Зазор колец в цилиндре ваз 2109
Ремонт ДВС - Замена поршневых колец
При достаточно большом пробеге автомобиля ВАЗ 2109-2108, компрессия в цилиндрах начинает падать, а расход масла двигателем становится все больше. Это связано в первую очередь с чрезмерным износом поршневой группы, а именно компрессионных и маслосъемных колец, а также самих цилиндров.
При нормальной эксплуатации двигатель ВАЗ 2109-2108 может спокойно отходить около 300 000 км без капитального ремонта, и есть немало владельцев, кто может подтвердить эти факты. Но зачастую любителям погонять, приходится ремонтировать мотор уже после первой сотни тысяч. Данную процедуру можно выполнить самостоятельно в гаражных условиях, разумеется, при наличии необходимого инструмента. А понадобится следующее:
- головка на 14
- вороток
- удлинители
- молоток
Конечно, если говорить о всех тех процедурах, которые необходимо будет выполнить для того, чтобы добраться до поршней, то инструментов понадобится намного больше. Выше приведен именно перечень тех, которые нужны непосредственно для откручивания крышки шатуна, и извлечения поршня с кольцами из цилиндра.
Предварительно выполняем следующие действия:
- Снимаем головку блока цилиндров
- Снимаем поддон картера двигателя
Итак, далее откручиваем две гайки крепления крышки шатуна, что показано на фото ниже:
Затем без каких-либо проблем снимаем шатунную крышку руками:
Затем проворачиваем коленчатый вал двигателя таким образом, чтобы шатун находился строго по центру цилиндра, так будет удобнее вынимать поршень. Дальше берем молоток и его ручкой аккуратно стукаем по болтам на шатуне, выталкивая его тем самым из цилиндра:
Он должен без труда выскочить из цилиндра с обратной стороны:
Затем можно приступать непосредственно к демонтажу поршневых колец. Для этого аккуратно поддеваем край кольца и выводим его из канавки, как наглядно продемонстрировано на приведенной фотографии ниже:
Затем также аккуратно по кругу извлекаем кольцо до конца:
Аналогично выполняем подобную процедуру с остальными кольцами. Теперь можно вставить кольцо в цилиндр, и проверить, какой зазор между двумя его концами:
Оптимальным зазор должен быть от 0,25 до 0,45 мм.
Максимально допустимый износ считается в пределах 1 мм. Если он больше, это говорит о срочной необходимости заменить кольца новыми, а также проверить цилиндры, возможно что их необходимо уже расточить. Если цилиндры не растачивались, и старые поршни в нормальном состоянии, то их можно оставить, не меняя на новые. Но в этом случае обязательно нужно почистить канавки от нагара, да и сам поршень.
После чего ставим новые кольца обратно на поршень. При этом стоит иметь ввиду, чтобы стыки все колец были расположены в разных местах по кругу поршня. При установке обязательно смазать моторным маслом кольца и сам цилиндр, а также лучше всего воспользоваться специальной оправкой.
remont-vaz2109.ru
Как осуществить замену поршневых колец на ваз 2109 своими рукамиAutoRemka
Не только старым машинам необходима замена колец на поршне двигателя. Такой вопрос может коснуться и автовладельцев, чьи машины имеют довольно небольшой пробег. Сегодня мы рассмотрим процесс замены поршневых колец на ВАЗ-2109.
Удаление из цилиндра поршня с шатуномГлавных функций у этих деталей всего три. Кольцами в первую очередь уплотняется камера сгорания, производится регулировка расхода смазки, а также улучшается теплопередача через стенку цилиндра. Но как узнать, что замена поршневых колец ВАЗ-2109 необходима, что настал этот момент? Определить проще всего это можно по падению уровня компрессии в цилиндрах и значительному росту потребления масла вашим авто. Но в первую очередь следует произвести замер компрессии в сухих цилиндрах, а потом с залитым из крышки от бутылочки маслом. После этого выполняем сравнение полученных нами результатов. Если показатели, полученные при сухих цилиндрах, окажутся ниже (меньше), то это означает лишь одно – требуется проведение замены поршневых колец. При обратных показателях проблема с кольцами исключается, а внимание следует переключить на клапана и колпачки. Возможно также залегание поршневых колец в случае использования масла низкого сорта. Как правило, такое можно наблюдать в автомобилях с давно не эксплуатировавшимися двигателями или же эксплуатировавшимися лишь на коротких расстояниях.
Выполнить раскоксовку колец можно путем выкручивания свечей и заливанием в цилиндры керосина на ночь – это поможет избежать разрыхления нагара. Кроме того, продается большое количество разного рода средств оказывающих помощь в борьбе с залеганием колец, без необходимости в замене масла в моторе авто. Из лучших среди подобных средств можно отметить «RVS» и «Лавр». Выбор самих колец в магазине также необходимо выполнять внимательно по причине большого количества фирм производящих кольца для поршней, среди которых существует немало подделок. Сделав свой выбор и приобретя новые кольца на поршень двигателя ВАЗа 2109, следующим шагом становится их подгонка под цилиндр. Для замера зазора устанавливаем в цилиндр кольцо, придавливаем поршнем сверху и, используя щуп, замеряем зазор, который должен составлять 0,25-0,45 миллиметров, а предельно допустимо – 1 миллиметр. В случае большего зазора нужно будет поменять такое кольцо. Если же зазор меньше – кольцо подтачиваем, используя для этого надфиль. Подгон каждого кольца делаем в соответствии с тем цилиндром, в котором оно будет функционировать. После получения необходимого нам размера зазора начинаем устанавливать кольца.
Для проведения правильной установки колец на поршни мотора ВАЗа 2109 можно воспользоваться двумя проверенными временем способами. При первом используются металлические пластинки, которые нужно нарезать из металла, толщина которого должна быть от 0,3 и до 0,5 миллиметров. Данные пластинки заводятся прямо под кольцо, которое затем аккуратно подводится к требуемой канавке. Теперь пластинки можно вытянуть и кольцо окажется на своем месте. При втором способе установку поршневого кольца будем делать, разжимая его двумя пальцами. Здесь важно не перестараться при разжимании кольца, чтобы не дать ему лопнуть и не обращаться за приобретением нового в магазин. Если опыта в установке колец на поршень двигателя мало или же не имеется вовсе, будет удобным и более простым именно первый вариант установки. Кстати, производителями отличных поршневых колец являются компании «Mahle» и «SM», поэтому их продукция будет достойна внимания благодаря соответствию стоимости и качества. Весь процесс по замене колец на поршнях двигателя ВАЗа 2109 весьма трудоемкий и затратный по времени, соответственно нужно будет каждому самому принять решение о готовности к самостоятельной замене колец или обращению за данной операцией в автосервис.
Как заменить поршневые кольца
autoremka.ru
ВАЗ 2109 | Поршень с шатуном. Разборка, дефектовка и сборка
Поршень с шатуном: 1 - гайка шатунного болта2 - шатунные вкладыши3 - шатун4 - поршневой палец5 - канавка верхнего компрессионного кольца6 - канавка нижнего компрессионного кольца7 - канавка маслосъемного кольца8 - поршень9 - шатунный болт10 - крышка шатуна |
Для удобства подбора поршней по цилиндрам цилиндры и поршни в зависимости от диаметра делятся на пять размерных групп: A, B, C, D, E.
В качестве запасных частей поставляются поршни номинального размера трех классов: A, C, E и двух ремонтных размеров. Первый ремонтный размер увеличен на 0,4 мм, второй – на 0,8 мм. По массе поршни делятся на три группы: нормальную, увеличенную на 5 г и уменьшенную на 5 г. На двигателе должны устанавливаться поршни одной группы. Для поршней ремонтных размеров поставляются в качестве запасных частей кольца ремонтных размеров, увеличенные на 0,4 мм и на 0,8 мм. На кольцах первого ремонтного размера выбита цифра “40”, а второго – “80”.
Номинальные размеры цилиндров и поршней
Размерная группа |
Модель двигателя ВАЗ-2108 |
Модель двигателя ВАЗ-21083 |
||
Диаметр цилиндра, мм |
Диаметр поршня, мм |
Диаметр цилиндра, мм |
Диаметр поршня, мм |
|
A |
76,00-76,01 |
75,965-75,975 |
82,00-82,01 |
81,965-81,975 |
B |
76,01-76,02 |
75,975-75,985 |
82,01-82,02 |
81,975-81,985 |
C |
76,02-76,03 |
75,985-75,995 |
82,02-82,03 |
81,985-81,995 |
D |
76,03-76,04 |
75,995-76,005 |
82,03-82,04 |
81,995-82,005 |
E |
76,04-76,05 |
76,005-76,015 |
82,04-82,05 |
82,005-82,015 |
Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними. Зазор определяется как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра. Номинальный зазор равен 0,025-0,045 мм, предельно допустимый – 0,15 мм. Если зазор не превышает 0,15 мм, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор был как можно ближе к номинальному. Если зазор превышает 0,15 мм, расточите цилиндры под следующий ремонтный размер и установите поршни соответствующего ремонтного размера.
Примечание 1
Зазор между кольцами и канавками поршня, мм |
|
Номинальный: |
|
|
0,04-0,075 |
нижнее компрессионное кольцо |
0,03-0,065 |
маслосъемное кольцо |
0,02-0,055 |
Предельно допустимый зазор для всех колец |
0,15. |
Примечание 2
Зазор в замках поршневых колец, мм: |
|
Номинальный |
0,25-0,45 |
Предельно допустимый |
1,0 |
Поршневые пальцы разбиты по диаметру на три класса (1-й, 2-й, 3-й) через 0,004 мм. Класс пальца маркируется на его торце краской.
Размерные классы поршневых пальцев и поршней
Класс |
Диаметр пальца, мм |
Диаметр отверстия в поршне, мм |
Маркировка |
|
пальца |
поршня |
|||
1 |
21,970-21,974 |
21,982-21,986 |
Синий |
1 |
2 |
21,974-21,978 |
21,986-21,990 |
Зеленый |
2 |
3 |
21,978-21,982 |
21,990-21,994 |
Красный |
3 |
Поршень на шатун устанавливается так, чтобы стрелка на днище поршня была направлена в противоположную сторону от номера детали, отлитого на шатуне. Если на нижней головке шатуна есть отверстие для выхода масла, стрелка на поршне должна быть направлена в сторону этого отверстия. |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
|
automn.ru
ВАЗ 2109 | Поршень с шатуном. Разборка, дефектовка и сборка
Поршень с шатуном: 1 - гайка шатунного болта2 - шатунные вкладыши3 - шатун4 - поршневой палец5 - канавка верхнего компрессионного кольца6 - канавка нижнего компрессионного кольца7 - канавка маслосъемного кольца8 - поршень9 - шатунный болт10 - крышка шатуна |
Для удобства подбора поршней по цилиндрам цилиндры и поршни в зависимости от диаметра делятся на пять размерных групп: A, B, C, D, E.
В качестве запасных частей поставляются поршни номинального размера трех классов: A, C, E и двух ремонтных размеров. Первый ремонтный размер увеличен на 0,4 мм, второй – на 0,8 мм. По массе поршни делятся на три группы: нормальную, увеличенную на 5 г и уменьшенную на 5 г. На двигателе должны устанавливаться поршни одной группы. Для поршней ремонтных размеров поставляются в качестве запасных частей кольца ремонтных размеров, увеличенные на 0,4 мм и на 0,8 мм. На кольцах первого ремонтного размера выбита цифра “40”, а второго – “80”.
Номинальные размеры цилиндров и поршней
Размерная группа |
Модель двигателя ВАЗ-2108 |
Модель двигателя ВАЗ-21083 |
||
Диаметр цилиндра, мм |
Диаметр поршня, мм |
Диаметр цилиндра, мм |
Диаметр поршня, мм |
|
A |
76,00-76,01 |
75,965-75,975 |
82,00-82,01 |
81,965-81,975 |
B |
76,01-76,02 |
75,975-75,985 |
82,01-82,02 |
81,975-81,985 |
C |
76,02-76,03 |
75,985-75,995 |
82,02-82,03 |
81,985-81,995 |
D |
76,03-76,04 |
75,995-76,005 |
82,03-82,04 |
81,995-82,005 |
E |
76,04-76,05 |
76,005-76,015 |
82,04-82,05 |
82,005-82,015 |
Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними. Зазор определяется как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра. Номинальный зазор равен 0,025-0,045 мм, предельно допустимый – 0,15 мм. Если зазор не превышает 0,15 мм, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор был как можно ближе к номинальному. Если зазор превышает 0,15 мм, расточите цилиндры под следующий ремонтный размер и установите поршни соответствующего ремонтного размера.
Примечание 1
Зазор между кольцами и канавками поршня, мм |
|
Номинальный: |
|
верхнее компрессионное кольцо |
0,04-0,075 |
нижнее компрессионное кольцо |
0,03-0,065 |
маслосъемное кольцо |
0,02-0,055 |
Предельно допустимый зазор для всех колец |
0,15. |
Примечание 2
Зазор в замках поршневых колец, мм: |
|
Номинальный |
0,25-0,45 |
Предельно допустимый |
1,0 |
Поршневые пальцы разбиты по диаметру на три класса (1-й, 2-й, 3-й) через 0,004 мм. Класс пальца маркируется на его торце краской.
Размерные классы поршневых пальцев и поршней
Класс |
Диаметр пальца, мм |
Диаметр отверстия в поршне, мм |
Маркировка |
|
пальца |
поршня |
|||
1 |
21,970-21,974 |
21,982-21,986 |
Синий |
1 |
2 |
21,974-21,978 |
21,986-21,990 |
Зеленый |
2 |
3 |
21,978-21,982 |
21,990-21,994 |
Красный |
3 |
Поршень на шатун устанавливается так, чтобы стрелка на днище поршня была направлена в противоположную сторону от номера детали, отлитого на шатуне. Если на нижней головке шатуна есть отверстие для выхода масла, стрелка на поршне должна быть направлена в сторону этого отверстия. |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
|
automn.ru
ВАЗ 2109 | Установка поршневых колец
3.4.20. Установка поршневых колец
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Перед установкой новых поршневых колец надо проверить зазор в их стыках.
Подразумевается, что зазор между кольцом и площадкой посадочной канавки уже проверен и соответствует нормам.
Разложите поршни в сборе с шатунами и новые поршневые кольца в таком порядке, чтобы набор колец соответствовал данному цилиндру, на котором будет измеряться зазор в стыке.
Вставьте в первый цилиндр верхнее кольцо и протолкните днищем поршня внутрь, так, чтобы кольцо внутри цилиндра стало перпендикулярно его оси. Кольцо должно находиться в нижней части цилиндра, в положении, соответствующем нижней мертвой точке.
Зазор в стыке поршневого кольца измеряется щупом. Сравните результат с установленным значением. |
Если зазор больше или меньше установленного, то повторите измерение, чтобы убедиться в возможности установки кольца.
Если зазор слишком мал, то его надо увеличить, так как в противном случае в процессе работы двигателя произойдет смыкание торцов кольца, что может вызвать серьезные поломки. Зазор в стыке поршневого кольца можно увеличить осторожно подпилив торцы тонким надфилем. Зажмите надфиль в тиски с мягкими губками и осторожно поводите по нему кольцо, удаляя лишний материал.
Зазор может превышать установленный, но должен быть не более 1 мм.
Следует повторить измерение, чтобы убедиться в пригодности кольца.
Повторите измерения для каждого кольца, устанавливаемого в первый цилиндр, а также для каждого из колец, устанавливаемых в другие цилиндры.
После измерения зазоров в стыке колец и его корректировки, кольца можно устанавливать на поршни.
Первым устанавливается маслосъемное кольцо (самое нижнее на поршне).
Это кольцо состоит из трех деталей.
Установите в канавку разделитель/ расширитель. |
Установите нижнюю направляющую маслосъемного кольца. При установке направляющих пользоваться приспособлением для одевания колец нельзя, так как возможна их поломка. Один конец направляющей вставьте в канавку поршня, между разделителем и горизонтальной площадкой канавки, и, прочно удерживая его, заведите пальцем в канавку второй конец кольца. Точно также установите вторую направляющую. |
После установки всех деталей маслосъемного кольца убедитесь, что верхняя и нижняя направляющие свободно проворачиваются в канавке. Расставьте стыки маслосъемного кольца в соответствии с рисунком.
Следующим устаналивается среднее кольцо (номер 2). На этом кольце отштампована метка "R", которая должна быть обращена в сторону днища поршня.
ПредупреждениеВсегда поступайте в соответствии с инструкцией на упаковке поршневых колец, у разных изготовителей могут быть разные обозначения. Не перепутайте верхнее и нижнее компрессионные кольца, так как у них различные профили поперечного сечения.
Установите приспособление для одевания поршневых колец, убедитесь, что метки направлены в сторону днища поршня и переместите соответствующее кольцо в среднюю канавку поршня. Не разводите стыки кольца на большее расстояние чем требуется для его прохождения поверх поршня. Вместо приспособления можно пользоваться металлическими полосками.
Точно также установите верхнее компрессионное кольцо. Убедитесь, что метки направлены вверх. Не перепутайте верхнее компресситонное кольцо (1) с нижним. компрессионным кольцом (2). Расставьте стыки колец в соответствии с рисунком. |
automn.ru
ВАЗ 2109 | Проверка и восстановление поршней и поршневых колец
3.3.4.8. Проверка и восстановление поршней и поршневых колец
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Износ поршней и поршневых колец обычно можно обнаружить при появлении признаков повышенного расхода масла и низкой компрессии, что иногда связано с износом цилиндров.
Другим признаком износа поршня является стук поршня, похожий на шум со стороны коленчатого вала, который нужно отличать от стука подшипников. Его можно четко прослушивать на малых оборотах двигателя при отсутствии нагрузки (например, в режиме холостого хода), и он слышен гораздо меньше при возрастании оборотов двигателя. Износ поршня обычно возникает в районе юбки или нижнего торца поршня. Заметно также, где толщина юбки отличается от нормальной.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||
|
Однако редко случается, что поршень износился только в канавках колец, и потребность в замене по одной только этой причине вряд ли может возникнуть. При любой замене поршней вес четырех комплектов поршней и шатунов должен быть в пределах изменения в 8 граммов, чтобы сохранить общую балансировку двигателя.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||||||
|
Другим методом установки колец является удержание их большим и указательным пальцами. Такой метод требует сильных рук и большой осторожности, поскольку кольцо можно раскрыть слишком сильно и сломать.
automn.ru
ВАЗ 2109 | Проверка поршней и шатунов
Рис. 58. Замер вертикальных зазоров в канавках поршневых колец с помощью щупа |
Рис. 59. Замер зазоров в замках поршневых колец, находящихся в цилиндрах двигателя |
Проверить поршневые пальцы и шатунные втулки на износ и наличие задиров. В этом случае допускается одиночная замена неисправного шатуна, однако масса нового шатуна не должна отличаться от массы заменяемого шатуна более чем на 5 г. Замену втулок в верхних головках шатунов рекомендуем проводить на специализированных СТО.
Рис. 60. Замер диаметров податливой части болтов крепления крышек шатунных подшипников |
Рис. 61. Контроль шатуна на легкость хода |
Не рекомендуется повторно использовать шатуны, которые были однажды перегреты из-за неисправности подшипника (шатуны с цветом побежалости).
Шатуны и крышки шатунных подшипников подобраны друг к другу и промаркированы.
Новые шатуны поставляются с расточенными втулками в верхних головках, их можно сразу устанавливать на двигатель.
Установить на болты крышки шатунных подшипников с вкладышами и с помощью нутромера промерить внутренний диаметр подшипников. Если полученный результат превысит значение 51,619 мм или будет выявлена некоторая конусность, то опорную поверхность крышки шатунного подшипника можно скорректировать на ровной плите до 0,02 мм.
Рис. 62. Шатун: 1 — втулка верхней головки шатуна; 2 — шатун; 3 — верхний вкладыш подшипника; 4 — упругие зажимные штифты; 5 — нижний вкладыш подшипника; 6 — болт крышки шатунного подшипника; L=145 мм; B=24,0 мм; D=47,95 мм; D1=29,50 мм; D2=26,0 мм (допуск 0,018–0,024 мм) |
automn.ru