Зазор между поршнем и цилиндром ваз 2106


ВАЗ 2106 | Проверка зазоров между канавками поршня и поршневыми кольцами

Проверка зазора между поршневыми кольцами и канавками

1 – поршневое кольцо;

2 – поршень;

3 – набор щупов

Расположение поршневых колец в канавках поршня двигателя мод. 2106
1 – поршень;

2 – верхнее компрессионное, кольцо;

3 – нижнее компрессионное кольцо;

4 – маслосъемное кольцо

Приспособление для снятия и установки поршневых колец

1 – рукоятка;

2 – выступы;

3 – упоры;

4 – захваты

Зазор по высоте между канавками и кольцами проверять, как показано на рис. Проверка зазора между поршневыми кольцами и канавками, вставляя кольцо в соответствующую канавку.

Зазор в замке поршневых колец проверять набором щупов, вставляя кольца в калибр, име ющий диаметр отверстия, равный номинальному диаметру кольца с допуском ± 0,003 мм. При отсутствии калибра допускается проверять зазор. вставив поршневое кольцо в тот цилиндр, где оно будет работать, и продвинув его поршнем на глубину 20–30 мм от нижнего края цилиндра.

Зазор должен быть в пределах 0,25–0,4 мм для всех колец. Если зазор недостаточный, следует запилить стыковые поверхности, а если повышенный – заменить кольца.

Высоты и торцевые установочные зазоры поршневых колец

Поршневое кольцо

Высота, мм

Торцевой установочный зазор, мм

Верхнее компрессионное

1,478 – 1,490

0,045 – 0,077

Нижнее компрессионное

1,978 – 1,990

0,025 – 0,057

Маслосъемное

3,937 – 3,937

0,020 – 0,052

Комплекты поршневых колец

Наименование комплекта

Комплект

Условный диаметр кольца в сжатом состоянии, мм

Двигатель ВАЗ–2106–70

Номинальный, стандартный

21011 – 1000100

79

Увеличенный: на 0,4 мм

21011 – 1000100-21

79,4

Увеличенный: на 0,7 мм

21011 – 1000100-22

79,7

Увеличенный: на 1,0 мм

21011 – 1000100-23

80

В запасные части кольца поставляются комплектом на один двигатель.

Кольца номинального размера применяют при замене изношенных колец для цилиндров номинального размера. Чтобы сократить срок приработки колец в уже работавших цилиндрах, в верхние канавки поршней устанавливают компрессионные кольца, не покрытые хромом.

Кольца с увеличенным диаметром устанавливают в цилиндры, расточенные до ремонтного размера, или их используют для замены изношенных колец в таких цилиндрах.

Кольца устанавливают в канавки поршней таким образом, чтобы выточка на наружной поверхности второго (скребкового) кольца была обращена вниз, а фаски на наружной поверхности маслосъемного кольца были обращены вверх (рис. Расположение поршневых колец в канавках поршня двигателя мод. 2106).

При несоблюдении этого условия масло может проникать через кольца в цилиндр, что приведет к нагарообразованию на стенках камеры сгорания, дымному выпуску из глушителя и увеличенному расходу масла. Надевать кольца на поршень, а также снимать их нужно только в специальном приспособлении или специальными щипцами (рис. Приспособление для снятия и установки поршневых колец), обеспечивающими одинаковое напряжение изгиба по окружности кольца.

После замены поршневых колец в течение 1000 км пробега скорость автомобиля не должна превышать 60 км/час.

automn.ru

ВАЗ 2106 | Кривошипно-шатунный механизм

Кривошипно-шатунный механизм

Поршни

Поршень из алюминиевого сплава с плоским днищем.

На днище поршня указаны метка диаметра поршня и стрелка для ориентировки поршня при его установке в цилиндр, которая должна быть направлена в сторону привода распределительного вала. По массе поршни одного двигателя не должны отличаться друг от друга более чем на 4,9 г.

Характеристика

Значение

Зазор между поршнем и цилиндром, мм

номинальный

0,016—0,040

  • для остальных моделей

0,025—0,035

предельно допустимый в эксплуатации

0,10

Диаметр поршней *

Параметр, мм

Модель двигателя

М 115.938

М 102.920, М 102.939

М 102.980, М 102.982

М 115.954

номинальный

86,98

88,968—88,982

95,468—95,482

93,73

88,978—88,992

95,478—95,492

88,988—89,002

95,488—95,502

1-й ремонтный размер

87,48

89,468—89,482

95,968—95,982

94,13

89,478—89,492

95,978—95,992

89,488—89,502

96,988—96,002

2-й ремонтный размер

87,98

89,968—89,982

96,468—96,482

94,53

89,978—89,992

96,478—96,492

89,988—90,002

96,488—96,502

3-й ремонтный размер

88,48

Параметр, мм

М 123.920, М 123.921

М 110.923

М 110.984, М 110.988

номинальный

85,98

85,98

1-й ремонтный размер

86,48

86,48

2-й ремонтный размер

86,98

86,98

3-й ремонтный размер

*Разница величин обусловлена модельным годом выпуска.

Поршневые пальцы

Поршневой палец стальной, шлифованный, плавающий. От осевого смещения палец удерживается стопорными кольцами.

Характеристики поршневых пальцев

Параметр, мм

Модель двигателя

М 102.920, М 102.939

М 102.980, М 102.982

Диаметр

23,995—24,000

15,5

Длина

Зазор между пальцем и втулкой верхней головки шатуна

0,007—0,02

Зазор между пальцем и бобышкой поршня

0,002—0,012

Поршневые кольца

На наружной поверхности поршня проточено три канавки для установки колец. Положение при сборке: метка «Тор» должна быть направлена вверх. На двигателях М 102 могут быть установлены поршневые кольца фирмы «Goёtze» или TRW.

Особенности конструкции поршневых колец фирмы «Goёtze»

Верхнее компрессионное кольцо цилиндрическое, с фаской на внутренней поверхности, с пористым хромированием наружной поверхности. Нижнее компрессионное кольцо конусное, с буртиком. Маслосъемное кольцо с двумя фасками, разжимной витой пружиной и хромированной наружной поверхностью.

Особенности конструкции поршневых колец фирмы TRW

Верхнее компрессионное кольцо цилиндрическое, с фаской на внутренней поверхности, с хромированной шлифованной бочкообразной наружной поверхностью. Нижнее компрессионное кольцо конусное, с буртиком и бочкообразной хромированной наружной поверхностью. Маслосъемное кольцо с двумя фасками, с разжимной витой пружиной и хромированной наружной поверхностью.

Характеристика поршневых колец

Параметр, мм

Модель двигателя

М 115.938

М 102.920, М 102.939

М 102.980, М 102.982

М 115.954

Зазор по высоте

верхнее компрессионное кольцо

0,05—0,08

0,05—0,085

0,050—0,085

нижнее компрессионное кольцо

0,03—0,06

0,01—0,03

0,03—0,06

маслосъемное кольцо

0,01—0,04

0,01—0,045

0,01—0,04

Предельный зазор по высоте в эксплуатации

верхнее компрессионное кольцо

0,15

нижнее компрессионное кольцо

0,10

маслосъемное кольцо

0,16

0,10

0,16

Зазор в замке

верхнее компрессионное кольцо

0,30—0,55

нижнее компрессионное кольцо

0,25—0,45

маслосъемное кольцо

0,25—0,50

Предельный зазор в замке в эксплуатации

верхнее компрессионное кольцо

1,0

1,0

1,0

нижнее компрессионное кольцо

0,8

0,8

0,8

маслосъемное кольцо

0,8

0,8

0,8

Параметр, мм

М 123.920, М 123.921

М 110.923

М 110.984, М 110.988

Зазор по высоте

верхнее компрессионное кольцо

0,050—0,085

 

нижнее компрессионное кольцо

0,03—0,06

 

маслосъемное кольцо

0,01—0,04

 
Предельный зазор по высоте в эксплуатации

верхнее компрессионное кольцо

0,15

 

нижнее компрессионное кольцо

0,10

 

маслосъемное кольцо

0,16

 
Зазор в замке

верхнее компрессионное кольцо

0,30—0,55

 

нижнее компрессионное кольцо

0,25—0,45

 

маслосъемное кольцо

0,25—0,50

 
Предельный зазор в замке в эксплуатации

верхнее компрессионное кольцо

1,0

 

нижнее компрессионное кольцо

0,8

 

маслосъемное кольцо

0,8

 

Шатуны

Шатун двутаврового сечения стальной, кованый со сменными вкладышами. Крышка нижней головки шатуна прямого сечения. Для подвода масла к трущимся поверхностям в стержне шатуна просверлено отверстие. По массе шатуны одного двигателя не должны отличаться друг от друга более чем на 5 г.

Характеристика

Значение

Непараллельность и неплоскостность отверстий головок при измерении на расстоянии осей 100 мм от стержня шатуна, не более, мм

0,045

0,030

0,040

0,040

Шероховатость поверхности соединения поршня с шатуном, мкм

0,002

Биение отверстий нижней головки шатуна, не более, мм

0,02

Характеристики шатунов

Параметр, мм

Модель двигателя

М 115.938

М 102.920, М 102.939

М 102.980, М 102.982

М 115.954

Диаметр нижней головки шатуна

55,60—55,62

51,60—51,619

55,60—55,62

Диаметр верхней головки шатуна

29,00—29,02

27,00—27,021

29,00—29,02

Внутренний диаметр втулки верхней головки

26,012—26,018

24,007—24,015

26,012—26,018

Расстояние между осями отверстии головок

148,95—149,05

144,95—145,05

148,95—149,05

Ширина нижней головки

32.08—32,10

27,857—27,90

32.08—32.10

Параметр, мм

М 123.920, М 123.921

М 110.923

М 110.984, М 110.988

Диаметр нижней головки шатуна

51,60—51,62

Диаметр верхней головки шатуна

26,00—26,02

Внутренний диаметр втулки верхней головки

23,007—23,013

Расстояние между осями отверстии головок

130,95—131,05

Ширина нижней головки

27,86—27,89

Болты крышки шатуна

Болты с вытягивающимся стержнем.

Характеристика

Значение

Диаметр резьбы

М9х1

Диаметр стержня, мм

М 102

8,3—8,4

  • предельно допустимый

8,0

М 115

8,3—8,4

  • предельно допустимый

8,0

М 110

7,3—7,4

  • предельно допустимый

7,1

М 123

7,3—7,4

  • предельно допустимый

7,1

Высота головки болта (М 102), мм

5,0—5,2

Длина резьбовой части (М 102), мм

40,0

Длина до головки (М 102), мм

51,7—52,0

Коленчатый вал

Коленчатый вал стальной, кованый четырех- (двигатель М 123), пяти- (двигатели М 102, М 115) или семиопорный (двигатель М 110).

Коленчатый вал 4-цилиндровых двигателей (М 102, М 115) имеет восемь противовесов, 6-цилиндровых (М 110, М 123) — 12 противовесов.

Характеристика

Значение

Допустимое торцевое биение щек коренного подшипника, мм

0,02

Радиусы галителей коренных и шатунных шеек, мм

2,5—3,0

Диаметр переднего конца коленчатого вала, мм

29,987—30,000

Допустимое биение переднего конца коленчатого вала, мм

0,030

Диаметр опорной поверхности заднего сальника, мм

92,874—92,928

Нецилиндричность фланца, до, мм

0,02

Биение фланца, до, мм

0,012

Биение коренных шеек (коленчатый вал установлен на призмы шеек 1 и 5), до, мм

0,07

0.10

Зазоры коленчатого вала двигателя М 102

Характеристика

Значение

Диаметральный зазор между коренной шейкой и вкладышами, мм

0,025—0,045

  • предельный износ в эксплуатации

0,070

Диаметральный зазор между шатунной шейкой и вкладышами, мм

0,030—0,050

  • предельный износ в эксплуатации

0,070

Осевой зазор коленчатого вала, мм

0,06—0,22

  • предельный износ в эксплуатации

0,30

Осевой зазор между шатуном и коленчатым валом, мм

0,11—0,23

  • предельный износ в эксплуатации

0,50

Допустимая овальность коренных и шатунных шеек в эксплуатации, мм

0,025

Допустимая конусность в эксплуатации, мм

  • шатунных шеек

0,010

  • коренных шеек

0,015

Допустимый дисбаланс коленчатого вала в эксплуатации, г.см

15

Параметры коленчатых валов

Параметр, мм

Модель двигателя

М 115.938

М 102.920, М 102.939

М 102.980, М 102.982

М 115.954

Диаметр коренных шеек

номинальный

69,95—69,96

57,935—57,940

69,95—69,96

*

57,940—57,945

*

*

57,945—57,950

*

*

57,950—57,955

*

*

57,955—57,960

*

*

57,960—57,965

*

1-й ремонтный размер

69,70—69,71

57,705—57,715

69,70—69,71

2-й ремонтный размер

69,45—69,46

57,455—57,465

69,45—69,46

3-й ремонтный размер

69,20—69,21

57,205—57,215

69,20—69,21

4-й ремонтный размер

68,95—68,96

57,955—57,965

68,95—68,96

Ширина коренных шеек

номинальная

34,00—34,03

28,500—28,521 или 28,600—28,621

34,00—34,03

1-й ремонтный размер

34,00—34,03

28,700—28,721

34,00—34,03

2-й ремонтный размер

до 34,60

28,900—28,921

до 34,60

3-й ремонтный размер

до 34,60

29,000—29,021

до 34,60

4-й ремонтный размер

до 34,60

*

до 34,60

Расстояние между опорными поверхностями упорных полуколец

 

23,979—24,000

Диаметр шатунных шеек

номинальная

51,97—51,96

47,955—47,965

51,97—51,96

1-й ремонтный размер

51,70—51,71

47,705—47,715

51,70—51,71

2-й ремонтный размер

51,45—51,46

47,455—47,465

51,45—51,46

3-й ремонтный размер

51,20—51,21

47,205—47,215

51,20—51,21

4-й ремонтный размер

50,95—50,96

46,955—46,965

50,95—50,96

Ширина шатунных шеек

номинальная

32,0—32,1

27,000—28,034

32,0—32,1

ремонтный размер

до 32,30

до 28,30

до 32,30

Параметр, мм

М 123.920, М 123.921

М 110.923

М 110.984, М 110.988

Диаметр коренных шеек

номинальный

 

59,95—59,96

 

*

 

*

 

*

 

*

 

*

 

1-й ремонтный размер

59,70—59,71

 

2-й ремонтный размер

59,45—59,46

 

3-й ремонтный размер

59,20—59,21

 

4-й ремонтный размер

58,95—58,96

 
Ширина коренных шеек

номинальная

29,00—29,02

 

1-й ремонтный размер

29,00—29,02

 

2-й ремонтный размер

до 29,60

 

3-й ремонтный размер

до 29,60

 

4-й ремонтный размер

до 29,60

 
Расстояние между опорными поверхностями упорных полуколец
 

 
Диаметр шатунных шеек

номинальная

47,95—47,96

 

1-й ремонтный размер

47,70—47,71

 

2-й ремонтный размер

47,45—47,46

 

3-й ремонтный размер

47,20—47,21

 

4-й ремонтный размер

46,95—46,96

 
Ширина шатунных шеек

номинальная

28,00—28,08

 

ремонтный размер

до 28,30

 

Вкладыши коренных и шатунных подшипников

Цвет маркировки вкладышей подшипников: синий или серый.

Характеристика

Значение

Ширина вкладышей, мм

Двигателей М 102 и М 115

33,80—33,90

34,40—34,60

Двигателей М 110 и М 123

28,78—28,90

29,40—29,60

Вкладыши для всех ступеней ремонта поставляются с превышением по ширине и должны быть доработаны по размеру перешлифованного подшипника.

Двигатели моделей М 102 выпуска с июля 1986 г. имеют толщину вкладышей коренных подшипников, увеличенную на 0,003 мм в целях уменьшения зазора и снижения шума при работе двигателя.

Характеристики вкладышей коренных и шатунных подшипников

Параметр, мм

Модель двигателя

М 115.938

М 102.920, М 102.939

М 102.980, М 102.982

М 115.954

Толщина вкладыша коренного подшипника

номинальная

2,25

2,25

2,25

1-й ремонтный размер

2,37

2,37

2,37

2-й ремонтный размер

2,50

2,50

2,50

3-й ремонтный размер

2,62

2,62

2,62

4-й ремонтный размер

2,75

2,75

2,75

Толщина вкладыша шатунного подшипника

номинальная

1,80

1,80

1-й ремонтный размер

1,92

1,92

2-й ремонтный размер

2,05

2,05

3-й ремонтный размер

2,17

2,18

2,17

4-й ремонтный размер

2,30

2,30

Параметр, мм

М 123.920, М 123.921

М 110.923

М 110.984, М 110.988

Толщина вкладыша коренного подшипника

номинальная

3,50

 

1-й ремонтный размер

3,63

 

2-й ремонтный размер

3,75

 

3-й ремонтный размер

3,88

 

4-й ремонтный размер

4,00

 
Толщина вкладыша шатунного подшипника

номинальная

1,81

 

1-й ремонтный размер

1,93

 

2-й ремонтный размер

2,06

 

3-й ремонтный размер

2,18

 

4-й ремонтный размер

2,31

 

Маховик двигателя М 102

Маховик крепится восемью болтами. Установочное отверстие находится напротив сверления в коленчатом вале.

Характеристика

Значение

Диаметр центрирующего буртика венца, мм

275,31—275,39

Расстояние между рабочей поверхностью ведомого диска и опорной поверхностью кожуха сцепления, мм

22,5—22,6

Расстояние между рабочей поверхностью ведомого диска и головкой болта крепления маховика, мм

16,6

  • после шлифования, не менее

15,5

Неплоскостность рабочей поверхности ведомого диска сцепления, не более, мм

0,05

Наружный диаметр рабочей поверхности ведомого диска сцепления, мм

222,0

Наружный диаметр опорной поверхности кожуха сцепления, мм

253,0

Диаметр стержня компенсационных болтов крепления маховика, мм

  • для новых болтов

8,5

8,0

Длина болта до головки, мм

  • для новых болтов

22±0,2

22,5

automn.ru

ВАЗ 2106 | Проверка состояния поршня и шатуна

Проверка состояния поршня и шатуна

1. Очистите поршень

а) Скребком удалите нагар и другие углеродные отложения с днища поршня б) Очистите канавки поршня от отложений куском сломанного кольца

в) Растворителем и мягкой волосяной щеткой окончательно очистите поршень,

Примечание: не применяйте металлическую щетку.

2. Проверьте поршень и поршневые кольца.

А. Проверьте зазор между поршнем и цилиндром,

Примечание: имеются три размерных группы номинального диаметра поршня, обозначенные метками (цифрами) "1", "2"и "3"соответственно. Метка нанесена на днище поршня с краю в направлении, перпендикулярном оси поршневого пальца или на днище поршня в центре, Обратите внимание на метку (выемку) "перед", по которой поршень должен устанавливаться в цилиндр.

а) Микрометром измерьте диаметр юбки поршня на расстоянии 24,5 мм от поверхности днища поршня (ниже уровня канавок для поршневых колец) и в направлении, перпендикулярном оси поршневого пальца, как показано на рисунке

Номинальный диаметр поршня: метка "1"......................80,905-80,915мм метка "2"..................80,915 - 80,925 мм метка "3"...................80,925 - 80,935мм рем. (0,50)...................81,430 - 81,460 мм

б) Измерьте диаметры цилиндров в направлении оси двигателя

в) Найдите разность результатов измерений диаметра поршня и диаметра цилиндра,

Зазор между цилиндром и поршнем: номинальный.................0,085 -0,105 мм максимальный........................................0,130 мм

Если зазор больше максимального, замените все четыре поршня и расточите все четыре цилиндра. При необходимости замените блок цилиндров.

Примечание: при использовании нового блока цилиндров применяйте поршень с той же самой меткой (номером), что и диаметр цилиндра. Маркировка диаметра цилиндра нанесена на блоке цилиндров в местах, показанных на рисунке.

Б. Проверьте торцевой зазор "компрессионное кольцо - поршневая канавка", измерив его плоским щупом, как показано на рисунке.

Номинальный зазор:

Компрессионное кольцо №1: Т....................................,.......0,050 - 0,085мм Я................................................0,045 - 0,080мм

Компрессионное кольцо №2 ..........................0,030 -0,070мм

Маслосъемное кольцо: Т,.......................................................0,02 -0,16 мм Я.......................................................0,03-0,11 мм

Примечание: "Т" - оригинальные, "R" -"Riken".

Если зазор больше допустимого, замените поршень.

В. Проверьте зазор в замке поршневого кольца,

а) Вставьте поршневое кольцо в цилиндр. б) Поршнем протолкните кольцо на расстояние 107 мм (7A-FE) или 100 мм (4A-FE) от поверхности блока цилиндров, как показано на рисунке

в) Плоским щупом измерьте зазор в замке.

Номинальный зазор: компрессионное кольцо №1......................................0,25- 0,35мм компрессионное кольцо №2......................................0,35-0,50 мм

маслосъемноекольцо (поскребкам): Т.....................................................0,15-0,40 мм R(4A-FE)...................................0,10-0,40 мм Я (7A-FE)....................................0,10- 0,35 мм

Максимальный зазор: компрессионное кольцо №1.................................................1,07 мм компрессионное кольцо №2...............................................1,02 мм маслосъемное кольцо (по скребкам).........................................1,62 мм

Примечание: "Т" - оригинальные, "R" -"Riken",

Если зазор в замке больше максимального, замените поршневое кольцо. Если зазор в замке больше максимального даже с новым поршневым кольцом, расточите все цилиндры или замените блок цилиндров.

3. Проверьте соосность шатуна.

А. Используя специальное приспособление и плоский щуп, проверьте изгиб шатуна, как показано на рисунке.

Максимально допустимый изгиб на 100 мм длины........................0,05 мм

Если скручивание больше допустимого, замените шатун вместе с крышкой шатуна.

Аналогичным способом проверьте скручивание шатуна, как показано на рисунке.

Максимальное скручивание на 100 мм длины........................................0,05 мм

Б. Проверьте зазор поршневого пальца,

а) Нутромером измерьте внутренний диаметр втулки верхней головки шатуна.

Внутренний диаметр втулки.....................................20,010-20,022 мм

б) Используя микрометр, измерьте диаметр поршневого пальца.

Диаметр поршневого пальца: метка "А"..........................20,004 - 20,006 мм метка "В"........................20,006-20,008мм метка "С".........................20,008 -20,010 мм метка "D".......................20,010 - 20,012 мм метка "Е".........................20,012 -20,014 мм метка "F".....................20,014 - 20,016 мм

Диаметр отверстия в поршне: метка "А"........................20,013 - 20,015мм метка "В".....................20,015 - 20,017мм метка "CF".................20,017- 20,019 мм метка "D".....................20,019 - 20,021 мм метка "£"......................20,021 - 20,023мм метка "F"........................20,023 - 20,025мм

в) Вычтите измеренное значение диаметра поршневого пальца от измеренного значения внутреннего диаметра втулки.

Зазор: номинальный...............0,004 - 0,008 мм максимальный........................0,05 мм

Если масляный зазор больший чем максимальный, замените втулку. Если необходимо, замените поршень и поршневой палец в сборе.

В. Проверьте шатунные болты. а) Наверните гайку на каждый болт и убедитесь, что гайка легко наворачивается рукой на всю длину резьбы болта. б) Если гайка не наворачивается рукой, измерьте наружный диаметр резьбы болта штангенциркулем в зоне наибольшего износа резьбы.

Диаметр: стандартный...............................8,86-9,00 мм минимальный....................................8,60 мм

Примечание: если такую зону трудно обнаружить визуально, то проводите измерение на расстоянии 15 мм от конца болта, как показано на рисунке.

Если наружный диаметр резьбы меньше минимально допустимого, замените шатунный болт и гайку как единую сборочную единицу

automn.ru

ВАЗ 2101 | Проверка зазоров между канавками поршня и поршневыми кольцами

Проверка зазора между поршневыми кольцами и канавками

1 – поршневое кольцо;

2 – поршень;

3 – набор щупов

Расположение поршневых колец в канавках поршня двигателя мод. 2106
1 – поршень;

2 – верхнее компрессионное, кольцо;

3 – нижнее компрессионное кольцо;

4 – маслосъемное кольцо

Приспособление для снятия и установки поршневых колец

1 – рукоятка;

2 – выступы;

3 – упоры;

4 – захваты

Зазор по высоте между канавками и кольцами проверять, как показано на рис. Проверка зазора между поршневыми кольцами и канавками, вставляя кольцо в соответствующую канавку.

Зазор в замке поршневых колец проверять набором щупов, вставляя кольца в калибр, име ющий диаметр отверстия, равный номинальному диаметру кольца с допуском ± 0,003 мм. При отсутствии калибра допускается проверять зазор. вставив поршневое кольцо в тот цилиндр, где оно будет работать, и продвинув его поршнем на глубину 20–30 мм от нижнего края цилиндра.

Зазор должен быть в пределах 0,25–0,4 мм для всех колец. Если зазор недостаточный, следует запилить стыковые поверхности, а если повышенный – заменить кольца.

Высоты и торцевые установочные зазоры поршневых колец

Поршневое кольцо

Высота, мм

Торцевой установочный зазор, мм

Верхнее компрессионное

1,478 – 1,490

0,045 – 0,077

Нижнее компрессионное

1,978 – 1,990

0,025 – 0,057

Маслосъемное

3,937 – 3,937

0,020 – 0,052

Комплекты поршневых колец

Наименование комплекта

Комплект

Условный диаметр кольца в сжатом состоянии, мм

Двигатель ВАЗ–2106–70

Номинальный, стандартный

21011 – 1000100

79

Увеличенный: на 0,4 мм

21011 – 1000100-21

79,4

Увеличенный: на 0,7 мм

21011 – 1000100-22

79,7

Увеличенный: на 1,0 мм

21011 – 1000100-23

80

В запасные части кольца поставляются комплектом на один двигатель.

Кольца номинального размера применяют при замене изношенных колец для цилиндров номинального размера. Чтобы сократить срок приработки колец в уже работавших цилиндрах, в верхние канавки поршней устанавливают компрессионные кольца, не покрытые хромом.

Кольца с увеличенным диаметром устанавливают в цилиндры, расточенные до ремонтного размера, или их используют для замены изношенных колец в таких цилиндрах.

Кольца устанавливают в канавки поршней таким образом, чтобы выточка на наружной поверхности второго (скребкового) кольца была обращена вниз, а фаски на наружной поверхности маслосъемного кольца были обращены вверх (рис. Расположение поршневых колец в канавках поршня двигателя мод. 2106).

При несоблюдении этого условия масло может проникать через кольца в цилиндр, что приведет к нагарообразованию на стенках камеры сгорания, дымному выпуску из глушителя и увеличенному расходу масла. Надевать кольца на поршень, а также снимать их нужно только в специальном приспособлении или специальными щипцами (рис. Приспособление для снятия и установки поршневых колец), обеспечивающими одинаковое напряжение изгиба по окружности кольца.

После замены поршневых колец в течение 1000 км пробега скорость автомобиля не должна превышать 60 км/час.

automn.ru

ВАЗ 2106 Замена поршня

Извлекаем поршень с шатуном из блока цилиндров (см. Замена вкладышей коленчатого вала).

В нижних головках...

...и крышках шатунов установлены сталеалюминиевые вкладыши.

От проворачивания их удерживают замки, входящие в прорези постелей.

Зажимаем шатун в тиски и, разжимая, снимаем верхнее...

...и нижнее компрессионные кольца. При их последующей установке метка «ВЕРХ» или «ТОР» должна быть направлена к днищу поршня.

Надписи на кольце может и не быть, но нижнее компрессионное кольцо всегда устанавливается фаской вниз.

Снимаем маслосъемное кольцо...

...с расширителем.

Установив поршень на деревянную оправку с отверстием или удерживая на весу, выбиваем палец.

Собираем шатунно-поршневую группу в обратной последовательности.

Подбираем новый поршень. Класс поршня обозначается буквой, а категория пальца – цифрой (см. таблицу сопрягаемых деталей).

Зазор между поршнем и цилиндром у новых деталей составляет 0,05–0,07 мм. При износе максимально допустимый зазор – 0,15 мм. Правильно подобранный, смазанный моторным маслом палец должен входить в отверстия поршня под усилием большого пальца руки и не выпадать из поршня в вертикальном положении.

Установив кольцо в цилиндр, набором щупов проверяем зазор в его замке. Он должен быть 0,25–0,40 мм для всех колец. Если зазор повышенный, необходимо заменить кольца.

Зазор между кольцом и канавкой поршня проверяем также набором щупов. Для верхнего компрессионного кольца он должен быть 0,045–0,077, нижнего – 0,025–0,057, маслосъемного – 0,020–0,052 мм. Предельно допустимый зазор при износе – 0,15 мм.

Устанавливаем в поршневые канавки кольца, затем ориентируем их следующим образом:

  • замок верхнего компрессионного кольца ориентируем под углом 45° к оси поршневого пальца;
  • замок нижнего компрессионного кольца разворачиваем относительно замка верхнего кольца в противоположную сторону;
  • замок маслосъемного кольца ставим на 90° относительно замков других колец. При этом стык его расширителя должен находиться с противоположной стороны замка самого кольца.

Разогреваем верхнюю головку шатуна до 240°С, зажав его в тисках.

Палец можно предварительно охладить в морозильной камере.

Надеваем на шатун поршень и при помощи оправки быстро запрессовываем палец.

Цифры на шатуне и его крышке, указывающие номер цилиндра, должны находиться с одной стороны и совпадать.

Метка «П» на поршне должна быть направлена к передней части блока цилиндров.

vnx.su

Замена поршня Ваз 2106, 21061 Жигули

Извлекаем поршень с шатуном из блока цилиндров (см. Замена вкладышей коленчатого вала).

В нижних головках...

...и крышках шатунов установлены сталеалюминиевые вкладыши.

От проворачивания их удерживают замки, входящие в прорези постелей.

Зажимаем шатун в тиски и, разжимая, снимаем верхнее...

...и нижнее компрессионные кольца. При их последующей установке метка «ВЕРХ» или «ТОР» должна быть направлена к днищу поршня.

Надписи на кольце может и не быть, но нижнее компрессионное кольцо всегда устанавливается фаской вниз.

Снимаем маслосъемное кольцо...

...с расширителем.

Установив поршень на деревянную оправку с отверстием или удерживая на весу, выбиваем палец.

Собираем шатунно-поршневую группу в обратной последовательности.

Подбираем новый поршень. Класс поршня обозначается буквой, а категория пальца – цифрой (см. таблицу сопрягаемых деталей).

Зазор между поршнем и цилиндром у новых деталей составляет 0,05–0,07 мм. При износе максимально допустимый зазор – 0,15 мм. Правильно подобранный, смазанный моторным маслом палец должен входить в отверстия поршня под усилием большого пальца руки и не выпадать из поршня в вертикальном положении.

Установив кольцо в цилиндр, набором щупов проверяем зазор в его замке. Он должен быть 0,25–0,40 мм для всех колец. Если зазор повышенный, необходимо заменить кольца.

Зазор между кольцом и канавкой поршня проверяем также набором щупов. Для верхнего компрессионного кольца он должен быть 0,045–0,077, нижнего – 0,025–0,057, маслосъемного – 0,020–0,052 мм. Предельно допустимый зазор при износе – 0,15 мм.

Устанавливаем в поршневые канавки кольца, затем ориентируем их следующим образом:

  • замок верхнего компрессионного кольца ориентируем под углом 45° к оси поршневого пальца;
  • замок нижнего компрессионного кольца разворачиваем относительно замка верхнего кольца в противоположную сторону;
  • замок маслосъемного кольца ставим на 90° относительно замков других колец. При этом стык его расширителя должен находиться с противоположной стороны замка самого кольца.

Разогреваем верхнюю головку шатуна до 240°С, зажав его в тисках.

Палец можно предварительно охладить в морозильной камере.

Надеваем на шатун поршень и при помощи оправки быстро запрессовываем палец.

Цифры на шатуне и его крышке, указывающие номер цилиндра, должны находиться с одной стороны и совпадать.

Метка «П» на поршне должна быть направлена к передней части блока цилиндров.

carmn.ru

ВАЗ 2106 | Проверка цилиндров, поршней и поршневых колец

Цилиндр

Проверьте стенки цилиндра на наличие царапин, шероховатостей или гребней, что указывает на чрезмерный износ. Если стенки цилиндра неровные или имеют глубокие царапины, цилиндр требует расточки до ремонтного размера и установки поршней увеличенного диаметра.

Рис. 2.137. Схема измерения и измерение диаметра цилиндра в продольном и поперечном направлении двигателя: a – 50 мм; b – 95 мм
Используя нутромер 1, измерьте диаметр цилиндра в продольном и поперечном направлении двигателя в двух положениях («a» и «b»), как показано на рисунке 2.137.

При наличии любого из следующих условий расточите цилиндр.

Диаметр цилиндра превышает предельное значение.

Разность диаметров в двух положениях (см. выше) превышает допуск конусности.

Разность диаметров в продольном и поперечном направлении двигателя превышает допуск овальности.

Диаметр цилиндра

Номинальное значение: 78,000–78,014 мм.

Предельное значение: 78,114 мм.

Допуск конусности и овальности: 0,10 мм.

ПРИМЕЧАНИЕ

При необходимости расточки любого из четырех цилиндров, при ремонте двигателя все четыре цилиндра должны растачиваться до одного и того же следующего ремонтного размера. Это необходимо для однородности и баланса.

Поршни

Проверьте поршень на наличие повреждений и трещин. Поврежденный или дефектный поршень должен быть заменен.

Как показано на рисунке 2.138, диаметр поршня должен измеряться в положении «a» от конца юбки поршня в направлении, перпендикулярном поршневому пальцу.

Диаметр поршня

Стандартный размер: 77,953–77,968 мм.

Стандартный размер (новый (с покрытием)): 77,969–77,984 мм.

Увеличенный размер 0,50 мм: 78,453–78,468 мм.

Зазор между поршнем и цилиндром

Измерьте диаметр цилиндра и диаметр поршня, разность указанных размеров представляет собой величину зазора между поршнем и цилиндром. Зазор между поршнем и цилиндром должен быть в пределах нормы. Если зазор отличается от нормы, расточите цилиндр и используйте поршень увеличенного ремонтного размера.

Рис. 2.139. Измерение зазора между поршнем и цилиндром

Номинальное значение: 0,032–0,061 мм.

Номинальное значение (поршень с покрытием (новый)): 0,016–0,045 мм.

Предельное значение: 0,161 мм.

Зазор между поршневым кольцом и канавкой

ПРИМЕЧАНИЕ

В этом случае диаметр цилиндра измеряется в осевом направлении двигателя в двух положениях.

Зазор между поршневымкольцом и канавкой

Проверка производится при чистых, сухих и свободных от нагара поршневых канавках.

Установите новое поршневое кольцо 1 в поршневую канавку и измерьте зазор щупом 2.

Рис. 2.140. Измерение зазора между поршневым кольцом и канавкой: а – 19,5 мм

Если зазор – отличается от нормы, замените поршень.

Поршневые кольца

Чтобы измерить зазор в замке поршневого кольца, установите поршневое кольцо 1 в цилиндр, а затем измерьте зазор щупом 2. Если измеренный зазор отличается от нормы, замените кольцо.

Рис. 2.141. Измерение зазора в замке поршневого кольца: а – 120 мм

ПРИМЕЧАНИЕ

Удалите нагар и очистите верхнюю часть цилиндра перед установкой поршневого кольца.

Зазор в замке поршневого кольца

automn.ru