Зачем зажигать свечи в шаббат? Молитва при зажигании свечей в шабат


Молитва перед зажиганием шаббатних свечей

תפילה לפני הדלקת נרות שבת

 Молитва перед зажиганием шаббатних свечей — дополнительная, необязательная молитва. Суть ее в том, чтобы помочь нам отвлечься от пред-шаббатней суеты и сосредоточиться на заповеди зажигания свечей, которую мы собираемся сейчас исполнить. Сконцентрировавшись и настроившись должным образом, мы сможем максимально использовать «эт рацон», момент благоволения Вс-вышнего, и привнести больше света в наш мир и в свою жизнь.

Разумеется, если по каким-то причинам женщина зажигает свечи поздно, так что произнесение добавочной молитвы может привести, не дай Б-г, к нарушению Шаббата (если свечи из-за этого будут зажжены слишком поздно) — то эту молитву следует опустить и просто зажечь шаббатние свечи с соответствующим благословением.
транслитерация
текст на иврите
Рибон коль hаоламим! Галуй ве-ядуа лифнэй кисэ Кводеха, ше-ани баа леадлик нер шель шабат кодеш лекаем мицват Бори бе-аhавау-ве-гила у-ве-симхат левави каашер цивитани.Йеhи рацон мильфанэха, А-дойной Элойhим Элойhэй Исраэль, ше-ташпиа ора ве-симха ве-сасон викар ве-хен ве-хесед ве-рахамим ве-рацон ве-хаим товим у-враха ве-шалом ла-эльйоним ве-ла-тахтоним. Ве-таир лану у-ле-нафшотэйну у-ле-рухэйну у-ле-нишмотэйну бе-ор панэйха hа-меирим, ки ве-ор пней Мэлех хаим. Ки имха мекор хаим бе-орха ниръэ ор. Ор заруа ла-цадик. А-дойной ори ве-иши. Эль А-дойной ва-яэр лану. Элойhим йеханэну ви-вархэну, яэр панав итану сэла. Яэр А-дойной панав элэйнуви-ханэну, леор hа-гануз, леор hа-хаим, ше-алав нээмар, ва-йомер Элойhим йеhи ор, ва-йеhи ор. Амен, сэла ваэд. רִבּוֹן כָּל הָעוֹלָמִים, גָלוּי וְיָדוּעַ לִפְנֵי כִסֵא כְבוֹדֶךָ, שֶׁאֲנִי בָּאָה לְהַדְלִיק נֵר שֶׁל שַׁבָּת קֹדֶשׁ, לְקַיֵּם מִצְוַת בּוֹרְאִי בְּאַהֲבָה וּבְגִילָה וּבְשִׂמְחַת לְבָבִי כַּאֲשֶׁר צִוִיתָנִי.יְהִי רָצוֹן מִלְפָנֶיךָ, יְיָ אֱלֹהִים אֱלֹהֵי יִשְׂרָאֵל, שֶׁתַּשְׁפִּיעַ אוֹרָה וְשִׂמְחָה וְשָׂשׂוֹן וִיקָר, וְחֵן וָחֶסֶד וְרַחֲמִים וְרָצוֹן, וְחַיִּים טוֹבִים וּבְרָכָה וְשָׁלוֹם,לָעֶלְיוֹנִים וְלַתַּחְתּוֹנִים, וְתָאִיר לָנוּ וּלְנַפְשׁוֹתֵינוּ וּלְרוּחֵנוּ וּלְנִשְׁמוֹתֵינוּבְּאוֹר פָּנֶיךָ הַמְּאִירִים, כִּי בְאוֹר פְּנֵי מֶלֶךְ חַיִּים. כִּי עִמְּךָ מְקוֹר חַיִּים בְּאוֹרְךָנִרְאֶה אוֹר. אוֹר זָרוּעַ לַצַּדִיק. יְיָ אוֹרִי וְיִשְׁעִי. אֵל יְיָ וַיָאֶר לָנוּ. אֱלֹהִים יְחָנֵּנוּ וִיבָרְכֵנוּ, יָאֵר פָּנָיו אִתָּנוּ סֶלָה. יָאֵר יְיָ פָּנָיו אֵלֵינוּ וִיחָנֵנוּ, לְאוֹר הַגָנוּז לְאוֹרהַחַיִּים, שֶׁעָלָיו נֶאֱמַר, וַיֹּאמֶר אֱלֹהִים יְהִי אוֹר וַיְהִי אוֹר. אָמֵן סֶלָה וָעֶד.
переводВладыка миров! Открыто и известно перед престолом Твоей славы, что я собираюсь зажечь свечу в честь святой субботы, чтобы выполнить заповедь моего Творца с любовью, с радостью, с восторгом в сердце, как Ты заповедал мне.Да будет на то Твоя воля, Г-сподь – Б-г, Б-г Израиля, чтобы ты дал мне свет, и радость, и восторг, и достоинство, и милость, и милосердие, и сострадание, и волю, и хорошую жизнь, и благословение, и мир, и в верхних и в нижних мирах. И освети нас и все уровни наших душ светом Твоего светлого лица, ибо жизнь — в свете лика Царя, ибо у Тебя источник жизни и при Твоем свете увидим мы свет. Свет засеян для праведника. Г-сподь – мой свет и мое спасение. Б-г – Г-сподь, и он будет светить нам. Б-г нас помилует и благословит, и явит нам свет Своего лица. Навсегда. Явит нам Г-сподь свет Своего лица и помилует нас светом скрытым, светом жизни, о котором сказано: «И сказал Б-г: да будет свет, и стал свет». Амен. Навеки вечные.

 

Эта молитва взята из книги «Тфилат Хана»

 

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться их переводом молитв из сборника «Взываю к Тебе» на русский язык.  

beerotwomen.ru

Расписание молитв | МЕОЦ - МОСКОВСКИЙ ЕВРЕЙСКИЙ ОБЩИННЫЙ ЦЕНТР

Порядок утренней молитвы почти одинаков на протяжении всех дней недели, кроме тех дней, когда читают Тору – то есть понедельников, четвергов и дней начала месяца, а также суббот, праздников, постов.

 

Во время чтения Торы габаям синагоги можно передать имена больных, для которых заказывается молитва о выздоровлении («Ми шеберех»), а также можно заказать молитвы для успеха в делах или на день поминовения.

 

Службы утром в субботу и праздники идут по такому расписанию:10.00. – утренние благословения, чтение «Шма» и «Амида»;11.00. – чтение Торы. Каждую неделю и праздники читается новая глава и в конце – отрывок из книги «Пророков».

 

Порядок чтения содержится в Хумаше или специальных брошюрах, выпускаемых еженедельно. В будни «поднимаются к Торе» только три человека: Коэн, прямой потомок первосвященника Аарона; леви, прямой потомок колена Леви; и третий – исраэли. В субботу к Торе вызывается семь человек: Коэн, леви и пять обычных евреев. В конце снова читается последний отрывок («мафтир»), потом произносится «гафтара». К Торе вызывают по еврейскому имени и имени отца. Вызываемый произносит благословения до и после чтения Торы.

 

Тора делится на недельные главы, и весь свиток прочитывается в течение года. В Торе описана история человечества со времени создания мира, рассказывается о Адаме и Еве, Ное, Аврааме, Ицхаке и Яакове, Моисее, исходе из Египта и приходе еврейского народа на землю обетованную. В Торе перечислены заповеди, данные Всевышним, которые были переданы Моисеем еврейскому народу на горе Синай.

 

После завершения чтения поднимают свиток Торы, чтобы он был виден всем, скручивают, связывают, облачают в особые «одежды», надевают корону и возвращают свиток в «Арон Кодеш».

 

После чтения Торы и перед молитвой «мусаф» раввин синагоги выступает перед присутствующими. Основная тема выступления – недельная глава, затрагиваются также актуальные вопросы. После окончания молитвы начинаются мероприятия для детей. Детей учат отвечать «амен», читать псалмы и отдельные отрывки Торы.

 

Молитва «Изкор» читается каждый праздник. Всю информацию о датах и точном времени можно получить у администрации синагоги или в «Бейт Хабад». Во время молитвы «Мусаф» в праздники происходит церемония «благословения коэнов», когда коэны благословляют всех молящихся.

 

 

Шахарит

 

Читается в утреннее время. Для мужчин талит и тфилин обязательны.Если вы решите посетить молитву, вам всегда помогут сориентироваться и подскажут, как правильно вести себя в синагоге. Если инициатива не будет проявлена — это не знак отчуждения, не стесняйтесь обратиться сами.

 

 

Минха

 

Молитву Минха в нашей синагоге молятся на закате.

 

 

Маарив

 

Молитва Маарив читается с выходом первых звезд.

Поскольку время восхода и заката солнца меняется в течение года, точное время начала молитв Минха и Маарив вы можете узнать на главной странице нашего сайта (позже появится отедельная страница с календарной таблицей времени зажигания свечей). Свечи зажигают за 18 минут до заката. Перерыв между двумя молитвами составляет от 25 (зимой) до 50 (летом) минут.

 

 

Чтение свитка ТОРЫ

 

Читается в понедельник, четверг, субботу. В буднии дни к ТОРЕ вызываются 3 человека, в субботы -7 человек.

Во время чтения свитка можно произнести молитвы за здоровье больных, за удачу живых, в память об умерших, а также произнести благословение Богу за спасение от опасности. Также во время чтения Торы девочкам нарекают еврейское имя.

 

 

Молитвы в субботы и праздники

 

Субботние и праздничные молитвы, начинаются через 18 минут после зажигания шабатных или праздничных свечей.Шахарит в 10:00 в субботу.

 

 

Зажигание субботних свечей

 

Субботние свечи принято зажигать за 18 минут до захода солнца. Можно и раньше при условии, что они будут гореть во время первой субботней трапезы.

mjcc.ru

Скрытый смысл шабатних свечей | Сила Теилим

Скрытый смысл шабатних свечей

Зоар аКадош о Шабатних свечах

«Женщинам Святого народа заповедано зажигать свечи Шабата. И друзья указали причину: Хава погасила Свечу мира и привела в мир смерть грехом, вкушения плода Дерева Познания Добра и Зла. Она дала отведать его Адаму и этим привела тьму в мир. Мицва зажигания свечей — это исправление проступка Хавы.

Секрет исправления в том, что в Шабат светит Суккат Шабат — сфира Бина — источник всех душ, мать Мира. От нее исходит особый Свет в Шабат. Оттуда же мы получаем и дополнительную душу в Шабат — Нешама Йетира. Зажигая свечи, женщина совершает действие «итарута делитата» — пробуждение снизу, чтобы вызвать пробуждение вверху. То есть, зажигая свечи, еврейская женщина (мать) побуждает высшую Мать вверху — Бину — дать дополнительные души — Святые души своим сыновьям, то есть зажечь высшие духовные Свечи.

Поэтому женщина должна зажигать свечи с особой каваной (намерением), с весельем в сердце, осознавая, что это для нее Честь и большая Заслуга.

За это Вс-вышний пошлет ей сыновей — чтобы они стали Свечами для мира. И ее мужу будут продлены годы жизни».

 (Зоар на Толдот, Сулам, пер. Цви Нисанзон)

 Гематрия слова נר свеча = 250. Две свечи: «захор» (помни день шабатний, эта свеча соответствует мужу) и «шамор» (соблюдай его, соотвествует жене) = 500.

Гематрия выражения פרו ורבו — «прву урву» также = 500.

Учат Хазаль, что в теле мужчины – 248 органов, а в теле женщины — 252, что вместе = 500.

И это намек на то, что еврейская женщина, зажигая 2 свечи Шабата, строит свой дом, укрепляя отношения с мужем, и, рождая детей.

 («Скрытый свет Шабата» М. Глазерсон)

Зажигание свечей:

Субботние свечи зажигают за 18 минут до захода солнца.

Сефарды сначала произносят Браху, а лишь затем зажигают свечи, ашкеназы зажигают свечи, затем произносят Браху:

«Барух ата, Адонай, Элоѓейну, Мелех ѓа-олам, ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леѓадлик нер шель шабат!»

(Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас заповедями Своими и повелевший нам зажигать свечи Субботы)

«Йеhи рацон ми-льфанэха, А-дойной Элойhэйну в-Элойhэй авотэйну, ше-йибанэ бейт hа-Микдаш би-меhэра бе-ямейну, ве-тэн хелкену бе-Торатеха. Ве-шам наавдеха бе-йиръа кимей олам у-хе-шаним кадмониот. Ве-арва лА-дойной минхат Йеhуда в-Ирушалаим кимей олам у-хе-шаним кадмониот».

 Молитва за благополучие мужа у Шабатних свечей:

«Йеи рацон милефанеха Ад-най Элоэйну, веЭлоэй авотейну,

Элоэй Авраам, Элоэй Ицхак ве Элоэй Яаков, шэтишмор

ветинцор ветитор тамид эт бали миколь нэзэк, умиколь ра,

умиколь холи, ветитен ло хайим товим, хайим аруким,

хайим шель шэр вехавод.

Ветитен лану зера шель каяма уваним агуним вецадиким,

ветита бэнэну тамид аава веахва шалом верэут, ветита

белибену ааватеха вейиратеха, лаасот рецонеха улавадеха

белэвав шалэм киудим кешэрим.  Велаасот цедака вахэсэд

им амеха Йисраэль, утварех эт бали бераха шелэма беров оз

вешалом, кадавар шэнээмар, йеварахэха Ад-най вейишмареха.

Яэр Ад-най панав элэха вехунэха. Йиса Ад-най панав элэха веясэм

леха шалом. Венээмар Ад- най йишмереу вихайэу веушар баарэц.

Амен кэн йеи рацон».

 Перевод:

(Да будет Тебе угодно, Г-сподь Б-г наш и Б-г отцов наших, Б-г Авраама, Б-г Ицхак и Б-г Яакова, всегда хранить, оберегать и беречь моего мужа от любого ущерба, любого зла и любой болезни. Даруй ему жизнь добрую, продолжительную, в достатке и почете. И дай нам потомство здоровое, достойное и праведное. Насади между нами постоянную любовь, братство, мир и дружбу. И внедри в наши сердца любовь к Тебе и страх перед Тобой, чтобы поступали мы в согласии с Твоей волей и служили Тебе в полноте сердца, как праведные евреи, творя справедливость и добро народу Израиля. Благослови моего мужа полным благословением в величии силы и мира, как сказано: «Пусть сделает тебя Б-г подобным Эфраиму и Менаше. Да благословит тебя Г-сподь и сохранит. Да озарит для тебя Г-сподь Свое лицо и окажет тебе милость. Да обратит к тебе Г-сподь Свое лицо и дарует тебе мир». И сказано: «Г-сподь да сохранит его, оставив в живых. Будет он счастлив на земле». Амен, да будет на то Воля Твоя).

 Молитва за детей перед Шабатними свечами:

«Рибон коль аОламим, рам аль рамим, шема тефилат баэй адэха, левакэш рахамэха вахасадэха. Тезакэни беров хэмлатэха, легадэль банай лааводатэха, бенахат вело вецаар. Вело йэвошу, ки йедаберу эт ойевим башаар. Вейиъйу мемулахим умзоразим ба Тора. Вейитпарнасу митахат ядеха бинкийут увшофи, вело йимацэ ваэм шэмэц дофи. Веэнэну роот бесимхатам, бе-Торатам увъацлахатам. Йиъйу лерацон имрэй фи, беад олалай ветапай. Вейэхашэв лефанеха кеакрават пар, бизхут йешэнэй адмат афар. Веэгъон либи лефанэха, Ад-най цури вегоали. Амэн»

(Г-сподин миров, Высший над высшими! Выслушай молитву обратившихся к Тебе с просьбой о Твоих Милости и Милосердии. Удостой меня Своим великим состраданием – чтобы вырастить мне своих детей для службы перед Тобой спокойно, не в страданиях. Чтобы не осрамились, встретившись с врагами, и чтобы были проворными в занятиях Торой. Да будут угодны Тебе слова моих уст о моих детях, которые пусть будут приняты Тобой, как жертвоприношение быка, в заслугу умерших праведников, а также помыслы моего сердца, которые предстали пред Тобой, Г-споди, мой оплот и избавитель. Амэн)

 P.S.

Очень сильная сгула прочесть за детей у Шабатних свечей молитву Ханны. В молитве Ханны содержатся все основы еврейской молитвы.

(Из брошюры «Учение Раби Нахмана ми Бреслав») 

www.silatehilim.com

Шабат. ПОДГОТОВКА К СУББОТЕ | Еврейская община Киева

Новости

3 августа, 2012 - 10:22

О Субботе сказано: «Ощутившие ее вкус удостоились полноценной жизни». Поэтому во многих домах принято в пятницу пробовать приготовленные в ее честь блюда.

Талмуд ( «Брахот», 57б) говорит, что «суббота подобна (меэйн) грядущему миру». А раби Барух из Меджибожа читал вместо меэйн — мааян ( «источник»; по-еврейски эти слова пишутся одинаково). Он объяснял это так: Суббота выше грядущего мира, она сама – его источник. Исполнение заповеди о зажжении субботних свечей возложено на женщин. Только если мужчина встречает Субботу один или его жена не может это сделать, свечи зажигает он.

В пятницу принято встать раньше обычного, подобно сынам Израиля в пустыне, собиравшим ман (манну небесную) ранним утром ( «Шмот», 16:5).

Субботу встречают, как дорогого гостя: убирают и украшают дом, сервируют праздничный стол, пользуясь специально предназначенными для этого столовыми приборами: подставкой для хал, вышитой салфеткой, которой их покрывают, бокалом для ритуала Кидуш и т.д.

В подготовке к Субботе участвует вся семья.

Многие читают в канун Субботы «Песнь песней», чтобы начать святой день словами любви.

Cубботу следует встречать в праздничной одежде.

Принято класть халы на стол засветло, перед зажиганием субботних свечей.

ВРЕМЯ НАСТУПЛЕНИЯ СУББОТЫ

В соответствии с еврейской традицией, суббота, как и все дни недели, начинается с заходом солнца. С этого момента в силу вступают все субботние запреты на будничную деятельность и на совершение определенных видов работ.

В соответствии с принципом «прибавлять от будней к святому», субботние свечи надо зажигать за 18 минут до захода солнца (в силу особой святости Иерусалима свечи там зажигают за 40 минут до этого), а завершается субботний день не с закатом, а с выходом звезд.

Принять на себя святость Субботы и все ограничения, с этим связанные, можно и до ее наступления, примерно за час. Женщина делает это во время зажигания свечей, и с этого времени ей нельзя совершать запрещенные в этот день работы, мужчина – произнося «Хвалебную песнь в честь Субботы» ( «Тэилим», 92) в завершение службы «Встреча Субботы». В любом случае, с заходом солнца все субботние запреты вступают в силу.

Нельзя есть и пить с момента наступления Субботы до ее освящения в ритуале Кидуш.

ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ

Субботние свечи озаряют мир светом покоя и радости, светом жизни. Праматерь Хава (Ева), которую Тора назвала «матерью всего живого», совершила грех, привнеся этим смерть в наш мир. «Свеча Всевышнего — [живая] душа человеческая», — говорил царь Шломо (Соломон). Чтобы ошибка Хавы могла быть исправлена, именно женщинам отдано право зажигать субботние свечи, свечи жизни.

Эти свечи символизируют мир в доме и согласие между супругами, поэтому и принято, чтобы муж заранее приготовил их для жены. Так первое действие, освящающее наступление Субботы, становится общим делом для обоих.

Две субботние свечи символизируют два аспекта заповеди о Субботе: исполнение предписаний и соблюдение запретов, связанных с этим днем. Как сказано в Торе: «Помни день субботний, чтобы освятить его» ( «Шмот», 20:8) – и «Храни день субботний, чтобы освятить его» ( «Дварим», 5:12). Согласно Кабале, эти два аспекта соответствуют мужскому и женскому началу: «помни» олицетворяет мужа, а «храни» — жену.

Рабейну Бахья говорил, что мгновения, озаренные первым светом субботних свечей, более всего подходят для молитвы матери о детях. Над свечами молились о детях праматери наши, и, если мы правильно проживем жизнь, будут молиться наши внучки и правнучки. Эта молитва не имеет установленной формы, и каждая женщина вольна произнести те слова, которые у нее в сердце. И язык молитвы она может выбрать тот, на котором ей легче всего выразить свои чувства и мысли. Молятся о том, чтобы Всевышний даровал детей, о том, чтобы потомки наши выросли добрыми, честными, достойными, здоровыми. Чтобы глаза их озарил свет Торы, как свет субботних свечей озаряет еврейский дом.

Желательно, чтобы муж приготовил свечи для своей жены (установил их в подсвечник, обжег фитиль).

Есть обычай перед зажжением свечей положить немного денег в копилку для цдаки, на благотворительные цели.

Зажигают как минимум две свечи, но во многих общинах принято добавлять по одной свече за каждого ребенка. По обычаю Хабада незамужние девушки и девочки зажигают по одной свече – перед тем, как мать зажжет свои свечи.

Праздничные одежды надевают перед зажиганием свечей.

Свечи зажигают в той комнате, где устраивают трапезу.

Свечи должны гореть до конца трапезы или, по крайней мере, не менее полутора часов. Но если они погасли прежде времени, их, разумеется, нельзя зажигать снова и ни при каких условиях нельзя погасить.

Лучше всего приобрести подсвечники, которыми будут пользоваться только для субботних и праздничных свечей.

Принято, что каждая из присутствующих женщин зажигает свечи, но по закону допустимо, если одна из них делает это от имени всех.

Женщина сначала зажигает свечи, а затем, прикрыв ладонями глаза, произносит благословение. Почему порядок действий именно таков? При исполнении заповедей благословение произносят прежде действия. Но если бы женщины зажигали свечи после благословения, это было бы нарушением субботнего запрета, ведь для них Суббота начинается с произнесением благословения. Поэтому благословение произносят, когда субботние свечи уже зажжены. Прикрыв глаза ладонями в момент произнесения благословения и открыв их только после этого, вглядываясь в пламя свечей и радуясь им, наслаждаясь их светом, женщина в известной степени восстанавливает обычный порядок (благословение — действие).

Принято, что, произнеся благословение и еще не открыв глаза, женщина произносит короткую произвольную молитву о благополучии семьи.

Благословение на зажигание свечей в Субботу:

«Благословен Ты Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботние свечи!» (В общинах Хабада говорят: «…свечи святой Субботы!»)

Ни при каких условиях нельзя зажигать субботние свечи после захода солнца.В Субботу принято приветствовать друг друга словами «Шабат шалом!» или на языке идиш — «Гут Шабес!»

ВСТРЕЧА СУББОТЫ

Существует обычай читать перед «Кабалат-Шабат» «Песнь песней», в которой в аллегорической форме изображены отношения народа Израиля со Всевышним. Весь мир обрел значимость и ценность только тогда, когда «Песнь песней» была дарована сынам Израиля, ведь, согласно высказыванию р. Акивы, «если все книги Танаха священны, то “Песнь песней“ – это Святая святых».

Суббота приходит не только в синагоги и дома евреев, но и во все миры. И земля, и небо меняются в эти мгновения. Поэтому многие мудрецы древности и средневековые кабалисты выходили встречать Субботу в поля и сады.

Рассказывают, что раби Ханина, один из мудрецов Талмуда, выходил накануне Субботы, на закате солнца, и вел общину в поле, говоря: «Пойдемте, встретим царицу-Субботу».

Многие поют перед наступлением Субботы «Йедид нефеш», акростих, начальные буквы строф которого образуют Имя Всевышнего.

Вот уже много веков в большинстве еврейских общин встречают Субботу пением гимна «Леха, доди» ( «Приди, возлюбленный мой»). Кроме удивительного поэтического совершенства его отличает богатство мистического подтекста.

«Ана бе-коах…» ( «Мы молим: силой…») – древняя молитва, автор которой – р. Нехунья бен а-Кана. Семь строф, ее составляющих, соответствуют семи дням недели, а сорок два слова – скрытому Имени Г-спода.

Наша мистическая традиция повествует о том, что в этот день каждому из нас Всевышний дарует особую, «субботнюю», душу. А из всех земных, физических ощущений душе ближе всего, «духовнее», — обоняние. Поэтому и принято во многих общинах, встречая Субботу, раздавать молящимся в синагоге благоухающие травы или веточки – например, мирта или мяты. Обычай этот описан уже в Талмуде:

«Однажды перед наступлением Субботы р. Шимон бар Йохай и сын его р. Элиэзер встретили старика, несущего в каждой руке по пучку миртовых ветвей. Спросили они его: “Зачем тебе это?“ Ответил тот: “В честь Субботы. Один пучок – в честь заповеди ‘помни день субботний’, а другой – в честь заповеди ‘соблюдай день субботний’ “» (Талмуд, трактат «Шабат», 33)

Молитвы субботнего дня открывает церемония «Кабалат-Шабат» — «Встреча Субботы», в которую входит торжественное чтение шести псалмов (с 95-го по 99-й и 29-й, его читают стоя), молитвы «Ана, бе-хоах», гимна «Леха, доди», 92-го и 93-го псалмов, а после этого – отрывка из книги «Зоѓар» или главы Мишны.

Во время чтения последней строфы «Леха, доди» все встают и поворачиваются лицом к западу. Трижды произнося слова «Приди, невеста», в первый раз кланяются направо, во второй – налево, а в третий раз слегка склоняются вперед.

По завершении «Кабалат-Шабат» читают вечернюю молитву.

Главная молитва (в будни состоящая из девятнадцати благословений), «Амида», состоит в Субботу из семи благословений, соответственно семи дням творения и семи благословениям, произносящимся на свадьбе: согласно традиции, Суббота является невестой, а Израиль – женихом. Субботние молитвы, в отличие от молитв остальных дней недели, не содержат просьб об удовлетворении материальных нужд.

Основные мотивы, повторяющиеся во всех молитвах этого дня, таковы: Суббота как день, завершающий Сотворение мира, как напоминание об исходе из Египта, как подобие грядущего мира и предвестие избавления.

«Еврея, возвращающегося с наступлением Субботы из синагоги, сопровождают два ангела – один добрый, другой злой. Если в доме горят свечи и накрыт праздничный стол, добрый ангел говорит: “Дай Б-г, чтобы и в следующую Субботу было так же!“ – а злой поневоле отвечает: “Амен!“ Если же в доме не чувствуется приход Субботы, злой ангел говорит: “Дай Б-г, чтобы и в следующую Субботу было так же!“ – а добрый вынужден ответить: Амен!» (Талмуд, трактат «Шабат», 119).

Вернувшись домой из синагоги, поют гимн «Шалом алейхем… / Мир вам…». Это одновременно приветствие и благословение нами ангелов-служителей, которые сопровождают человека при его возвращении домой.

После этого произносят, а чаще поют, текст «Эшет-хаиль» ( «Мишлей», 31) — «Жена совершенная», восхваляющий хозяйку дома как идеал женщины.

РОДИТЕЛЬСКОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Во многих общинах принято, чтобы отец благословлял детей словами, которыми праотец Яаков благословил своих внуков Эфраима и Менаше. Отец возлагает обе руки на голову каждого ребенка и произносит:

«Да уподобит тебя Г-сподь Эфраиму и Менаше!» — если благословляет сына – или «Да уподобит тебя Г-сподь Саре, Ривке, Рахели и Лее!» — если благословляет дочь.

После этого отец произносит: «Благословит тебя Г-сподь и охранит тебя, и будет благосклонен к тебе Г-сподь и помилует тебя. Да будет благоволить тебе Г-сподь и пошлет тебе мир!»

В некоторых общинах принято, чтобы мать также произносила родительское благословение.

КИДУШ, СОВЕРШАЕМЫЙ В ПЯТНИЦУ ВЕЧЕРОМ

Сказано в Торе: «Помни день субботний, чтобы освящать его» ( «Шмот», 20:8) – это заповедь о Кидуше, освящении [трапезы], и Авдале, отделении [Субботы от будней] над бокалом вина. (Талмуд, трактат «Псахим», 106).

Текст Кидуша не только восхваляет Субботу, но и говорит о ее связи с Сотворением мира и исходом из Египта, то есть с рождением всего человечества и еврейского народа.

Свидетельские показания приносятся из уважения к суду стоя. Так и мы стоим во время Кидуша, ведь он – наше свидетельство о Сотворении мира и Исходе.

Совершающему Кидуш обещано долголетие ( «Пиркей-де-раби Элиэзер»).

Заповедь Торы – освящать Субботу ритуалом Кидуш ( «Освящение»), как сказано: «Помни день субботний, чтобы освящать его» ( «Шмот», 20:8).

Форма освящения установлена мудрецами; они установили, что Кидуш следует произносить над кашерным вином (предпочтительно красным) или виноградным соком. Можно заменить вино или сок хлебом. В этом случае перед чтением Кидуша нужно омыть руки, а вместо благословения над вином произносят благословение над хлебом.

Когда Кидуш делают над вином, хлеб, лежащий на столе, должен быть прикрыт салфеткой.

Хлеб считается основой любой трапезы; каким бы обильным ни было застолье, если к столу не подан хлеб, по-настоящему насытиться не удастся, считают мудрецы. Во время же Кидуша мы произносим первое благословение не над хлебом, лежащим на столе, а над вином. Чтобы не «унижать» этим достоинство хлеба, мы покрываем его на время Кидуша специальной праздничной салфеткой, и он оказывается между скатертью и салфеткой, как некогда ман – небесный хлеб – выпадал рано утром в пустыне на слой росы и покрывал его еще один ее слой.

Почему для Кидуша выбирают красное вино? Его наливают в серебряный бокал – красный напиток в белый сосуд. В Кабале красный цвет символизирует интравертные, «жесткие» проявления Всевышнего: могущество, суровость, справедливость, – а белый цвет служит символом «мягких», экстравертных проявлений: милости, щедрости и любви. Так, совершая Кидуш, мы ограничиваем строгость милосердием.

Хозяин дома или один из гостей произносит Кидуш для всех присутствующих и от их имени (впрочем, каждый может совершить этот ритуал для себя). После каждого из благословений присутствующие отвечают «Амен!» ( «Истинно!», «Верно!»).

Если мужчина по той или иной причине не может произнести Кидуш, это должна сделать женщина.

Во многих семьях принято, что и мальчики до бар-мицвы говорят Кидуш, таким образом их приучают к исполнению заповеди.

Кидуш произносят там, где накрыт стол для субботней трапезы.

Кубок для вина, над которым говорят Кидуш, должен быть цельным, без щербинок и трещин, вмещающим не менее 100 граммов. Для этого можно использовать любой сосуд, отвечающий этим требованиям, но предпочтительнее иметь специальный, предназначенный именно для Суббот и праздников, называемый на иврите гавия, а на идиш – бехер.

Перед тем, как наполнить кубок, его ополаскивают.

Кубок должен быть наполнен до краев, так, чтобы несколько капель вина перелились через край.

Вечерний Кидуш принято совершать стоя, дневной – сидя, однако слегка приподнимаясь при произнесении благословения над вином.

Согласно обычаю каббалистов (и таков обычай Хабада), кубок берут правой рукой, потом передают его в левую и ставят на ладонь правой руки, охватывая пальцами со всех сторон. Однако есть и иная традиция, по которой его держат произвольно, но непременно правой рукой.

Говоря «И завершены были…», следует посмотреть на пламя свечей. При произнесении благословения над вином и следующего за ним благословения смотрят на кубок.

В некоторых общинах принято провозглашать перед произнесением благословения над вином: «Саври, маранан!» — «Господа, прощу внимания!», и есть общины, в которых на этот призыв присутствующие отвечают: «Ле-хаим!»

КИДУШ

День шестой. И завершены были небо и земля, и все воинство их. И завершил Бог в день седьмой работу Свою, которой занимался; и покоился в день седьмой от всей работы Своей, которой занимался. И благословил Бог день седьмой, и освятил его, ибо это был день покоя от всей работы при Сотворении мира.

Господа, прошу внимания!

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, сотворивший плод виноградной лозы!

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями, и благоволивший нам, и давший нам в наследие, по любви и благосклонности, святую Субботу Свою в память о Сотворении мира, — первый из святых праздников, напоминающий о выходе из Египта. Ибо нас избрал Ты, и нас освятил среди всех народов, и святую Субботу Свою по любви и благосклонности дал нам в наследие. Благословен Ты, Господь, освящающий Субботу!

Все отвечают «Амен!» и выпивают вино.

После произнесения Кидуша надо отпить большую часть содержимого кубка или, по меньшей мере, свыше 50 граммов.

Существует обычай дать отведать от вина, над которым произносили Кидуш, всем присутствующим.

НЕТИЛАТ ЯДАИМ – ОМОВЕНИЕ РУК

Из уважения к хлебу, основе нашей физической жизни, мы очищаем руки не только от физической нечистоты, в соответствии с требованиями гигиены, но и от нечистоты ритуальной, духовной.

После Кидуша все участники трапезы омывают руки. Этот ритуал всегда предшествует вкушению хлеба.

Нетилат-ядаим имеет ритуальный, а не гигиенический смысл, поэтому омывать следует руки только после того, как они уже начисто вымыты и насухо вытерты.

Для нетилат-ядаим необходим целый и без трещин сосуд, достаточно вместительный для того, чтобы воды в нем хватило на омовение всей кисти руки.

Сначала три раза омывают кисть правой руки, затем – левой. По некоторым мнениям, достаточно двух раз.

Вытирая руки после омовения, произносят благословение:

«Благословен ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам омывать руки!»

Между омовением рук и произнесением благословения над хлебом нельзя разговаривать.

ЛЕХЕМ МИШНЭ

Ман, которым наши праотцы питались в пустыне, выпадал накануне субботы вдвое обильнее, чем в остальные дни недели, а в субботний день не выпадал вовсе. В память об этом на субботний стол подаются два целых хлеба. И еще: каждый из хлебов посвящен одному из аспектов Субботы – памяти и соблюдению.

Стол еврея подобен храмовому жертвеннику, а еда служит не только для насыщения, но и является необходимой для служения Всевышнему.

Во время каждой из субботних трапез на столе должны быть два цельных хлеба, которые называются лехем мишнэ (букв. «двойной хлеб») – в память о двойной порции мана, выпадавшей в канун Субботы во время Исхода.

В некоторых общинах принято класть на стол двенадцать хлебов в память о лехем а-паним — «хлебах предложения», которые использовались в иерусалимском Храме.

Произнося благословение, держат оба хлеба в руках или возлагают на них руки. В некоторых общинах принято при этом класть халы одну на другую, тогда в вечерней трапезе разрезают нижнюю из них.

Благословение над хлебом:

«Благословен ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, вырастивший хлеб из земли!»

ЗАСТОЛЬЕ

Обычаи и законы

В субботу к столу подают рыбные и мясные блюда, лучшее из того, что есть в доме, едят сладости и пьют вино. Традиционными для ашкеназских евреев блюдами являются фаршированная рыба — «гефилте фиш», горячее мясное блюдо «чолнт», «кугл» — запеканка из картофеля или лапши.

В еврейской мистике существует древняя и богатая традиция нумерологического анализа слов. Число семь символизирует совершенство материального мира. Названия важнейших блюд на субботнем столе имеют числовое значение (малую гиматрию) 7:

 

ЗМИРОТ – СУББОТНИЕ ПЕСНОПЕНИЯ

Вошло в обычай петь во время субботних трапез особые гимны – песнопения, называемые на иврите змирот, создающие особую атмосферу праздника и покоя.

Змирот в большинстве своем были написаны в средние века мудрецами-кабалистами.

АВДАЛА

Как вы помните, субботу встречают благоуханием трав и ветвей ароматических растений. Так мы приветствуем «дополнительную душу». И провожаем ее так же, благовониями в серебряном сосуде для Авдалы.

Мидраш рассказывает, что Адам ударил камнем о камень и высек искру. Таким образом, открытие огня было первым физическим актом созидания, совершенным человеком. «Почему благословения произносятся над огнем? Огонь впервые был добыт на исходе первой Субботы после сотворения мира» (Талмуд, трактат «Псахим», 53).

Обряд Авдалы, разделения между святостью Субботы и буднями, отмечается ритуалом, в котором используется огонь. В течение всей Субботы мы соблюдали запрет зажигать огонь, теперь же вступают в действие иные законы, законы рабочих будней.

Не принято, чтобы женщины пили вино, оставшееся от Авдалы. Почему? Согласно мнению, приведенному в Талмуде, Хава дала Адаму отведать вина, которое она сама выжала для него из винограда, что и стало причиной греха. Таким образом, воздерживаясь от вина во время Авдалы, женщины исправляют ошибку, допущенную прародительницей.

На исходе Субботы ее принято продлевать за счет наступающих будней. Суббота заканчивается, когда на одном участке небосвода покажутся три звезды средней величины. После выхода звезд читают вечернюю молитву Маарив, и лишь затем проводят обряд Авдала — «разделение», как бы проводящий границу между святостью субботнего дня и буднями.

Женщины обычно не совершают Авдалу, но если нет другого выхода, они должны провести этот обряд сами.

Как и во время дневного Кидуша, для Авдалы можно использовать не только вино, но и иные напитки из тех, что подают как угощение гостям в этой местности, даже кофе и чай. Наполняют кубок до тех пор, пока немного жидкости не прольется, как символ достатка и изобилия, «льющихся через край».

Совершающий ритуал держит кубок в правой руке, а благовония – в левой.

Зажигают особую свечу, у которой есть по меньшей мере два фитиля, или две обычные свечи, но при этом держат их так, чтобы пламя одной соприкасалось с пламенем другой.

Обычно свечи во время Авдалы держат дети.

После благословения над пламенем свечи принято посмотреть на его отблеск на ногтях.

Авдала:

«Вот он, Бог, спаситель мой; спокоен я и не страшусь, ибо Бог – сила моя, и [ему -] моя песня, и Он даровал мне спасение. Будете вы черпать, ликуя, воду из источников спасения! Наше спасение – от Господа; [да пребудет] на народе твоем благословение твое вечно! Господь воинств с нами; Бог Яакова – наш оплот вовеки! Господь воинств, счастлив человек, полагающийся на тебя! Господь, спаси [нас]! Ответь нам, Владыка, в день, когда мы взываем [к тебе]! У иудеев были светлые дни, и веселье, и ликованье, и достоинство. Да будет так и с нами! Чашу [в благодарность] за [свое] спасение подниму и к имени Господа воззову!»

Над вином произносят: «Господа мои, прошу внимания!

Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, сотворивший плод виноградной лозы!»

Над благовониями произносят: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, сотворивший ароматные вещества!»

Над огнем: «Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, создавший свет пламени!»

«Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, отделивший святое от будничного, свет от тьмы, Израиль от [других] народов, седьмой день от шести рабочих дней! Благословен ты, Господь, отделивший святое от будничного!»

Выпивают бокал вина

Свечу гасят, окунув ее в остатки вина или просто залив ее пламя из кубка, символизируя изобилие, а также показывая, что свеча была зажжена только ради исполнения обряда.

Распространен обычай после Авдалы обмакнуть кончики мизинцев в остатки вина (или иного напитка) и затем коснуться ими век, ушей и карманов.

Вино из кубка, над которым совершили Авдалу, не дают попробовать никому из присутствующих, особенно женщинам.

МЕЛАВЕ МАЛКА

После окончания Субботы устраивают дополнительную трапезу, называющуюся Мелаве малка — «Проводы царицы», которой она уподоблена.

Продлевают расставание с царицей-Субботой, показывая этим, как дорога она сынам Израиля.

Принято петь нигуним и традиционные грустные песнопения о расставании с Субботой.

Время после окончания Субботы и трапеза Мелаве малка связываются в еврейской традиции с образом пророка Элияѓу, который должен возвестить нам о приходе Машиаха.

Последняя трапеза, происходящая, собственно, уже в будни, называется Мелаве малка ( «проводы Царицы [Субботы]»). Мудрецы Кабалы говорили, что не только душа человека возвышает его над физическим, низшим миром, но и в теле его есть зерно вечности, некая малая кость луз, из которой возродится тело в день воскресения из мертвых. И если все тело наше, кости, плоть, кровь, кожа, питаются и растут во все дни недели, перерабатывая в живую материю пищу и напитки, то луз усваивает только то, что едят во время Мелаве малка. Подумайте над этим преданием. Достаточно ли вам «будничной» пищи? Нет ли в вас части, «косточки», которую вы морите голодом?

По материалам сайта www.judaicaru.org

sinagoga.kiev.ua

Шабат - что это? Еврейский шабат

У евреев есть еженедельный праздник, который отмечается каждую пятницу с заходом солнца. Называется он «Шабат шалом», что в переводе означает «Здравствуй, суббота». Каждый еврей с почтением относится к шестому дню недели, который напоминает ему о духовной цели в жизни. Выясним, шабат – что это за праздник и как его отмечают в Израиле.

Шабат шалом — это праздничный пятничный ужин, посвященный субботе. Почему именно этот день недели считается святым для евреев? Потому что он является одним из основ единства еврейского народа. Этот священный день напоминает евреям о том, что когда-то они были рабами в Египте. Но позже Всевышний вывел народ оттуда, чтобы на Синае они получили Тору. Суббота – это символ выхода евреев из физического рабства и обретения ими духовной свободы. Празднование субботы – это также прямое выполнение евреями 4-й Божьей заповеди: «Помните субботний вечер, чтобы освятить его. 6 дней работай, а 7-й день посвяти Всевышнему твоему…» Для религиозного еврея очень важен «День покоя» — шабат. Что это за праздник для Израиля? Можно сказать, что на шабате «стоит» Израиль. В субботу в стране не работают поликлиники, государственные учреждения и большинство магазинов. Общественный транспорт не ходит по улицам Израиля с 15.00 (зима) и с 16.00 (лето) каждую пятницу. Люди могут добраться до места только на такси, которые работают по повышенным (субботним) тарифам.

Еврейская суббота, седьмой день недели, день покоя и радости, посвященный Господу (Исх 16:23). Святость седьмого дня была открыта Израилю во время скитаний по пустыне после исхода из Египта. Согласно Библии, в ответ на ропот голодных израильтян Бог дал им манну; при этом Он повелел, чтобы каждый день израильтяне заготавливали дневную порцию, а в шестой день — двойную, чтобы хватило и на седьмой день, в который манна не будет ниспослана; и Моисей возвестил народу, что седьмой день — «святая суббота Господня» (Исх. 16:4–30).

«Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это — знамение между Мною и сынами Израилевыми навеки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» (Исх.31:13-15)

 

«Это — знамение между Мною и сынами Израилевыми навеки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил  и покоился». (Исх. 31:17) В еврейских субботних молитвах говорится: «И не дал Ты Субботу народам мира и не уделил Ты ее идолопоклонникам, но только Израилю — народу Твоему, который Ты избрал». 

 

Первоначально днем покоя считался отрезок времени от захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу, но, впоследствии, в христианском мире распространился обычай посвящать "субботнему покою" следующий день, воскресенье. 

В библейские времена термином "шаббат" обозначались: - день покоя, установленный Богом (Лев 16:31), - полная неделя (Лев 23:15), - и седьмой год (Лев 25:4). 

Соблюдение субботы было исключительно древнееврейским обычаем, сложившимся во время странствий евреев в пустыне, как знак повиновения и подчинения Богу, который освободил евреев из египетского рабства, приблизил к себе и сделал избранным народом. В скинии завета, а впоследствии в иерусалимском Храме, субботний ритуал сопровождался принесением в жертву двух агнцев в дополнение к ежедневной утренней жертве всесожжения и вечерней жертве (Числ 28:9), обновлением хлебов предложения (Лев 24:8) и созывом "священного собрания" народа (Лев 23:2). 

В более поздней практике синагогальной службы этот день выделялся из других дней недели особыми молитвами. Наряду с предписаниями ритуального характера с субботой связаны и запреты (например, на всякий рабский труд). Из запрещенных работ упомянуто лишь несколько — заготовка дров, зажигание огня, пахота, сев, торговля. Начиная со 2 в. до н.э. этим запретам уделялось все большее внимание, и раввины составили перечень из 39 основных видов работ, к которым сводились прочие многочисленные действия, запрещенные в субботу. Эта "установка ограды вокруг Торы" имела целью защиту работников от эксплуатации, поскольку уточняла, каких действий от работника нельзя требовать, и в то же время разъясняла, какие действия разрешены и даже обязательны (например, спасение больного). В Средние века, когда часть евреев насильственно обращали в христианство, несоблюдение шаббата рассматривалось инквизицией как одно из самых убедительных доказательств искренности новокрещенных христиан. Однако насильственно обращенные евреи Испании и Португалии, в первую очередь женщины, прибегали к всевозможным уловкам, чтобы не нарушать предписаний, связанных с субботой. Зажигание субботних свечей производилось так, чтобы христианские соседи не могли заметить этого: вместо зажигания особых свечей в обычные свечи вставляли новые фитили. В субботу надевали чистые одежды; женщины воздерживались от ткачества и прядения, а в случае посещения соседа-христианина делали вид, что работают; мужчины выходили в поле, однако не работали там, торговцы оставляли в магазинах вместо себя детей.

 

Законы Шаббата в иудаизме

Суббота у евреев — праздничный день, и в этот день предписано есть трижды. Рекомендуется, чтобы хозяин дома участвовал в приготовлениях к Шаббату, даже если у него есть слуги, которые могли бы сделать все приготовления. В честь Шаббата следует надевать особые одежды, ходить и даже говорить иначе, нежели в будние дни.

Встреча Шаббата

Встреча Шаббата — традиция, уходящая корнями в глубокое прошлое. Неотъемлемые ее атрибуты — стол, покрытый скатертью, две зажжённые свечи, хала (традиционный хлеб в форме заплетённой косы), кошерное вино.

Зажигание свечей

Шаббат, согласно еврейской традиции, наступает с заходом солнца в пятницу. Однако за 18 минут до захода солнца женщина (обычно жена главы семьи) должна зажечь по меньшей мере две субботние свечи, из которых одна соответствует стиху «помни день субботний» (Исх. 20:8), а другая — «блюди день субботний» (Втор. 5:12).

                                                                                                                                                                                                               При зажигании свечей произносят благословение:                                                             

«Благословен Ты, Госпо

cross-media.org.ua

Субботние еврейские свечи, шабат, ём тов, паздники

Субботние свечи, свечи для субботы и праздников, шабат и ём тов.

Со фкладышем благославление на субботние свечи и субботней молитвой за семью.

Подсвечники для субботы и праздников, сделанные израильскими мастерами, что называется, «простенько и со вкусом». Они – белые, с золотыми, детскими бантиками. Поэтому, как кажется, отлично подходят в качестве подарка для детей из еврейских религиозных семей. Еще одной особенность является то, что к подсвечникам прилагается вкладыш, на котором написано благословление, читаемой хозяйкой дома при зажигании еврейских свечей.

субботние свечи,ём товЖелательно, чтобы муж приготовил свечи для своей жены (установил их в подсвечник, обжег фитиль).* Есть обычай перед зажжением свечей положить немного денег в копилку для цдаки, на благотворительные цели.* Зажигают как минимум две еврейские свечи, но во многих общинах принято добавлять по одной свече за каждого ребенка.* По обычаю Хабада незамужние девушки и девочки зажигают по одной свече – перед тем, как мать зажжет свои свечи.* Праздничные одежды надевают перед зажиганием свечей.* Свечи зажигают в той комнате, где устраивают трапезу.* Свечи должны гореть до конца трапезы или, по крайней мере, не менее полутора часов. Но если они погасли прежде времени, их, разумеется, нельзя зажигать снова и ни при каких условиях нельзя погасить.* Лучше всего приобрести подсвечники, которыми будут пользоваться только для субботних и праздничных свечей.* Принято, что каждая из присутствующих женщин зажигает свечи, но по закону допустимо, если одна из них делает это от имени всех.* Женщина сначала зажигает свечи, а затем, прикрыв ладонями глаза, произносит благословение. Почему порядок действий именно таков? При исполнении заповедей благословение произносят прежде действия. Но если бы женщины зажигали свечи после благословения, это было бы нарушением субботнего запрета, ведь для них Суббота начинается с произнесением благословения. Поэтому благословение произносят, когда субботние свечи уже зажжены. Прикрыв глаза ладонями в момент произнесения благословения и открыв их только после этого, вглядываясь в пламя свечей и радуясь им, наслаждаясь их светом, женщина в известной степени восстанавливает обычный порядок (благословение – действие).* Принято, что, произнеся благословение и еще не открыв глаза, женщина произносит короткую произвольную молитву о благополучии семьи. Благословение на зажигание свечей в Субботу«Благословен Ты Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботние свечи!»(В общинах Хабада говорят: «…свечи святой Субботы!»)

Барух Ата, А-до-най, Э-ло-ѓ-ейну, Мелех ѓ-а- олам, ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леѓадлик нер шель Шабат (шель Шабат кодеш)!Мудрецы о Субботе

Субботние свечи озаряют мир светом покоя и радости, светом жизни. Праматерь Хава (Ева), которую Тора назвала «матерью всего живого», совершила грех, привнеся этим смерть в наш мир. «Свеча Всевышнего – [живая] душа человеческая», – говорил царь Шломо (Соломон). Чтобы ошибка Хавы могла быть исправлена, именно женщинам отдано право зажигать субботние свечи, свечи жизни.Эти свечи символизируют мир в доме и согласие между супругами, поэтому и принято, чтобы муж заранее приготовил их для жены. Так первое действие, освящающее наступление Субботы, становится общим делом для обоих.Две субботние свечи символизируют два аспекта заповеди о Субботе: исполнение предписаний и соблюдение запретов, связанных с этим днем. Как сказано в Торе: «Помни день субботний, чтобы освятить его»(Шмот, 20:8) – и «Храни день субботний, чтобы освятить его»(Дварим, 5:12). Согласно Кабале, эти два аспекта соответствуют мужскому и женскому началу: «помни» олицетворяет мужа, а «храни» – жену.Рабейну Бахья говорил, что мгновения, озаренные первым светом субботних свечей, более всего подходят для молитвы матери о детях. Над свечами молились о детях праматери наши, и, если мы правильно проживем жизнь, будут молиться наши внучки и правнучки. Эта молитва не имеет установленной формы, и каждая женщина вольна произнести те слова, которые у нее в сердце. И язык молитвы она может выбрать тот, на котором ей легче всего выразить свои чувства и мысли. Молятся о том, чтобы Всевышний даровал детей, о том, чтобы потомки наши выросли добрыми, честными, достойными, здоровыми. Чтобы глаза их озарил свет Торы, как свет субботних свечей озаряет еврейский дом.

krasnaja-nit.ru

Зачем зажигать свечи в шаббат?

О самом сокровенном в жизни не говорят вслух. Те, кому нужно понять, то есть люди не посторонние, умеющие слышать то, что сказано в глубине души, про себя, поймут. То же и с шабатом: когда Вс-шний даровал его нам, не было необходимости проговаривать все обычаи этого дня.

 

Судите сами: каждый раз, когда в Торе упоминается шабат, сама манера изложения предполагает, что нам хорошо известно, о чем идет речь. Тора предписывает нам «соблюдать шабат» и «помнить шабат». В седьмой день недели нам (и даже нашим домашним животным) заповедано отдыхать от работы, совершаемой в течение предыдущих шести дней. Так, Тора строго запрещает в этот день разводить огонь и строить святилища (Шмот 35:3). В Писании приводится целый список действий, которые нам не полагается выполнять в святую субботу, среди них и те, что имеют отношение к строительству мишкана. При этом в Торе нет ни слова о том, что нам следует делать в этот день, будто паства Моше Рабейну и так это знала — по наитию или через переданную традицию.

 

Тем не менее пророк Йешаягу проливает свет на то, что включает в себя соблюдение шабата. Те, к кому он обращался, были уже далеки от Синайского откровения и поэтому нуждались в подробных разъяснениях. Он говорит: «Если ты удержишь ногу твою ради Субботы от исполнения прихотей твоих в Мой святой день и будешь называть Субботу отрадой и святым днем Господа, почитаемым…» (Книга пророка Йешаягу 58:13).

 

Из этого следует, что шабат — радостный день, который нам полагается чтить. Но каким именно образом мы должны почитать его и наслаждаться им? Очевидно, тем, кому адресовал свои речи пророк Йешаягу, не нужно было это объяснять. Однако во времена Талмуда было решено, что раввины должны истолковывать каждое написанное в Торе слово. Тогда и стал более понятен смысл заповеди о почитании субботы: мы чествуем шабат, надевая чистую одежду, и наслаждаемся им, устраивая трапезу с вкусной едой и вином.

 

И здесь наступает черед зажигания шабатних свечей. Приходилось ли вам наслаждаться изысканной трапезой в темноте? Занятие не из приятных. Мало того, что это сопряжено с физическими неудобствами. Даже лучшее из блюд превратится в безвкусную стряпню, если вы лишитесь возможности видеть его цвет, текстуру и форму. Все мы визуалы, и даже наша способность получать удовольствие от еды тесно связана с ее визуальным восприятием. В Талмуде сказано: «Слепой никогда не может насытиться пищей» (Талмуд, трактат Йома 74b).

 

 

Называя субботу днем отрады, евреи должны были позаботиться об источнике света для вечерней трапезы. Зажечь его следовало заранее, поскольку разводить огонь в шабат строго запрещено. А поскольку домашними хлопотами, как правило, занималась женщина, то именно на нее возлагалась обязанность найти такой источник света.

 

Тем не менее через некоторое время появились евреи, для которых визуальное восприятие не играло большой роли. Возможно, в те времена масло для светильников становилось все дороже. Да, невозможно получать удовольствие от принятия пищи в темноте. Но люди хитрили: «Давайте поедим и так, а потом скажем, что нам понравилось». Ведь если человек не готов получать удовольствие, заставить его невозможно. Впрочем, если весь шабат провести в неосвещенном доме, возникают другие проблемы. Суббота должна стать днем покоя и гармонии. А в неосвещенном доме, обитатели которого то и дело натыкаются друг на друга и на невидимые в темноте препятствия (комментарий Раши на Шабат 25b), атмосфера не сулит ни покоя, ни гармонии.

 

Таким образом, в какой-то момент ради сохранения шалом байт (гармонии в семье) духовные лидеры поколения постановили, что перед наступлением шабата в каждой комнате, где будут присутствовать люди, должен быть источник света. Раввины объявили, что тот, кто будет соблюдать это постановление, удостоится детей, которые в будущем станут мудрецами Торы, как сказано: «Ибо заповедь — светильник, и Тора — свет» (Мишлей 6:23). По их словам, исполнение заповеди, касающейся источника света, привлечет свет Торы (Талмуд, трактат Шабат 23b; комментарий Раши).

 

Как бы то ни было, главный источник света должен освещать стол, за которым проходит субботняя трапеза. Сегодня все остальные светильники можно заменить электрическими лампами, но саму трапезу должен освещать живой огонь (за исключением случаев, когда это не представляется возможным, например, в больнице).

 

Таким образом, субботний светильник, хоть и появился формально в домах евреев в соответствии с постановлением мудрецов, всегда был неотъемлемым атрибутом шабата. Согласно традиции, Авраам и Сара соблюдали все законы Торы еще до того, как она была дарована еврейскому народу. Они знали Тору благодаря пониманию внутреннего механизма функционирования Вселенной. Сара, а вслед за ней и другие праматери: Ривка, Рахель и Лея — зажигали субботние светильники. Скорее всего, за всю нашу историю не было ни одного вечера пятницы, когда бы не зажигался благодатный шабатний свет. И с этим светом мы войдем в «день абсолютного шабата и отдохновения в вечной жизни». И да наступит этот день скорее, чем мы можем себе представить.

 

Автор: раввин Цви Фриман. Материал подготовила Шейндл Кроль

 

ujew.com.ua