Проверка тягового реле стартера


Проверка стартера Mitsubihi

РЕГУЛИРОВКА ПРИВОДНОЙ  ШЕСТЕРНИ 4. Щупом измерьте зазор между торцем шестерни и ограничителем хода.

Номинальное значение: 0,5 . 2,0 мм

1. Отсоедините обмотку возбуждения стартера от клеммы "М" тягового реле.

2. Подключите аккумуляторную батарею напряжением 12 В между выводами "S" и "М" стартера.

3.Включите выключатель. При этом рычаг привода переместит приводную шестерню.

ВНИМАНИЕ

Данный тест должен выполняться максимально быстро (не более 10 секунд), чтобы исключить возможность перегрева обмотки тягового реле.

5. Если зазор отличается от приведённых значений, то следует произвести его регулировку. Регулировка осуществляется снятием или установкой дополнительных прокладок между тяговым реле и передним кронштейном.

ПРОВЕРКА ВТЯГИВАЮЩЕЙ ОБМОТКИ ТЯГОВОГО РЕЛЕ

1. Отсоедините обмотку возбуждения стартера от клеммы "М" тягового реле.

ВНИМАНИЕ

Данный тест должен выполняться максимально быстро (не более 10 секунд), чтобы исключить возможность перегрева обмотки тягового реле.

2. Подключите аккумуляторную батарею напряжением 12 В между выводами "S" и "М" стартера.

3. Если приводная шестерня выдвигается из корпуса, то втягивающая обмотка исправна.

Если шестерня не выдвигается, то следует заменить тяговое реле.

ПРОВЕРКА УДЕРЖИВАЮЩЕЙ ОБМОТКИ ТЯГОВОГО РЕЛЕ

1. Отсоедините обмотку возбуждения стартера от клеммы "М" тягового реле.

ВНИМАНИЕ

Данный тест должен выполняться максимально быстро (не более 10 секунд), чтобы исключить возможность перегрева обмотки тягового реле.

2. Подключите аккумуляторную батарею напряжением 12 В между выводом "S" и корпусом стартера.

3. Вручную передвиньте шестерню до упора.

4. Если шестерня остаётся в выдвинутом положении, то удерживающая обмотка исправна. Если приводная шестерня самопроизвольно вдвигается в корпус, то удерживающая обмотка неисправна.

Замените тяговое реле.

ПРОВЕРКА СТАРТЕРА НА РЕЖИМЕ ХОЛОСТОГО ХОДА

1. Зажмите стартер в приспособлении (в тисках), оборудованном мягкими губками, подсоедините к выводам стартера полностью заряженную аккумуляторную батарею.

2. Включите амперметр (с пределом измерений 100 ампер) и угольный реостат последовательно в цепь между положительной клеммой аккумуляторной батареи и зажимом стартера.

3. Подключите вольтметр с пределом измерений 15 вольт к выводам стартера.

4. Введите реостат в положение максимального сопротивления.

5. Подключите провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи к корпусу стартера.

6. Выводите реостат до тех пор, пока вольтметр не покажет напряжение 11 вольт.

7. Убедитесь в том, что сила тока находится в установленном диапазоне, а якорь стартера вращается без посторонних звуков.

Допускаемый ток:

<4G1> не более 95 ампер

<4G6> не более 90 ампер

 

ПРОВЕРКА ВОЗВРАТНОГО ХОДА ТЯГОВОГО РЕЛЕ

1. Отсоедините обмотку возбуждения стартера от клеммы "М" тягового реле.

ВНИМАНИЕ

Данный тест должен выполняться максимально быстро (не более 10 секунд), чтобы исключить возможность перегрева обмотки тягового реле.

2. Подключите аккумуляторную батарею с напряжением 12 В между выводом "М" и корпусом стартера.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Будьте осторожны во время вытягивания приводной шестерни.

3. Вручную вытяните приводную шестерню и отпустите её. Если шестерня быстро возвращается на своё место, то тяговое реле исправно. Если шестерня не возвращается на своё место, то следует заменить тяговое реле.

РАЗБОРКА И СБОРКА

Последовательность разборки стартера

1. Отверните винты

2. Снимите тяговое реле

3. Отверните винты

4. Отверните болт

5. Снимите заднюю крышку

6. Снимите щёткодержатель

7. Снимите задний подшипник

8. Снимите якорь

9. Снимите магнитопровод (корпус)

10.Снимите уплотнение А

11. Снимите уплотнение В

12.Снимите пластину

13.Снимите сателлиты

14.Снимите приводной рычаг

15.Снимите стопорное кольцо

16.Снимите замочное кольцо

17.Снимите обгонную муфту

18.Снимите коронное колесо

19.Снимите водило планетарной передачи

20.Снимите переднюю крышку стартера

Последовательность разборки стартера

СНЯТИЕ ТЯГОВОГО РЕЛЕ

ВНИМАНИЕ

Не зажимайте корпус стартера в тисках.

Отсоедините провод от клеммы "М" тягового реле.

СНЯТИЕ СТОПОРНОГО / ЗАМОЧНОГО КОЛЬЦА

1. С помощью длинной головки соответствующего размера сбейте замочное кольцо до упора в приводную шестерню.

2. С помощью специальных щипцов снимите стопорное кольцо, после этого снимите замочное кольцо и обгонную муфту.

ОЧИСТКА КОМПОНЕНТОВ СТАРТЕРА

Запрещается очищать с помощью растворителя: тяговое реле, щёткодержатель и якорь. При контакте с растворителем может произойти разрушение изоляции проводов.

Очистку этих компонентов следует производить с помощью чистой сухой тряпки.

1. Запрещается погружать детали привода стартера в растворитель. В этом случае пластичная смазка, которой заполняется обгонная муфта на заводе-изготовителе, будет вымыта из внутренних полостей.

Очистку этих компонентов также следует производить с помощью чистой сухой тряпки.

ЗАМЕЧАНИЕ ПО СБОРКЕ

УСТАНОВКА СТОПОРНОГО / ЗАМОЧНОГО КОЛЬЦА

Для посадки замочного кольца до упора в стопорное кольцо используйте подходящий захват.

ПРОВЕРКА КОМПОНЕНТОВ

КОЛЛЕКТОР

1. Установите якорь на две призмы и, вращая якорь, измерьте радиальное биение поверхности коллектора, не находившейся в контакте со щётками.

Номинальное значение: 0,05 мм или меньше

Предельное допускаемое значение: 0,1 мм

2. Измерьте диаметр коллектора.

Номинальное значение: 29,4 мм

Предельное допускаемое значение: 28,8 мм

3. Измерьте глубину поднутрения изоляции между ламелями коллектора.

Номинальное значение: 0,5 мм

Предельное допускаемое значение: 0,2 мм

ЩЁТКОДЕРЖАТЕЛЬ

Надавите на щётку. При этом должно ощущаться усилие щёточных пружин.

Если усилие щёточных пружин не ощущается, то следует заменить щёткодержатель.

ОБГОННАЯ МУФТА

1. Убедитесь в том, что шестерня легко вращается по часовой стрелке и не вращается в направлении против часовой стрелки.

2. Проверьте состояние приводной шестерни.

ЩЁТКИ

1. Проверьте состояние поверхностей щёток, контактирующих с коллектором. На этих поверхностях не должно быть заметных неровностей. Проверьте высоту каждой из щёток. Если высота щётки меньше установленного предела, то щёткодержатель следует заменить.

Предельное допускаемое значение: 7,0 мм

2. Если производилась зачистка контактной поверхности щётки или замена щёткодержателя, то щётки следует притереть к коллектору, обёрнутому стеклянной абразивной шкуркой.

ЯКОРЬ

1. Проверьте наличие короткозамкнутых витков в обмотке якоря:

2. Установите якорь в дефектоскоп.

ВНИМАНИЕ

Предварительно не забудьте тщательно очистить поверхность якоря.

3. Медленно вращайте якорь, установив тонкую полоску стали параллельно его оси.

Якорь исправен, если стальная полоска не притягивается и не вибрирует во время вращения якоря.

4. Проверьте состояние изоляции между ламелями коллектора и сердечником якоря.

Замыкание обмоток якоря на корпус не допускается.

5. Проверьте сопротивление между пластинами коллектора, к которым подсоединяются выводы секций обмотки. Если цепь замкнута,то обрывов якорной обмотки нет.

ТЯГОВОЕ РЕЛЕ

1. Проверка обрыва обмотки реле

• Проверьте сопротивление между выводом "М" и корпусом тягового реле (точка "А").

• Если цепь разорвана, то следует заменить тяговое реле.

2. Проверка сопротивления между контактными болтами

• Проверьте сопротивление между выводами

"М" и "В" тягового реле.

• Если цепь окажется замкнутой, то следует заменить тяговое реле.

3. Проверка контактного диска реле

• Сильно надавите на якорь тягового реле (как показано на рисунке). При этом контактный диск должен замкнуть контакты реле.

Удерживая якорь реле, измерьте сопротивление между выводами "М" и "В" тягового реле.

• Если цепь разорвана, то следует заменить тяговое реле.

autoruk.ru

Как проверить обмотку стартера: диагностировать замыкание обмотки

Как проверить обмотку стартера

Пусковое устройство под названием стартер является одним из принципиальных узлов машины. Если пускатель перестаёт нормально функционировать, проблема отражается на запуске двигателя. Из этой статьи вы узнаете, как проверить обмотку стартера и другие элементы, а также – что следует предпринять.

Основные признаки неисправности пускателя

Эксперты пишут, что главные предпосылки для поломки пускового устройства находятся в АК, втягивающем реле и в обмотке. Последняя просто оплавляется, что приводит к замыканию.

Как проявляется проблемаПричина неисправностиМетод устранения
При включении стартера якорь не вращается, тяговое реле не срабатываетНеисправна или полностью разряжена аккумуляторная батареяЗарядите батарею или замените
Сильно окислены полюсные выводы аккумуляторной батареи и наконечники проводов; слабо затянуты наконечникиОчистите полюсные выводы и наконечники проводов, затяните и смажьте вазелином
Межвитковое замыкание во втягивающей обмотке тягового реле, замыкание ее на массу или обрывЗамените тяговое реле
Обрыв в цепи питания тягового реле стартераПроверьте провода и их соединения в цепи между штекерами «50» стартера и выключателя зажигания
Не замыкаются контакты «30» и «50» выключателя зажиганияЗамените контактную часть выключателя зажигания
Заедание якоря тягового релеСнимите реле, проверьте легкость перемещения якоря
При включении стартера якорь не вращается, или вращается слишком медленно, тяговое реле срабатывает
Неисправна или разряжена аккумуляторная батареяЗарядите батарею или замените
Окислены полюсные выводы аккумуляторной батареи и наконечники проводов; слабо затянуты наконечникиОчистите полюсные выводы и наконечники проводов, затяните и смажьте вазелином
Ослабло крепление наконечников провода, соединяющего силовой агрегат с кузовом или с выводом «минус» аккумуляторной батареиПодтяните крепления наконечников провода
Окислены контактные болты тягового реле или ослабли гайки крепления наконечников проводов на контактных болтахЗачистите контактные болты, затяните гайки крепления проводов
Подгорание коллектора, зависание щеток или их износЗачистите коллектор, замените щетки
Обрыв или замыкание в обмотках статора или якоряЗамените статор или якорь
Замыкание щеткодержателя «положительной» щетки на массуУстраните замыкание или замените крышку со стороны коллектора
При включении стартера тяговое реле многократно срабатывает и отключается
Причина неисправностиМетод устранения
Разряжена аккумуляторная батареяЗарядите батарею
Большое падение напряжения в цепи питания тягового реле из-за сильного окисления наконечников проводовПроверьте провода и их соединения в цепи от аккумуляторной батареи до штекера «50» стартера
Обрыв или замыкание в удерживающей обмотке тягового релеЗамените тяговое реле

Тестирование обмотки

Рекомендуется тестировать стартерную обмотку специальным прибором – дефетоскопом. Если его нет, то подойдёт лампочка на 220 В.

Чем грозит замыкание обмотки

Принцип тестирования обмотки ничем не отличается от обычных проверок электрических элементов. Если в качестве прибора для измерения выбрана лампочка, то её следует подключить последовательно между корпусом пускового устройства и обмоткой. Иными словами, один вывод измерителя фиксируется на корпус, а другой – к выводу обмотки.

Тот вывод индикатора, который подключается к обмотке, нужно последовательно подключить сначала к одному, а затем – к другому выводу обмотки. Индикатор загораться не должен, иначе это будет свидетельствовать о наличии пробоя.

Проверить состояние обмотки пускового устройства можно также с помощью мультиметра. Прибором надо измерить сопротивление обмотки – должно быть в пределах 10 кОм. Мультиметр часто используется для проверки обмотки. Только нужно выставить прибор в режим мегомметра или прозвонки.

Как известно, в пусковом устройстве две обмотки – статорная и роторная. Выше было описано, как проверять обмотку на статоре. Что касается тестирования роторной обмотки, то проводится это так: контрольная лампа включается в электрозетку 220 В одним концом, а другим выводом – прикладывается к коллекторной пластинке. Также последовательно нужно приложить вывод контрольной лампы на сердечник. В случае загорания индикатора, перемотка обмотки неизбежна. Вероятнее также, потребуется полная замена ротора.

Таким образом, диагностика неисправностей обеих обмоток проводится с помощью различных приборов, которые при тестировании дают возможность определить замыкания и разрывы. Важно перед проверкой убрать все дефекты внешнего характера, зачищая поверхности мелкой шкуркой. Можно для зачистки использовать также болгарку, но аккуратно.

Подробная схема стартера

В процессе тестирования обмоток пускового устройства важно проверить также якорь стартера, на который нужно подать ток 12 В с АКБ напрямую, в обход реле. Можно считать, что с якорем устройства всё в порядке, если он начнёт крутить после такой подачи напряжения. Напротив, если пускатель никак не отреагирует на подачу напряжения, значит, проблема с якорем или щётками. Разборка пускового устройства поможет определить неисправность конкретно.

Как правило, основные сложности с якорем связаны бывают с пробоем обмотки на корпус (можно определить проверкой сопротивления — омметром), распайкой выводов коллектора (бывает видно при внешнем осмотре) и межвитковым замыканием.

Представляем видео о том, как проверить якорь стартера

О замыкании обмотки можно судить и по внешним признакам. Например, если просматриваются выгоревшие ламели, стружка и другие частички внутри обмотки, однозначно это свидетельствует о замыкании.

Как платить за БЕНЗИН В ДВА РАЗА МЕНЬШЕ

  • Цены на бензин растут с каждым днем, а аппетит автомобиля только увеличивается.
  • Вы бы рады сократить расходы, но разве можно в наше время обойтись без машины!?
Но есть совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Подробнее об этом по ссылке.

загрузка...

ozapuske.ru

Проверка технического состояния стартеров

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Электрооборудование автомобилей

Проверка технического состояния стартеров

Внешним осмотром определяют состояние выводных зажимов стартера, тягового реле, рабочей поверхности контактного диска и торцов контактных болтов тягового реле, коллектора и щеток, шестерни, рычага привода и пружин. Проверяют осевой люфт вала якоря, который не должен превышать 1,0 мм.

Привод стартера должен свободно, без заеданий, перемещаться по шлицам вала и возвращаться в исходное положение под действием возвратной пружины. Якорь не должен вращаться при повороте шестерни привода в направлении рабочего вращения.

Поднимают щеТки и проверяют легкость вращения якоря в подшипниках. Вращают якорь рукой.

Измеряют высоту щеток и заменяют их, если они изношены более допустимого значения.

Проверка давления пружин щеткодержателей динамометром. Приподнимают щетку и подкладывают под нее полоску бумаги. Зацепляют крючок динамометра за канатик щетки и одной рукой оттягивают щетку динамометром, располагая его вдоль оси щетки, а второй — тянут за полоску бумаги. Усилие давления пружины замеряют в момент свободного перемещения полоски бумаги. Ослабевшую пружину заменяют.

Регулировка привода стартеров. В стартерах СТ117, СТ113-Б, СТ130 винтом, расположенным в крышке, устанавливают шестерню в исходное положение. При этом расстояние А между торцом шестерни и плоскостью фланца крышки должно быть 32—35 мм. Шестерня устанавливается в исходное положение под действием пружины. Для определения момента замыкания цепи нужно включить две контрольные лампы между стартером и батареей. Лампа, подключенная к зажиму КЗ, должна включаться немного раньше или одновременно с другой лампой.

Рис. 1. Регулировка привода стартеров: а- СТ117, СТ113-Б, СИЗО; б – СТ230

Сняв крышку, закрывающую якорек тягового реле, нажатием на якорек перемещают его до момента замыкания контактным диском зажимов тягового реле; при этом положении контрольные лампы будут гореть, а расстояние между торцом шестерни и торцом упорного кольца должно быть 3—5 мм. При необходимости расстояние регулируют ввертыванием или вывертыванием винта после снятия пальца, соединяющего винт с рычагом.

В стартерах СТ230-А, СТ230-Б, СТ230-К исходное положение шестерни регулируют поворотом эксцентриковой оси рычага привода. Расстояние А должно быть не более 34 мм. Затем проверяется расстояние Б при включенном тяговом реле, для чего к зажиму и корпусу тягового реле подключают аккумуляторную батарею напряжением 12В. Во включенном положении зазор между торцом шестерни 5 и упорным кольцом 4 должен быть равным 3—5 мм.

В стартере СТ221 привод не регулируется. Расстояние А должно быть 21,3 21,5 мм. Изношенные детали привода и тягового реле заменяются.

В стартере СТ142 зазор между втулкой шестерни привода и упорной шайбой 29 при включенном тяговом реле в момент замыкания контактного диска с торцами зажимов должен быть 0,5—2,0 мм. Затем между шестерней и упорной шайбой устанавливают прокладку толщиной 23 мм. При включенном тяговом реле контактный диск не должен замыкаться с зажимами. Замыкание контактов определяется контрольной лампочкой.

Регулировку привода производят поворотом эксцентриковой оси рычага, на которой установлен фланец о шестью регулировочными отверстиями. Фланец проворачивается до совпадения отверстий с резьбовыми отверстиями крышки, затем вновь проверяется регулировка привода.

В стартере СТ103 в момент начала замыкания контактного диска с торцами зажимов тягового реле должен быть зазор 11,7 мм между торцом шестерни и упорным кольцом . Регулировка производится винтом при отсоединении тяги от рычага.

Рис. 2. Схема включения (а) и устройство (б) приборов при испытании стартера: 1— стартер; 2 — тяговое реле; 3 — выключатель; 4 — амперметр; 5 — вольтметр; 6 — шестерня привода; 7 — рычаг; 8 — указатель; 9 — датчик; 10 — шток; 11 — диафрагма

Испытание стартера в режиме холостого хода. Подключают стартер по схеме, приведенной на рис. 2, к исправной заряженной аккумуляторной батарее. Включают стартер и через 30 с измеряют силу потребляемого тока, частоту вращения якоря и напряжение на зажимах стартера. Частота вращения якоря измеряется тахометром.

Стартер считается исправным, если замеренные величины соответствуют техническим условиям. Причинами большой силы тока и меньшей частоты вращения якоря могут быть перекос крышек, чрезмерный износ втулок, изгиб вала и т. п.

Испытание стартера в режиме полного торможения На шестерне стартера закрепляется рычаг. Свободный конец рычага должен опираться на шток. Сдатчика гидравлического динамометра. Динамометр состоит из датчика и указателя, соединенных между собой трубкой. Датчик заполнен маслом. Указатель динамометра представляет собой обычный манометр, шкала которого с учетом длины рычага проградуирована в кгс-м. Усилие от шестерни стартера через рычаг передается на шток /Сдатчика. Шток через диафрагму сжимает масло. Давление масла передается по трубке в указатель и вызывает отклонение стрелки. При испытании включают стартер на 3—4 с и замеряют силу потребляемого тока, напряжение и вращающий момент.

Стартер считается исправным, если замеренные величины соответствуют техническим условиям. Если в режиме полного торможения якорь стартера проворачивается, то это свидетельствует о пробуксовке муфты свободного хода.

Большая сила потребляемого тока и малый вращающий момент могут быть при замыкании обмотки возбуждения или обмотки якоря на корпус, витковом замыкании в катушках обмотки возбуждения, замыкании пластин коллектора или замыкании изолированных щеткодержателей. Малый вращающий момент и малая сила тока могут быть при износе щеток, окислении или замасливании коллектора, ослаблении пружин щеткодержателей и окислении контактов тягового реле.

Неисправный стартер разбирается для проверки состояния обмоток (возбуждения и якоря), щеткодержателей и реле.

Проверка обмотки возбуждения электродвигателя стартера на обрыв и замыкание с корпусом производится контрольной лампой напряжением 220—500 В.

Проверка якоря на замыкание обмотки или пластин коллектора с сердечником (корпусом) производится контрольной лампой напряжением 220—500 В, подключаемой к пластинам коллектора и корпусу (валу, сердечнику) якоря.

Проверку якоря на межвитковое замыкание или замыкание пластин коллектора можно произвести с помощьюпортативного дефектоскопа ПДО-1. Порядок проверки обмотки якоря такой же, как и проверки обмотки статора генератора на межвитковое замыкание.

Рис. 3. Схема включения приборов при проверке реле включения

Проверка и регулировка реле включения. Подключают проверяемое реле, включают выключатель (рис. 3), реостатом устанавливают минимальное напряжение, а затем плавно повы шают его, наблюдая за показаниями вольтметра и контрольными лампами. Замеряют напряжение момента замыкания контактов при включении ламп. Лампа должна включаться немного раньше или одновременно с лампой. Контакты реле должны замыкаться при напряжении 6—9 В.

Напряжение замыкания контактов реле регулируют изменением усилия натяжения пружины. Например, для увеличения напряжения замыкания контактов следует усилить натяжение пружины, для чего отгибают серьгу вниз. Затем реостатом плавно уменьшают напряжение и замеряют его в момент размыкания контактов реле. В исправном реле контакты размыкаются при напряжении 2—4 В.

Зазор между якорьком и сердечником (0,5—0,6 мм) регулируют подгибанием ограничителя подъема якорька, а зазор между контактами (0,4—0,5 мм) регулируют изменением высоты стоек. Стартеры проверяются на стендах Э-211, 532-М, КИ-968 и др.

Читать далее: Система контроля автомобиля

Категория: - Электрооборудование автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Стартер и аппараты системы пуска

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Электрооборудование автомобилей

Стартер и аппараты системы пуска

Приборы системы пуска, особенно стартеры, во время эксплуатации подвержены большим нагрузкам. Электродвигатели стартеров потребляют большую силу тока, поэтому неумелое пользование стартером приводит к его преждевременному отказу. Следует также учитывать, что стартер расположен на автомобиле в таком месте, где он подвергается воздействию пыли, влаги, грязи и масла, что способствует разрушению изоляции электродвигателя и поломкам механизма привода.

Наиболее часто встречающиеся неисправности стартеров и приборов системы пуска следующие: износ подшипников якоря электродвигателя стартера; замасливание и износ щеток и коллектора; замыкание щеткодержателей с корпусом; ослабление пружин щеткодержателей; замыкание обмоток на корпус; междувитковые замыкания в обмотках; обрыв обмоток; заедание подвижных деталей привода стартера, пробуксовка или заклинивание муфты свободного хода; обрыв обмоток тягового реле стартера; нарушение регулировки реле включения и привода стартера.

Неисправности электродвигателя стартера. Износ подшипников якоря возникает в результате длительной работы стартера, особенно при недостаточной смазке. Износ подшипников приводит к уменьшению зазора между сердечником якоря и полюсными сердечниками, в результате чего

может появиться задевание. При этом затрудняется вращение якоря и повышается шум во время работы стартера. Кроме того, может произойти замыкание обмотки якоря на корпус. Изношенные подшипники (втулки) заменяют.

Перемещением якоря вдоль оси проверяют осевой люфт вала якоря. Требуемый люфт (0,1—0,7 мм) регулируют установкой шайб со стороны привода между крышкой и упорным кольцом. У стартера 29.3708 шайбы устанавливают на вал со стороны коллектора. Осевой люфт должен быть 0,07—0,7 мм.

Замасливание щеток и коллектора увеличивает сопротивление в цепи обмоток электродвигателя, а поэтому снижаются потребляемая им сила тока и мощность электродвигателя стартера. Замасленные коллектор, щетки и щеткодержатели протирают чистой тряпкой.

Износ щеток и коллектора сопровождается уменьшением усилия прижатия щеток к коллектору, что снижает силу тока в цепи стартера. Кроме того, металлографитная пыль, образующаяся при износе щеток и коллектора, оседает на поверхности крышки и может вызвать замыкание изолированных щеток на корпус, что приведет к отказу в работе стартера.

Измеряют высоту щеток и заменяют их, если они изношены более допустимого значения. Изношенный коллектор протачивают, а потом шлифуют.

Проверяют подвижность щеток в щеткодержателях, для чего приподнимают крючком пружину и, слегка дергая за канатик щетки, перемещают ее в щеткодержателе. Щетки должны перемещаться легко, без заедания.

Замыкание щеткодержателей с корпусом проверяется лампой под напряжением 220В.

Ослабление пружин щеткодержателей бывает при продолжительных включениях стартера, когда происходит перегрев щеткодержателей. При такой неисправности уменьшается усилие прижима щеток к коллектору и снижается сила тока в цепи электродвигателя.

Измеряют усилие давления пружины на щетки динамометром. Для этого необходимо приподнять щетку и положить между ней и коллектором полоску тонкой бумаги. Затем крючком динамометра зацепить за конец пружины и, расположив динамометр вдоль оси щетки, приподнять ее до свободного передвижения полоски бумаги. В этот момент отметить показание движка динамометра. В случае уменьшения усилия давления пружины более чем на 25% от номинальной величины даже при малом износе щетки необходимо пружину заменить. Для увеличения усилия давления пружины можно подогнуть кронштейн подвески пружины.

Рис. 1. Извлечение щетки стартера и проверка ее подвижности в щеткодержателе

Рис. 2. Проверка изоляции щеткодержателей стартера

Рис. 3. Опеределение усилия давления пружины на щетку

Рис. 4. Регулировка усилия давления пружины

Рис. 5. Проверка обмотки возбуждения на замыкание с корпусом

Рис. 6. Проверка обмотки якоря на замыкание с корпусом

Замыкание обмоток возбуждения и якоря на корпус происходит при механическом или тепловом разрушении изоляции проводов. В случае замыкания обмотки возбуждения на корпус происходит закорачивание части обмотки, что значительно снижает магнитный поток. При этом уменьшается крутящий момент и мощность электродвигателя стартера. Катушки обмотки возбуждения с поврежденной изоляцией заменяют на исправные. Если произошло замыкание обмотки якоря на сердечник (корпус), то в цепи электродвигателя проходит ток чрезмерно большой силы, а якорь не вращается. Якорь с поврежденной изоляцией обмотки подвергается ремонту или заменяется.

Замыкание обмотки возбуждения на корпус определяют лампой напряжением 220 В. Один щуп (проводник) от лампы соединяют с корпусом, а другой присоединяют к выводу обмотки. Лампа будет гореть, когда обмотка замкнута на корпус.

Замыкание обмотки якоря на корпус определяют, когда один щуп лампы, включенной в сеть напряжением 220В, присоединяют к любой пластине коллектора, а другой щуп—к сердечнику или валу якоря. Если лампа горит, то обмотка замкнута на корпус.

Междувитковое замыкание в обмотках возникает вследствие теплового разрушения изоляции при перегреве большой силой тока. Обычно изоляция становится хрупкой и разрушается. При междувитковом замыкании в катушках обмотки возбуждения и обмотке якоря уменьшается магнитный поток и, следовательно, снижаются крутящий момент и мощность электродвигателя стартера.

Междувитковое замыкание обмотки якоря определяется специальными приборами.

Проверка состояния обмоток стартеров на приборе Э236. Прибор Э236 предназначен для проверки якорей генераторов постоянного тока, стартеров и электродвигателей постоянного тока с диаметром 25—180 мм, обмоток и состояния изоляции узлов стартеров, генераторов и электродвигателей. Внутри корпуса размещен дроссель с разомкнутым магнитопроводом, полюсы которого выведены наружу. На верхней панели корпуса находятся микроамперметр, переключатель вида проверок, предохранитель, сигнальные лампы («Сеть»), рукоятка для регулировки чувствительности прибора и кронштейны для крепления щупов, которые проводами соединены с электрической схемой прибора.

Щуп замыкает цепь проверки только при нажатии на рукоятку. В свободном состоянии цепь разомкнута. Щуп имеет подвижную и неподвижную пластины. С помощью подвижной пластины изменяется расстояние между ними, что необходимо для проверки якорей с разной шириной пластин коллектора.

Перед любым видом проверки и перед включением прибора в сеть (вилкой) переключатель должен находиться в положении «Выкл». Щупы должны находиться в кронштейнах.

Проверка обмотки якоря на обрыв. Устанавливают якорь стартера на полюсы прибора, приспособление устанавливают на валу якоря, щупы прижимают к двум соседним пластинам коллектора.

Переключатель переводят в положение «1». Поворотом рукоятки устанавливают стрелку индикатора на середину шкалы. Приспособлением поворачивают якорь в полюсах прибора, поочередно переводя пластины контактного устройства щупа на соседние пластины коллектора для проверки всех секций обмотки.

Если в секции имеется обрыв, то стрелка индикатора не отклонится от нулевого деления шкалы при касании пластины коллектора, к которой припаяна эта секция.

Проверка обмотки якоря на замыкание с валом или сердечником. Переключатель устанавливают в положение «1», нажимают на рукоятку щупа, штырь которого упирают поочередно в пластины коллектора. Если в якоре имеется замыкание обмотки с валом или сердечником, то лампа загорится.

Проверка обмотки якоря на междувитковое замыкание. Переключатель устанавливают в положение «1», щуп прижимают к двум соседним пластинам коллектора. Поворотом рукоятки устанавливают стрелку индикатора на середину шкалы. Прижимая пластины контактного устройства к пластинам коллектора, с помощью приспособления поворачивают якорь на несколько миллиметров в одну и другую сторону для достижения максимального отклонения стрелки прибора. Это показание запоминают.

Приспособлением поворачивают якорь стартера, переводя пластины контактного устройства поочередно с одной пластины коллектора на другую (соседнюю). Таким образом проверяются все секции обмотки. Показания прибора не должны отличаться более чем на одно деление шкалы. Если при касании пластин коллектора стрелка индикатора переместится к нулевой отметке шкалы, то это говорит о том, что секция обмотки имеет короткое замыкание между витками близко к коллектору. Если показания индикатора будут ниже, то замыкание имеется между витками в центре якоря или на противоположном коллектору конце якоря.

Рис. 7. Прибор Э236 для проверки якорей генераторов, стартеров и электродвигателей

Рис. 8. Проверка обмотки якоря на обрыв

Рис. 9. Проверка обмотки якоря на замыкание с валом или сердечником

Рис. 10. Проверка обмотки якоря на междувитковое замыкание

Рис. 11. Проверка обмотки возбуждения на обрыв

Рис. 12. Проверка обмотки возбуждения на замыкание с корпусом

Проверка должна производиться при неизменном положении щупа относительно полюсов прибора. Необходимо учитывать, что якоря стартеров имеют только или витка в каждой секции, а сам провод из-за большой толщины имеет незначительное сопротивление, вследствие этого отклонение стрелки индикатора зависит от места замыкания и от прочности контакта в месте замыкания обмотки. Поэтому показания указателя прибора могут отличаться лишь на несколько делений шкалы.

Наличие междувиткового замыкания эффективнее проверять с помощью стальной пластины. Для этого переключатель устанавливают в положение «2». Приспособлением поворачивают якорь вокруг оси в полюсах прибора, одновременно стальной пластиной касаясь поверхности сердечника якоря. При наличии короткого замыкания в какой-либо секции обмотки пластина будет вибрировать над пазами, в которые уложена эта секция.

Проверка обмотки возбуждения на обрыв. Переключатель устанавливают в положение «1», специальной перемычкой соединяют свободный конец обмотки с корпусом прибора и щупом нажимают на вывод обмотки. Если обрыва нет, лампа будет гореть.

Проверка обмотки возбуждения стартера на замыкание с корпусом. Вывод обмотки соединяют перемычкой с корпусом прибора. Переключатель устанавливают в положение «1», затем щупом 9 нажимают до упора в корпус стартера. Если лампа горит, то обмотка замыкает с корпусом. Обмотку можно проверить, уложив корпус с обмоткой на полюсы прибора. Тогда щуп контактного устройства упирают в наконечник любого вывода обмотки.

Неисправности привода стартера. Заедание подвижных деталей привода на валу якоря происходит вследствие загрязнения шлицев и образования налета на поверхности вала от износа бронзовых подшипников втулки шестерни.

При проверке перемещают рукой шестерню с муфтой по шлицам вала к переднему подшипнику. Она должна свободно, без заеданий перемещаться по шлицам вала и возвращаться в исходное положение под действием возвратной пружины. Если привод перемещается по валу с трудом или не возвращается, его разбирают и удаляют налет с вала шлифовальной шкуркой. Вал якоря и внутреннюю поверхность винтовых шлицев смазывают тонким слоем графитной смазки либо ЦИАТИМ-201 или -202.

Пробуксовка роликовой муфты свободного хода происходит в результате износа роликов и пазов в обойме ступицы шестерни, а также из-за загрязнения внутренней полости муфты, что приводит к зависанию плунжеров или роликов.

Неисправная муфта промывается бензином или заменяется. После промывки муфту опускают в моторное масло на 3—5 мин. Проверить муфту свободного хода на пробуксовку можно динамометрической рукояткой. Для этого к шестерне прикладывается момент, превышающий в 2,5 раза крутящий момент стартера. У исправной муфты шестерня не должна проворачиваться. Вращение шестерни в противоположном направлении должно быть свободным, без заеданий.

Заклинивание роликовой муфты свободного хода происходит в результате несвоевременного отключения стартера при работающем двигателе. В случае заклинивания муфты после запуска двигателя значительно увеличивается частота вращения якоря электродвигателя стартера, что приводит к «разносу» якоря.

Пробуксовка храповичной муфты свободного хода стартера СТ142 двигателя КамАЗ происходит в результате заедания ведущей полумуфты на шлицах втулки. Для устранения пробуксовки муфту нужно снять и вынуть стопорные кольца. После разборки детали муфты промывают бензином. Ведущая полумуфта должна свободно перемещаться по спиральным шлицам втулки, а сухари — по штифтам. У собранной муфты при вращении шестерни от руки прослушивается ясное характерное «щелканье» храповика. Перед сборкой детали храповичной муфты смазывают моторным маслом.

Неисправности тягового реле. Окисление и подгорание контактных поверхностей болтов силовых клемм и контактного диска тягового реле возникают в результате сильного искрообразования в момент разрыва тока при выключении электрической цепи. Из-за окисления контактных поверхностей увеличивается сопротивление цепи, вследствие чего уменьшаются сила тока и мощность электродвигателя. При этом снижается частота вращения коленчатого вала двигателя или вал не вращается совсем. При многократных включениях реле благодаря ударам контактного диска о торцы болтов клемм окисная пленка может отслоиться и стартер будет включаться вновь. Окисление и подгоревшие поверхности торцов головок контактных болтов и диска (или контактной пластины) зачищают напильником или шлифовальной шкуркой, а затем шлифуют. При сильном износе головок болтов, диска (пластины) болты поворачивают на 180° вокруг оси, а диск (пластину) переворачивают другой стороной. При сборке тягового реле необходимо правильно устанавливать на место наконечник проводов втягивающей обмотки.

Рис. 13. Проверка муфты свободного хода на пробуксовку

Рис. 14. Снятие стопорных колец со стороны шестерни (о) и электродвигателя (б) при разборке храповичной муфты стартера СТ142

Рис. 15. Проверка втягивающей обмотки тягового реле стартера: а — СТ230А, СТ230Б; б — СТ230К, СТ230Б-2; в — СТ117; г — 29.3708

Обрыв обмоток тягового реле обычно возникает в местах пайки концов обмоток к клеммам реле. В случае обрыва втягивающей обмотки тяговое реле не будет срабатывать. При обрыве удерживающей обмотки втягивающая обмотка обеспечит включение цепи стартера, но в момент замыкания контактного диска с торцами клемм эта обмотка закорачивается и тока в ней не будет. В результате возвратная пружина выведет шестерню привода из зацепления с венцом маховика, а пружина отключит контактный диск от торцов болтов клемм реле. В этот момент втягивающая обмотка снова подключается в цепь батареи, якорек втягивается внутрь реле и вводит шестерню привода в зацепление с венцом маховика, а контактный диск вновь замыкается с болтами клемм. В результате повторяющихся включений и выключений шестерни привода с венцом маховика будут слышны характерные частые резкие удары.

Рис. 16. Проверка удерживающей обмотки тягового реле стартера: а — СТ230А, СТ230Б; б — СТ230К, СТ230Б-2; в — СТ117; г — 29.3708

Обрыв обмоток определяют подключением проверяемой обмотки к аккумуляторной батарее. При проверке обмоток тягового реле отключают от него клемму провода от электродвигателя. Для проверки втягивающей обмотки проводники от батареи подключают к клеммам реле.

Рис. 17. Проверка тягового реле стартера 29.3708: а — установка прокладки; б— схема проверки

При исправной обмотке якорь резко втягивается в реле. Для проверки удерживающей обмотки один провод от батареи подключают к корпусу, а другой к клемме реле. При исправной обмотке якорь будет мягко втягиваться в реле.

В стартере 29.3708 перед проверкой тягового реле проверяется легкость перемещения шестерни с муфтой свободного хода по шлицам вала якоря. Проверка производится по схеме, показанной на рис. 17. Между упорным кольцом и шестерней стартера устанавливается прокладка толщиной 12,8 мм. Установив ползунок реостата в такое положение, при котором вольтметр будет регистрировать минимальное напряжение, включают цепь и реостатом плавно увеличивают напряжение, подводимое к обмоткам тягового реле. Напряжение, при котором шестерня стартера коснется прокладки (напряжение включения), должно быть не более 9В.

Неисправности реле включения. Окисление контактов реле включения происходит вследствие искрообразования между ними в момент их размыкания. Увеличение переходного сопротивления окисленных контактов вызывает снижение силы тока в обмотках тягового реле, что может сделать невозможным его срабатывание, и стартер работать не будет. Окисленные контакты зачищают.

Нарушение регулировки реле включения приводит к невозможности включения стартера даже при исправной и заряженной батарее. Зазор 0,5—0,6 мм между якорьком и сердечником реле устанавливают при регулировке подгибанием ограничителя подъема якорька. Зазор 0,4— 0,5 мм между контактами устанавливают изменением высоты стоек контактов. При выпрямлении изгиба стойки зазор уменьшается, а при увеличении изгиба — повышается.

Рис. 18. Регулировка зазоров в реле включения стартера между якорьком и сердечником (а), между контактами (б)

Рис. 19. Проверка реле включения стартера по напряжению замыкания контактов (а) и от аккумуляторной батареи (б)

Рис. 20. Регулировка исходного положения шестерни привода стартеров СТ113, СТ117, СТ130

Для проверки момента замыкания контактов устанавливают ползунок реостата на наименьшее показание вольтметра и замыкают цепь. Плавным перемещением движка реостата увеличивают напряжение, подводимое к клеммам «К» обмотки реле, контролируя напряжение замыкания контактов по характерному щелчку, возникающему при замыкании контактов и по свечению ламп. Контакты реле должны замыкаться при напряжении 6—9 В. В случае замыкания контактов при напряжении ниже 6 В надо отогнуть вниз кронштейн крепления пружины, что усилит ее натяжение. Если контакты реле замыкаются при напряжении более 9 В, то кронштейн отгибают вверх для ослабления натяжения пружины. Отрегулировать реле включения можно и с использованием лишь аккумуляторной батареи, для чего клеммы «К» реле подключают на выводы трех последовательно соединенных аккумуляторов батареи (6 В), наблюдая за положением контактов. Контакты не должны замыкаться. Затем подключают провода на выводы четырех последовательно соединенных аккумуляторов батареи. При таком напряжении (8 В) питания обмотки контакты реле должны замыкаться. В случае необходимости момент замыкания контактов регулируют изменением натяжения пружины.

Регулировка привода стартера. В стартерах СТ117, СТ113Б, СТ130 винтом, расположенным в крышке тягового реле, устанавливают шестерню привода в исходное положение. При этом расстояние между торцом шестерни и плоскостью фланЦа крышки должно быть 32—35 мм. Затем проверяют расстояние между торцом шестерни и упорным кольцом в момент замыкания контактов тягового реле, для чего, сняв крышку, закрывавшую якорек тягового реле, нажатием на якорек перемещают его до момента замыкания клемм контактным диском тягового реле. Для определения момента замыкания клемм к тяговому реле подключают две лампы. Лампа, подключенная к клемме «КЗ», должна включаться немного раньше или одновременно с другой лампой. Расстояние Б=34-5 м регулируют завертыванием или ввертыванием винта в якорек. Перед этим следует снять палец, соединяющий винт с рычагом привода.

Рис. 21. Регулировка расстояния между шестерней и упорным кольцом в стартерах СТ113, СТ117, СИЗО: а — схема включения; б — измерение расстояния; в — регулировка

Рис. 22. Регулировка исходного положения шестерни стартера СТ230

В стартерах СТ230 расстояние от торца шестерни до плоскости фланца крышки регулируют поворотом эксцентриковой оси рычага привода. Расстояние должно быть не более 34 мм. Затем проверяется расстояние между торцом шестерни и упорным кольцом при включенном тяговом реле, для чего к клемме обмоток и корпусу тягового реле подключают аккумуляторную батарею. Расстояние 3—5 мм регулируют поворотом эксцентриковой оси рычага привода. При этом проверяется и предыдущая регулировка.

В стартере СТ142 расстояние между втулкой шестерни привода и упорной шайбой при включенном тяговом реле должно быть 0,5—2,0 мм. При этом клеммы тягового реле должны быть замкнуты. Затем между торцом шестерни и упорной шайбой устанавливают прокладку толщиной 23 мм. Клеммы реле не должны замыкаться. Замыкание клемм определяется контрольной лампой.

Регулировку привода производят поворотом эксцентриковой оси рычага, на которой установлен фланец с шестью регулировочными отверстиями. Фланец поворачивают до совпадения отверстий с резьбовыми отверстиями крышки. Затем вновь проверяется регулировка привода.

В стартере СТ103 в момент начала замыкания клемм тягового реле должен быть просвет 11,7 мм между торцом шестерни и упорным кольцом. Регулировка просвета производится так же, как у стартера СТ117.

В стартерах СТ221 и 29.3708 привод не регулируется. Расстояние А должно быть 21,3—21,5 и 23,1 — 21,6 мм соответственно. Изношенные детали привода и тягового реле заменяют.

Испытание стартеров. Испытание стартеров производится с исправной заряженной аккумуляторной батареей такой же емкости, как и у батареи, с которой работает проверяемый стартер. Испытывается стартер в двух режимах: режиме холостого хода и режиме полного торможения якоря.

Для испытания стартера 29.3708 необходимо изготовить специальную технологическую крышку с втулкой диаметром 11,5 мм для фиксации вала якоря. Крышка крепится болтами к крышке стартера со стороны привода через отверстия во фланцах крепления стартера.

Рис. 23. Регулировка расстояния между шестерней и упорным кольцом в стартере СТ230: а — схема включения; б — измерение и регулировка расстояния

Рис. 24. Установка шестерни привода в стартере СТ142: а — схема включения; б— проверка расстояния между торцом шестерни и упорным кольцом

Рис. 25. Проверка расстояния между торцом шестерни привода и фланцем в стартере СТ221

Рис. 26. Испытание стартера: а — схема включения; б — измерение частоты вращения; в — измерение крутящего момента

Испытание в режиме холостого хода. Через 30 с после включения стартера по показанию амперметра определяют силу тока, а частоту вращения якоря стартера замеряют подставным тахометром. При замере резиновый наконечник валика тахометра упирают в торец вала якоря стартера (со стороны привода).

Испытание в режиме полного торможения. На зубьях шестерни привода закрепляют рычаг и соединяют его с пружинным динамометром. Стартер включают на 3—4 с и считывают показания амперметра, вольтметра и динамометра. Крутящий момент Мкр электродвигателя стартера определяют умножением силы Р (в килограммах силы), регистрируемой пружинным динамометром, на длину L рычага (в метрах): MKp=PL. Замеренные величины сравнивают с силой тока при полном торможении и наибольшим моментом.

Большая сила потребляемого тока и меньший крутящий момент могут быть при замыкании обмотки возбуждения или обмотки якоря на корпус, междувитковом замыкании в катушках обмотки возбуждения, замыкании пластин коллектора или замыкании на корпус изолированных щеткодержателей. Меньший крутящий момент при небольшой силе тока может быть при зависании или износе щеток, окислении или замасливании коллектора, ослаблении пружин щеткодержателей и окислении контактных поверхностей контактного диска и торцов клемм тягового реле. Вращение якоря стартера при заторможенной шестерне свидетельствует о пробуксовке муфты свободного хода.

Стартер, не удовлетворяющий техническим условиям, разбирается для проверки состояния обмоток, узлов и деталей.

Проверка стартера на стенде Э211. При проверке в режиме холостого хода закрепляют проверяемый стартер в зажиме стенда и подключают его по схеме, приведенной на рис. 134. Рукоятку переключателя батарей устанавливают в положение «12». Рукоятку переключателя рода проверок устанавливают в положение «Стартер». Рукояткой 20 включают стенд. Затем нажимают на кнопку «Пуск» и через 20—30 с работы стартера снимают показания амперметра, а переносным тахометром со стороны привода измеряют частоту вращения якоря.

Рис. 27. Схема испытания стартера на стенде Э211

Рис. 28. Измерение частоты вращения якоря (а) и крутящего момента при испытании стартера в режиме полного торможения (б)

При проверке стартера в режиме полного торможения установку и подключение стартера к стенду проводят так же, как при проверке стартера в режиме холостого хода. Отличием будет лишь установка на стартере специального приспособления с динамометром. Закрепляют замочной шайбой на приспособлении тормозной зубчатый сектор, зацепляющийся с шестерней стартера.

В комплекте принадлежностей стенда имеется несколько зубчатых секторов, и на каждом из них указаны модуль и число зубьев шестерни стартера для подбора комплекта зацепления.

В отверстие приспособления устанавливают гидравлический динамометр (отградуированный в кгс- м) в такое положение, чтобы рычаг приспособления опирался на шток динамометра. Кнопкой «Пуск» включают стартер на 3—4 с и снимают показания амперметра и динамометра. Замеренные величины сравнивают с силой тока при полном торможении и наибольшим моментом, что позволяет определить исправность стартера.

Регламентные работы по техническому обслуживанию системы пуска. При ТО-2 проверяют крепление стартера и проводов к клеммам тягового реле, реле включения и провода от клеммы «К» реле к кузову автомобиля. Подтягивают стяжные болты стартера. Снимают защитную ленту (защитный кожух) и проверяют состояние коллектора, щеток и их пружин и наличие пыли на крышке и щеткодержателе. Пыль со щеткодержателей, крышки и коллектора удаляют продувкой сжатым воздухом. Замасленный или загрязненный коллектор протирают чистой тряпкой, слегка смоченной в бензине.

В стартере СТ103 заливают в каждую масленку по 8—10 капель жидкого моторного масла. В других стартерах подшипники смазывают перед сборкой моторным маслом.

Через 25—30 тыс. км, обычно при подготовке автомобиля к зимней эксплуатации при очередном ТО-2, снимают стартер с двигателя и разбирают его для проверки состояния щеток и их пружин, коллектора, обмоток, деталей и узлов привода, подшипников, тягового реле.

Во избежание вымывания смазки из подшипников не допускается промывать крышки керосином или бензином. После устранения дефектов стартер собирают, уделив особое внимание надежности крепления винтов опоры среднего подшипника. После сборки проверяют легкость вращения якоря и производят регулировку привода шестерни. Затем проверяют стартер на стендах Э211, 532М, КИ968, Э240 и др.

Читать далее: Устройства для облегчения пуска (на примере двигателя КамАЗ)

Категория: - Электрооборудование автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Основные неисправности стартера и их причины

Основными неисправностями стартера могут быть следующие. При включении стартера не срабатывает тяговое реле, якорь не вращается. Причины:

  • неисправность или полная разрядка аккумуляторной батареи;
  • сильное окисление полюсных выводов аккумуляторной батареи и наконечников проводов;
  • слабая затяжка наконечников;
  • отсоединение или обрыв провода тягового реле со стороны стартера или выключателя зажигания;
  • межвитковое замыкание в обмотке тягового реле стартера, обрыв или замыкание на «массу»;
  • заедание якоря тягового реле;
  • неисправность контактной части выключателя.

При включении стартера тяговое реле срабатывает, но якорь не срабатывает или вращается недостаточно интенсивно. Причинами могут быть:

  • разрядка аккумуляторной батареи;
  • окисление полюсных выводов аккумуляторной батареи и наконечников соединительных проводов;
  • ослабление затяжки крепления на контактных болтах тягового реле стартера;
  • подгорание коллектора;
  • зависание щеток или их большой износ;
  • обрыв в обмотке статора или якоря;
  • замыкание изолированного щеткодержателя плюсовой щетки на «массу»;
  • замыкание между пластинами коллектора;
  • межвитковое замыкание в обмотках якоря или статора либо замыкание их на «массу».

Для проверки работоспособности тягового реле стартера в цепь питания обмотки тягового реле вводят вольтметр или амперметр, устанавливают между ограничительным кольцом и шестерней привода прокладку толщиной от 12,8 до 15,0 мм. Толщина прокладки зависит от типа стартера. Затем включают реле. Сила тока питания обмотки не должна превышать 23 А, а напряжение — 9 В. Если эти значения больше, значит, обмотки реле или привода стартера неисправны. Если имеются отклонения рабочих параметров стартера от номинальных, обмотку необходимо проверить, нет ли в ней замыкания.

Проверку обмоток стартера на отсутствие замыкания на «массу» производят при помощи контрольной лампы или тестера. Для проверки отсоединяют вывод обмотки возбуждения от тягового реле, приподнимают изолированные щетки, отсоединяют провод шунтовой катушки от неизолированного щеткодержателя, вынимают щетки из изолированных щеткодержателей, для чего предварительно отворачивают винты крепления щеточных канатиков. Через контрольную лампу подводят напряжение 12 В к выводу обмотки возбуждения и корпусу стартера. Если лампочка загорается, значит, обмотка возбуждения замыкает на «массу».

Таким же способом проверяют, нет ли замыкания на «массу» изолированных щеткодержателей. Напряжение при этом подводят к изолированному щеткодержателю и корпусу стартера. Чтобы убедиться в отсутствии замыкания коллектора или обмотки якоря на «массу», приподнимают неизолированные и изолированные щетки, подводят напряжение к пластинам коллектора и корпусу стартера. Загорание лампочки свидетельствует о замыкании обмотки якоря на «массу». Если обнаружены неисправности деталей, нарушающих работоспособность стартера, их разбирают и ремонтируют.

При включении стартера якорь вращается, а коленчатый вал двигателя не прокручивается. Основными причинами могут быть:

  • пробуксовка муфты свободного хода;
  • поломка рычага выключения муфты или выскакивание его оси;
  • поломка поводкового кольца муфты или буферной пружины;
  • заедание или тугое перемещение привода на винтовой нарезке вала якоря стартера.

Стартер не отключается после пуска двигателя. Основными причинами могут быть:

  • заедание рычага привода;
  • заедание привода на валу якоря стартера или слипание контактов тягового реле;
  • поломка возвратной пружины выключателя зажигания;
  • ослабление или поломка возвратных пружин муфты свободного хода или тягового реле стартера;
  • заедание тягового реле.

Если двигатель заработал, а стартер не выключается, необходимо немедленно выключить зажигание, открыть капот и отсоединить провод, ведущий к реле стартера. Возможной причиной неисправности может быть и перекос стартера. Тогда следует подтянуть болты крепления его корпуса к двигателю.

Основными причинами повышенного шума стартера при вращении якоря могут быть:

  • износ втулок подшипников или шеек вала якоря;
  • ослабление крепления стартера;
  • повреждение зубьев шестерни привода или венца маховика двигателя;
  • поломка крышки со стороны привода;
  • ослабление крепления полюса в корпусе стартера — якорь при вращении задевает за полюс.

Перед разборкой стартер необходимо очистить от пыли и грязи волосяной щеткой и сухой ветошью. При разборке применяют специальные съемники, тиски, прессы. После разборки все узлы и детали промывают и высушивают. Металлические детали моют в ванне со щелочным раствором или керосином. Детали с проводами или обмоткой протирают тряпкой, смоченной в бензине, и продувают сжатым воздухом. После продувки их сушат в электрических сушильных шкафах при температуре 95—100°С в течение часа—полутора. Уплотнительные прокладки из войлока и фетра промывают в чистом бензине.

После очистки и просушки узлы и детали стартера осматривают, проводят необходимые измерения и электрические испытания. Основными дефектами якоря являются разрушение изоляции и обрывы витков обмотки, износ пластин коллектора, риски, канавки и раковины на их поверхностях, задиры и царапины на железе якоря, износ шеек и изгиб вала, износ шлицев у вала якоря. Чтобы обнаружить дефекты обмоток якоря и статора, пользуются специальными приборами, на которых проверяют обрывы и замыкания на «массу». Царапины, риски и задиры на железе устраняют зачисткой мелкозернистой наждачной шкуркой или шлифованием. Если у железа якоря уменьшился диаметр, то под полюсные наконечники устанавливают прокладки. Если износились шейки вала под подшипники, их восстанавливают осталиванием или хромированием. Небольшой износ восстанавливают накаткой с последующим шлифованием до номинального размера.

Изношенные рабочие поверхности коллекторов и контактных колец протачивают на станке, а затем шлифуют шкуркой. Допустимое уменьшение диаметра коллекторов не должно превышать значений, установленных техническими условиями. При меньших диаметрах коллекторы заменяют новыми. Если обмотка имеет внутренние дефекты или разрушение изоляции, то ее снимают и на якорь наматывают новую обмотку: Без перемотки устраняют обрыв намотки или замыкание секций в местах припайки к коллекторным пластинам. Обмотку якоря стартера ремонтируют при разрушении изоляции. Поврежденную изоляцию заменяют. Коллекторы с замкнутыми или расшатанными пластинами не ремонтируют, их заменяют новыми. Электрические или механические повреждения могут иметь корпуса в сборе. Такие повреждения выявляют путем внешнего осмотра и электрических испытаний. Основными дефектами являются межвитковые замыкания обмоток и замыкание на «массу», обрывы в соединениях обмоток и обрывы выводных наконечников. Характерными механическими повреждениями корпусов являются срыв резьбы, забоины на посадочных местах крышек, повреждения шлицев, задиры на поверхности полюсных наконечников, повреждение шлицев винтов крепления полюсных наконечников. Поврежденную резьбу восстанавливают нарезанием резьбы ремонтного размера или постановкой дополнительной де­тали — ввертыша с резьбой номинального размера. Забоины на посадочных местах крышек устраняют напильником; полюсные наконечники с задирами и вмятинами заменяют. Небольшие задиры устраняют растачиванием. Здесь важно обеспечить требуемый радиальный зазор между якорем и полюсными наконечниками путем установки под полюсные наконечники прокладок из трансформаторного железа.

Чтобы устранить неисправности обмоток возбуждения, корпус стартера нужно разобрать. Для этого снимают клеммы и отвертывают винты крепления полюсных наконечников предварительно ослабив их отверткой. Катушки с отсыревшей и промасленной изоляцией просушивают в сушильном шкафу, а затем пропитывают изоляционным лаком. Испорченную межвитковую и наружную изоляцию в обмотках катушек возбуждения стартеров заменяют новой.

Повреждение изоляции и обрывы обмоток, обгорание, окисление и сваривание контактов могут быть причинами неисправностей включателя и реле стартера. Повреждение изоляции и обрывы обмоток устанавливают при помощи конт­рольной лампы. На специальном станке дефектную обмотку перематывают, а состояние контактов выявляют при наружном осмотре. Обгоревшие и окислившиеся контакты зачищают наждачной мелкозернистой шкуркой. Сваренные контакты заменяют новыми.

Основные дефекты крышек, такие как замыкания, трещины, отколы, износ подшипников, поломка или потеря упругости щеткодержателей, износ щеток подлежат ремонту, а изношенные подшипники заменяют новыми. Замыкание на крышку проверяют контрольной лампой, щеткодержатели изолируют от крышки, трещины и отколы в крышках заваривают, а затем зачищают заподлицо.

activeauto.ru