Неисправности приборов систем зажигания. Осциллограмма зажигания
Диагностика индивидуальной системы зажигания
Диагностика индивидуальной системы зажигания
Методика диагностики индивидуальной системы зажигания (система с одноискровой катушкой зажигания) отличается от диагностики классической (трамблерной) или DIS системы зажигания по причине отсутствия в ней внешних высоковольтных проводов. Как правило, индивидуальная система зажигания представляет из себя отдельную катушку зажигания и свечу на каждый цилиндр и имеет вид, представленный на рисунке. Часто индивидуальные катушки объединяют в единый модуль.Внешний вид индивидуальной катушки зажигания1. Электропроводка катушки2. Разъем3. Катушка зажигания4. Колпачок свечи5. Свеча зажигания
Поскольку вся вторичная цепь системы зажигания находится в колодце блока цилиндров, непосредственно использовать емкостные датчики не удастся. Снять осциллограмму вторичного напряжения с помощью емкостного датчика возможно только с одной катушки, т.е. датчик необходимо будет поочередно подключить ко всем катушкам. Для этого необходимо скрутить зажим и поднести торец датчика к открытой верхней части катушки.
Диагностирование индивидуальной катушки зажигания с помощью емкостного датчика Cx
Осциллограмма, полученная таким методом будет несколько отличаться от классической осциллограммы1. Осциллограмма, полученная на индивидуальной катушке емкостным датчиком2. Классическая осциллограмма
При этом в настройках программы анализа вторичного напряжения необходимо выбрать либо «Режим одного цилиндра», либо «Последовательный режим».Совет!Видео-подсказка по применению "Последовательного режима" Для удобной и быстрой диагностики сразу всех катушек зажигания возможно воспользоваться индуктивными датчиками.
Применение индуктивного датчика Lx4Катушка зажигания работает по принципу повышающего трансформатора и имеет две обмотки. Первичная и вторичная обмотки имеют общий сердечник и связаны между собой электромагнитным полем. Следовательно, изменение силы тока в первичной обмотке приводит к изменению её электромагнитного поля и как результат - появлению ЭДС во вторичной обмотке. И наоборот, изменения силы тока во вторичной обмотке приводят к изменениям тока в первичной. Если расположить дополнительную катушку индуктивности в электромагнитном поле катушки зажигания, то в ней также будет возникать ЭДС, пропорционально изменениям магнитного поля в катушке. Таким образом, можно получить осциллограмму аналогичную классической осциллограмме вторичного напряжения.1. Осциллограмма сигнала с индуктивного датчика2. Классическая осциллограмма вторичного напряжения
Как видно на рисунке форма осциллограммы индуктивного датчика отличается от классической, поскольку электромагнитное поле является результатом суммирования полей созданных вторичной обмоткой, первичной обмоткой, а также сердечником катушки, который имеет определенный гистерезис магнитного поля. Однако изменения незначительны, и не создают трудностей в анализе.Для проведения диагностики по данной методике необходимо использовать комплект индуктивных датчиков Lx4 (для одновременной диагностики 4х катушек зажигания) и Lx (для диагностики одной катушки зажигания или синхронизации). Внешний вид датчика представлен на рисунке.1. Корпус датчика2. Силиконовая присоска
Его чувствительный элемент представляет собой катушку индуктивности, которую необходимо разместить в электромагнитном поле катушки зажигания. Датчик фиксируется на корпусе катушки зажигания при помощи силиконовой присоски. Осциллограмма вторичного напряжения зависит от расположения датчика относительно поля катушки.
Поэтому следует придерживаться следующих рекомендаций.Основным нюансом является правильное ориентирование датчика в магнитном поле катушки. Как было отмечено выше, чувствительным элементом датчика является стержневая катушка индуктивности, которая имеет ось симметрии, как указано на рисунке.Конструкция индуктивного датчика
Теперь рассмотрим конструкцию катушки зажигания. Наиболее распространенными являются катушки двух типов: стержневые и компактные. Два этих типа отличаются расположением магнитопровода. В стержневых катушках магнитопровод представляет собой стержневой сердечник, расположенный вдоль оси симметрии корпуса катушки. Следовательно, ось симметрии катушки расположена как показано на рисунке.
Для получения более информативной осциллограммы, необходимо разместить ось симметрии катушки датчика вдоль оси симметрии катушки зажигания. Как правило, верхняя часть катушки зажигания представляет собой плоскость, на которой и нужно расположить датчик. Фиксируется датчик при помощи мягкой силиконовой присоски. Перед монтажом обязательно необходимо очистить поверхность катушки от грязи и пыли. Для более надежной фиксации следует использовать консистентную силиконовую смазку или Литол.Фиксация индуктивного датчика на корпусе стержневой катушке зажигания
Второй тип индивидуальных катушек зажигания называется компактной.Внешний вид компактной катушки зажигания
Ее сердечник расположен в верхней части перпендикулярно оси.
Поэтому наиболее оптимальным будет расположение датчика на торцевой поверхности катушки, как показано на рисунке.Расположение датчика на компактной катушке
Для получения импульсов синхронизации используется датчик Lx1. Его необходимо располагать на катушке зажигания первого цилиндра, рядом с датчиком Lx4. Точное расположение датчика синхронизации не столь критично, так как его задача только детектировать импульс пробоя.Расположение датчика синхронизации на компактной катушке
Общий вид расположения датчиков
После монтажа всех датчиков на катушках, рекомендуется подключить разъем датчика Lx4 к 8-му Аналоговому каналу, а разъем датчика Lx1 к логическому каналу осциллографа.
В результате должна получиться аналогичная осциллограммаОсциллограмма напряжения системы зажигания
Автор: Евгений Куришко
superdiagnostika.ru
Осциллограф зажигания - PDF
Транскрипт
1 Осциллограф зажигания Содержание Краткое описание. Осциллограф зажигания Анализ осциллограмм Компоненты и аксессуары для получения осциллограмм Осциллограммы первичной / вторичной цепи зажигания. Начало работы.. Начальная установка.. Описание систем зажигания. Подключения для различных тестов.. Меры предосторожности при подключении.. Осциллограммы первичной цепи зажигания. Отображение осциллограмм. Управление отображением Осциллограммы первичной цепи зажигания 5-ти, 6-ти и 8-ми цилиндровых двигателей с распределителем. Осциллограммы вторичных цепей зажигания.. Осциллограммы зажигания двигателей с DLI. Меню выбора типа зажигания.. Выбор осциллограмм первичной / вторичной цепи зажигания Вид осциллограмм... Управление отображением... Печать результатов. Вспомогательная информация. Связь с персональным компьютером..
2 Краткое описание Осциллограф зажигания Вы можете использовать KES-200 для анализа осциллограмм первичных и вторичных цепей систем зажигания с распределителем или без на автомобилях, оборудованных бензиновыми двигателями, с числом цилиндров от одного до восьми. Анализ осциллограмм KES-200 довольно точно воспроизводит в виде осциллограмм электрические процессы в первичных и вторичных цепях систем зажигания, предназначенных для поиска неисправностей и анализа систем зажигания. Форма отображения осциллограмм зажигания представляет собой ось координат, где по вертикальной оси Y отображается напряжение, а по горизонтальной оси X отображается время. Существует множество причин и факторов, воздействующих на процессы горения топливовоздушной смеси в цилиндре, которые отражаются на электрических процессах в системе зажигания. Осциллограммы зажигания предназначены для анализа этих причин и поиска неисправностей в системах зажигания. С помощью осциллографа зажигания можно определить любую неисправность системы зажигания. DIS адаптер ( шт.) EA многофункциональный датчик ( шт.) EA кабель вторичного сигнала ( шт.) Индуктивный датчик-адаптер ( шт.) Начало работы Начальная установка Вставьте картридж, с программным обеспечением для анализа двигателя, в слот на корпусе основного блока прибора. Затем включите основной блок. На экране дисплея отобразится интерфейс, как показано на рисунке 4-0. Рисунок 4-0. Нажмите клавишу [3] для выбора функции осциллографа зажигания. Система перейдет в главное меню функции - осциллограф зажигания, как показано на рисунке Компоненты и аксессуары для получения осциллограмм первичной / вторичной цепей системы зажигания Для получения осциллограмм первичной / вторичной цепей системы зажигания необходимы следующие компоненты: Основной блок KES-200 ( шт.) Картридж с ПО анализа двигателя ( шт.) Основной кабель ( шт.) Кабель для подключения АКБ ( шт.) Кабель осциллографа ( шт.) Кабель для синхронизации по сигналу первого цилиндра ( шт.) Кабель для подключения к вторичной цепи системы зажигания ( шт.) Кабель для подключения общего провода ( шт.) Рисунок Выберите в главном меню функции пункт [.D.L.I.EFS], и система перейдет в следующее подменю выбора функции зажигания без распределителя, как показано на рисунке Этот режим позволяет диагностировать автомобили. оснащенные независимой системой зажигания для каждого цилиндра. Рисунок 4-03.
3 Выберите в главном меню функции пункт [2.D.L I.DFS], и система перейдет в следующее подменю выбора функции зажигания без распределителя, как показано на рисунке Этот режим позволяет диагностировать автомобили. оснащенные так называемым DIS зажиганием, т.е. одна катушка зажигания на два цилиндра. D.L.I. (2 cylinders): Свечи зажигания двух цилиндров подключены к одной катушке зажигания (одна из свечей зажигания подключена к положительной клемме вторичной обмотки катушки зажигания, а другая к отрицательной клемме). Данный режим позволяет проверить первичную / вторичную цепи таких систем зажигания для каждой пары цилиндров. DISTRIBUTOR: Это - традиционная система зажигания. Высоковольтный сигнал со вторичной обмотки катушки зажигания распределяется между цилиндрами с помощью вращающегося распределителя. Данный режим позволяет проверить первичную / вторичную цепи системы зажигания двигателей с числом цилиндров от трех до восьми. Рисунок Если в главном меню функции выбрать пункт [3.DISTRIBUTOR], как показано на рисунке 4-02, прибор перейдет в меню выбора функций систем зажигания с распределителем, как показано на рисунке Все пять пунктов этого меню предназначены для проверки систем зажигания с распределителем бензиновых двигателей, с числом цилиндров от трех до восьми, с помощью осциллографа зажигания. Подключения для различных тестов Когда в главном меню выбран режим проверки, на экране дисплея отобразится напоминание о необходимости подключения измерительных кабелей. Способы подключения измерительных кабелей для различных систем зажигания различны. Представленные ниже способы подключения типичны и демонстрируют, как проверить систему зажигания двигателя независимо от того с распределителем она или без него. ТРАДИЦИОННЫЙ способ зажигания Рисунок Вы можете выбрать систему зажигания, соответствующую установленной на диагностируемом автомобиле, и проверить ее с помощью осциллографа зажигания. Нажмите клавишу, соответствующую номеру пункта, или используйте клавиши [ ] [ ] для выбора соответствующего пункта, а затем нажмите клавишу [ENTER] для запуска соответствующей функции осциллографа зажигания. ПОДКЛЮЧЕНИЕ : подключение осциллографа зажигания к двигателю, на котором установлена система зажигания с распределителем, показано на рисунке Этот метод применим для двигателей с системой зажигания, имеющей доступ к высоковольтному проводу идущему от катушки зажигания к распределителю. 0 9 Описание систем зажигания 2 8 D.L.I. ( cylinder): Свеча зажигания каждого цилиндра подключена к отдельной катушке зажигания. Данный режим позволяет проверить первичную / вторичную цепи таких систем зажигания для каждого цилиндра. 4 5 Рисунок Основной блок KES
4 5. Кабель для подключения общего провода 6. Кабель синхронизации по сигналу -го цилиндра 7. Кабель сигнала вторичной цепи зажигания 8. Распределитель 9. Катушка зажигания 0. Кабель осциллографа. Основной кабель метод используется для получения осциллограмм вторичной цепи системы зажигания, выберите режим синхронизации по сигналу первичной цепи для получения стабильной устойчивой картинки осциллограммы вторичной цепи. Если отрицательный провод первичной цепи катушки зажигания не доступен, выберите режим синхронизации по сигналу вторичной цепи, для получения осциллограммы в этой цепи. 0 ПОДКЛЮЧЕНИЕ 2: подключение осциллографа зажигания к двигателю, на котором установлена система зажигания с распределителем, показано на рисунке Этот метод применим для двигателей с системой зажигания, не имеющей доступа к высоковольтному проводу от катушки зажигания к бегунку распределителя. 2 3 Рисунок Основной блок KES Кабель для подключения общего провода 6. Кабель синхронизации по сигналу -го цилиндра 7. Индуктивный адаптер 8. Распределитель 9. Катушка зажигания 0. Кабель осциллографа. Основной кабель Рисунок Основной блок KES Основной кабель 6. Кабель для подключения общего провода 7. Кабель сигнала вторичной цепи зажигания 8. Высоковольтный провод вторичной цепи 9. Кабель осциллографа 0. Кабель для подключения к отрицательному проводу первичной цепи катушки зажигания ПОДКЛЮЧЕНИЕ 4: Подключение осциллографа зажигания к двигателю для проверки 4-х цилиндров показано на рисунке Этот метод применяется, когда все высоковольтные провода легко доступны DLI EFS 3 4 Рисунок ПОДКЛЮЧЕНИЕ 3: подключение осциллографа зажигания к двигателю, на котором установлена система зажигания с катушкой зажигания для каждого цилиндра (DLI), показано на рисунке Этот метод применим, когда высоковольтный провод и отрицательный провод первичной цепи катушки зажигания легко доступны. Когда этот. Основной блок KES Кабель для подключения общего провода 6. DIS адаптер (красный) 2
5 DLI DFS 7. Кабель осциллографа 8. Кабель для подключения к отрицательному проводу первичной цепи катушки зажигания 9. Кабель синхронизации по сигналу -го цилиндра 0. Основной кабель Подключение для проверки осциллограмм первичной / вторичной цепей зажигания в отдельном цилиндре Для этого существуют три пути (ПОДКЛЮЧЕНИЕ 5, 6, 7): ПОДКЛЮЧЕНИЕ 5: Высоковольтный провод одной свечи расположен внутри катушки зажигания. а провод другой свечи вне ее, провод первичной цепи катушки зажигания доступен. В этом случае, прибор может проверить осциллограмму первичной и вторичной цепей зажигания. Способ подключения показан на рисунке 4-0. Когда этот метод используется для получения осциллограмм вторичной цепи системы зажигания, выберите режим синхронизации по сигналу первичной цепи для получения стабильной устойчивой картинки осциллограммы вторичной цепи. Если отрицательный провод первичной цепи катушки зажигания не доступен, выберите режим синхронизации по сигналу вторичной цепи, для получения осциллограммы в этой цепи. Для проверки осциллограммы высоковольтного провода зажигания, скрытого в катушке зажигания, используйте специальный пьезоэлектрический датчик для вторичной цепи зажигания Рисунок Основной блок KES Кабель для подключения общего провода 6. Основной кабель 7. Кабель сигнала вторичной цепи зажигания 8. Кабель осциллографа 9. Кабель для подключения к отрицательному проводу первичной цепи катушки зажигания 0. Высоковольтный провод вторичной цепи ПОДКЛЮЧЕНИЕ 6: Высоковольтные провода обоих цилиндров легко доступны. Отрицательный провод первичной цепи катушки зажигания не доступен. В этом случае, могут быть проверены только осциллограммы вторичной цепи зажигания. Подключения показаны на рисунке 4-. Для получения осциллограмм вторичной цепи зажигания не забудьте выбрать синхронизацию по сигналу вторичной цепи Рисунок 4-.. Основной блок KES Кабель для подключения общего провода 6. Основной кабель 7. Кабель сигнала вторичной цепи зажигания 8. Высоковольтный провод вторичной цепи ПОДКЛЮЧЕНИЕ 7: Высоковольтный провод одного цилиндра легко доступен, а другого цилиндра расположен внутри катушки зажигания, первичная цепь недоступна. В этом случае могут быть проверены только осциллограммы вторичной цепи зажигания. Для получения осциллограмм вторичной цепи зажигания не забудьте выбрать синхронизацию по сигналу вторичной цепи. Для проверки осциллограммы высоковольтного провода зажигания, скрытого в катушке зажигания, используйте специальный 8 7
6 пьезоэлектрический датчик для вторичной цепи зажигания. Подключения показаны на рисунке Рисунок Основной блок KES Кабель для подключения общего провода 6. Основной кабель 7. Катушка зажигания 8. Кабель сигнала вторичной цепи зажигания 9. Высоковольтный провод вторичной цепи Подключение вторичной цепи зажигания для проверки осциллограмм 8-ми цилиндрового двигателя, когда все высоковольтные провода легко доступны Меры предосторожности при подключении Используйте кабель осциллографа, как кабель для сигналов в первичной цепи. Используйте щуп с иглой или зажимом для подключения к отрицательному проводу первичной цепи системы зажигания. Не касайтесь иглы щупа руками, когда на нем есть высокое напряжение. При использовании кабеля синхронизации по сигналу -го цилиндра, убедитесь, что подключили зажим кабеля надписью SPARK PLUG SIDE в сторону цилиндра. Свеча рядом с генератором переменного тока - обычно свеча -го цилиндра. После правильного подключения кабеля синхронизации по сигналу -го цилиндра, на экране дисплея отобразится знак ( ) с мерцанием, при условии, что сигнал синхронизации в норме. Если кабеля синхронизации по сигналу -го цилиндра подключен не правильно, осциллограммы зажигания отображаться не будут. В случае неисправности высоковольтного провода -го цилиндра, кабель сигнала синхронизации может быть подключен к высоковольтному проводу другого цилиндра. После этого необходимо переопределить порядок работы цилиндров с учетом вынужденных переключений. Обычный порядок работы 4-х цилиндрового двигателя Если провод синхронизации подключен к 3-му цилиндру, то в меню прибора должен быть введен другой порядок работы цилиндров, а именно На экране маркировка цилиндров будет соответствовать действительной. Аналогично, если провод синхронизации подключен ко 2-му цилиндру, то введенный порядок работы цилиндров должен быть А если кабель подключен к 4-му цилиндру - то порядок работы должен быть При проверке осциллограмм первичной / вторичной цепей зажигания убедитесь, в надежном подключении кабеля общего провода. После использования пьезоэлектрический датчик сигнала вторичной цепи зажигания должен быть установлен на место. Если выбран режим синхронизации по сигналу вторичной цепи, то картинка осциллограммы может быть нестабильной. Осциллограммы первичной цепи зажигания Отображение осциллограмм Когда выбран один из пунктов в главном меню DISTRIBUTOR или DLI, на экране дисплея отобразится напоминание о необходимости подключения измерительных кабелей. Если измерительные кабеля подключены правильно, а сигнал синхронизации обнаружен, то осциллограмма первичной цепи зажигания будет
7 немедленно отображена на экране дисплея, как показано на рисунке 4-3. нижней части текущее состояние прибора - например, значение разверток по времени и напряжению, обороты двигателя и т.д. Описание меню управления отображением:. [0.HOLD] - для остановки осциллограммы и отображения меню расширенных функций Рисунок 4-3. По умолчанию в приборе устанавливается режим отображения осциллограмм первичной цепи. Если первичный кабель подключен не правильно, на экране дисплея отобразится страница, показанная на рисунке 4-4. Рисунок 4-4. Если при проверке осциллограмм кабель синхронизации по сигналу -го цилиндра подключен не правильно, на экране дисплея также отобразится сообщение о необходимости правильно подключить кабель. Если вышеупомянутое сообщение появляется часто, Вы можете выйти из функции осциллографа зажигания, и выбрать функцию осциллографа в главном меню. Затем выберите функцию [2.AUTO SETTING CHAN (CH)], а потом выполните функцию [0.PRIMARY IGNITION] для датчика. Если двигатель запущен, на первичной цепи катушки зажигания должны присутствовать импульсы, а осциллограмма будет отображена на экране. Если осциллограмма не отображается на экране дисплея, следовательно кабель подключен не правильно или неисправен. Управление отображением Вы может изменять способ отображения осциллограмм в соответствии с Вашими потребностями, т.е. изменять масштаб изображения, перемещать / изменять изображение, записать / открыть результаты теста и т.д. В верхней части экрана дисплея отображено меню расширенных функций, в центральной части текущая осциллограмма, а в Основной блок прибора поддерживает два режима отображения осциллограмм зажигания: режим NORMAL(режим [0.HOLD], не выбран), и режим удержания (выбран режим [0.HOLD]). Вы можете сделать детальный анализ осциллограммы зажигания, записать результат / открыть записанную осциллограмму с помощью меню расширенных функций. Когда режим [0.HOLD] не выбран, доступны следующие функции: [0.Locking], [.Primary/secondary], [2.Time/ voltage], [3.Current page], [4.Cylinder number], [5.Move], [6.Display], and [7.Positive/negative]. Когда выбран режим [0.HOLD] доступны следующие функции: [0.Grid], [.Primary/secondary], [2.Time/voltage], [3.Current page], [4.Cylinder number], [5.Move], [6.Display], [7.Save], [8.Recall]. 2. [.PRIM] - для выбора отображения осциллограмм первичной или вторичной цепей В интерфейсе отображения осциллограмм, при нажатии клавиши [] на экране дисплея отображается диалоговое окно выбора формы отображения осциллограмм зажигания, как показано на рисунке 4-5. Нажмите клавишу с соответствующим номером для выбора режима отображения осциллограмм первичной или вторичной цепей. Рисунок [2.TIME VOLT] - для изменения разверток времени и напряжения Временная развертка: Воспользуйтесь клавишами [ ] [ ] для изменения временной развертки. При нажатии клавиш значение временной развертки будет меняться в порядке:
8 0.5ms>ms>2ms в клетке координатной сетки. Значение временной развертки по умолчанию: 2ms. Развертка по напряжению: Воспользуйтесь клавишами [ ] [ ] для изменения значения развертки по напряжению. При нажатии клавиш значение развертки по напряжению будет меняться в порядке: В > 2 В > 5 В > 0 В > 20 В > 50 В > 00 В в клетке координатной сетки. Значение развертки напряжения по умолчанию: 50 В в клетке. В режиме HOLD при анализе первичной цепи системы зажигания, функция установки развертки напряжения недействительна. Эта функция действует только в режиме анализа вторичных цепей систем зажигания. 4. [3.PAGE] - для выбора страницы осциллограммы для отображения на экране дисплея. Рисунок 4-6. В диалоговом окне имеется четыре пункта. Используя клавиши [ ] [ ], выберите необходимый Вам пункт, а затем нажмите клавишу [ENTER] для выбора режима отображения осциллограмм. Режим отображения осциллограммы одного цилиндра: - это режим предназначен для отображения осциллограмм только одного из цилиндров, как показано на рисунке 4-7. KES-200 может автоматически записать до 50 страниц осциллограмм, если в процессе работы Вы нажмете клавишу [0.HOLD]. Выберите пункт [3.PAGE], а затем нажмите клавиши [ ] [ ] для просмотра интересующей Вас страницы. 5. [4.CYLN] - для выбора режима отображения осциллограммы цилиндра. В режиме отображения осциллограмм одного цилиндра, после нажатия клавиши [4.CYLN], нажмите клавиши [ ] [ ], для отображения осциллограмм других цилиндров, интересующих Вас, в том же режиме. Рисунок 4-7. Режим параллельного отображения: - это режим отображения осциллограмм нескольких цилиндров (обычно до четырех) параллельно, одна под другой, как показано на рисунке [5.MOVE] - для перемещения осциллограммы Нажмите клавишу [5] для выбора функции [5.MOVE]. Воспользуйтесь клавишами [ ] [ ] [ ] [ ] для перемещения осциллограммы вверх, вниз, влево или вправо по экрану дисплея. 7. [6.DISP] - для выбора режима отображения осциллограмм: одного цилиндра, режима параллельного отображения, в виде графических диаграмм или режима последовательного отображения сигналов цилиндров. По умолчанию устанавливается режим последовательного отображения сигналов цилиндров. После нажатия клавиши [6], в левом верхнем углу экрана отобразится диалоговое окно как показано на рисунке 4-6. Рисунок 4-8. Режим графических диаграмм: - этот режим предназначен для отображения максимального напряжения в каждом из цилиндров в виде графических диаграмм, как показано на рисунке 4-9.
9 Рисунок 4-9. Режима последовательного отображения сигналов цилиндров: - это режим последовательного отображения осциллограмм всех цилиндров в порядке, соответствующем порядку работы цилиндров, как показано на рисунке Рисунок [7.Positive/ Negative] Это режим предназначен для изменения полярности отображения сигнала зажигания. Применяется только для диагностики двигателей с независимой системой зажигания или двойной системой зажигания, где сигнал одного цилиндра имеет положительную полярность, а сигнал другого - отрицательную. 9. [0.GRID] - для отображения или запрета отображения координатной сетки на экране дисплея. 0. [Current Page] - Чтобы рассмотреть в настоящее время сэкономленную(спасенную) форму волны в расширенном(продленном) меню функции KES-200 может автоматически экономить(спасать) до 50 страниц форм волны и останавливаться при нажиме [0. Hold]. Пользователь может нажимать [3.Current Page] и затем использует [ ] [ ], ключи, чтобы рассмотреть текущую форму волны.. [7.SAVE] - для записи осциллограмм Действие и назначение этой функции аналогичны режиму 4-х канального осциллографа. KES-200 может записать в автоматическом режиме до 50 страниц осциллограмм. Но данные этих 50 записанных страниц будут потеряны, как только Вы выйдите из функции осциллографа зажигания. Для сохранения осциллограмм в течение длительного времени, Вы должны записать осциллограмму во внутреннюю память KES-200. Кроме того, Вы можете передать записанную осциллограмму на персональный компьютер для дальнейшего анализа. Для записи осциллограммы, выберите адрес памяти, а затем нажмите клавишу [ENTER]. Адрес с записанными данными будет помечен знаком "*". 2. [8.RCLL] - для просмотра записанных осциллограмм. Прибор KES-200 имеет 8 адресов для длительного хранения осциллограмм. Если нажать клавишу [8.RCLL] все восемь адресов будут отображены на экране. Адреса с записанными данными будут помечены в этом списке знаком "*". Воспользуйтесь клавишами [ ] [ ] для выбора интересующего Вас адреса, а затем нажмите клавишу [ENTER], чтобы просмотреть записанную осциллограмму. При удалении осциллограммы, воспользуйтесь клавишами [ ] [ ] для перемещения курсора к соответствующему адресу, а затем нажмите клавишу [ERASE] для стирания осциллограммы из памяти. Осциллограммы первичной цепи зажигания 5-ти, 6-ти и 8-ми цилиндровых двигателей с распределителем Порядок работы 4-х цилиндрового двигателя обычно В отличие от 4-х цилиндровых двигателей, порядок работы цилиндров 5-ти, 6-ти и 8-ми цилиндровых двигателей более разнообразен, и при тестировании должен быть введен вручную. Другие действия во время тестирования аналогичны рассмотренным выше для 4-х цилиндровых двигателей. Ввод порядка работы цилиндров: В главном меню DLI или DISTRIBUTOR выберите пункт с числом цилиндров больше 4. В диалоговом меню, отобразившемся на экране, введите порядок работы цилиндров. По умолчанию, прибор устанавливает порядок работы цилиндров Если порядок работы цилиндров диагностируемого двигателя отличен от указанного, то необходимо изменить указанный порядок на необходимый, как показано на рисунке 4-2. Ввод нового порядка работы цилиндров осуществляется числовыми клавишами. После
10 окончания ввода нажмите клавишу [ENTER]. Например, если порядок работы цилиндров диагностируемого двигателя , нажмите клавиши [], [5], [3], [6], [2] и [4], а затем нажмите клавишу [ENTER]. Рисунок Рисунок 4-2. Во время работы Вы можете получить вспомогательную информацию о порядке работы цилиндров некоторых автомобилей, нажав клавишу [HELP], как показано на рисунке Рисунок Внимание: KES-200 в любой момент времени предоставит Вам вспомогательную информацию о порядке работы цилиндров. Во время работы в функции осциллографа зажигания Вы можете нажать клавишу [HELP] для ее отображения. Осциллограммы вторичных цепей зажигания Подключите измерительные кабеля согласно схемы подключения для анализа осциллограмм вторичных цепи зажигания. После перехода в меню отображения осциллограмм, выберите пункт [.PRIM]. На экране дисплея отобразится диалоговое окно, в котором выберите пункт [Secondary Ignition Waveform] для выбора функции анализа вторичных цепей зажигания. Управление отображением в этом режиме аналогично функции анализа первичных цепей зажигания, поэтому повторно рассматриваться не будет. Пример осциллограммы вторичной цепи системы зажигания шестицилиндрового цилиндрами показан на рисунке Осциллограммы зажигания двигателей с DLI Меню выбора типа зажигания Существуют два 2 типа DLI зажигания: первый - независимое зажигание, а другой - зажигание для двух цилиндров, что означает: к одной катушке зажигания подключены свечи зажигания двух цилиндров. Для получения осциллограмм зажигания двигателя с индивидуальной катушкой зажигания в каждом цилиндре, выберите в главном меню пункт [.DLI EFS], а затем введите номер интересующего Вас цилиндра. Для второго типа зажигания, выберите пункт [2.DLI DFS]. Для различных типов зажигания измерительные кабеля также должны быть подключены поразному. Для получения дополнительной информации о способах подключения различных типов зажигания, пожалуйста, обратитесь к соответствующему разделу. Выбор осциллограмм первичной / вторичной цепи зажигания В зависимости от модели автомобиля с DLI зажиганием и конструктивных особенностей его исполнения можно использовать режимы анализа осциллограмм первичной или вторичной цепей. Вообще говоря, анализ осциллограмм первичной цепи системы зажигания может быть применен только в том случае, если конструкция системы зажигания предоставляет доступ к первичной обмотке катушки зажигания. Когда высоковольтный провод скрыт внутри катушки зажигания, для получения осциллограмм вторичной цепи зажигания необходимо использовать специальный индуктивный датчик или кабель для вторичных цепей зажигания..
11 В меню функций отображения осциллограмм, выберите пункт [.PRIM]. На экране прибора отобразится диалоговое окно выбора режима. Выберите соответствующий режим, и осциллограмма первичной / вторичной цепи зажигания отобразится на экране дисплея. Вид осциллограмм На осциллограммах двигателей с DIS зажиганием, KES-200 отобразит два пиковых напряжения, так как катушка зажигания подключена одновременно к свечам зажигания двух цилиндров. А импульс зажигания в одном цилиндре будет положительной полярности, а в другом отрицательной. На 4-х цилиндровом двигателе, оборудованном DLI зажиганием, установлены две катушки зажигания. Каждая из которых подключена к свечам зажигания двух цилиндров. Когда в первичной обмотке катушки зажигания возникает положительный импульс, во вторичной цепи также возникает высоковольтный импульс. Причем, в одном цилиндре он будет положительной полярности (например, в -м цилиндре), а в другом (4-м цилиндре) отрицательной полярности. В связи с тем, что цилиндры находятся на разных тактах (в одном - заканчивается такт сжатия, в другом такт выпуска) вся энергия зажигания тратится на поджигание топливовоздушной смеси только в одном цилиндре. Та же самая ситуация возникает во второй паре цилиндров 2 и 3. Поскольку импульс зажигания возникает одновременно в двух цилиндрах, то осциллограмма в цилиндре. где происходит воспламенение, называется эффективной осциллограммой, а осциллограмма в другом цилиндре неэффективной осциллограммой. Напряжение эффективной осциллограммы по ряду причин всегда выше, чем неэффективной. Таким образом, эти осциллограммы можно легко распознать. положительной и отрицательной используйте клавишу [7]. Печать результатов Печать результатов тестов осуществляется аналогично описанному ранее. Пожалуйста, обратитесь к разделу 4-х канального осциллографа. Вспомогательная информация В любое время, при работе с KS-200 вы можете просмотреть вспомогательную информацию о выполняемой функции, нажав клавишу [HELP]. Система обеспечивает Вас информацией о:. назначении функциональных клавиш осциллографа зажигания. 2. стандартных осциллограммах первичной / вторичной цепи системы зажигания. 3. осциллограммах типовых неисправностей первичной / вторичной цепи зажигания. 4. инструментах анализа осциллограмм зажигания. 5. порядке работы цилиндров автомобилей и моделей известных производителей. Содержание вспомогательной информации может отличаться в различных интерфейсах. На рисунке 4-24 показан интерфейс вспомогательной информации об осциллограмме зажигания. Управление отображением Выберите полярность отображения сигнала с помощью пункта [POSITIVE/NEGATIVE]. Если полярность сигнала будет отличаться от полярности, выбранной на KES-200, то осциллограмма может быть отображена в инверсном виде или не отобразится вообще. Для переключения полярности между Рисунок После рассмотрения вспомогательной информации, нажмите клавишу [ESC] для выхода из системы помощи. Связь с персональным компьютером
12 Вы можете передать осциллограмму, записанную во внутренней памяти KES-200, на персональный компьютер для более детального анализа. Для получения более подробной информации об этой функции, пожалуйста, обратитесь к разделу Связь с персональным компьютером данной инструкции.
docplayer.ru
как выбрать правильный графический осциллограф для автомобиля
Комплектуем диагностический пост современного автосервиса. Часть 4
Тесты датчиков и функций мотортестеров по проверке систем зажигания.
Требования к функциональным возможностям мотортестеров сложились в те года, когда автомобили имели примитивные системы бортовой самодиагностики (либо не имели ее вообще). Высокая цена этих приборов определялась наличием большого количества измерительных датчиков и достаточно сложного програмного обеспечения. Современные блоки управления двигателем уже имеют развитую систему самоконтроля (бортовой системы самодиагностики OBD-2 и внутрифирменных систем самодиагностики) - но требования к мотортестерам не изменились. Их применение обосновано только при работе со старыми автомобилями. При диагностике современных автомобилей часть их функций является избыточными. Вот почему наш техцентр решил отказаться от таких прекрасных приборов, как SMP-4000 фирмы SUN или FSA-720 фирмы BOSCH . На старых и дешевых автомобилях использование дорогостоящего оборудования экономически нецелесообразно, на современных - часть его функций не используется. А зачем платить лишнее? Таким образом, время потребовало убрать редко используемые датчики и програмные модули. Что, соответственно, позволило снизить цену и сделать эти приборы доступными для обычных автосервисов. На смену мотортестерам пришли осциллографы с функциями мотортестеров: они имели уменьшенный набор функций и датчиков. Но при их разработке производители столкнулись с проблемой: они не очень хорошо понимали потребности реально работающих диагностов и не всегда правильно подходили к вопросу предлагаемой комплектации. При тестировании приборов высокой ценовой категории мы основное внимание уделяли именно наличию “лишних” (или редко используемых ) функций и датчиков. Выбирали приборы, имеющие несколько вариантов выбора комплектации и подбирали наиболее удолетворяющую нас по соотношению “цена - функциональность”. Так же большое внимание мы уделяли удобству пользовательского интерфейса. Как у хорошего мастера инструмент всегда должен быть под рукой, так и у прибора органы управления должны быть легко доступны и интуитивно понятными. Напомню: тестирование на нашем техцентре в разное время проходили приборы: МотоДок-3, USB –Осциллоскоп Постоловского (версии 1,2.3,4), АвтоАс Профи-3, Pico Scope. А так же сканеры + осциллографы: Carman Scan VG, Carman Scan VG+, Carman Scan VG64 и G-Scan2, а также многие другие. Перечень этих приборов и цены на них мы рассмотрели в предыдущей статье “Обзор цен”.
Проверка сигналов вторичного напряжения системы зажигания является определяющей в работе мотортестеров и осциллографов с их функциями. Что дает эта информация? Практически полный анализ работы системы зажигания. Со времен первых автомобилей Генри Форда по недавнее время, осциллографический анализ систем зажигания являлся единственной методикой их полной проверки.
Для снятия осциллограмм вторичного напряжения применяются накладные датчики. Для разных систем зажигания применяются разные наборы:
Системы зажигания с прерывателем-распределителем. Набор датчиков должен состоять из измерительного датчика и датчика синхронизации (датчик 1-го цилиндра). Во всех представленных приборах они имеются.
Тест измерительных датчиков
При тестировании все измерительные датчики показали достаточно большую погрешность при замере пробивного напряжения. За эталон были взяты датчики фирмы SUN. Но форму сигнала вывели хорошо все приборы.
Вывод: при проведении замеров абсолютным значениям пробивного напряжения верить нужно с большой осторожностью.
Зачем необходимо его измерять? И как важно знать точное значение? Нормой считается пробивное напряжение 10 kV на холостом ходу (минимальная наполняемость цилиндра). Замечено, что если оно более 15 kV, то при открытии дросселя ( максимальная наполняемость цилиндра и, соответственно большее требуемое пробивное напряжение) большинство современных систем зажигания уже не справляются со своей задачей и пробоя искрового промежутка свечи не происходит. Но напряжение катушка зажигания вырабатывает - не найдя “штатного” пути пробоя, начинает пробивать по другим элементам системы зажигания, выводя их из строя. Так же замечено, что первыми страдают элементы, имеющие наиболее высокую стоимость. Таким образом, обнаружив высокое пробивное напряжение в одном или нескольких цилиндрах, можно с уверенностью говорить о дефекте и прогнозировать выход элементов системы зажигания из строя в ближайшее время. Высокая погрешность датчиков резко снижает достоверность данного анализа. Но на сегодняшний день появились другие способы оценки, позволяющие без точного замера величины напряжения пробоя поставить достоверный диагноз. Это просмотр формы линии горения искры на холостом ходу и при полном окрытии дросселя, а так же остаточных колебаний. Отсутствие перехода с высокого напряжения, приложенного к искровому промежутку на более низкое напряжение горения искры однозначно говорит о том, что искра (ионизация промежутка) не возникла. А отсутствие остаточных колебаний однозначно говорит о неисправности катушки.
Поэтому функцию измерения пробивного напряжения с высокой точностью можно считать избыточной - важнее правильное отображение формы самого сигнала. При проведении проверки системы зажигания особое внимание следует уделить не его величине, а наличию линии горения на открытом дросселе. Наличие остаточных колебаний можно проверять на любом режиме.
Датчики синхронизации
В отличие от измерительного датчика его задача более проста: дать информацию компьютеру о прохождении искры 1- го цилиндра (т.е. указать на нахождение поршня близкому к ВМТ на такте сжатия). Форма сигнала не имеет принципиального значения. Наиболее удобной является импульсная форма, поэтому в большинстве приборов используется обычный измерительный датчик, сигнал которого пропущен через дифферианциальную цепочку. Требования к нему невелики, поэтому у всех приборов (включая приборы низкой ценовой группы, а так же приборы фирмы SUN) эти датчики показали примерно одинаковые результаты. Пример сигнала этих датчиков приведен выше (показан желтым цветом).
Таким образом, при работе с системами с прерывателем-распределителем зажигания (“трамблером” - сняты с производства, но их еще можно встретить на дорогах нашей необьятной Родины) необходимыми в работе диагностического поста автосервиса являются: датчики синхронизации (1 шт.), измерительный датчик (1 шт). Все приборы, прошедшие у нас тестирование, вполне способны к работе с этими автомобилями.
Системы зажигания с двойными катушками (системы DIS).
Это более современные системы - но из-за отсутствия центрального бронепровода их проверка несколько сложнее, чем с обычным прерывателем - распределителем. Требуется подключение накладных датчиков на каждый цилиндровый бронепровод. Необходимым является набор измерительных датчиков, состоящий (как минимум) из 6-ти штук.Но особенностью искры на этих системах является разная полярность искры на парных цилиндрах. Половина сигналов получаются “перевернутыми”. Чтобы правильно их отобразить, необходимо использовать измерительные датчики разной полярности.
Рассмотрим трудоемкость данного замера. На бронепровод 1-го цилиндра надеваем датчик одной полярности (условно назовем его “красный”) и смотрим отображаемый им сигнал. Так же на него подключаем датчик синхронизации:
Особенностью мотортестеров является их неспособность к отображению сигналов системы зажигания отрицательной полярности. Вероятность того, что мы “ угадали” правильный датчик (сигнал отображается), равна 50%. В этом случае, на парный ему цилиндр надеваем датчик другой полярности (условно назовем его “зеленый”). Если нет - меняем датчики местами. Далее приступаем к подключению следующей пары цилиндров. Опять вероятность “правильного” подключения равна 50%. Итого, для 4-х цилиндрового двигателя вероятность сразу подключить все правильно и приступить к анализу показаний равна 25%. С первого раза удачной оказывается только каждая 4-я попытка. На 6-ти цилиндровом двигателе этот процент еще в 2 раза меньше. Наиболее удачное техническоее решение в облегчении этого процесса применил прибор АвтоАс Профи-3. Он не стал делать датчики разной полярности (“зеленые” и “красные”), а сделал ее изменение с помощью переключателей на специальном коммутационном блоке.
Это значительно облегчило процесс нахождения правильной комбинации при подключении. При этом тесте данный прибор получил наивысшую оценку.
Как можно облегчить данный замер? Погрешность этих датчиков очень велика, подключение занимает достаточно долгое время - сразу возникает вполне разумное решение: отказаться от одновременного просмотра всех цилиндров. Просматривать их по очереди одним датчиком! Отказ от набора датчиков для проверки системы DIS позволит снизить цену приобретаемого прибора и снизит время нахождения дефекта.
Системы зажигания с индивидуальными катушками (COP - Coil Over Plug).
Замер вторичного напряжения на них сопряжен с большим рядом трудностей. У них отсутствуют бронепровода - применение накладных датчиков невозможно. Требуются специальные СОР- адаптеры. Выполняются в виде пластин, накладываемые на катушки зажигания и улавливающие ее электрическое поле. Форма катушек у разных производителей может быть разной, поэтому требуется набор СОР- адаптеров, что повышает цену приборов. Поэтому сейчас более популярными являются "линейные СОР адаптеры".
При тестировании все эти датчики показали очень плохие результаты.
Тестируем COP адаптер АвтоАс Профи-3.
И вот что он нам показал….
Причина кроется в особенностях конструкции самих катушек: электрические поля в них могут экранироваться и плохо улавливаться адаптером. Тестируемый нами
датчик производства (г.Ростов) «ловил» все наводки, кроме нужных. В нашем тесте получил самую низшую оценку.
Но производитель постоянно работает над повышением качества своей продукции. Пожелаем ему удачи - но пока наиболее удачно форма измерительных элементов выполнена только у датчиков фирмы SUN. Никому из производителей тестируемых приборов не удалось ее грамотно скопировать.
Для работы с катушками со слабым электрическим полем в комплект ряда приборов входят датчики индуктивного типа, улавливающие магнитное поле катушки.
Комбинация двух этих датчиков дает неплохой результат: на тех катушках, где плохо работает один, лучше работает другой. Но погрешность в измерении абсолютной величины напряжения очень большая, поэтому анализу подлежит только форма сигнала.
Но неожиданно для нас эти адаптеры показали удобство пользования при проверке систем зажигания с распределителем зажигания и систем DIS. Прикладывая линейный адаптер поочереди к бронепроводам каждого цилиндра, можно очень быстро и достоверно оценить форму сигнала. При этом замере мы лишаемся возможности одновременного просмотра сразу всех цилиндров (что рекомендуют руководства прошлого века), зато значительно быстрее находим дефект. Новый век диктует новые условия!
Вывод: для оценки состояния системы зажигания достаточным комплектом датчиков являются: датчик синхронизации (используется так же в ряде других проверок) и линейный СОР адаптер.
На современных автомобилях с развитой системой бортовой самодиагностики уже появляются другие методы проверки системы зажигания. Например, просмотр счетчиков пропусков вооспламенения, скрипты Шульгина, применение искрового пробойника и многое другое.
Впрочем, это тема отдельной статьи….
Продолжение следует
injectorcar.ru
Неисправности приборов систем зажигания.
Прерыватель-распределитель.
1. Износ втулки и вала.
2. Изменение жесткости пружин центробежного регулятора.
3. Трещины крышки.
4. Пробой конденсатора.
5. Обрыв провода конденсатора.
6. Износ контактов прерывателя.
7. Обрыв провода к подвижному контакту прерывателя.
8. Заедание поворотной пластины.
9. Порыв диафрагмы вакуумного регулятора.
10. Перегорание подавительного резистора разностной пластины.
Катушка зажигания.
1. Негерметичность катушки.
2. Обрыв, короткое замыкание, межвитковое замыкание обмоток.
3. Трещины крышки.
Свечи зажигания.
1. Разрегулировка зазора между
электродами.
2. Оплавление электродов.
3. Пробой свечи.
4. Загрязнение электродов.
Проверка системы электроснабжения.
4.1. Для проверки системы электроснабжения вызвать измерительный режим «Батарея».
Рис. 13. Режим «Батарея».
Запустить двигатель и установить частоту вращения коленчатого вала двигателя равной (2000±200)об/мин. Напряжение батареи должно быть в пределах от 13,8 до 14,8 В. Если батарея исправна и заряжена, то через 5-10 мин работы на данном режиме ток заряда приближается к нулю.
Включить фары (дальний свет). Напряжение батареи должно находиться в тех же пределах.
4.2. Если напряжение батареи увеличивается с ростом частоты вращения КВ двигателя и падает при включении нагрузки (фар), то неисправен регулятор напряжения.
Если напряжение батареи ниже нормы и при включении фар (частота вращения КВ (2000±200)об/мин) уменьшается, причиной может быть слабое натяжение ремня привода генератора, неисправность генератора или неисправность регулятора напряжения.
Если напряжение батареи ниже нормы и при включении фар (частота вращения КВ (2000±200)об/мин) остается практически неизменным, то причиной является разрегулировка регулятора напряжения.
4.3. Повторить проверки по пункту №1 при (3000±200) об/мин в течение 1-2 мин.
Если напряжение батареи выше нормативного значения, то возможны следующие причины:
− плохой контакт регулятора напряжения с “массой” автомобиля;
− повышенное переходное сопротивление в цепи возбуждения генератора;
− плохое соединение на “массу” между двигателем и кузовом автомобиля;
− разрегулировка регулятора напряжения.
Рис. 14. Нормальная осциллограмма работы
Генератора переменного тока.
Рис. 15. Осциллограмма при отсутствии зарядного тока с генератора переменного тока (неисправен реле-регулятор, контактные кольца, щетки или обмотки ротора).
Рис . 16. Осциллограмма при пробое диода обратной полярности (пробой) (на осциллограмме появятся провалы).
Рис . 17. Осциллограмма при неисправности диода прямой полярности (обрыв).
Рис. 18. Осциллограмма при пробое диода прямой полярности.
Рис. 19. Осциллограмма при обрыве обмотки статора.
Проверка частоты вращения КВ бензинового двигателя на режиме холостого хода.
5.1. Для проверки необходимо вызвать измерительный режим «Батарея» и запустить двигатель (Рис.13).
5.2. Частота вращения КВ двигателя на холостом ходу должна быть в пределах, указанных в инструкции по эксплуатации диагностируемого автомобиля. Если частота вращения КВ двигателя на холостом ходу не соответствует нормативным значениям, то необходимо выполнить регулировку системы холостого хода карбюратора, пользуясь инструкцией по эксплуатации диагностируемого автомобиля.
Несоответствие частоты вращения холостого хода нормативным значениям может быть вызвано неправильной установкой начального угла опережения зажигания. Поэтому после установки начального угла опережения зажигания необходимо провести проверку частоты вращения, и, при необходимости, выполнить регулировку системы холостого хода карбюратора.
Проверка первичной цепи системы зажигания.
6.1. Диагностирование первичной цепи системы зажигания проводится по напряжению на клемме катушки зажигания, подключенной к батарее (или добавочному сопротивлению), и по падению напряжения на контактах прерывателя (коммутатора) .
6.2. Для проверки следует вызвать режим «Первичная цепь» (Рис.20).
Рис . 20. Основной экран режима «Первичная цепь».
По команде «График» в панели инструментов возможен переход в режим вывода графика напряжения на контактах прерывателя в первичной цепи по всем цилиндрам двигателя (Рис. 21).
Рис. 21. Экран графика в режиме «Первичная цепь».
Запустить двигатель. Установить частоту вращения КВ двигателя от 2000 до 3000 об/мин. Напряжение для контактных систем зажигания с добавочным резистором и без него должно быть соответственно не ниже 7,5 В и примерно равно напряжению батареи. Для контактно-транзисторных систем зажигания и бесконтактных систем с магнитоэлектрическим датчиком напряжение должно находиться в пределах от 3,4 до 7,5 В, для бесконтактных систем с датчиком Холла - в пределах от 12,5 до14 В.
Напряжение для контактных систем зажигания не должно превышать 0,2 В, а для других систем зажигания - должно быть в пределах от 0,8 до 1,8 В.
Если напряжения на клеммах катушки зажигания не соответствуют нормативным значениям, а напряжение питания соответствует норме, то необходимо проверить надежность соединений в первичной цепи системы зажигания. Особое внимание уделить клеммным зажимам аккумуляторной батареи, выключателя зажигания, блока добавочных резисторов, катушки зажигания и аккумулятора. При необходимости зачистить контакты прерывателя и выключателя зажигания.
Повышенное падение напряжения может быть следствием плохого состояния контактов прерывателя, ослаблением контактных соединений в прерывателе или плохого контакта между корпусом распределителя и «–» аккумуляторной батареи. Для проверки последнего подключить зажим «М» жгута (3) непосредственно на корпус распределителя. Если напряжение понизится, то состояние контактных соединений неудовлетворительное. Повышенное падение напряжения может быть также вызвано электрической дугой между контактами прерывателя, возникающей из-за высокого тока разрыва первичной цепи или неисправности конденсатора.
Рис . 22. Нормальная осцилло-грамма первичной цепи контактной системы зажигания.
Количество колебаний в зоне (затухания в первичной обмотке катушки зажигания) (1) должно быть не менее четырех. Линии замыкания (2) прерывателя должны быть чистыми.
3 – колебания в конденсаторе
Если линии замыкания (2) прерывателя не чистые, то возможны неисправности (Рис.23):
– окисление контактов прерывателя;
– контакты слабо приклепаны;
– потеря упругости пружины, замыкающей контакты;
– заедание рычажка на оси.
Рис . 23. Осциллограмма с неисправностями прерывателя.
Рис . 24. Осциллограмма с неисправностями конденсатора (шунтирование контактов прерывателя).
Если колебания в зоне (1) и зоне (2) уменьшены как по амплитуде, так и по горизонтали (меньшее их количество), (Рис. 24), то это свидетельствует об утечке конденсатора, шунтирующего контакты прерывателя.
Рис. 25. Осциллограмма при активном сопротивлении в цепи конденсатора.
Если колебания уменьшены по амплитуде в зоне (1), а колебания в зоне (2) нормальные (Рис.25), то в цепи конденсатора имеется активное сопротивление.
Рис. 26. Осциллограмма при большой емкости конденсатора.
Если колебания в зоне (1) уменьшены по амплитуде и растянуты по горизонтали, а колебания в зоне (2) растянуты по горизонтали (Рис.26), то это говорит о большой емкости конденсатора. Дополнительная емкость может появиться из-за неправильного подключения к выводу прерывателя каких-либо радиотехнических устройств (фильтр, сторож, тахометр и пр.).
Рис. 27. Осциллограмма во вторичной цепи помехоподавительного резистора.
При отсутствии во вторичной цепи помехоподавительных резисторов колебания в зоне (1) резко увеличены по амплитуде, колебания в зоне (2) нормальные (Рис. 27).
Рис. 28. Осциллограмма при замыкании витков первичной обмотки катушки зажигания.
При замыкании витков первичной обмотки катушки зажигания резко уменьшаются по горизонтали колебания в зоне (2) (Рис.28).
Рис . 29. Осциллограмма при замыкание витков вторичной обмотки катушки зажигания.
Замкнутые витки вторичной обмотки катушки зажигания приводят к уменьшению по горизонтали колебания в зоне (1) и зоне (2) (Рис.29).
Рис . 30. Осциллограмма при большом сопротивлении высоковольтного провода, идущего от катушки зажигания к распределителю.
При большом сопротивлении высоковольтного провода, идущего от катушки зажигания к распределителю, колебания в зоне (1) почти отсутствуют, колебания в зоне (2) нормальные (Рис.30).
На приведенных выше рисунках изображены осциллограммы первичной цепи контактной системы зажигания. Осциллограммы контактно-транзисторной и бесконтактных систем по виду существенно отличаются от классической, однако характер проявления неисправностей такой же.
Рис. 31. Бесконтактная система зажигания с датчиком Холла.
Рис . 32. Контактно-транзисторная система зажигания с коммутатором ТК-102.
infopedia.su
Катушка микропроцессорной системы зажигания | Система зажигания
НАЗНАЧЕНИЕ
Используется как высоковольтный повышающий трансформатор — накопитель электрической энергии в индуктивности для создания напряжения, при котором, при определённых условиях, на электродах свечей зажигания произойдёт искровой разряд с образованием дугового разряда, продолжительностью до 3 мс. Распределение высоковольтных импульсов по свечам осуществляется без высоковольтного распределителя и чаще всего с использованием индивидуальных и двухвыводных катушек зажигания (для двигателей с чётным числом цилиндров). Такой способ называют статическим распределением.
ПРИНЦИП РАБОТЫ
Рис. Двухвыводная катушка с разомкнутым магнитопроводом: 1 — магнитопровод с крепёжным отверстием А, 2 — первичная обмотка, 3 — корпус, 4 — вторичная обмотка, 5 — высоковольтные выводы, 6 — заливка полипропиленом, 7 — низковольтные выводы.
На рисунке приведёно изображение двухвыводной катушки зажигания с разомкнутым магнитопроводом в разрезе и одна из схем соединения обмоток.
Рис. Схема соединения двухвыводной катушки зажигания: А — выходной каскад 2-х канального электронного коммутатора. VT1, УТ2 — транзисторы коммутатора. TV1, TV2 — катушки зажигания. FV1-FV4 — свечи зажигания.
Использование таких катушек возможно в четырехтактном двигателе с чётным числом цилиндров. Если двигатель 4-х цилиндровый, то первая свеча сгруппирована с четвёртой, а вторая — с третьей. При таком соединении «рабочие» искры создаются в цилиндрах в конце такта сжатия, а «холостые» — в конце такта выпуска.
Рис. Осциллограммы вторичного напряжения на двухвыводной катушке.
Осциллограмма такого процесса приведена на рисунке «Рабочие» искры поджигают топливо воздушную смесь, а «холостые» — разряжаются в среде отработанных газов. Первые двухвыводные катушки зажигания были выполнены на базе одновыводных маслонаполненных катушек с разомкнутым магнитопроводом в металлическом корпусе. Не получили распостранение из-за увеличенных габаритов и массы.
Позже были разработаны «сухие» двухвыводные катушки зажигания с разомкнутым магнитопроводом. Вторичная обмотка имеет две секции и намотана сверху первичной, что обеспечивает улучшенную изоляцию выводов высокого напряжения. Обмотки катушки пропитаны компаундом и опресованы полипропиленом. Охлаждение первичной обмотки катушки осуществляется через центральный стержень магнитопровода, который имеет крепежное отверстие. В настоящее время более распостранены катушки зажигания с замкнутым магнитопроводом — трасформаторы зажигания. Сердечник катушки набран из тонких листов электротехнической стали и состоит из двух половин. Обмотки намотаны на каркасы, имеют повышенную изоляционную стойкость. После сборки катушки заливаются эпоксидным компаундом.
Рис. Двухвыходная катушка зажигания с замкнутым магнитопроводом: 1 — замкнутый магнитопровод с воздушным зазором, 2 — первичная обмотка, 3 — вторичная обмотка, 4 — корпус, 5 — высоковольтные выводы, 6 — низковольтные выводы, 7 — воздушный зазор, 8 — заливка катушки изоляционным материалом, 9 — пластмассовый каркас.
В некоторых модификациях систем управления применяются 4-х выводные катушки зажигания, состоящие из двух двухвыводных катушек, собранных на общем магнитопроводе. Взаимное влияние катушек исключается, использованием двух воздушных зазоров размером 1 -2 мм. Более распространённой является 4 х выводная катушка с высоковольтными диодами. Такая катушка имеет две встречно намотанные первичные обмотки и одну вторичную. Полярность вторичного напряжения определяется направлением укладки витков в первичных обмотках и поданным напряжением.
Рис. Четырёхвыводная катушка зажигания с двумя воздушными зазорами в магнитопроводе.
Если в точке S напряжение имеет положительную полярность, то открываются ВВ диоды VD1 ,VD4 и в соответствующих цилиндрах (1 и 4) появляются искровые разряды. Вторая первичная обмотка намотана в обратном направлении и при прерывании в ней тока, полярность вторичного напряжения в точке S изменится на отрицательную. При этом искровые разряды произойдут в цилиндpax 2 и 3. Для исключения взаимного влияния первичных обмоток в момент образования импульсов высокого напряжения к их выводам подключены разделительные диоды VD5, VD6.
Рис. Четырёхвыводная катушка с высоковольтными диодами.
Общим недостатком систем, использующих 2-х и 4-х выводные катушки, является разнополярность высоковольтных импульсов относительно «массы» автомобиля на спаренных свечах зажигания. За счёт этого пробивное напряжение может отличаться на 2 кВ. Сопротивление первичной обмотки до 2 х Ом. Вторичной — до 25 кОм. Напряжение 12 В. Ток 8 А.
Небольшие габариты позволяют изготовлять индивидуальные катушки зажигания для каждой свечи в отдельности и монтировать их непосредственно на свечах. Для такой системы не нужны высоковольтные провода, исключается холостая искра. Вторичное напряжение имеет только отрицательную полярность. Максимальное вторичное напряжение на таких катушках достигает 35 кВ, энергия искрового разряда от 80 до 100 мДж. Внешний вид и схема подключения приведены на рисунке.
Рис. Одновыводная катушка зажигания и типовая электросхема подключения индивидуальных катушек зажигания. 10 — коммутатор, 11 — катушки зажигания, 100 — ЭБУ.
Некоторые производители (МАЗДА, ТОЙОТА, НИССАН) «упростили» конструкцию: датчики фазы и оборотов — коммутатор — катушку зажигания, поместили в корпус распределителя зажигания (HEI).
Рис. Электросхема системы управлении автомобилем МАЗДА FS 2,0 16V: 10 — коммутатор, 11 — катушка зажигания, 100 — ЭБУ двигателем, 178, 179 — оптические датчики оборотов коленвала и положения распредвала. На электросхеме узел зажигания системы HEI обведён тонкой линией — в него входят элементы 10, 11, 178, 179. Конструкция такого узла приведена на рисунке ниже, как и осциллограмма на первичной обмотке катушки зажигания.
Рис. Фото распределителя зажигания НЕI.
Рис. Осциллограмма на первичной обмотке.
С этих (2G, 2Е) и других датчиков информация поступает в ЭБУ (100), вычисляется момент опережения зажигания и снова возвращается в распределитель зажигания, но уже на коммутатор (2F) для усиления и управления первичной обмоткой катушки зажигания.
Такие агрегаты удобны при изготовлении, монтаже а\м, но при ремонте доставляет массу неприятностей, т.к. высоковольтного центрального провода не существует (между катушкой зажигания и бегунком осуществляется связь через подпружиненные скользящие контакты и внутри крышечным соединением и не каждый мотор-тестер можно подсоединить для анализа сигналов высоковольтной части системы и проверки работы катушки зажигания. При выявлении неисправности какого-нибудь элемента, расположенного под крышкой распределителя, хозяина а\м ждёт сюрприз — деталь, вероятнее всего, отдельно не поставляется и необходимо покупать весь узел в сборе, но, возможно, это хитрость наших продавцов запчастей.
РАСПОЛОЖЕНИЕ
Под капотом на крыле или на разделительной панели между двигателем и салоном автомобиля. Иногда непосредственно на двигателе (для двухвыводных катушек). Индивидуальные катушки (СОР) — в свечных шахтах.
НЕИСПРАВНОСТИ
Основная неисправность — обрыв первичной или вторичной обмоток или пробой изоляции на корпус. Некоторые катушки продолжают работать даже при обрыве вторичной обмотки, при этом при дросселировании наблюдаются пропуски искрообразования.
При длительной эксплуатации а\м изоляционные свойства материалов, применяемых в катушках зажигания теряются и случаются высоковольтные прогары, провоцирующие шунтирование на массу. При осмотре катушки зажигания, такую неисправность легко обнаружить по серому следу на поверхности изолятора катушки (похож на след от простого карандаша) или по черноте прогара с частично обугленной поверхностью.
МЕТОДИКА ПРОВЕРКИ
Проверку производить при подключенном автомобильном осциллографе. Ниже приведены схематичные образцы вариантов осциллограмм исправной системы зажигания и ряд неисправных, с описанием признаков и причин такого поведения систем искрообразования.
Рис. Нормальная осциллограмма. Напряжение пробоя искрового промежутка от 10 до 15 кВ. Напряжение горения обычно: 1,5 — 4 кВ. Длительность горения: 1,5 — 2,5 мСек.
Рис. Отсутствует режим автоколебаний, т.н. отбой. Проблема с катушкой зажигания или коммутатором (необходимо смотреть ток первичной обмотки катушки зажигания).
Рис. Низкое напряжение пробоя искрового промежутка характерно для пробоя и горения искры вне цилиндра; низкая компрессия в цилиндре; холостая искра для DIS.
Рис. Высокое напряжение пробоя искрового промежутка характерно для повышенного сопротивления или обрыв ВВ провода или наконечника.
Рис. Шунтирование искрового разряда на корпус. Дефект свечи, ВВ наконечника или катушки зажигания.
Рис. Разряд сопутствующий свечному: выгоревший элемент в ВВ проводе; нет контакта ВВ провода и свечного наконечника.
Ниже приведены образцы осциллограмм различных неисправностей в ВВ части системы зажигания. Измерения проводятся в цепи первичной обмотки катушки зажигания.
Рис. Обрыв ВВ провода или высокое сопротивление в проводе или свечном наконечнике.
Рис. Дефект катушки зажигания (стекание остаточной энергии ч.з. обмотку)
Рис. Нормальные осциллограммы напряжения и тока.
Рис. Дефект коммутатора. Ток в первичной обмотке убывает медленно.
РЕМОНТ
Обычно ремонт невозможен.
ustroistvo-avtomobilya.ru