Система смазки двигателя приора 16 клапанов
ВАЗ 2170 | Система смазки
Система смазки
Система смазки F-двигателя выглядит так же, как у изображенного на этом рисунке C-двигателя
В двигателе масло необходимо для смазки узлов, подшипников и трущихся поверхностей. Масло подается в эти места под давлением. Для этого масляный насос всасывает масло через армированный маслоприемный патрубок и направляет его в масляный фильтр. Если фильтр загрязнен или не был своевременно заменен, начинает работать предохранительный клапан. При его открытии фильтр исключается из схемы движения масла. Нефильтрованное масло сильно увеличивает износ подшипников. Из фильтра масло через главную масляную магистраль, где установлен датчик давления масла, и далее через каналы в корпусе двигателя поступает к точкам смазки коленчатого и распределительного вала. От коленчатого вала масло подается к отдельным подшипникам шатуна. Затем смазка через масляные каналы попадает в поддон масляного картера и оттуда снова забирается масляным насосом.
Масляный насос
При полном открытии дроссельной заслонки через систему смазки двигателя проходит до 30 л масла в минуту. Привод масляного насоса устроен в зависимости от типа двигателя по-разному:
- на C-двигателе (1,4 л) масляный насос приводится в действие с помощью приводного вала, работающего непосредственно от распределительного вала.
- на F-двигателе (1,7-/1,8 л, 16-клапанный и дизель) масляный насос приводится в действие зубчатым приводным ремнем промежуточного вала. Как на C-двигателе, так же и на F-двигателе масляный насос с маслоприемным патрубком расположен в поддоне масляного картера.
- На Renault 19 установлен масляный насос шестеренчатого типа, у которого две одинаковые шестеренки входа в зацепление при вращении нагнетают масло от поддона картера к местам смазки.
Температура масла
Температура масла имеет важное значение для эффективной работы двигателя. Правда, масляный термодатчик серийно устанавливался только на 16-клапанном Renault 19. По показаниям термодатчика Вы можете следить за изменением теплового режима двигателя. Температура масла измеряется обычно во фланце масляного фильтра или в поддоне картера. В этих местах температура масла наиболее низкая. В поршневых кольцах, например, температура масла может достигать 300 °C. Более опасны слишком низкие, нежели высокие температуры. При температуре ниже 60 °C масло теряет часть своих свойств, что приводит к повышенному износу двигателя. Поэтому не следует сразу после пуска холодного двигателя давать ему более 3500 оборотов в минуту, по крайней мере, до тех пор, пока масло не достигнет температуры 60 °C. При отсутствии масляного термодатчика можно воспользоваться указателем температуры охлаждающей жидкости. При этом следует помнить, что маслу требуется в 2 раза больше времени для достижения рабочей температуры, чем охлаждающей жидкости. Таким образом, масло достигнет температуры около 60 °C лишь после полного прогрева охлаждающей жидкости.
Давление масла
При t~ 80 °C многосоставное масло вязкости СЕЕТ 10 W-30 будет иметь следующие характеристики:
Двигатель Краткое обозначение |
1,4 л C3J |
1,7-/1,8 л / 16-клапанный дизель F3P/F7P/F8Q |
Давление масла при 750 об/мин, бар При 1000 об/мин, бар При 3000 об/мин, бар При 4000 об/мин, бар |
0,7 — — 3,5 |
— 2,0 3,5 — |
Так как только 16-клапанный Renault 19 оборудован тахометром, проверить приведенные в таблице величины давления на других модификациях Вы сможете только после установки масляного манометра. Если давление масла опускается ниже указанного в таблице минимума, то загорается контрольная лампа давления масла. При слишком высоком давлении, из-за холодного и очень вязкого масла, предохранительный клапан открывает байпас (обводной канал для масла), вследствие чего масло после прохождения масляного насоса возвращается к маслоприемному патрубку.
Если Вы хотите измерить давление масла в Вашем двигателе, то выкрутите датчик давления масла и установите на его место манометр.
Рекомендация: после быстрой езды давление масла на холостом ходу может кратковременно упасть ниже указанных в таблице величин. Это происходит из-за того, что масло становится слишком горячим и вместе с тем очень жидким. При этом может начать мигать контрольная лампа давления масла. При нажатии на педаль газа давление масла возрастает, а контрольная лампа гаснет. |
automn.ru
Система смазки двигателя Лада Приора (ВАЗ 2170, 2171, 2172)
|
Система смазки комбинированная: под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опоры распределительного вала; разбрызгиванием — стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы, кулачки распределительного вала, толкатели и стержни клапанов. |
Система состоит из масляного картера, шестеренчатого масляного насоса с маслоприемником 9, полнопоточного масляного фильтра 1, датчика давления масла 7 и масляных каналов. |
При падении давления масла ниже допустимого в комбинации приборов загорается сигнальная лампа аварийного падения давления масла. |
Масляный насос шестеренчатый, с шестернями 11 и 12 внутреннего зацепления, расположен на переднем торце блока цилиндров. Ведущая шестерня 11 масляного насоса установлена на двух лысках на переднем конце коленчатого вала. Для уменьшения механических потерь шестерни имеют трохоидальное зацепление. Маслоприемник 9 прикреплен болтами к крышке второго коренного подшипника и к корпусу насоса. Для ограничения максимального давления в системе смазки на насосе установлен редукционный клапан 3. |
Масляный фильтр 1 полнопоточный, неразборный, с перепускным и противодренажным клапанами. |
Работы по замене масла в двигателе и масляного фильтра описаны в разд. 4 «Техническое обслуживание»; снятие и установка, а также ремонт масляного насоса — в данном подразделе. |
priora-vaz.ru
Двигатель Приора 8 клапанов: характеристика, описание, ремонт
Многих владельцев отечественного автомобиля Лада Приора чрезвычайно беспокоит вопрос о загибе клапанов. Предстоящая публикация призвана развеять сомнения. Также из предлагаемой информации можно почерпнуть весьма полезные сведения о технических характеристиках и основных проблемах двигателей, которыми производители оснащают эти машины.
Чем привлекает автолюбителей Лада Приора 8-клапанная. Характеристики двигателя
Дебютное представление новой марки автомобиля концерна АвтоВАЗ состоялось в 2007 году. Изготовители назвали своё детище Лада Приора. Вполне доступная по цене машина составила достойную конкуренцию бюджетным иномаркам.
Сердце автомобиля представлено бензиновыми силовыми агрегатами двух исполнений:
- ВАЗ 21116, оснащённый четырьмя цилиндрами с двумя клапанами на каждом;
- более мощный мотор ВАЗ 21126, базовой основой для которого стал движок ВАЗ 2112. В нем используется 16-клапанный механизм при тех же четырёх цилиндрах.
В Приоре производители предусмотрели применение силовых агрегатов инжекторного типа. В одном корпусе с выпускным коллектором размещён специальный нейтрализатор выхлопных газов. В данном устройстве он каталитический. Кроме того, двигатель располагает особой системой впрыска горючей смеси.
Конструкция силового агрегата ВАЗ 21116
Прежде, чем исследовать технические характеристики, следует ознакомиться с устройством Приоры с 8-клапанным двигателем.
Базовой моделью для разработки ВАЗ 21116 послужил мотор ВАЗ 21114(11183). Ограниченные партии начали выпускаться с лета 2011 года, а с октября силовой агрегат запущен в серийное производство.
Четырёхтактный мотор снабжен впрыском топливной смеси, за распределение которой отвечает электронное устройство. Четырём расположенным на одной линии цилиндрам соответствует восемь клапанов. Распределительный вал размещается в верхнем положении. Принудительно циркулирующая жидкость понижает температуру двигателя за счёт системы охлаждения замкнутого типа.
Моторное масло поступает в агрегат комбинированным способом: параллельно высокому давлению осуществляется разбрызгивание смазки. Специальные масляные форсунки позволяют интенсивнее снижать температуру поршней.
На головке блока цилиндров предусмотрены дополнительные места фиксации для нового устройства, отвечающего за натяжение ремня ГРМ. В конструкции двигателя гидротолкатели клапанов отсутствуют.
Эксплуатационные характеристики
8-клапанная силовая установка Приоры отличается следующими показателями:
- внутренняя ёмкость рабочего пространства цилиндров составляет 1.597 л;
- двигатель способен достигать мощности, равной усилиям 90 лошадей;
- внутри цилиндра диаметром 82 мм движется поршень с рабочим ходом 75.6 мм;
- коленчатый вал вращается со скоростью 850 об/мин;
- автомобиль с таким мотором потребляет 8.5 л бензина на 100 км при езде по городу. Движение по открытой трассе характеризуется расходом в 5.7 литра;
- силовой агрегат позволяет развивать машине с 8-клапанным двигателем скорость до 167 км/час.
Недовольные результатом своей разработки, производители решили усовершенствовать технические параметры мотора для Лады Приоры. Так был создан четырёхцилиндровый агрегат с 16 клапанами.
Распространённые неисправности и рекомендации по обслуживанию
Как известно даже рядовому обывателю, совершенной техники сегодня ещё не изобрели. Все существующие механизмы имеют определённый срок службы, по истечении которого они быстро теряют большинство эксплуатационных характеристик, а то и вовсе выходят из строя.
Совсем другое дело, когда проблема заключается в уязвимости некоторых узлов во вполне исправном агрегате. Сразу отметим, что интересующему многих автолюбителей вопросу, гнёт ли клапана силовая установка ВАЗ 21116, будет посвящён следующий раздел настоящей публикации. К наиболее частым неполадкам рассматриваемого типа двигателя относятся:
- самым уязвимым местом мотора Приоры считается система газораспределения. Чаще всего выходят из строя ролики ГРМ. Также особый контроль требуется за натяжением ремней газораспределительного механизма и генератора;
- неусыпное внимание необходимо уделять системе охлаждения, дабы не пропустить течь радиатора, которая относится к числу наиболее распространённых неисправностей;
- кроме того, в постоянном контроле нуждается состояние дроссельной заслонки, поскольку её неполадки влекут за собой поломку других функционально важных частей агрегата;
- также необходимым условием безотказной эксплуатации мотора является регулярная проверка работоспособности свечей зажигания.
Соблюдая несколько нехитрых правил по уходу за двигателем, можно дольше обойтись без проявления перечисленных неисправностей ВАЗ 21116. Существенно увеличить заявленный изготовителем ресурс силовой установки можно, следуя предлагаемым рекомендациям:
- неусыпный контроль за показателями термостата позволит вовремя обнаружить возможность приближающегося перегрева мотора. Своевременно принятые меры дадут возможность избежать множества неприятностей;
- в случае перегрева силового агрегата категорически не рекомендуется допускать его резкого охлаждения, чтобы уберечь от деформации детали и узлы двигателя;
- заливать в агрегат только смазку и горючее высокого качества на проверенных заправках. Также необходимо придерживаться рекомендаций производителя в отношении марки масла и бензина.
Разумеется, не последнее место занимает своевременное прохождение технического осмотра. Регулярные мероприятия позволят вовремя обнаружить приближающиеся проблемы и устранить их.
Чем опасен обрыв ремня ГРМ на 8-клапанной Приоре
Приобретая новенький автомобиль, предусмотрительные владельцы, в первую очередь, интересуются, какие двигатели гнут клапана, а какие нет. Никому не хочется после непродолжительного пользования ставить машину на капитальный ремонт.
Облегчение шатунно-поршневой группы в результате усовершенствования конструкции привело к тому, что пространство под выемки клапанов оказалось весьма ограниченным. Поэтому неполадки в системе ГРМ чреваты неприятными последствиями. При непредвиденном обрыве ремня загибает клапана.
Следует отметить некоторое преимущество 8-клапанного мотора перед 16-клапанным. Поскольку давление на механизм газораспределения у него ниже, чем у ВАЗ 21126, проблема не столь актуальна. Вероятность того, что на силовой установке ВАЗ 21116 погнуло клапана, существенно уменьшается.
Если исследовать возможные причины повреждения ремня ГРМ, в числе первых можно указать несоответствие энергии, передаваемой от колёс к силовому агрегату, усилию, выдаваемому стартером. Это происходит при попытках завести машину «с толкача». В этом случае ремень от чрезмерной нагрузки пропускает несколько зубцов. Автомобиль не заводится.
Регулярный осмотр и своевременная замена ремня способствует тому, что при его непредвиденном повреждении поршень загнёт клапана.
Единственной моделью двигателя для Лады Приоры, который не страдал при повреждении ГРМ, являлся 21114. К сожалению, этот надёжный агрегат был полностью вытеснен 116 версией от Гранты.
avtodvigateli.com
ВАЗ 2170 | Система смазки двигателя
Система смазки двигателя — комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Маслом под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, упорные подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки коромысел и верхние наконечники штанг толкателей. Остальные детали смазываются разбрызганным маслом.
Рис. 4.11. Схема системы смазки: 1 — приемный патрубок масляного насоса; 2 — редукционный клапан; 3 — отверстие для слива масла; 4 — масляная магистраль; 5 — датчик указателя давления масла; 6 — отверстие для подачи масла к шестерням привода масляного насоса; 7 — винтовая канавка; 8 — трубка для смазки распределительных шестерен; 9 — канавка на первой шейке распределительного вала; 10 — крышка маслозаливной горловины; 11 — полость в оси коромысел; 12 — канал в коленчатом вале; 13 — пробка; 14 — перепускной клапан открыт; 15 — перепускной клапан закрыт; 16 — фильтрующий элемент; 17 — пробка для слива отстоя; 18 — отверстие для разбрызгивания масла; 19 — датчик аварийного давления масла; 20 — масляный насос; 21 — пробка; 22 — указатель уровня масла; 23 — канал для подачи масла к оси коромысел |
На шатунные шейки масло поступает по каналам 12 от коренных шеек коленчатого вала. В ось коромысел масло подводится от задней опоры распределительного вала, имеющей посередине кольцевую канавку, которая сообщается через каналы 23 в блоке, головке цилиндров и в четвертой основной стойке оси коромысел с полостью 11 в оси коромысел.
Через отверстия в оси коромысел масло поступает на втулки коромысел и далее по каналам в коромыслах и регулировочных винтах на верхние наконечники штанг толкателей.
К шестерням привода распределительного вала масло подводится по трубке 8, запрессованной в отверстие в переднем торце блока, соединенное с кольцевой канавкой 9 на первой шейке распределительного вала. Из выходного отверстия трубки, имеющего малый диаметр, выбрасывается струя масла, направленная на зубья шестерен.
Через поперечный канал в первой шейке распределительного вала масло из той же канавки шейки поступает и на упорный фланец распределительного вала. Шестерни привода масляного насоса смазываются струей масла, выбрасываемой из канала 6 в блоке, соединенного с четвертой шейкой распределительного вала, также имеющей кольцевую канавку. Стенки цилиндров смазываются брызгами масла от струи, выбрасываемой из отверстия 18 в нижней головке шатуна при совпадении этого отверстия с каналом в шейке коленчатого вала, а также маслом, вытекающим из-под подшипников коленчатого вала.
Все остальные детали (клапан — его стержень и торец, валик привода масляного насоса и датчика-распределителя зажигания, кулачки распределительного вала) смазываются маслом, вытекающим из зазоров в подшипниках и разбрызгиваемым движущимися деталями двигателя. Емкость системы смазки — 6 л. Масло в двигатель заливается через маслозаливную горловину, расположенную на крышке коромысел и закрываемую крышкой с уплотнительной резиновой прокладкой. Уровень масла контролируется по меткам «П» и «О» на стержне указателя уровня. Уровень масла следует поддерживать между метками «П» и «О».
Давление в системе смазки при средних скоростях движения автомобиля (примерно 50 км/ч) должно быть 200—400 кПа (2—4 кгс/см2). Оно может повыситься на непрогретом двигателе до 450 кПа (4,5 кгс/см2) и упасть в жаркую погоду до 150 кПа (1,5 кгс/см2). Уменьшение давления масла при средней частоте вращения ниже 100 кПа (1 кгс/см2) и при малой частоте вращения холостого хода — ниже 50 кПа (0,5 кгс/см2) свидельствует о неисправностях в системе смазки или о чрезмерном износе подшипников коленчатого и распределительного валов. Дальнейшая эксплуатация двигателя в этих условиях должна быть прекращена.
Давление масла определяется указателем на щитке приборов, датчик которого ввернут в корпус масляного фильтра. Кроме этого, система снабжена сигнальной лампой аварийного давления масла, датчик которой ввернут в отверстие в нижней части фильтра. Сигнальная лампа находится на панели приборов и светится красным светом при понижении давления в системе ниже 40—80 кПа (0,4—0,8 кгс/см2). Эксплуатировать автомобиль со светящейся лампой аварийного давления масла нельзя. Допустимо лишь кратковременное свечение лампы при малой частоте вращения холостого хода и при торможении. Если система исправна, то при некотором повышении частоты вращения лампа гаснет.
В случае занижения или завышения давления масла от приведенных выше величин следует в первую очередь проверить исправность датчиков и указателей, как это указано в разделе «Электрооборудование».
Рис. 4.12. Масляный насос: 1 — приемный патрубок с сеткой; 2 — крышка; 3 — ведущая шестерня; 4 — корпус; 5 — валик; 6 — ведомая шестерня; 7 — прокладка; 8 — прокладка патрубка |
Крышка 2 насоса изготовлена из серого чугуна и крепится к насосу четырьмя болтами. Под крышку поставлена картонная прокладка толщиной 0,3 мм.
Маслоприемник и приемный патрубок 1 масляного насоса выполнены в едином корпусе из алюминиевого сплава. На приемной части патрубка завальцована сетка. Патрубок крепится к масляному насосу четырьмя болтами вместе с крышкой масляного насоса через паронитовую прокладку 8.
Производительность масляного насоса значительно выше, чем это требуется для двигателя. Запас производительности необходим для обеспечения соответствующего давления масла в системе на любом режиме работы двигателя. Лишнее масло при этом поступает из нагнетательной полости насоса через редукционный клапан обратно во всасывающую полость. При увеличении расхода масла через зазоры в подшипниках (если двигатель изнашивается) в системе также поддерживается необходимое давление, но через редукционный клапан в этом случае обратно в приемную полость насоса проходит меньшее количество масла.
Рис. 4.13. Редукционный клапан: 1 — плунжер; 2 — пружина; 3 — шайба; 4 — шплинт |
Пружина редукционного клапана опирается на плоскую шайбу 3 и крепится шплинтом 4, пропущенным через отверстия в приливе на корпусе насоса.
Редукционный клапан не регулируется; необходимая характеристика по давлению обеспечивается геометрическими размерами корпуса насоса и характеристикой пружины: для сжатия пружины до длины 40 мм необходимо усилие в пределах 43,5—48,5 Н (4,35—4,85 кгс). В эксплуатации не допускается изменять каким-либо способом усилие пружины редукционного клапана.
Рис. 4.14. Привод масляного насоса и датчика-распределителя зажигания: 1 — датчик-распределитель зажигания; 2 — втулка; 3 и 9 — штифты; 4 — корпус; 5 — валик; 6 — шайба упорная стальная; 7 — шайба упорная бронзовая; 8 — шестерня; 10 — валик привода масляного насоса |
При вращении шестерня 8 через упорные шайбы 6 и 7 прижимается к торцу чугунного корпуса привода. Смазка этого узла, а также валика в корпусе привода производится маслом, разбрызгиваемым шестернями привода и стекающим по стенке блока. Стекающее по стенкам масло попадает в прорезь (ловушку) на нижнем торце корпуса привода и далее через отверстие — на поверхность валика. В отверстии для валика в корпусе привода нарезана спиральная канавка, по которой масло при вращении валика поднимается вверх и равномерно распределяется по всей его длине. Лишнее масло из верхней полости корпуса привода отводится обратно в картер по сливному отверстию в корпусе.
Правильное положение датчика-распределителя зажигания на двигателе обеспечивается такой установкой привода в блоке, при которой в момент нахождения поршня первого цилиндра в ВМТ (такт сжатия) прорезь на втулке привода располагается параллельно оси двигателя на максимальном удалении от нее.
Рис. 4.15. Фильтр очистки масла: 1 — крышка; 2 и 5 — уплотнительные кольца; 3 — прокладка; 4 — фильтрующий элемент; 6 — пробка сливного отверстия; 7 — датчик аварийного давления масла |
Для данных двигателей применяются следующие фильтрующие элементы: НАМИ-ВГ-10, РЕГОТМАС-412-1-05 и РЕГОТМАС-412-1-06.
Фильтр состоит из корпуса, крышки 1 центрального стержня с перепускным клапаном и фильтрующим элементом 4. Корпус фильтра изготовлен из алюминиевого сплава и крепится к блоку цилиндров через паронитовую прокладку четырьмя шпильками. Центральный стержень ввернут на тугой резьбе в корпус. Верхний конец стержня имеет резьбу для гайки крепления крышки фильтра. Снизу в корпус ввернута пробка 6 для слива отстоявшихся загрязнений.
В бобышку в нижней части корпуса ввернут датчик 7 аварийного давления масла. Крышка 1 фильтра изготовлена из алюминиевого сплава. Она крепится колпачковой гайкой, навертываемой на выступающий из крышки резьбовой конец центрального стержня. В проточке крышки заложена резиновая уплотнительная прокладка. Гайка крышки уплотняется медной прокладкой.
Центральный стержень фильтра полый. В верхней его части расположен перепускной клапан, состоящий из текстолитовой пластины седла клапана, пружины и упора пружины. В стержне просверлено четыре ряда отверстий для прохода масла; верхний ряд расположен над клапаном и над фильтрующим элементом. При нормальном состоянии элемента его сопротивление невелико, около 10—20 кПа (0,1— 0,2 кгс/см2), и все масло проходит через него, как показано на схеме условными стрелками. Из фильтрующего элемента очищенное масло проходит через отверстия внутрь стержня и далее в систему смазки. При засорении элемента его сопротивление увеличивается, и, когда давление достигает 70— 90 кПа (0,7—0,9 кгс/см2), перепускной клапан открывается и начинает пропускать масло, минуя эломеж, как показано на рис. 4.11. При установке в корпус торцы фильтрующего элемента снизу и сверху уплотняются кольцами 2 и 5 (рис. 4.15) из маслостойкой резины, плотно охватывающими центральный стержень. Уплотнение по торцам обеспечивается пружиной и опорной шайбой, прижимающими элемент к торцу бобышки крышки.automn.ru
ВАЗ 2170 | Система смазки двигателя
Система смазки двигателя
Загрязнение моторного масла
В зависимости от условий эксплуатации моторные масла подвергаются меняющемуся воздействию. Поэтому очень трудно определить воздействие различных условий на смазку. Двигатели, работающие долгое время на высоких оборотах или с полной нагрузкой, достигают высокой температуры. Под воздействием высокой температуры и кислорода воздуха масло начинает окисляться. Продукты окисления делают масло более густым и могут откладываться на верхней части поршня, в пазах поршневых колец и на стержнях клапанов. Это может вызвать образование нагара на тарелках клапанов.
Разжижение масла на бензиновых двигателях
Если цилиндры получают слишком обогащенную смесь, двигатель не может развивать максимальную мощность или постоянно эксплуатируется слишком холодный двигатель (городской цикл), неизбежно образуется нагар. Копоть, сгоревшее масло и другие продукты, само несгоревшее топливо и конденсация жидкости ведут к образованию шлама, кислоты и асфальта. Несгоревшее топливо оседает на зеркале цилиндров и стекает в картер, при этом смывается масляная пленка на цилиндрах и поршнях. Последствия: недостаточная смазка рабочей поверхности поршней и разжижение масла, которое снижает смазочные свойства масла в зависимости от количества проникшего топлива. При слишком высоком разжижении, возможно, потребуется преждевременная замена масла. Так как в горячем двигателе частицы бензина испаряются из масла, следует контролировать уровень масла, прежде всего зимой (много холодных запусков — повышенное содержание топлива в масле).
Вязкость моторного масла
Вязкостью называют сопротивление жидкости внутреннему перемещению ее слоев. В зависимости от температуры каждое масло склонно к изменению своей вязкости. С возрастанием температуры масло становится более жидким. Из-за этого ухудшается сцепляемость и прочность масляной пленки. При холоде масло становится вязким, при этом увеличивается внутреннее сопротивление трению.
Область применения/классы вязкости
На холодном двигателе масло должно быть достаточно жидким, чтобы не затруднять работу стартера и при запуске по возможности быстрее поступать во все точки смазки. Это требует применения моторного масла с вязкостью, наименьшим образом изменяющейся при различных температурах. Вязкость масла имеет то же значение, что и внутреннее трение масла, и обозначается по системе SAE (Society of Automotive Engineers), например, SAE 30, SAE 10 и т. д. Высокие числа SAE на густое, низкие — на жидкое масло. Вязкость не дает представления о смазочных свойствах масла.
Всесезонное масло
Для двигателей MAZDA 323 следует применять всесезонное масло. Всесезонные масла имеют то преимущество, что они могут использоваться и в зимнее, и в летнее время. Всесезонные масла базируются на жидких сезонных маслах (например, 15 W). За счет так называемых сгустителей масло стабилизируется в горячем состоянии, так что для каждого состояния обеспечиваются необходимые смазочные свойства. "W" в системе SAE указывает на то, что масло может использоваться зимой.
Масла с антифрикционными присадками (легкоходные масла)
Легкоходные масла представляют собой всесезонные масла с антифрикционными присадками, так что возможна экономия топлива до 2%. Легкоходные масла имеют низкую вязкость (например, 10 W - 30. Для них используется необычная основа (синтетические масла). При покупке легкоходного масла следует обратить внимание на то, чтобы это масло подходило для MAZDA. Так как соседние классы SAE перекрываются, допустимы кратковременные колебания температуры. Допускается смешивать масла различных классов вязкости между собой, если требуется долить масло и внешние температуры не соответствуют классу вязкости масла, находящегося в двигателе. Ни в топливо, ни в масло не должны примешиваться никакие добавки.
Спецификация моторного масла
Для современных двигателей допускается применение только масел HD. Масла HD — это масла, чьи смазочные свойства существенно улучшены за счет добавления в них различных веществ. Эти добавки обуславливают более сильную защиту от коррозии, окисления, особенно пониженную склонность к образованию шлама в картере, лучшую вязкость, очищающие и растворяющие свойства. Очищающие и растворяющие присадки снижают не только образование осадка в двигателе, но и обладают способностью растворять осадки и разделять их и другие загрязнения на мелкие частицы и удерживать в поддоне картера во взвешенном состоянии, так что при замене масла загрязнения сливаются вместе с ним. Качество масла HD обозначается по классификации API (American Petroleum Institute). Европейские производители ориентируются также на эту систему.
Обозначение состоит из двух букв.
Первая буква указывает на область применения:
- S = Service предназначено для бензиновых двигателей;
- С = Commercial для дизельных двигателей.
Вторая буква обозначает качество в алфавитном порядке.
Самое высокое качество имеют по спецификации API масла SG для бензиновых двигателей и СЕ для дизелей.
Моторные масла, определенные производителем для дизельных двигателей, для бензиновых двигателей не подходят. Существуют масла, подходящие и для дизельных двигателей, и для бензиновых. В этом случае на банке стоят оба обозначения (например, SF/CD). Для MAZDA 323 с бензиновыми двигателями определены моторные масла SE, SF и SG по спецификации API, для дизельных двигателей API - CC и CD. |
Расход масла
Говоря о расходе масла в двигателе внутреннего сгорания, имеется в виду то количество масла, которое расходуется вследствие процесса сгорания. Ни в коем случае не следует путать расход масла с потерей масла, происходящей из-за негерметичности поддона картера, крышки головки цилиндров и т. д. Нормальный расход масла возникает из-за сгорания небольшого количества в цилиндрах, из-за отвода остатков сгорания и частиц продуктов износа. Масло изнашивается из-за высоких температур и высокого давления, возникающего в двигателе. На расход масла также оказывают большое влияние внешние факторы, манера вождения, а также точность изготовления деталей. Расход масла может составлять максимум 1,0 л на 1000 км.
По достижении граничной отметки масло должно обязательно доливаться.
Не заливать сразу большое количество масла. Если в автомобиль с катализатором было залито слишком много масла, лишняя часть должна быть слита, иначе несгоревшее масло проникнет в систему выпуска отработавших газов и может разрушить катализатор. |
automn.ru
ВАЗ 2170 | Система смазки двигателя
Рис. 4.123. Схема системы смазки двигателя: 1 — пробка сливного отверстия масляного картера; 2 — масляный картер; 3 — масляный насос; 4 — масляный фильтр; 5 — крышка маслозаливной горловины; 6 — стержневой указатель уровня масла; 7 — датчик указателя давления масла; 8 — датчик сигнализатора аварийного давления масла; I — к гидронатяжителю цепи привода распределительных валов |
Система смазки включает: масляный картер 2, масляный насос 3 с приемным патрубком с сеткой и редукционным клапаном, привод маслонасоса, масляные каналы в блоке, головке цилиндров и в коленчатом валу, полнопоточный масляный фильтр 4, стержневой указатель 6 уровня масла, крышку 5 маслозаливной горловины, датчики давления масла 7 и 8.
Циркуляция масла происходит следующим образом: насос засасывает масло из картера и по каналу в блоке подводит его к полнопоточному фильтру; после фильтра масло поступает в главную масляную магистраль и через каналы в блоке смазывает коренные подшипники, подшипники промежуточного вала, верхний подшипник валика привода масляного насоса и подводится к гидронатяжителю цепи первой ступени привода распределительных валов. От коренных подшипников масло через внутренние каналы коленчатого вала поступает к шатунным подшипникам и от них, через отверстия в шатунах, — к поршневым пальцам. От верхнего подшипника валика привода масляного насоса масло через поперечные сверления и внутреннюю полость валика подается для смазки нижнего подшипника валика и торцовой поверхности ведомой шестерни привода. Шестерни привода масляного насоса смазываются струей масла через калиброванное сверление диаметром 2 мм в главной масляной магистрали.
Для охлаждения поршня масло, через отверстие в верхней головке шатуна, разбрызгивается на днище поршня.
Из главной масляной магистрали масло через вертикальный канал в блоке поступает в головку блока цилиндров для смазки опор распределительных валов и подводится к гидронатяжителю цепи второй ступени привода распределительных валов, к гидротолкателям и к датчикам давления масла. Вытекая из зазоров и стекая в картер в передней части головки блока цилиндров, масло попадает на цепи, башмаки и звездочки привода распределительных валов.
Емкость системы смазки — 6 л. Масло в двигатель заливается через маслозаливную горловину, расположенную на крышке клапанов и закрываемую крышкой с уплотнительной резиновой прокладкой. Уровень масла контролируется по меткам «П» и «О» на стержне указателя уровня. Уровень масла следует поддерживать вблизи метки «П», не превышая ее.
Масляный насос
Рис. 4.124. Масляный насос: 1 — ведущая шестерня; 2 — корпус; 3 — валик; 4 — ось; 5 — ведомая шестерня; 6 — перегородка; 7 — приемный патрубок с сеткой |
Перегородка 6 насоса изготовлена из серого чугуна и вместе с приемным патрубком 7 крепится к насосу четырьмя болтами. Приемный патрубок отлит из алюминиевого сплава, в нем расположен редукционный клапан. На приемной части патрубка завальцована сетка.
Редукционный клапан
Рис. 4.125. Редукционный клапан: 1 — плунжер; 2 — пружина; 3 — шайба; 4 — шплинт |
Привод масляного насоса
Рис. 4.126. Привод масляного насоса: 1 — валик привода масляного насоса; 2 — валик; 3 — ведомая шестерня; 4 — прокладка; 5 — втулка; 6 — крышка; 7 — шпонка; 8 — ведущая шестерня; 9 — промежуточный вал |
На промежуточном валу с помощью шпонки 7 установлена и закреплена фланцевой гайкой ведущая шестерня 8. Ведомая шестерня 3 напрессована на валик 2, вращающийся в расточках блока цилиндров. В верхнюю часть ведомой шестерни запрессована втулка 5, имеющая внутреннее шестигранное отверстие. В отверстие втулки вставляется шестигранный валик 1, нижний конец которого входит в шестигранное отверстие валика масляного насоса.
Ведущая и ведомая шестерни изготовлены из высокопрочного чугуна и азотированы.
Сверху привод масляного насоса закрыт крышкой 6, закрепленной через прокладку 4 четырьмя болтами.
При вращении ведомая шестерня 3 верхней торцовой поверхностью прижимается к крышке 6.
Фильтр очистки масла
Рис. 4.127. Масляный фильтр: 1 — пружина; 2 — фильтрующий элемент перепускного клапана; 3 — перепускной клапан; 4 — корпус; 5 — фильтрующий элемент; 6 — противодренажный клапан; 7 — крышка; 8, 9 — прокладки |
Фильтр работает следующим образом. Масло под давлением через входные отверстия в крышке 7 попадает для очистки в полость между наружной поверхностью фильтрующего элемента 5 и корпусом 4, проходит через фильтрующий элемент 5, очищается и попадает в систему смазки двигателя. Фильтр 2101С-1002005-НК-2 исключает возможность попадания неочищенного масла (в отличие от фильтров обычной конструкции) в систему смазки при пуске холодного двигателя или при засорении фильтрующего элемента 5. Очистка и подача масла происходит с помощью фильтрующего элемента 2 и перепускного клапана 3.
Вытекание масла из фильтра при неработающем двигателе предотвращается противодренажным клапаном 6.
При невозможности приобретения фильтра «КОЛАН» допускается в послегарантийный период применение масляных фильтров зарубежного производства L 172100 фирмы «Пуралатор»; С120, С113, С117, С149 фирмы «Чемпион» и фильтров отечественного производства 2101-1012005 или 2101-1012005-01.
Однако необходимо отметить, что при пуске холодного двигателя или при загорании фильтрующего элемента (при использовании указанных фильтров-заменителей) открывается перепускной клапан, пропускающий в систему смазки двигателя масло.
automn.ru
Система смазки двигателя.
Система смазки двигателя.
Система смазки: 1 - масляный фильтр; 2 - штуцер масляного фильтра; 3 - редукционный клапан; 4 - масляный щуп; 5 - крышка головки блока цилиндоров; 6 - пробка маслозаливной горловины; 7 - датчик сигнальной лампы аварийного падения давления масла; 8 - направляющая трубка масляного щупа; 9 - маслоприемник; 10 - корпус масляного насоса; 11 - ведущая шестерня масляного насоса; 12 - ведомая шестерня масляного насоса; 13 - крышка масляного насоса; 14 - сальник.
Система смазки. Особенности конструкции. Система смазки комбинированная: под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опоры распределительного вала; разбрызгиванием - стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы, кулачки распределительного вала, толкатели и стержни клапанов. Система состоит из масляного картера, шестеренчатого масляного насоса с маслоприемником 9, полнопоточного масляного фильтра 1, датчика давления масла 7 и масляных каналов. При падении давления масла ниже допустимого в комбинации приборов загорается сигнальная лампа аварийного падения давления масла. Масляный насос шестеренчатый, с шестернями 11 и 12 внутреннего зацепления, расположен на переднем торце блока цилиндров. Ведущая шестерня 11 масляного насоса установлена на двух лысках на переднем конце коленчатого вала. Для уменьшения механических потерь шестерни имеют трохоидальное зацепление. Маслоприемник 9 прикреплен болтами к крышке второго коренного подшипника и к корпусу насоса. Для ограничения максимального давления в системе смазки на насосе установлен редукционный клапан 3. Масляный фильтр 1 полнопоточный, неразборный, с перепускным и противодренажным клапанами.
Снятие и установкa масляного насоса. Масляный насос снимают для ремонта при снижении его подачи, вызывающей постоянное падение давления масла в системе смазки двигателя, и при течи масла через уплотнительную прокладку; потребуются: все инструменты, необходимые для снятия ремня привода газораспредепительного механизма и масляного картера двигателя, а также ключ на «10».
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи. 2. Слейте масло из масляного картера двигателя. 3. Снимите ремень привода газораспределительного механизма. ВНИМАНИЕ!!! После снятия ремня привода газораспределительного механизма запрещается проворачивать распределительный и коленчатый валы, так как поршни могут повредить клапаны. 4. Отсоедините колодку жгута проводов от датчика положения коленчатого вала. 5. Поддев двумя отвертками, снимите шкив с коленчатого вала. 6. Выньте шпонку из паза коленчатого вала. 7. Снимите масляный картер двигателя. 8. Ключом на «8» выверните три болта крепления маслоприемника и снимите маслоприемник. 9. Очистите от грязи и промойте уайт-спиритом сетку маслоприемника. Если сетку не удается очистить или она повреждена, замените маслоприемник. 10. Замените порванное или потерявшее упругость уплотнительное кольцо маслоприемника. 11. Выверните шесть болтов крепления масляного насоса к блоку цилиндров, сдвиньте масляный насос отверткой, вставив ее между насосом и крышкой коренного подшипника и снимите насос с прокладкой. ВНИМАНИЕ!!! При каждом снятии масляного насоса заменяйте прокладку новой. Устанавливайте только фирменную прокладку заводского изготовления, прокладка другой толщины вызовет нарушение нормальной работы насоса. 12. Очистите привалочные поверхности блока цилиндров и корпуса насоса от остатков старой прокладки. 13. Перед установкой заполните полость масляного насоса консистентной смазкой для обеспечения всасывания масла из масляного картера при первом пуске двигателя. 14. Поверните ведущую шестерню масляного насоса для правильной установки на коленчатый вал: выступы на ведущей шестерне должны совпасть с лысками на коленчатом валу. 15. Смажьте рабочую кромку сальника моторным маслом. При установке насоса аккуратно заправьте рабочую кромку сальника на шейку ко ленчатого вала с помощью деревянной палочки. После этого заверните болты крепления насоса. 16. Установите все снятые детали в обратном порядке. 17. Отрегулируйте натяжение ремня привода газораспределительного механизма. 18. Отрегулируйте натяжение ремня приво¬да генератора. 19. Залейте масло в двигатель. При установке нового или отремонтированного масляного насоса рекомендуем заменить масляный фильтр.Ремонт масляного насоса; потребуются: ключ на «10», ключи-шестигранники на «5» и «8», две отвертки, штангенциркуль, микрометр.
1. Снимите масляный насос с автомобиля. 2. Ключом на «10» выверните болт крепления датчика положения коленчетого вала и снимите датчик. 3. Шестигранным ключом на «5» выверните шесть болтов крепления крышки насоса. 4. С помощью двух отверток приподнимите корпус насоса так, чтобы установочные штифты на крышке вышли из отверстий в корпусе, и снимите корпус насоса с крышки. 5 Выньте из корпуса ведущую и ведомую шестерни насоса. 6. Шестигранным ключом на «8» выверните пробку редукционного клапана. Обратите внимание на то, что под пробкой установлено алюминиевое уплотнительное кольцо. Сильно обжатое кольцо замените. 7. Выньте пружину редукционного клапана. 8. Выньте редукционный клапан, осторожно постучав крышкой о чистую деревянную доску. Если клапан не выходит, выньте его с помощью заостренной деревянной палочки. 9. Осмотрите крышку. В зоне прилегания шестерен на ней не должно быть заметных следов износа, задиров и глубоких царапин. В противном случае замените крышку. 10. Осмотрите корпус насоса. На его рабочих поверхностях не должно быть заметных следов износа, задиров и глубоких царапин. В противном случае замените корпус. 11. Измерьте диаметр гнезда ведомой шестерни в корпусе насоса. Предельно допустимый диаметр 75,1 мм. Если размер превышает указанный, замените корпус. 12. Измерьте в средней части ширину сегмента корпуса насоса. Если ширина меньше 3,4 мм, замените корпус. 13. Измерьте толщину ведущей шестерни. Если она меньше 7,42 мм, замените шестерню. 14. Измерьте толщину ведомой шестерни. Если она меньше 7,35 мм, замените шестерню. 15. Проверьте осевые зазоры шестерен. Для этого установите ведущую шестерню в крышку, поставьте металлическую линейку на крышку и измерьте щупом зазор между линейкой и шестерней. 16. Таким же способом измерьте осевой зазор ведомой шестерни, Предельно допустимый осевой зазор ведущей шестерни 0,12 мм, ведомой - 0,15 мм. Если зазоры превышают указанные, замените шестерни. 17. Более точно осевые зазоры шестерен можно получить расчетом. Для этого измерьте микрометром толщину корпуса по наружным поверхностям и толщину крышки в зоне гнезда под шестерни в нескольких местах( по фрезерованным поверхностям). Рассчитайте осевой зазор как разность среднеарифметического значения глубины гнезда и толщины шестерен. 18. Осмотрите гнездо редукционного клапана. На его внутренней поверхности не должно быть задиров и глубоких царапин. В противном случае замените корпус. 19. Замените редукционный клапан, если на нем есть задиры и глубокие царапины. 20. Замените погнутую, поломанную или треснувшую пружину редукционного клапана. Высота пружины в свободном состоянии должна составлять 44,72 мм, под нагрузкой (4+0,24) кгс - 31,7 мм. В противном случае пружину замените, 21. Установите ведомую шестерню в корпус насоса. Фаски на зубьях шестерни должны быть обращены к корпусу. 22. Установите ведущую шестерню в корпус насоса. Фаски на зубьях шестерни должны быть обращены к корпусу. 23. Установите корпус на крышку и вверните болты крепления. 24. Смажьте моторным маслом редукционный клапан и установите его в гнездо донышком вниз. Затем установите пружину и заверните пробку с уплотнительным кольцом. 25. Через отверстие под маслоприемник залейте в насос моторное масло. 26. Проверните шестерни насоса на несколько оборотов, чтобы смазать их рабочие поверхности.далее Система охлаждения двигателя.
ПОНРАВИЛОСЬ?ПОДЕЛИСЬ с ДРУЗЬЯМИ:
С ранним добрым утром!
seosait21.ru