Установка шатунов ваз 2106


ВАЗ 2106 | Снятие, ремонт и установка шатунно-поршневой группы

Вам потребуются: ключи «на 10», «на 12», «на 14», головки «на 15», «на 19», молоток.

1. Снимите головку блока цилиндров (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»).

2. Снимите масляный картер двигателя и прокладку картера (см. «Замена уплотнения масляного картера»).

3. Снимите масляный насос (см. «Снятие, ремонт и установка масляного насоса»).

4. Отверните гайки 1 шатунных болтов и снимите крышку 2 шатуна. Если крышка сидит плотно, сбейте ее несильными ударами молотка. Выньте из крышки вкладыш.

5. Протолкните поршень, чтобы он вышел из цилиндра, и выньте его вместе с шатуном. Выньте из шатуна вкладыш.

Примечания

Если собираетесь устанавливать прежние вкладыши, пометьте их номером цилиндра.

Вынимать поршень с шатуном из цилиндра нужно осторожно, чтобы не повредить зеркало цилиндра. Проверьте метки на шатуне и крышке шатуна. Если метки не видны, пометьте шатун и крышку номером цилиндра.

6. Выньте остальные поршни с шатунами.

7. С помощью съемника снимите поршневые кольца, при отсутствии съемника осторожно разогните кольца у замков.

Предупреждение

Не разгибайте кольца больше, чем это требуется для их снятия, иначе возможно нарушение формы колец или их поломка.

8. Снимите стопорные кольца с двух сторон поршня.

9. Выпрессуйте специальным приспособлением поршневые пальцы. Если нет приспособления, можно выбить поршневые пальцы легкими ударами молотка через оправку 1, это необходимо делать на весу, чтобы не повредить поршень. Выньте шатун 2 из поршня 3.

10. Снимите остальные поршни с шатунов.

11. Промойте все детали в бензине. Очистите поршни от нагара. Очистите от нагара канавки под поршневые кольца обломком старого поршневого кольца.

12. Осмотрите поршни. Если на них есть задиры, следы прогара, замените поршни. Измерьте диаметр поршня. Если он меньше 95,4 мм, замените поршень. Диаметр поршня измеряют в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на 8,0 мм ниже его оси. Поршень установлен в цилиндре с зазором 0,036–0,060 мм. Поршни разбиты по диаметру на пять размерных групп: А, Б, В, Г, Д. Буквенная маркировка выбита на днище поршня. При подборе поршня к цилиндру нужно обеспечить указанный выше зазор. Предельно допустимый зазор между поршнем и цилиндром 0,25 мм. Зазор между поршнем и цилиндром можно определить замером поршня и цилиндра. В запасные части поставляют поршни двух ремонтных размеров: с увеличенным на 0,5 и 1,0 мм диаметром. На одной из бобышек под поршневой палец отлита надпись: «409» (поршень номинального диаметра), «409АР» (диаметр, увеличенный на 0,5 мм) или «409БР» (диаметр, увеличенный на 1,0 мм).

13. Измерьте зазор между поршневым кольцом и канавкой на поршне в нескольких местах по окружности поршня. Зазор должен быть в пределах 0,096–0,060 мм для компрессионных колец и 0,115–0,365 мм для маслосъемного кольца. Если зазоры превышают указанные значения, кольца или поршни нужно заменить.

14. Измерьте зазоры в замках поршневых колец. Для этого вставьте кольцо в цилиндр и продвиньте поршнем как оправкой, чтобы кольцо встало в цилиндре ровно, без перекосов. Измерьте щупом зазор в замке (в разъеме) кольца, он должен быть в пределах 0,3–0,6 мм для компрессионных колец и 0,5–1,0 мм для маслосъемных дисков. Если зазор превышает указанный, замените кольцо. Если зазор меньше, можно опилить концы кольца напильником, зажатым в тиски. При этом кольцо перемещайте по напильнику вверх-вниз.

15. Проверьте посадку поршневого пальца в верхней головке шатуна. Зазор между пальцем и втулкой верхней головки шатуна должен быть в пределах 0,0045–0,0095 мм. Пальцы, поршни и шатуны разбиты на четыре размерные группы и промаркированы краской. Палец маркируют на внутренней поверхности с одного конца, шатун — на стержне, поршень — на нижней поверхности одной из бобышек или выбивают римскую цифру на днище поршня. Размерные группы поршней, шатунов и пальцев приведены в табл. 5.3.

Слегка смажьте поршневой палец чистым моторным маслом и вставьте в верхнюю головку шатуна. Палец должен входить в головку от усилия руки ровно, без заеданий. Шатун должен проворачиваться на поршневом пальце под действием собственного веса из горизонтального положения. В вертикальном положении палец не должен выдвигаться или выпадать из головки шатуна под действием собственного веса. Поршневой палец и шатун должны быть одной или соседних размерных групп.

Таблица 5.3 Размерные группы поршней, шатунов и пальцев двигателей мод. ЗМЗ-409.10

16. Поршни с поршневыми кольцами, пальцами и шатунами в сборе подбирают по массе. Разница по массе для одного двигателя должна быть не больше 10 г.

17. Осмотрите шатунные вкладыши. Если на них есть задиры, выкрашивания и прочие дефекты, замените вкладыши.

18. Установите на шатуны крышки и измерьте диаметр отверстия в нижней головке шатуна. Номинальный диаметр отверстия 60+0,019 мм, предельно допустимый – 60,03 мм. Если измеренный диаметр превышает предельно допустимый, замените шатун с крышкой. Измерьте диаметр отверстия во втулке верхней головки шатуна. Номинальный диаметр отверстия 22+0,007 –0,003 мм, предельно допустимый – 22,01 мм. Если измеренный диаметр превышает предельно допустимый, замените шатун. Размеры шатунно-поршневой группы приведены в табл. 5.4.

Таблица 5.4 Номинальные и предельно допустимые размеры и посадка сопрягаемых деталей шатунно-поршневой группы двигателя мод. ЗМЗ-409.10

*Допуск 0,06 мм разбит на пять групп (через 0,012 мм).

19. Соберите поршень 4 с шатуном 3. Предварительно нагрейте поршень до температуры 60–80 °С. Затем быстро вставьте шатун в поршень так, чтобы надпись «Перед» на поршне и выступ А на шатуне были с одной стороны, и запрессуйте поршневой палец 6 с максимальным натягом 0,0025 мм. Установите стопорные кольца 5. Наденьте с помощью съемника поршневые кольца на поршень.

Примечание

На верхнем компрессионном кольце имеется надпись «Верх». Кольцо необходимо устанавливать на поршень этой надписью к днищу поршня. На нижнем компрессионном кольце с внутренней стороны есть проточка, кольцо надо устанавливать этой проточкой вверх к днищу поршня.

Вставьте вкладыш 7 в нижнюю головку шатуна, при этом фиксирующий выступ («замок») на вкладыше должен войти в выемку в нижней головке поршня. Вставьте вкладыш 1 в крышку 2 шатуна, при этом фиксирующий выступ («замок») вкладыша должен войти в выемку в крышке. Смажьте цилиндр, поршень 4, шатунную шейку коленчатого вала и вкладыши 1 и 7 чистым моторным маслом. Поверните поршневые кольца так, чтобы замки компрессионных колец расположились под углом 180° друг к другу, замки дисков маслосъемного кольца — под углом 180° друг к другу и под углом 90° к замкам компрессионных колец, замок расширителя маслосъемного кольца под углом 45° к замку одного из дисков маслосъемного кольца. Поверните коленчатый вал так, чтобы шатунная шейка цилиндра, в который устанавливают поршень, находилась в нижней мертвой точке (НМТ). Вставьте поршень с шатуном в цилиндр так, чтобы надпись «Перед» на бобышке поршня была обращена к передней части двигателя (к приводу распределительных валов).

Полезный совет

Для того чтобы не повредить зеркало цилиндра, рекомендуется надеть на шатунные болты втулки из мягкого материала (например, обрезки резиновых или пластмассовых шлангов).

С помощью специальной оправки обожмите поршневые кольца и легкими ударами рукояткой молотка протолкните поршень в цилиндр, при этом оправка должна быть плотно прижата к блоку, иначе поршневые кольца можно сломать. Продвиньте поршень вниз, чтобы нижняя головка шатуна села на шатунную шейку коленчатого вала, и снимите с шатунных болтов обрезки шлангов. Установите крышку 2 шатуна на шатунные болты, уступ Б на крышке шатуна должен быть с той же стороны, что и выступ А на нижней головке шатуна, номера цилиндров, выбитые на шатуне и крышке, должны быть расположены с одной стороны, а «замки» вкладышей — друг против друга.

20. Заверните гайки шатунных болтов и затяните моментом 68–75 Н·м (6,8–7,5 кгс·м).

21. Аналогично установите остальные поршни с шатунами.

22. Несколько раз проверните коленчатый вал, он должен вращаться легко, без заеданий.

23. Установите масляный насос, масляный картер и головку блока цилиндров.

automn.ru

ВАЗ 2106 | Установка поршней и шатунов

Для установки поршней и шатунов необходимо выполнить следующее:

- тщательно смазать зеркало цилиндров;

.

Рис. 60. Шатунный подшипник

- разложить все шатуны в соответствии с номерами цилиндров. Приливы на шатуне и крышке подшипника должны быть направлены в сторону шкива коленчатого вала (см рис. 60). На рис. 66 показано, как должны совмещаться детали;

Рис. 66. Детали поршня и шатуна двигателя объемом 1,0 л (на других двигателях болты шатуна вворачиваются в него снизу): 1 — поршневые кольца; 2 — поршень; 3 — шатун; 4 — крышка подшипника шатуна; 5 — гайка подшипника шатуна, 30 Н·м + 90°; 6 — вкладыш подшипника шатуна; 7 — блок цилиндров; 8 — болт шатуна (всегда заменять), на двигателях объемом 1,3, 1,4 и 1,6 л затягивать моментом 30 Н·м + 90°; 9 — стопорное кольцо поршневого пальца; 10 — поршневой палец

- стрелки на днищах поршней должны указывать на переднюю часть двигателя;

- расположить замки поршневых колец, чтобы они находились на равном расстоянии друг от друга по окружности поршня под углом 120°. На рис. 66 показано смещение замков по отношению к поршневому пальцу; - установить стяжной ленточный хомут вокруг поршневого кольца, как показано на рис. 72, и нажатием руки установить поршневые кольца в канавки. Проверить надежность посадки колец;

Рис. 72. Установка стяжного ленточного хомута

- надеть на шпильки шатуна короткие обрезки резиновой или пластиковой трубки (только для двигателя объемом 1,0 л), чтобы не поцарапать зеркало цилиндра;

- проворачивать коленчатый вал двигателя до тех пор, пока две шатунные шейки коленчатого вала не окажутся в НМТ;

- вставить сверху шатун в цилиндр. Положить для этого двигатель на бок, чтобы можно было установить шатун на опорной шейке, не допуская появления царапин в цилиндре или на шейке коленчатого вала. Вкладыш подшипника шатуна должен находиться в шатуне, а его установочный язычок — в соответствующей прорези в шатуне;

- вставить поршень в отверстие цилиндра, пока кольца поочередно не войдут в канал, а нижняя головка шатуна не сядет на шатунную шейку коленчатого вала;

- вставить второй вкладыш в крышку подшипника, хорошо его смазать, прижать крышку подшипника к шпилькам шатуна и слегка постучать (для двигателя объемом 1,0 л) или ввернуть болты в шатун через крышку подшипника шатуна. В этом случае смазать маслом нижнюю сторону головок болтов и резьбу, сняв предварительно резиновые трубки (если они использовались). Обязательно следить за тем, чтобы были совмещены друг с другом оба прилива;

- смазать поверхности прилегания гаек к крышке подшипника шатуна, резьбы болтов шатуна (двигатель объемом 1,0 л). Затянуть гайки или болты шатуна в два приема следующим образом:

1) затянуть гайки или болты шатуна попеременно до момента 30 Н·м;

2) довернуть еще на 90°;

- после установки шатуна провернуть несколько раз коленчатый вал, чтобы выявить заедание;

- еще раз проверить обозначение всех шатунов и убедиться, что поршни установлены правильно;

- измерить с помощью щупа зазор между боковой поверхностью шатуна и рабочей поверхностью коленчатого вала, как показано на рис. 73. Это осевой зазор подшипников шатуна, который не должен превышать 0,40 мм. Обычно он составляет 0,05–0,31 мм. Измерять зазор лучше перед разборкой двигателя;

Рис. 73. Проверка осевого зазора подшипника шатуна на коленчатом валу с помощью щупа

- далее проводить работы в последовательности, обратной снятию, в заключение установить поддон (подразд. 3.1.). При этом следует обратить внимание на различие в способах крепления (начиная с марта 1995 г.).

automn.ru

Разборка двигателя ВАЗ 2106 может осущетсвляться прямо в гараже

 

Автолюбители должны усвоить одно золотое правило: качественная сборка двигателя после проведения ремонтных работ обеспечит безотказную работу агрегата на достаточно долгое время, Поэтому к этому процессу следует относиться с большой ответственностью.

 

 

В интернете легко можно найти видео по сборке двигателя ВАЗ 2106, которое позволяет практически любому водителю научиться самостоятельно обслуживать силовой агрегат своего автомобиля.

 

Такие технологические операции, как сборка/разборка двигателя ВАЗ 2106, предполагают, наряду с наличием полного комплекта слесарных инструментов, комплекта обновленных запчастей, наличие определенных навыков слесарных работ и помощь специалиста.

 

 

Собираем поршни с шатуном. При этом процессе следует помнить, что в моторах комплектации до 1990 г. поршень и шатун соединяются таким образом, чтобы поршневая отметка «П» располагалась со стороны масляных магистралей на донной поверхности шатуна. В силовых установках последующего периода выпуска такие канавки отсутствуют, что позволяет проводить сочленение поршневого элемента и шатунного хода в разных положениях.

 

На моторных установках ВАЗ 2106, сошедших с конвейера завода после 1990 г., конструктивные отверстия в шатуне и вкладышах отсутствуют. Сопряжение шатунно-поршневой пары можно произвести в любых вариациях.

Приводим температурное значение шатуна в муфельной печи к показателю 240°С, чтобы металл головки изделия получил тепловое расширение, после чего горячее изделие помещаем в слесарные зажимы. Соединяем эту шатунно-поршневую пару так, что должно произойти совпадение позиции пальца с позицией шатуна в верхнем утолщении. Устанавливаем палец и смазываем его двигательной смазкой. В связи с быстрым остыванием изделия операция должна проводиться короткий промежуток времени.

 

Устанавливаем кольца поршневой группы в обратной последовательности демонтажа. При монтаже колец их излишнее разжимание может привести к деформации или поломке. При их установке могут использоваться 2 вида колец маслосъемного типа, различающиеся по комплектности:

 

  • в комплект входят расширитель и 2 изделия;
  • в комплект входят расширитель и 1 изделие.

 

При наличии в комплекте одного изделия установка происходит со стороны, расположенной напротив кольцевого замка. При наличии в комплекте двух изделий донное кольцо фиксируется выточкой, направленной в нижнюю плоскость. Если присутствует отметка «Верх» (ТОР), то кольцо фиксируется меткой, направленной в верхнюю плоскость (по направлению к поршневой донной части). Корректно ориентируем кольца и устанавливаем на оставшуюся поршневую группу.

 

Делаем закладку коренных вкладышей верхнего расположения (с наличием канавок). Важно совместить выемку на изделии с постановочным местом постели. Далее устанавливаются более широкие вкладыши, изготовленные без проточек. После этого вкладыши смазывается двигательной смазки.

 

Производим закладку коленвала в агрегатный блок. Устанавливаем с посадочные места нижних крышек коренные вкладыши без проточек. На шейки коренных подшипников и их крышек наносим двигательную смазку. Монтируем все крышки подшипников коренного типа, кроме кормовой, и наносим на полукольца упорного типа двигательной смазкой.

 

Устанавливаем крышки в незамененный блок по отметкам, сделанным в процессе демонтажа. Ставим полукольца упорного приницпа действия кормового размещения выемками к опорам коленчатого вала. Монтируем кормовую крышку с крепежами, затягиваем динамометрическим ключом с требуемым усилием.

 

Проводим замер осевого расстояния коленчатого вала, при необходимости применив «монтажку». Он должен находиться в пределах 0,06-0,26 мм. при предельном значении 0,35 мм. При увеличенном расстоянии требуется применение ремкомплекта с изделиями со значением +0,127 мм. При этом коленчатый вал мотора должен совершать круговое вращение в свободном режиме.

 

Комплектуем шатунную группу крепежом, проводя необходимые действия по совмещению выемок, и наносим двигательную смазку на зеркальную плоскость цилиндров, поршневую группу и ее компоненты. При монтаже поршневых элементов в цилиндры поршневая отметка «П» направляется к фронтальной части мотора. Фиксируем вкладыши шатунов в крышки, проведя совмещение усика изделия с выступом на крышке, и смазываем сопряженные детали двигательной смазкой.

 

Монтируем шатунную крышку, не забыв соединить риски. Не до конца закручиваем крепеж болтов шатуна. Аналогичную работу проделать со всеми шатунными крышками. Закручиваем до упора крепеж болтов шатуна специальным ключом с динамометрической шкалой. Ставим на место крепеж сальника коленчатого вала кормового типа, перед этим предварительно поменяв прокладку. Центруем крепеж относительно фланца коленвала особенной правкой и до упора закручиваем болты, проведя необходимые совмещения деталей.

 

 

Монтируем маховик сцепления, до этого поставив фронтальный кожух картера совпадением всех отметок. Крепеж закручиваем специальным динамометрическим ключом.

На этом процесс сборки двигателя ВАЗ 2106 закончена, далее его необходимо проверить на стенде (по возможности), а если такового нет, требуется провести обкатку двигателя на минимальных оборотах.

avtovx.ru

ВАЗ 2106 | Установка шатунно-поршневой группы

1. Cнимите с шатуна первого цилиндра крышку подшипника (ориентируясь по меткам, нанесенным при разборке). Снимите старые вкладыши шатунного подшипника и протрите посадочные поверхности вкладышей в стержне шатуна и в крышке чистой тканью не оставляющей ворса. Эти поверхности должны быть всегда абсолютно чистыми. 2. Протрите тыльную поверхность верхнего шатунного вкладыша и уложите его по месту в шатун. Убедитесь, что выступ на вкладыше зашел в выборку в шатуне и смазочные отверстия совпали. 3. При установке вкладыша недопустимо пользоваться молотком, надо соблюдать крайнюю осторожность, чтобы не повредить рабочую поверхность вкладыша. На данном этапе смазка вкладыша не требуется. 4. Протрите тыльную поверхность нижнего вкладыша и вложите его в крышку шатуна. Снова убедитесь, что выступ на вкладыше совпадает с выборкой на крышке шатуна, вкладыш не смазывайте. Очень важно, чтобы сопрягаемые поверхности вкладыша и шатуна в процессе сборки были абсолютно чистыми, без следов масла. 5. Расставьте стыки поршневых колец в соответствии с рис. Расстановка стыков поршневых колец для двигателей 1,3 л, рис. Расстановка стыков поршневых колец для двигателей 1,6 и 1,8 л. 6. Наденьте на болты крышек шатунов отрезки резиновых шлангов, что предохранит поверхность цилиндра от повреждения. 7. Смажьте поршни и кольца чистым маслом для двигателя, оденьте на поршень оправку для обжатия колец. Длина выступающего из приспособления участка юбки поршня должна быть примерно 6,0 мм, чтобы обеспечить правильный вход поршня в цилиндр. Кольца должны быть заподлицо с поверхностью поршня. 8. Проверните коленчатый вал до нижней мертвой точки в первом цилиндре, смажьте стенки цилиндра маслом для двигателя. 9. Поверните поршень с шатуном так, чтобы метки (1) на шатуне и (2) на днище поршня были обращены в сторону передней части двигателя, осторожно введите поршень с шатуном в первый цилиндр до упора приспособления для обжатия колец в блок цилиндров. 10. Слегка постучите по верхнему краю оправки, чтобы обеспечить равномерный контакт с плоскостью блока цилиндров по всей окружности. 11. Осторожно постучите деревянной рукояткой молотка по днищу поршня, направляя шатун на соответствующую шейку коленчатого вала. Поршневые кольца могут выскочить из оправки непосредственно перед вхождением в цилиндр, поэтому, оправка всегда должна прижиматься к блоку цилиндров. 12. Выполняйте эту операцию осторожно, немедленно прекратите вталкивание поршня при ощущении какого-либо сопротивления при входе в цилиндр. Определите причину заедания поршня и устраните ее, после чего продолжите установку поршня в цилиндр. Предупреждение

Не допускается прилагать усилие при установке поршня в цилиндр, независимо от причины вызвавшей сопротивление вхождению поршня. В противном случае можно поломать кольца или поршень.

13. После установки поршня в цилиндр надо измерить зазор между шатунным подшипниками и шейкой вала, и только после этого окончательно установить крышку шатуна. Проверка зазоров в шатунных подшипниках 14. Приготовьте отрезок калибровочной пластмассовой проволоки, длина которого немного меньше ширины шатунного подшипника, и положите его на шатунную шейку (указана стрелкой) первого цилиндра параллельно оси коленвала. 15. Очистите поверхность крышки шатуна, прилегающую к вкладышу, снимите шланги с болтов крепления крышек и установите крышку. Убедитесь, что метки взаимной ориентации на крышке и на шатуне находятся с одной стороны. Убедитесь, что передняя метка на крышке направлена в сторону зубчатого ремня. 16. Слегка смажьте внутренние поверхности гаек, заверните гайки и затяните их с заданным моментом. Затягивайте гайки торцовой головкой с подобранным наружным диаметром, что позволит избежать неправильного показания момента затяжки в случае задевания головки за крышку шатунного подшипника. 17. Если головка начнет задевать за крышку, то приподнимите головку так, чтобы обеспечить ее свободный поворот. Вращение коленвала при затяжке гаек не допускается. Предупреждение

На двигателях 1,6 и 1,8 л после затяжки гаек доверните их на 90°.

18. Отверните гайки и осторожно снимите крышки, не повредив пластмассовый калибр. 19. Сравните толщину раздавленной калибровочной проволоки со значением нанесенным на на упаковке калибра и определите величину смазочного зазора (шкала проградуирована в милиметрах и в дюймах). Сравните полученное значение с нормативным. 20. Если зазор не соответствует установленному, то причиной может быть неправильный подбор шатунных подшипников (в этом случае подберите вкладыши подшипников). Перед тем как прийти к решению о необходимости замены вкладышей убедитесь, что при измерении зазора отсутствовали загрязнения или масло между подшипниками и поверхностями шатунов и шатунных крышек. Проверьте также диаметр шатунных шеек. Если ширина раздавленной калибровочной проволоки по концам сильно отличается, то коренная шейка коленвала имеет конусность (см. подраздел 3.1.2.13). Окончательная установка шатунов 21. Осторожно удалите остатки калибровочного материала с шатунных шеек коленвала и/ или с в поверхностей шатунных подшипников. Не допускайте повреждения поверхностей шатунных подшипников, соскабливайте указательным пальцем или краем пластика. 22. Убедитесь в полной чистоте рабочих поверхностей шатунных подшипников, нанесите на вкладыши подшипника тонкий однородный слой консистентной смазки с дисульфидом молибдена или масла для сборки двигателя. Для доступа к поверхности верхнего шатунного вкладыша придется втолкнуть поршень в цилиндр, предварительно одев на болты крышки отрезки шлангов. 23. Притяните шатун к шейке коленчатого вала, снимите шланги с болтов крышек, установите крышки и затяните гайки с моментом, указанным в подразделе 3.1.2.1. 24. Повторите описанную процедуру для поршней и шатунов остальных цилиндров. В процессе сборки следите за чистотой сопрягаемых поверхностей шатуна и наружных поверхностей шатунных вкладышей. Следите за тем, чтобы каждый поршень в сборе с шатуном соответствовал данному цилиндру. При установке поршня в цилиндр выемка или стрелка должны быть обращены в сторону передней части двигателя. Смажьте цилиндр свежим маслом. После измерения зазора смажьте рабочие поверхности шатунных подшипников. 25. После окончательной установки поршней с шатунами, проверьте свободу вращения коленвала, провернув его на несколько оборотов от руки. 26. На последнем этапе сборки надо проверить осевой люфт шатуна. Процедура проверки описана в подразделе 3.1.2.9. 27.Сравните величину осевого люфта со значением указанным вподразделе 3.1.2.1. Если осевой люфт соответствовал норме до разборки двигателя, а в процессе ремонта установлены прежний коленвал и шатуны, то после ремонта осевой люфт также должен быть в пределах нормы. Если установлены новые шатуны и коленвал, то люфт может не соответствовать норме. В этом случае шатуны надо снять и сдать в мастерскую автосервиса для шлифовки.

automn.ru

ВАЗ 2106 | Установка шатунов и поршней, проверка зазоров в шатунных подшипниках

3.2.29. Установка шатунов и поршней, проверка зазоров в шатунных подшипниках

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Перед установкой поршней в сборе с шатунами поверхность цилиндра должна быть абсолютно чистой, с кромок цилиндров должна быть снята фаска, а коленвал установлен в блок цилиндров.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Разберите шатун 1-го цилиндра. Протрите тыльную поверхность нового верхнего шатунного вкладыша и уложите его по месту в шатун. Убедитесь, что выступ на вкладыше зашел в выборку в шатуне и смазочные отверстия совпали. Вкладыш не смазывать. Аналогично установите в крышку шатуна нижний вкладыш.
2. Расставьте стыки поршневых колец так, чтобы они располагались под углом 120°.
3. Наденьте шланги на болты шатунов. Смажьте поршни и кольца чистым маслом для двигателя, сожмите кольца приспособлением, оставив выступающий участок поршня 6–7мм.
4. Проверните коленвал до НМТ в первом цилиндре, смажьте стенки цилиндра маслом для двигателя.
5. Сориентируйте поршень так, чтобы выемка была обращена в сторону передней части двигателя.
6. Осторожно введите нижнюю часть поршня с шатуном в первый цилиндр до упора приспособления в блок цилиндров. Слегка постучите по верхнему краю оправки для равномерного контакта с плоскостью блока цилиндров.

7. Введите поршень в цилиндр, осторожно постукивая деревянной рукояткой молотка по днищу поршня. Большое усилие не прилагать. Если ощущается сопротивление, то немедленно прекратите сбоку и устраните причину заедания.

8. Притяните шатун к шейке коленвала и проверьте зазор в шатунном подшипнике.
9. Процедура проверки ничем не отличается от процедуры для коренных подшипников (см. подраздел 3.2.23). Вращение коленвала или малейшее попадание масла на вкладыши при измерениях не допускаются. Гайки крышки шатуна затяните с заданным моментом (см. подраздел 3.2.2)торцовой головкой с тонкими стенками (чтобы исключить заклинивание головки между гайкой и крышкой шатуна, на двигателях М10 и М20 затяните гайки в 3 этапа). Если зазор не соответствует норме, то убедитесь в отсутствии смазки и грязи и снова проверьте диаметр шейки и правильность подбора шатунного вкладыша.
Окончательная сборка шатунов
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Осторожно удалите остатки калибра, смажьте вкладыши и шатунную шейку коленвала, установите крышку и равномерно затяните гайки с заданным моментом.
2. Повторите процедуру измерения и сборки для остальных шатунов. Проверьте свободу вращения собранного коленвала.
3. Проверьте осевой люфт шатуна (см. подраздел 3.2.15). Имейте ввиду, что после установки новых шатунов люфт может быть меньше нормы и потребуется шлифовка шатунов.
4. Соберите и установите двигатель.

automn.ru

ВАЗ 2106 | Поршни и шатуны

Поршни и шатуны

Снятие и установка

Детали поршня

1 — поршневой палец 2 — поршень 3 — поршневые кольца 4 — шатунный болт 5 — шатун 6 — вкладыши шатунного подшипника 7 — крышка шатунного подшипника 8 — гайка шатунного подшипника

Детали поршня показаны на иллюстрации выше. Для снятия поршней двигатель должен быть демонтирован и головка цилиндров снята. Поддон картера также должен быть снят, чтобы добраться до шатунных подшипников. Ознакомьтесь с относящимися к этому разделами.

Поршни и шатуны выталкиваются рукояткой молотка с внутренней стороны блока цилиндров, после того как будут сняты крышки и вкладыши шатунных подшипников. Перед выполнением этих работ следует ознакомиться с нижеследующими указаниями относительно обозначения и направления установки:

Каждый поршень и соответствующий шатун следует обозначить номером цилиндра, с которого они снимаются. Это лучше всего сделать написав на днище поршня номер цилиндра. Также нанести на поршень стрелку указывающую на переднюю сторону двигателя. Когда поршень позднее будет очищаться от масляного нагара, стрелку следует нанести еще раз.

При снятии поршня с шатуном соблюдайте точное установочное положение крышки шатунного подшипника и сразу после снятия проверьте шатун и крышку подшипника на наличие номера цилиндра на одной стороне.

Днища поршней имеют засечку на кромке (инжекторный двигатель) или стрелку (карбюраторный двигатель), которая должна быть обращена вперед. Шатуны имеют маслораспылительные отверстия. При установленных деталях масляные отверстия, обозначения шатунных подшипников и направление «вперед» должны находиться в показанном на иллюстрации ниже положении. На иллюстрации изображены детали инжекторного двигателя. На карбюраторном двигателе наоборот, т. е. номер шатуна и крышки находится на той же стороне, что и маслораспылительное отверстие.

Правильно собранный поршень и шатун инжекторного двигателя. У карбюраторного двигателя метки (4) и маслораспылительное отверстие (2) должны лежать на одной стороне

1 — перед 2 — маслораспылительное отверстие 3 — размер поршня 4 — номер цилиндра
  1. Пометьте вкладыши подшипников относительно шатунов и крышек. Также обозначьте верхний и нижний вкладыши цветом на обратной стороне.
  2. Удалите крышки и вкладыши подшипников.
  3. Вытолкните поршни и шатуны с помощью рукоятки молотка с внутренней стороны блока цилиндров вверх. Если требуется удалить кольцо масляного нагара на верхней стороне отверстий цилиндров с помощью шабера.
  4. Снимите поршневые кольца по порядку с помощью щипцов через днище поршня, как показано на иллюстрации ниже. Если кольца будут использоваться снова, их следует пометить. Если нет специальных щипцов для поршневых колец, можно вставить металлические полоски под кольцо с противоположных сторон поршня. Одну полоску обязательно подложите под стык кольца во избежание царапин.
Снятие или установка поршневых колец с помощью специальных щипцов.
  1. Выпрессуйте поршневой палец из поршня и шатуна. Для этого нагрейте поршень до температуры 60 - 70° (горячей водой). Удалите оба стопорных кольца из проушины поршня, положите поршень соответствующим образом и выпрессуйте палец из поршня и проушины шатуна. Соберите вместе все относящиеся к одному поршню и шатуну детали.

Проверка поршней и шатунов

  1. Тщательно проверьте все детали. Если детали имеют признаки ржавчины царапины или износ, их следует заменить. Измерьте вертикальный зазор поршневых колец в пазах поршня, вставляя поочередно кольца в соответствующие пазы, как показано на иллюстрации ниже. С помощью плоского щупа определите зазор между поверхностью кольца и внутренней поверхностью паза. Если зазор колец составляет более 0.20 мм, или кольца или поршень изношены замените в комплекте. Требуемые значения зазора указаны в Спецификациях.

Измерение вертикального зазора поршневых колец в пазах поршня. Щуп должен вставляться в соответствии с нижним изображением на левом рисунке

1 — плоский щуп 2 — поршневое кольцо
  1. Поочередно вставьте все поршневые кольца с верхней стороны картера в цилиндр. Вставьте с помощью перевернутого поршня кольца примерно на высоту поршня. Благодаря этому они будут сидеть в отверстии ровно. Вставьте плоский щуп в зазор между концами кольца, как показано справа на иллюстрации ниже, чтобы измерить зазор в замке. Ми одно кольцо не должно иметь зазор более 1.0 мм. Требуемые значения указаны в Спецификациях.

Проверка зазора в замках поршневых колец. Вдвинуть кольца вниз перевернутым поршнем и затем измерить, как показано на правом рисунке

1 — поршень 2 — поршневое кольцо 3 — плоский щуп
  1. При слишком маленьком зазоре (например, у новых колец, которые также должны измеряться) концы кольца можно подточить. Для этого зажмите напильник в тисках и подточите торцы кольца. При слишком большом зазоре кольцо должно быть заменено. Если требуется только заменить поршневые кольца, не растачивая цилиндры зазор в замках должен быть измерен на нижней стороне цилиндра. Верхнее и среднее поршневые кольца с верхней стороны имеют обозначения (не на всех двигателях). Все кольца следует установить так, чтобы обозначение (если имеется) можно было прочесть сверху. Проверьте поршневые пальцы и втулки шатунов на наличие ржавчины и износ. Если в неудовлетворительном состоянии находится только один шатун, следует заменить весь комплект.
  2. Место посадки поршневого пальца в поршне должно быть таким, чтобы палец при комнатной температуре можно было задвинуть в поршень от руки (см. иллюстрацию ниже). Зазор пальца в поршне составляет 0.004 — 0.00 мм, однако его трудно измерить. Поэтому проверку следует проводить на глаз.

Проверка установки поршневого пальца

Поршневой палец при комнатной температуре должен вдавливаться большим пальцем руки.
  1. Проверьте шатуны с помощью специального прибора на скручивание и изгиб. Если имеется возможность воспользоваться таким прибором, граничные значения для скручивания 0.15 на 100 мм,0.30 для изгиба.

Измерение люфта шатунных подшипников

Эта работа описывается в Разделе Коленвал и подшипники коленвала в связи с коленчатым валом. Она производится с помощью полимерного волоска "Plastigage" или можно измерить внутренний диаметр шатунного подшипника и внешней диаметр шейки коленвала.

Сборка поршней и шатунов

Нагрейте проушину шатуна до температуры 60 - 70°С (опустите в горячую воду). Подготовьте подходящий стержень, который вставляется во внутреннюю часть поршневого пальца.

Хорошо смажьте поршневой палец и отверстие проушины шатуна.

Вставьте стопорное кольцо поршневого пальца с одной стороны в поршень. Проверьте, чтобы оно хорошо село в паз.

Запрессуйте палец подходящей оправкой в нагретый шатун.

При сборке должны соблюдаться следующие указания:

  1. Стрелка на днище поршня (или нарисованная, или на новых поршнях выбитая — см. иллюстрацию) должна указывать на переднюю часть двигателя.
  2. Обозначения номеров цилиндров на шатунах и крышках подшипников должны совпадать (иллюстрация). Учитывайте разницу между инжекторным и карбюраторным двигателем.
  1. Проверьте, чтобы поршни после сборки свободно могли двигаться на шатунах.
  2. Поршневые кольца устанавливаются или с помощью специальных щипцов со стороны днища поршня (иллюстрация), или с помощью упомянутых при снятии металлических полосок. Когда кольцо будет находиться на одном уровне с пазом металлическая полоска удаляется, так что кольцо садится в паз. Можно перепутать два компрессионных кольца, поэтому следует обращать внимание на их поперечное сечение, прежде чем устанавливать их. Если кольца хорошо помечены, перепутать их довольно трудно. Кроме того оба компрессионных кольца имеют на одной стороне обозначение (буква "R" может быть выбита на карбюраторном двигателе) которое должно быть видно со стороны днища поршня.
  3. Положите собранные поршни до установки на чистую поверхность и накройте их, чтобы на них не попала пыль. Так как детали уже смазаны нужно следить за тем, чтобы на поршни не попали инородные тела.

Сборка поршней и шатунов

  1. Хорошо смажьте зеркало цилиндров.
  2. Вставьте шатунные болты и шатуны, вложите вкладыши подшипников.
  3. Расположите шатуны согласно номерам цилиндров. Маслораспылительные отверстия должны находиться на заданной стороне блока цилиндров. На иллюстрации изображено, как должны располагаться поршни и шатуны на инжекторном двигателе. На иллюстрации ниже показано положение деталей у карбюраторного двигателя.

Правильная сборка поршня и шатуна на карбюраторном двигателе. Стрелка обращена к передней стороне двигателя

1 — размер поршня 2 — отметка "перед" 3 — маслораспылительное отверстие 4 — номер цилиндра
  1. Метки на днище поршней, т. е. метка на кромке (инжекторный двигатель) или стрелка (карбюраторный двигатель) должны указывать на переднюю сторону двигателя.
  2. Расположите замки поршневых колец по окружности на 120° друг к другу. На иллюстрации показано, как замки колец смещены относительно поршневых пальцев. На двигателях обоих исполнений кольца располагаются одинаково.

Расположение замков поршневых колец. Большая стрелка указывает на переднюю сторону двигателя

1 — замок расширительного элемента маслосъемного кольца 2 — замок верхнего кольца и верхнего элемента маслосъемного кольца 3 — замок второго кольца 4 — замок нижнего элемента маслосъемного кольца
  1. Наложите стяжную ленту для поршневых колец и вожмите кольца в пазы. Проверьте, чтобы они правильно встали на свои места. Если стяжной ленты нет, можно использовать большой шланговый хомут или положить тонкие металлические полоски вокруг колец и сожмите концы так, чтобы кольца вошли в пазы. Поршень вставьте после того, как будет еще раз проверено, что посторонних предметов на нем нет. Если используется шланговый хомут, его можно установить вокруг кольца, пока кольцо не войдет в цилиндр. Затем переставьте хомут на следующее кольцо и введите его в отверстие. Затем то же самое проделайте с верхним кольцом.
  2. Наденьте короткий отрезок резинового или полимерного шланга на болты шатуна, чтобы не поцарапать отверстие.
  3. Проверните коленвал, пока две шейки коленвала займут положение НМТ.
  4. Вставьте шатун сверху в отверстие. Для этого положите двигатель набок, чтобы шатун можно было установить на шейку и не поцарапать отверстие или шатунную шейку. Вкладыши шатунных подшипников уже должны находиться в шатуне, выступами в выемках и обоими масляными отверстиями на одной линии.
  5. Вдвиньте поршень, пока кольца войдут в отверстие, как показано на иллюстрации ниже, и конец шатуна встанет на шейку коленвала.
Установка поршня. Установленная стяжная лента (1) скользит при вдвигании поршня
  1. Вложите второй вкладыш подшипника, хорошо смажьте вкладыш и прижмите крышку к болту шатуна и слегка забейте. Отрезки резинового шланга должны быть предварительно сняты. Обязательно следите за тем чтобы числа на шатуне и крышке подшипника находились на одной стороне и соответствовали друг другу, так как в последний момент можно допустить ошибку.
  2. Смажьте поверхности прилегания гайки на крышках шатунных подшипников.
  3. Затяните новые шатунные гайки попеременно с усилием 14-16 Н•м. Чтобы выдержать момент затяжки, головку цилиндров следует установить на уплотнительную поверхность. Попросите ассистента удерживать блок и затяните оба расположенных сверху шатунных подшипника. Таким же образом еще раз затяните гайки шатунных подшипников с усилием 40-45 Н•м для инжекторного двигателя или 23 - 29 Н•м для карбюраторного двигателя.
  4. После установки шатуна несколько раз проверните коленвал чтобы сразу выявить заедание.
  5. Еще раз проверьте обозначения всех шатунов и проверьте чтобы поршни были обращены в правильное направление.
Измерение осевого люфта установленных на коленвале шатунов. Щуп вставляется между шатуном и рабочей поверхностью коленвала.
  1. С помощью щупа измерьте зазор между боковой поверхностью шатуна и коленвала, как показано на иллюстрации. Это осевой люфт шатунных подшипников, который должен составлять не более 0.50 мм. При превышении замените соответствующий шатун или коленвал.

automn.ru

ВАЗ 2106 | Проверка поршней и шатунов

Рис. 58. Замер вертикальных зазоров в канавках поршневых колец с помощью щупа

Рис. 59. Замер зазоров в замках поршневых колец, находящихся в цилиндрах двигателя

Провести тщательный контроль всех деталей. При наличии задиров, царапин и следов износа заменить их новыми. Замерить вертикальный зазор в канавках поршневых колец с помощью щупа, вставляемого между плоскостью поршневого кольца и плоскостью канавки поршневого кольца, как показано на рис. 58 (канавки необходимо перед этим тщательно прочистить, для этого можно, например, использовать сломанное поршневое кольцо). Если результаты замеров покажут, что зазоры в верхних кольцах превышают 0,20 мм, в средних — 0,15 мм и в маслосъемных — 0,10 мм, то это свидетельствует об износе поршневых колец или поршней. Затем с внутренней стороны картера двигателя необходимо по очереди вставить поршневые кольца в отверстия цилиндров, а перевернутым поршнем сверху подвинуть их вниз так, чтобы они расположились горизонтально и находились на расстоянии 20 мм от нижней кромки гильз цилиндров. После чего щупом замерить зазоры в замках поршневых колец, как показано на рис. 59. На всех кольцах этот зазор составляет 0,20–0,40 мм. Предельно допустимый износ для замков верхних колец не должен превышать 1,5 мм, для остальных колец — 1,0 мм.

Проверить поршневые пальцы и шатунные втулки на износ и наличие задиров. В этом случае допускается одиночная замена неисправного шатуна, однако масса нового шатуна не должна отличаться от массы заменяемого шатуна более чем на 5 г. Замену втулок в верхних головках шатунов рекомендуем проводить на специализированных СТО.

Рис. 60. Замер диаметров податливой части болтов крепления крышек шатунных подшипников

Рис. 61. Контроль шатуна на легкость хода

Перед повторным использованием болтов крепления крышек шатунных подшипников необходимо замерить диаметры их тонких частей с помощью штангенциркуля (рис. 60). Если промеренные диаметры болтов окажутся менее 7,1 мм, то такие болты подлежат замене, которую следует проводить согласно изложенным ниже инструкциям. Перед заменой болтов следует выполнить еще одну проверку, которая заключается в следующем: крышка шатунного подшипника сажается на один болт и поворачивается в сторону так, чтобы шатун и повернутая в сторону крышка подшипника находились на горизонтальной оси, как показано на рис. 61. Если крышка подшипника под собственным весом падает вниз, то этот шатун должен быть заменен на новый. В противном случае необходимо заменить болты. В приспособлении для проверки шатунов следует проверить все шатуны на скручивание и изгиб, величины которых не должны превышать минимально допустимые. Для выполнения этой работы также рекомендуется обратиться на специализированную СТО. При проверке поршней и шатунов существуют следующие рекомендации.

Не рекомендуется повторно использовать шатуны, которые были однажды перегреты из-за неисправности подшипника (шатуны с цветом побежалости).

Шатуны и крышки шатунных подшипников подобраны друг к другу и промаркированы.

Новые шатуны поставляются с расточенными втулками в верхних головках, их можно сразу устанавливать на двигатель.

Установить на болты крышки шатунных подшипников с вкладышами и с помощью нутромера промерить внутренний диаметр подшипников. Если полученный результат превысит значение 51,619 мм или будет выявлена некоторая конусность, то опорную поверхность крышки шатунного подшипника можно скорректировать на ровной плите до 0,02 мм.

Рис. 62. Шатун: 1 — втулка верхней головки шатуна; 2 — шатун; 3 — верхний вкладыш подшипника; 4 — упругие зажимные штифты; 5 — нижний вкладыш подшипника; 6 — болт крышки шатунного подшипника; L=145 мм; B=24,0 мм; D=47,95 мм; D1=29,50 мм; D2=26,0 мм (допуск 0,018–0,024 мм)

Если шатун находится в идеальном состоянии, а в поршневом пальце обнаружен повышенный зазор, то необходимо заменить втулку в верхней головке шатуна, выпрессовав старую и запрессовав новую. При этом необходимо обратить особое внимание на расположение масляного отверстия во втулке. Оно должно находиться на одной линии со стрелкой, обозначенной на рис. 62. После запрессовки новой втулки в верхнюю головку шатуна ее необходимо развернуть до диаметра D2, указанного на рис. 62. На этом рисунке указан допустимый диаметр.

automn.ru