Система тормозов ваз 2107


Тормозная система ВАЗ-2107 - устройство и ремонт

Схема тормозной системы «ВАЗ 2107» включает в себя две автономных подсистемы: рабочую тормозную систему (далее по тексту РТС) и стояночную тормозную систему (далее по тексту СТС). В свою очередь, гидравлический привод РТС автомобиля «ВАЗ 2107» разделен на два независимых контура, ответственных за функционирование тормозных механизмов передних или задних колесных пар. Функциональность такого разделения достаточно очевидна, ведь именно оно обеспечивает необходимую эффективность торможения транспортного средства в случае отказа основных элементов тормозной системы, включенных в тот или иной контур.

Устройство тормозной системы ВАЗ 2107

РТС конструктивно состоит из:

  • Главного тормозного цилиндра (ГТЦ) (поз. 4).

  • Вакуумного усилителя тормозов (ВУТ) (поз. 3).

  • Узла тормозной педали (поз. 24).

  • Емкости для тормозной жидкости, оснащенной датчиком уровня (поз. 8).

  • Тормозных механизмов (дискового типа) передней колесной пары (поз. 1, 2, 6).

  • Тормозных механизмов (барабанного типа) задней колесной пары (поз 15, 16).

  • Регулятора давления тормозной жидкости в контуре задних тормозов (поз. 12).

  • Трубопроводов тормозных магистралей (поз. 5, 7, 11).

СТС конструктивно состоит из:

  • Узла регулировки (поз. 18, 20)

  • Рычага стояночного тормоза (поз. 10).

  • Тросовой системы, включающей передний (поз.21) и задний (поз. 17) тросы.

  • Рычага привода в действие тормозных колодок (поз. 14).

  • Направляющей (поз. 19).

  • Привод СТС «семерки» - механический, тросового типа.  

Ремонт тормозной системы ВАЗ 2107

В этом разделе нашего повествования мы предлагаем практические советы по выполнению ремонтно-восстановительных работ, вызванных необходимостью замены вышедших из строя основных элементов тормозной системы автомобиля «ВАЗ 2107».Наиболее распространенным в этом перечне является замена тормозных колодок, износ фрикционных накладок которых превысил допустимые нормы (1,5 миллиметра и менее). 

Замена передних тормозных колодок

В качестве материально-технического обеспечения процесса вам потребуются пассатижи, обладающие достаточно широким захватом, чтобы отжать поршни тормозных цилиндров, обычные пассатижи для удаления шпилек, молоток, и тонкий бородок. 

Внимание! В целях предотвращения возникновения дисбаланса автомобиля при торможении, замена тормозных колодок производится на обоих колесах пары ОДНОВРЕМЕННО.

  • Демонтируем колесо и при помощи жесткой металлической щетки очищаем суппорт от загрязнений.

  • Пассатижами разжимаем шплинты, фиксирующие шпильки, и удаляем их.

  • При помощи бородка молотком выбиваем из посадочных проушин фиксирующие пальцы и удаляем их и прижимные пружины.

  • Тормозные колодки после проведенных нами манипуляций в штатных посадочных местах удерживаются лишь силой давления поршней тормозного цилиндра.

  • Откройте крышку емкости для тормозной жидкости и отожмите посредством пассатижей с широким хватом поршни цилиндра.

  • Удалите старые тормозные колодки из посадочной ниши и вставьте в нее новые.

  • Выполните сборку узла в последовательности, обратной вышеприведенной.  

  • По окончании сборочных работ выжмите несколько раз тормозную педаль для установки поршней тормозного цилиндра на штатное место.

  • Проверьте уровень тормозной жидкости в резервуаре и в случае необходимости доведите уровень до отметки «MAX».

Замена задних тормозных колодок 

Материально-техническое обеспечение процесса замены предполагает наличие торцевого ключа на «7» или «12» (в зависимости от размера направляющих колесных шпилек), двух монтажных лопаток, молотка и пассатижей. 

  • После демонтажа колеса при помощи торцевого ключа на «7» (на автомобилях ранних годов выпуска – на «12») отворачиваем колесные направляющие шпильки (2 штуки).

  • Аккуратно демонтируем барабан (не изменяя положения тормозных колодок).

  • Уперев монтажные лопатки в колодки, вдавливаем поршни внутрь тормозного цилиндра.

  • Демонтируем шпильки фиксации тормозных колодок, расположенные в средней их части.

  • При помощи пассатижей отсоедините нижнюю пружину. Трос стояночного тормоза выведите из зацепления с рычагом привода тормозных колодок.

  • Снимите тормозные колодки вместе с пружиной и распорной планкой.

  • Отсоедините приводной рычаг стояночного тормоза, вынув для этого при помощи пассатижей шплинт из оси крепления.

  • Тщательно очистите и промойте от загрязнений все элементы тормозного механизма, особое внимание уделив внутренней поверхности тормозного барабана.

  • Замените колодки новыми и проведите сборку узла в обратной последовательности.

Замена главного тормозного цилиндра (ГТЦ)

Ремонт ГТЦ, как правило, выполняется способом его замены новым или заведомо исправным агрегатом. Для обеспечения данного процесса вам потребуются: специализированный ключ для выкручивания (вкручивания) штуцеров тормозных трубок, торцовый ключ на «13», резиновая груша и некоторое количество свежей тормозной жидкости.Завершив подготовительные мероприятия, приступаем непосредственно к выполнению ремонтных работ, которые заключаются в следующем:

  • При помощи груши отбираем тормозную жидкость из резервуара.

  • Ослабляем хомуты крепления резиновых шлангов, после чего отсоединяем их от главного тормозного цилиндра.

  • Маркируем тормозные трубки для предотвращения путаницы в процессе сборки. После этого снимаем их посредством специализированного ключа, конфигурация которого позволяет избежать «слизывания» граней штуцера за счет полного и плотного их (граней) облегания.

  • Закончив отсоединение элементов от ГТЦ, откручиваем гайки, крепящие его (ГТЦ) к корпусу ВУТ (вакуумного усилителя тормозов). Для этого используйте торцевой ключ на «13».

  • Снимаем ГТЦ и заменяем его новым или заведомо исправным.

Установив агрегат на штатное место и произведя сборку узла, в последовательности, обратной, нежели приведенная выше. Затем долейте до установленного уровня тормозную жидкость и удалите воздух из контура тормозной системы.

vipwash.ru

Тормозная система Ваз-2107 | Автолюбители

Тормозная система

1 – тормозной диск;2 – суппорт переднего тормоза;3 – вакуумный усилитель;4 – главный цилиндр гидропривода тормозов;5 – трубопровод контура привода передних тормозов;6– защитный кожух переднего тормоза;7 – вакуумный трубопровод;8 – бачок главного цилиндра;9 – кнопка рычага привода стояночного тормоза;10 – рычаг привода стояночного тормоза;11 – трубопровод контура привода задних тормозов;12 – регулятор давления задних тормозов;

13 – рычаг привода регулятора давления;14 – рычаг ручного привода колодок;15 – колесный цилиндр заднего тормоза;16 – задние тормозные колодки;17 – задний трос;18 – регулировочная гайка с контргайкой;19 – уравнитель заднего троса;20 – направляющий ролик;21 – передний трос;22 – упор выключателя cигнализатора включения стояночного тормоза;23 – выключатель сигнала торможения;24 – педаль тормоза.

Описание конструкции

Автомобиль оборудован двумя тормозными системами – рабочей и стояночной. Рабочая имеет гидравлический привод и обеспечивает торможение автомобиля во время движения, вторая, как правило, используется во время стоянки и имеет механический привод.

Рабочая тормозная система состоит из двух раздельных контуров привода передних и задних тормозных механизмов. При выходе из строя одного из контуров второй позволяет, хотя и с меньшей эффективностью, затормозить автомобиль. Оба контура работают независимо друг от друга.

Рабочая система включает педальный узел, главный тормозной цилиндр с бачком и вакуумным усилителем, регулятор давления задних тормозов, тормозные механизмы передних и задних колес с рабочими цилиндрами и трубопроводы.

Тормозные механизмы передних колес – дисковые. Основные элементы каждого из механизмов – тормозной диск, суппорт с двумя рабочими цилиндрами и две тормозные колодки.

Тормозные механизмы задних колес – барабанные с двухпоршневыми колесными цилиндрами и автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном. Основной элемент механизма автоматической регулировки – стальные пружинные разрезные кольца.

Они вставлены с натягом, обеспечивающим усилие сдвига по зеркалу цилиндра не менее 35 кгс, что превышает усилие стяжных пружин тормозных колодок. При износе тормозных накладок упорные кольца сдвигаются на величину износа. В случае повреждения зеркала цилиндров кольца могут «закиснуть» и поршни потеряют подвижность. Цилиндры в этом случае заменяем.Главный тормозной цилиндр двухполостной, имеет два поршня, крепится к корпусу вакуумного усилителя на двух шпильках. Полости главного цилиндра соединены шлангами с питающим бачком. В крышке бачка установлен датчик недостаточного уровня тормозной жидкости.

В гидропривод тормозов задних колес последовательно включен регулятор давления, снижающий давление в гидроприводе при уменьшении нагрузки на задний мост. Это предотвращает блокировку задних колес и занос задней оси автомобиля.

Привод стояночной тормозной системы – механический, тросовый, на тормозные механизмы задних колес. Он состоит из рычага, переднего троса, уравнителя, заднего троса и рычага ручного привода колодок. Стояночная тормозная система должна удерживать автомобиль на уклоне 25%.

Проверка состояния гидропривода

Состояние гидропривода проверяется визуально. Утечка тормозной жидкости не допускается.

Металлические трубопроводы не должны иметь вмятин, трещин, они должны быть надежно закреплены вдали от острых кромок, которые могут их повредить. Все скобы, фиксирующие трубопроводы, должны быть надежно закреплены, т.к. вибрация может вызвать поломки трубопроводов.

Все штуцеры должны быть надежно затянуты – утечка тормозной жидкости через них не допускается.

Тормозные шланги не должны иметь трещин на наружной оболочке и соприкасаться с жидкостями, растворяющими резину. Состояние шлангов лучше проверять с помощником, который должен сильно нажать на педаль тормоза и удерживать ее во время осмотра. Вздутия на шлангах не допускаются. Вне зависимости от внешнего состояния шланги необходимо заменить через 100 тыс. км пробега или пять лет эксплуатации автомобиля.

Тормозную жидкость обычно заменяют через пять лет эксплуатации, т. к. она обладает высокой гигроскопичностью (легко поглощает влагу из воздуха). Но, исходя из практического опыта, рекомендуем заменять жидкость через два года. Вода в тормозной жидкости увеличивает вероятность «закисания» рабочих цилиндров от коррозии и понижает температуру ее кипения.

Проверка вакуумного усилителя тормозов

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Вакуумный усилитель тормозов – неразборной конструкции, поэтому при выходе из строя его заменяют в сборе.Работоспособность усилителя можно проверить следующим образом: на автомобиле с выключенным двигателем 4–5 раз нажимаем на тормозную педаль. Удерживая педаль нажатой, пускаем двигатель. При исправном усилителе с началом работы двигателя педаль должна слегка «провалиться».

Обратный клапан, который находится в наконечнике вакуумного шланга, предназначен для того, чтобы можно было затормозить автомобиль с достаточной эффективностью при внезапно заглохшем двигателе. Проверить его состояние можно, создав давление в шланге с помощью подходящей резиновой груши. Негерметичный клапан подлежит замене.

Проверка работоспособности регулятора давления

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Проверяем регулятор давления вдвоем на смотровой канаве.

Очищаем регулятор и защитный чехол от грязи. Снимаем с регулятора защитный чехол и удаляем остатки смазки с места касания поршня с концом рычага.

Помощник нажимает на педаль тормоза с усилием 70–80 кгс. Одновременно наблюдаем за перемещением выступающей части поршня регулятора.

У исправного регулятора перемещение поршня при этом должно составлять 0,5–0,9 мм. Если при нажатии на педаль поршень остается неподвижным – регулятор заменяем.

HdSxozARNdCZoZ0rmlIZmTSTN29TNdkrbraqebaqo3I5Ndk9etIUo3AwmLs6nl5wnl5SFlEwN2GVh4OUMDIuhRk4gDA4h3QSnlOuOBu0gBAypbefebaqebAsmLIQFlCsFlGwnlKxOB0rm2cWoDKrFJcZgBk2hJgZgBm4GJszhBarbraqebaqMdC0mj1QMb1ZNd90HjeZhBi4hBq0gZg4eR48F2SxoZ4=

avtolyubiteli.com

Тормозная система ВАЗ-2107

Тормозная система автомобиля по своему назначению и выполняемым функциям разделяется на рабочую, запасную и стояночную. Рабочая тормозная система обеспечивает регулирование скорости автомобиля и его остановку с необходимой эффективностью, запасная - остановку автомобиля с необходимой эффективностью при выходе из строя рабочей тормозной системы, а стояночная служит для удержания стоящего автомобиля. Ее можно использовать и как аварийную при выходе из строя рабочей или запасной тормозных систем.

Рабочая тормозная система имеет двухконтурный раздельный гидравлический привод на тормозные механизмы передних и задних колес, что значительно повышает безопасность движения автомобиля. При отказе одного из контуров другой используется в качестве запасной тормозной системы, т. е. она является частью рабочей тормозной системы.

рис. 1

Привод тормозов

Гидравлический привод включает в себя тормозную педаль, вакуумный усилитель, главный цилиндр гидропривода тормозов, бачок, регулятор давления задних тормозов, колесные (рабочие) цилиндры тормозных механизмов, трубопроводы и шланги.

Педаль тормоза подвешена к кронштейну совместно с педалью сцепления при помощи оси. В ступице педали установлены разрезные пластмассовые втулки, через которые проходит внутренняя металлическая втулка. Относительно этой втулки поворачивается педаль тормоза. Педаль шарнирно соединена с толкателем вакуумного усилителя и в исходное положение возвращается усилием оттяжной пружины. В этом положении упор педали упирается в буфер выключателя стоп-сигнала.

Вакуумный усилитель уменьшает усилие, прикладываемое к педали тормоза при торможении. Он крепится к пластине кронштейна педалей сцепления и тормоза на четырех шпильках гайками. Между вакуумным усилителем и пластиной кронштейна установлена резиновая изолирующая прокладка.

Между корпусом и крышкой корпуса вакуумного усилителя зажат наружный поясок резиновой диафрагмы, разделяющий усилитель на вакуумную и атмосферную полости. Вакуумная полость через шланг с наконечником и клапаном соединяется с впускной трубой двигателя. Для герметизации соединения наконечник соединен с вакуумным усилителем через резиновый фланец.

Внутри вакуумного усилителя расположен пластмассовый корпус клапана, хвостовик которого на выходе из корпуса вакуумного усилителя герметизирован уплотнителем. Он установлен в гнезде корпуса усилителя и поджат к отбортовке гнезда дистанционным кольцом, которое запирается стопорным кольцом. Для защиты подвижного хвостовика корпуса клапана от загрязнения на отбортованную часть корпуса усилителя и на хвостовик корпуса клапана надет гофрированный защитный чехол.

В корпусе клапана размещены: буфер, поршень с толкателем, резиновый клапан, пружины с опорными чашками и воздушный фильтр. В выточку поршня заходит упорная пластина, другой конец которой упирается в поясок диафрагмы, что предотвращает ее выпадание. Пластина фиксирует в корпусе поршень в сборе с толкателем и клапаном. В буфер упирается шток привода поршня главного цилиндра. На выходе из корпуса вакуумного усилителя шток обжат уплотнителем, который поджимается обоймой к гнезду корпуса усилителя. В торцевое отверстие штока ввернут болт, которым регулируется выход штока из корпуса усилителя 1,05-1,25 мм Шаровая головка толкателя обжата в гнезде поршня.

Резиновый клапан собран на толкателе. Подвижная головка клапана, усиленная металлической шайбой, поджата пружиной через опорную чашку к заднему торцу поршня (при полном растормаживании). Для подвижной головки клапана в корпусе имеется седло. Неподвижный буртик клапана поджат пружиной через опорную чашку к внутренней стенке хвостовика корпуса клапана, создавая надежное уплотнение. Для очистки атмосферного воздуха в хвостовике корпуса клапана установлен поролоновый воздушный фильтр. Корпус клапана постоянно отжимается пружиной в сторону крышки. Между собой корпус и крышка усилителя соединены за счет ввода выступов крышки во впадины корпуса и дальнейшего поворота крышки до завода ее краев под выступы корпуса. Разъем крышки и корпуса усилителя уплотнён буртом резиновой диафрагмы, зажатым между ними.

В корпусе усилителя крепится через резиновый фланец пластмассовый наконечник шланга, в котором вмонтирован вакуумный клапан, предотвращающий попадание горючей смеси в вакуумную полость усилителя.

Главный цилиндр гидропривода тормозов крепится на двух шпильках к вакуумному усилителю. Сверху в его корпусе выполнены три резьбовых отверстия для штуцеров трубопроводов, отводящих жидкость в контуры привода передних и задних тормозов, и два гнезда, в которых крепятся стопорными шайбами штуцеры, соединенные шлангами с бачком гидропривода тормозов. Внутреннее цилиндрическое отверстие цилиндра обработано с большой точностью и высокой чистотой поверхности. С одной стороны полость цилиндра закрыта резьбовой пробкой. В цилиндре последовательно установлены два поршня, один из которых приводит в действие задние тормоза, другой - передние. Между пробкой и поршнем, а также между поршнями и установлены возвратные пружины, под действием которых они возвращаются в исходное положение при растормаживании. При этом ход поршней в цилиндре ограничен винтами, хвостовики которых заходят в продольные пазы поршней. Поршень привода задних тормозов уплотнен в цилиндре двумя кольцами. Переднее кольцо пружиной поджато к торцевой поверхности канавки. Другой конец пружины упирается в тарелку. Заднее кольцо поджато к торцу поршня пружиной через шайбу.

Поршень привода передних тормозов имеет аналогичное уплотнение, только заднее кольцо расположено в канавке поршня и имеет другую форму.

На обоих поршнях свободно надеты распорные кольца. В исходном положении поршня распорное кольцо, упираясь в стопорный винт, отводит уплотнительное кольцо от торца канавки. При этом через образовавшийся зазор рабочая полость цилиндра сообщается с бачком гидропривода тормозов.

Канавка переднего уплотнительного кольца через радиальное отверстие и осевой канал в поршне сообщается с рабочей полостью цилиндра. Поэтому, когда в рабочей полости увеличивается давление жидкости, уплотнительное кольцо плотнее прижимается к зеркалу цилиндра.

Последовательное расположение поршней в цилиндре обеспечивает раздельный привод передних и задних тормозов.

Бачок гидроцилиндра двухсекционный, изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что обеспечивает визуальный контроль за уровнем жидкости. В нижней части корпуса бачка имеется два наконечника для подсоединения шлангов. На заливную горловину бачка навернута крышка, которая поджимает корпус клеммного устройства и отражатель к торцу горловины. В корпусе смонтировано устройство для контроля уровня жидкости в бачке. Оно состоит из поплавка, на штоке которого расположен подвижный контакт, и неподвижного контакта, закрепленного в пластмассовом корпусе. При понижении уровня жидкости поплавок опускается, контакты замыкают цепь контрольной лампы, и она загорается.

В центральном отверстии корпуса клеммного устройства установлен толкатель, при нажатии на который проверяется работоспособность цепи контрольной лампы при полном уровне жидкости в бачке.

Регулятор давления включен в привод задних тормозов для того, чтобы не допускать повышения давления в этом контуре при уменьшении нагрузки на заднюю ось колес. Иначе возможна блокировка задних колес и их юз. Регулятор давления крепится двумя болтами с пружинными шайбами к кронштейну кузова, причем одно отверстие в кронштейне выполнено овальным, что позволяет регулировать положение регулятора давления.

В действие регулятор давления приводится торсионным рычагом, который крепится к кузову обоймой через резиновую опорную втулку. Длинное плечо рычага привода регулятора давления соединено шарнирно через стойку с балкой заднего моста, а короткое плечо проходит через отверстие оси и заходит в вырез нижней части поршня регулятора давления. Это плечо передает на поршень колебательное движение балки заднего моста.

В корпус регулятора давления ввернуты штуцеры двух трубопроводов: нижнего для подвода жидкости от главного цилиндра, верхнего для подачи жидкости к колесным цилиндрам задних тормозов.

Поршень регулятора давления на выходе из корпуса уплотнен кольцом, расположенным в металлической обойме. Это кольцо поджато к нижней части корпуса пружиной. Верхний конец пружины упирается в плавающую тарелку и через нее в заплечики поршня. Пружина стремится поджать поршень до упора его в пробку, которая ввернута в корпус регулятора давления. Под пробку установлена уплотнительная прокладка. Втулка свободно надета на головку поршня. Она ограничивает подъем уплотнителя вверх к головке поршня.

Шланг высокого давления трехслойный. Внутренняя и наружная оболочки шланга резиновые, между ними размешена нитяная оболочка. При эксплуатации автомобиля не допускаются трещины и другие повреждения на наружной оболочке шланга.

autoruk.ru

Тормозная система ВАЗ-2107AutoRemka - Ремонт автомобиля

Автомобильная тормозная система – одна из важнейших систем, обеспечивающая безопасность передвижения автомашины. В автомобилях ВАЗ «классика» устанавливаются тормозные системы, использующие при своей работе силу трения. В нашей статье мы расскажем о конструкции и принципе работы тормозной системы. В качестве примера ВАЗ «классики» мы возьмем модель 2107. Тормозная система этой модели разделяется на две подсистемы:

  • рабочая;
  • стояночная.

Главным назначением рабочей системы торможения является уменьшение скорости движения автомашины вплоть до его полной остановки. Рабочая система торможения состоит из двух составляющих: тормозного привода, благодаря которому водитель может задействовать систему торможения и тормозных механизмов, которые и воздействуют на колеса с целью уменьшения скорости их вращения. Стояночная подсистема торможения обеспечивает блокировку двух колес (одной оси) автомобиля. Если говорить о ВАЗ-2107, то в этом автомобиле блокируется задняя ось. Стоит отметить, что стояночная подсистема используется, только если автомобиль находится в обездвиженном положении. Данная система торможения нужна для исключения возможного самопроизвольного движения машины. Такая система имеет свой отдельный привод, который воздействует на механизмы торможения задней оси.

Далее предлагаем более углубленно разобраться с устройством автомобильной тормозной системы на примере автомашины ВАЗ-2107. Начнем с рабочей составляющей тормозной системы. Главный элемент – это привод, который является гидравлическим и включает в себя такие элементы:

  • вакуумный усилитель;
  • педаль управления;
  • главный тормозной цилиндр;
  • регулятор давления;
  • бачок для тормозной жидкости;
  • система трубопроводов высокого давления.

Как вы уже поняли, в качестве рабочего приводного элемента в системе торможения выступает жидкость. Использование жидкости обуславливается рядом положительных моментов: не нужно придумывать сложную рычажную систему для передачи усилий, трубопровод облегчен до максимума, усилие от ноги водителя увеличивается в несколько раз за счет использования специального гидравлического усилителя. Рабочие тормозные механизмы на авто модели 2107 делятся на два вида. На передние колеса устанавливаются тормозные диски с суппортом, а на задних колесах используются тормоза барабанного типа, которые дополнительно имеют стояночный механизм торможения.

Теперь подробнее разберемся во всех элементах системы торможения – начнем с педали. Итак, автомобильная педаль тормоза, которую ногой нажимает водитель, располагается на одной оси с педалью сцепления. Отметим, что возвращение педали тормоза в исходное положение после нажатия на нее водителем, обеспечивается специальной пружиной. На конце педали установлен шток, который непосредственно связан с гидравлическим усилителем. Сам усилитель представляет собой некую герметическую емкость, внутри которой имеется две камеры, разделенные мембраной. Та камера, которая расположена ближе к педали именуется атмосферной, ну а вторая камера – вакуумной. Сама мембрана, разделяющая эти камеры, соединена непосредственно со штоком главного тормозного. А вот вакуумная камера через патрубок подсоединяется к впускному коллектору двигателя. Благодаря такой конструкции в этой камере возникает разрежение. Также в конструкции усилителя имеется специальный следящий клапан, который управляется штоком педали. Когда педаль отпущена, клапан находится в открытом положении, что позволяет иметь одинаковое давление в обеих камерах. При нажатии на педаль, клапан перекрывает соединительный канал, который связывает обе камеры и открывает канал, по которому воздух попадает в атмосферную камеру, при этом во второй камере возникает разрежение. В результате таких изменений атмосферное давление в первой камере начинает оказывать воздействие на мембрану, которая, как писалось выше, соединена со штоком поршня главного тормозного цилиндра. В результате смещения мембраны шток поршня начинает двигаться, тем самым вытесняя жидкость с цилиндра в тормозной трубопровод.

Главный тормозной цилиндр

Этот цилиндр присоединяется к гидравлическому усилителю. Конструктивно тормозной цилиндр представлен в виде продолговатого корпуса, к которому присоединяются подающий и обратный трубопроводы от бачка с тормозной жидкостью, а также выходят еще три трубопровода, которые непосредственно следуют к тормозным механизмам. К передним тормозным механизмам подходит по одному отдельному трубопроводу, а вот к задней паре тормозных механизмов идет только один трубопровод, который упирается в регулятор. Внутри корпуса тормозного цилиндра устанавливаются поршни, при помощи которых жидкость проталкивается по трубопроводам.

Тормозной суппорт

Переходим к тормозным механизмам передней оси автомобиля. Передние тормоза – дисковые, состоящие из суппортов с колодками — накладками и тормозными дисками. Суппорт – это металлический корпус, в котором проделаны цилиндрические отверстия под поршни. У данной модели ВАЗ два таких отверстия – на каждую колодку по одному. Суппортные поршни похожи на стакан, который помещается в свой цилиндр, но при этом он спокойно может перемещаться.

Тормозные колодки – это небольшие пластины, изготовленные из металла. На рабочую поверхность колодок наклеены специальные пластины из фрикционного материала.

Тормозной диск – изготавливается из металла. Чтобы иметь наилучшее сцепление с рабочей поверхностью колодок, боковые поверхности дисков идеально обрабатываются, чтобы на них не было каких-либо раковин и выступов.

Краткое описание принципа работы передних тормозов на автомобиле ВАЗ модели 2107: жидкость под давлением поступает в рабочие цилиндры суппорта, из которых в результате выталкиваются поршни и надавливают на колодки, которые в свою очередь прижимаются к тормозному диску, в результате чего и осуществляется торможение.

Тормозной механизм задней оси автомобиля ВАЗ-2107

Система торможения, установленная на задней оси автомашины ВАЗ-2107, имеет другую конструкцию. Все ее рабочие элементы спрятаны в тормозном барабане. Рабочий цилиндр тормоза задней оси состоит из корпуса, в котором находится два поршня. При воздействии тормозной жидкости на цилиндр, поршни начинают выдвигаться в разные стороны.

Задние тормозные колодки – в форме полумесяцев, сделанные из металла. На верхней кромке наклеены фрикционные пластины. В ступице две тормозные колодки образуют форму практически цельного кольца. Так же в тормозном барабане размещаются элементы механизма стояночного тормоза, о нем мы расскажем далее.

Стояночная тормозная система

В качестве главного приводного элемента этой системы используется трос, который напрямую подсоединен к рычагу ручного тормоза, расположенного в салоне автомашины. Под днищем автомобиля этот трос разделяется на две части, которые идут непосредственно в тормозные механизмы задней оси. Внутри тормозного барабана трос соединяется с приводным рычагом, ну а тот уже с распорной планкой. Также рычаг привода соединяется с одной из тормозных колодок.

Принцип действия стояночного тормоза: вы тянете за рычаг, тем самым натягивая трос, который в свою очередь также тянет за внутренний рычаг, в результате чего колодки разжимаются. Стоит отметить, что рычаг ручного тормоза, расположенный в салоне, имеет зубчатое основание, благодаря которому можно его зафиксировать, тем самым оставив колодки в разведенном положении.

Регулятор давления

Данное устройство устанавливается в приводе колес задней оси и служит оно не только для правильного распределения тормозной жидкости в механизмах, а еще и для предотвращения появления возможных заносов из-за подачи разных усилий на механизмы торможения. Такое действие производится путем ограничения подачи давления на механизмы. Данное ограничение проявляется при изменении положения кузова автомобиля относительно оси заднего моста.

В действие данный регулятор приводится от тяги, которая одним концом закреплена на корпусе заднего моста. При увеличении нагрузки на заднюю ось, кузов изменяет свое положение по отношении к оси моста, из-за чего тяга начинает давить на поршень регулятора, ну а далее уже происходит регулировка подачи давления к тормозным механизмам.

Принцип действия тормозной системы в автомобиле ВАЗ-2107

Когда водитель хочет снизить скорость своего автомобиля, он давит на педаль тормоза. В этот момент его усилие передается на клапан в гидравлическом усилителе, который открывает канал подачи атмосферного давления в одну из камер. При этом появляющееся давление начинает давить на мембрану, которая соединена со штоком, связанным с поршнем главного тормозного цилиндра. В результате, под давлением мембраны, шток цилиндра начинает выдавливать тормозную жидкость в трубопроводы, которые ведут непосредственно к колесным тормозным механизмам. Так как жидкость абсолютно не сжимается, то все усилие передается непосредственно на тормозные механизмы. Жидкость давит на внутренние поршни рабочих тормозных цилиндров, те выдвигаются и воздействуют на тормозные колодки (в тормозных барабанах разжимают колодки, а в дисковых механизмах прижимают их непосредственно к дискам). Из-за трения тормозных колодок об барабаны и диски происходит замедление вращения колес автомобиля.

Обслуживание тормозной системы

Хоть конструкция тормозов на автомобиле ВАЗ и не такая сложная, но она все равно требует периодического технического обслуживания, которое включает в себя:

  • проверку уровня тормозной жидкости в бачке;
  • проверку износа тормозных колодок, барабанов, дисков;
  • прокачку аварийной системы удаления воздуха;
  • проверку троса стояночного тормоза;
  • регулировку регулятора давления;
  • регулировку натяжения приводных тросов.

Помните, что перед каждым выездом следует проверять уровень жидкости в бачке. Недостаточное количество тормозной жидкости может привести к неэффективной работе всей системы торможения. Стоит отметить, что уменьшение уровня тормозной жидкости может быть вызвано повреждением трубопровода и появлением течи.

Выполнять такую проверку тормозной системы нужно раз в два – три месяца. При выявлении сильного износа или какой-то другой проблемы, нужно обязательно выполнить замену изношенной детали или произвести ремонт. Помните, что от технического состояния тормозной системы зависит безопасность всех участников движения.

Особенность системы торможения автомобиля ВАЗ-2107

Главной особенностью тормозов автомобиля ВАЗ-2107 является использование двухконтурной системы. Вся суть такой системы заключается в том, что рабочий тормозной привод разделяется на две части. Каждая часть привода подает тормозную жидкость лишь на два механизма, при этом тормозные контуры между собой никак не взаимодействуют.

В случае разгерметизации одного из контуров, водитель не «потеряет» полностью свои тормоза, так как второй контур будет работоспособен, что позволит ему, пусть не в полную меру, но хотя бы аварийно использовать свои тормоза.

 

autoremka.ru

ВАЗ 2107 | Тормозная система

Общие сведения

Главный тормозной цилиндр

Главный тормозной цилиндр предназначен для использования в тормозной системе с диагональным разделением контуров. В главном тормозном цилиндре имеются два поршня, по одному на каждый контур, и он оборудован датчиком низкого уровня тормозной жидкости и регулятором давления.

Принцип действия дисковых  тормозов

При нажатии на педаль тормоза давление жидкости распределяется равномерно между поршнем и дном тормозного цилиндра. Давление, приложенное к поршню, передается к цилиндру суппорта и прижимает тормозную колодку к внутренней поверхности тормозного диска. Давление, прилагаемое к дну тормозного цилиндра суппорта, заставляет суппорт скользить и перемещаться на направляющих пальцах. Поскольку суппорт передвигается как единое целое, внешняя часть суппорта начинает давить на внешнюю тормозную колодку, прижимая ее к внешней поверхности тормозного диска. По мере увеличения давления сила, с которой колодки прижимают тормозные накладки к тормозному диску, увеличивается, что приводит к остановке автомобиля. После освобождения педали тормоза давление в тормозном трубопроводе уменьшается, и за счет упругости уплотнительного кольца, находящегося в канавке, поршень немного отходит назад, что приводит к уменьшению тормозного усилия, прикладываемого к тормозному диску. Износ накладок тормозных колодок автоматически компенсируется перемещением суппорта.

Барабанные тормоза

Тормозной механизм задних колес барабанного типа с ведущей и ведомой тормозными колодками. При такой конструкции тормозов верхняя стяжная пружина прижимает обе тормозные колодки к рабочему тормозному цилиндру, а нижняя стяжная пружина прижимает их к неподвижному упору. При нажатии на педаль тормоза поршень рабочего тормозного цилиндра прижимает обе тормозные колодки к внутренней поверхности тормозного барабана. Сила трения создает крутящий момент, который при движении автомобиля вперед, еще сильнее прижимает ведущую колодку к тормозному барабану.

При движении автомобиля назад аналогичный эффект происходит с ведомой тормозной колодкой. При такой конструкции тормоза происходит автоматическая регулировка зазора после отпускания педали тормоза. Кроме того, при такой конструкции тормозные накладки ведущей колодки обычно изнашиваются быстрее, чем у ведомой колодки. Если тормоза эксплуатировались, то менять колодки местами недопустимо, так как при этом эффект автоматического увеличения тормозного усилия может нарушиться, что приведет к увеличенному ходу педали тормоза.

Регулятор давления

Клапаны регулятора давления ограничивают давление, передаваемое на рабочие цилиндры тормозов задних колес после того, как давление на главном тормозном цилиндре достигнет определенной величины. Они необходимы для регулирования давления в цилиндрах задних тормозов относительно нагрузки на заднюю ось. Такие регуляторы обычно используются в тормозной системе, использующей комбинацию дискового и барабанного тормозов.

Датчик аварийного уровня  тормозной жидкости

Главный тормозной цилиндр снабжен датчиком аварийного уровня тормозной жидкости. При понижении уровня тормозной жидкости этот датчик включает контрольную лампу в комбинации приборов. После устранения причины лампа гаснет.

Проверка и определение  неисправностей

Проверка тормозной системы

Работоспособность тормозной системы проверяют на сухом, чистом и относительно гладком и ровном участке дороги. Проверку действительной эффективности работы тормозов невозможно провести при мокром, грязном, скользком состоянии дорожного покрытия, когда шины имеют неодинаковое сцепление с дорожным полотном. Проверка тормозов даст неправильные результаты также и в том случае, если имеется уклон дороги, так как вес автомобиля неравномерно распределен между колесами, или при неровной поверхности, когда колеса прыгают по поверхности. Проверьте эффективность торможения при различных скоростях движения автомобиля, при легком и сильном нажатии на педаль тормоза, однако, избегайте заклинивания тормозов и скольжения шин. Заклинивание тормозов и скольжение шин не являются признаком хорошей эффективности торможения, т.к. при вращении колес тормозной путь будет короче, чем когда колеса заблокированы. Сила трения между шинами и дорожным покрытием больше, если они вращаются, но сильно заторможены. Конструкция тормозной системы предотвращает заклинивание тормозов, за исключением очень резкого торможения.

Это сделано потому, что наименьший тормозной путь и лучшая управляемость автомобиля достигается тогда, когда не происходит блокирования тормозов. При резком торможении автомобиля возможно ощущение больших усилий, прикладываемых к тормозной педали.

Факторы, влияющие на работу  тормозов

1. Шины.

Неодинаковая поверхность контакта и сила сцепления шин с дорожным покрытием приводят к неравномерному торможению, а рисунки протектора на левой и правой шинах должны быть примерно одинаково изношены.

2. Загрузка автомобиля.

При неравномерной загрузке автомобиля для торможения колес с большей нагрузкой требуется большее усилие. Тяжело груженый автомобиль требует приложения большего усилия к тормозам.

3. Регулировка колес.

Плохая регулировка колес, в особенности излишний развал или схождение, приводят к неравномерному торможению.

Контрольная лампа тормозной системы

Тормозная система автомобиля оборудована контрольной лампой, расположенной в комбинации приборов. Если ключ зажигания находится в положении Start, контрольная лампа тормозной системы должна гореть. При возврате ключа зажигания в положение Run лампа должна погаснуть. Следующие причины приводят к загоранию контрольной лампы Brake тормозной системы.

1. Включенный стояночный тормоз. Если стояночный тормоз включен, и ключ зажигания находится в положении On, контрольная лампа должна гореть.

2. Низкий уровень тормозной жидкости. Низкий уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра приводит к загоранию контрольной лампы Brake.

Утечки в тормозной системе

При двигателе, работающем на частоте вращения холостого хода, и рычаге переключения передач, находящемся в нейтральном положении, нажмите и удерживайте с постоянным усилием педаль тормоза в нажатом состоянии. Если педаль начинает проваливаться, это говорит о возможной утечке в тормозной системе. Для подтверждения этого предположения осмотрите тормозную систему. Проверьте уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра. Небольшое понижение уровня жидкости в бачке главного тормозного цилиндра может быть результатом большого износа тормозных колодок, резкое понижение уровня тормозной жидкости свидетельствует о наличии утечек в тормозной системе. Негерметичности в тормозной системе могут быть как внешние, так и внутренние. При проверке тормозной системы небольшие утечки могут быть не обнаружены. Если уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра нормальный, проверьте длину штока вакуумного усилителя. Если длина не отрегулирована, отрегулируйте или замените шток. Проверьте регулировки гидравлического и стояночного тормозов.

Проверка главного тормозного  цилиндра

Эта проверка не гарантирует обнаружение всех неисправностей главного тормозного цилиндра.

1. Проверьте наличие трещин в корпусе главного тормозного цилиндра и следов утечки жидкости вокруг цилиндра. Об утечках свидетельствует только наличие жидкости в количестве не менее капли. Влажное состояние поверхности цилиндра не является ненормальным.

2. Проверьте отсутствие заедания хода толкателя педали тормоза и правильность регулировки длины штока. Если состояние этих элементов удовлетворительное, разберите главный тормозной цилиндр и проверьте состояние уплотнительных колец поршней. Они не должны быть набухшими или вытянутыми. Набухшие или вытянутые уплотнительные кольца свидетельствуют о плохой или загрязненной тормозной жидкости. Если в тормозную жидкость попала грязь, все компоненты тормозной системы должны быть разобраны и очищены от грязи. Все резиновые детали должны быть заменены, а все трубопроводы промыты.

Загрязненная тормозная жидкость или жидкость плохого качества

Тормозная жидкость несоответствующей марки, наличие в тормозной жидкости минеральных масел или воды могут привести к закипанию тормозной жидкости или повреждению резиновых деталей гидравлического привода тормозной системы.

Набухание уплотнительного кольца свидетельствует о неудовлетворительном состоянии резиновых деталей тормозной системы. Об этом могут также свидетельствовать разбухшие уплотнительные кольца поршней рабочего тормозного цилиндра барабанного тормоза. Если очевидно, что резиновые детали находятся в неудовлетворительном состоянии, разберите систему гидравлического привода тормозов и промойте детали спиртом. Перед сборкой просушите все детали сухим сжатым воздухом для того, чтобы спирт не попал в гидравлическую систему тормозов. Замените все резиновые детали гидравлического привода, включая тормозные шланги. При работе с тормозами проверьте наличие тормозной жидкости на накладках тормозных колодок. Если накладки сильно загрязнены тормозной жидкостью, замените их.

Если уплотнения поршней главного тормозного цилиндра находятся в удовлетворительном состоянии, проверьте на наличие утечек тормозной жидкости или излишний нагрев главного тормозного цилиндра. Если эти симптомы присутствуют, слейте жидкость из тормозной системы, промойте гидравлический привод свежей тормозной жидкостью, заполните тормозной жидкостью и прокачайте гидравлический привод тормозной системы.

Обслуживание тормозной  системы на автомобиле

Датчик стоп-сигнала

При замене датчика стоп-сигнала не увеличивайте длину толкателя для регулировки датчика. Длина толкателя регулируется в соответствии с другими требованиями. См. главу «Вакуумный усилитель тормозов».

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Если для регулировки работы датчика стоп-сигнала использовать регулировку длины толкателя педали тормоза, то толкатель может выпасть, что приведет к полному отказу гидравлического привода тормозной системы.

Для регулировки датчика стоп-сигнала конструкцией датчика предусмотрена собственная пошаговая регулировка. Регулировка датчика должна быть произведена во время его установки.

Снятие

1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.

2. Снимите декоративную панель.

3. Отсоедините разъем от датчика стоп-сигнала.

4. Снимите датчик стоп-сигнала. Проверните датчик на 90° и извлеките из кронштейна.

Установка

1. Установите датчик стоп-сигнала в кронштейн, поверните на 90° для фиксации.

2. Подсоедините разъем датчика стоп-сигнала.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Не регулируйте работу датчика стоп-сигнала с помощью регулировки длины толкателя.

Регулировка

Нажмите педаль тормоза и вытяните толкатель датчика на максимальную длину. Отпустите педаль тормоза. Датчик стоп-сигнала теперь отрегулирован.

3. Установите декоративную панель.

4. Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.

Проверка

Проверьте правильность работы датчика стоп-сигнала. При необходимости повторите регулировку.

        ПРИМЕЧАНИЕ

Не используйте жидкости, содержащие нефтепродукты. Не используйте для хранения тормозной жидкости емкости, в которых хранились жидкости на основе нефтепродуктов, или емкости, содержащие остатки воды. Жидкости на основе нефтепродуктов приводят к набуханию и нарушению формы резиновых деталей гидравлического привода тормозной системы. Попадание воды в тормозную жидкость приводит к понижению температуры ее кипения, держите все емкости с тормозной жидкостью закрытыми для предотвращения ее загрязнения.

Заполнение бачка главного  тормозного цилиндра

Для предотвращения попадания влаги и воздуха в гидравлический привод тормозной системы и наличия достаточного резерва тормозной жидкости необходимо следить за уровнем жидкости в бачке главного тормозного цилиндра. Однако во избежание переполнения бачка в результате расширения жидкости при нагревании от тормозных цилиндров и двигателя не наливайте в бачок слишком много жидкости. Бачок главного тормозного цилиндра расположен на самом цилиндре в левой передней стороне моторного отсека автомобиля. Перед снятием бачка тщательно очистите его от грязи во избежание попадания грязи внутрь бачка. Снимите крышку. Долейте жидкость до уровня метки на внешней стороне бачка. Используйте тормозную жидкость для гидравлического привода тормозов (Hydraulic Brake Fluid) или аналогичную. Качество жидкости должно соответствовать DOT 3.

Удаление воздуха  из гидравлического привода  тормозной системы

При попадании воздуха в гидравлический привод тормозной системы его необходимо удалить, прокачав тормоза. Если воздух попал в гидравлический привод из-за низкого уровня жидкости в бачке главного тормозного цилиндра или при отсоединении трубопроводов от главного тормозного цилиндра, то может потребоваться прокачка всех четырех тормозных цилиндров. Если трубопровод отсоединялся только от одного тормозного цилиндра, то прокачать необходимо только этот цилиндр. Если трубопровод был разъединен в любом месте между главным тормозным цилиндром и рабочим тормозным цилиндром, то прокачать нужно те тормозные цилиндры, которые обслуживаются отсоединенной частью тормозного трубопровода.

Ручная прокачка

Если тормозная система оборудована вакуумным усилителем, несколькими нажатиями на педаль тормоза при выключенном двигателе выровняйте давление в вакуумной камере.

1. Наполните бачок главного тормозного цилиндра тормозной жидкостью и поддерживайте его, по крайней мере, наполовину заполненным в течение всей операции по прокачке тормозов.

2. Если имеется подозрение о наличии воздуха в главном тормозном цилиндре, то его нужно прокачать до прокачки тормозных цилиндров колес или суппорта, следуя приводимой ниже инструкции.

а) Отсоедините передние тормозные трубопроводы от главного тормозного цилиндра.

б) Дайте тормозной жидкости заполнить главный цилиндр до тех пор, пока она не начнет выливаться из переднего отверстия, для подключения тормозного трубопровода.

в) Подсоедините тормозной трубопровод к переднему отверстию главного тормозного цилиндра и затяните соединительную гайку.

г) Медленно нажимайте педаль тормоза и удерживайте ее в нажатом положении. Ослабьте крепление переднего тормозного трубопровода к главному тормозному цилиндру для удаления воздуха из цилиндра. Затяните крепление трубопровода к цилиндру. Медленно отпустите педаль тормоза и подождите 15 с. Повторяйте эту последовательность действий, включая 15-секундные паузы, до тех пор, пока весь воздух не будет удален из полости главного тормозного цилиндра. Необходимо следить за тем, чтобы тормозная жидкость не попадала на окрашенные поверхности.

д) После удаления воздуха через переднее подсоединение тормозного трубопровода повторите действия, приведенные в пункте г), для удаления воздуха из заднего отверстия для подключения трубопровода к тормозному цилиндру.

е) Если известно, что в суппортах и тормозных цилиндрах колес воздуха нет, то прокачивать их нет необходимости.

3. Прокачка каждого суппорта и рабочего тормозного цилиндра колеса проводится только после того, как будет удален воздух из главного тормозного цилиндра.

Рис. 12.1. Прокачка тормозов: А – сосуд с тормозной жидкостью; В – трубка, погруженная в тормозную жидкость; С – ключ

а) Установите накидной ключ соответствующего размера на штуцер прокачки. Оденьте на штуцер прозрачную трубку, второй конец которой свободно опустите в прозрачный сосуд с тормозной жидкостью (рис. 12.1).

б) Медленно нажимайте на педаль тормоза и удерживайте ее в нажатом положении.

Отверните немного штуцер для удаления воздуха из цилиндра. Затяните снова и медленно отпустите педаль. Подождите 15 с. Повторяйте действия в этой последовательности, включая 15-секундные паузы, до тех пор, пока воздух не будет полностью удален. Возможно, что до полного удаления воздуха придется повторить эту операцию 10 и более раз. При резком нажатии на педаль тормоза происходит также продвижение вторичного поршня в главном цилиндре, при котором удаление воздуха из тормозной системы затрудняется.

4. Последовательность прокачки:

– правое заднее колесо;

– левое переднее колесо;

– левое заднее колесо;

– правое переднее колесо.

5. Проверьте, не пружинит ли педаль тормоза. Если педаль упругая, повторите весь цикл прокачки тормозов.

Прокачка под давлением

Оборудование для прокачки тормозов под давлением должно быть диафрагменного типа. Для предотвращения попадания воздуха, влаги, минеральных масел и других загрязняющих тормозную жидкость веществ в гидравлический привод тормозной системы необходимо наличие в оборудовании резиновой диафрагмы, разделяющей тормозную жидкость и источник давления воздуха.

1. Подсоедините адаптер устройства удаления воздуха к главному тормозному цилиндру.

2. Накачайте камеру устройства прокачки до давления 137–172 кПа.

3. Подключите линию к адаптеру и откройте кран.

4. Поднимите автомобиль на удобную высоту и закрепите его на опорах.

5. Оденьте шланг для снятия давления на штуцер и опустите его противоположный конец в чистый сосуд, частично заполненный тормозной жидкостью.

6. Отверните штуцер на 1/2–1/4 оборота и дайте жидкости стекать, пока в ней будут отсутствовать пузырьки воздуха.

7. Последовательность прокачки:

– правое заднее колесо;

– левое переднее колесо;

– левое заднее колесо;

– правое переднее колесо.

Проверьте наличие упругости при нажатии педали тормоза. Для устранения упругости повторите полностью процедуру прокачки тормозной системы.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

После прокачки тормозной системы бачок с тормозной жидкостью может остаться под давлением. Для защиты окрашенных поверхностей и механика от контакта с тормозной жидкостью при отсоединении шланга, устройства для прокачки тормозов, или при отвинчивании адаптера устройства накройте соединение и адаптер технической тканью.

Промывка гидравлического привода тормозной системы

Рис. 12.2. Схема гидравлического привода тормозной системы: 1 – пустотелый перепускной болт; 2 – шайба; 3 – суппорт правого переднего тормоза; 4 – тормозной трубопровод; 5 – главный тормозной цилиндр; 6 – тормозной шланг заднего правого колеса; 7 – тормозной барабан правого заднего тормоза; 8 – монтажные зажимы; 9 – тормозной шланг заднего левого колеса; 10 – тормозной барабан левого заднего тормоза; 11 – стопорная скоба; 12 – суппорт левого переднего тормоза; 13 – тормозной шланг переднего левого колеса; 14 – тормозной шланг переднего колеса

Каждый раз при замене деталей тормозной системы рекомендуется полностью и тщательно промывать гидравлический привод тормозной системы чистой тормозной жидкостью (рис. 12.2). Для промывки гидравлического привода системы требуется примерно 1,2 л тормозной жидкости. Если имеется малейшее подозрение, что в системе находится жидкость несоответствующего типа или тормозная жидкость содержит даже незначительные следы минеральных масел, систему гидравлического привода тормозов необходимо промыть. Все резиновые детали тормозной системы, которые соприкасались с подозреваемой тормозной жидкостью, необходимо заменить.

Замена тормозного трубопровода

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Никогда не используйте медные трубопроводы, т.к. медь подвержена усталостному растрескиванию и коррозии, что может привести к отказу тормозов. Используйте стальные трубопроводы с двойной толщиной стенок.

Проверка пропорциональных  клапанов

Для проверки пропорциональных клапанов используйте два манометра для измерения давления в системе гидравлического привода тормозов. Измеряйте давление одновременно по диагонали на передней и задней осях.

1. Снимите штуцер и подсоедините манометр к тормозному цилиндру одного из задних колес.

2. Снимите штуцер и подсоедините манометр к цилиндру диагонально расположенного переднего колеса.

3. Накачайте давление в гидравлическом приводе тормозной системы, несколько раз интенсивно нажав на педаль тормоза. Давление в тормозной системе не регламентируется, и манометры будут показывать реально существующее давление.

4. Повышайте давление до достижения величин, приведенных в таблице 6.1.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Если давление будет превышать 10 000 кПа, показания манометра на заднем тормозном цилиндре могут быть неверны.5. Снимите манометры с проверенного контура и установите на второй контур. Повторите проверку для второго контура.

Проверка тормозных шлангов

Шланги гидравлического привода тормозной системы необходимо проверять не реже, чем два раза в год. Узел тормозных шлангов осматривается на наличие повреждения из-за езды по плохим дорогам, наличие трещин и истираний внешней оболочки, вздутий и протечек. Проверьте правильность положения и крепления шлангов. Тормозной шланг, который трется о детали подвески, изнашивается и в конечном счете выйдет из строя. Для осмотра состояния шлангов могут потребоваться фонарь и зеркало. Если при осмотре обнаружена одна из перечисленных выше неисправностей, устраните ее или при необходимости замените шланг.

Тормозные шланги передних  тормозов

Снятие

Левая сторона

1. Поднимите автомобиль.

2. Отсоедините тормозной трубопровод от кронштейна крепления левого шланга.

3. Отсоедините кронштейн крепления тормозного шланга со шлангом от кронштейна арки колеса.

Рис. 12.3. Тормозной шланг переднего тормоза: 1 – пустотелый перепускной болт; 2 – шайба; 3 – суппорт правого переднего тормоза; 4 – стопорная скоба; 5 – тормозной трубопровод; 6 – тормозной шланг переднего колеса

4. Выверните перепускной болт 1 (рис. 12.3) из суппорта 3 и снимите уплотнительные кольца и тормозной шланг.

Правая сторона

1. Отсоедините тормозной трубопровод от тормозного шланга.

2. Снимите стопорную скобу.

3. Отсоедините тормозной шланг от кронштейна.

4. Выверните перепускной болт из суппорта, снимите уплотнительные кольца и тормозной шланг.

Установка

1. Подсоедините новый тормозной шланг к суппорту с установкой новых уплотнительных колец на перепускной болт и затяните болт моментом 40 Н•м.

2. Соедините левый тормозной шланг с монтажной скобой к монтажному кронштейну на левом брызговике и затяните его моментом 8 Н•м.

3. Подсоедините тормозной трубопровод к тормозному шлангу и затяните его моментом 11 Н•м.

4. Подсоедините правый тормозной шланг к скобе на усилителе кузова, при этом обратите внимание на лыски на поверхности трубки шланга.

5. Установите стопорную скобу.

6. Подсоедините тормозной трубопровод к тормозному шлангу и затяните его моментом 11 Н•м.

7. Опустите автомобиль.

8. Прокачайте тормозную систему.

9. Проверьте наличие негерметичностей в тормозной системе.

Тормозной шланг заднего тормоза

Снятие

1. Поднимите автомобиль.

2. Отсоедините тормозные трубопроводы от тормозного шланга.

Рис. 12.4. Тормозной шланг заднего тормоза: 1 – тормозной трубопровод; 2 – тормозной шланг; 3 – стопорная скоба; 4 – скоба

3. Снимите обе стопорные скобы 3 (рис. 12.4).

4. Снимите тормозной шланг 2 со скобы 4.

Установка

1. Установите новый тормозной шланг лысками в уплощенную часть скобы. Шланг надо вставить лыской в скобы, не перекручивая его.

2. Подсоедините тормозной трубопровод к тормозному шлангу и затяните его моментом 11 Н•м.

3. Установите стопорные скобы.

4. Опустите автомобиль.

5. Прокачайте тормозную систему.

6. Проверьте тормозную систему на отсутствие утечек тормозной жидкости.

Стояночный тормоз

Следующие меры предосторожности необходимы для того, чтобы предохранить резьбу наконечника регулятора натяжения стояночного тормоза при обслуживании стояночного тормоза и тросов:

– прежде, чем отворачивать регулировочную гайку, очистите свободные нитки резьбы наконечника с обеих сторон гайки от грязи;

– перед поворотом гайки смажьте резьбу наконечника.

Регулировка стояночного тормоза

Процедура регулировки стояночного тормоза приведена в главе «Узел барабанного тормоза».

Рычаг стояночного тормоза

Снятие

1. Поднимите автомобиль.

2. Отверните гайки крепления тепловых экранов глушителя.

Измерьте расстояние от конца стержня устройства натяжения троса стояночного тормоза до гайки.

Рис. 12.5. Стояночный тормоз: 1 – узел рычага; 2 – компенсатор троса; 3 – втулка наконечника; 4 – гайка; 5 – трос; 6 – зажим; 7 – зажим; 8 – пружинная шайба

3. Отверните гайку со стержня 4 (рис. 12.5).

4. Снимите запорную скобу и компенсатор троса 2.

5. Снимите резиновую крепежную деталь с днища кузова.

6. Опустите автомобиль.

7. Снимите задние накладки с салазок сидения.

8. Отверните крепление сидения водителя со стороны днища кузова и снимите его.

9. Поднимите задний коврик.

10. Выверните болты крепления рычага стояночного тормоза.

11. Снимите рычаг стояночного тормоза 1 и вытяните стержень из-под днища автомобиля.

Рис. 12.7. Проверка осевого биения тормозного диска: 1 – индикатор со шкалой; 2 – тормозной диск правого переднего колеса; 3 – суппорт тормоза правого переднего колеса

12. Отверните и снимите концевой выключатель 14 (рис. 12.7) стояночного тормоза с рычага стояночного тормоза.

Установка

1. Прикрепите концевой выключатель к рычагу стояночного тормоза и закрепите болтом, затянув его моментом 25 Н•м.

2. Закрепите рычаг стояночного тормоза болтами к днищу кузова, затянув их моментом 20 Н•м.

3. Установите на место коврик.

4. Установите сидение водителя и затяните все крепежные детали моментом 20 Н•м.

5. Установите защитный колпачок на правую направляющую сидения.

6. Отпустите рычаг стояночного тормоза.

7. Поднимите автомобиль.

8. Установите резиновую крепежную деталь на тягу и вставьте ее в днище автомобиля. Проверьте правильность подгонки.

9. Установите трос стояночного тормоза на компенсатор троса.

Оденьте направляющую троса и запорную скобу на стержень устройства регулировки натяжения стояночного тормоза и наверните новую самоконтрящуюся гайку на такое расстояние от конца стержня, на котором находилась старая гайка перед ее отворачиванием.

10. Проверьте регулировку стояночного тормоза и при необходимости отрегулируйте его.

11. Установите теплоизолирующие пластины.

12. Опустите автомобиль.

Трос стояночного тормоза

Снятие

1. Опустите рычаг стояночного тормоза.

2. Немного приподнимите автомобиль и снимите задние колеса.

3. Снимите тормозной барабан. При необходимости для снятия тормозного барабана через отверстие в опорной пластине тормоза отожмите рычаг привода тормозных колодок.

4. Поднимите автомобиль.

5. Отверните гайки крепления теплоизолирующего экрана и опустите теплоизолирующий экран на глушитель.

Рис. 12.6. Рычаг стояночного тормоза: 1 – рычаг; 2 – рукоятка; 3 – кнопка; 4 – пружина; 5 – защелка; 6 – собачка; 7 – направляющая; 8 –тяга; 9 – тяга; 10 – болт; 11 – втулка; 12 – болт; 13 – втулка; 14 – концевой выключатель; 15 – болт, 25 Н•м

6. Снимите трос стояночного тормоза 5 (см. рис. 12.6) с компенсатора троса 2. Перед отворачиванием компенсатора троса измерьте расстояние от свободного конца стрежня устройства регулирования натяжения троса.

7. Снимите трос стояночного тормоза 5 с направляющих на днище кузова.

8. Снимите пластмассовые направляющие с кронштейна на топливном баке.

9. Снимите трос стояночного тормоза с направляющих на балке заднего моста.

10. Инструментом с острым концом снимите запорное кольцо троса стояночного тормоза с пластмассовой втулки на опорной пластине.

11. Снимите наконечник троса стояночного тормоза с рычага тормозной колодки и снимите трос с тормозного щита.

Установка

1. Установите новый трос стояночного тормоза на опорную пластину тормоза и подсоедините его к рычагу тормозной колодки.

2. Вставьте пластмассовую оболочку троса в опорную пластину и закрепите в запорном кольце. Убедитесь, что трос расположен правильно по отношению к другим деталям подвески.

3. Установите тормозные барабаны и закрепите их. Если для снятия тормозного барабана рычаг колодки тормоза был отжат назад, отожмите его вперед и после окончания сборки отрегулируйте натяжение стояночного тормоза.

4. Установите трос стояночного тормоза 5 (см. рис. 12.6) в направляющие на балке заднего моста и вставьте пластмассовую оболочку троса в скобу на топливном баке.

5. Установите трос стояночного тормоза в направляющие на днище кузова.

6. Установите компенсатор троса стояночного тормоза и запорную скобу на тягу и наверните новую самоконтрящуюся гайку на такое расстояние от конца стержня, на котором находилась старая гайка перед ее отворачиванием.

7. Установите теплоизолирующие экраны.

8. Если для снятия тормозного барабана рычаг колодки тормоза был отжат назад, отрегулируйте стояночный тормоз.

9. Установите колеса.

10. Опустите автомобиль.

Рукоятка рычага привода стояночного тормоза

Снятие

Используя деревянный или пластмассовый клин, легкими постукиваниями киянки снимите рукоятку с рычага.

Установка

1. Оденьте новую рукоятку на рычаг как можно глубже, при этом убедитесь, что ручка расположена фигурной поверхностью вниз.

2. Нагрейте ручку горячим воздухом из фена приблизительно до 70°С.

3. Надвиньте рукоятку на рычаг до ограничителя.

Проверка передних тормозных  колодок

Снятие

1. Поднимите автомобиль на подъемнике.

2. Отметьте расположение колес на ступицах и снимите колеса.

3. Осмотрите тормозные колодки через верхнюю часть суппорта тормоза на предмет:

– недостаточной толщины;

– неравномерного износа.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Замена колодок должна происходить одновременно на обоих передних колесах.

4. Минимальная толщина тормозной колодки вместе с накладкой – 7 мм.

Установка

1. Установите колеса и затяните болты крепления дисков колес.

2. Опустите автомобиль

Проверка задних тормозных колодок

Проверка

1. Поднимите автомобиль.

2. Снимите заглушку из отверстия в тормозном щите для осмотра накладок. Через отверстия осмотрите тормозные накладки на наличие износа. Установите заглушку на место.

Измерение

3. Если тщательный осмотр не может быть произведен через смотровое отверстие, снимите тормозной барабан и измерьте толщину накладок.

Минимальная толщина накладок – на 5 мм выше головки любой из заклепок.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Замену всех колодок и накладок оси необходимо производить одновременно.

4. Установите тормозной барабан и закрепите его.

5. Вставьте заглушки в смотровые отверстия. Затяните болты крепления дисков колес.

6. Опустите автомобиль.

Проверка толщины тормозного диска

1. Измерьте толщину тормозного диска в четырех или более точках по окружности диска. Все измерения должны производиться на одинаковом расстоянии от края тормозного диска.

2. Если толщина тормозного диска меняется на величину более 0,01 мм, это может вызвать при торможении вибрацию тормозной педали и/или передней части автомобиля. Тормозной диск, не удовлетворяющий этим требованиям, должен быть отремонтирован или заменен.

Проверка биения тормозного диска и качества его поверхности

При изготовлении тормозной диск подвергается тщательной проверке на отклонение от плоскостности, изменения толщины и осевых биений.

Для обеспечения плавного торможения необходимо поддерживать состояние поверхности тормозного диска в соответствии с требованиями. Это необходимо также для обеспечения надежности работы тормозов и продления срока службы тормозных колодок.

Если в ходе эксплуатации возникают небольшие царапины на поверхности тормозного диска, глубина которых не превышает 0,4 мм, то они не влияют на нормальную работу тормозов.

Проверка осевого биения  тормозного диска

1. Установите рычаг переключения передач в нейтральное положение.

2. Поднимите автомобиль на подъемнике.

3. Отметьте положение колеса на ступице и снимите переднее колесо.

4. Прикрепите тормозной диск к ступице колеса двумя болтами крепления колесного диска.

5. Закрепите индикатор со шкалой КМ-572 на суппорте, как это показано на рисунке 12.7.

Установите щуп индикатора перпендикулярно к поверхности тормозного диска на расстоянии приблизительно 10 мм от внешнего края диска, создав на щуп небольшую нагрузку.

6. Максимально допустимое осевое биение тормозного диска – 0,1 мм.

Если осевое биение превышает указанное значение, проверьте, нет ли грязи между тормозным диском и ступицей и что поверхность тормозного диска гладкая, без зазубрин.

7. Снимите индикатор.

8. Выверните болты крепления колесного диска. Установите передние колеса и затяните болты моментом 90 Н•м.

9. Опустите автомобиль.

Шлифовка тормозного диска

Поскольку для нормальной работы дисковых тормозов требуется жесткий контроль рабочей поверхности тормозного диска, шлифовка его поверхности должна выполняться только с помощью высокоточного оборудования.

Для всех тормозных дисков указывается минимально допустимая толщина. Эта толщина указывается для определения максимально допустимого износа тормозного диска, а не для выполнения шлифовки поверхности. Не используйте тормозные диски, которые не отвечают требованиям, приведенным в спецификации. При ремонте поверхности тормозного диска всегда пользуйтесь острыми режущими инструментами.

Тупые или изношенные инструменты не обеспечивают качество поверхности тормозного диска, что влияет на качество работы тормозов.

При ремонте поверхности тормозного диска необходимо всегда использовать приспособления для гашения вибраций, такие приспособления исключат дрожание инструмента, что обеспечит лучшее качество поверхности.

При обработке поверхности тормозного диска оптимальная частота вращения шпинделя инструмента – 200 мин–1.

Горизонтальная подача инструмента при грубой обработке не должна превышать 0,25–0,15 мм/об. При окончательной обработке поверхности – не более 0,05 мм/об.

Тормозные барабаны

Проверка

Каждый раз при снятии тормозных барабанов их необходимо тщательно очищать от грязи и осматривать на предмет обнаружения трещин, глубоких проточек, отклонений внутренней поверхности от круглой и на наличие уклонов внутренней поверхности.

Барабан с трещинами, царапинами или проточками

Барабан с трещинами небезопасен для эксплуатации и должен быть заменен.

Зашлифуйте мелкие царапины. Сильно поцарапанная поверхность тормозного барабана приводит к быстрому износу накладок тормозных колодок, поэтому может возникнуть необходимость расточки поверхности тормозного барабана.

Если накладки тормозных колодок изношены незначительно (и могут быть использованы и далее) и на поверхности барабана имеются риски, поверхность барабана нужно не растачивать, а отполировать с помощью мелкозернистой наждачной бумаги. Расточка всех канавок поверхности барабана и шлифовка всех неровностей накладок тормозных колодок может потребовать снятия толстого слоя металла и с поверхности накладок. В то же время проточки и неровности могут быть хорошо притерты и обеспечивать удовлетворительную работу тормозов.

Если же накладки тормозов должны быть заменены, то и поверхность тормозного барабана должна быть расточена. Барабан с проточками при использовании с новыми накладками не только приведет к их быстрому износу, но и сделает трудным или невозможным достижение хорошей работы тормозов.

Барабан с овальной или конической поверхностью

Барабан с овальной или конической поверхностью делает невозможной точную регулировку и с большой вероятностью из-за своего эксцентриситета приводит к излишнему износу остальных деталей тормозного механизма.

Кроме того, овальность тормозного барабана может служить причиной сильного и неравномерного износа протектора шин, а также привести к биению педали тормоза. При превышении овальности/конусности тормозного барабана установленных в спецификации пределов барабан необходимо расточить. Овальность или конусность тормозного барабана можно точно измерить с помощью микрометра для измерения внутренних диаметров, снабженного набором удлинителей.

При измерении овальности, конусности или износа тормозного барабана измерения необходимо проводить как с внутренней, так и наружной (ближней к краю) стороны тормозной поверхности, проводя измерения вдоль перпендикулярно расположенных диаметров.

Расточка тормозных барабанов

Удаление металла более разрешенного количества повлияет на рассеивание барабаном тепла и может вызвать деформацию барабана.

При расточке барабана всегда пользуйтесь острым инструментом. Тупые или изношенные инструменты не обеспечивают качество поверхности, что влияет на качество работы тормозов.

При ремонте поверхности тормозного диска необходимо всегда использовать приспособления для гашения вибраций, такие приспособления исключат дрожание инструмента, что обеспечит лучшее качество поверхности.

При обработке поверхности тормозного диска оптимальная частота вращения шпинделя инструмента – 200 мин–1.

Горизонтальная подача инструмента при грубой обработке не должна превышать 0,25–0,15 мм/об. При окончательной обработке поверхности – не более 0,05 мм/об.

Расположение шланга вакуумного усилителя тормозов

По вопросам сборки, разборки и расположения см. главу «Вакуумный усилитель тормозов».

Педаль тормоза

Снятие

1. Снимите выключатель стоп-сигнала.

Рис. 12.8. Крепление педали тормоза: 1 – гайка; 2 – шайба; 3 – скоба; 4 – кронштейн; 5 – пружинный шплинт; 6 – ось педали; 7 – пружина предотвращения дрожания педали; 8 – педаль тормоза; 9 – накладки педали тормоза

2. Снимите пружину предотвращения дрожания педали 9 (рис. 12.8).

3. Снимите стопорную пластину и палец из толкателя.

4. Снимите пружинный шплинт 5 из оси педали тормоза.

5. Отверните гайку 1 и снимите шайбу 2. Выньте ось 6 с левой стороны педали.

6. Снимите педаль тормоза 8 из скобы 3. Отметьте положение возвратной пружины педали.

Установка

1. Установите накладку педали на новую педаль тормоза.

2. Установите педаль тормоза 8. Расположите возвратную пружину так, как это было отмечено до снятия.

3. Установите ось педали 6. Вставляйте ось с левой стороны педали. Перед установкой смажьте ось.

4. Установите шайбу 2 и наверните гайку 1 на ось педали 6 и затяните моментом 40 Н•м.

5. Установите толкатель, палец и стопорную пластину.

6. Вставьте шплинт 5 в ось педали 6.

7. Установите выключатель стоп-сигнала.

Моменты затяжки

Пустотелый перепускной болт суппорта тормоза........40 Н•м

Болт крепления кронштейна суппорта........ 8 Н•м

Соединение тормозного трубопровода........11 Н•м

Болт крепления рычага стояночного тормоза........25 Н•м

Болты крепления сидения водителя.........20 Н•м

Гайка крепления педали тормоза.........18 Н•м

automn.ru

Схема работы тормозов ВАЗ-2107

Эта система тормозов имеет два контура, обеспечивающих независимый привод передних и задних тормозных механизмов колес. Оба контура приводятся в действие от одной педали 17 (рис. 1), которая с помощью кронштейна крепится вместе с педалью сцепления к панели передка кузова.

рис. 1

В гидравлический привод включены помимо педали тормоза главный тормозной цилиндр 21, бачок 4 главного цилиндра, регулятор 9 давления задних тормозов, тормозные механизмы передних и задних колес вместе с рабочими цилиндрами и трубопроводы.

рис. 2

Главный тормозной цилиндр крепится к кронштейну педалей сцепления и тормоза. Поршни 3 и 5 (см. рис. 2) приводят в действие разные контура. Оба поршня занимают исходное положение под действием пружин 8, которые отжимают поршни до упора в винты 7. Герметичность поршней в цилиндре обеспечивается четырьмя уплотнительными кольцами 6. Спереди корпус закрыт пробкой 1.

рис. 3

Педальный узел

Педали 6 (см. рис. 3) и 19 подвешены на кронштейне 1 при помощи оси, выполненной в виде болта. Ось 18 закреплена гайкой 2 в отверстиях щек кронштейна. На оси между щеками кронштейна и дистанционной втулкой 7 зажаты внутренние втулки 4 и 14 педалей сцепления и тормоза. На этих втулках шарнирно установлены педали, в ступицах которых запрессованы наружные втулки 5 и 9. К обеим педалям шарнирно крепятся толкатели 20, воздействующие на поршни гидроцилиндров. Обратный ход педали сцепления ограничивается буфером 11, установленным на головке болта 12. К полке кронштейна крепятся главные цилиндры привода выключения сцепления и привода тормозов.

В контур привода задних тормозов подключен регулятор 9 (см. рис.1) давления, который корректирует давление в приводе задних тормозов в зависимости от положения кузова относительно балки заднего моста, т.е. в зависимости от нагрузки автомобиля. Он работает как ограничительный клапан, автоматически прерывающий подачу тормозной жидкости к задним тормозам, уменьшая вероятность юза задних колес при торможении.

рис. 4

Регулятор крепится на кронштейне кузова и соединяется с балкой заднего моста через торсионный рычаг 12 (см. рис. 4) и тягу 7.

рис. 5

Другой конец торсионного рычага действует на поршень 10 (см. рис. 5). В полость «А» жидкость поступает из главного цилиндра, а из полости «В» выходит в колесные цилиндры привода задних тормозов. Сила «Р», действующая на поршень от торсионного рычага, увеличивается с приближением кузова к балке моста и уменьшается при удалении кузова от балки заднего моста. До начала действия регулятора давления поршень 10 упирается в пробку 6 под действием силы «Р» и пружины 9. При этом образуются зазоры, через которые полости «А» и «В» сообщаются, т.е. давление в них будет одинаковое и равно давлению в гидроприводе тормозов. Когда срабатывают тормоза, то задняя часть автомобиля по инерции приподнимается и, следовательно, уменьшается давление на поршень со стороны рычага 1. Сила давления жидкости на верхний торец поршня с большей площадью поверхности на какой-то момент превышает силу давления жидкости, действующей на поршень снизу, и поршень опустится вниз до упора в уплотнитель 7. При этом полости «А» и «В» разъединятся, и в них создается разное давление: в полости А давление Ра будет равно давлению в главном цилиндре, а в полости «В» давление Рв будет меньше на величину, которая определяет равновесие поршня, находящегося под действием давления Ра и Рв, пружины 9 и силы торсионного рычага. Таким образом, частичным или полным разобщением полостей «А» и «В» поршнем 10 регулируется тормозной момент на задних колесах.

autoruk.ru