Занятие №5 «Проверка и установка зажигания на двигателе ЗиЛ-131». Зажигание 131 зил
Установка привода прерывателя-распределителя | АвтоКлуб ЗиЛ 131
Перед установкой привода прерывателя-распределителя и гнездо блока цилиндров надо шестерню и вал привода смазать маслом, применяемым для смазки двигателя.
На двигателе, который подвергался разборке и сборке, следует устанавливать привод прерывателя-распределителя в следующей последовательности.
Установить поршень первого цилиндра в в. м. т., как указано при описании технического обслуживания двигателя.
Расположить паз I (рис. 1) валика 12 привода в корпусе так, чтобы он был параллельно риске 14, нанесенной на верхнем фланце 9 корпуса привода, а смещение его было направлено в сторону к крышке распределительных шестерен.
В таком положении вставить Привод прерывателя-распределителя в сборе в гнездо блока цилиндров. При этом обеспечить к моменту начала зацепления шестерни 13 привода с шестерней распределительного вала совпадение отверстий в нижнем фланце 6 корпуса привода с отверстиями в блоке, после чего паз 11 валика привода прерывателя-распределителя, установленного на место, должен расположиться параллельно оси, соединяющей отверстия на верхнем фланце 9.В таком положении закрепить болтами 5 корпус привода прерывателя-распределителя на блоке цилиндров 7. Если при установке привод прерывателя-распределителя не садится до конца из-за несовпадения шипа вала привода с пазом ведущего вала масляного насоса, надо провернуть коленчатый вал двигателя на два оборота с одновременным легким надавливанием на корпус привода прерывателя-распределителя.
Установить пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя так, чтобы метка на шкиве коленчатого вала находилась против метки 9 на указателе установки зажигания в конце второго оборота коленчатого вала. Поворот коленчатого вала на величину установочного угла 9° (на указателе метка 9) позволяет установить наиболее ранний угол опережения зажигания, обеспечивающий хороший пуск двигателя.
Занятие №5 «Проверка и установка зажигания на двигателе ЗиЛ-131».
Время: 2 часа.
Вид занятия: практическое.
Место: класс ГРД.
Инструмент и приспособления:
ключи гаечные 10,12,14 мм;
ключ торцовый свечной 22 мм;
пусковая рукоятка двигателя;
контрольная лампа.
Проверка установки зажигания.
В движении.
ТУ на проверку:
Двигатель прогрет предварительным пробегом до температуры охлаждающей жидкости 80-90С.
Автомобиль загружен не менее 3000кг груза.
Движение осуществляется на горизонтальном участке пути с твердым покрытием на прямой (пятой) передаче и высшей (второй) передаче в раздаточной коробке. С установившейся скоростью 30км/ч.
Порядок проверки:
Резко нажать до отказа на педаль управления дроссельными заслонками и, прислушиваясь к работе двигателя, довести скорость до 50км/ч.
Если зажигание установлено правильно, при разгоне будут прослушиваться легкие детонационные стуки, исчезающие при скорости 40-45км/ч.
а). при сильной детонации стрелку октан-корректора следует переместить в сторо-
ну знака «-», уменьшая угол опережения зажигания
б). при отсутствии детонации стрелку октан-корректора следует переместить в сто-
рону знака «+», увеличивая угол опережения зажигания.
На месте
- Контактная система
Снять крышку распределителя (при экранированном электрооборудовании предварительно снять экран).
Рис. 17 Проверка размыкания контактов контрольной лампой
Подключить контрольную лампу (рис. 17) между подвижным контактом прерывателя и «массой» или установить провод высокого напряжения, идущий от катушки зажигания, на расстоянии 2— 3 мм от «массы».
Включить зажигание и провернуть пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя до момента загорания контрольной лампы или до проскакивания искры между проводом высокого напряжения и «массой» (бегунок должен быть направлен в сторону цифры «I» на крышке распределителя, т. е. к выводному гнезду провода 1-го цилиндра на распределителе).
Убедиться, что сверление на шкиве коленчатого вала совмещено с риской, обозначенной цифрой «9», указателя (рис. 18).
- Транзисторная система
Снять экран и крышку распределителя.
Провернуть пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя до совмещения красных меток, имеющихся на роторе и статоре распределителя.
Убедиться, что бегунок направлен в сторону выводного гнезда провода 1-го цилиндра на распределителе. Сверление на шкиве коленчатого вала при этом должно быть совмещено с риской, обозначенной цифрой «б» (рис. 18), на указателе установки момента зажигания.
В случае несовпадения сверления, имеющегося в шкиве коленчатого вала с рисками «9» или «б» на указателе установки момента зажигания, выполнить установку зажигания.
Установка зажигания (частичная установка).
1. Установить поршень 1-го цилиндра на такте сжатия за 9° до ВМТ в контактной системе (за 6° до ВМТ в транзисторной бесконтактной системе) зажигания, для чего провернуть пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя на два оборота до момента совмещения сверления в шкиве коленчатого вала с риской, обозначенной цифрой «9» (риской «б»), указателя установки момента зажигания
Рис. 18 Установка поршня 1-ого цилиндра в ВМТ.
2. Проверить и при необходимости отрегулировать зазор 0,3— 0,4 мм между контактами прерывателя в контактной системе зажигания.
Совместить указательную стрелку с риской цифры «О» пластин октан-корректора.
Рис. 19 Регулировка зазора между контактами распределителя зажигания:
1 – стойка неподвижного контакта распределителя; 2 – стопорный винт крепления стойки неподвижного контакта; 3 – щуп пластинчатый; 4 – регулировочный эксцентриковый винт.
Расположить бегунок распределителя в сторону выводного гнезда «I» крышки, а октан-корректор вверх. Вставить распределитель в гнездо привода и закрепить его.
Ослабить болт крепления к корпусу распределителя пластин октан-корректора, включить зажигание и медленно повернуть корпус распределителя против хода часовой стрелки до момента загорания контрольной лампы или проскакивания искры между центральным проводом высокого напряжения, идущего от катушки зажигания, и «массой» у контактной системы зажигания (совмещения красных меток ротора и статора у транзисторной системы зажигания).
Закрепить болт крепления к корпусу распределителя пластин октан-корректора, не нарушая положения корпуса распределителя.
Проверить правильность установки зажигания на месте.
Установить крышку распределителя (и экран в экранированной системе), проверить соответствие установки проводов в крышке порядку работы цилиндров (1—5—4—2—6—3—7—8).
Проверить в движении (как указано выше) правильность установки зажигания. При необходимости откорректировать с помощью октан-корректора. Для уменьшения угла опережения зажигания (сильная детонация) стрелку октан-корректора сместить в сторону знака «минус», для увеличения угла опережения зажигания (отсутствует детонация) стрелку октан-корректора сместить в сторону знака «плюс».
* Прежде чем искать причину неисправности в системах смазки и охлаждения, убедитесь в исправности манометра и термометра.
studfiles.net
Установка прерывателя-распределителя, свечей зажигания и проводов высокого давления
Установка прерывателя-распределителя, свечей зажигания и проводов высокого напряжения. Перед установкой прерывателя- распределителя надо проверить и в случае необходимости отрегулировать зазор между контактами прерывателя, а также совместить указательную стрелку верхней пластины с риской на нижней пластине октан-корректора.
Установить прерыватель-распределитель зажигания в сборе с пластинами октан-корректора на фланец корпуса привода так, чтобы вакуумный регулятор бил направлен в сторону карбюратора, а электрод ротора находился против клеммы первого цилиндра. В таком положении закрепить пластины октан-корректора двумя болтами , тем самым закрепить прерыватель-распределитель. Присоединить трубку к штуцеру вакуумного регулятора и закрепить ее.
При установке свечей зажигания и проводов высокого напряжения продуть сжатым воздухом углубления в головке цилиндров для свечей, вынуть из отверстий заглушки и ввернуть свечи зажигания.
При ввертывании свечей в те отверстия, доступ к которым не вполне свободен, для облегчения правильного направления резьбовой части надо использовать ключ. Для этого свечу зажигания вставляют в ключ и закрепляют в нем при помощи небольшого деревянного клина. Момент затяжки свечи зажигания 3,2—3,8 кГм.Установить провода высокого напряжения, соединив их концы со свечами зажигания и клеммами крышки распределителя. На двигателе ЗИЛ-131 закрепить экранирующие шланги свечей зажигания.
Установку проводов высокого напряжения надо вести в соответствии с порядком работы цилиндров (1—5—4—2—6—3—7—8), учитывая, что ротор прерывателя-распределителя вращается по часовой стрелке.
Установку зажигания проверяют (подключив аккумуляторную батарею) небольшим поворотом прерывателя-распределителя, вызывая искру в первом цилиндре. Порядок проверки следующий.
Ослабить болт крепления верхней пластины октан-корректора к корпусу прерывателя-распределителя для обеспечения поворота последнего руками. Если поворот производят регулировочными гайками октан- корректора, то болт крепления верхней пластины ослаблять нельзя, в противном случае вращения корпуса прерывателя-распределителя не произойдет.
Включить зажигание и повернуть корпус прерывателя-распределителя против часовой стрелки до положения начала размыкания контактов прерывателя и появления искры между концом центрального провода и массой двигателя при воздушном зазоре 2—3 мм для нетранзисторной системы зажигания и 3—10 мм для транзисторной системы зажигания. В этом положении надежно затянуть болт 8 крепления верхней пластины октан- корректора к прерывателю-распределителю, тем самым закрепив его на корпусе привода. Начало размыкания контактов можно также проверять по загоранию лампочки, подключенной к массе двигателя и к клемме низкого напряжения прерывателя-распределителя.
Установка коробки передач. Установить коробку передач на тележку — гидравлический подъемник 444 и подвести к двигателю. Поднять ее на необходимую высоту, присоединить к картеру сцепления и закрепить болтами до отказа при помощи углового торцового ключа. Закончив сборку, надо произвести приработку и испытание двигателя.
zil131.net