Электронный корректор угла опережения зажигания. Зажигания корректор


Простая схема корректора угла опережения зажигания

 

   В. Петик, В. Чемерис, г.Энергодар, Запорожская обл.

 

 

   В настоящее время многие автолюбители проявляют повышенный интерес к устройствам электронного регулирования угла опережения зажигания (УОЗ) или октан-корректорам (ОК), которые позволяют на 5-10% экономить топливо и адаптировать двигатель к топливу различного качества, повышают максимальную мощность и снижают токсичность выхлопа. Существующие схемные решения имеют некоторые недостатки:

   – задержка УОЗ производится на фиксированный период времени, что при разных оборотах вала двигателя соответствует разному УОЗ [1, 2];

   – при построении схем задержки фиксированного УОЗ значительно возрастает их сложность [3, 4, 5].

   С учетом вышесказанного авторы разработали простой и эффективный ОК, в котором при любых оборотах вала двигателя УОЗ остается постоянным. Структурная схема ОК показана на рис.1. Принцип его роботы основан на пропорциональности задержки УОЗ от периода вращения вала. Последовательность импульсов, в

   которой в некоторых пределах необходимо задержать положительный фронт, формируется прерывателем и поступает на вход схемы. При этом длительность паузы используется как опорная величина, которая фиксируется генератором опорной частоты G1 и реверсивным счетчиком СТ, работающим в режиме стека, т.е. при низком уровне на входе ±1 он работает на увеличение счета (накапливание информации), а при наличии на том же входе высокого уровня он работает на уменьшение (считывание накопленной информации). В первом случае работает генератор G1, а во втором – генератор G2, а G1 блокируется,

   частоту которого можно изменять. При равенстве частот G1 и G2 задержка УОЗ составит 90 град., поэтому для обеспечения задержки до 30 град. необходимо, чтобы частота G2 было в 3 и более раза выше частоты G1. По окончании счета, когда счетчик отдал всю накопленную информацию, на его выходе Р формируется сигнал, который устанавливает на выходе RS-триггера высокий уровень, блокирует работу счетчика и является задержанным выходным сигналом. В исходное состояние схема возвращается при приходе на ее вход низкого уровня, который сбрасывает RS-триггер, и цикл повторяется.

   Принципиальная схема OK и диаграммы ее работы показаны на рис.2 и рис.3 соответственно. На входе схемы установлен фильтр низкой частоты R3-C3, который совместно с ячейками DD1.1, DD1.4, содержащими на входе триггеры Шмитта, исключает влияние дребезга контактов прерывателя на работу схемы. Генератор G1 собран на DD1.3, DD1.2, R7, С2 и для исключения переполнения счетчиков DD2, DD3 при низких оборотах вала двигателя настроен на частоту 1 кГц. Генератор G2 собран на DD1.1, DD1.2, R4, R5, С1. Переменным резистором R4 можно изменять его частоту от 3 до 90 кГц, что обеспечивает регулировку У03 от 30 до 1 град. соответственно. Счетчики DD2, DD3 включены каскодно, что позволяет увеличить их общую емкость до 256 бит. Счетчики сначала накапливают информацию о длительности замкнутого состояния контактов прерывателя, а после их размыкания считывают ее. При полном считывании накопленной информации на выводе 7 счетчика DD3 появляется кратковременный отрицательный импульс, который через ячейку D04.3 переключает RS-триггер, собранный на ячейках DD4.2 н DD4.4, с инверсного выхода которого формируется сигнал блокировки счетчика DD2 и через DD4.1, R6, VT -выходной задержанный сигнал.

   Детали. Микросхему К561ТЛ1 можно заменить на К561ЛА7, но при этом после фильтра НЧ необходимо установить триггер Шмитта, собранный по любой известной схеме. Стабилитрон VD любой на напряжение 5-9 В. Транзистор КТ972 можно заменить парой КТ3102, КТ815 (КТ817). Конденсаторы С1 и С2 необходимо выбрать однотипными или с одинаковым ТКЕ, как можно

 

 

 

 

   ближе к нулевому значению. То же касается и резисторов R5, R7. Параллельно каждой микросхеме, по шинам питания желательно установить керамический конденсатор емкостью 0,1 мкФ, а параллельно VD – танталовый электролитический конденсатор.

   Настройка. Для настройки генераторов необходимо установить щуп частотомера на вывод 4 микросхемы DD1.2, после этого на вход схемы подать низкий логический уровень и подобрать резистор R7 так, чтобы частота генератора составила 1 кГц. Далее установить ползунок резистора R4 в нижнее по схеме положение, подать на вход высокий логический уровень и подобрать резистор R5 ток, чтобы показания частотомера равнялись 90 кГц, что будет соответствовать задержке У03 в 1 град.

   В верхнем положении ползунка R5 частота  генератора должна быть около 3 кГц, что соответствует задержке У03 в 30 град. При желании эту величину можно изменять в большую или меньшую сторону, меняя номинал R4, который устанавливается на панели управления. Провода желательно экранировать. Литература

   1. Ковальский А., Фропол А. Приставка октан-корректор //Радио.-1989.-№6.-С.31.

   2. Сидорчук В. Электронный октан-корректор // Радио. -1991.-№11.-C.25.

   3. Беспалое В. Корректор угла ОЗ // Радио.- 1988.-№5.-с.17.

   4. Архипов Ю. Цифровой регулятор угла опережения зажигания // Радиоежегодник.-1991.-С.129.

   5. Романчук А. Октан-корректор на КМОП микросхемах // Радиоежегодник.-1994. -И5.-С.25.

 

nauchebe.net

Сделай сам - Корректор угла опережения зажигания

Корректор угла опережения зажигания - 1

В настоящее время многие автолюбители проявляют повышенный интерес к устройствам электронного регулирования угла опережения зажигания (УОЗ) или октан-корректорам (ОК), которые позволяют на 5...10% сэкономить топливо, получить максимальную мощность, снизить токсичность выхлопа, а также адаптировать двигатель к топливу различного качества. Существующие схемные решения имеют некоторые недостатки:

задержка производится на фиксированный период времени, что при разных оборотах вала двигателя соответствует разному УОЗ [1, 2];

при построении схем задержки без фиксированного УОЗ значительно возрастает их сложность [3, 4, 5].

С учетом вышесказанного нами разработан простой и эффективный ОК, в котором при любых оборотах вала двигателя УОЗ остается постоянным. Структурная схема ОК показана на рис.1.

схема

рис.1

В основу его работы заложен факт пропорциональности задержки УОЗ периоду вращения вала. Последовательность импульсов, в которой в некоторых пределах необходимо произвести задержку положительного фронта, формируется прерывателем и поступает на вход схемы. При этом длительность паузы используется как опорная величина, которая фиксируется с помощью генератора опорной частоты G1 и реверсивного счетчика СТ, который при низком уровне на входе (±1) работает на увеличение счета (накапливание информации), а при наличии на том же входе высокого уровня - на уменьшение (считывание накопленной информации). В первом случае работает генератор G1, а во втором - генератор G2 (а G1 блокируется). Частоту G2 можно изменять. При равенстве частот G1 и G2 задержка УОЗ составляет 90°, поэтому для обеспечения задержки до 30° необходимо, чтобы частота G2 была в три и более раза выше частоты G1. По окончании счета, когда счетчик отдал всю накопленную информацию, на его выходе Р формируется сигнал, который устанавливает на выходе RS-триггера высокий уровень, блокирует работу счетчика и является задержанным выходным сигналом. В исходное состояние схема возвращается при приходе на ее вход низкого уровня, который сбрасывает RS-триггер, и цикл повторяется.

Принципиальная схема ОК и диаграммы ее работы показаны на рис.2 и рис.3 соответственно. На входе схемы установлен фильтр низкой частоты на элементах R3, СЗ, который совместно с ячейками DD1.1, DD1.4, содержащими на входе триггеры Шмитта, исключает влияние дребезга контактов прерывателя на работу схемы. Генератор G1 собран на DD1.3, DD1.2, R7, С2 и для исключения переполнения счетчиков DD2, DD3 при низких оборотах вала двигателя настроен на частоту 1 кГц. Генератор G2 собран на DD1.1, DD1.2, R4, R5, С1 и с помощью переменного резистора R4 может изменять свою частоту от 3 кГц до 90 кГц, что обеспечивает регулировку УОЗ от 30°С до 1° соответственно. Счетчики DD2, DD3 включены каскадно, что позволило увеличить их общую емкость до 256 бит.

схемы корректор угла опережения зажигания

Рис.2

Счетчики сначала накапливают информацию о длительности замкнутого состояния контактов прерывателя, а после их размыкания считывают ее. При полном обнулении счетчиков на выводе 7 DD3 появляется кратковременный отрицательный импульс, который через DD4.3 переключает RS-тригер, собранный на DD4.2, DD4.4. На инверсном выходе триггера формируется сигнал блокировки счетчика DD2 и через DD4.1, R6, VT -выходной задержанный сигнал.

схема

рис.3

Детали:

Микросхему К561ТЛ1 можно заменить на К561ЛА7, но при этом после фильтра НЧ необходимо установить триггер Шмитта, собранный по любой известной схеме. Стабилитрон VD1 - любой на напряжение 5...9 В. Транзистор КТ972 можно заменить парой КТ3102, КТ815 (КТ817). Конденсаторы Cl, C2 необходимо выбрать однотипными или с одинаковым, как можно ближе к нулевому значению ТКЕ. То же касается и резисторов R5, R7. Параллельно каждой микросхеме по шинам питания желательно установить керамический конденсатор емкостью 0,1 мкФ, а параллельно VD1 -танталовый электролитический конденсатор.

Настройка:

Для настройки генераторов необходимо установить щуп частотомера на вывод 4 микросхемы DD1. После этого на вход схемы следует подать низкий логический уровень и подобрать резистор R7 так, чтобы частота генератора составила 1 кГц. После этого - установить ползунок резистора R4 в нижнее по схемеположение, подать на вход высокий логический уровень и подобрать резистор R5 так, чтобы показания частотомера равнялись 90 кГц, что соответствует задержке УОЗ в 1°.

В верхнем положении ползунка R4 частота генератора должна быть около 3 кГц, что соответствует задержке УОЗ в 30°. При желании эту величину можно изменять в большую или меньшую сторону, изменяя номинал R4. После этого остается отградуировать шкалу резистора R4, который устанавливается на панели управления. Провода к нему желательно экранировать.

sam.tibro.ru

Октан-корректор — Меандр — занимательная электроника

Читать все новости ➔

Установить данное устройство меня подвигла моя любимая лень. Уж больно лениво мне было каждый раз лазить под капот, регулируя угол опережения зажигания (УОЗ), когда в очередной раз я напарывался на не очень качественный бензин. Да и не очень это чистое дело... Если едешь "весь чистый в галстуках", залезть под капот, ослабить гайку и, придерживая трамблер, затянуть ее не измазавшись, практически невозможно. Особенно, если учесть, что это приходится делать по несколько раз, пытаясь поймать тот момент, когда и машина едет и детонация отсутствует. Зато, как приятно это было бы делать прямо на ходу! Вот и решено было собрать этот электронный октан-корректор.

В основе прибора лежит недорогая микросхема IC1 -  генератор прямоугольных импульсов К561ЛА7, задержку которых можно осуществлять переменным резистором R6 (Рис.1). Его я установил в салоне на передней панели.

Рис.1

У меня устройство работает на жигулевском двигателе из классической системой зажигания которая дополнена так званым блоком зажигания.

Вот так выглядит плата в корпусе:1Рис.2

Само устройство находится под капотом возле коммутатора.

Микросхему К561ЛА7 можно заменить на ее импортный аналог CD4011A. Аналоги транзисторов можно подобрать здесь

После правильной сборке устройство начинает работать сразу.

Использование данного устройство показало хороший результат для заводки двигателя в зимнюю пору. А также заметно увеличилась экономия топлива. Двигатель одинаково хорошо работает на всех типах бензина.

Обсуждение статьи на форуме

 

Внимание! Копирование этого материала разрешается только с указанием ссылки на данный сайт http://meandr.org/

Возможно, Вам это будет интересно:

meandr.org

Электронный корректор угла опережения зажигания

 

Использование: система коррекции характеристик угла опережения зажигания в зависимости от октанового числа применяемого топлива. Сущность изобретения: для октанового электронного корректора и оптимизации характеристики регулирования угла опережения зажигания входная шина 1 соединена со входом элемента 5 "НЕ". Блок задержки искрообразования 3 первым входом соединен с выходом элемента 5 "НЕ", первым входом элемента 6 "ИЛИ-НЕ" и входом задатчика 4 временной задержки. Второй вход блока 3 соединен с выходом элемента 6 "ИЛИ-НЕ" и выходной шиной 2. Третий вход блока 3 соединен с задатчиком временной задержки 4. Выход блока 3 соединен с другим входом элемента 6 "ИЛИ-НЕ". 3 ил.

Изобретение относится к импульсной технике, в частности к системах коррекции характеристики угла опережения зажигания в зависимости от актанового числа применяемого топлива, и может быть использовано в устройствах формирования импульсов зажигания топливно-воздушной смеси в карбюраторных двигателях внутреннего сгорания.

Известные электронные корректоры угла опережения зажигания (ЭК) например, по патенту США N 4409937, кл. F 02 P 5/04, 1983, достаточно сложны для реализации. Задачей предлагаемого технического решения является упрощение электронного корректора угла опережения зажигания и оптимизации характеристики регулирования угла опережения зажигания. Поставленная задача решается тем, что в электронный корректор угла опережения зажигания, содержащей входную и выходную шины, блок задержки искрообразования и задатчик временной задержки искрообразования введены элемент НЕ и элемент ИЛИ-НЕ с соответствующими связями. В нем блок задержки искрообразования соединен первым входом с выходом элемента НЕ, первым входом элемента ИЛИ-НЕ и выходом задатчика временной задержки искрообразования, вторым входом с выходом элемента ИЛИ-НЕ и выходной шиной, третьим входом с задатчиком временной задержки, выходом со вторым входом элемента ИЛИ-НЕ, а входная шина соединена со входом элемента НЕ. Сравнение заявляемого технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежных рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не были известны, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности "новизна". Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что предложенный ЭК имеет признаки, которые отсутствуют в известных технических решениях, а использование их заявленной совокупности признаков дает возможность получить новый технический эффект, следовательно, предложенное техническое решение имеет изобретательский уровень по сравнению с существующим уровнем техники. Предложенное техническое решение промышленно применимо, т. к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость". На фиг. 1 показана функциональная схема электронного корректора угла опережения зажигания, на фиг. 2 характеристики регулирования угла опережения зажигания, на фиг. 3 диаграмма напряжений на выходах элементов ЭК. Характеристики регулирования (фиг. 2) представлены кривой I, определяющей штатную характеристику угла опережения зажигания, задаваемую центробежным регулятором угла опережения зажигания в зависимости от оборотов двигателя и кривой II результирующей оптимизированной характеристикой регулирования при введении в корректор заданной временной задержки искрообразования. Кривая III условно отражает границу детонационной зоны двигателя на топливе с заданным октановым числом для данного двигателя. Кривая IV условно отражает границу детонационной зоны на топливе с понижением октановым числом для данного двигателя. Кривая V пересчитанная в угол опережения характеристики блока временной задержки в зависимости от оборотов двигателя при одном крайнем положении задатчика временной задержки. Пунктирной линией показана та же характеристика при другом крайнем положении задатчика. ЭК содержит входную шину (фиг. 1) от задатчика зажигания (прерывателя), входную шину 2, блок временной задержки искрообразования 3, задатчик временной задержки искрообразования 4, элемент НЕ 5 и элемент ИЛИ-НЕ 6. Первый вход блока 3 временной задержки искрообразования соединен с выходом элемента НЕ 5, первым входом элемента ИЛИ-НЕ 6 и входом задатчика 4. Второй вход его соединен с выходом элемента ИЛИ-НЕ 6 и выходной шиной 2. Третий вход блока 3 соединен с задатчиком временной задержки искрообразования 4. Выход блока 3 соединен со вторым входом элемента ИЛИ-НЕ 6. Входная шина 1 соединена со входом элемента НЕ 5. ЭК работает следующим образом. При выбранном начальном угле опережения зажигания, например +10o, в момент запуска двигателя угол опережения составляет (+7 +8)o (см. фиг. 2, точка "а"). После запуска двигателя рабочая точка характеристики регулирования угла опережения зажигания перемещается в точку "б" (обороты холостого хода двигателя). Угол опережения зажигания в этой точке составляет (+2 +3)o. С увеличением оборотов двигателя рабочая точка характеристики регулирования перемещается в точку "в". Начиная с оборотов двигателя, соответствующей точке "в" характеристика регулирования выходит на штатную характеристику I, определяемую центробежным регулятором угла опережения зажигания. Коррекция характеристики регулирования угла опережения зажигания производится при изменении оборотов двигателя от нуля до оборотов, соответствующей точке "в" характеристики II. Результирующая характеристика регулирования II определяется как алгебраическая сумма штатной характеристики I и характеристики блока задержки искрообразования, задаваемой задатчиком 4 задержки искрообразования. Воздействие задатчика 4 на блок задержки 3 приводит к смещению рабочей точки "в" по оси абсцисс и изменению точки отключения коррекции. При этом одновременно регулируются и величина задержки з по углу зажигания. С помощью задатчика 4 удается одновременно изменять как величину задержки з искрообразования, так и точку отключения коррекции характеристики регулирования. Заданный (квазипараболический) закон коррекции формируется следующим образом. В интервале времени накопления энергии в катушке зажигания или замкнутом положении контактном прерывателя на входной шине I низкий уровень напряжения (фиг. 3.1), а на выходе элемента НЕ 5 -высокий уровень напряжения (фиг. 3.5). На выходе элемента ИЛИ-НЕ 6 и выходной шине 2 низкий уровень напряжения (фиг. 3.2), что соответствует замкнутому состоянию контактов прерывателя. Высоким уровнем направления на выходе НЕ 5 заражается конденсатор блока 3 задержки искрообразования (фиг. 3.3). В момент t1 контакты прерывателя размыкаются. На выходе 3 задержки искрообразования разряжается через выход НЕ 5. В момент времени t2 напряжение на конденсаторе блока 3 сравняется с порогом срабатывания элемента ИЛИ-НЕ 6 и на выходе последнего появляется высокий уровень напряжения, напряжение на конденсаторе блока 3 скачком уменьшается до нуля. Момент времени t2 определяет начало искрообразования. Так образуется время задержки з=(t2-t1) искрообразования. Задатчик 4 временной задержки позволяет задавать как постоянную времени заряда конденсатора блока 3, так и постоянную времени его разряда (фиг. 2.3, пунктирные линии). Изменение постоянной времени в процессе зарядки конденсатора блока 3 определяет точку "в" выключения коррекции. Изменение постоянной времени в процессе разряда конденсатора определяет величину временной задержки искрообразования. Чем больше постоянная времени заряда конденсатора, тем ниже частота вращения двигателя, при которой отключается коррекция и меньше временная задержка з искрообразования; и наоборот, чем меньше постоянная времени заряда конденсатора, тем выше частота вращения двигателя, при которой отключается коррекция и больше временная задержка з искрообразования. С увеличением оборотов двигателя, а также с увеличением постоянной времени заряда конденсатора блока 3 величина напряжения на конденсаторе за время замкнутого состояния контактов прерывателя не успевает превысить порога срабатывания элемента ИЛИ-НЕ 6. При этом импульсы управления на входной шине I повторяются на выходной шине 2. Задержка искрообразования за счет ЭК отсутствует. Электронный корректор также может быть реализован на микроЭВМ. Предложенное техническое решение упрощает электронный корректор угла опережения зажигания и позволяет более оптимально завершить обход границы детонационной зоны, учитывая характеристики двигателя и октанового числа применяемого топлива. Он может быть использован как в контактной, так и в бесконтактной системе зажигания. Дополнительными преимущественными предложенного ЭК является уменьшение колебаний оборотов холостого хода двигателя и провала управления автомобилем в момент трогания. Опытные образцы предложенного электронного корректора угла опережения зажигания испытаны на автомобилях ВАЗ. Рассматривается вопрос о внедрении его на ВАЗе.

Формула изобретения

Электронный корректор угла опережения зажигания, содержащий входную и выходную шины, блок задержки искрообразования, задатчик временной задержки искрообразования, отличающийся тем, что в него введены элемент НЕ и элемент ИЛИ-НЕ, причем блок задержки искрообразования соединен первым входом с выходом элемента НЕ, первым входом элемента ИЛИ-НЕ и входом задатчика временной задержки, вторым входом с выходом элемента ИЛИ-НЕ и выходной шиной, третьим входом с выходом задатчика временной задержки, выходом с вторым входом элемента ИЛИ-НЕ, а входная шина соединена с входом элемента НЕ.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

www.findpatent.ru

КОРРЕКТОР УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ CAVR.ru

Рассказать в: В настоящее время многие автолюбите-ли проявляют повышенный интерес к уст-ройствам электронного регулирования угла опережения зажигания (УОЗ) или октан-корректорам (ОК), которые позволяют на 5...10% сэкономить топливо, получить максимальную мощность, снизить токсичность выхлопа, а также адаптировать двигатель к топливу различного качества. Существующие схемные решения имеют некоторые недостатки:

- задержка производится на фиксированный период времени, что при разных оборотах вала двигателя соответствует разному УОЗ [1, 2];

- при построении схем задержки без фиксированного УОЗ значительно возрастает их сложность [3, 4, 5].

С учетом вышесказанного нами разработан простой и эффективный ОК, в котором при любых оборотах вала двигателя УОЗ остается постоянным. Структурная схема ОК показана на рис. 1. В основу его работы заложен факт пропорциональности задержки УОЗ периоду вращения вала. Последовательность импульсов, в которой в некоторых пределах необходимо произвести задержку положительного фронта, формируется прерывателем и поступает на вход схемы. При этом длительность паузы используется как опорная величина, которая фиксируется с помощью генератора опорной частоты G1 и реверсивного счетчика СТ,

который при низком уровне на входе (±1) работает на увеличение счета (накапливание информации), а при наличии на том же входе высокого уровня - на уменьшение (считывание накопленной информации). В первом случае работает генератор G1, а во втором - генератор G2 (а G1 блокируется). Частоту G2 можно изменять. При равенстве частот G1 и G2 задержка УОЗ составляет 90°, поэтому для обеспечения задержки до 30° необходимо, чтобы частота G2 была в три и более раза выше частоты G1. По окончании счета, когда счетчик отдал всю накопленную информацию, на его выходе Р формируется сигнал, который устанавливает на выходе RS-триггера высокий уровень, блокирует работу счетчика и является задержанным выходным сигналом. В исходное состояние схема возвращается при приходе на ее вход низкого уровня, который сбрасывает RS-триггер, и цикл повторяется.

Принципиальная схема ОК и диаграммы ее работы показаны на рис.2 и рис.3 соответственно. На входе схемы установлен фильтр низкой частоты на элементах R3, СЗ, который совместно с ячейками DD1.1, DD1.4, содержащими на входе триггеры Шмитта, исключает влияние дребезга контактов прерывателя на работу схемы. Генератор G1 собран на DD1.3, DD1.2, R7, С2 и для исключения переполнения счетчиков DD2, DD3 при низких оборотах вала двигателя настроен на частоту 1 кГц. Генератор G2 собран на DD1.1, DD1.2, R4, R5, С1 и с помощью переменного резистора R4 может изменять свою частоту от 3 кГц до 90 кГц, что обеспечивает регулировку УОЗ от 30°С до 1 ° соответственно. Счетчики DD2, DD3 включены каскадно, что позволило увеличить их общую емкость до 256 бит.

Рис.2

Счетчики сначала накапливают информацию о длительности замкнутого состояния контактов прерывателя, а после их размыкания считывают ее. При полном обнулении счетчиков на выводе 7 DD3 появляется кратковременный отрицательный импульс, который через DD4.3 переключает RS-триг-гер, собранный на DD4.2, DD4.4. На инверсном выходе триггера формируется сигнал блокировки счетчика DD2 и через DD4.1, R6, VT -выходной задержанный сигнал.

Детали:

Микросхему К561ТЛ1 можно заменить на К561 ЛА7, но при этом после фильтра НЧ необходимо установить триггер Шмитта, собранный по любой известной схеме. Стабилитрон VD1 - любой на напряжение 5...9 В. Транзистор КТ972 можно заменить парой КТ3102, КТ815 (КТ817). Конденсаторы Cl, C2 необходимо выбрать однотипными или с одинаковым, как можно ближе к нулевому значению, ТКЕ. То же касается и резисторов R5, R7. Параллельно каждой микросхеме по шинам питания желательно установить керамический конденсатор емкостью 0,1 мкф, а па-раллельно VD1 -танталовый электролитический конденсатор.

Настройка:

Для настройки генераторов необходимо установить щуп частотомера навывод 4 микросхемы DD1. После этого на вход схемы следует подать низкий логический уровень и подобрать резистор R7 так, чтобы частота генератора составила 1 кГц. После этого - установить ползунок резистора R4 в нижнее по схемеположение, подать на вход высокий логический уровень и подобрать резистор R5 так, чтобы показания частотомера равнялись 90 кГц, что соответствует задержке УОЗ в 1 °.

В верхнем положении ползунка R4 частота генератора должна быть около 3 кГц, что соответствует задержке УОЗ в 300. При желании эту величину можно изменять в большую или меньшую сторону, изменяя номинал R4. После этого остается отградуировать шкалу резистора R4, который устанавливается на панели управления. Провода к нему желательно экранировать.

Литература

1. Ковальский А., Фролов А. Приставка октан-корректор//Радио. - 1989.-N6.-C.31. 2. Сидорчук В. Электронный октан-коррехтор // Радио. -1989. -N 6. -C.3I" 3. Беспалов В. Корректор угла 03 // Радио. - 1988. - N 5. - С. 17. 4. Архипов Ю. Цифровой регулятор угла опережения зажигания / /Радиоеже-годник.-М.,1991.-С129. 5. Романчук А. Октан-корректор на КМОП микросхемах // Радиолюбитеаль. --1994.-N5.-C.25.

В.ПЕТИК, В.ЧЕМЕРИС, 332608, Украина, Запорожская обл., г. Энергодар, ул.Казацкая, 23 - 5.

(РЛ 6/95)

Раздел: [Зажигание] Сохрани статью в: Оставь свой комментарий или вопрос:

www.cavr.ru

Автоматический корректор зажигания воинова

 

Использование: в системе зажигания ДВС автомобиля для автоматической коррекции угла опережения зажигания. Сущность изобретения: автоматический корректор зажигания содержит датчик детонации, дискриминатор детонации и фазовый преобразователь. Особенностью корректора является наличие таймера времени работы ДВС в облегченном режиме, изменяющего при первом "щелчке" детонации на заданное время угол опережения зажигания ДВС в направлении запаздывания. Автоматический корректор зажигания Воинова может устанавливаться в дополнение к штатной бесконтактной системе зажигания автомобиля. 2 ил.

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в системе зажигания (СЗ) ДВС автомобиля для автоматической коррекции угла опережения зажигания (УОЗ).

При вынужденном использовании низкоконтактного топлива в цилиндрах ДВС может происходить детонационное сгорание, снижающее долговечность и надежность ДВС. Наиболее эффективный способ антидетонационного управления ДВС коррекция УОЗ в направлении запаздывания (Гуцайт Л.Э. Юсим Т.Л. Средства подавления детонации в ДВС. Автомобильная промышленность, 1989, N 11, стр. 18.). Выполняющие функцию коррекции УОЗ устройства можно разделить на устройства с ручной и автоматической коррекцией УОЗ. Недостатком устройств с ручной коррекцией УОЗ является отвлечение водителя во время движения автомобиля. Недостатком большинства автоматических корректоров УОЗ ДВС по детонации является их сложность, отражающаяся на надежности СЗ и стоимости автомобиля. За прототип взят автоматический корректор зажигания ДВС, заявка Японии N 2 20830. Корректор содержит: датчик детонации, дискриминатор детонации и фазовый преобразователь, состоящий из фазосдвигающегося устройства и регулятора угла запаздывания. Регулятор угла запаздывания, снабжен схемой регулирования дискрета измерения угла запаздывания, которая при обнаружении детонации в течение контрольного числа циклов после первоначального обнаружения детонации увеличивает дискрет изменения угла запаздывания. Недостатками устройства является его сложность и инерционность, из-за которой допускается работа ДВС в детонационном режиме в течение контрольного числа циклов. Задачей заявляемого изобретения является снижение инерционности устройства, а также повышение надежности устройства за счет упрощения схемного решения. Решение задачи достигается тем, что автоматический корректор зажигания, содержащий датчик детонации, дискриминатор детонации и фазовый преобразователь, снабжен таймером времени работы ДВС в облегченном режиме, вход которого подключен к выходу дискриминатора детонации, выход соединен со входом фазового преобразователя, а фазовый преобразователь состоит из фазосдвигающего устройства и схемы совпадения. На фиг. 1 изображена блок-схема автоматического корректора зажигания Воинова. На фиг. 2 показан вариант системы зажигания ДВС, содержащей автоматический корректор зажигания Воинова. Автоматический корректор (фиг.1) включает в себя следующие устройства: датчик детонации 1, дискриминатор детонации 2, фазовый преобразователь 3, состоящий из фазосдвигающего устройства 4 и схемы совпадения 5, и таймер времени работы ДВС в облегченном режиме 6. Автоматический корректор может быть реализован с помощью следующих элементов. В качестве датчика детонации может быть использован датчик резонансного типа, например, GT-300 производства Уральского электромеханического завода. Дискриминатор детонации 2 может быть выполнен в виде формирователя на транзисторе 7 с пороговым устройством в виде делителя на резисторах 8 и 9. Таймер 6 может быть выполнен на элементе 10 ЗИ-НЕ, включенном по схеме одновибратора, с времязадающей RC-цепочкой 11 и 12 и электронным ключом на транзисторах 13 и 14. Фазосдвигающее устройство 4 может быть выполнено в виде RC-цепочки 15 и 16. Устройство работает следующим образом. Сигнал датчика распределителя зажигания 17 поступает через инвертор 18 на один из входов схемы совпадения 5, ко второму входу которой подключена RC-цепочка 15, 16. При отсутствии детонации сигнал датчика распределителя зажигания, не претерпевая изменений по длительности, подается через фазовый преобразователь на вход коммутатора 20 БСЗ. При первом "щелчке" детонации сигнал с датчика детонации через формирователь на транзисторе 7 поступает на вход интегрального таймера 10, который запускается задним фронтом. На выходе таймера появляется высокий уровень, который инвертируется инвертором 19. Сигнал логического нуля, появляющийся на выходе инвертора 19, запирает транзистор 13 на время, заданное RC-цепочкой 11, 12. Закрытый транзистор разрешает работу транзистора 14, который включает в работу RC-цепочку 15, 16. На выходе схемы совпадения 5 формируются импульсы зажигания со сдвинутым задним фронтом. Через время, определяемое RC-цепочкой 11, 12, схема возвращается в исходное состояние. Автоматический корректор Воинова был испытан автором на а/м ВАЗ-2104, снабженном бесконтактной системой зажигания (БСЗ), включающей в себя распределитель зажигания с датчиком Холла типа 40. 3706 и электронный коммутатор типа 3620. 374. Корректор подключался в разрыв кабеля, соединяющего коммутатор с датчиком Холла. Напряжение питания +8,2 В корректора подавалось с клеммы 5 коммутатора (оно соответствует напряжению питания формирователя датчика Холла). Автоматический корректор надежно предотвращал развитие детонации в ДВС на всех имеющихся в продаже видах топлива. Экспериментально установленное оптимальное время перевода ДВС в облегченный режим для заднеприводного а/м ВАЗ составило 1 1,5 с при времени сдвига заднего фронта импульса зажигания на 0,5 1 миллисекунду. Достоинствами приведенной схемы являются ее простота, надежность и универсальность применяемой элементной базы. Автоматический корректор Воинова может устанавливаться как дополнение штатной БСЗ автомобиля.

Формула изобретения

Автоматический корректор зажигания Воинова, включающий в себя датчик детонации, дискриминатор детонации и фазовый преобразователь, отличающийся тем, что он снабжен таймером времени работы двигателя внутреннего сгорания в облегченном режиме, причем вход таймера подключен к выходу дискриминатора детонации, выход таймера подключен к входу фазового преобразователя, а фазовый преобразователь состоит из фазосдвигающего устройства и схемы совпадения.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

www.findpatent.ru

Установка электронного октан-корректора. - Белый ВАЗ 2107

После ремонта трамблера , эксперименты с зажиганием продолжаются. В закромах гаража нашел электронный октан-корректор "ЭКО". Для тех кто не в курсе - это прибор для изменения УОЗ ручкой из салона машины. Например, заправились мы плохим бензином (а такое случается довольно часто, особенно в дальней дороге, на заправках на трассе), время сгорания некачественного топлива (как правило с низким октановым числом) изменилось и при прежнем угле опережения зажигания скорее всего будет детонация (взрывное сгорание смеси), которая весьма уменьшает ресурс двигателя. Поэтому, было бы целесообразно изменить УОЗ для данного топлива. Без октан-корректора мы полезли бы под капот, открутили бы гайку трамблера и вертели бы его, чтобы сделать зажигание позднее. Неудобно согласитесь.  Гораздо удобнее, услышав детонацию, повернуть ручку в салоне и продолжать езду без остановок и потери времени.В настоящее время популярны автоматические октан-корректоры (АОК), в которых предусмотрен датчик детонации и после установки АОК можно забыть о качестве бензина. Один их минус - высокая цена.

Мне же не пришлось тратить денег вообще и я установил у себя ручной октан-корректор. Правда воспользоваться им пока не пришлось, так как после замены подшипника подвижной пластины детонации нет и заправляюсь я на проверенных заправках.

Электронный октан-корректор "ЭКО" состоит из двух частей:

1) Электронный блок, который устанавливается под капотом в удобном месте:

блок транзисторного зажигания ЭКО

2) Пульт дистанционного управления, который устанавливается в салоне:

пульт электронного октан-корректора

Сейчас я установил систему бесконтактного зажигания, и октан-корректором не пользуюсь ввиду стабильной работы БСЗ.

white-seven.livejournal.com