Зазор между поршнем и цилиндром ваз 2106
ВАЗ 2106 | Проверка зазоров между канавками поршня и поршневыми кольцами
Проверка зазора между поршневыми кольцами и канавками
1 – поршневое кольцо; 2 – поршень; 3 – набор щупов |
1 – поршень; 2 – верхнее компрессионное, кольцо; 3 – нижнее компрессионное кольцо; 4 – маслосъемное кольцо |
1 – рукоятка; 2 – выступы; 3 – упоры; 4 – захваты |
Зазор по высоте между канавками и кольцами проверять, как показано на рис. Проверка зазора между поршневыми кольцами и канавками, вставляя кольцо в соответствующую канавку.
Зазор в замке поршневых колец проверять набором щупов, вставляя кольца в калибр, име ющий диаметр отверстия, равный номинальному диаметру кольца с допуском ± 0,003 мм. При отсутствии калибра допускается проверять зазор. вставив поршневое кольцо в тот цилиндр, где оно будет работать, и продвинув его поршнем на глубину 20–30 мм от нижнего края цилиндра.
Зазор должен быть в пределах 0,25–0,4 мм для всех колец. Если зазор недостаточный, следует запилить стыковые поверхности, а если повышенный – заменить кольца.
Высоты и торцевые установочные зазоры поршневых колец
Поршневое кольцо |
Высота, мм |
Торцевой установочный зазор, мм |
Верхнее компрессионное |
1,478 – 1,490 |
0,045 – 0,077 |
Нижнее компрессионное |
1,978 – 1,990 |
0,025 – 0,057 |
Маслосъемное |
3,937 – 3,937 |
0,020 – 0,052 |
Наименование комплекта |
Комплект |
Условный диаметр кольца в сжатом состоянии, мм |
Двигатель ВАЗ–2106–70 | ||
Номинальный, стандартный |
21011 – 1000100 |
79 |
Увеличенный: на 0,4 мм |
21011 – 1000100-21 |
79,4 |
Увеличенный: на 0,7 мм |
21011 – 1000100-22 |
79,7 |
Увеличенный: на 1,0 мм |
21011 – 1000100-23 |
80 |
Кольца номинального размера применяют при замене изношенных колец для цилиндров номинального размера. Чтобы сократить срок приработки колец в уже работавших цилиндрах, в верхние канавки поршней устанавливают компрессионные кольца, не покрытые хромом.
Кольца с увеличенным диаметром устанавливают в цилиндры, расточенные до ремонтного размера, или их используют для замены изношенных колец в таких цилиндрах.
Кольца устанавливают в канавки поршней таким образом, чтобы выточка на наружной поверхности второго (скребкового) кольца была обращена вниз, а фаски на наружной поверхности маслосъемного кольца были обращены вверх (рис. Расположение поршневых колец в канавках поршня двигателя мод. 2106).
При несоблюдении этого условия масло может проникать через кольца в цилиндр, что приведет к нагарообразованию на стенках камеры сгорания, дымному выпуску из глушителя и увеличенному расходу масла. Надевать кольца на поршень, а также снимать их нужно только в специальном приспособлении или специальными щипцами (рис. Приспособление для снятия и установки поршневых колец), обеспечивающими одинаковое напряжение изгиба по окружности кольца.
После замены поршневых колец в течение 1000 км пробега скорость автомобиля не должна превышать 60 км/час.
automn.ru
ВАЗ 2106 | Кривошипно-шатунный механизм
Кривошипно-шатунный механизм
Поршни
Поршень из алюминиевого сплава с плоским днищем.
На днище поршня указаны метка диаметра поршня и стрелка для ориентировки поршня при его установке в цилиндр, которая должна быть направлена в сторону привода распределительного вала. По массе поршни одного двигателя не должны отличаться друг от друга более чем на 4,9 г.
Характеристика |
Значение |
Зазор между поршнем и цилиндром, мм |
|
номинальный |
|
0,016—0,040 |
|
|
0,025—0,035 |
предельно допустимый в эксплуатации |
0,10 |
Диаметр поршней *
Параметр, мм |
Модель двигателя |
|||
М 115.938 |
|
М 102.980, М 102.982 |
М 115.954 |
|
номинальный |
||||
86,98 |
88,968—88,982 |
95,468—95,482 |
93,73 |
|
— |
88,978—88,992 |
95,478—95,492 |
— |
|
— |
88,988—89,002 |
95,488—95,502 |
||
1-й ремонтный размер | ||||
87,48 |
89,468—89,482 |
95,968—95,982 |
94,13 |
|
— |
89,478—89,492 |
95,978—95,992 |
— |
|
— |
89,488—89,502 |
96,988—96,002 |
— |
|
2-й ремонтный размер |
||||
87,98 |
89,968—89,982 |
96,468—96,482 |
94,53 |
|
— |
89,978—89,992 |
96,478—96,492 |
— |
|
— |
89,988—90,002 |
96,488—96,502 |
— |
|
3-й ремонтный размер |
||||
88,48 |
— |
— |
— |
|
Параметр, мм |
М 123.920, М 123.921 |
М 110.923 |
М 110.984, М 110.988 |
|
номинальный |
||||
85,98 |
85,98 | |||
— |
— | |||
— |
— | |||
1-й ремонтный размер |
||||
86,48 |
86,48 | |||
— |
— | |||
— |
— | |||
2-й ремонтный размер |
||||
86,98 |
86,98 | |||
— |
— | |||
— |
— | |||
3-й ремонтный размер |
||||
|
— |
*Разница величин обусловлена модельным годом выпуска.
Поршневые пальцы
Поршневой палец стальной, шлифованный, плавающий. От осевого смещения палец удерживается стопорными кольцами.
Характеристики поршневых пальцев
Параметр, мм |
Модель двигателя |
|
М 102.920, М 102.939 |
М 102.980, М 102.982 |
|
Диаметр |
||
23,995—24,000 |
||
15,5 |
||
Длина |
— |
|
Зазор между пальцем и втулкой верхней головки шатуна |
0,007—0,02 |
|
Зазор между пальцем и бобышкой поршня |
0,002—0,012 |
Поршневые кольца
На наружной поверхности поршня проточено три канавки для установки колец. Положение при сборке: метка «Тор» должна быть направлена вверх. На двигателях М 102 могут быть установлены поршневые кольца фирмы «Goёtze» или TRW.
Особенности конструкции поршневых колец фирмы «Goёtze»
Верхнее компрессионное кольцо цилиндрическое, с фаской на внутренней поверхности, с пористым хромированием наружной поверхности. Нижнее компрессионное кольцо конусное, с буртиком. Маслосъемное кольцо с двумя фасками, разжимной витой пружиной и хромированной наружной поверхностью.
Особенности конструкции поршневых колец фирмы TRW
Верхнее компрессионное кольцо цилиндрическое, с фаской на внутренней поверхности, с хромированной шлифованной бочкообразной наружной поверхностью. Нижнее компрессионное кольцо конусное, с буртиком и бочкообразной хромированной наружной поверхностью. Маслосъемное кольцо с двумя фасками, с разжимной витой пружиной и хромированной наружной поверхностью.
Характеристика поршневых колец
Параметр, мм |
Модель двигателя |
|||
М 115.938 |
М 102.920, М 102.939 |
М 102.980, М 102.982 |
М 115.954 |
|
Зазор по высоте | ||||
верхнее компрессионное кольцо |
0,05—0,08 |
0,05—0,085 |
0,050—0,085 |
|
нижнее компрессионное кольцо |
0,03—0,06 |
0,01—0,03 |
0,03—0,06 |
|
маслосъемное кольцо |
0,01—0,04 |
0,01—0,045 |
0,01—0,04 |
|
Предельный зазор по высоте в эксплуатации | ||||
верхнее компрессионное кольцо |
0,15 |
|||
нижнее компрессионное кольцо |
0,10 |
|||
маслосъемное кольцо |
0,16 |
0,10 |
0,16 |
|
Зазор в замке | ||||
верхнее компрессионное кольцо |
0,30—0,55 |
|||
нижнее компрессионное кольцо |
0,25—0,45 |
|||
маслосъемное кольцо |
0,25—0,50 |
|||
Предельный зазор в замке в эксплуатации | ||||
верхнее компрессионное кольцо |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|
нижнее компрессионное кольцо |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
|
маслосъемное кольцо |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
|
Параметр, мм |
М 123.920, М 123.921 |
М 110.923 |
М 110.984, М 110.988 |
|
Зазор по высоте | ||||
верхнее компрессионное кольцо |
0,050—0,085 |
|||
нижнее компрессионное кольцо |
0,03—0,06 |
|||
маслосъемное кольцо |
0,01—0,04 |
|||
Предельный зазор по высоте в эксплуатации | ||||
верхнее компрессионное кольцо |
0,15 |
|||
нижнее компрессионное кольцо |
0,10 |
|||
маслосъемное кольцо |
0,16 |
|||
Зазор в замке | ||||
верхнее компрессионное кольцо |
0,30—0,55 |
|||
нижнее компрессионное кольцо |
0,25—0,45 |
|||
маслосъемное кольцо |
0,25—0,50 |
|||
Предельный зазор в замке в эксплуатации | ||||
верхнее компрессионное кольцо |
1,0 |
|||
нижнее компрессионное кольцо |
0,8 |
|||
маслосъемное кольцо |
0,8 |
Шатуны
Шатун двутаврового сечения стальной, кованый со сменными вкладышами. Крышка нижней головки шатуна прямого сечения. Для подвода масла к трущимся поверхностям в стержне шатуна просверлено отверстие. По массе шатуны одного двигателя не должны отличаться друг от друга более чем на 5 г.
Характеристика |
Значение |
Непараллельность и неплоскостность отверстий головок при измерении на расстоянии осей 100 мм от стержня шатуна, не более, мм |
|
0,045 |
|
0,030 |
|
0,040 |
|
0,040 |
|
Шероховатость поверхности соединения поршня с шатуном, мкм |
0,002 |
Биение отверстий нижней головки шатуна, не более, мм |
0,02 |
Характеристики шатунов
Параметр, мм |
Модель двигателя |
|||
М 115.938 |
М 102.920, М 102.939 |
М 102.980, М 102.982 |
М 115.954 |
|
Диаметр нижней головки шатуна |
55,60—55,62 |
51,60—51,619 |
55,60—55,62 |
|
Диаметр верхней головки шатуна |
29,00—29,02 |
27,00—27,021 |
29,00—29,02 |
|
Внутренний диаметр втулки верхней головки |
26,012—26,018 |
24,007—24,015 |
26,012—26,018 |
|
Расстояние между осями отверстии головок |
148,95—149,05 |
144,95—145,05 |
148,95—149,05 |
|
Ширина нижней головки |
32.08—32,10 |
27,857—27,90 |
32.08—32.10 |
|
Параметр, мм |
М 123.920, М 123.921 |
М 110.923 |
М 110.984, М 110.988 |
|
Диаметр нижней головки шатуна |
51,60—51,62 |
|||
Диаметр верхней головки шатуна |
26,00—26,02 |
|||
Внутренний диаметр втулки верхней головки |
23,007—23,013 |
|||
Расстояние между осями отверстии головок |
130,95—131,05 |
|||
Ширина нижней головки |
27,86—27,89 |
Болты крышки шатуна
Болты с вытягивающимся стержнем.
Характеристика |
Значение |
Диаметр резьбы |
М9х1 |
Диаметр стержня, мм |
|
М 102 |
|
8,3—8,4 |
|
|
8,0 |
М 115 |
|
8,3—8,4 |
|
|
8,0 |
М 110 |
|
7,3—7,4 |
|
|
7,1 |
М 123 |
|
7,3—7,4 |
|
|
7,1 |
Высота головки болта (М 102), мм |
5,0—5,2 |
Длина резьбовой части (М 102), мм |
40,0 |
Длина до головки (М 102), мм |
51,7—52,0 |
Коленчатый вал
Коленчатый вал стальной, кованый четырех- (двигатель М 123), пяти- (двигатели М 102, М 115) или семиопорный (двигатель М 110).
Коленчатый вал 4-цилиндровых двигателей (М 102, М 115) имеет восемь противовесов, 6-цилиндровых (М 110, М 123) — 12 противовесов.
Характеристика |
Значение |
Допустимое торцевое биение щек коренного подшипника, мм |
0,02 |
Радиусы галителей коренных и шатунных шеек, мм |
2,5—3,0 |
Диаметр переднего конца коленчатого вала, мм |
29,987—30,000 |
Допустимое биение переднего конца коленчатого вала, мм |
0,030 |
Диаметр опорной поверхности заднего сальника, мм |
92,874—92,928 |
Нецилиндричность фланца, до, мм |
0,02 |
Биение фланца, до, мм |
0,012 |
Биение коренных шеек (коленчатый вал установлен на призмы шеек 1 и 5), до, мм |
|
0,07 |
|
0.10 |
Зазоры коленчатого вала двигателя М 102
Характеристика |
Значение |
Диаметральный зазор между коренной шейкой и вкладышами, мм |
|
0,025—0,045 |
|
|
0,070 |
Диаметральный зазор между шатунной шейкой и вкладышами, мм |
|
0,030—0,050 |
|
|
0,070 |
Осевой зазор коленчатого вала, мм |
|
0,06—0,22 |
|
|
0,30 |
Осевой зазор между шатуном и коленчатым валом, мм |
|
0,11—0,23 |
|
|
0,50 |
Допустимая овальность коренных и шатунных шеек в эксплуатации, мм |
0,025 |
Допустимая конусность в эксплуатации, мм |
|
|
0,010 |
|
0,015 |
Допустимый дисбаланс коленчатого вала в эксплуатации, г.см |
15 |
Параметры коленчатых валов
Параметр, мм |
Модель двигателя |
|||
М 115.938 |
М 102.920, М 102.939 |
М 102.980, М 102.982 |
М 115.954 |
|
Диаметр коренных шеек | ||||
номинальный |
||||
69,95—69,96 |
57,935—57,940 |
69,95—69,96 |
||
* |
57,940—57,945 |
* |
||
* |
57,945—57,950 |
* |
||
* |
57,950—57,955 |
* |
||
* |
57,955—57,960 |
* |
||
* |
57,960—57,965 |
* |
||
1-й ремонтный размер |
69,70—69,71 |
57,705—57,715 |
69,70—69,71 |
|
2-й ремонтный размер |
69,45—69,46 |
57,455—57,465 |
69,45—69,46 |
|
3-й ремонтный размер |
69,20—69,21 |
57,205—57,215 |
69,20—69,21 |
|
4-й ремонтный размер |
68,95—68,96 |
57,955—57,965 |
68,95—68,96 |
|
Ширина коренных шеек | ||||
номинальная |
34,00—34,03 |
28,500—28,521 или 28,600—28,621 |
34,00—34,03 |
|
1-й ремонтный размер |
34,00—34,03 |
28,700—28,721 |
34,00—34,03 |
|
2-й ремонтный размер |
до 34,60 |
28,900—28,921 |
до 34,60 |
|
3-й ремонтный размер |
до 34,60 |
29,000—29,021 |
до 34,60 |
|
4-й ремонтный размер |
до 34,60 |
* |
до 34,60 |
|
Расстояние между опорными поверхностями упорных полуколец | ||||
|
— |
23,979—24,000 |
— |
|
Диаметр шатунных шеек | ||||
номинальная |
51,97—51,96 |
47,955—47,965 |
51,97—51,96 |
|
1-й ремонтный размер |
51,70—51,71 |
47,705—47,715 |
51,70—51,71 |
|
2-й ремонтный размер |
51,45—51,46 |
47,455—47,465 |
51,45—51,46 |
|
3-й ремонтный размер |
51,20—51,21 |
47,205—47,215 |
51,20—51,21 |
|
4-й ремонтный размер |
50,95—50,96 |
46,955—46,965 |
50,95—50,96 |
|
Ширина шатунных шеек | ||||
номинальная |
32,0—32,1 |
27,000—28,034 |
32,0—32,1 |
|
ремонтный размер |
до 32,30 |
до 28,30 |
до 32,30 |
|
Параметр, мм |
М 123.920, М 123.921 |
М 110.923 |
М 110.984, М 110.988 |
|
Диаметр коренных шеек | ||||
номинальный |
||||
59,95—59,96 |
||||
* |
||||
* |
||||
* |
||||
* |
||||
* |
||||
1-й ремонтный размер |
59,70—59,71 |
|||
2-й ремонтный размер |
59,45—59,46 |
|||
3-й ремонтный размер |
59,20—59,21 |
|||
4-й ремонтный размер |
58,95—58,96 |
|||
Ширина коренных шеек | ||||
номинальная |
29,00—29,02 |
|||
1-й ремонтный размер |
29,00—29,02 |
|||
2-й ремонтный размер |
до 29,60 |
|||
3-й ремонтный размер |
до 29,60 |
|||
4-й ремонтный размер |
до 29,60 |
|||
Расстояние между опорными поверхностями упорных полуколец | ||||
— |
— |
— |
||
Диаметр шатунных шеек | ||||
номинальная |
47,95—47,96 |
|||
1-й ремонтный размер |
47,70—47,71 |
|||
2-й ремонтный размер |
47,45—47,46 |
|||
3-й ремонтный размер |
47,20—47,21 |
|||
4-й ремонтный размер |
46,95—46,96 |
|||
Ширина шатунных шеек | ||||
номинальная |
28,00—28,08 |
|||
ремонтный размер |
до 28,30 |
Вкладыши коренных и шатунных подшипников
Цвет маркировки вкладышей подшипников: синий или серый.
Характеристика |
Значение |
Ширина вкладышей, мм |
|
Двигателей М 102 и М 115 |
|
33,80—33,90 |
|
34,40—34,60 |
|
Двигателей М 110 и М 123 |
|
28,78—28,90 |
|
29,40—29,60 |
Вкладыши для всех ступеней ремонта поставляются с превышением по ширине и должны быть доработаны по размеру перешлифованного подшипника.
Двигатели моделей М 102 выпуска с июля 1986 г. имеют толщину вкладышей коренных подшипников, увеличенную на 0,003 мм в целях уменьшения зазора и снижения шума при работе двигателя. |
Характеристики вкладышей коренных и шатунных подшипников
Параметр, мм |
Модель двигателя |
|||
М 115.938 |
М 102.920, М 102.939 |
М 102.980, М 102.982 |
М 115.954 |
|
Толщина вкладыша коренного подшипника | ||||
номинальная |
2,25 |
2,25 |
2,25 |
|
1-й ремонтный размер |
2,37 |
2,37 |
2,37 |
|
2-й ремонтный размер |
2,50 |
2,50 |
2,50 |
|
3-й ремонтный размер |
2,62 |
2,62 |
2,62 |
|
4-й ремонтный размер |
2,75 |
2,75 |
2,75 |
|
Толщина вкладыша шатунного подшипника | ||||
номинальная |
1,80 |
1,80 |
||
1-й ремонтный размер |
1,92 |
1,92 |
||
2-й ремонтный размер |
2,05 |
2,05 |
||
3-й ремонтный размер |
2,17 |
2,18 |
2,17 |
|
4-й ремонтный размер |
2,30 |
2,30 |
||
Параметр, мм |
М 123.920, М 123.921 |
М 110.923 |
М 110.984, М 110.988 |
|
Толщина вкладыша коренного подшипника | ||||
номинальная |
3,50 |
|||
1-й ремонтный размер |
3,63 |
|||
2-й ремонтный размер |
3,75 |
|||
3-й ремонтный размер |
3,88 |
|||
4-й ремонтный размер |
4,00 |
|||
Толщина вкладыша шатунного подшипника | ||||
номинальная |
1,81 |
|||
1-й ремонтный размер |
1,93 |
|||
2-й ремонтный размер |
2,06 |
|||
3-й ремонтный размер |
2,18 |
|||
4-й ремонтный размер |
2,31 |
Маховик двигателя М 102
Маховик крепится восемью болтами. Установочное отверстие находится напротив сверления в коленчатом вале.
Характеристика |
Значение |
Диаметр центрирующего буртика венца, мм |
275,31—275,39 |
Расстояние между рабочей поверхностью ведомого диска и опорной поверхностью кожуха сцепления, мм |
22,5—22,6 |
Расстояние между рабочей поверхностью ведомого диска и головкой болта крепления маховика, мм |
|
16,6 |
|
|
15,5 |
Неплоскостность рабочей поверхности ведомого диска сцепления, не более, мм |
0,05 |
Наружный диаметр рабочей поверхности ведомого диска сцепления, мм |
222,0 |
Наружный диаметр опорной поверхности кожуха сцепления, мм |
253,0 |
Диаметр стержня компенсационных болтов крепления маховика, мм |
|
|
8,5 |
8,0 |
|
Длина болта до головки, мм |
|
|
22±0,2 |
22,5 |
automn.ru
ВАЗ 2106 | Проверка состояния поршня и шатуна
Проверка состояния поршня и шатуна
1. Очистите поршень
а) Скребком удалите нагар и другие углеродные отложения с днища поршня б) Очистите канавки поршня от отложений куском сломанного кольца
в) Растворителем и мягкой волосяной щеткой окончательно очистите поршень,
Примечание: не применяйте металлическую щетку.
2. Проверьте поршень и поршневые кольца.
А. Проверьте зазор между поршнем и цилиндром,
Примечание: имеются три размерных группы номинального диаметра поршня, обозначенные метками (цифрами) "1", "2"и "3"соответственно. Метка нанесена на днище поршня с краю в направлении, перпендикулярном оси поршневого пальца или на днище поршня в центре, Обратите внимание на метку (выемку) "перед", по которой поршень должен устанавливаться в цилиндр.
а) Микрометром измерьте диаметр юбки поршня на расстоянии 24,5 мм от поверхности днища поршня (ниже уровня канавок для поршневых колец) и в направлении, перпендикулярном оси поршневого пальца, как показано на рисунке
Номинальный диаметр поршня: метка "1"......................80,905-80,915мм метка "2"..................80,915 - 80,925 мм метка "3"...................80,925 - 80,935мм рем. (0,50)...................81,430 - 81,460 мм
б) Измерьте диаметры цилиндров в направлении оси двигателя
в) Найдите разность результатов измерений диаметра поршня и диаметра цилиндра,
Зазор между цилиндром и поршнем: номинальный.................0,085 -0,105 мм максимальный........................................0,130 мм
Если зазор больше максимального, замените все четыре поршня и расточите все четыре цилиндра. При необходимости замените блок цилиндров.
Примечание: при использовании нового блока цилиндров применяйте поршень с той же самой меткой (номером), что и диаметр цилиндра. Маркировка диаметра цилиндра нанесена на блоке цилиндров в местах, показанных на рисунке.
Б. Проверьте торцевой зазор "компрессионное кольцо - поршневая канавка", измерив его плоским щупом, как показано на рисунке.
Номинальный зазор:
Компрессионное кольцо №1: Т....................................,.......0,050 - 0,085мм Я................................................0,045 - 0,080мм
Компрессионное кольцо №2 ..........................0,030 -0,070мм
Маслосъемное кольцо: Т,.......................................................0,02 -0,16 мм Я.......................................................0,03-0,11 мм
Примечание: "Т" - оригинальные, "R" -"Riken".
Если зазор больше допустимого, замените поршень.
В. Проверьте зазор в замке поршневого кольца,
а) Вставьте поршневое кольцо в цилиндр. б) Поршнем протолкните кольцо на расстояние 107 мм (7A-FE) или 100 мм (4A-FE) от поверхности блока цилиндров, как показано на рисунке
в) Плоским щупом измерьте зазор в замке.
Номинальный зазор: компрессионное кольцо №1......................................0,25- 0,35мм компрессионное кольцо №2......................................0,35-0,50 мм
маслосъемноекольцо (поскребкам): Т.....................................................0,15-0,40 мм R(4A-FE)...................................0,10-0,40 мм Я (7A-FE)....................................0,10- 0,35 мм
Максимальный зазор: компрессионное кольцо №1.................................................1,07 мм компрессионное кольцо №2...............................................1,02 мм маслосъемное кольцо (по скребкам).........................................1,62 мм
Примечание: "Т" - оригинальные, "R" -"Riken",
Если зазор в замке больше максимального, замените поршневое кольцо. Если зазор в замке больше максимального даже с новым поршневым кольцом, расточите все цилиндры или замените блок цилиндров.
3. Проверьте соосность шатуна.
А. Используя специальное приспособление и плоский щуп, проверьте изгиб шатуна, как показано на рисунке.
Максимально допустимый изгиб на 100 мм длины........................0,05 мм
Если скручивание больше допустимого, замените шатун вместе с крышкой шатуна.
Аналогичным способом проверьте скручивание шатуна, как показано на рисунке.
Максимальное скручивание на 100 мм длины........................................0,05 мм
Б. Проверьте зазор поршневого пальца,
а) Нутромером измерьте внутренний диаметр втулки верхней головки шатуна.
Внутренний диаметр втулки.....................................20,010-20,022 мм
б) Используя микрометр, измерьте диаметр поршневого пальца.
Диаметр поршневого пальца: метка "А"..........................20,004 - 20,006 мм метка "В"........................20,006-20,008мм метка "С".........................20,008 -20,010 мм метка "D".......................20,010 - 20,012 мм метка "Е".........................20,012 -20,014 мм метка "F".....................20,014 - 20,016 мм
Диаметр отверстия в поршне: метка "А"........................20,013 - 20,015мм метка "В".....................20,015 - 20,017мм метка "CF".................20,017- 20,019 мм метка "D".....................20,019 - 20,021 мм метка "£"......................20,021 - 20,023мм метка "F"........................20,023 - 20,025мм
в) Вычтите измеренное значение диаметра поршневого пальца от измеренного значения внутреннего диаметра втулки.
Зазор: номинальный...............0,004 - 0,008 мм максимальный........................0,05 мм
Если масляный зазор больший чем максимальный, замените втулку. Если необходимо, замените поршень и поршневой палец в сборе.
В. Проверьте шатунные болты. а) Наверните гайку на каждый болт и убедитесь, что гайка легко наворачивается рукой на всю длину резьбы болта. б) Если гайка не наворачивается рукой, измерьте наружный диаметр резьбы болта штангенциркулем в зоне наибольшего износа резьбы.
Диаметр: стандартный...............................8,86-9,00 мм минимальный....................................8,60 мм
Примечание: если такую зону трудно обнаружить визуально, то проводите измерение на расстоянии 15 мм от конца болта, как показано на рисунке.
Если наружный диаметр резьбы меньше минимально допустимого, замените шатунный болт и гайку как единую сборочную единицу
automn.ru
ВАЗ 2101 | Проверка зазоров между канавками поршня и поршневыми кольцами
Проверка зазора между поршневыми кольцами и канавками
1 – поршневое кольцо; 2 – поршень; 3 – набор щупов |
1 – поршень; 2 – верхнее компрессионное, кольцо; 3 – нижнее компрессионное кольцо; 4 – маслосъемное кольцо |
1 – рукоятка; 2 – выступы; 3 – упоры; 4 – захваты |
Зазор по высоте между канавками и кольцами проверять, как показано на рис. Проверка зазора между поршневыми кольцами и канавками, вставляя кольцо в соответствующую канавку.
Зазор в замке поршневых колец проверять набором щупов, вставляя кольца в калибр, име ющий диаметр отверстия, равный номинальному диаметру кольца с допуском ± 0,003 мм. При отсутствии калибра допускается проверять зазор. вставив поршневое кольцо в тот цилиндр, где оно будет работать, и продвинув его поршнем на глубину 20–30 мм от нижнего края цилиндра.
Зазор должен быть в пределах 0,25–0,4 мм для всех колец. Если зазор недостаточный, следует запилить стыковые поверхности, а если повышенный – заменить кольца.
Высоты и торцевые установочные зазоры поршневых колец
Поршневое кольцо |
Высота, мм |
Торцевой установочный зазор, мм |
Верхнее компрессионное |
1,478 – 1,490 |
0,045 – 0,077 |
Нижнее компрессионное |
1,978 – 1,990 |
0,025 – 0,057 |
Маслосъемное |
3,937 – 3,937 |
0,020 – 0,052 |
Наименование комплекта |
Комплект |
Условный диаметр кольца в сжатом состоянии, мм |
Двигатель ВАЗ–2106–70 | ||
Номинальный, стандартный |
21011 – 1000100 |
79 |
Увеличенный: на 0,4 мм |
21011 – 1000100-21 |
79,4 |
Увеличенный: на 0,7 мм |
21011 – 1000100-22 |
79,7 |
Увеличенный: на 1,0 мм |
21011 – 1000100-23 |
80 |
Кольца номинального размера применяют при замене изношенных колец для цилиндров номинального размера. Чтобы сократить срок приработки колец в уже работавших цилиндрах, в верхние канавки поршней устанавливают компрессионные кольца, не покрытые хромом.
Кольца с увеличенным диаметром устанавливают в цилиндры, расточенные до ремонтного размера, или их используют для замены изношенных колец в таких цилиндрах.
Кольца устанавливают в канавки поршней таким образом, чтобы выточка на наружной поверхности второго (скребкового) кольца была обращена вниз, а фаски на наружной поверхности маслосъемного кольца были обращены вверх (рис. Расположение поршневых колец в канавках поршня двигателя мод. 2106).
При несоблюдении этого условия масло может проникать через кольца в цилиндр, что приведет к нагарообразованию на стенках камеры сгорания, дымному выпуску из глушителя и увеличенному расходу масла. Надевать кольца на поршень, а также снимать их нужно только в специальном приспособлении или специальными щипцами (рис. Приспособление для снятия и установки поршневых колец), обеспечивающими одинаковое напряжение изгиба по окружности кольца.
После замены поршневых колец в течение 1000 км пробега скорость автомобиля не должна превышать 60 км/час.
automn.ru
ВАЗ 2106 Замена поршня
Извлекаем поршень с шатуном из блока цилиндров (см. Замена вкладышей коленчатого вала).
В нижних головках... |
...и крышках шатунов установлены сталеалюминиевые вкладыши. |
От проворачивания их удерживают замки, входящие в прорези постелей.
Зажимаем шатун в тиски и, разжимая, снимаем верхнее... |
...и нижнее компрессионные кольца. При их последующей установке метка «ВЕРХ» или «ТОР» должна быть направлена к днищу поршня. |
Надписи на кольце может и не быть, но нижнее компрессионное кольцо всегда устанавливается фаской вниз. |
Снимаем маслосъемное кольцо... |
...с расширителем. |
Установив поршень на деревянную оправку с отверстием или удерживая на весу, выбиваем палец. |
Собираем шатунно-поршневую группу в обратной последовательности.
Подбираем новый поршень. Класс поршня обозначается буквой, а категория пальца – цифрой (см. таблицу сопрягаемых деталей). |
Зазор между поршнем и цилиндром у новых деталей составляет 0,05–0,07 мм. При износе максимально допустимый зазор – 0,15 мм. Правильно подобранный, смазанный моторным маслом палец должен входить в отверстия поршня под усилием большого пальца руки и не выпадать из поршня в вертикальном положении.
Установив кольцо в цилиндр, набором щупов проверяем зазор в его замке. Он должен быть 0,25–0,40 мм для всех колец. Если зазор повышенный, необходимо заменить кольца. |
Зазор между кольцом и канавкой поршня проверяем также набором щупов. Для верхнего компрессионного кольца он должен быть 0,045–0,077, нижнего – 0,025–0,057, маслосъемного – 0,020–0,052 мм. Предельно допустимый зазор при износе – 0,15 мм. |
Устанавливаем в поршневые канавки кольца, затем ориентируем их следующим образом:
- замок верхнего компрессионного кольца ориентируем под углом 45° к оси поршневого пальца;
- замок нижнего компрессионного кольца разворачиваем относительно замка верхнего кольца в противоположную сторону;
- замок маслосъемного кольца ставим на 90° относительно замков других колец. При этом стык его расширителя должен находиться с противоположной стороны замка самого кольца.
Разогреваем верхнюю головку шатуна до 240°С, зажав его в тисках. |
Палец можно предварительно охладить в морозильной камере.
Надеваем на шатун поршень и при помощи оправки быстро запрессовываем палец. |
Цифры на шатуне и его крышке, указывающие номер цилиндра, должны находиться с одной стороны и совпадать. |
Метка «П» на поршне должна быть направлена к передней части блока цилиндров. |
vnx.su
Замена поршня Ваз 2106, 21061 Жигули
Извлекаем поршень с шатуном из блока цилиндров (см. Замена вкладышей коленчатого вала).
В нижних головках... |
...и крышках шатунов установлены сталеалюминиевые вкладыши. |
От проворачивания их удерживают замки, входящие в прорези постелей.
Зажимаем шатун в тиски и, разжимая, снимаем верхнее... |
...и нижнее компрессионные кольца. При их последующей установке метка «ВЕРХ» или «ТОР» должна быть направлена к днищу поршня. |
Надписи на кольце может и не быть, но нижнее компрессионное кольцо всегда устанавливается фаской вниз. |
Снимаем маслосъемное кольцо... |
...с расширителем. |
Установив поршень на деревянную оправку с отверстием или удерживая на весу, выбиваем палец. |
Собираем шатунно-поршневую группу в обратной последовательности.
Подбираем новый поршень. Класс поршня обозначается буквой, а категория пальца – цифрой (см. таблицу сопрягаемых деталей). |
Зазор между поршнем и цилиндром у новых деталей составляет 0,05–0,07 мм. При износе максимально допустимый зазор – 0,15 мм. Правильно подобранный, смазанный моторным маслом палец должен входить в отверстия поршня под усилием большого пальца руки и не выпадать из поршня в вертикальном положении.
Установив кольцо в цилиндр, набором щупов проверяем зазор в его замке. Он должен быть 0,25–0,40 мм для всех колец. Если зазор повышенный, необходимо заменить кольца. |
Зазор между кольцом и канавкой поршня проверяем также набором щупов. Для верхнего компрессионного кольца он должен быть 0,045–0,077, нижнего – 0,025–0,057, маслосъемного – 0,020–0,052 мм. Предельно допустимый зазор при износе – 0,15 мм. |
Устанавливаем в поршневые канавки кольца, затем ориентируем их следующим образом:
- замок верхнего компрессионного кольца ориентируем под углом 45° к оси поршневого пальца;
- замок нижнего компрессионного кольца разворачиваем относительно замка верхнего кольца в противоположную сторону;
- замок маслосъемного кольца ставим на 90° относительно замков других колец. При этом стык его расширителя должен находиться с противоположной стороны замка самого кольца.
Разогреваем верхнюю головку шатуна до 240°С, зажав его в тисках. |
Палец можно предварительно охладить в морозильной камере.
Надеваем на шатун поршень и при помощи оправки быстро запрессовываем палец. |
Цифры на шатуне и его крышке, указывающие номер цилиндра, должны находиться с одной стороны и совпадать. |
Метка «П» на поршне должна быть направлена к передней части блока цилиндров. |
carmn.ru
ВАЗ 2106 | Проверка цилиндров, поршней и поршневых колец
Цилиндр
Проверьте стенки цилиндра на наличие царапин, шероховатостей или гребней, что указывает на чрезмерный износ. Если стенки цилиндра неровные или имеют глубокие царапины, цилиндр требует расточки до ремонтного размера и установки поршней увеличенного диаметра.
Рис. 2.137. Схема измерения и измерение диаметра цилиндра в продольном и поперечном направлении двигателя: a – 50 мм; b – 95 мм |
При наличии любого из следующих условий расточите цилиндр.
Диаметр цилиндра превышает предельное значение.
Разность диаметров в двух положениях (см. выше) превышает допуск конусности.
Разность диаметров в продольном и поперечном направлении двигателя превышает допуск овальности.
Диаметр цилиндра
Номинальное значение: 78,000–78,014 мм.
Предельное значение: 78,114 мм.
Допуск конусности и овальности: 0,10 мм.
ПРИМЕЧАНИЕ При необходимости расточки любого из четырех цилиндров, при ремонте двигателя все четыре цилиндра должны растачиваться до одного и того же следующего ремонтного размера. Это необходимо для однородности и баланса. |
Поршни
Проверьте поршень на наличие повреждений и трещин. Поврежденный или дефектный поршень должен быть заменен.
Как показано на рисунке 2.138, диаметр поршня должен измеряться в положении «a» от конца юбки поршня в направлении, перпендикулярном поршневому пальцу.Диаметр поршня
Стандартный размер: 77,953–77,968 мм.
Стандартный размер (новый (с покрытием)): 77,969–77,984 мм.
Увеличенный размер 0,50 мм: 78,453–78,468 мм.
Зазор между поршнем и цилиндром
Измерьте диаметр цилиндра и диаметр поршня, разность указанных размеров представляет собой величину зазора между поршнем и цилиндром. Зазор между поршнем и цилиндром должен быть в пределах нормы. Если зазор отличается от нормы, расточите цилиндр и используйте поршень увеличенного ремонтного размера.
Рис. 2.139. Измерение зазора между поршнем и цилиндром |
Номинальное значение: 0,032–0,061 мм.
Номинальное значение (поршень с покрытием (новый)): 0,016–0,045 мм.
Предельное значение: 0,161 мм.
Зазор между поршневым кольцом и канавкой
ПРИМЕЧАНИЕ В этом случае диаметр цилиндра измеряется в осевом направлении двигателя в двух положениях. |
Зазор между поршневымкольцом и канавкой
Проверка производится при чистых, сухих и свободных от нагара поршневых канавках.
Установите новое поршневое кольцо 1 в поршневую канавку и измерьте зазор щупом 2.
Рис. 2.140. Измерение зазора между поршневым кольцом и канавкой: а – 19,5 мм |
Если зазор – отличается от нормы, замените поршень.
Поршневые кольца
Чтобы измерить зазор в замке поршневого кольца, установите поршневое кольцо 1 в цилиндр, а затем измерьте зазор щупом 2. Если измеренный зазор отличается от нормы, замените кольцо.
Рис. 2.141. Измерение зазора в замке поршневого кольца: а – 120 мм |
ПРИМЕЧАНИЕ Удалите нагар и очистите верхнюю часть цилиндра перед установкой поршневого кольца. |
Зазор в замке поршневого кольца
automn.ru