Краткий путеводитель по Рош-Ашана. Зажигание свечей рош ашана


Законы Рош аШана и эрев Рош аШана

Чтение Слихот перед Рош аШана

На исходе ближайшей к Рош аШана Субботы (если от субботы нет четырех дней до праздника, начинают с выхода предыдущей субботы), по ашкеназской традиции, начинают читать слихот – молитвы покаяния. Время, наиболее подходящее для этого – перед восходом солнца (то есть, перед самой ранней, возможной по времени, утренней молитвой), либо после хацот — полуночи.

Главное во время чтения слихот — пробудить к раскаянию свое сердце, поэтому, читая слихот в миньяне (в присутствии 10 кошерных евреев), важно читать вдумчиво и не спеша, даже если из-з этого не успевают за хазаном (ведущим молитву). В таком случае, когда хазан подходит к прочтению 13 атрибутов милосердия, необходимо прервать свое чтение стиха и сказать эту часть вместе с миньяном (общиной), а затем завершить прерванное чтение.

Тому, кто читает слихот не в миньяне, не следует читать 13 атрибутов милосердия и стих «Г-сподь прошел перед ним и возгласил».

Женщины, которые хотят читать слихот, произносят Таханун, но не читают «Нефилат апаим».

Эрев Рош аШана

В эрев Рош аШана не говорят Таханун и не трубят в шофар — чтобы сделать отличие между трублениями месяца Элуль, и трублением Рош аШана, заповеданным Торой.

В канун Рош аШана во многих общинах принято держать пост от зари до полудня (хацот). Люди со слабым здоровьем, беременные и кормящие женщины не должны поститься.

Атарат недарим

Атарат недарим — «отмену обетов» принято делать после утренней молитвы в канун Рош аШана (можно в течение всего дня, но лучше в первой половине дня). Важно понимать, что произносишь, а также раскаиваться и искренне сожалеть, что дали эти обеты. Те, кто плохо понимает текст на иврите, должны сказать его на понятном им языке. «Отмена обетов» замужней женщины — это устрожение, и в семьях, где это принято, жена должна заранее назначить мужа своим посланником для отмены обетов (и ей тоже необходимо раскаяться во взятых на себя обетах).

В канун Рош а-Шана окунаются в микву (мужчины), купаются, стригутся и стригут ногти, в честь праздника все одевают нарядную одежду. Все эти радостные предпраздничные приготовления — символ нашей веры в милосердный приговор Всевышнего. Законы Рош аШана и его кануна подчеркивают важность радости в этот праздник, помимо трепета, естественным образом присущего этому дню.

Эрув тавшилин

Когда сразу после Рош а-Шана начинается Шаббат, важно не забыть сделать «эрув тавшилин» до начала Рош а-Шана. Для этого берут хлеб размером «ке-заит» (28 кубических сантиметров) и готовую еду — например, вареное яйцо, и говорят благословение, указанное в сидуре (молитвеннике).

Картонные «поплавки» для фитилей, которые используют при зажигании масляных свечей, подготавливают заранее на оба дня праздника — отверстие для фитиля в них часто бывает не продырявленное до конца, и окончательно проделывать это отверстие в йом тов  запрещено. Также запрещено вычищать оставшийся воск из подсвечников в праздник, поэтому нужно заранее продумать, как вы будете вставлять свечи для второго дня праздника (использовать подставки из фольги и т. п.).

По возможности, лучше не мыть посуду для Шаббата в йом тов (праздник).

Изменения в молитве

Молитвы Рош аШана имеют множество отличий от других праздничных молитв, поэтому принято молиться их по специальному молитвеннику — махзору, где все они указаны в нужном порядке и со всеми сопутствующими законами.

Дни от первого дня Рош а-Шана до Йом Кипура (включительно) называются Десять Дней Раскаяния. В эти дни в молитве Шмоне Эсре  говорят специальные вставки. Если какую-то из этих вставок пропустили, то повторять благословение заново не нужно, кроме окончания третьего благословения. Третье благословение Амиды в эти десять дней завершают словами «Царь святой», а не «Б-г святой», и если по ошибке сказали как обычно, необходимо сказать молитву с начала. Если человек сомневается молящийся сомневается, ошибся или нет, тоже необходимо вернуться к началу молитвы Амида. Но если человек заметил сразу, что сказал неправильно, и тут же поправился, то можно продолжать молитву дальше.

В молитвах Рош аШана, в отличие от молитвы Шаббата, после благословения Даруй Мир вставляют личные просьбы, и также молятся со слезами, и можно произносить молитву немного громче обычного, если это помогает сосредоточиться на произносимых словах, но не слишком громко, чтобы это не помешало другим.

Трапеза в Рош аШана

В Рош а-Шана принято обмакивать хлеб не в соль, а в мед. Также принято использовать круглые халы. После омовения рук и «hамоци» (благословения на хлеб), едят кусочек яблока, обмакивая его в мед, и желают хорошего и сладкого года. После этого принято есть симаним — определенные фрукты и овощи, названия которых созвучны разнообразным пожеланиям, в порядке, указанном в молитвеннике (махзоре). Можно съесть чуть-чуть от каждого из них, или даже не есть вовсе, но поставить на стол. Порядок, в котором едят симаним, учитывает их «важность» — сначала фрукты, которыми славится земля Израиля, потом все остальные.

Симаним для трапезы готовят заранее. Те из них, в которых могут быть черви (финики, инжир, рыба), нужно еще до захода праздника обработать и проверить (голову рыбы замораживают, после чего отрезают жабры и хорошо промывают под струей воды; финики и инжир разделяют и осматривают). Если какой-то из симаним не знают, как правильно проверить, не стоит есть его вообще.

В трапезах Рош а-Шана не едят кислых, острых и горьких блюд, а также орехи (так как они вызывают газы и отрыжку).

Рош а-Шана не только день Суда, но, одновременно, и Йом Тов (праздник). Поэтому очень важно радоваться и не сердиться и не злиться в эти два дня, и не печалиться, как сказано: «…ибо свят этот день у Г-спода нашего! И не печальтесь, так как радость в честь Б-га – это ваша твердыня» (Нехемья, 8:9-10).

Трубление в шофар

Мужчины обязаны слушать трубление в шофар, и должны услышать 100 трублений. Что касается женщин,  они по традиции тоже приходят слушать трубление в шофар, но им достаточно прослушать 30 трублений. Детей, которые в состоянии спокойно слушать звук шофара, и понимают, что выполняют этим заповедь Торы, стараются привести на трубление, чтобы приучать к заповеди. Во время трубления нужно постараться сосредоточиться и не отвлекаться на посторонние мысли.

Ташлих

В первый день Рош аШана, после минхи, но до захода солнца, идут совершать обряд Ташлих к водоему — озеру, реке, ручью, колодцу — любому месту, где вода соединяется с землей. Если первый день Рош аШана выпадает на Субботу, Ташлих делают на второй день. Некоторые делают этот обряд не в Рош аШана, а в течение Десяти Дней Раскаяния.

beerotwomen.ru

Для Тебя: Портал для еврейских женщин

Смотри также: Готовим на Рош Ашана

Дополнительные названия праздника

Рош Ашана – дословно "голова года". Как голова управляет телом, так и духовное состояние еврея в течение будущего года зависит от его поведения в этот день.

День Суда. В этот день Б-г судит все  земные творения.

День Памяти. В этот день Б-г "вспоминает" человеку все его поступки, произошедшие в течение прошедшего года.

День Трубления. В этот день трубят в шофар.

День Сокрытия. В этот день не видна луна. На иврите слова "сокрытие"  и "стул" звучат одинаково, и это намекает на то, что в этот день Б-г сидит на судейском стуле и "покрывает" наши грехи.

Два дня Рош Ашана – один праздник. Как сказано в Талмуде, «один длинный день». «Рош Ашана» - в буквальном переводе с иврита -  «голова года». Это значит, что подобно тому, как вся жизнедеятельность организма зависит от головы, жизнь человека в наступающем году зависит от того, что решит Всевышний в «Рош Ашана».  Поэтому у евреев Новый год – это день Суда. Рош Ашана – это день сотворения первого человека. Как рассказывает Мидраш , Адам Аришон воззвал ко всем созданиям – признать, что есть Творец мира. Поэтому, также и мы в этот день, с помощью трубления в Шофар  и праздничных молитв, провозглашаем царствование Всевышнего над нами и над всем миром.

Просьба о прощении

Нет такого человека, который  бы никогда не согрешил, хотя бы в малом, хотя бы случайно. Поэтому перед Рош Ашана – самое подхоящее время просить прощения у всех родных и знакомых за случайные или, не дай Б-г, намеренные обиды. Если мы будем стараться вести себя подобно Всевышнему, который любит все творения, это станет для нас дополнительной заслугой, чтобы оправдаться перед судом.

Зажигание Свечей

В канун Рош-Ашана и вечер второго дня праздника мы зажигаем праздничные свечи, произнося специальные благословения.  Свечи второго дня Рош-Ашана необходимо зажигать только от огня, зажженного накануне первого дня  праздника.

Три книги открываются

Новый год – это день суда над всеми творениями. В этот день Б-г судит человека за все его поступки в прошедшем году и выносит приговор: каким будет для него год будущий.

В этот день открываются три книги: книга злодеев, книга праведников и книга средних. Тем, кто попал в первую книгу, присуждается смерть. Тем, кто попал во вторую книгу, присуждается жизнь. Тем, кто попал в последнюю книгу, даётся время для раскаяния до Йом-Кипура.

Приветствия

После окончания вечерней молитвы в канун Рош Ашана,  все приветствуют друг друга.  Мужчине говорят: Лешана това тикатев ветехатем», а женщине – «Лешана това тикатеви ветехатеми». Это означает: « Дай Бог, чтобы вы были записаны на счастливый год в Книге жизни, и чтобы запись эта была скреплена печатью!»

 

Праздничный Стол

Смотри также:  Готовим на Рош Ашана

Оба дня – перед ужином и перед обедом совершают Кидуш перед праздничной едой Рош Ашана; моются руки, затем чудесный обычай – в мед макается хлеб. После этого, кусок сладкого яблока, также макается в мед и при этом произносится короткая молитва: «Да будет Твоим желанием, чтобы Новый Год был для нас хорошим и сладким. (Не забыть, конечно, перед этим произносить браха на яблоко). Различная традиционная еда, как например рыба, телячья голова, морковка и т. д. подаются в ночь Рош-Ашана. Они  символизируют невинность, заслуги и счастье.

На вторую ночь Рош-Ашана обычно ставится на стол первый раз в сезоне какой-нибудь новый фрукт,  в котором очень заинтересованы дети. Это делается для того, чтобы над этим фруктом можно было прочитать благословение «Шеехеяну».

Утренняя Служба
Утреннее богослужение на Рош-Ашана начинается рано, потому что надо много молиться и трубить в Шофар.

Молитвы произносятся с такой же горячей искренностью, как и накануне ночью. Затем все слушают чтение Торы, происходящее в том специальном напеве, который  слышен только на Рош-Ашана и Йом-Кипур.  Молитва эта рассказывает такую историю, и она очень трогательная: рождение Исаака –  было запоздалым, но чудесным подарком  престарелым Аврааму и Сарре. Это первый случай посвящения еврейского мальчика в союз Авраама с Б-гом! Любящий и добрый Авраам  был вынужден  отослать Агарь и Измаила.  Измаил  обосновался  в пустыне и стал охотником, стреляя из лука, в то время, как Исаак посвятил свою жизнь изучению Торы и служению Господу. Могучий царь Авимелех из Герара долго  искал дружбы Авраама, т.к. Авраам соорудил  бесплатный приют в Беэр-Шева и учил всех путешественников поклоняться одному Б-гу, Творцу Вселенной.

Еще более трогательно и вдохновенно чтение Торы на второй день Рош-Ашана.  В это день мы читаем  историю «Акеда» (жертвоприношение Исаака) – труднейшее испытание, которому когда- либо подвергались отец и сын и, которое оба блестяще выдержали, проявив одинаковую преданность и любовь к Б-гу. Эта история слишком хорошо известна чтобы повторять ее еще раз.

 

Молитвы Рош Ашана: царства, воспоминания, шофары.

В начале дополнительной молитвы (мусафа) праздника Рош Ашана  есть три благословения, которые называются  - царства (малхуёт), воспоминания (зихронот) и шофары (шофарот). Каждая из них состоит из трёх фраз.

В первом благословении мы провозглашаем власть Б-га над всем миром и принимаем на себя подчинение этой власти.

Во втором благословении мы выражаем уверенность в том, что Б-г помнит все наши поступки и просим его вспомнить жертвоприношение Ицхака.

В третьем благословении мы упоминаем звук шофара, который слышался во время дарования Торы, и просим, чтобы как можно скорее прозвучал шофар, возвещающий о приходе Машиаха.

И дай силу

В Рош Ашана и в Йом-Кипур мы произносим особую молитву, которая называется "Унтане токеф" – "И дай силу". Сочинил её раби Амнон из Майнца, и говорится в ней о силе и святости Дня Суда и о том, как Б-г судит каждого из нас.

Протруби в большой шофар, возвещающий наше Освобождение

Раби Леви-Ицхак из Бердичева однажды перед трублением в шофар произнес перед прихожанами речь о раскаянии. В конце своей пламенной речи он повернулся к шкафу со свитками Торы, спрятал лицо в складках покрывала, которым занавешивают шкаф, и разрыдался, словно ребёнок, признавшийся отцу в неблаговидном поступке. "Владыка мира, - воскликнул он,- Ты приказал в своей святой Торе, чтобы этот день был у нас днём трубления. Чтобы выполнить Твою волю, мы трубим в шофар сто раз. И не только мы, но и все евреи, рассеянные по разным уголкам мира, собираются в синагогах, чтобы выполнить Твою волю. И не только сегодня, но каждый год, сотни и тысячи лет трубят сыны Израиля. Сколько звуков шофара уже вознеслось к небу, чтобы выполнить Твою волю, Владыка мира!

Мы просим Тебя, мы – и все сыны Израиля во всём мире, во всех веках и поколениях: протруби только один единственный раз, "протруби в большой шофар, возвещающий наше Освобождение"…

 

Ташлих

Это церемония, означающая полное раскаяние в совершённых грехах.  Ташлих производят в первый день праздника. После молитвы «Минха» евреи идут к воде (река, родник, море) и читают там молитвы, чтобы пробудить милосердие Всевышнего, а затем отряхивают полы одежды, словно сбрасывая в воду совершенные грехи, чтобы начать новый год в чистоте и святости.

 

Смотри также:  Готовим на Рош Ашана

sinagoga.kz

Краткий путеводитель по Рош-Ашана - Еврейские праздники

В день Рош-Ашана – еврейский Новый год (1-2 Тишрей, в 2018 году выпадает на 10 и 11 сентября) – провозглашается царство Б-га над всем миром. В этот день был создан прародитель человечества – Адам. И в тот же день он нарушил данный ему Б-гом запрет и был осужден на изгнание из Эдена. Это был первый Рош-Ашана, и тогда свершился первый суд над человеком. С тех пор ежегодно в этот день творит Всевышний суд над человечеством, предопределяя, что должно случиться с людьми и народами в наступающем году.

В канун первого дня Рош-Ашана принято зажигать праздничные свечи до захода солнца. При этом произносят следующие благословения:

Борух Ато Адой-ной Элой-эйну Мэлэх Оойлом Ашер Кидэшону Бэмицвойсов Вэцивону Лэадлик Нэйр Шэль Йойм Азикоройн.

Борух Ато Адой-ной Элой-эйну Мэлэх Оойлом Шээхэйону Вэкиймону Вэигиону Лизман Азэ.

После молитвы "Маарив" вечером в Рош-Ашана (то есть вечером 9 сентября в 2018 году) принято приветствовать друг друга: "Лешана това тикатев ветехатем" (женщине говорят: "Лешана това тикатви ветехатми"), что означает "Да будешь ты записан на добрый год, и запись эта да будет скреплена печатью!"

Во время первой (вечерней) трапезы Рош-Ашана соблюдают ряд обычаев, символизирующих желание удостоиться доброго нового года. После благословения над хлебом первый ломоть халы обмакивают не в соль, как обычно, а в мед. Затем берут дольку сладкого яблока, окунают ее в мед, произносят благословение "...творящий плод дерева", а затем говорят: "Да будет воля Твоя на то, чтобы новый год был добрым и сладким!" Так поступают даже тогда, когда на столе есть фрукты, которыми славится земля Израиля (например, финики, гранаты), хотя обычно в таком случае именно над ними, а не над яблоком, следовало бы произнести благословение. Кроме того, во время трапезы многие едят баранью голову – в память о ягненке, принесенном в жертву вместо Ицхака, или голову рыбы – чтобы в наступающем году "быть головой, а не хвостом"; гранат – "чтобы заслуг наших стало много, как зернышек в гранате"; блюда из моркови, свеклы и других овощей, названия которых на идиш, иврите или арамейском ассоциируются с добрыми пожеланиями. Едят рыбу – чтобы мы "множились как рыбы в море". Благословение произносят только над яблоком в меду. В некоторых общинах, каждому блюду сопутствует соответствующее произносимое вслух пожелание. Чтобы не столкнуться с дурными приметами в Рош-Ашана, в первую трапезу праздника не едят кислое, горькое, острое, а также не едят орехи (гиматрия – числовое значение – букв этого слова равна гиматрии слова хет (грех).

В Рош-Ашана Всевышний судит весь мир и определяет судьбу каждого человека на следующий год. Как говорит Талмуд (Мишна, трактат "Рош-Ашана", 1:2), в этот день все без исключения люди проходят пред Творцом, "словно овцы перед пастухом, когда тот пересчитывает свое стадо". Поступки каждого человека тщательно анализируются, и ему выносится соответствующий приговор.

Поэтому Рош-Ашана - это не праздник в обычном смысле слова. Вкусные блюда и нарядные одежды выражают не веселье, а надежду на милосердие Б-га, который любит и жалеет Своих детей и желает их оправдания на суде. Вместе с тем Рош-Ашана отличается особой атмосферой серьезности и тревоги. Поэтому в эти дни не следует развлекаться, гулять, не рекомендуется спать днем, и даже ночью желательно спать меньше обычного. Принято воздерживаться от супружеской близости в обе ночи Рош-Ашана. Надо как можно больше времени уделить молитве, изучению Торы и чтению псалмов. В Рош-Ашана не курят, хотя это и не запрещено законом.

Важнейшая заповедь этого праздника – слушать, как трубят в шофар, что символизирует коронацию Всевышнего как Владыки вселенной. Кроме того, голос шофара, похожий на плач ребенка, символизирует исходящий из глубины сердца крик нашей души, обращенный к небесному Отцу.

До того, как протрубят в шофар, не едят и не пьют (если это не повредит здоровью). Слушать звуки шофара принято стоя.

Перед тем, как трубить в шофар, тот, кому оказана эта честь, произносит два благословения: "...повелевший нам слушать звук шофара" и Шеэхеяну. Эти благословения он произносит за всех, кто его слышит, а присутствующие отвечают на них: "Амен!" Согласно обычаю, около трубящего в шофар стоит другой человек и молча указывает ему по сидуру или по махзору, какой вид звуков должен прозвучать. Между произнесением благословений и до последней серии трубных звуков во время повторения хазаном молитвы Мусаф запрещено говорить что-либо, не относящееся к молитве или к исполнению заповеди о шофаре. Во второй день Рош-Ашана трубящему в шофар следует надеть новый костюм или рубашку, чтобы можно было произнести Шеэхеяну. Но и если такой возможности нет, он все равно произносит это благословение.

В Рош-Ашана принято приводить детей в синагогу слушать шофар и приучать их вести себя соответствующим этому моменту образом. Совсем маленьких детей матери должны держать возле себя, так как, в принципе, женщины освобождены от исполнения заповеди слушать шофар, и если ребенок помешает матери сосредоточиться, это не будет считаться нарушением заповеди. Во время молитвы Мусаф трубят сто раз, не больше. Тот, кто уже прослушал, как трубят в шофар, или трубил сам, имеет право в течение дня трубить для тех, кто еще не исполнил эту заповедь. Желательно, чтобы благословение перед этим произнес один из слушателей.

Если первый день Рош-Ашана выпадает на Шаббат, то в шофар трубят только во второй день.

В первый день Рош-Ашана (а если он выпадает на субботу, то во второй) после полудня и до наступления вечера принято совершать обряд Ташлих, суть которого в прочтении молитв, взывающих к "тринадцати категориям Милосердия" и в символическом "вытряхивании" грехов. Обряд проводится около воды, согласно Каббале символизирующей милосердие, желательно возле водоема, где водится рыба, символизирующая плодовитость, жизненную силу, а также "Вечноглядящее Око".

Второй день Рош-Ашана отличается от вторых дней других праздников тем, что он во всех отношениях считается равным первому дню (в отличие от остальных "вторых дней" он установлен не из-за сомнения в точной дате). Более того, в Талмуде сказано, что оба дня Рош-Ашана – это "один длинный день". Поэтому существует сомнение, надо ли перед наступлением второго дня Рош-Ашана произносить благословение Шеэхеяну. Чтобы избавиться от этого сомнения, принято специально создавать какой-либо повод, чтобы произнести его. Так, женщина, которая зажигает свечи, должна надеть новое платье или положить на стол перед собой плод нового урожая. Тем самым она создает повод для произнесения Шеэхеяну, и это благословение будет относиться также к зажиганию свечей. Однако если такой повод нет возможности создать, Шеэхеяну все равно произносят. Новый плод, над которым произнесли это благословение, съедают сразу после кидуша, перед омовением рук для трапезы.

Во второй день Рош-Ашана свечи зажигают с наступлением ночи, после появления звезд, перед самым кидушем.

"Рош-Ашана" дословно означает "голова года". Это, в частности, намекает на то, что так же, как функции всего тела зависят от головы, от поведения человека в Рош-Ашана зависит, каким будет для него наступающий год.

ru.chabad.org

Рош Ашана (Новый год). Канун Нового года (эрев Рош Ашана) — читать онлайн | Рав Зеев Гринвальд

Искреннее раскаяние в силах исправить грехи прошлого

Рош а-Шана 1. Двадцать девятое число месяца элул – эрев Рош Ашана – является последним днём года. Особое значение в этот день имеет "תשובה" – " тшува " – раскаяние и решение исправить свои пути и поступки. Искреннее раскаяние в силах исправить грехи прошлого и дать возможность завершить год в состоянии духовного возвышения и приближения к Всевышнему; оно также помогает подготовиться к Рош Ашана и "עשרת ימי תשובה" – " Асерет Ймей Тшува "

( " Десять Дней Раскаяния " ).

 

Стараются посвятить канун Нового года изучению Торы и исполнению мицвы " тшува " .

 

2. Утром этого дня произносят много – " слихот " – покаянных молитв.

Принято делать в этот день "התרת נדרים" –

" атарат недарим " – освобождаться от всех обетов, клятв и обещаний, которые человек принял на себя в течение прошедшего года, так как невыполнение их является нарушением закона Торы. Некоторые делают это в канун Йом Кипура (9-го тишрея). Текст " атарат недарим " приведён в сидурах.

 

3. В течение всего месяца элул, трубят в " шофар " – рог, чтобы напомнить евреям о наступающих Судных Днях и пробудить их к раскаянию. В день 29-го элула этого не делают, чтобы выделить мицву Торы трубить в рог в Рош Ашана и отличить ее от обычая трубить в рог в знак призыва к раскаянию в элуле.

 

В молитве " эрев Рош Ашана " не произносят таханун (но в " слихот " перед шахарит его говорят и в этот день).

 

 

Приготовления к празднику

 

 

4. В канун Нового года мы делаем все обычные приготовления к празднику, показывая этим, что уверены в милостивом суде над нами.

 

Принято совершить омовение в микве, чтобы прийти к Рош Ашана – Дню Суда – очищенными.

 

Есть обычай одевать в Рош Ашана белые одежды.

 

5. Заранее прикрепляют воском свечи к подсвечнику также и для второго вечера праздника.

 

Если Рош Ашана приходится на четверг и пятницу, то делают " эрув тавшилин " .

 

6. Дни Рош Ашана выпадают на первое и второе числа месяца тишрей. На них распространяются все касающиеся праздника запреты млахот.

 

 

 

Дни Суда

 

 

7. В Рош Ашана Всевышний судит все свои творения, определяя их судьбу на будущее. Поступки, разговоры и мысли каждого человека взвешиваются Творцом в эти дни: шёл ли он путём Торы, выполнял ли её заповеди и служил ли Создателю верой. В Рош Ашана весь мир предстаёт перед Судом Всевышнего, открывающего все тайные помыслы сердца.

 

" Тшува " – искреннее раскаяние и решимость исправить свои пути – искупает грехи и приближает человека к Творцу.

 

Молитвы Рош Ашана восславляют Создателя как Царя всего мира. Преисполнившись сознания величия Б-га, сотворившего мир и управляющего им ежесекундно, человек приближается к Всевышнему, укрепляется в своём раскаянии и этим облегчает свой приговор.

 

 

Молитвы

Молитва в Рош а-Шана

 

8. Молитвы Нового года продолжаются до полудня.

 

Основная тема шмоне эсре в эти дни – утверждение власти Б-га над миром.

 

9. После " хазарат ашац " читают Тору. При вынесении свитков произносят специальные молитвы, приведённые в сидурах и махзорах.

 

Читают отрывок "וה' פקד את שרה וכו" ( בראשית כ"א ).

 

На мафтир читают из другого свитка Торы о жертвоприношениях в Рош Ашана ( פרשת "פנחס" ). Во второй день Нового года читают "עקדת יצחק" ( בראשית כ"ב ) и о жертвоприношениях в этот праздник.

 

10. В молитве мусаф содержатся 3 особые благословения (помимо трёх первых и трёх последних): "מלכויות", "זכרונות" и "שופרות" .

 

В благословении "מלכויות" говорится о царстве Б-га над миром и о том, что его власть будет осознана всеми Его творениями, когда придёт Машиах ( משיח ). Эта браха заканчивается словами:

 

."ברוך אתה ד' מלך על כל הארץ מקדש ישראל ויום הזיכרון"

 

В благословении "זכרונות" говорится о том, что Б-г постоянно наблюдает за всеми Его созданиями и помнит все их деяния, - содержится молитва о том, чтобы, помня о заслуге жертвоприношения Ицхака ( עקדת יצחק ), Б-г простил нас.

 

Браха завершается словами: "ברוך אתה ד' זוכר הבריות" .

 

В благословении "שופרות" упоминается получение Торы на горе Синай и звук трубы, который раздался там, - и мы просим о том, чтобы Б-г удостоил нас услышать звук трубы, извещающий о полном избавлении. Браха завершается словами: "ברוך אתה ד' שומע קול תרועת עמו ישראל ברחמים" .

 

Благословение "שים שלום" в конце молитвы завершают в Эрец Исраэль, как обычно "המברך את עמו ישראל בשלום" , а не так, как написано в некоторых махзорах.

 

11. При повторении молитвы мусаф, прозносимом шлиах цибур вслух, читают молитву "ונתנה תקף" , которую написал рабби Амнон из Магенцы.

 

В восточных общинах эту молитву не произносят.

 

Существует обычай совершать коленопреклонение в середине молитвы мусаф, когда шлиах цибур доходит до слов "ואנחנו כורעים ומשתחוים" в

 

"עלינו לשבח" (в восточных общинах это не принято). При этом следует расстелить на полу полотенце или т. п., чтобы не касаться лицом непосредственно пола, так как челобитие на каменном полу запрещено.

 

12. Тора повелевает трубить в рог – шофар ( שופר ) в первый день года.

 

Есть в этой заповеди и доступное нам значение: " Пробудитесь, спящие; воспряньте, дремлющие: задумайтесь над своими поступками, раскайтесь в плохом, вспомните о своём Творце: те из вас, кто забывает истину в суете времени и пребывает все дни в пустых хлопотах, исправьте свои деяния и оставьте свои прегрешения " (Рамбам, "הלכות תשובה" , глава 3-я, закон 40).

 

13. Тот, кто трубит в рог, и все молящиеся вместе с ним произносят перед исполнением этой мицвы соответствующие молитвы, которые приведены в махзорах и сидурах.

 

Трубят в рог только днём.

 

14. Сам трубящий должен стоять ни на что не опираясь. Принято, чтобы и все молящиеся стояли.

 

15. Каждый из молящихся должен иметь в виду что, слушая звуки трубы, он исполняет мицву Торы.

 

Когда трубящий произносит благословение на эту мицву, все слушающие должны иметь в виду, что оно говорится также и для них и ответить " амен " после него. Затем следует внимательно вслушиваться в звуки трубы.

 

16. Нельзя разговаривать с момента начала благословения и до последнего звука трубы. Тот, кто разговаривал между брахой и мицвой, должен благословить повторно.

 

17. Во второй день Рош Ашана также трубят в рог.

 

Если первый день Нового года выпадает на субботу, трубить в рог нельзя, и сам рог является мукце. Второй день Рош Ашана никогда на субботу не выпадает.

 

 

Обычаи, соблюдаемые в новогоднюю трапезу

 

 

18. В Рош Ашана вечером принято подавать во время трапезы традиционные блюда, символизирующие благополучие в наступающем году.

 

Окунают яблоко в мёд и, отведав от него, произносят:

 

"יהי רצון מלפניך וכו' שתגזור עלינו שנה טובה ומתוקה"

 

" Да будет Твоя воля и т.д., чтобы Ты ниспослал нам благополучный и сладкий год " .

 

Подают голову барана или рыбы и перед едой произносят:

 

"יהי רצון מלפניך וכו' שנהיה לראש ולא לזנב" –

 

" Да будет Твоя воля и т.д., чтобы мы были во главе, а не в хвосте " .

 

Перед тем, как есть гранат, говорят:

 

"יהי רצון מלפניך וכו' שירבו זכויותינו כרימון" –

 

" Да будет Твоя воля и т.д., чтобы наши заслуги перед Тобой умножились, как зёрна граната " .

 

19. Все эти традиционные символические блюда едят после того, как была сказана браха " амоци " на две халы.

 

Перед тем, как есть фрукты прозносят благословение "בורא פרי העץ" , при этом по возможности выбирают для брахи плод, принадлежащий к одному из " семи видов " , которыми славится земля Израиля. Благословляют только первый плод этой трапезы.

 

Принято обмакнуть хлеб в мёд (а не соль, как обычно) после брахи " амоци " .

 

20. Принято воздерживаться от сна в течение дня Нового года. По мнению АРИ – הארי" ז"ל допускается сон после полудня. Тот, кто не молился и не изучает Тору, а сидит в безделии, считается спящим.

 

 

"תשליך" - "Ташлих "

 

 

Ташлих 21. В первый день Нового года, после минхи, но перед заходом солнца, произносят молитву "Ташлих" . Если этот день приходится на субботу, то " Ташлих " читают во второй день праздника.

 

В этой молитве мы просим сбросить с нас все грехи. Слово " ташлих " – " сбрось " взято из текста самой молитвы:

 

"תשליך במצולות ים חטאתם" .

 

22. Эту молитву произносят в месте, откуда видны море, река или любой другой водоём.

 

Мидраш рассказывает, что когда наш праотец Авраам вёл своего сына Ицхака на заклание ( עקדת יצחק ), не его пути оказалась река, и он должен был пройти её, погрузившись в воду по шею, тогда он воззвал к Б-гу о спасении: "הושיעה כי באו מים עד נפש" . Совершая " Ташлих " у какого-либо водоёма, мы пробуждаем перед лицом Б-га воспоминания о жертвоприношении Ицхака, порученном Аврааму.

 

 

Зажигание свечей и благословение "שהחינו" вечером второго дня Нового года

 

23. Перед зажиганием свечей женщины благословляют "להדליק נר של יום טוב" и "שהחינו". В восточных общинах не принято произносить благословение "שהחינו" при зажжении свечей в праздник. Говоря кидуш, также произносят эту браху.

 

24. Принято, что женщина одевает новую одежду перед зажиганием свечей во второй день праздника; тот, кто произносит кидуш, также одевает новую одежду, или приготавливает плод, который ещё не ели в этот сезон, и благословение "שהחינו" относит также к новой одежде или к новому плоду. Делается это потому, что существует мнение, согласно которому не произносят эту браху во второй день Рош Ашана. Однако, даже если нет новой одежды или новых плодов, всё же говорят "שהחינו" .

 

25. Вечером второго дня зажигают свечи после появления звёзд, так как нельзя готовить с первого дня Рош Ашана на второй день. Зажигают их от уже горящего огня. Свечи приклеивают воском к подсвечникам заранее на оба дня, как уже было упомянуто выше.

 

 

Перевод: р. Р. Энтин

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Одноклассники

 

toldot.ru

Порядок Рош а-Шана | Еврейский календарь

Порядок Рош а-Шана

Подробности Категория: Еврейский календарь Создано 20.09.2017 11:05

Поскольку Рош а-Шана – йом тов (праздник), разрешается, в отличие от шаббата, зажечь огонь от уже горящего огня. По этой причине, если Рош а-Шана не выпал на шаббат, разрешается зажечь праздничные свечи и после захода солнца.

При зажигании свечей говорят два благословения:

  1. Благословение на зажигание свечей: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать праздничные свечи!»
  2. Благословение, в котором мы выражаем благодарность Творцу за то, что дал нам возможность дожить до праздника: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, за то, что Ты дал нам жизнь, и поддерживал нас, и дал нам дожить до этого времени!»

В принципе, это второе благословение должен сказать и мужчина, ведь он тоже должен благодарить Творца за то, что дожил до праздника, однако он говорит его во время кидуша, а те из присутствующих, кто не зажигал свечи, отвечают «амен» (и тем самым это благословение засчитывается и им тоже).

Когда человек войдет в синагогу на вечернюю молитву, пусть войдет в нее с трепетом, ведь Судный День уже начался, а всё, что произойдет с ним в наступившем году, решается в этот день.

Также, молясь вечернюю молитву, следует серьезно сконцентрироваться, говорить слова молитвы, обдумывая их и с большой каваной (намерением).

Молитва амида в Рош аШана состоит из семи благословений — как и в любой другой йом тов (праздник), — однако среднее благословение на этот раз намного длиннее.

Поскольку Рош аШана является частью «Асерет йемей тшува» («Десять дней раскаяния»), третье благословение заканчивается не словами: «Б-г святой» (הא-ל הקדוש), как во все дни, а словами «Царь святой» (המלך הקדוש). Тот, кто забыл это и сказал: «Б-г святой», должен начать амиду сначала.

В конце вечерней молитвы открывают арон кодеш и вся община повторяет за хазаном 24-ю главу из книги Тегилим: «Песнь Давида: Г-споду принадлежит земля и все, что на ней…».

После молитвы поздравляют друг друга: «Да будет воля Господа, чтобы Вы были записаны на счастливый год в книге жизни, и чтобы запись эта была скреплена печатью!»

На протяжение всего Рош а-Шана следует предельно остерегаться гнева, ведь всё, что происходит в Рош а-Шана влияет на весь год.

Глава семьи совершает кидуш. Кидуш на этот раз состоит из трех благословений: к двум благословениям, которые говорят каждый кидуш, добавляют благословение, в котором мы благодарим Творца за то, что дал нам возможность дожить до этих дней. Женщина, которая уже сказала это благословение при зажигании субботних свечей, не должна отвечать «Амен» на него, чтобы не было перерыва между кидушем и питьем вина.

В начале трапезы мы едим так называемые «симаним» (знаки). О них подробно говорится в статье «Симаним».

Поскольку Рош а-Шана – это день, в который решается судьба каждого человека, важно, чтобы после трапезы человек не терял время на пустые беседы и т.п., а использовал дела, которые помогут ему преуспеть в Небесном Суде. Так, в это время хорошо учить Тору либо читать псалмы Давида. Есть такие, которые стараются закончить всю книгу Теилим в Рош а-Шана, однако не стоит забывать важное правило: лучше сказать немного, но с каваной (от сердца и с пониманием), нежели много и без каваны.

Следует постараться встать рано утром, до зари, поскольку наши мудрецы в Иерусалимском Талмуде говорят, что тот, кто спит днем в Рош а-Шана, его счастье спит весь год. Все же, если человек чувствует, что ранний подъем помешает ему сконцентрироваться на молитве, он может положиться на поским (законодатели), которые считают, что речь идет только о том, кто идет спать днем в Рош а-Шана, а не о том, кто продолжает тот сон, который он начал ночью. Подробно о проблеме спать днем в Рош а-Шана читайте в статье «Можно ли спать днем в Рош а-Шана?»

Молитва до амиды похожа на обычную утреннюю субботнюю или праздничную молитву. Сама молитва амида — та же, что и накануне вечером, однако ее повторение хазаном содержит значительные изменения — оно включает в себя новые пиютим (отрывки прославления Всевышнего). После того как хазан заканчивает повторение амиды, открывают арон акодеш для молитвы «Авину, малкейну» («Отче наш, Царь наш»).

После этого читают Тору.

После молитвы читают Тору…

После чтения Торы переходят к подготовке к выполнению важной заповеди трубления в Шофар. Перед началом трубления в шофар вся община семь раз повторяет 47-ю главу из книги Тегилим: «Хвалебная песнь сыновей Кораха». Затем бааль токеа (человек, который трубит в шофар) громко произносит семь стихов, а все молящиеся повторяют за ним. 

Бааль токеа произносит два благословения перед трублением:

  1. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам слушать звук шофара!»,
  2. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, за то, что Ты дал нам жизнь, и поддерживал нас, и дал нам дожить до этого времени!»

О заповеди слушать голос шофара подробно говорится в статье «Заповедь слушать шофар».

После трубления в шофар возвращают свиток Торы в арон а-кодеш и приступают к молитве «мусаф». О ней подробно говорится в статье «Особенности молитвы мусаф в Рош а-Шана».

Заканчивают молитву и возвращаются домой, чтобы кушать праздничную трапезу. В Рош а-Шана нельзя поститься.

Перед трапезой совершают кидуш, состоящий всего из одного благословения «Борэ при а-гефен» («творящий плод виноградной лозы»). Перед этим благословением принято говорить стих из Теилим «Трубите в шофар в новомесячье, в назначенное время к празднику нашему! Ибо это — закон для Израиля, установление Б-га Яакова».

После окончания трапезы не стоит идти спать, ведь наши мудрецы сказали, что тот, кто спит днем в Рош а-Шана, его счастье спит весь год. Если же «голова тяжела», можно немного поспать.

«Минха» начинается с «Ашрей» и «Ува лецион» («И придет избавитель…»), как в субботу и в праздники. «Амида» — та же самая, что и в «Маариве» и «Шахарите», причем на этот раз хазан повторяет в точности тот же текст молитвы, который перед тем прочитали молящиеся про себя, — без изменений или дополнений. Потом читают молитву «Авину, малкейну» при открытом арон а-кодеш.

После «Минхи» идут на речку или на какой-то водоем, чтобы сказать там молитву «ташлих». Подробно об этой молитве читайте статью «Ташлих».

автор текста: рав Реувен Куклин

Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

  • < Назад
  • Вперёд >

pyatigorsky.net

Подготовка к Рош аШана - Мир женщины Беерот

Давайте пройдем все стадии подготовки к Рош аШана, постепенно, потихоньку. Как мы должны вести себя? Как мы должны молиться?

Месяц Элуль – месяц подготовки к Рош аШана, целый месяц мы должны готовиться. Написано, что тот, кто дает маасер беднякам, дает цдаку, его приговор из строгого становится мягким. Как это написано точно? Гадоль коах  матнот аниим шемеапхот мидат дин ле-мидат рахамим – «Велика сила подарков бедным (или бедных), обращающая качество суда в качество милосердия». Мы это понимаем буквально: я даю деньги в цдаку, и если в Небесах был у меня плохой приговор, он обратится в хороший. Это одно объяснение. Автор книги «Эш Кодеш» объясняет это не так. Что это за подарки? Это подарки, которые бедные дают кому-то другому. Даже если у тебя самой нет: нет денег, нет сил, времени, нет настроения, но ты идешь и даешь – радуешь кого-то другого.

Женщина, обращаясь ко Всевышнему, говорит: «Но у меня нет ничего!». А Он отвечает: «У тебя есть твое лицо. Подари свет твоего лица». В Слихот мы говорим: «хатану лефанеха» — согрешили пред Тобой, но можно прочитать и «хатану лепанеха» — согрешили лицом, которое Ты дал нам. Всевышний дал мне это лицо, чтобы я радовала людей, чтобы говорили: «Если она может улыбаться, когда ей не с чего радоваться, тем более я смогу!»

Написано в мидраше Ялкут Шимони (на Йешаяу 60, 499), и эти слова даже превратили в песню: «В час, когда приходит Машиах, он встанет на крыше Бейт аМикдаша и говорит Израилю: Скромные! Пришло время вашего избавления! А если вы не верите – глядите на мой блистающий свет». Как это может быть: вот  Машиах, вот крыша Храма, а мы не верим?! Поскольку нам было плохо в прошлом году, мы не верим, что в будущем году может быть хорошо. Но Машиах говорит: посмотрите на свет моего лица. Я тысячелетиями ждал возможности прийти, я терпел страдания – но мое лицо светится! А вы? Неужели не будете, наконец, радоваться?

Мишна Брура предупреждает: Берегитесь, чтобы не было у вас грустного лица в Рош аШана; грустное или злое лицо в Рош аШана – это плохой знак на весь год! Рош аШана называется ори, «Ашем ори ве-йиши» — «Всевышний – мой свет и спасение»! Если все два дня Рош аШана у меня на лице будет свет – Всевышний вернет мне Свой свет.

Напряжение нарастает. Самое важное время года – последний месяц, Элуль. Самые важные Шаббаты – два последних в году: если мы проведем их правильно, они искупят все Шаббаты года! А Аризаль обещает вследствие этого еще и исцеление души и тела! Рав Деслер говорит, что последняя неделя года – самая важная. Каждый день искупает. Йом Ришон (воскресенье, первый день недели) последней недели искупает все воскресенья года, Йом Шени – все понедельники, и т. д. Последний день года – будьте очень осторожны! Многие в этот день делают таанит дибур (таанит – пост, дибур — разговор). Последний час последнего дня года. Солнце садится. В этот час – плакать. В этот час в синагогах читают пиют рава Авраама Хазана-Гиронди «Ахот ктана тефилотеа, Орха веона теилотеа, Эль на рефа на лемахалотеа, Тихле шана векилелотеа»… Автор пиюта объясняет, что ахот ктана – младшая сестра – это наша праматерь Рахель. Почему она ктана – маленькая? Потому что получила такие маленькие подарки! Как она хотела выйти замуж! Семь лет ждала – и ее сестра вышла замуж за ее возлюбленного! Как она хотела забеременеть – и остается много лет бесплодной! Как она хотела родить ребенка – и умирает в родах… Как она хотела отдохнуть там, в Небесах – но она все время плачет о своих сыновьях! Мама Рахель учит нас, как нужно молиться в этот последний час: без слов. Твои слова себя исчерпали. Сейчас, в последний момент — плакать без слов.

В Рош аШана нет молитвы о себе: ни о здоровье, ни о достатке, ни о супруге, ни о детях. Забудь. Сейчас время просить обо всем еврейском народе. Рош аШана – не день разговора, это день «коль», голоса: «слышится голос в Раме, вопль, горькое рыдание: Рахель оплакивает сыновей своих; не хочет она утешиться из-за детей своих, ибо не стало их» (Йирмияу 31:14). Твой голос и голос шофара – слова лишь испортят. Что же такое голос шофара?

У Сары есть единственный сын – Ицхак. Она родила его в 90 лет. Всевышний велит Аврааму принести сына в жертву. Авраам думает: «Что я скажу его матери?». И Авраам говорит Саре, что берет сына с собой учить Тору. Сара, несмотря на то, что ей тяжело расстаться с единственным сыном, но учить Тору – она отпускает его. «Только не уходите далеко, душа моя привязана к этому ребенку!». Ицхак, связанный на жертвеннике, просит: «Папа, пожалуйста, возьми мой пепел, отнеси маме и пусть она понюхает то, что осталось от ее сожженного сына». Авраам плачет, Ицхак плачет, ангелы служения плачут… А Сатан идет к Саре и спрашивает: «А где твой сын?». Сара отвечает: слава Б-гу, он ушел учить Тору. Сатан говорит: «Нет! Авраам взял его на гору, связал, занес над ним нож…». И еще до того как услышала продолжение, Сара говорит: «Не-е-ет!». И Мидраш говорит, что это звук Ткиа (длинный звук шофара). А потом она заплакала, и голос ее надломился. И это  Шварим и Труа (короткие звуки шофара). И снова кричит она: «Не-е-ет!» и падает замертво… Мидраш говорит женщинам: каждый раз, когда ты слышишь в синагоге глас шофара, знай, что это плач всех матерей по всем акедот (акуд — связанный). Все, кто связан по рукам и ногам депрессией, плохими мыслями, кто связался с плохой компанией – это плач о них. Одна слеза – без слов – во время того как звучит шофар – присоединяет нас ко всем праматерям.

beerotwomen.ru

Для Тебя: Портал для еврейских женщин

Отпраздновать Рош Ашана правильно - это очень важно. А помним ли мы все, что нужно делать?

Давайте прочтем и напомним себе о том, как нужно провести этот празднник.

  1. Зажигание свечей. Перед наступлением праздника женщины и девочки зажигают праздничные свечи и произносят два благословения:
  1. БАРУХ АТА АДО-НАЙ Э-ЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АШЭР КИДШАНУ БЭМИЦВОТАВ ВЭЦИВАНУ ЛЕАДЛИК НЭР ШЭЛЬ ЙОМ АЗИКАРОН.

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу Дня Памяти!

  1. БАРУХ АТА АДО-НАЙ Э-ЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, ШЭЭХЕЯНУ ВЭКИЕМАНУ ВЭИГИАНУ ЛИЗМАН АЗЭ.

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, Который даровал нам жизнь и поддерживал ее в нас, и дал нам дожить до этого времени!

Во второй вечер праздника также зажигают свечи, но произносят только первое благословение.

2. Праздничное пожелание. Перед Рош Ашана и в сам праздник евреи традиционно желают друг другу: «ЛЕШАНА ТОВА ТИКАТЭВ УТИХАТЭМ» (женщине говорят: «ЛЕШАНА ТОВА ТИКАТВИ УТИХАТМИ»), что означает: "Да будешь ты записан(-а) и подписан(-а) на хороший год".

3. «Кидуш». Как в каждый праздник и субботу, в Рош Ашана мы совершаем «кидуш» над полным бокалом вина или виноградного сока.

После «кидуша» омываем руки и съедаем кусочек халы, предварительно произнеся благословение:

БАРУХ АТА АДО-НАЙ Э-ЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АМОЦИ ЛЕХЕМ МИН ААРЭЦ.

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, выращивающий хлеб из земли.

В Рош Ашана перед тем как съесть кусочек халы его обмакивают в мед.

  1. Блюда на Рош Ашана. Все блюда в Рош Ашана должны символизировать хороший и сладкий год. Первым после халы съедают кусочек сладкого яблока, окунутый в мед. Перед этим произносят благословение:

БАРУХ АТА АДО-НАЙ Э-ЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ БОРЭ ПРИ АЭЦ.

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, творящий плод дерева.

Потом желают:

ШЭТИТХАДЭШ АЛЕЙНУ ШАНА ТОВА УМЕТУКА.

Да будет у нас хороший и сладкий год.

Кроме того, в Рош Ашана принято есть гранат (ШЭЕРБУ ЗХУЙОТЭЙНУ КЭРИМОН/Да умножатся наши заслуги как косточки в гранате), голову рыбы (ШЭНИЙЕ ЛЕРОШ ВЭЛО НИЙЕ ЛЕЗАНАВ/Да будем мы головой, а не хвостом) и некоторые другие блюда, в соответствии с обычаями разных общин.

  1. 4. Трубление в шофар. Особая заповедь Рош Ашана – слушать трубление в шофар. Оно символизирует коронацию Всевышнего как царя мира, а также имеет несколько других символических значений.

Нужно постараться услышать шофар и в первый, и во второй дни праздника.

  1. «Ташлих». Этот обычай исполняют в первый день праздника после дневной молитвы. Идут к водоему (если нет водоема, его может заменить аквариум с рыбками), на его берегу произносят особые молитвы о милости Всевышнего, а затем символически вытряхивают над водой карманы – "освобождаются от грехов".

Тот, кто по какой-то причине не исполнил этот обычай в Рош Ашана, может исполнить его в последний день праздника Суккот.

  1. «Эрув тавшилин». В этом году суббота наступает сразу после окончания Рош Ашана. Поэтому готовить еду для субботы нам придется в праздник.

По еврейскому закону в праздник разрешено готовить только для нужд самого праздника. Поэтому, чтобы готовить на субботу, перед Рош Ашана нужно сделать «эрув тавшилин» – объединение готовки. Тем самым мы провозглашаем, что праздник и суббота объединяются в одни длинные сутки, и все, что мы готовим, мы готовим для этих длинных суток.

Отложите в сторону кусочек вареной пищи (например, яйцо, рыбу, мясо) и хлеб или булочку и произнесите благословение:

БАРУХ АТА АДО-НАЙ Э-ЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АШЭР КИДШАНУ БЭМИЦВОТАВ ВЭЦИВАНУ АЛЬ МИЦВАТ ЭРУВ.

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам делать эрув.

Затем добавьте:

БЭИРУВ ЗЭ ИЙЕ МУТАР ЛАНУ ЛЕЭФОТ, ЛЕВАШЭЛЬ, ЛЕАТМИН УЛЕАДЛИК НЭР УЛЕТАКЕН УЛААСОТ КОЛЬ ЦАРКЭЙНУ МИЙОМ ТОВ ЛЕШАБАТ.

При помощи этого эрува нам будет позволено печь, варить, укутывать, зажигать свечу, и делать все, что необходимо в праздник для субботы.

Не забывайте, что в праздник можно только переносить огонь от уже горящего и увеличивать его, но зажигать новый, уменьшать или тушить запрещено.

sinagoga.kz