя. 31. После установки шатунов коленчатый вал нужно несколько раз провернуть, чтобы определить, нет ли заеданий. Если есть, нужно еще раз проверить, находятся ли поршни в правильном положении, т.е. стрелки на днищах должны быть направлены вперед (в сторону шкива). 32. С помощью измерительного щупа проверьте боковой зазор шатуна к щеке коленчатого вала. При этом следует надавить шатунный подшипник вправо, чтобы измерить зазор измерительным щупом. Это осевой зазор подшипника шатуна, и он не должен превышать 0.37 мм. Установите поддон картера. Момент затяжки болтов крепления для них различный. 33. С передней стороны двигателя ослабьте болты шкива коленчатого вала (демпфера крутильных колебаний), удерживая маховик. 34. На автомобилях с автоматической трансмиссией отверните приводной диск описанным выше способом. 35. Снимите головку цилиндров вместе с впускным трубопроводом и выпускным коллектором. Некоторые детали снимаются уже при снятии двигателя (в зависимости от его типа). 36. Отверните шкив от насоса охлаждающей жидкости и нижнюю крышку зубчатого ремня. 37. Пометьте направление вращения зубчатого ремня краской с внешней стороны. 38. После ослабления гайки натяжения ремня снимите зубчатый ремень с шестерен привода и натяжителя. Распределительный вал (валы) после этого нельзя проворачивать. 39. Отверните поддон картера. 40. Снимите масляный насос. 41. Если необходимо, снимите только коленчатый вал, поршни и шатуны можно оставить в блоке цилиндров. В противном случае нужно снимите поршни и шатуны. Если поршни и шатуны остаются в блоке, следует пометить по порядку крышки шатунных подшипников, снимите их и храните вместе с вкладышами подшипников. Не забывать, что поврежденные растяжные болты следует обязательно заменить. 42. Установите стрелочный измеритель (индикатор) на штативе к передней стороне блока цилиндров или закрепите его с помощью магнитного крепления на блоке цилиндров, приставив измерительный щуп к коленчатому валу. С помощью отвертки надавите коленчатый вал в одну сторону, установите стрелочный измеритель на ноль и надавите вал в другую сторону. Стрелочный измеритель покажет осевой зазор коленчатого вала и эту величину следует записать. Если она превышает 0.25 мм, это должно быть учтено при сборке. Вкладыши средних подшипников снабжены регулировочными полукольцами, определяющими осевой зазор. 43. Если нет в наличии стрелочного измерителя, зазор можно измерить на среднем подшипнике между фланцем подшипника и поверхностью коленчатого вала при помощи измерительного щупа лезвийного типа. Для проверки измерительным щупом (толщиной не более 0.25 мм), вал необходимо отжать в одну сторону. 44. Отверните болты крепления уплотнительного фланца на передней стороне двигателя и снимите фланец с прокладкой. 45. Снимите промежуточную пластину двигателя, отверните болты фланца сальника и снимите фланец с сальником. Промежуточная пластина направляется с помощью направляющих втулок. 46. Ослабьте постепенно крест–накрест болты крышек подшипников коленчатого вала и снимите их по порядку. Проверьте, чтобы номера крышек были хорошо видны. Крышка №1 расположена со стороны шкива. 47. Снимите вкладыши подшипников и коренных шеек и храните их вместе с соответствующими крышками подшипников. Следует иметь ввиду, что одни вкладыши снабжены смазочными канавками, а другие – нет. 48. Осторожно извлечь коленчатый вал из картера двигателя. 49. Выньте оставшиеся вкладыши из картера двигателя и храните их вместе с другими вкладышами и крышками подшипников. Эти вкладыши снабжены смазочными каналами и при сборке должны быть снова установлены в картер двигателя. 50. Снимите нижние полукольца на среднем подшипнике. Их следует пометить на боковой стороне.

a1avto.narod.ru