Ваз 21099 рхх инжектор


Датчик холостого хода ВАЗ 21099: инжектор и карбюратор

Немного из истории

Автомобиль отечественного автопрома ваз 21099 инжектор стал достаточно популярным еще с выходом с конвейера первых моделей. Его основными преимуществами перед своим собратом, имеется ввиду 6 модель по популярности, стало использование переднего привода и инжекторных силовых агрегатов. Использование таких двигателей значительно повысило качество работы самого агрегата и соответственно увеличилась мощность.

Это связано с более эффективным сжиганием и приготовлением топливной смеси за счет применения впрысковых нагнетательных систем. А при увеличении КПД увеличилось качество отработанных газов. Но, хоть двигатель и имеет по сравнению с шестерошным, на порядок больше датчиков, проблемы с его работой все равно время от времени проявляются. Они могут быть связаны со следующими факторами:

  • некачественное топливо;
  • дефект в самом агрегате, в двигателе или в инжекторе;
  • дефекты, вызванные температурой и влажностью окружающей среды;
  • неправильная регулировка устройства впрыска топлива.

Одной из самых типичных и частых неисправностей является нестабильность работы двигателя от небольших колебаний в пределах 100 оборотов и до больших скачков, вплоть до останова двигателя. Такая неисправность чаще всего начинает проявляться при минусовых температурах, а в особенности при переходе из плюса в минус и при высокой относительной влажности.

В таком случае во всех воздуховодах и полостях образуется конденсат, а при понижении температуры он превращается  лед, потому что не успевает полностью высохнуть. Что приводит в свою очередь к залипанию штока, как самой дроссельной заслонки, так и конусовидного клапана регулятора холостого хода. Его еще называют и датчиком ХХ.

Что же представляет собой датчик ХХ?

Датчик холостого хода ваз 21099 представляет собой маленький шаговый электродвигатель, заключенный в металлический корпус. Он состоит из:

  1. корпуса из порошкового сплава вместе со статором и множеством обмоток;
  2. якоря с постоянными магнитами;
  3. штока;
  4. запорного конусовидного наконечника;
  5. пружины
  6. уплотнительного кольца.

Регулятор холостого хода ВАЗ 21099

Принцип действия шагового двигателя объясняется исходя из его устройства. Так как обмотки расположены не на якоре, а на статоре, то соответственно и магниты находятся уже не на статоре, а на якоре. Такое размещение элементов позволяет получить от двигателя поворот якоря за один импульс на некоторый определенный угол, который будет зависеть от количества обмоток и соответственно полюсов на статоре.

Самые простые шаговые двигателя, например, датчик холостого хода, имеет 4 обмотки и 4 полюса. Следовательно, при подаче импульса на одну пару, происходит поворот якоря на угол 450, при подаче импульсов на вторую пару, а с первой при этом они снимаются, происходит поворот еще на 450. И так далее.

Чтобы контролировать количество сделанных шагов, двигателем должен управлять контроллер или сложная триггерная схема, обеспечивающая необходимое количество импульсов и при этом она их будет считать. Современные устройства управления ШД свелись всего к одной микросхеме, которая может делать и то, и другое одновременно. Такими микросхемами стали микроконтроллеры.

В качестве устройства управления регулятором холостого хода для Самары используется микроконтроллер от компании Bosch. Он программируется на заводе изготовителе для использования его на определенных двигателях, поэтому к каждому двигателю подходить только свой регулятор ХХ. И устанавливать его на более мощный двигатель не рекомендуется, потому что его режимы работы будут отличные от необходимых. Так как работа регулятора полностью зависит от версии и типа прошивки. На корпусе двигателя для подключения к блоку управления имеется пластмассовый разъем с 4 контактами.

Датчик холостого хода предназначен для управления потоком воздуха при закрытой дроссельной заслонке, то есть при отпущенной педали газа. Он определяет стабильность оборотов на холостом ходу, которые составляют от 800 до 1000 об/мин. При этом он должен удерживать заданную частоту на одном уровне и не варьировать ей.

Где же установлен регулятор ХХ на ваз 21099 с инжектором?

Автопром решил не усложнять задачу по замене датчика ХХ на разных моделях ЛАД. Например, автомобили ваз 21214 и 21074 имеют практически такое же расположение органов, как и на 21099. Датчик находится слева в верхней части двигателя, если смотреть на машину спереди лицом к двигателю, и прикреплен на корпусе дроссельного устройства. Он может быть прикручен двумя винтами, а может быть просто приклеен на клей. Датчик своим конусовидным штоком устанавливается в отверстие на корпусе дроссельного приспособления и своим конусом перекрывает воздуховод в дроссельную камеру.

Регулятор холостого хода ВАЗ 21099 находится на дроссельной заслонке

Принцип регулирования ХХ

Датчик ХХ следует называть регулятором, потому что он ничего не контролирует. Но просто регулятором все привыкли называть всю схему управления в сборе.

Структурная схема

Структурно же можно схему регулятора разбить на несколько функциональных блоков, которые выполняют конкретные операции:

  • управляемый;
  • управляющий;
  • контролирующий.

Управляемый блок включает сам датчик-двигатель, он открывает и закрывает воздушный канал.

Последовательность работы всех блоков

Управляющим блоком является схема управления. В установлен микроконтроллер, который и выдает управляющие импульсы на датчик, контролируя при этом частоту вращения. Это осуществляет датчик коленвала ваз 21099 инжектор. Затем полученные с него данные контроллер обрабатывает и при необходимости выдает очередную последовательность импульсов.

В начальный момент времени, когда двигатель еще холодный и не заведен, запорный шток датчика ХХ перекрывает воздуховод полностью. И контроллер не выдает никаких импульсов. При повороте ключа и запуске двигателя, блок управления считывает показания о частоте вращения с датчика коленвала. Так как выясняется, что вращение уже есть, а клапан еще не открыт, то контроллер выдает первые импульсы на открытие воздуховода. При этом им контролируется и количество расходуемого воздуха при помощи соответствующего датчика.

Затем данные с датчика коленвала опять считываются контроллером и выясняется, что обороты ниже требуемых. Тогда контроллер выдает следующий импульс на датчик ХХ, который повернувшись еще на некоторый угол, открывает канал больше, тем самым смесь обогощается лучше. Следовательно, это приводит к повышению частоты вращения коленвала. При достижения заданной частоты вспомогательными механизмами, котроллер перестает подавать импульсы на двигатель.

При плавающей частоте вращения двигателя автомобиля ВАЗ 21099 инжектор датчик холостого хода скорее всего вышел из строя, но может быть и неисправность в блоке управления.

Так как диагностическая система самой машины не способна выяснить неисправность датчика ХХ, то приходится использовать комплексные меры. Заменить датчик, если не помогает заменить блок управления. Если же двигатель ревет полной мощью, а оборотов на тахометре нет, то тогда уже будет неисправен датчик вращения коленвала.

Замена датчика ХХ

Перед началом всех видов работ, связанных с электрикой следует отключить минусовую клемму с аккумулятора.

  1. Далее аккуратно отсоединить разъем с датчика.
  2. Отвинтить два крепежных болта.
  3. Аккуратно вынуть датчик-двигатель из дроссельного узла.
  4. Установить новый, при этом следует проконтролировать наличие уплотнительного резинового кольца.
  5. Все действия произвести в обратном порядке.

nadomkrat.ru

Регулятор холостого хода ВАЗ 21099 инжектор где находится

Уважаемые посетители сайта "Все про авто"! Будем вам очень благодарны за комментарии к видео ролику "Регулятор холостого хода ВАЗ 21099 инжектор где находится", для этого не требуется регистрация. Также просим сообщить вас если возникнут проблемы с проигрыванием видео.

Ivan Ko

Здравствуйте Решили проблему аль еще нет? У меня тож геморрой с оборотами, вот только другого характера, прыгают на холостом... возможно причина одна и та же... ни как решить не могу....

23.08.2017 - 18:15 Ильгиз Фаизов

Воздух подсасывает, была такая проблема, с форсунки выходил воздух, решение промывка форсунок и замена уплотнительных резинок

15.08.2017 - 11:57 Константин Акордс

У меня прыгали обороты после чистки дросельной заслонки.. пока ее не затянул чучуть она не успокоилась... Причем прыгали на холостом ходу

24.07.2017 - 00:04 MrHunter27078

Кароч, парни мой вам всем совет, езжайте к нормальным автоэлектрикам, что я и сделал. Диагностику провели, и вообщем электрик сказал что мозги мои Январь 5. 1 не корректно считывает данные с дроселя типо там иногда 4 а иногда вообще 10 открыта показывает Так что он мне ввинтил фикс-болт на дросель и пока что всё работает нормально 

15.07.2017 - 22:12 Вячеслав Асюнин

Че за тема с фикс болтом на дроселе, нигде инфы по нему нет. Зачем нужен, куда ставится? Такая же проблема уже все че можно поменял

03.07.2017 - 13:24 Аружан Ануарбекова

На холодном троит через 5минут перестает ваз 99 инжектор 

17.06.2017 - 14:17 Антон Тихонов

свечи поменяй

08.06.2017 - 20:50 БАК

всем привет , таже херня но подымится до штуки и все пиздец, есть подозрение что посасывает воздух из под впуского колектора или еще скакойнибуть хуйни

12.05.2017 - 11:47 Рустам Тукаев

Здравствуйподскажи пожалуйста что-за фикс-болт на дроссель, ато у меня такаяже проблемма, зарание спасибо.

03.05.2017 - 22:41 Alex Petruchkin

мб датчик температуры на термостате

05.04.2017 - 08:55 Евгений С

Датчик температуры штекер и прошивка решили проблему 

25.03.2017 - 20:09 Андриан Кроква

чувак я понял что когда рукой газуешь то все Ок так подумай может когда жмешь на газ где-то закусывает а потом попускает и все нориуль ? А

26.02.2017 - 03:50 MrHunter27078

Отсоединил провода от датчика холостого хода теперь всё ок, на холодную приходится погозовать немного а то заглохнет, а так 1000 держит всегда теперь 

13.02.2017 - 08:08 Александр Ващенко

у меня тоже такое есть когда на больших оборотах прокачусь и на светофоре остановлюсь стрелка 3-4тысячи показует и не падает приходиться заглушить и завести и тогда норм . говорят что это датчик холостого хода и новый ставя может тоже самое быть, надо как то его окуратно ставить или что бы мастер поставил хз

26.01.2017 - 01:02 Максим Герасименко

бывает ещё сама дросельная заслонка путем не закрывается. А вызвано это либо тем что она засралась, либо внутри дроселя заслонка смещается либо влево либо вправо и закусывает. ну и есть ещё причины

23.01.2017 - 08:11

autoschool-ural.ru

ВАЗ 21099 инжектор РХХ где находится

Уважаемые посетители сайта "Все про авто"! Будем вам очень благодарны за комментарии к видео ролику "ВАЗ 21099 инжектор РХХ где находится", для этого не требуется регистрация. Также просим сообщить вас если возникнут проблемы с проигрыванием видео.

Авторемонт и Хобби

Очень НЕчасто этот НЕ датчик выходит из строя. Очень часто его в первую очередь меняют используют метод перебора. По статистике работая в автосервисе чаще всего проблемы с ХХ связаны с другими причинами, а не с регулятором. Рас уж решили экономить, то надо идти до конца - нафиг сервисмены нужны. Задвинуть шток РХХ можно и без обращений на станцию. Ну может такие и сервисы, которые за копейки готовы на любую работу, но я менше чем за 300 р не возьмуть за задвигание штока РХХ. При этом диагностика 400 р сканером и замена РХХ 100р С задвигание штока РХХ, если требуется

23.08.2017 - 23:05 весёлый дед

я замени рхх как показанно на видео на прогретом двигателе при включении зажигания обороты поднимаются до 2000 потом падают в норму

26.07.2017 - 06:33 Сергей Нескажу

А вместо того, что бы показывать развитие лёгких возле дроссельного узла, слабо было очистителем карбюратора поработать?

18.07.2017 - 00:16 Suists

Грамотно объяснил. Критика от лица диагностиков, механиков не обоснована. Если руки не из жопы, то почему бы не заменить самому? Менял ремень грм и помпу на ваз 2112 16 кл. - хватило инструкций из инета и все работает как часы...

12.07.2017 - 14:15 Дмитрий Сидоров

Добрый день Машина ваз 2107 инжектор дроссельный узел вроде как на 2110-2112 инжекторных У меня проблема следующая: когда заводишь на холодную, может через раз обороты падать до 0, даже загорается лампа зарядки и масла. На прогретом двигателе такое бывает практически каждый раз. РХХ или РДТ виноваты? Заранее поблагодарю за ответ

30.06.2017 - 16:13 Archi Zak

на холостых глохнет, это тоже датчик хх?

12.06.2017 - 09:43 Roman Luks

привету меня на ваз 2112 завожу обороты падают и глохнет со 2раза завожу нормально вроде наберает от силы 1000 об. и не глохнет , вопрос . это тот же датчик виноват ?

25.05.2017 - 20:32 нахал даг

день добрый у меня вопрос такой на ВАЗ 2109 инжектор прогретый двигатель редко заводится почти не заводится что это может быть и иногда на холостых глохнет связи с чем это может быть заранее спасибо

15.05.2017 - 20:45 Мульт

все четко спс

22.04.2017 - 10:04 Thierry Henry

Спасибо, очень помог. Будь счастлив.

14.04.2017 - 09:20 Темиржан Отарбаев

у меня ваз 2115 инжектор иногда на холодном смопюшу газа заводится почему?

04.04.2017 - 14:25 Azimuth58

просто снял старый, воткнул новый, не парился, все работает отлично

16.03.2017 - 23:28 Михаил мега

Автор извени но ты дятел такую чепуху тут расказал . Непонимаеш в работе инжектора нелезь и не снимай тупое видео.

08.03.2017 - 03:04 kargeorge

Спасибо за видео Буду менять на моём Фокусе, так что Очень Помог

12.02.2017 - 04:10 Сила в Правде

иглу можно и самому задвинуть. Надо одеть фишку на рхх и слегка нажимая на иглу накидывать клейму акума пока игла не встанет на место.

01.02.2017 - 23:31 BAF

на 2107 поменял... и жопка пошла.... обороты плавают от 800 до 2000 и всё тут

15.01.2017 - 20:36 Abu Edema Asylbekov

спасибо ✌

24.12.2016 - 23:45

autohim42.ru

Датчик холостого хода ваз 21099 инжектор

  • Спасибо
  • Не нравится

StanislavNikolaevich 02 Фев 2010

ВАЗ 21099 инжектор 2002 год, пробег 120 тыс. Январь 5.1История следующая. Все началось примерно месяц назад, после первых холодов. Стали падать обороты на холостом ходу. Стрелка на тахометре нервно подергивается вниз, и возвращается на место, двигатель тоже реагирует, его как бы потрясывает. На БК обороты при прогретом двигателе 840-880 об/мин, т.е не так явно как на тахометре. Все это продолжается уже 1 месяц. Борт комп. никаких ошибок не показывает. Машину отогревали в отапливаемом гараже, простояла двое суток, результата нет.Какие вариант были испробованы: Менялись следующие датчики на исправные, для проверки:ДМРВ, регулятор ХХ, модуль зажигания, В/В провода, свечи – несколько комплектов, в т.ч. новые NGK 13, BOSH платинум, датчик частоты вращения коленвала, датчик положения дроссельной заслонки, датчик детонации. После это был на диагностике, в преверном месте. Подключили к компьютеру, ошибок не показывает. Измерили компрессию – 11 во всех цилиндрах. CO был выше нормы, опустили, но результата это не дало. Померили давление топлива в рампе, мастеру не понравилось. В общем, было рекомендовано чистить дроссельный узел, и менять фильтры на бензонасосе и фильтр тонкой отчистки. Через несколько дней, приехал к родственнику в теплый гараж с подъемником, заменили фильтры, слили бензин, фильтр в баке был в ужасном состоянии, потом сделаю фото. А также почистили и продули дроссельный узел (отверстие которое идет к шланчику идущему на крышку, для вентиляции – было забито, шланг тоже был забит, т.е вентиляция была не удовлетворительной). Но все это не решило проблему, обороты продолжают падать и подниматься до1000, двигатель временами потрясывает, но что самое интересное потери мощности по моим ощущениям не произошло. И когда немного нажимаю педаль газа, обороты поднимаю до 1,5 -2,0 тыс. стрелка не шелохнется.

Я так понимаю остаются, как вариант — форсунки и клапана, но клапана регулировались 7000 тыс назад. Что скажите?

  • Спасибо
  • Не нравится

Сергей 02 Фев 2010

Я так понимаю остаются, как вариант — форсунки и клапана, но клапана регулировались 7000 тыс назад. Что скажите?

Тем навалом Предлагаю в поиск А так же в FAQ, там тема про датчики, там написанно что и как тестировать.

  • Спасибо
  • Не нравится

Satch 02 Фев 2010

Я так понимаю остаются, как вариант — форсунки и клапана, но клапана регулировались 7000 тыс назад. Что скажите?

Мдамс, когда всё меняешь и не помогает неприятно. Проверяй форсунки — http://www.autoprosp. dvigatelya.html

  • Спасибо
  • Не нравится

Jones 02 Фев 2010

А я не буду оригинальным и скажу так.

Поменяй тросик газа!

Сам на 99i гоняю, была такая же беда. И инжектор мыл и датчики все менял и дроссельный узел чистил и зажигание все перебрал и на форсунки грешить стал.Причем у меня обороты плавали от 760 (при этом двигло трясло) до 1000. И бортовик показывал что мол все нормально (Gamma)Но потом стал замечать, что при выжатом сцеплении на нейтрали качаю газом и вроде как ситуация приходит в нормальное русло, но потом опять те же грабли.Кароч поменял тросик газа и о ЧуДО. все стабилизировалось.

  • Спасибо
  • Не нравится

Satch 02 Фев 2010

Тогда может просто тросик заедает в рубашке, не обязательно его менять

  • Спасибо
  • Не нравится

StanislavNikolaevich 02 Сен 2010

Всем привет. Прошло уже 7 месяцев – ничего не изменилось. Поменял форсунки, проблемы остались.Но есть одна особенность, например, когда подкатываюсь к перекрестку, начинаю притормаживать, выжимаю сцепление, сбрасываю на нейтраль качусь на холостом – в это время обороты очень сильно падают, двигатель трясет, но никогда не глохнет. Через пару секунд все встает на место.Кто что скажет?

  • Спасибо
  • Не нравится

Satch 02 Сен 2010

Просто на ХХ норма работает? Если да, то попробуй поставить исправный РХХ с авто знакомого/друга и проверить. Если работает не ровно и пытается заглохнуть то стоит поискать подсос воздуха.

  • Спасибо
  • Не нравится

StanislavNikolaevich 03 Сен 2010

Просто на ХХ норма работает? Если да, то попробуй поставить исправный РХХ с авто знакомого/друга и проверить. Если работает не ровно и пытается заглохнуть то стоит поискать подсос воздуха.

Нет, на холостом тоже скачут, двигатель трясется, по компу обороты постоянно прыгают от 800 до 880. Регулятор холостого хода ставили новый, ничего не меняется. Ах да, есть одна особенность, если выдернуть провод от РХХ ничего не меняется. И если заглушить и завести без подсоединенного провода к РХХ ошибку не пишет, работает так же как и с подключенным, неровно, мне кажется так не должно быть.

  • Спасибо
  • Не нравится

Satch 03 Сен 2010

Нет, на холостом тоже скачут, двигатель трясется, по компу обороты постоянно прыгают от 800 до 880. Регулятор холостого хода ставили новый, ничего не меняется. Ах да, есть одна особенность, если выдернуть провод от РХХ ничего не меняется. И если заглушить и завести без подсоединенного провода к РХХ ошибку не пишет, работает так же как и с подключенным, неровно, мне кажется так не должно быть.

Посмотри прокладку дросселя, а для начала просто подтяни его болты — http://www.autoprosp. lnogo-uzla.html Также не забудь посомтреть не порван ли где-нибудь воздушный шланг — п.5Были у двух знакомых подобное и исправил, проверь, может у тебя так же.

  • Спасибо
  • Не нравится

Pilot223 05 Янв 2011

Доброго времени суток! У меня такая проблема: 21099i, 2003г.в. январь 5.1. Прошлой зимой начались такие глюки: тормзишь на светофоре, обороты резко падают до 680, потом, если не газануть, плавно поднимаются САМИ!!!!!!! до 2000 и начинают скакать от 2000 до 3000!!!! и скачут до тех пор, пока двигло не заглушишь. сначала думал, что тахометр с ума сошёл (в салоне музыка громко играла), потом открыл капот, движок раельно прогазовывается!!! скатался на диагностику, диагност рекомендовал замену ДМРВ. после замены всё стало в норме, но только на неделю. летом про этот гемор забыл, с началом новой зимы опять свистопляска началась. кто-нить сталкивался с подобным.

  • Спасибо
  • Не нравится

Сергей 06 Янв 2011

Да, скорей всего ДМРВ

Замена регулятора холостого хода ВАЗ 21099

За холостые обороты двигателя отвечает регулятор холостого, с его помощью мотор способен поддерживать оптимальные обороты необходимые во время работы без нагрузки для экономии топлива и увеличения срока службы рабочих механизмов двигателя.

Кроме того, холостые обороты позволяют двигателю прогреться пред тем как начать движение. Регулятор холостого хода расположен с левой стороны в дроссельном узле и состоит из трех главных компонентов:

— пружина— шаговый электродвигатель— шток с конусной иглой на конце

Как работает регулятор холостого хода ВАЗ 21099

Принцип работы регулятора холостого состоит в том, чтобы открывать или закрывать канал. который проходит в обход дроссельной заслонки. Во время работы двигателя датчик оборотов коленчатого вала при помощи специальных меток сообщает контроллеру о скорости вращения коленвала (об/мин).

Контроллер в свою очередь решает о необходимости открытия или закрытия канала, руководствуясь определенными расчетами и алгоритмами. После этого он сообщает этому самому РХХ о своем решении, тогда регулятор холостого хода собственно и выполняет эту команду, то есть увеличивает или наоборот уменьшает подачу топлива посредством выдвигания или втягивания штока с иглой.

Признаки неисправности регулятора холостого хода ВАЗ 21099:

— Нестабильные холостые обороты двигателя (плавающие холостые).— Внезапная остановка двигателя при включении нейтральной скорости.— Повышение или понижение оборотов даже на прогретом двигателе.— Обороты не повышаются после запуска холодного двигателя.— Двигатель не пускается когда нажата педаль «газа». Это признак того, что игла перекрывает канал.— Заметное падение оборотов двигателя после включения мощных энергопотребителей, таких как: печка, фары, и прочее).

Внимание! Все вышеописанные симптомы могут быть спровоцированы и другими узлами, к примеру, неисправной катушкой, свечами, бензонасосом. топливным фильтром или другими проблемами связанными с подачей топлива. Поэтому прежде чем менять регулятор холостого хода ВАЗ 2109 убедитесь, что причина действительно в нем.

Вы можете заменить регулятор холостого хода ВАЗ 21099 на СТО, однако я бы рекомендовал сделать это своими руками, тем более, что эта работа не представляет собой ничего сложного.

Замена регулятора холостого хода ВАЗ 21099 своими руками

1. Первым делом снимите минусовую клемму с аккумулятора.

2. После этого разъедините колодку с проводами, которые идут к регулятору холостого хода из дроссельного патрубка, для этого нажмите на пластиковый фиксатор-защелку.

3. Выкрутите два винта крепления и снимите с дроссельного патрубка регулятор холостого хода ВАЗ 21099. Здесь иногда возникают проблемы, например — ситуация, когда крепежный винт, расположенный ближе к ресиверу выпадает при выкручивании. Учитывая это, рекомендую вам выкручивать сначала левый винт расположенный слева, после этого потяните регулятор холостого хода на себя и выкрутите правый винт. Такая последовательность позволит вам достать регулятор холостого хода, при этом не растеряв все винты, в этом случае они останутся во фланце.

4. На этом можно сказать все, самостоятельная замена регулятора холостого хода ВАЗ 21099 подошла к концу, осталось установить новый датчик, делать это необходимо в порядке обратном разборке. Для упрощения проведения данной операции разрешается капнуть на уплотнительное кольцо пару капель моторного масла.

Теперь осталось откалибровать датчик холостого хода ВАЗ 21099, эта процедура полностью автоматическая. Все, что от вас требуется это:— Одеть минусовую клемму.— Включите зажигание, при этом не запуская мотор, достаточно будет 5-10 сек.— Выключите зажигание.

Вот и вся калибровка. Авто готово к эксплуатации. Напомню, что в предыдущей статье мы рассказывали как поменять пыльник на рулевой рейке ВАЗ 21099 своими руками.

Внимание! Если во время проведения замены регулятора вы не отключали АКБ, то вы должны понимать, что в таком случае ЭБУ не произведет калибровку ругулятора холостого хода.

О датчике холостого хода ВАЗ 21099 (2109)

Как он устроен

В устройство этого прибора входят три основные детали:

  • Электродвигатель шаговый;
  • Игла конусная совмещённая со штоком;
  • Пружинка.

Схема прибора показана на рисунке.

Принцип работы регулятора холостого хода заключается в следующем. На схеме прибора обозначены блоки:

  1. Красным цветом обозначен исполнительный механизм, это непосредственно датчик холостого хода на инжекторный ВАЗ 2109;
  2. Под объектом регулирования, который закрашен в серый цвет, понимают частоту оборотов мотора;
  3. Синим цветом, обозначены датчики, которые считывают частоту и скорость вращения коленчатого вала. Когда мотор работает на холостом ходу, воздух в цилиндры поступает по каналам байпаса, а за их ширину отвечает датчик ХХ. Контроль количества поступающего воздуха возлагается на датчик, которым определяется его массовый расход. По этим данным блок управления мотора подаёт нужное количество бензина;
  4. Зелёным цветом обозначили схему сравнения, которая находится в электронном блоке. Она предназначена для сравнения заданной частоты вращения мотора с его реальным числом оборотов. По её команде происходит открытие или закрытие канала байпаса для поддержания заданного числа оборотов двигателя;

Схема сравнения получает сигнал и от датчика температуры охлаждающей жидкости. Пока она не достигнет рабочей температуры, по команде этого блока, двигатель будет работать на повышенных оборотах. Регулирование потока поступающего воздуха происходит конусной частью иголки. Она с помощью электродвигателя может задвигаться или выдвигаться, тем самым открывать или прикрывать канал поступления воздуха.

Работая по такой схеме, инжекторный мотор в любой момент своей работы, получает только нужное в данный момент количество воздуха. Его излишки или недостача воздуха вызывают нарушения в работе силового агрегата, иногда приводящие к полной остановке двигателя.

Какие признаки свидетельствуют о неисправности ДХХ

Любого водителя, опытного или начинающего, должны насторожить необычное поведение мотора во время его работы. Это могут быть такие явления:

  1. Неустойчивая работа или полная остановка мотора. Отказ в работе при отпущенной педали газа;
  2. При полностью прогретом моторе, холостые обороты самопроизвольно то повышаются, то понижаются;
  3. После выключения передачи происходит полная остановка двигателя;
  4. Во время пуска холодного двигателя, не наблюдается повышения частоты вращения коленчатого вала;
  5. При подключении других мощных потребителей электроэнергии, уходят вниз обороты мотора.

При появлении любого из них, а то и нескольких признаков одновременно, нужно обратить внимание на работоспособность ДХХ.

Как проверяют работоспособность ДХХ

Этот датчик не снабжён элементами самодиагностики, как некоторые другие, поэтому сигнала на табло о его неисправности не будет. С одной стороны это облегчает поиск неисправного узла, а с другой стороны для проверки его работоспособности нужен измерительный прибор. Хорошо подходит китайский цифровой мультиметр, стоимость его небольшая, она по «карману» любому владельцу машины. Если у вас есть подобный прибор, то можно приступить к проверке его работоспособности.

Проверка датчика холостого хода на ВАЗ 2109 инжекторного типа, выполняется таким образом:

  1. Прибор ставится в положение для измерения напряжения, и проверяют бортовую сеть автомобиля. Щупы прибора, установленные на клеммы аккумулятора, должны показать напряжение немногим больше, чем 12 Вольт;
  2. При выключенном зажигании отключают разъём с проводами от ДХХ. Для этого нужно пальцами надавить на фиксатор на пластиковом корпусе разъёма.

Снятие и проверка датчика мультиметром

Это наглядно видно на фото слева. Отключать или подключать датчик нужно только при выключенном зажигании, чтобы избежать выхода из строя электроники блока управления. Щуп измерительного прибора подключается к массе машины. Включают зажигание и вторым щупом проверяют наличие напряжения в выводах на разъёме, которые обозначены на фото буквами A и D. Это хорошо видно на правом фото. Оно должно быть не менее чем 12 Вольт. Если оно значительно ниже, или отсутствует совсем, то виновником может быть обрыв питающих проводов или выход из строя электроники в блоке управления работой мотора.

На фото хорошо видно, где находится датчик холостого хода.

Чтобы его снять, нужно воспользоваться крестообразной отвёрткой и отвинтить два крепящих его винта.

  • На фото отчётливо видно и место где находится РХХ. Винт, который ближе к патрубку, имеет «плохую привычку» теряться. чтобы этого не случилось, сперва вывинчивают левый винт. Легонько тянут ДХХ на себя и выкручивают винт с правой стороны. В таком случае он останется в отверстии корпуса и не выпадет ;
  • Измерительный прибор ставят в положение для измерения сопротивления. Щупы подносят к выводам А и В, а затем к С и D. Прибор должен показать примерно 52 Ома. Это рабочий параметр. Если измерить сопротивление между выводами А и С, а затем В и D, показания должны быть в районе бесконечности. Если это не так, то ДХХ нужно заменить.

Ещё можно проверить ДХХ «на ощупь». Делают это таким образом. На снятом ДХХ, но с подключенными проводами, пальцем нужно слегка придавить выступающую часть конусной иглы. При включении зажигания она должна толкнуть палец. Если толчка не последовало, датчик неисправен. Сомнений в неисправности ДХХ не осталось, приступаем к его замене.

Перед тем как будет проведена замена датчика холостого хода на инжекторном ВАЗ 21099, несколько слов о выборе нового ДХХ. Механики, которые занимаются такими системами, хорошо отзываются о приборах, производимых компанией «Омега». Также неплохие результаты показали ДХХ с маркой «КЗТА». При покупке последнего, нужно учитывать конечную метку регулятора. Нужно приобретать датчик с такой меткой, которая имеется на сломанном приборе. Стоимость датчика может находиться в пределах 500 – 700 рублей. Датчик новый имеется, можно его установить.

Как правильно установить новый прибор

О том, как снимают прибор, мы уже рассмотрели, поговорим о его установке.

Перед установкой нового прибора, нужно осмотреть и прочистить воздушный канал и установочное место ДХХ.

Установка производится в обратном порядке от его снятия. Уплотнительное резиновое кольцо перед установкой слегка смазывают моторным маслом. Сам прибор перед установкой необходимо калибровать. Расстояние от его корпуса до кончика конусной иглы должно быть равно 23 мм.

Для его корректировки на контакт «D» подают «+» от аккумуляторной батареи, а на вывод «С» кратковременными касаниями подаётся «минус» бортового питания. Так небольшими шагами игла выдвигается в крайнее положение и снова контролируется установочный размер. Когда будет получен нужный параметр вылета иглы, ДХХ устанавливают на своё место.

Как видите, процесс проверки, регулировки и замены прибора доступен, и сложностей особых трудностей не вызывает, поэтому такую работу можно выполнять самостоятельно.

Источники: http://www.lada-forum.ru/index.php?showtopic=44403, http://vazgarage.ru/vaz21099/dvigatel21099/282-zamena-regulyatora-holostogo-hoda-vaz-21099.html, http://autovaz-2114.ru/other-models-of-vaz/o-datchike-xolostogo-xoda-vaz-21099-2109/

ladafakt.ru