Адсорбер паров бензина


Система улавливания паров бензина – как очистить адсорбер от загрязнений? + Видео

1 История возникновения современной системы EVAP

Первая система улавливания паров бензина появилась на автомобилях Toyota в 60-х годах прошлого века. Тогда она включала в себя топливный бак, крышку горловины с обратным клапаном и адсорбер с комплектом обратных вакуумных клапанов. Несмотря на сложную для тех времен конструкцию, ранние системы EVAP не справлялись со своей задачей. Пары бензина продолжали попадать в атмосферу, а в салоне автомобиля стоял невыносимый запах бензина.

Чтобы как-то решить проблему с выбросом вредных паров бензина в воздух, в начале 90-х американские производители провели ряд тестов: поместили внутрь адсорбера активированный уголь с целью быстрого поглощения топливных паров. Так появились современные системы EVAP, которые используют сегодня все мировые автоконцерны.

Способ узнать почему горит CHECK!

С помощью универсального автосканера можно самому сделать диагностику  за 2 минуты и узнать почему горит CHECK. Подходит для всех машин..." Читать далее >>

  • Защитят ходовую и сэкономят вам деньги, увеличат дорожный просвет на 3 см.

    Читать далее >>

2 Как работает система для улавливания паров топлива

Основа данной системы состоит из адсорбера, который поглощает пары бензина, поступающие из топливного бака. Стенки адсорбера заполнены гранулами активированного угля, которые не дают молекулам топливных паров попадать в атмосферу. С внешней стороны адсорбер соединен с такими деталями:

  • впускным коллектором, который предназначен для продувки системы улавливания паров топлива;
  • топливной системой, с которой пары попадают в адсорбер;
  • воздушным фильтром. В нем создается разница в давлении, необходимая для эффективной продувки.

Продувка предназначена для освобождения адсорбера от скопления паров бензина. Процессом очистки системы EVAP управляет специальный электромагнитный клапан, расположенный между адсорбером и впускным коллектором.

Продувка системы EVAP возможна при определенных нагрузках на двигатель, а также при повышенном вращении коленчатого вала.

При значительных нагрузках на двигатель автомобиля ЭБУ автоматически открывает электромагнитный клапан. С клапана разряженный воздух попадает в адсорбер, после чего поглощает пары бензина и направляется в камеру внутреннего сгорания. При этом в двигателе автомобиля поддерживается оптимальное для работы соотношение топлива и воздуха.

В двигателях, оснащенных турбонаддувом, разряжение воздуха не происходит. Поэтому производители включают в систему улавливания паров топлива дополнительные двухходовые клапаны. Срабатывая, эти элементы толкают пары бензина внутрь впускного коллектора, после чего они сгорают в камере двигателя.

3 Самостоятельная очистка элементов системы EVAP

В связи с регулярными нагрузками на систему улавливания паров топлива, ее составляющие необходимо периодически проверять. Сигналом для неотложного демонтажа и очистки адсорбера или клапанов служит появление резкого запаха бензина в салоне автомобиля. Еще один повод проверить систему EVAP – неустойчивая работа двигателя на холостом ходу. В такой ситуации первое, что необходимо сделать, это проверить сепаратор.

Работа по демонтажу этой детали должна выполняться по такому алгоритму:

  1. Чтобы получить доступ к сепаратору, необходимо отсоединить провод от клеммы "-" аккумулятора.
  2. Далее устанавливаем машину на подъемник и снимаем левое заднее колесо. Сжимая фиксатор разъема, демонтируем сепаратор, после чего снимаем магистраль слива бензина со штуцера бензобака.
  3. Затем просовываем отвертку под держатель магистрали и снимаем его. Откручиваем крепежную гайку держателя трубки пароотвода. Затем откручиваем 2 крепежа кронштейна сепаратора.
  4. Снимаем всю конструкцию из сепаратора, кронштейна, трубок и гравитационного клапана. Тщательно проверяем детали на наличие засорений. Очистить загрязненные элементы можно с помощью пылесоса. Перед этим стоит убедиться, что в конструкции не осталось мелких деталей и крепежей. После очистки вставляем сепаратор на место и собираем систему в обратном порядке.

ВАЖНО ЗНАТЬ!

У каждого автомобилиста должно быть такое универсальное устройство для диагностики своего автомобиля. Сейчас без автосканера просто никуда! 

Произвести чтение, сброс, анализ всех датчиков и настройку бортового компьютера автомобиля Вы сможете самостоятельно с помощью специального сканера... 

Читать далее.. »

Еще один элемент, сильно поддающийся загрязнениям – это адсорбер. Он находится в моторном отсеке автомобиля. Для демонтажа этой детали сжимаем фиксатор разъема и снимаем магистрали подачи паров бензина в клапан продувки. Получив прямой доступ к адсорберу, приступаем к его очистке. Для этого кисточкой аккуратно счищаем загрязнения, после чего собираем систему в обратном порядке.

Для более эффективной работы системы EVAP специалисты советуют приобрести сменный сепаратор и адсорбер. Так вы сможете комбинировать заводские детали с приобретенными. В случае окончательной поломки адсорбера или сепаратора деталь можно сразу же заменить и продолжить эксплуатацию автомобиля.

tuningkod.ru

Адсорбер паров бензина: устройство и принцип работы

При контакте бензина с воздухом происходит выделение паров, которые, попадая в атмосферу, ухудшают экологию. Для их улавливания в вентиляционной системе бензобака устанавливается адсорбер. В ряде европейских стран применение этого устройства в автомобиле обязательно на законодательном уровне и определяется действием экологических стандартов Евро-2 и выше. Зная устройство адсорбер и зачем он необходим, вы сможете легко определить неисправности, а также лучше понять его преимущества.

Что такое адсорбер и система EVAP

Многие автомобилисты называют устройство для поглощения паров топлива «абсорбером», но это неправильно, поскольку название «адсорбер» происходит от латинских слов «ad» (в пер. — «на») и «sorbeo» (в пер. — «поглощаю»), что вместе означает «поверхностное поглощение» (аккумулирование на поверхности). В свою очередь, абсорбер осуществляет поглощение всем объемом и в данном случае не может быть использован.

Поскольку наибольшее количество паров скапливается в топливном баке, то и располагается адсорбер недалеко от него. Фактически он является частью целой системы улавливания паров бензина (EVAP). Последняя состоит из следующих элементов:

Схема системы улавливания паров топлива
  • Сепаратор паров бензина
  • Адсорбирующий элемент — емкость с адсорбирующим веществом
  • Вентиляционный клапан
  • Электромагнитный клапан продувки адсорбера (располагается между адсорбером и впускным коллектором)
  • Трубопроводы и шланги для соединения с топливным баком, впускным коллектором и атмосферой

Помимо основных элементов, система EVAP является частью системы бортовой диагностики OBD-II и включает целый ряд датчиков (топливных испарений, давления) и электронный блок управления (ЭБУ), приводящий в действие электромагнитный клапан.

Виды и принцип действия адсорбера

В зависимости от используемого вещества различают несколько видов адсорберов:

Адсорбирующий элемент
  • с неподвижным зернистым адсорбентом средних фракций
  • с мобильным зернистым адсорбентом средних фракций
  • с мелкозернистым адсорбентом, в котором нижний слой пребывает в состоянии кипения

Наиболее популярен первый тип систем, в которых в качестве поглощающего компонента используется активированный уголь.

Адсорбер имеет три выхода для подключения трубопроводов. Первый предназначен для поступления паров бензина, второй соединен с электромагнитным клапаном, а третий с воздушным фильтром, что обеспечивает перепад давления, необходимый для продувки.

Как работает EVAP:

  1. Автомобиль находится в состоянии покоя, двигатель выключен.
  2. В топливном баке происходит естественное выделение паров бензина, которые поднимаются в верхнюю точку и скапливаются у горловины.
  3. В этой зоне бака располагается сепаратор, который отделяет жидкую составляющую, что оседает в виде конденсата и отводится специальными трубками назад в бензобак.
  4. Остатки паров, которые не осели в форме конденсата, проходят через паропровод, попадая в адсорбирующий элемент. Они постепенно аккумулируются на поверхности адсорбента.
  5. Водитель запускает двигатель и при достижении заданной частоты вращения коленчатого вала начинает работать электромагнитный клапан продувки адсорбера. Когда машина на холостом ходу, клапан не срабатывает.
  6. Через вентиляционный клапан в адсорбирующий элемент за счет перепада давления поступает воздух (между впускным коллектором и атмосферой), и выполняется продувка.
  7. Воздух и пары бензина из адсорбера подаются в камеру сгорания двигателя.

Признаки неисправности адсорбера

Основной неисправностью адсорбера является загрязнение поглощающего элемента, которое происходит естественным путем. В этом случае давление в баке повысится, поскольку испарения не будут отводиться. Характерным признаком этого будет шипение при открытии крышки бензобака. Падение оборотов двигателя, которое отмечают многие автомобилисты, также может являться причиной засорения адсорбера.

Еще одной важной неисправностью может быть нарушение герметичности электромагнитного клапана. В этом случае датчик адсорбера может выдавать ошибку «Check Engine» через систему диагностики. Признаком нарушения герметичности электромагнитного клапана является возникновение сложности запуска двигателя с первого раза, а также при неполном топливном баке. Исправить такую поломку можно в сервисном центре.

techautoport.ru

что это за устройство, фото, принцип работы. Для чего нужны топливные адсорберы в автомобиле?

Краткое содержание статьи:

 

Когда-то никого особо не волновал уровень загрязнения автомобилями окружающей среды. Но в наш век заботы об экологии каждая производимая машина имеет абсорбер топливный. Что это, должен знать каждый водитель, поскольку ему обязательно придется менять это устройство по истечении определенного времени.

 

 

Краткие сведения

Адсорбцией называется процесс поглощения одного вещества (более разреженного) другим (более плотным). При этом преобразования одних химических веществ в другие не происходит. Этот принцип находит применение в разнообразных сферах человеческой жизни – от медицины до промышленности.

В качестве веществ-поглотителей применяются:

  • Содержащее углерод вещество органического происхождения, имеющее поры;
  • Высушенный гель;
  • Алюмосиликаты кальция и натрия;
  • Различные минералы, встречающиеся в естественной среде.

Начиная со второго поколения экологического стандарта серии «Евро» все производимые автомобили должны иметь специальную емкость для поглощения бензиновых или дизельных паров. Европейские производители, пренебрегающие этими правилами, штрафуются. Зарубежные заводы-нарушители теряют европейский рынок.

Поглотитель представляет собой небольшую цилиндрическую емкость, расположенную под капотом автомобиля в непосредственной близости от двигателя.

Нередко автолюбители делают ошибку в написании слова «адсорбер», заменяя букву «д» на «б». Ошибочный вариант очень распространен, однако нормативным является все же adsorber.

 

Для чего нужен абсорбер в автомобиле?

Адсорбция топливных паров происходит в каждой современной модели автомобиля. Благодаря этой технологии удается достичь таких целей:

  • Значительная экономия бензина. Благодаря конструкции поглотителя часть топливных газов, которые успели сконденсироваться, утекают обратно в бензобак.
  • Обитателей салона автомобиля больше не будет беспокоить неприятный запах, который имел место во многих старых моделях.
  • Крышка бензобака теперь открывается гораздо легче. Еще в позапрошлых поколениях автомобилей в жаркую погоду давление в баке настолько возрастало, что открыть топливный бак было физически сложно.
  • Производители заявляют о высоком дружелюбии автомобилей с поглотителем к окружающей среде. Ведь благодаря этим нехитрым устройствам ядовитые для атмосферы газы не поступают в воздух. Учитывая то, что машин в мире насчитывается несколько миллиардов, экологическая польза становится достаточно очевидной.
  • Безопасность. Благодаря работе системы поглощения паров удается снизить (хотя и не намного) взрывоопасность работающих на жидком топливе железных коней.

 

Принцип работы абсорбера

Механизм действия адсорбера выглядит следующим образом:

  1. В состоянии покоя двигателя автомобиля, в бензиновом баке начинает повышаться давление газов, испаряющихся с поверхности топлива.
  2. Эти пары поступают в специальную емкость, где происходит разделение их на жидкую и газообразную фракции.
  3. Жидкость стекает обратно в бензобак, а газы под сильным давлением переходят по системе трубок в поглотитель.
  4. После того, как водитель повернет ключ зажигания, электронная схема автомобиля даст сигнал открыться клапану на моторе.
  5. Из поглотителя начинают вырываться газы.
  6. Весь объем скопившихся паров поступает в камеру сжигания горючей смеси.
  7. После поступления в двигатель, вышедшее из адсорбера вещество подлежит полному сгоранию.
  8. Количество поступающих в двигатель газов зависит от временного промежутка, в который был открыт клапан.

 

Недостатки устройства

Несмотря на то, что поглотитель имеет на борту практически всякий продающийся на рынке автомобиль, это совершенно не значит, что он лишен недостатков:

  • Габариты устройства достаточно значительные, из-за чего оно занимает довольно большое полезное пространство в передней части машины;
  • Существенная дороговизна установки. Поставить данный прибор на старый автомобиль – достаточно дорогое удовольствие, которое вряд ли может окупить некоторая экономия топлива. Все входящие с конвейера автомобили включают плату за поглотитель в качестве наценки к стоимости.
  • В среде автолюбителей распространено мнение, что аппарат «душит» двигатели внутреннего сгорания и значительно снижает динамику машины. Также якобы падают обороты и время отклика педали газа. Все это, однако, не находит никакого подтверждения в современных исследованиях.
  • В случае поломки водителю стоит срочно поехать в ближайший техцентр, иначе сломанный абсорбер доставит немало хлопот. Самое малое, с чем придется столкнуться – падение мощности двигателя. В запущенных случаях ломается топливный насос. Кроме того, известны случаи аварий от вылетевшей на большой скорости крышки бензобака под давлением паров.

 

Признаки неисправности адсорбера

Относительная простота конструкции абсорбера не спасает устройство от поломок. Перечислим основные внешние признаки проблем с работой поглотителя:

  1. Рост давления газов в топливном баке, о чем возвещает шипящий звук при открытии крышки топливного бака.
  2. В качестве косвенного признака можно учесть падение количества оборотов двигателя на холостом ходу. Нужно отметить, что данный симптом может сопровождать огромное количество «болезней» автомобиля. Поэтому необходимо более детальное обследование.
  3. Увеличение времени разгона. Происходит это потому, что при неполадках с поглотителем в первую очередь начинает страдать топливный насос.
  4. Специфический запах топлива в интерьере машины.

Если удалось обнаружить несколько из этих признаков, посещение центра технического обслуживание обязательно. Нужно при этом иметь в виду, что стоимость замены устройства достаточно велика.

Некоторые автолюбители на свой страх и риск ради экономии денег решают не менять абсорбер. Однако такое попустительство может выйти поломкой гораздо более дорогостоящих агрегатов.

Токсичные для человеческого организма и природы газы, которые скапливаются в топливном баке, призван поглощать абсорбер топливный. Что это за неотъемлемый элемент конструкции авто, знают, однако, далеко не все автолюбители. Некоторые даже решаются удалить его с целью улучшения динамики мотора. Впрочем, негативный результат такого действия не заставит себя ждать.

 

Видео о работе топливного абсорбера

В этом ролике механик Дмитрий Осокин покажет принцип работы топливного абсорбера в современном автомобиле:

1-kak.ru

Система улавливания паров бензина

Изначально объектом внимания экологов был только выхлоп двигателя, однако в дальнейшем их требования стали принимать на первый взгляд странную форму. Действительно, если о вреде выхлопных газов можно догадаться, просто постояв рядом с работающим автомобилем, то что может быть страшного в открытой вентиляции бензобака? Максимум, что можно почувствовать – это запах бензина в жаркую погоду или при резком падении атмосферного давления.

Тем не менее, начиная с момента принятия экологических норм Евро-2, на бензиновых автомобилях запрещен прямой контакт вентиляции бака с атмосферой. Следуя этим требованиям, конструктора систем впрыска ввели в их состав дополнительный элемент (адсорбер) и алгоритм управления им.

Принцип работы EVAP

Адсорбер – это герметичная кассета, заполненная гранулами, служащими для конденсации паров бензина и поглощения конденсата. Рабочее вещество – это обычный активированный уголь, являющийся отличным и дешевым сорбентом. С бензобаком адсорбер соединен постоянно, соответственно, при росте давления паров в баке пар поступает в адсорбер.

Так как емкость адсорбера не безгранична, накопленный бензин необходимо удалять из него. Продувка адсорбера осуществляется за счет разрежения во впускном коллекторе во время работы двигателя: ЭБУ впрыска периодически открывает клапан, установленный в разрезе трубки, соединяющей адсорбер со впуском, и просасываемый через кассету воздух насыщается парами бензина, испаряющегося с поверхности гранул сорбента.

Возможные неисправности

Из этого принципа понятны и основные проблемы, связанные с работой системы пароулавливания. На двигателях с расходомером (датчиком массового расхода воздуха) открытие клапана адсорбера означает подсос во впуск «неучтенной» порции воздуха, смешанной с непрогнозируемым количеством бензинового пара (скорость испарения зависит и от температуры адсорбера, и от степени его наполнения). Следовательно, во время продувки состав смеси неминуемо изменяется – от обеднения на холоде или пустом адсорбере до обогащения на жаре с заполненным.

На двигателях, где работа системы впрыска завязана на датчик давления в коллекторе, этот подсос не является «неучтенным», так как пропорционально нему изменяется и разрежение. Поэтому само по себе попадание добавочного воздуха на них не приводит к отклонению в составе смеси, влияет лишь количество испаренного бензина: на автомобилях с ДАД срабатывание продувки всегда обогащает смесь.

По этой причине продувка адсорбера никогда не включается на холостом ходу: высокое разрежение вызовет значительный подсос воздуха в сравнении с «нормальным» количеством, попадающим в цилиндры. Естественно, работа замкнутого цикла (постоянной коррекции состава смеси по лямбда-зонду) сможет скомпенсировать изменение качества смеси, но она имеет определенную инерцию, и при срабатывании продувки на холостом ходу было бы неизбежно плавание оборотов, четко связанное с моментами открытия/закрытия клапана.

Следовательно, в случае отказа клапана продувки (заклинивание в открытом положении) это можно будет сразу обнаружить по нарушению холостого хода, особенно сильному на автомобилях с ДМРВ. К тем же последствиям приведет нарушение герметичности трубки, соединяющей клапан с впускным коллектором.

Постоянное закрытие клапана выдает себя неизбежным ростом давления в бензобаке на жаре, которое выдает себя характерным шипением при открытии пробки. Естественно, если герметичность бака нарушена, то пары будут стравливаться через неплотности. В случае же повреждения самого адсорбера или магистрали, соединяющей его с бензобаком, запах бензина будет заметен постоянно, особенно после стоянки в гараже.

На большинстве современных автомобилей регулятор давления топлива встроен в сам модуль бензонасоса и, следовательно, поддерживает постоянное давление в магистрали относительно давления в бензобаке. Отсюда еще одна проблема, теоретически выходящая из постоянного закрытия клапана адсорбера: после резкого похолодания в герметичном баке резко упадет давление остаточного воздуха, соответственно снизится и фактическое давление топлива. При работе мотора оно будет скомпенсировано, как только включится режим замкнутого цикла, но в момент запуска топливоподача уменьшится – это создаст определенные проблемы при запуске.

Отключение адсорбера

Единственным элементом системы улавливания паров бензина, прямо связанным с ЭБУ впрыска и диагностируемым им, является сам клапан продувки. Поэтому распространен кустарный метод – вместо клапана к проводке подключается резистор, сопротивление которого соответствует сопротивлению обмотки клапана, чтобы контроллер не фиксировал ошибок целостности цепи управления.

Однако это возможно далеко не всегда. В случае, если программа контроллера впрыска в своих алгоритмах учитывает теоретический подсос воздуха через адсорбер (а с ростом жесткости эконорм это все более актуально, чтобы минимизировать отклонения состава смеси в момент открытия/закрытия клапана), отсутствие регистрируемого подсоса также будет воспринято как ошибка, даже если вместо клапана установлена «обманка». Для грамотного удаления адсорбера потребуется изменить прошивку контроллера впрыска, либо сняв соответствующий флаг комплектации (что, например, возможно в контроллерах ВАЗ), либо задав заведомо недостижимые граничные условия включения продувки по температуре и оборотам.

Само же физическое удаление адсорбера – это чисто слесарная работа: необходимо заглушить штуцер впускного коллектора, служащий для продувки, шланг вентиляции бака вывести в безопасное место, после чего демонтировать адсорбер, его клапан и «лишние» патрубки.

Рекомендуем к прочтению:

www.dazmotors.ru