13 – центральный электрод с клеммой
для провода от катушки зажигания;
14 – уголек центрального электрода;
15 – центральный контакт ротора;
16 – резистор 1000 Ом для подавления радиопомех;
17 – наружный контакт ротора;
18 – ведущая пластина центробежного регулятора;
19 – грузик регулятора опережения зажигания;
20 – экран;
21 – подвижная (опорная) пластина бесконтактного датчика;
22 – бесконтактный датчик;
а – канавка для отличия датчиков-распределителей 38.3706
Предупреждение
На автомобилях с бесконтактной
системой зажигания применяется датчик-распределитель зажигания 38.3706-01 (см.
рис. Датчик-распределитель зажигания 38.3706-01).
Контакты должны соприкасаться всей поверхностью. Если этого не происходит, то подгибая кронштейн стойки, отрегулируйте положение неподвижного контакта. Нельзя подгибать рычажок с подвижным контактом.
Проверка работы
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Перед установкой распределителя зажигания
на стенд проверьте состояние контактов прерывателя, не заедает ли
на оси рычажок с подвижным контактом и усилие прижатия контактов,
которое должно быть 4,9–5,88 Н (500–600 гс).
2. Проверьте износ текстолитовой колодки рычажка
прерывателя. В случае износа установите требуемый зазор между контактами
прерывателя. Если рычажок заедает на оси или ослабла его пружина,
замените контактную группу.
3. Если контакты прерывателя загрязнены, пригорели
или подверглись эрозии, то зачистите их бархатным надфилем. Применять
для этой цели шлифовальную шкурку и другие абразивные материалы нельзя.
4. После зачистки протрите контакты прерывателя
замшей, смоченной в бензине.
5. Затем оттяните рычажок, чтобы испарился бензин,
и протрите контакты еще раз сухой замшей. Вместо замши можно использовать
любой материал, не оставляющий волокон.
6. Протрите крышку распределителя зажигания
от грязи и масла.
7. Слегка приподняв крышку распределителя зажигания,
проверьте, находится ли наружный контакт ротора против электрода крышки
в момент размыкания контактов прерывателя.
8. Установите распределитель (или датчик-распределитель)
на контрольно- испытательный стенд для проверки электрических приборов
зажигания и соедините его с электродвигателем, частота вращения которого
регулируется.
9. Выполните соединения с катушкой зажигания,
аккумуляторной батареей и с коммутатором (для датчика-распределителя
38.3706-01) аналогично схеме системы зажигания автомобиля. Четыре
клеммы на крышке соедините на стенде с искровыми разрядниками, зазор
между электродами которых регулируется.
10. Установите зазор 5 мм между электродами
разрядников, включите электродвигатель стенда и вращайте валик распределителя
зажигания несколько минут по часовой стрелке с частотой 2000 мин–1.
11. Затем увеличьте зазор между электродами
до 10 мм и следите, нет ли внутренних разрядов в распределителе. Они
выявляются по звуку или по ослаблению и перебою искрения на разряднике
испытательного стенда.
12. Во время работы распределитель зажигания
не должен производить шума при любой частоте вращения валика.
Снятие характеристики автоматического опережения зажигания
Схема для снятия характеристик датчика-распределителя
зажигания на стенде
А – к клемме “+” стенда;
В – к клемме “прерыватель “ стенда
Характеристики центробежного (а) и вакуумного (б)
регуляторов опережения зажигания
А – угол опережения зажигания, град;
n – частота вращения валика распределителя зажигания, мин-1;
Р – разрежение, мм рт. ст.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установите распределитель зажигания (или
датчик-распределитель) на стенд и выполните электрические соединения
в соотвветствии с инструкцией на стенд.
2. Для датчика-распределителя зажигания 38.3706-01
выполните соединения по схеме на рис. Схема для снятия характеристик
датчика-распределителя зажигания на стенде. Установите зазор 7 мм
между электродами разрядника.
3. Включите электродвигатель стенда и вращайте
валик распределителя зажигания с частотой 150–200 мин–1.
По градуированному диску стенда отметьте значение в градусах, при
котором наблюдается одно из четырех искрений.
4. Повышая ступенчато частоту вращения на 200–300
мин–1, определяйте по диску число градусов опережения зажигания,
соответствующее частоте вращения валика распределителя зажигания.
Полученную характеристику центробежного регулятора опережения зажигания
сопоставьте с характеристикой на см. рис. Характеристики центробежного
(а) и вакуумного (б) регуляторов опережения зажигания, а.
Проверка угла замкнутого состояния контактов
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Включите электродвигатель стенда и доведите
частоту вращения валика распределителя зажигания до 1000 мин–1.
2. По освещенным участкам шкалы замерьте величину
угла замкнутого состояния контактов, которая должна быть 55±3°.
3. Затем проверьте углы между моментами размыкания
контактов по цилиндрам относительно первого (асинхронизм), которые
не должны отличаться от номинальных более чем на ±1°.
2. Включите электродвигатель стенда и вращайте
валик распределителя зажигания с частотой 1000 мин–1.
3. По градуированному диску установите условный
“нуль” по моменту искрения в любом из цилиндров.
4. Плавно увеличивая разрежение, через каждые
20 мм рт. ст. отмечайте число градусов опережения зажигания относительно
первоначального значения. Полученную характеристику сравните с характеристикой
на рис. Характеристики центробежного (а)
и вакуумного (б) регуляторов опережения зажигания, б.
5. Обратите внимание на четкость возврата в
исходное положение после снятия вакуума подвижной пластины 26 (см.
рис. Распределитель зажигания 30.3706-01) прерывателя.
Проверка сопротивления изоляции
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Сопротивление изоляции между высоковольтными
клеммами и массой проверяется мегомметром и должно быть не меннее
10 Ом при (25±5)° С.
2. Сопротивление между низковольтной клеммой
прерывателя и массой должно быть таким же. Оно измеряется при разомкнутых
контактах прерывателя.
Проверка конденсатора
Емкость конденсатора, замеряемая в диапазоне частоты между 50 и 1000 Гц, должна
находиться в пределах 0,20–0,25 мкФ.
Проверка бесконтактного датчика в датчике-распределителе зажигания 38.3706-01
Схемы для проверки бесконтактного датчика на автомобиле
(а) и на снятом датчике-распределителе зажигания (б)
5 – резистор 2 кОм;
6 – вольтметр с пределом шкалы не менее 15 В и внутренним сопротивлением
не менее 100 кОм
С выхода датчика снимается напряжение, если в его зазоре находится стальной
экран. Если экрана в зазоре нет, то напряжение на выходе датчика близко к нулю.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. На автомобиле датчик можно проверить по
схеме, приведенной на рис. Схемы для проверки бесконтактного датчика
на автомобиле (а) и на снятом датчике-распределителе зажигания (б),
а. Между штепсельным разъемом датчика-распределителя зажигания и разъемом
жгута проводов подключите переходной разъем 2 с вольтметром.
2. Включите зажигание и, медленно поворачивая
специальным ключом 67.7811.9508 коленчатый вал, вольтметром проверьте
напряжение на выходе датчика. Оно должно резко меняться от минимального
– не более 0,4 В, до максимального – не более, чем на 3 В меньшего
напряжения питания.
3. На снятом c двигателя датчике-распределителе
зажигания датчик можно проверить по схеме на рис. Схемы
для проверки бесконтактного датчика на автомобиле (а) и на снятом
датчике-распределителе зажигания (б) (при напряжении питания 8–14
В).
4. Медленно вращая валик датчика-распределителя
зажигания, измерьте вольтметром напряжение на выходе датчика. Оно
должно быть в указанных выше пределах.
automn.ru
ВАЗ 1111 | Распределитель зажигания
Распределитель зажигания
Провода высокого напряжения распределителя
соединяются со свечами зажигания в соответствии с последовательностью
зажигания в двигателе 1,6 л. Цифрами показано, к какому цилиндру должен
идти данный провод (система нумерации спереди назад). Буквой «Z» обозначен
главный провод высокого напряжения к свечам.
Двигатель мощностью 74 кВт
Распределитель в некоторой степени двухэтажный. Каждый этаж выполняет разную
работу:
В верхней части вращающийся палец распределителя подает ток высокого напряжения
на отдельные свечи зажигания.
В нижней части распределителя располагается датчик Холла, посылающий импульсы
зажигания.
Снимите крышку распределителя, провод высокого напряжения остается
подключенными.
Отсоедините палец распределителя, снимите расположенную под
ним пылезащитную крышку.
При монтаже пылезащитную крышку положите так, чтобы ее крепежный
выступ вошел в паз на краю корпуса распределителя.
На пальце распределителя находится наваренный выступ, который
входит в выемку вала распределителя.
На крышке распределителя также имеется наваренный выступ, предохраняющий
от прокручивания, который должен войти в вырез в корпусе распределителя.
Проверка распределителя зажигания
Снимите крышку распределителя. Она должна быть чистой с внутренней
и внешней стороны для того, чтобы не получилась перемычка, проводящая
ток зажигания за счет грязи, продуктов истирания или влаги.
Важно: зачистите
контакты проводов зажигания на внутренней стороне распределителя.
Слой окиси вызывает нарушения зажигания.
Графитовая контактная щетка в середине должна быть гладкой и
блестящей, легко сжиматься и без заклинивания снова разжиматься.
Палец распределителя не должен быть расплавлен в области язычка
контакта и над заливочным компаундом противопомехового сопротивления
между средним контактом и язычком. На пальце распределителя должно
быть обозначение «R1».
Полосы, напоминающие карандашные, на крышке распределителя
являются следами ожогов от ползучих токов, которые проложили себе
путь за счет грязи или сырости и оставили эти ожоги.
В этом случае в качестве временной помощи можно соскрести их
отверткой или ножом и покрыть универсальным клеем, лаком для ногтей
или в экстренном случае губной помадой.
automn.ru
ВАЗ 1111 | Распределитель зажигания
8.2.5. Распределитель зажигания
Снятие
ДВИГАТЕЛИ AAE, ABK, AAD И AAR
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установите поршень цилиндра
N1 в положение ВМТ.
2. Отсоедините провода и разъем
подключения датчика Холла от распределителя зажигания.
3. Открутите крепежные винты,
освободите зажимы и снимите крышку распределителя. Проверьте, чтобы
бегунок был совмещен с отметкой цилиндра N1 на корпусе.
4. Пометьте положение установки
распределителя на блоке цилиндров.
5. Открутите крепежный болт и снимите распределитель.
Снимите уплотнительное кольцо.
ДВИГАТЕЛЬ АСЕ
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установите поршень цилиндра N1 в положение ВМТ.
2. Отсоедините провода и разъем
подключения датчика Холла от распределителя зажигания.
3. Снимите защитный экран, открутите
крепежные винты и снимите крышку распределителя. Проверьте, чтобы
бегунок был совмещен с отметкой цилиндра N1 на корпусе.
4. Пометьте положение установки
распределителя на блоке цилиндров.
5. Открутите крепежные винты и снимите
распределитель. Снимите уплотнительное кольцо.
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Осмотрите уплотнительное кольцо и замените
его, если необходимо.
2. Осмотрите ведущую шестерню и замените распределитель,
если она изношена.
Установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Проверьте, чтобы поршень цилиндра N1 был
в положении ВМТ.
ДВИГАТЕЛИ AAE, ABK, AAD И AAR
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
2. Проверьте, чтобы язычок на
ведущем валу стоял параллельно оси коленчатого вала.
3. Установите новое уплотнительное
кольцо и установите распределитель на место. Проверьте, чтобы бегунок
был совмещен с отметкой цилиндра N1 на корпусе, а также, чтобы совпали
отметки на корпусе распределителя и блоке цилиндров.
ДВИГАТЕЛЬ АСЕ
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
4. Установите новое уплотнительное кольцо и
установите распределитель на место. Проверьте, чтобы совпали сделанные
ранее отметки, и затяните крепежные винты. Далее установка проводится
в обратном порядке снятия.
automn.ru
ВАЗ 1111 | Обслуживание распределителя зажигания
Обслуживание распределителя зажигания
Снятие и установка
Снятие
Отсоедините отрицательный провод от батареи.
Снимите крышку распределителя в сборе с ВВ проводами.
Отсоедините от распределителя электропроводку и вакуумный шланг корректора зажигания.
Проверните двигатель по часовой стрелке таким образом, чтобы бегунок повернулся носиком в сторону расположения клеммы свечного провода первого цилиндра. Удостоверьтесь в совмещении распределительных меток на двигателе.
Пометьте положение корпуса распределителя по отношению к головке цилиндров, затем отдайте крепежный болт и снимите распределитель. Постарайтесь запомнить в каком направлении провернулся бегунок и зафиксируйте его конечное положение.
Установка
Установка производится в обратном порядке.
Проверьте состояние уплотнительного кольца (колец) распределителя, замените дефектные.
Если двигатель проворачивался после извлечения распределителя, поворотом коленчатого вала приведите поршень первого цилиндра в положение, близкое к положению ВМТ конца такта сжатия, затем добейтесь совмещения метки ВМТ коленчатого вала с нулевой отметкой распределительной шкалы на крышке привода газораспределительного механизма.
Если вывернуть свечу зажигания первого цилиндра и зажать свечное отверстие пальцем, то при приближении поршня к положению ВМТ конца такта сжатия появится отчетливое ощущение давления.
Если двигатель не проворачивался, установите бегунок в исходное положение (которое он занял после из извлечения из двигателя) и установите распределитель в головку цилиндров, добиваясь совмещения посадочных меток. Вверните крепежный болт.
Подсоедините к распределителю электропроводку и вакуумный шланг и выполните установку угла опережения зажигания.
Разборка
Модели 3.0 л
Отдайте крепежный винт и снимите бегунок. Снимите экран ограничителя оборотов и уплотнительные кольца (см. сопроводительную иллюстрацию).
Отсоедините электропроводку от блока управления. Отдайте крепежные винты и извлеките из распределителя жгут проводов.
Отдайте крепежные винты и снимите статор и магнит (внутренние компоненты распределителя показаны на сопроводительной иллюстрации).
Поддев двумя отвертками, снимите ротор датчика зажигания с вала, извлеките цилиндрический штифт. Запомните установочное положение ротора.
Отдайте оставшиеся винты крепления блока вакуум-корректора. Снимите Е-образный зажим и снимите блок с распределителя.
Отдайте крепежные винты и снимите с распределителя пластину основания.
Поддерживая приводную шестерню распределителя, отдайте винт крепления вала ротора датчика зажигания. Извлеките вал из корпуса распределителя.
Пометьте установочные положения пружин и грузиков корректора опережения зажигания.
Отсоедините и снимите пружины.
Снимите Е-образные зажимы и снимите грузики корректора.
Модели 4.2 л
Компоненты распределителя
Отдайте крепежные винты и снимите бегунок с вала распределителя. Снимите экран переключения ограничителя оборотов и уплотнительные кольца.
Отдайте крепежные винты и снимите с распределителя жгут проводов.
Отдайте оставшиеся крепежные и снимите сборку контактов прерывателя с распределителя.
Отдайте крепежные винты и снимите с распределителя провод заземления.
Отдайте оставшиеся винты крепления блока вакуум-корректора. Снимите Е-образный зажим и извлеките вакуум-корректор из распределителя.
Отдайте крепежные винты и снимите пластину основания с распределителя.
Поддерживая приводную шестерню, отдайте винт крепления кулачка. Извлеките кулачок из корпуса распределителя.
Пометьте установочные положения пружин и грузиков корректора опережения зажигания.
Отсоедините и снимите пружины.
Снимите Е-образные зажимы и снимите грузики корректора.
Чистка и проверка состояния
Тщательно промойте все компоненты, за исключением электрических узлов и блока вакуумного корректора опережения зажигания, в подходящем растворителе.
Оцените степень износа нижнего вала и корпуса распределителя. В случае необходимости произведите замену.
Проверьте кулачок, грузики и пружины на наличие признаков износа и повреждений. В случае необходимости произведите замену.
Проверьте на износ и повреждения пластину основания. В случае необходимости замените.
На моделях 4.2 л проверьте контакты прерывателя на наличие признаков износа и каверн. В случае необходимости произведите замену.
При установке новой сборки контактов прерывателя обязательно заменяйте также конденсатор.
Проверьте крышку распределителя, бегунок и экран ограничителя оборотов на наличие трещин, угольных дорожек, прогаров и следов коррозии клемм.
Оцените степень износа центрального уголька. Измерьте величину его выступания.
Проверьте блок вакуум-корректора на наличие признаков утечек через диафрагму, для чего надавите на соединительную тягу, прижмите палец к всасывающей трубке, затем отпустите тягу. Разрежение под пальцем должно удерживаться в течение как минимум 30 секунд.
Проверьте состояние уплотнительных колец, замените дефектные.
Оцените степень износа приводной шестерни.
Сборка
Модели 3.0 л
Сборка выполняется в порядке, обратном порядку демонтажа.
Умеренно смажьте высокотемпературной смазкой оси грузиков, пружины и тяги вакуумного корректора опережения зажигания.
Установите грузики и пружины в соответствии с нанесенными в процессе демонтажа метками. Зафиксируйте их Е-образными зажимами.
Установите экран ограничителя оборотов и уплотнительные кольца.
Установите бегунок, закрепите его винтом.
Установите распределитель на двигатель.
automn.ru
ВАЗ 1111 | Распределитель зажигания
Распределитель зажигания
На рисунке показана очередность, в которой подсоединены провода высокого напряжения
к крышке распределителя зажигания: слева двигатель типа «С»; справа — распределитель
зажигания 16-клапанного двигателя. Все двигатели Renailt 19 имеют одинаковый
порядок зажигания. Вы можете нанести на провода и гнезда на крышке распределителя
зажигания номера цилиндров — тогда Вы избежите путаницы при их подсоединении.
У более новых автомобилей на проводах высокого напряжения уже нанесены номера
цилиндров.
При обслуживании крышки распределителя зажигания ограничьтесь определением
износа на обозначенных маленькими стрелками контактах; состояния и подвижности
скользящего графитового контакта (стрелка в центре) и царапин на крышке.
На роторе распределителя зажигания стрелками
обозначены места, на которые следует обратить внимание при обнаружении
следов нагара. При покупке запасного ротора распределителя зажигания обратите
внимание на то, что если у Вас был наклеенный ротор, то надо купить такой
же, и наоборот, надеваемый с упорным кольцом ротор распределителя зажигания
не перепутайте с наклеиваемым ротором. При установке пылезащитного колпака
обратите внимание на правильное его расположение в корпусе распределителя.
На системе зажигания IEZ Renault 19 распределитель зажигания служит только
для распределения производимых катушкой зажигания разрядов в цилиндры. При этом
вращающийся в крышке распределителя зажигания ротор подает электрический ток
высокого напряжения в соответствии с порядком зажигания двигателя к свечам зажигания.
Снятие крышки распределителя зажигания
Открутите оба винта TORX (T20) крышки распределителя зажигания.
Снимите крышку распределителя зажигания, при этом провода высокого
напряжения оставьте надетыми.
Снимите ротор распределителя зажигания.
Снимите расположенные внутри пылезащитные крышки.
При монтаже устанавливайте пылезащитную крышку таким образом,
чтобы ее удерживающий выступ вошел в выемку в кромке корпуса распределителя
зажигания.
Ротор распределителя зажигания имеет наплавленную выпуклость,
которая должна сидеть в выемке вала распределителя зажигания.
На крышке распределителя зажигания имеется выступ для предотвращения
проворачивания, который должен быть соответственно вставлен в
паз перед тем, как будут затянуты винты.
Проверка ротора распределителя зажигания и распределителя зажигания
Снимите крышку распределителя зажигания. Она должна быть чистой
внутри и снаружи, чтобы грязь или влага не мешали прохождению
тока в системе зажигания.
Сотрите окалину на контактах.
Окислились ли места соприкосновения (коррозия меди)?
Зачистите и проверьте, не движется ли ротор распределителя
зажигания слишком далеко от контактов.
Черточки на крышке распределителя зажигания как бы нанесенные
карандашом, — это следы нагара от тока утечки, который пробился
через грязь или влагу и выжег затем это место.
В качестве временной меры устранения неисправности можно зачистить
эти места отверткой или ножом и покрыть универсальным клеем, лаком
для ногтей или, в крайнем случае, губной помадой.
Угольный контакт в центре крышки должен быть скользким и блестящим,
легко нажиматься и без заклинивания возвращаться в прежнее положение.
Контактный язычок и выпуклость центрального контакта ротора
распределителя зажигания не должны быть обгоревшими.
Напоследок еще раз проверьте, правильно ли установлен предохранительный
выступ ротора для того, чтобы надеть его на вал распределителя
зажигания.
Рекомендация: есть такие распределители
зажигания, у которых ротор распределителя наклеен на вал распределителя.
Этот ротор ни в коем случае нельзя сбивать с вала, а надо попытаться раскачать
его плоскогубцами и снять без повреждений. Ротор распределителя зажигания
должен наклеиваться после очистки места склеивания температуроустойчивым
клеем (до 120° C).
Снятие распределителя зажигания
Отсоедините кабель массы от аккумуляторной батареи.
Пометьте положение распределителя зажигания относительно корпуса
двигателя, сделав царапину отверткой.
Выкрутите болты крепления (TORX T 40) из головки блока цилиндров
и выньте распределитель зажигания.
При монтаже распределитель зажигания должен быть установлен
в то же положение, как и перед разборкой.
Проверка датчика частоты вращения
Если Вы думаете, что датчик частоты вращения — причина неисправности,
сначала необходимо измерить расстояние между ним и маховиком.
Для этого всуньте щуп между маховиком и датчиком. Зазор должен
составлять 1,0—0,5 мм.
Для дальнейшей проверки отсоедините штырьковую колодку датчика
частоты вращения от модуля зажигания.
Измерьте сопротивления в обоих штырьковых контактах. Оно должно
составлять 200—50 Ом.
Проверка датчика давления
Как уже было упомянуто, прибор управления получает данные о давлении во впускной
трубе в качестве электрических сигналов от датчика давления.
Для проверки снимите шланг датчика давления и перекройте его.
Попросите помощника запустить двигатель и оставьте его работать
на средней частоте вращения (около 2000 об/мин.).
При равномерной частоте вращения присоедините шланг снова.
Так как при этом от всасывающей трубы через шланг всасывается
воздух, момент зажигания должен измениться и, соответственно,
обороты двигателя должны увеличиться без нажатия на педаль газа.
Если двигатель не увеличивает обороты, то значит, либо негерметичен
шланг, либо неисправен датчик давления.