Что такое балансировка


Что такое балансировка колёс и для чего она нужна?

Неопытные автолюбители, впервые столкнувшиеся с необходимостью ухода за четырехколесным экипажем, бывают удивлены, узнав о необходимости такой специфической процедуры как балансировка колес машины.Эту операцию рекомендуется проводить не реже одного раза в год или при появлении определенных признаков, о которых мы поговорим в этой статье. Что же такое балансировка колес и для чего она необходима?

Что такое баланс колеса?

Хотя все колеса делают с соблюдением стандартных размеров, на практике ни одно из них не бывает идеально сбалансированным. Геометрически колесо представляет собой круглый предмет, вращающийся вокруг расположенной в центре оси.

Но дело в том, что геометрический центр массы колеса никогда не совпадает с фактическим: небольшие расхождения в толщине шины на разных участках, незначительные отличия в весе разных сторон колесного диска и вес золотника для подкачки смещают реальный центр массы колеса. Из-за этого во время вращения наблюдается биение колеса, возрастает момент инерции, из-за чего колесо быстро изнашивается и приводит к износу других узлов автомобиля.

Необходимо уравновесить его, совместив центр массы и центр вращения. Эта процедура и называется балансировкой колеса.

К каким последствиям приводит дисбаланс колес?

Без балансировки колеса существенно возрастает риск аварии, поскольку:

- шины изнашиваются неравномерно, из-за чего снижаются динамические качества автомобиля, падает его управляемость, а срок службы покрышек заметно снижается;- увеличивается нагрузка на подвеску: первыми страдают ступичные подшипники, которые испытывают на себе огромные радиальные нагрузки, уменьшается срок службы рулевых наконечников;

- из-за дисбаланса колес во время езды возникает вибрация, которая передается на руль автомобиля – это резко снижает его управляемость, а водитель испытывает серьезный дискомфорт во время вождения.

Нагрузки на ступичный подшипник могут привести к его разрушению и заклиниванию, что на большой скорости обязательно приведет к серьезной аварии. Вибрация руля снижает уровень внимания водителя, что тоже чревато серьезными неприятностями для него и для других участников движения.

Когда следует проводить балансировку колес?

Балансировка колес – обязательное мероприятие по поддержанию автомобиля в хорошем техническом состоянии. Рекомендуется выполнять ее после пробега каждых 10-15 тысяч километров и не реже раза в год.

Кроме того, балансировка необходима после попадания в небольшие неприятности с колесами – наезд на бордюр, попадание в выбоину асфальта и т.д. Новые колеса обязательно подлежат балансировке. Кроме того, на необходимость процедуры указывают следующие признаки:

- появление шума и вибрации во время движения, особенно усиливающихся при движении на скорости 90 км/ч и выше;- сложности с удержанием автомобиля на прямой линии движения;

- вибрация руля, которая усиливается при повышении скорости;

- заметный внешне неравномерный износ протектора хотя бы на одном из четырех колес, «съеденные» кромки шин.

Если появился хотя бы один из перечисленных признаков, балансировку колес следует выполнить как можно быстрее, пока не случилась авария. До балансировки желательно ограничить скорость движения и быть предельно внимательным на дороге.

Как проводится балансировка колес?

В настоящее время для балансировки колес используются специальные стенды, которые позволяют настроить баланс каждого колеса в автоматизированном режиме. Это происходит следующим образом: колесо надевают на вал, зажимают специальными креплениями и вращают, измеряя величину торцевого биения.

Компьютер анализирует полученные данные и указывает массу грузика, а также точное место его закрепления на диске колеса. В соответствии с этими указаниями мастер-балансировщик выполняет закрепление грузика, после чего вновь проверяется баланс.Грузики могут приклеиваться к легкосплавному диску, монтироваться с помощью скобы к штампованному диску либо вкладываться внутрь покрышки (гранулы).

www.mnogo-otvetov.ru

Что такое балансировка? - Теория и практика ремонта двигателей. - Популярная механика. - Каталог статей

Что такое балансировка?

Что такое балансировка? Для чего она нужна? Как она производится? Подобные вопросы нередко задают водители, далекие от проблем авторемонта. Но, когда возникнет такая неисправность, не лишним будет знать некоторые детали процесса.

Для начала нужно определить состояние коленчатого вала – отбалансирован он или нет. Возьмем, к примеру, нашу "Волгу". Во многих случаях в этих автомобилях на холостых оборотах двигателя "болтается" ручка коробки передач. Подняв капот, мы видим, что и с двигателем происходит то же самое. Почему это происходит? В чем дело?

Причина может быть в неисправности системы питания или зажигания, но, как правило, мы имеем дело с дисбалансом коленчатого вала и (или) поршневой группы. При снятии коленчатого вала мы еще раз убедимся в этом, увидев, как изношены коренные шейки, несмотря на небольшой пробег двигателя. Как быть в такой ситуации? Этот дефект можно исправить только на специальном оборудовании.

Хотелось бы заострить ваше внимание еще на одном немаловажном факторе. Если застучал коленчатый вал, то скорее всего блок пробило шатуном или произошло залипание вкладышей (провернуло вкладыши). Вал необходимо проверить на биение средней коренной шейки по отношению к переднему и заднему сальнику. Это делается с помощью стойки с индикатором и призм.

Если вы обнаружили, что коленчатый вал кривой (а стук коленчатого вала – признак кривизны), следовательно, его необходимо квалифицированно отшлифовать и отбалансировать.

Коленчатый вал предварительно прочищают, промывают и продувают сжатым воздухом. Для шлифовки его нужно установить на станок, правильно выставить шатунные шейки, не нарушив слоеность шеек и кривошипа. После шлифовки шатунных шеек необходимо установить коленчатый вал для шлифовки коренных шеек таким образом, чтобы на переднем и заднем сальнике не было биения (несмотря на то, что средняя шейка бьет), и отшлифовать коленчатый вал по корням. После этого коленчатый вал необходимо отбалансировать.

Как лучше и правильнее отбалансировать коленчатый вал? Балансировка бывает статическая и динамическая.

Статическая балансировка более проста и менее точна. Она производится ножами, на которые укладывается коленчатый вал. Если после вращения на ножах коленчатый вал останавливается в одном и том же положении, значит, его нижняя часть (та, которая ближе к земле) тяжелее, а верхняя легче. В этом случае на верхнюю часть прикрепляются грузики. Это продолжается до тех пор, пока коленчатый вал не будет останавливаться (после вращения) в разных положениях, после чего грузики снимаются и с противоположенной стороны высверливается противовес на полноценный вес грузов.

Динамическая балансировка производится на предназначенных специально для этого стендах. Коленчатый вал устанавливается на плавающие постели, независимые друг от друга, которые соединяются тягой с электронным блоком. С помощью электродвигателя установленный в постели коленчатый вал раскручивается до определенных оборотов. Для того чтобы определить дисбаланс коленчатого вала, на станке установлен специальный пистолет со световым лучом, который, как и постели, соединен с электрическим блоком. И при попадании луча на тяжелую точку коленчатого вала – место, которое приводит коленчатый вал в тряску, – оно сразу же высвечивается на табло. Именно отсюда необходимо убрать лишний вес.

На нашем производстве применяется динамическая балансировка, которая, как мы считаем, более эффективна. На таком станке мы доводим дисбаланс коленчатого вала меньше чем на 1 г/смІ. И это при допустимом заводским отечественным изготовителем до 4 г/смІ.

После балансировки коленчатого вала на него устанавливается маховик. Теперь балансируем маховик. После этого ставим корзину сцепления, проделываем все то же самое с корзиной и в заключение устанавливаем шкив, который также проверяется на дисбаланс.

Коленчатый вал готов к установке. Но порой даже этого недостаточно для хорошей работы двигателя. Каждому владельцу автомобиля хочется, чтобы его двигатель работал лучше, тише и чище. Поэтому мы рекомендуем вам сделать развесовку поршней, шатунов (поршень, палец, шатун). Если вес между группами разный, в этом случае необходимо довести его до минимума.

Это делается следующим образом. С помощью весов находим самый легкий шатун с поршнем, на другую тарелку весов кладем шатун с большим весом. С помощью гирь до сотни граммов определяем разницу веса между группами. С тяжелого шатуна снимается нижняя крышка шатуна, и на фрезерном станке аккуратно убираем лишний вес. Разница веса между шатунами не должна превышать 4 г (на рассматриваемой модели).

auto-box111.ucoz.ru

Балансировка колеса - это... Что такое Балансировка колеса?

Балансировка колёс — процесс уменьшения до приемлемого уровня дисбаланса колеса, диска, ступицы, крепления колеса и элементов подвески.

Необходимость балансировки колёс автотранспорта

Файл:W:tireimbalance.png

Статический и динамический дисбаланс колеса

Практически в 100% случаев центр масс колеса не совпадает с геометрическим центром. Соответственно, такое колесо при движении вызывает повышенную вибрацию транспортного средства, что приводит как к снижению комфорта (тряска, шум), так и к износу рулевого управления и элементов подвески колеса, увеличивает износ шины. Смысл статической балансировки в том, чтобы "подвинуть" центр масс на геометрический центр.

Внутреннюю и наружную половину колеса (особенно широкопрофильного) можно рассматривать отдельно. Эти части имеют свои центры масс, которые не обязательно находятся на оси вращения даже после статистической балансировки колеса в целом. Колесо стремится вращаться вокруг оси, соединяющей эти точки, что приводит к повышенной нагрузке на подшипник и увеличивает износ, особенно на большой скорости Для автомобильных колёс достаточно динамической баласировки только в двух плоскостях. Для длинных валов, например турбин, балансировку проводит для большего количества плоскостей.

Методы

  1. Для балансировки колёс легкового, грузового и мотоциклетного автотранспорта применяется балансировочный станок, позволяющий определить места на ободе, в которые нужно добавить грузики. В качестве балансировочного грузика используются различные виды специальных грузиков, изготовленных из свинца или цинка, которые крепятся надиске колеса снаружи и внутри. Этот способ позволяет отбалансировать только диск с шиной.
  1. Автоматическая балансировка колеса в процессе движения, так называемая — внутренняя балансировка колеса.[источник?] В качестве балансировочного материала применяются мелкий песок, различные порошки и микробисер — балансировочные гранулы. Балансировка колеса осуществляется путём взаимодействия центробежной силы вращающегося колеса и вибрации подвески колеса. Основным преимуществом балансировочных гранул является электростатические свойства применяемого материала, которые надёжно притягиваются к внутренней поверхности шины, тем самым уравновешивая дисбаланс колеса.

Позитивные стороны внутренней балансировки

Балансировочные гранулы (бисер) осуществляют постоянную самобалансировку колеса автомобиля движущегося с любой скоростью. Преимущества балансировочных гранул:

  1. Используются один раз и на весь срок службы шины. При ремонте покрышки его можно собрать в емкость, и вновь засыпать при монтаже шины на диск.
  2. Обеспечивают точную автоматическую балансировку, сохраняя рулевое управление и элементы подвески в исправном состоянии.
  3. Обеспечивают равномерный износ шины за счет гашения вибраций от неровностей на дороге.
  4. В отличие от балансировочных порошков, не загрязняет внутреннюю поверхность шины, не усложняет ее обслуживание.
  5. В отличие от балансировочных порошков бисер не впитывает воду и не слипается в комья.
  6. Покрытый тонким слоем смазки (на основе силикона) бисер не обладает абразивными свойствами в отличие от песка и не причиняет вреда внутренней поверхности шины.
  7. Кроме того, бисер, в отличие от песка или порошка, не забивает вентиль ниппеля.
  8. Балансировка с помощью микробисера не требует приобретения дорогостоящих балансировочных стендов.

Для шиномонтажников использование микробисера так же имеет свои плюсы. Значительно сокращается время балансировки. В результате — они могут обслужить больше клиентов за смену. Отпадает необходимость в приобретении дорогостоящих балансировочных стендов, и обучению работы на них.

Недостатки внутренней балансировки

  1. Некоторые средства оставляют налёт на внутренней поверхности шины
  2. Некоторые средства обладают абразивным эффектом
  3. Полезность и вообще эффективность на обычной дороге (вне стенда) не доказана.
  4. Стоимость решения при недоказанной эффективности явно велика.

dic.academic.ru

зачем нужна и как часто ее делать

Приветствую вас друзья на сайте ремонт авто своими руками. Часто автолюбители не задумываются о необходимости и важности балансировки колес, что впоследствии может сыграть с ними злую шутку.

Балансировка колес автомобиля

А ведь несвоевременно выполненная работа рано или поздно приводит к повреждениям подвески, снижению уровня комфорта и безопасности передвижения.

Так что, игнорировать эту проблему – себе дороже. Да и какой смысл? Сегодня появилось множество шиномонтажных мастерских, которые за сравнительно небольшую плату готовы качественно выполнить необходимую работу.

Когда необходима балансировка колес?

Для начала разберемся, зачем нужна балансировка колес. Как правило, мало кто из автолюбителей может внятно ответить на этот вопрос.

На самом деле можно выделить множество важных причин – для повышения безопасности, долговечности и целостности подвески, комфорта и так далее.

Вы должны понимать, что разбалансированные колеса приводят к появлению дополнительный центробежных сил.

Эти силы оказывают разнонаправленное действие на ходовую часть автомобиля, способствуют появлению повышенной вибрации и чрезмерной нагрузки.

Если ничего не делать и игнорировать проблему, то последствия могут быть весьма плачевными:

1. Происходит быстрый износ несущих узлов подвески. При этом основная нагрузка, как правило, приходится на подшипники ступицы, которые при определенном давлении могут разрушиться вовсе.

Последствия этого явления могут оказаться катастрофическими (потеря управляемости и ДТП).

2. Ухудшается сцепление несбалансированного колеса с поверхностью дороги. Это приводит к снижению управляемости (особенно на резких виражах) и падению эффективности тормозов (тормозной путь, как правило, существенно возрастает).

Не стоит лишний раз объяснять, что все это влияет на общую безопасность движения.

3. Изнашивается шина. Постоянные вибрации на колесе приводят к быстрому истиранию протектора.

Как следствие, замену покрышки придется делать намного раньше. Это, в свою очередь, немалые затраты.

4. Появляется дискомфорт в управлении. Сильные колебания переднего колеса неизбежно передаются в руль, что затрудняет управление транспортным средством.

Таким образом, причин для своевременной балансировки более чем достаточно.

Часто ли делать балансировку?

Многие новички не знают, как часто делать балансировку колес. В литературе вы вряд ли встретите четкие требования по времени или километражу. Но некоторые рекомендации, основанные на опыте, все-таки стоит учесть.

Так балансировку желательно проводить:

  • При установке на диск новой шины.
  • Через 500-600 километров пути с момента, как вы поставили резину на новый диск.
  • После пробоя подвески автомобиля.
  • При появлении сильной вибрации корпуса и биений в руле.
  • Через каждые 10-15 тысяч километров.

Основные виды дисбаланса и балансировки колес

Специалисты различают два основных вида дисбаланса:

1. Статический. Его особенность заключается в том, что оси инерции и вращения становятся параллельно друг другу.

Как следствие, центр тяжести самого колеса смещается со своей оси, а общая масса распределяется по длине диска неравномерно.

Убедиться в наличии такого дисбаланса не сложно – достаточно надеть диск с шиной на вращающуюся ось, раскрутить его и оценить движения колеса.

При наличии статического дисбаланса вращение будет иметь маятниковый вид, а само изделие быстро остановится.

Подобную неисправность на СТО мастера устраняют с помощью специальных грузиков – на клеевой основе (применяются для кованых или литых дисков) или с кронштейнами (ставятся на диски-«штамповки»).

2. Динамический. Здесь суть немного в другом. Оси вращения и инерции просто перестают совпадать друг с дружкой.

Как следствие, центр тяжести остается на своей оси вращения, но появляется определенный угол.

Если говорить более простым языком, то происходит ошибочное распределение массы в ширину (в первом случае речь шла о неправильном распределении в длину).

Убедиться в наличии такого дисбаланса можно, не снимая колесо (достаточно поднять домкратом необходимую сторону авто).

На СТО такая проблема решается путем установки специальных грузов с двух сторон диска.

При этом есть интересная закономерность. Как правило, проблемы с динамическим дисбалансом возникают у шин с широким профилем.

3. После статической и динамической обычно выполняется так называемая финишная балансировка. Ее суть заключается в следующем.

Машина подвешивается на специальном стенде, а колесо раскручивается до скорости в 90 километров в час.

Далее компьютеры производит необходимые измерения и показывает мастеру, в каком конкретно месте должен ставиться грузик.

Особенность такой балансировки – применение специального оборудования, которое есть только на серьезных СТО.

4. Автоматическая балансировка. Такую работу, как правило, необходимо выполнять на больших колесах автобусов и автомобилей.

Делается это следующим образом.

Вовнутрь колеса засыпаются специальные гранулы, которые в процессе движения притягиваются в нужных местах к шине. Как следствие, происходит автоматическая балансировка.

На легковых машинах такая методика не применяется, ведь очень сложно узнать, сколько материала понадобится для каждого из колес.

Основные правила балансировки

При выполнении балансировочных работ стоит выполнять несколько простых правил:

  1. Все старые грузики должны быть сняты.
  2. Диск полностью очищается от загрязнений, которые обязательно будут, как на внутренней, так и на внешней стороне диска.
  3. Если делать балансировку на грязном колесе, то можно свести на «нет» все старания после отпадания куска грязи на первой же кочке.
  4. Шина должна надеваться правильно и до конца. Если же резина не стала на место, то даже качественно выполненная работа будет напрасной.
  5. Установка пластмассовых колпаков уже после балансировки может ухудшить общее качество работы.

Теперь вы знаете, насколько часто и когда делать балансировку колес. Остается лишь следовать приведенным в статье советам. Удачи на дорогах и конечно же без поломок.

remontavtovaz.ru