Основные элементы системы зажигания. Катушка зажигания. Б117А катушка зажигания


Устройство и схема катушки зажигания Б-117А

электрическая схема катушкиНа автомобилях ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107 и их модификациях применяется катушка зажигания Б-117А. Она установлена на левом брызговике моторного отсека автомобиля на двух шпильках.

Устройство катушки зажигания Б-117А

Катушка зажигания Б-117А представляет собой трансформатор с разомкнутым магнитопроводом, который состоит из сердечника и кольцевого наружного магнитопровода. Сердечник набран из пластин электротехнической стали толщиной 0,5 мм. Наружный магнитопровод служит для улучшения магнитной проводимости катушки и состоит из свернутой в два с половиной слоя ленты из электротехнической стали толщиной 0,3 мм. Для уменьшения вихревых токов имеет вертикальные прорези.

Сердечник находится в картонном каркасе, на котором намотана вторичная обмотка, имеющая 55 слоев медного провода в эмалевой изоляции, разделенных слоями бумаги. Вторичная обмотка имеет в первом и последнем слоях по 50 витков.

Поверх вторичной обмотки намотана первичная обмотка, имеющая в первом и последнем слое 48 витков, а в остальных по 52. Слои обмотки отделены друг от друга бумагой. Первичная обмотка изолирована от вторичной слоем картона.

Конец вторичной обмотки соединен с началом первичной и выведен к контакту «+Б» на крышке катушки. На него приходит электрический ток от замка зажигания и запитывает обмотки катушки.

Катушка зажигания Б-117А заполнена трансформаторным маслом через отверстие в крышке закрываемое винтом. Масло необходимо для охлаждения обмоток.

Катушка зажигания закрыта крышкой из высоковольтной пластмассы (фенопласта). В ней имеется вывод под высоковольтный провод и два других вывода. Вывод «+Б» описан выше, а второй безымянный вывод соединен с первичной обмоткой.

Вывод под провод высокого напряжения соединен с винтом, спиральной пружиной и далее с сердечником который соединен с выводом начала вторичной обмотки (выводом высокого напряжения).

Схема катушки зажигания Б-117А

схема катушка Б-117АПримечания и дополнения

— Помимо Б-117А на «классику» ВАЗ устанавливаются катушки зажигания 27.3705 и 3122.3705.

Еще статьи по системе зажигания автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107

— Контактная система зажигания автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2106

— Контактная система зажигания автомобилей ВАЗ 2104, 2105, 2107

— Проверка катушки зажигания автомобилей ВАЗ 2104, 2105, 2107

twokarburators.ru

Катушка зажигания автомобилей ВАЗ 2104, 2105, 2107

катушка зажигания ВАЗ 2104, 2105, 2107Назначение катушки зажигания 2104, 2105, 2107

Катушка зажигания предназначена для преобразования тока низкого напряжения (12В) в ток высокого напряжения (10-20кВ), который необходим для образования искры между электродами свечей зажигания и воспламенения топливной смеси.

Расположение катушки зажигания на автомобилях ВАЗ 2104, 2105, 2107

Катушка зажигания на автомобилях ВАЗ 2104, 2105, 2107 расположена в моторном отсеке на левом брызговике к которому крепится на двух шпильках.

Применяемость катушек зажигания на автомобилях ВАЗ 2104, 2105, 2107

На автомобилях ВАЗ 2104, 2105, 2107 с контактной системой зажигания применяется катушка зажигания Б-117А. С бесконтактной системой — 27.3705 (с разомкнутым магнитопроводом, маслонаполненная) или 3122.3705 (с замкнутым магнитопроводом, сухая). Возможно применение аналогов импортного производства.

Устройство катушки зажигания 2104. 2105, 2107

На примере катушки Б-117А. Подробнее см. «Схема катушки зажигания Б-117А».

Катушка состоит из корпуса с пластмассовой крышкой. Внутри находится стальной сердечник и вокруг него две обмотки (первичная и вторичная). На крышке имеются три вывода: центральный — высоковольтный, вывод вторичной обмотки (так же соединенный с сердечником), на низковольтный «+Б» подводится напряжение от выключателя зажигания и далее подается на первичную и вторичную обмотки, безымянный вывод (он же вывод «К») — соединен с первичной обмоткой.

Принцип действия катушки зажигания

Электрический ток, подающийся на вывод «+Б» и далее протекающий по первичной обмотке катушки зажигания, создает вокруг ее витков магнитное поле. При размыкании контактов прерывателя ток в цепи первичной обмотки исчезает, магнитное поле резко сокращается и, пересекая витки первичной и вторичной обмоток, индуцирует в них электродвижущую силу (ЭДС), пропорциональную количеству витков.

Во вторичной обмотке ЭДС достигает 12.000 — 24.000 В, а в первичной 200-300 В, что вполне достаточно для пробивания искрой воздушного зазора между электродами свечей зажигания и последующего воспламенения топливной смеси в камерах сгорания.

Неисправности катушки зажигания

Неисправностей у катушек зажигания обычно всего две: короткое замыкание и «обрыв». В любом случае двигатель автомобиля не запустится или запустится, но будет сильно «троить». Необходимо проведение проверки катушки зажигания. См. «Проверка катушки зажигания автомобилей ВАЗ 2104, 2105, 2107».Примечания и дополнения

— Характеристики катушек зажигания Б-117А и 27.3705

Параметры Б-117А 27.3705
Первичная обмотка
Число витков 310 119
Диаметр провода 0,53 мм 1,23 мм
Сопротивление 3,3 Ом 0,43 Ом
Индуктивность 10,3 мГн 3,7 мГн
Вторичная обмотка
Число витков 23600 16300
Диаметр провода 0,071 мм 0,071 мм
Сопротивление 7,7 Ом 4,7 Ом
Индуктивность 38,3 мГн 23,5 мГн
Производительность
Вторичное напряжение при 1000 об/мин 18 кВ 25 кВ
Длительность искрового разряда 1,2-1,5 мс 1,6 мс
Энергия искрового разряда 18-20 мДж 40-50 мДж

Еще статьи по электрооборудованию автомобилей ВАЗ 2104, 2105, 2107

— Схема включения звуковых сигналов (гудок) на автомобилях ВАЗ 2104, 2105, 2107

— Схема включения габаритов автомобиля ВАЗ 2105

— Провода задних фонарей автомобиля ВАЗ 2107

twokarburators.ru

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБМОТОК

Первичная обмотка

Число витков................................................................308

Диаметр проволоки, мм ..............................0,550—0,598

Сопротивление обмотки при 20 "С, Ом......3,072—3.328

Вторичная обмотка

Число витков............................................................21035

Диметр проволоки, мм ....................................0,07—0,08

Сопротивление обмотки при 20 °С, Ом........6300—9200

 

В случае отказа катушки Б117-А ее можно заменить катушкой зажига­ния от "Москвича" или "Волги" — Б115-В. Катушка Б115-В четырехклеммовая. Если состояние двигателя, систем питания и зажи­гания нормальное (двигатель запускается легко), клемму "ВК" можно вообще не использовать. Подключаемся к клемме "ВК-Б" через сопроти­вление, которое довольно сильно нагревается, что не должно смущать потребителя. Если запуск двигателя явно затруднен, тогда необходимо соединить клеммы "ВК" и "ВК-Б" (закорачивается дополнительное со­противление), установив для этой цели специальный тумблер или кноп­ку. Сразу же, как двигатель заработает, клеммы "ВК" и "ВК-Б" необходи­мо разъединить.

При различных КТСЗ, устанавливаемых дополнительно к обычной КСЗ, используют штатные катушки зажигания. В настоящее время такие системы выпускают с переключателем, позволяющим перехо­дить от КТСЗ к КСЗ и наоборот. Бывали случаи, когда при недоста­точно надежном подключении к "массе" КТСЗначинала постепенно отказывать. При этом автомобиль теряет мощность, расход топлива превышает норму а скорость резко снижается. Самое интересное в том, что после промывки, чистки и регулировок в системах питания и зажигания, замене транзисторов — все становилось нормально. А через некоторое время все повторялось. Единственно верным на­правлением обнаружения причины неисправности был переход "на­зад" к обычной системе зажигания.

А можно ли использовать катушки от систем зажигания высокой энергии (БТСЗ, МСУД) при КСЗ? Катушка зажигания 27.3705 (БТСЗ) имеет при 25 °С сопротивление первичной обмотки 0,4—0,5 Ом (вто­ричной 3500—4500 Ом). Катушка зажигания 29.3705 (МСУД) соответ­ственно 0,45—0,55 Ом (9500—12500 Ом). Сравнив приведенные вели­чины сопротивлений первичных обмоток катушек зажигания 27.3705, 29.3705 с сопротивлением первичной обмотки катушки Б117-А, можно заметить, что у нее сопротивление больше в 6—9 раз. Ес­ли при классической системе зажигания первичный ток не более 3—5 А, то в системах высокой энергии ток до 10 А. В классической системе за­жигания по катушке от БТСЗ, МСУД пойдет ток в 6—9 раз больший, ве­личина его будет в пределах 18—45 А, т.е. при КСЗ использовать ка­тушки 27.3705 и 29.3705 нельзя, они просто сгорят.

В системах высокой энергии можно применять катушки зажигания от КСЗ, но высокой энергии зажигания (выше, чем у КСЗ, примерно в 2,5 раза) вы уже не получите. Если высокой степени сжатия дополнительно будут "сопутствовать" обедненная смесь, пониженная температура окру­жающего воздуха и т.д., то пустить двигатель просто не удастся. Таким образом для КСЗ необходима катушка зажигания с сопроти­влением первичной обмотки в 3,1—3,5 Ом. При необходимости повы­шения энергии зажигания (например, у "Москвич-21412" со степенью сжатия 9,5) сопротивление первичной обмотки понижается при пуске двигателя до 1,5—2,0 Ом (катушка Б115-В). При работе двигателя пос­ледовательно с первичной обмоткой включается добавочное сопроти­вление (вариатор). Однако пониженное сопротивление первичной об­мотки приводит на малой частоте вращения двигателя к нежелатель­ному увеличению первичного тока. Добавочное сопротивление здесь выступает в роли вариатора и при нагреве (большой ток) повышает свое сопротивление до 4,5 Ом, что ограничивает ток величиной 3 А. При больших первичный ток уменьшается до 1 А, при этом сопротивле­ние вариатора снижается до 1,7 Ом,

Катушки зажигания двигателей с числом цилиндров более четырех имеют меньшее сопротивление первичной обмотки и большее число витков вторичной. Этим же отличаются катушки высокооборотных двигателей.

Особенностью катушек зажигания Б117-Аи Б115-В, имеющих боль­шое сопротивление первичной обмотки, является то, что, если случай­но оставить включенным зажигание, катушка не выйдет из строя — произойдет полный разряд аккумуляторной батареи. Иначе в системах зажигания высокой энергии. Например, если от датчика Холла постоянно идет открывающий транзистор сигнал (пере­терся провод в датчике-распределителе) и первичный ток протекает через катушку постоянно, то первичная обмотка катушки перегорает.

Особого внимания заслуживает вывод высокого напряжения из катушки. Провод высокого напряжения, идущий от катушки до крышки рас­пределителя, и места соединения требуют повышенного внимания еще и потому, что этот провод работает в четыре раза (4-цилиндровый двига­тель) интенсивнее, чем провода свечей. Так, на холостом ходу (800 мин~1) импульсы высокого напряжения проходят по этому проводу 27 раз в сек. При максимальных оборотах двигателя частота прохождения импуль­сов увеличивается в 6—7 раз.

При обслуживании системы зажигания нужно осмотреть высоко­вольтный вывод катушки. Если латунный контакт в отверстии катушки почернел, необходимо, свернув мелкую шкурку "трубочкой", очистить до блеска контакты и наконечник провода. Таким же образом зачища­ются высоковольтные контакты проводов в крышке распределителя.

Наконечники высоковольтных проводов представляют из себя ла­тунные цилиндрики с прорезями и, если наконечники в гнездах крышек катушки и распределителя сидят свободно, необходимо увеличить ши­рину прорези, слегка разогнув цилиндр наконечника.

Если не следить за высоковольтными контактами, то происходит следующее. В катушке зажигания с ростом сопротивления в контакте ток с латунной части вывода начинает стекать по пластмассовой стен­ке отверстия к его краю. Далее ток попадает на наружную часть крыш­ки катушки и устремляется к клемме. С клеммы катушки по прово­ду низкого напряжения ток попадает к подвижному контакту прерыва­теля. В прерывателе максимальный зазор порядка 0,4 мм, а в свече ме­жду электродами 0,5—0,6 мм. Пробивное напряжение возрастает с увеличением зазора в свечах, с увеличением давления в камере сжа­тия, с обеднением смеси и понижением ее температуры. Постепенно край отверстия в пластмассовой крышке катушки зажи­гания "обугливается", сопротивление пластмассы понижается, путь для стекания импульса становится короче, а надежность системы за­жигания снижается.

В итоге в крышке катушки от края отверстия к клемме образуется прожог или поверхностная трещина. Сняв катушку, можно рассмотреть эту трещину, но она часто не приводит к полному отказу системы зажи­гания в нормальных условиях.

Когда требуется повышенное пробивное напряжение, а в трещине конденсируется влага, что происходит при повышении температуры ок­ружающего воздуха при повышенной влажности (дождь, мойка), двига­тель может не только не запускаться, но и заглохнуть на ходу. Все эти не­приятности могут иметь место и при отсутствии прогаров (прожогов), но в этом случае для запуска требуется тщательная обтирка (просушка) крышек катушки зажигания и распределителя, свечей зажигания. Если двигатель заглох на ходу (горячий), достаточно подождать 10—15 мин.

Во всех случаях положение усугубляется при неотрегулированном или неисправном карбюраторе, "слабом'' аккумуляторе, при дефектной свече в одном из цилиндров, при неправильных действиях по запуску дви­гателя. Если двигатель не запустился после трех попыток (10—15 с — включение стартера, 30 с — перерыв между включениями) — необходимо проверить системы зажигания и питания. Дополнительно в хо­лодное время года рекомендуется: провернуть коленчатый вал вруч­ную, включить для разогрева аккумулятора на несколько секунд фары, выжать сцепление.

При прогаре крышки катушки зажигания стекание импульса тока можно даже увидеть. Достаточно сдвинуть по проводу у катушки рези­новый колпачок и отклонить в сторону клеммы "+Б" провод — в отвер­стии крышки будут видны искры.

Иногда стекание импульсов происходит и через пластмассовую стенку высоковольтного вывода крышки катушки зажигания прямо на брызговик, к которому крепится катушка.

В связи с изложенным интересно сравнить катушку Б117-А с катуш­кой Bosch (1 220 522 011). У первой расстояние от внутреннего контак­та в крышке катушки до края отверстия составляет 75 % от диаметра, а у второй — 112 %. У катушки Возсп есть специальный пластмассо­вый экран, который препятствует стеканию искры как на клемму 1, так ина "массу" автомобиля.

Конечно дело не толькои не столько в "длине пути", по которому стекают импульсы, а в качестве (сопротивлении) материалов. Электрическое сопротивление материа­лов может значительно разли­чаться. Так германий (полупро­водник) имеет сопротивление в 30 миллионов раз больше, чем у меди и в 1 миллион раз меньше, чем у стекла.

Катушки зажигания при рабо­те нагреваются. Нагрев ее до 80°С (рис. 24) снижает вторичное напряжение примерно на 1,5 кВ (1500 В). На "Жигулях" для обду­ва катушки зажигания скорост­ным напором воздуха предусмот­рено специальное окно в левом щитке радиатора. Естественно, катушка зажигания должна быть чистой.

Для сравнения в табл. 2 при­ведены значения сопротивления обмоток наших массовых и от­дельных зарубежных катушек зажигания. И последнее, что касается ка­тушки зажигания — если изнее вынут высоковольтный провод, нельзя при включенном зажига­нии вращать коленчатый вал (вручную, стартером), так как в этом случае катушка совершенно напрасно подвергается суровым испытаниям на предельные воз­можности.

Похожие статьи:

poznayka.org

Основные элементы системы зажигания. Катушка зажигания.

Катушка зажигания

Наиболее массовая "жигулевская" катушка Б117-А предназначена для обычной контактной системы зажигания (КСЗ). Срок службы, как правило, более 300 тыс. км. Внезапные отказы без каких-либо "предварительных сигналов" довольно редкое явление.

 

В случае отказа катушки Б117-А ее можно заменить катушкой зажигания от "Москвича" или "Волги" – Б115-В. Катушка Б115-В четырехклеммовая. Если состояние двигателя, систем питания и зажигания нормальное (двигатель запускается легко), клемму "ВК" можно вообще не использовать. Подключаемся к клемме "ВК-Б" через сопротивление, которое довольно сильно нагревается, что не должно смущать потребителя.

 

Если запуск двигателя явно затруднен, тогда необходимо соединить клеммы "ВК" и "ВК-Б" (закорачивается дополнительное сопротивление), установив для этой цели специальный тумблер или кнопку. Сразу же, как двигатель заработает, клеммы "ВК" и "ВК-Б" необходимо разъединить.

 

При различных контактно-транзисторных системах зажигания (КТСЗ), устанавливаемых дополнительно к обычной КСЗ, используют штатные катушки зажигания. В настоящее время такие системы выпускают с переключателем, позволяющим переходить от КТСЗ к КСЗ и наоборот. Бывали случаи, когда при недостаточно надежном подключении к "массе" КТСЗ начинала постепенно отказывать.

 

При этом автомобиль теряет мощность, расход топлива превышает норму, а скорость резко снижается. Самое интересное в том, что после промывки, чистки и регулировок в системах питания и зажигания, замене транзисторов – все становилось нормально. А через некоторое время все повторялось.

Единственно верным направлением обнаружения причины неисправности был переход "назад" к обычной системе зажигания.

 

А можно ли использовать катушки от систем зажигания высокой энергии (бесконтактно-транзисторная система зажигания (БТСЗ), микропроцессорная система управления двигателем (МСУД)) при КСЗ? Катушка зажигания 27.3705 (БТСЗ) имеет при 25 °С сопротивление первичной обмотки 0,4-0,5 Ом (вторичной 3500-4500 Ом). Катушка зажигания 29.3705 (МСУД) соответственно 0,45-0,55 Ом (9500-12500 Ом). Сравнив приведенные величины сопротивлений первичных обмоток катушек зажигания 27.3705, 29.3705 с сопротивлением первичной обмотки катушки Б117-А (см. выше), можно заметить, что у нее сопротивление больше в 6-9 раз. Если при классической системе зажигания первичный ток не более 3-5 А, то в системах высокой энергии ток до 10 А.

 

В классической системе зажигания по катушке от БТСЗ, МСУД пойдет ток в 6-9 раз больший, величина его будет в пределах 18-45 А, т.е. при КСЗ использовать катушки 27.3705 и 29.3705 нельзя, они просто сгорят.

 

В системах высокой энергии можно применять катушки зажигания от КСЗ, но высокой энергии зажигания (выше, чем у КСЗ, примерно в 2,5 раза) вы уже не получите. Если высокой степени сжатия дополнительно будут "сопутствовать" обедненная смесь, пониженная температура окружающего воздуха и т.д., то пустить двигатель просто не удастся.

 

Таким образом для КСЗ необходима катушка зажигания с сопротивлением первичной обмотки в 3,1-3,5 Ом. При необходимости повышения энергии зажигания (например, у "Москвич-21412" со степенью сжатия 9,5) сопротивление первичной обмотки понижается при пуске двигателя до 1,5-2,0 Ом (катушка Б115-В). При работе двигателя последовательно с первичной обмоткой включается добавочное сопротивление (вариатор).

 

Однако пониженное сопротивление первичной обмотки приводит на малой частоте вращения двигателя к нежелательному увеличению первичного тока. Добавочное сопротивление здесь выступает в роли вариатора и при нагреве (большой ток) повышает свое сопротивление до 4,5 Ом, что ограничивает ток величиной 3 А. При больших первичный ток уменьшается до 1 А, при этом сопротивление вариатора снижается до 1,7 Ом.

 

Катушки зажигания двигателей с числом цилиндров более четырех имеют меньшее сопротивление первичной обмотки и большее число витков вторичной. Этим же отличаются катушки высокооборотных двигателей.

 

Особенностью катушек зажигания Б117-А и Б115-В, имеющих большое сопротивление первичной обмотки, является то, что, если случайно оставить включенным зажигание, катушка не выйдет из строя - произойдет полный разряд аккумуляторной батареи.Иначе в системах зажигания высокой энергии. Например, если от датчика Холла постоянно идет открывающий транзистор сигнал (перетерся провод в датчике-распределителе) и первичный ток протекает через катушку постоянно, то первичная обмотка катушки перегорает.

progiavto.ru

Основные элементы системы зажигания. Катушка зажигания. Часть 1

Наиболее массовая «жигулевская» катушка Б117-А предназначена для обычной контактной системы зажигания (КСЗ). Срок службы, как правило, более 300 тыс. км. Внезапные отказы без каких-либо «предварительных сигналов» довольно редкое явление.

В случае отказа катушки Б117-А ее можно заменить катушкой зажигания от «Москвича» или «Волги» – Б115-В. Катушка Б115-В четырехклеммовая. Если состояние двигателя, систем питания и зажигания нормальное (двигатель запускается легко), клемму «ВК» можно вообще не использовать. Подключаемся к клемме «ВК-Б» через сопротивление, которое довольно сильно нагревается, что не должно смущать потребителя. Если запуск двигателя явно затруднен, тогда необходимо соединить клеммы «ВК» и «ВК-Б» (закорачивается дополнительное сопротивление), установив для этой цели специальный тумблер или кнопку. Сразу же, как двигатель заработает, клеммы «ВК» и «ВК-Б» необходимо разъединить.

При различных контактно-транзисторных системах зажигания (КТСЗ), устанавливаемых дополнительно к обычной КСЗ, используют штатные катушки зажигания. В настоящее время такие системы выпускают с переключателем, позволяющим переходить от КТСЗ к КСЗ и наоборот. Бывали случаи, когда при недостаточно надежном подключении к «массе» КТСЗ начинала постепенно отказывать. При этом автомобиль теряет мощность, расход топлива превышает норму, а скорость резко снижается. Самое интересное в том, что после промывки, чистки и регулировок в системах питания и зажигания, замене транзисторов – все становилось нормально. А через некоторое время все повторялось. Единственно верным направлением обнаружения причины неисправности был переход «назад» к обычной системе зажигания.

А можно ли использовать катушки от систем зажигания высокой энергии (бесконтактно-транзисторная система зажигания (БТСЗ), микропроцессорная система управления двигателем (МСУД)) при КСЗ? Катушка зажигания 27.3705 (БТСЗ) имеет при 25 °С сопротивление первичной обмотки 0,4-0,5 Ом (вторичной 3500-4500 Ом). Катушка зажигания 29.3705 (МСУД) соответственно 0,45-0,55 Ом (9500-12500 Ом). Сравнив приведенные величины сопротивлений первичных обмоток катушек зажигания 27.3705, 29.3705 с сопротивлением первичной обмотки катушки Б117-А (см. выше), можно заметить, что у нее сопротивление больше в 6-9 раз. Если при классической системе зажигания первичный ток не более 3-5 А, то в системах высокой энергии ток до 10 А. В классической системе зажигания по катушке от БТСЗ, МСУД пойдет ток в 6-9 раз больший, величина его будет в пределах 18-45 А, т.е. при КСЗ использовать катушки 27.3705 и 29.3705 нельзя, они просто сгорят.

В системах высокой энергии можно применять катушки зажигания от КСЗ, но высокой энергии зажигания (выше, чем у КСЗ, примерно в 2,5 раза) вы уже не получите. Если высокой степени сжатия дополнительно будут «сопутствовать» обедненная смесь, пониженная температура окружающего воздуха и т.д., то пустить двигатель просто не удастся.

Таким образом для КСЗ необходима катушка зажигания с сопротивлением первичной обмотки в 3,1-3,5 Ом. При необходимости повышения энергии зажигания (например, у «Москвич-21412» со степенью сжатия 9,5) сопротивление первичной обмотки понижается при пуске двигателя до 1,5-2,0 Ом (катушка Б115-В). При работе двигателя последовательно с первичной обмоткой включается добавочное сопротивление (вариатор). Однако пониженное сопротивление первичной обмотки приводит на малой частоте вращения двигателя к нежелательному увеличению первичного тока. Добавочное сопротивление здесь выступает в роли вариатора и при нагреве (большой ток) повышает свое сопротивление до 4,5 Ом, что ограничивает ток величиной 3 А. При больших первичный ток уменьшается до 1 А, при этом сопротивление вариатора снижается до 1,7 Ом.

Катушки зажигания двигателей с числом цилиндров более четырех имеют меньшее сопротивление первичной обмотки и большее число витков вторичной. Этим же отличаются катушки высокооборотных двигателей.

Особенностью катушек зажигания Б117-А и Б115-В, имеющих большое сопротивление первичной обмотки, является то, что, если случайно оставить включенным зажигание, катушка не выйдет из строя — произойдет полный разряд аккумуляторной батареи.

Иначе в системах зажигания высокой энергии. Например, если от датчика Холла постоянно идет открывающий транзистор сигнал (перетерся провод в датчике-распределителе) и первичный ток протекает через катушку постоянно, то первичная обмотка катушки перегорает.

Другие статьи по теме:

с вашего сайта.

autocarta.ru

Катушка зажигания

Назад                                             Главная                                           Далее

 

Катушка зажигания

Наиболее массовая "жигулевская" катушка Б117-А (см. рис. 3) пред­назначена для обычной КСЗ. Срок службы, как правило, более 300 тыс. км. Внезапные отказы без каких-либо "предварительных сигналов" доволь­но редкое явление.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБМОТОК

Первичная обмотка

Число витков............................................................................................................308

Диаметр проволоки, мм..........................................................................0,550—0,598

Сопротивление обмотки при 20 °С, Ом.................................................3,072—3,328

Вторичная обмотка

Число витков........................................................................................................21035

Диметр проволоки, мм................................................................................0,07—0,08

Сопротивление обмотки при 20 °С, Ом...................................................6300—9200

В случае отказа катушки Б117-А ее можно заменить катушкой зажига­ния от "Москвича" или "Волги" — Б115-В (см. рис. 4, 5). Катушка Б115-В четырехклеммовая. Если состояние двигателя, систем питания и зажи­гания нормальное (двигатель запускается легко), клемму "ВК" можно вообще не использовать. Подключаемся к клемме "ВК-Б" через сопроти­вление, которое довольно сильно нагревается, что не должно смущать потребителя. Если запуск двигателя явно затруднен, тогда необходимо соединить клеммы "ВК" и "ВК-Б" (закорачивается дополнительное со­противление), установив для этой цели специальный тумблер или кноп­ку. Сразу же, как двигатель заработает, клеммы "ВК" и "ВК-Б" необходи­мо разъединить.

При различных КТСЗ, устанавливаемых дополнительно к обычной КСЗ, используют штатные катушки зажигания. В настоящее время

такие системы выпускают с переключателем, позволяющим перехо­дить от КТСЗ к КСЗ и наоборот. Бывали случаи, когда при недоста­точно надежном подключении к "массе" КТСЗ начинала постепенно отказывать. При этом автомобиль теряет мощность, расход топлива превышает норму а скорость резко снижается. Самое интересное в том, что после промывки, чистки и регулировок в системах питания и зажигания, замене транзисторов — все становилось нормально. А через некоторое время все повторялось. Единственно верным на­правлением обнаружения причины неисправности был переход "на­зад" к обычной системе зажигания.

А можно ли использовать катушки от систем зажигания высокой энергии (БТСЗ, МСУД) при КСЗ? Катушка зажигания 27.3705 (БТСЗ) имеет при 25°С сопротивление первичной обмотки 0,4—0,5 Ом (вто­ричной 3500—4500 Ом). Катушка зажигания 29.3705 (МСУД) соответ­ственно 0,45—0,55 Ом (9500—12500 Ом). Сравнив приведенные вели­чины сопротивлений первичных обмоток катушек зажигания 27.3705, 29.3705 с сопротивлением первичной обмотки катушки Б117-А (см. вы­ше), можно заметить, что у нее сопротивление больше в 6—9 раз. Ес­ли при классической системе зажигания первичный ток не более 3—5 А, то в системах высокой энергии ток до 10 А. В классической системе за­жигания по катушке от БТСЗ, МСУД пойдет ток в 6—9 раз больший, ве­личина его будет в пределах 18—45 А, т.е. при КСЗ использовать ка­тушки 27.3705 и 29.3705 нельзя, они просто сгорят.

В системах высокой энергии можно применять катушки зажигания от КСЗ, но высокой энергии зажигания (выше, чем у КСЗ, примерно в 2,5 раза) вы уже не получите. Если высокой степени сжатия дополнительно будут "сопутствовать" обедненная смесь, пониженная температура окру­жающего воздуха и т.д., то пустить двигатель просто не удастся.

Таким образом для КСЗ необходима катушка зажигания с сопроти­влением первичной обмотки в 3,1—3,5 Ом. При необходимости повы­шения энергии зажигания (например, у "Москвич-21412" со степенью сжатия 9,5) сопротивление первичной обмотки понижается при пуске двигателя до 1,5—2,0 Ом (катушка Б115-В). При работе двигателя пос­ледовательно с первичной обмоткой включается добавочное сопроти­вление (вариатор). Однако пониженное сопротивление первичной об­мотки приводит на малой частоте вращения двигателя к нежелатель­ному увеличению первичного тока. Добавочное сопротивление здесь выступает в роли вариатора и при нагреве (большой ток) повышает свое сопротивление до 4,5 Ом, что ограничивает ток величиной 3 А. При больших первичный ток уменьшается до 1 А, при этом сопротивле­ние вариатора снижается до 1,7 Ом.

Катушки зажигания двигателей с числом цилиндров более четырех имеют меньшее сопротивление первичной обмотки и большее число витков вторичной. Этим же отличаются катушки высокооборотных двигателей.

Особенностью катушек зажигания Б117-А и Б115-В, имеющих боль­шое сопротивление первичной обмотки, является то, что, если случай­но оставить включенным зажигание, катушка не выйдет из строя — произойдет полный разряд аккумуляторной батареи.

Иначе в системах зажигания высокой энергии. Например, если от датчика Холла постоянно идет открывающий транзистор сигнал (пере-герся провод в датчике-распределителе) и первичный ток протекает через катушку постоянно, то первичная обмотка катушки перегорает.

Особого внимания заслуживает вывод высокого напряжения из катушки.

О том, что это место особое, приходилось убеждаться на новом ав­томобиле после механической мойки. Двигатель не пускается, на све­чах нет искры. Часто достаточно вынуть провод высокого напряжения из катушки, снять и тщательно обтереть их вместе с корпусом катушки зажигания насухо — двигатель легко заведется.

Провод высокого напряжения, идущий от катушки до крышки рас­пределителя, и места соединения требуют повышенного внимания еще и потому, что этот провод работает в четыре раза (4-цилиндровый двига­тель) интенсивнее, чем провода свечей. Так, на холостом ходу (800 мин~1) импульсы высокого напряжения проходят по этому проводу 27 раз в с. При максимальных оборотах двигателя частота прохождения импуль­сов увеличивается в 6—7 раз.

При обслуживании системы зажигания нужно осмотреть высоко­вольтный вывод катушки. Если латунный контакт в отверстии катушки почернел, необходимо, свернув мелкую шкурку "трубочкой", очистить до блеска контакты и наконечник провода. Таким же образом зачища­ются высоковольтные контакты проводов в крышке распределителя.

Наконечники высоковольтных проводов представляют из себя ла­тунные цилиндрики с прорезями и, если наконечники в гнездах крышек катушки и распределителя сидят свободно, необходимо увеличить ши­рину прорези, слегка разогнув цилиндр наконечника.

Если не следить за высоковольтными контактами, то происходит следующее. В катушке зажигания с ростом сопротивления в контакте ток с латунной части вывода начинает стекать по пластмассовой стен­ке отверстия к его краю. Далее ток попадает на наружную часть крыш­ки катушки и устремляется к клемме 1. С клеммы 1 катушки по прово­ду низкого напряжения ток попадает к подвижному контакту прерыва­теля. В прерывателе максимальный зазор порядка 0,4 мм, а в свече ме­жду электродами 0,5—0,6 мм. Пробивное напряжение возрастает с увеличением зазора в свечах, с увеличением давления в камере сжа­тия, с обеднением смеси и понижением ее температуры.

Постепенно край отверстия в пластмассовой крышке катушки зажи­гания "обугливается", сопротивление пластмассы понижается, путь для стекания импульса становится короче, а надежность системы за­жигания снижается.

В итоге в крышке катушки от края отверстия к клемме 1 образуется прожог или поверхностная трещина. Сняв катушку, можно рассмотреть эту трещину, но она часто не приводит к полному отказу системы зажи­гания в нормальных условиях.

Когда требуется повышенное пробивное напряжение, а в трещине конденсируется влага, что происходит при повышении температуры ок­ружающего воздуха при повышенной влажности (дождь, мойка), двига­тель может нь только не запускаться, но и заглохнуть на ходу. Все эти не­приятности могут иметь место и при отсутствии прогаров (прожогов), но

в этом случае для запуска требуется тщательная обтирка (просушка) крышек катушки зажигания и распределителя, свечей зажигания. Если двигатель заглох на ходу (горячий), достаточно подождать 10—15 мин.

Во всех случаях положение усугубляется при неотрегулированном или неисправном карбюраторе, "слабом" аккумуляторе, при дефектной свече в одном из цилиндров, при неправильных действиях по запуску дви­гателя. Если двигатель не запустился после трех попыток (10—15 с — включение стартера, 30 с — перерыв между включениями) — необхо­димо проверить системы зажигания и питания. Дополнительно в хо­лодное время года рекомендуется: провернуть коленчатый вал вруч­ную, включить для разогрева аккумулятора на несколько секунд фары, выжать сцепление.

При прогаре крышки катушки зажигания стекание импульса тока можно даже увидеть. Достаточно сдвинуть по проводу у катушки рези­новый колпачок и отклонить в сторону клеммы "+Б" провод — в отвер­стии крышки будут видны искры.

Иногда стекание импульсов происходит и через пластмассовую стенку высоковольтного вывода крышки катушки зажигания прямо на брызговик, к которому крепится катушка.

В связи с изложенным интересно сравнить катушку Б117-А с катуш­кой Bosch (1 220 522 011). У первой расстояние от внутреннего контак­та в крышке катушки до края отверстия составляет 75 % от диаметра, а у второй — 112 %. У катушки Bosch есть специальный пластмассо­вый экран, который препятствует стеканию искры как на клемму 1, так и на "массу" автомобиля.

Конечно дело не только и не столько в "длине пути", по которому стекают импульсы, а в качестве (сопротивлении) материалов. Электри­ческое сопротивление материа­лов может значительно разли­чаться. Так германий (полупро­водник) имеет сопротивление в 30 миллионов раз больше, чем у меди и в 1 миллион раз меньше, чем у стекла.

Катушки зажигания при рабо­те нагреваются. Нагрев ее до 80 °С (рис. 24) снижает вторичное напряжение примерно на 1,5 кВ (1500 В). На "Жигулях" для обду­ва катушки зажигания скорост­ным напором воздуха предусмот­рено специальное окно в левом щитке радиатора. Естественно, катушка зажигания должна быть чистой.

Для сравнения в табл. 2 при­ведены значения сопротивления обмоток наших массовых и от­дельных зарубежных катушек за-

Рис. 24. Вторичное напряжение катушки зажигания Б117-А ("Жигули", система зажигания КСЗ—KSZ, КТСЗ—TSZ-k): минимальное значение вторичного на­пряжения при номинальном первичном — 12 В; ем­костной нагрузке — 50 пФ и активной шунтирующей нагрузке 1 мбм. Верхняя кривая при 20°С; нижняя — при 80°С; V2 — вторичное напряжение; пкв — часто­та вращения коленчатого вала двигателя

жигания. Замер сопротивления обмоток проводился так, как по­казано на рис. 25.

И последнее, что касается ка­тушки зажигания — если из нее вынут высоковольтный провод, нельзя при включенном зажига­нии вращать коленчатый вал (вручную, стартером), так как в этом случае катушка совершенно напрасно подвергается суровым испытаниям на предельные воз­можности.

Рис. 25. Измерение сопротивления обмоток ка­тушки зажигания:

а — вторичной, б — первичной; применяемые обозна­чения выводов см. рис. 13

Таблица 2. Сопротивление обмоток некоторых катушек зажигания

Обозначение катушек  или модель автомобиля

Система зажигания

Сопротивление при 20 °С, Ом

 

 

Первичная обмотка

Вторичная  обмотка

Б117-А

КСЗ—KSZ

3,07—3,50

5400—9200

27.3705

БТСЗ—TSZ-h

0,45±0,05*

5000±500

29.3705

МСУД—VSZ БТСЗ—TSZ-h

0,5±0,05

11000±1500

Volvo 740

КТСЗ—HKZ-k

1,7—2,1**

7500—11500

 

БТСЗ—HKZ-i

0,6—0,9

6500—8500

 

БТСЗ—HKZ-h

0,6—0,9

6500—9000

 

БТСЗ—TSZ-h

0,4—0,8

3500—6500

 

 

0,4—0,8

2500—5500

 

 

vazrem.narod.ru

Проверка и замена катушки зажигания

На заднеприводных автомобилях классического семейства с карбюраторным двигателем катушка зажигания (в автомобильных кругах её часто называют «бобиной») устанавливается в моторном отсеке на левом брызговике и закрепляется с помощью двух гаек.

На более поздних инжекторных версиях (ВАЗ 2107 инжектор) установлен модуль зажигания, закрепляемый на блоке цилиндров.

Перед тем, как принять решение о замене катушки, следует удостовериться в ее неработоспособности, иначе ремонт может оказаться бесполезным, а деньги будут выброшены на ветер.

Способы проверки катушки зажигания

Самый простой, не требующий особых приспособлений, но небезопасный способ. Снимаем центральный высоковольтный провод и прокручиваем двигатель, повернув ключ зажигания. Одновременно прислоняем снятый провод на «массу» или кузов автомобиля. Если искра есть — значит катушка в порядке. Для этой операции, возможно, понадобится помощник.

Второй способ, он же более точный, заключается в измерении сопротивлений обмоток катушки с помощью измерительного прибора мультиметра или «в народе» с помощью тестера.

Измерение сопротивлений катушки зажигания

Измерение сопротивлений катушки зажигания

Зачищаем контакты катушки (шпильки на корпусе). Первая проверка — сопротивление первичной обмотки. Для этого подключаем омметр к двум шпилькам и снимаем измерения. В зависимости от типа проверяемой катушки сопротивление должно находиться в следующих пределах: катушка 2101-2107 Б-117А = 3-3.5 Ом; катушка 2108-099 027.3705 = 0.45-0.5 Ом.

Затем проверяем сопротивление в цепи вторичной обмотки. Одну клемму тестера подключаем к центральному выводу высоковольтного провода, а вторую клемму щупа — оставляем на выводе первичной обмотки. В этом случае сопротивление рабочей катушки должно быть следующим: Б-117А = 7.4-9.2 кОм; 027.3705 = около 5 кОм.

Как заменить катушку зажигания на новую?

Замена катушки зажигания (бобины) ВАЗ 2101-2107

Замена катушки зажигания (бобины) ВАЗ 2101-2107

1) Вынимаем высоковольтный провод из крышки катушки.

2) Ключом на 8 отворачиваем гайку с вывода, обозначенного на крышке катушки буквой «Б», и снимаем наконечники зеленого и коричневого проводов. Чтобы мелкие гайки не потерять, рекомендуем наживлять их на место.

3) Аналогично отсоединяем голубой провод с черной полосой от вывода, обозначенного буквой «К».

Если цвета проводов окажутся другими, а такое возможно — перед отсоединением пометьте их положение. С вывода «Б» провод проложен в жгуте проводов, с вывода «К» — один соединяется с выводом распределителя зажигания, второй уходит в жгут.

4) Ключом на 10 отворачиваем на три-четыре оборота гайки крепления катушки.

5) Снимаем ее с автомобиля.

Устанавливаем новую катушку в обратной последовательности, соблюдая записанный порядок подсоединения проводов.

Модели, фирмы-производители, цены на катушки

На прилавках автомагазинов существует несколько моделей катушек зажигания. Для «классики» (2101-2107) — Б-117А, а для автомобилей ВАЗ восьмого семейства (2108-21099) — 027.3705.

В основном, все катушки отечественного производства, фирмы-производители: АТЭ-2, Цитрон, Старый Оскол. Самыми качественными, по многочисленным отзывам, считаются катушки от производителя ЗАО «СОАТЭ» г. Старый Оскол.

Средняя цена за новую «бобину» в Москве и Московской области составляет около 400-500 руб.

portalvaz.ru